Научная статья на тему 'Инфраструктурная составляющая как приоритет развития экономики региона'

Инфраструктурная составляющая как приоритет развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INDUSTRIAL POLICY / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов М. А.

В статье рассматривается функционирование, модернизация и развитие производственной инфраструктуры, которая является важнейшей составляющей проводимой промышленной политики страны и её регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE AS A COMPONENT OF PRIORITY REGIONAL ECONOMIC DEVELIPMENT

This article describes the operation, modernization and development of pro-vision of infrastructure, which is an essential part of ongoing industrial policy of the country and its regions.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурная составляющая как приоритет развития экономики региона»

нейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, достижение которого обеспечит потребности страны в качественном моторном топливе, смазочных маслах, сырье для нефтехимии и других нефтепродуктах.

Приведенные расчеты соотносятся с основными целями развития нефтеперерабатывающей отрасли, определенными в Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Так приоритетом данной отрасли является «повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях» [1].

Таким образом, рациональным подходом к инновационному развитию предприятий нефтегазового комплекса является реализация нескольких политик, причем распределение

Применение принципов стратегического моделирования позволит нефтяным компаниями не только грамотно оценивать различные инновационные альтернативы с точки зрения их финансовой эффективности, но также будет стимулировать их проводить анализ с позиций влияния внешних экономических, природных, политических, международных факторов.

1 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 г. №1234-р.

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.

ИНФРАСТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Гасанов М.А., д.э.н., ведущий научный сотрудник ИСЭИДНЦ РАН, профессор, академик РАТ

В статье рассматривается функционирование, модернизация и развитие производственной инфраструктуры, которая является важнейшей составляющей проводимой промышленной политики страны и её регионов.

Ключевые слова: промышленная политика, производственная инфраструктура, экономическое развитие, региональная экономика.

INFRASTRUCTURE AS A COMPONENT OF PRIORITY REGIONAL ECONOMIC DEVELIPMENT

Gasanov M., Ph.D, Senior Research Officer INESC Dagestan Scientific Center of RAS, Professor, Academician RAT

This article describes the operation, modernization and development of pro-vision of infrastructure, which is an essential part of ongoing industrial policy of the country and its regions.

Keywords: industrial policy, industrial infrastructure, economic development, regional economy.

Функционирование, модернизация и развитие производственной инфраструктуры является важнейшей составляющей проводимой промышленной политики страны и её регионов. От состояния данной сферы зависят темпы и уровень развития общества, особенно в настоящее время, когда негативные последствия экономического кризиса сказываются на деятельности предприятий промышленности. При этом успешное решение многих проблем определяется эффективностью механизма управления всей инфраструктурой.

Современное развитие инфраструктуры благотворно влияет на рост эффективности формирования и реализации промышленной политики Дагестана. Это достигается путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения по элементам инфраструктуры, вследствие рационализации проведения технологических работ. Проблемы стратегии развития экономики потребовали улучшения деятельности инфраструктуры предприятий промышленности. Анализ и оценка ее состояния в Южном федеральном округе (ЮФО) позволил и сделать вывод о существенном отставании развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей рыночной экономики, о непропорциональности функционирования других подотраслей инфраструктуры, ее объектов по отдельным районам и Дагестану в целом.

В настоящее время экономическая ситуация такова, что она пока не подвержена существенному влиянию экономического кризиса. Но со временем могут возникнуть проблемы, а с ними и усиление влияния кризиса на реализацию промышленной политики. Приоритетная цель производственной инфраструктуры - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения, повышение экономической эффективности его работы. Однако с этими функциями инфраструктура, как показал анализ, не всегда справляется. Ущерб только промышленному производству в результате неустойчивой работы объектов инфраструктуры составляет миллионы рублей в год, а потери продукции аграрного комплекса из-за несвоевременного вывоза и порчи - ещё ощутимее.

Значительное отставание инфраструктуры произошло также вследствие ограниченности производственных и материальных ре-

сурсов, результатом просчетов в прогнозировании развития этой сферы. Практика формирования и многообразие форм собственности, предпринимательство, конкуренция коренным образом меняют принципы и методы хозяйствования объектов инфраструктуры.

Убедительно это проявляется в настоящее время, когда кризисные явления экономики негативно влияют на реализацию промышленной политики инфраструктуры Дагестана. В связи с этим следует напомнить о важности развития сектора экономики предприятий промышленности. По оценке специалистов, Махачкалинский морской торговый порт из-за снижения объёмов по ранее заключенным договорам сократит перевозки продукции примерно на 9%. Соответственно прогнозируется снижение налоговых платежей.

Как показал проведенный научно-практический анализ, при наличии в отрасли разных форм собственности и организационных форм хозяйствования необходим такой механизм управления, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности производственной инфраструктуры в условиях формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона.

Снижению удельных производственных издержек способствует стабильный и интенсивный поток товародвижения. Это может быть достигнуто благодаря созданию опорной инфраструктурной сети, а также ликвидации диспропорций между отдельными районами. На основании выполненного анализа, можно утверждать, что подвижной состав, например, в целом удовлетворяет спрос на перевозки пассажиров и грузов, несмотря на острые проблемы в развитии отдельных видов транспорта.

К началу 2009 г. в регионе выросли объемы грузовых перевозок для предприятий промышленности. Так, грузооборот увеличился за год на 7,6%. При этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между инфраструктурными составляющими. Стабильный рост объема перевозок грузов (относительно уровня предыдущего года) отмечен на железнодорожном транспорте. Зафиксирован прирост грузооборота на морском транспорте, рост грузооборота абсолютных объемов наблюдался и на грузовом автотранспорте Дагестана, что связано с объективным тяготением к автопе-

ревозкам грузопотоков, формируемых условиями развивающегося рынка товаров и услуг.

В связи с этим следует отметить, что на фоне роста спроса на инфраструктурные услуги и значительного его увеличения в перспективе в инфраструктурном комплексе сохраняется ряд нерешенных проблем, в частности, отсутствует комплексность в формировании и реализации промышленной политики, все еще не завершены структурные преобразования, а состояние и темпы развития дорожной сети в регионе не соответствуют темпам автомобилизации. Плюс к этому в подотраслях производственной инфраструктуры сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования, существуют административные несоответствия в формировании инфраструктурной сети и др. Всё это может создать угрозу замедления социально-экономического развития Южного федерального округа, ослабления его позиций на российском рынке.

В Дагестане автодорогами занято примерно 21,1 тыс. га земельной площади, что составляет около 1% территории республики. Примерно 1600 населенных пунктов, осуществляют перевозки по дорогам с твердым покрытием, с сетью автодорог общего пользования. Особое внимание и поддержка государства требуется в строительстве дорог, мостов, тоннелей и других объектов предприятий промышленности. Производственная инфраструктурная политика региона в условиях формирования и реализации промышленной политики должна быть направлена на поэтапную интеграцию базовых принципов устойчивого функционирования этой сферы в стратегию экономического развития депрессивного региона, согласно которым решение задач удовлетворения инфраструктурных потребностей не вступает в противоречие, а согласуется с приоритетами охраны здоровья граждан и окружающей среды.

К основным направлениям структурной перестройки инфраструктуры региона с учётом реализации промышленной политики следует отнести следующие: приоритетное развитие социально значимых грузовых перевозок; улучшение состояния сети инфраструктурных коммуникаций; пополнение и модернизация парков подвижного состава и судов, и прежде всего для перевозок продук-

ции промышленности; повышение уровня безопасности движения. Государственное регулирование железнодорожных перевозок и перевозок в труднодоступные районы горных регионов страны необходимо осуществлять путем индексации пассажирских и грузовых тарифов, а поддержку пассажирского городского и пригородного транспорта - за счет средств местных бюджетов.

В рамках формирования промышленной политики государственную поддержку необходимо оказывать всем предприятиям производственной и социальной инфраструктуры, добиваться, чтобы банки беспрепятственно выдавали им долгосрочные кредиты. Целью проведения государственной политики в сфере инфраструктуры должно стать формирование такой системы производственной инфраструктуры, которая бы эффективно и гарантированно удовлетворяла социальные, экономически, природоохранные и другие специальные требования.

Вместе с тем вся структурная перестройка возможна при условии усиления государственного регулирования деятельности инфраструктуры, повышения здоровой конкуренции на предприятиях промышленности региона. В сложившихся условиях реализации промышленной политики это должно быть органично увязано с общими направлениями и прогнозами социально-экономического развития, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня всех объектов промышленной инфраструктуры, их модернизацию и обновление. Состояние промышленного производства по видам экономической деятельности в первом полугодии 2009 года приведено в таблице.

Индекс производства представляет собой относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Различают индивидуальные и сводные индексы производства. Индивидуальные индексы отражают изменение выпуска одного продукта и исчисляются как отношение объемов производства данного вида продукта в натурально-вещественном выражении в сравниваемых периодах. Сводный индекс производства характеризует совокупные изменения всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе производства

Таблица. Параметры промышленного производства в первом полугодии 2009 года

Индекс про- мышлен Индекс производства по видам экономической деятельности, в % к 1 полугодию 2008 г. Индекс производства про- Индекс потреби- тельских Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в июне 2009 г.

ного произ- водства добыча полез- ных иско- паемых обраба- тываю- щие произ- водства производство и распределение электроэнергии, газа и воды дукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, в % к I полугодию 2008 г. цен, июнь 2009 г., в % к декабрю 2008 г. рублей в % к среднероссийской стоимости изменение стоимости в % к декабрю 2008 г.

Российская Федерация Южный 85,2 96,5 78,7 94,4 100,9 107,4 7626,3 100 109,4

федеральный округ 86,5 84,8 85,3 94,7 101,4 108,1 7088,8 93 110,5

Республика Адыгея 95,1 43.,5 94,9 101,3 109,8 107,3 6910,5 91 108,3

Республика Дагестан 108,1 81,1 117,1 98,3 104,7 107,9 6521,6 86 110,6

Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская 92,8 108,7 48,7 85,3 110,0 107,8 6501,0 85 106,3

Республика 100,3 129,1 100,7 97,1 104,5 108,4 6278,8 82 108,6

Республика Калмыкия Карачаево-Черкасская 108,0 124,8 95,8 69,6 90,8 106,6 6601,7 87 109,1

Республика Республика Северная 91,5 73,0 91,0 100,2 104,9 108,1 6622,9 87 112,4

Осетия - Алания 98,2 122,6 96,0 97,2 103,7 108,2 6288,5 82 111,8

Чеченская Республика 87,3 84,4 102,1 102,0 100,2 109,1 6345,5 83 104,7

Краснодарский край 86,1 87,7 85,2 95,8 99,4 108,2 7483,5 98 112,9

Ставропольский край 96,6 92,0 97,0 96,8 101,0 108,0 7515,8 99 110,1

Астраханская область 81,0 78,6 79,2 91,8 104,9 109,3 6779,0 89 110,4

Волгоградская область 80,8 94,4 75,1 95,9 103,1 107,5 7039,6 92 110,6

Ростовская область 83,8 58,4 84,3 89,8 103,3 108,5 7480,8 98 111,9

стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления сводного индекса производства индивидуальные индексы по конкретным видам продукции поэтапно агрегируются в индексы по видам деятельности, подгруппам, группам, подклассам, классам, подразделам и разделам. Индекс промышленного производства - агрегированный индекс производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

На этапе преодоления последствий экономического кризиса государственному регулированию подлежат: развитие и техническое совершенствование региональной инфраструктуры; институционные преобразования в сфере производственной инфраструктуры; вопросы технологической и экологической безопасности работы инфраструктурных объектов промышленности; формирование и устойчивое функционирование рынка услуг; обеспечение мобилизационной готовности инфраструктурных региональных комплексов.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что к числу важнейших приоритетов развития и реформирования системы производственной инфраструктуры региона следует отнести дальнейшее совершенствование ее управляющих структур, чтобы обеспечить повышение управляемости предприятиями промышленного комплекса и безусловное проведение государственной политики, осуществлять государственное регулирование и контроль деятельности объектов инфраструктуры в производственной и социальной сферах экономики региона.

Решение указанных проблем имеет первоочередную важность для практической реализации промышленной политики и в этом направлении целесообразной и своевременной представляется необходимость создания эффективной антикризисной структуры по выработке мер, направленных на совершенствование государственной политики по обеспечению устойчивого и динамичного развития, путей преодоления негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу инфраструктуры предприятий. Собственно для реализации этих целей и создан антикризисный штаб, который начал свою деятельность с анализа ситуации в экономике республики и выработки конкретных рекомендаций по минимизации последствий экономического кризиса.

Взаимодействие органов государственной власти с бизнес-сообществом позволит безболезненно преодолеть последствия кризиса. Важно считаться и с тем, что при неблагоприятном сценарии ближайшие годы могут возникнуть проблемы ограничения рынка услуг и товародвижения в международных, региональных и внутренних перевозках продукции, а значит, инфраструктура может стать фактором ограничения экономического развития.

Как показал научно-практический анализ, в сложившихся условиях совокупное и взаимоувязанное решение поставленных вопросов позволит обеспечить в процессе реализации промышленной политики устойчивое функционирование производственной инфраструктуры в стратегии экономического развития. На современном этапе инфраструктура должна составить основу обслуживающей системы развития экономики региона, ее необходимо создать еще до начала активного экономического роста, а именно к тому моменту, когда появится возможность полномасштабного и комплексного обеспечения информационных, финансовых и товарных потоков. Для этого необходимо стабильное развитие функционирующей инфраструктуры при условии устранения инфраструктурных ограничений роста региональной экономики.

Литература:

1. Материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

2. Статистические показатели Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

3. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.