Научная статья на тему 'Влияние инфляционных процессов на потребительский рынок региона'

Влияние инфляционных процессов на потребительский рынок региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2289
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОН / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ИНФЛЯЦИЯ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / СРЕДНЕДУШЕВЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ / REGION / C. NSUMER MARKET / INFLATION / C. NSUMER PRICE INDEX / THE AVERAGE INCOME OF THE POPULATION OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT / DYNAMICS OF CONSUMER PRICES / THE REGIONAL ECONOMY / INFLATION IN THE CONSUMER MARKET IN THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иневатова Ольга Александровна

Инфляция является проявлением макроэкономической нестабильности и является проблемой, которая требует особого внимания. При небольших значениях, инфляция стимулирует экономический рост, а при значениях, превышающих допустимые пределы, негативно влияет на развитие экономических процессов. Инфляционные процессы наблюдаются и на потребительском рынке, в том числе и в Приволжском Федеральном округе. Инфляционные процессы непосредственно связаны с деятельностью потребительского рынка и должны постоянно находиться в центре внимания всех уровней власти региона, а политика в области развития потребительского рынка должна быть понятна потребителям и всем участникам рынка. Влияние инфляционных процессов на потребительский рынок региона необходимо постоянно исследовать. Целью исследования становится выявление проблемы усиления инфляционных процессов на потребительском рынке региона и как следствие выявление социально-экономических проблем, связанных с данным процессом. Инфляция на потребительском рынке неминуемо приводит к увеличению стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в регионах, в том числе и в Приволжском федеральном округе, стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг. Как следствие, это влияет, в первую очередь, на самые социально незащищенные слои населения: пенсионеров, семьи с низким доходом, где на продукты питания приходится половина всех расходов. Поэтому, при анализе, в первую очередь, нужно обращать внимание на соотношение стоимости минимального набора продуктов питания и среднедушевых денежных доходов населения в регионах. Инфляционные процессы негативно влияют не только на экономику страны, но и на социальную обстановку в обществе. Рост цен, в том числе на продовольственные товары, приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям для населения регионов. К сожалению, современная инфляция на потребительском рынке носит не эпизодический, а непрерывный, характер. Поэтому, в условиях рынка особое внимание необходимо уделять политике ценообразования. При проведении гибкой ценовой политики необходимо учитывать издержки на производство продукции, возможности потребителей и степень влияния конкуренции, а также возникает необходимость в уточнении и конкретизации долгосрочных целей государственной стратегии ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иневатова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INFLATION ON THE CONSUMER MARKET OF THE REGION

Inflation on the consumer market of the Volga Federal district The article is devoted to the study of inflationary processes in the consumer market in the Volga Federal district. Detected the following problem: the strengthening of inflationary processes in 2014 compared with 2013 and as a consequence identified socio-economic problems. The article analyzes the cost of a fixed set of consumer goods and services in the regions of the Volga Federal district, the cost of food and nonfood goods and services. The correlation value of the minimum set of food products and per capita monetary incomes of the population of the Volga Federal district. It is revealed that inflationary processes affect not only the economy but also the social environment in the society. As a result, the following conclusion: modern inflation in the consumer market is not episodic but continuous, in nature. Therefore, in the conditions of market, special attention should be paid to pricing. When carrying out a flexible pricing policy must take into account the costs of production, c. nsumer choices and the degree of influence of competition, and there is a need to clarify and concretize the long-term objectives of the state strategy of pricing.

Текст научной работы на тему «Влияние инфляционных процессов на потребительский рынок региона»

УДК 336.748:339.13:332.122 (470.56)

Иневатова О.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: inevatova.olga@mail.ru

влияние инфляционных процессов

на потребительский рь1нок региона

Инфляция является проявлением макроэкономической нестабильности и является проблемой, которая требует особого внимания. При небольших значениях, инфляция стимулирует экономический рост, а при значениях, превышающих допустимые пределы, негативно влияет на развитие экономических процессов.

Инфляционные процессы наблюдаются и на потребительском рынке, в том числе и в Приволжском Федеральном округе. Инфляционные процессы непосредственно связаны с деятельностью потребительского рынка и должны постоянно находиться в центре внимания всех уровней власти региона, а политика в области развития потребительского рынка должна быть понятна потребителям и всем участникам рынка.

Влияние инфляционных процессов на потребительский рынок региона необходимо постоянно исследовать. Целью исследования становится выявление проблемы усиления инфляционных процессов на потребительском рынке региона и как следствие выявление социально-экономических проблем, связанных с данным процессом.

Инфляция на потребительском рынке неминуемо приводит к увеличению стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в регионах, в том числе и в Приволжском федеральном округе, стоимости продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг. Как следствие, это влияет, в первую очередь, на самые социально незащищенные слои населения: пенсионеров, семьи с низким доходом, где на продукты питания приходится половина всех расходов. Поэтому, при анализе, в первую очередь, нужно обращать внимание на соотношение стоимости минимального набора продуктов питания и среднедушевых денежных доходов населения в регионах. Инфляционные процессы негативно влияют не только на экономику страны, но и на социальную обстановку в обществе. Рост цен, в том числе на продовольственные товары, приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям для населения регионов.

К сожалению, современная инфляция на потребительском рынке носит не эпизодический, а непрерывный, характер. Поэтому, в условиях рынка особое внимание необходимо уделять политике ценообразования. При проведении гибкой ценовой политики необходимо учитывать издержки на производство продукции, возможности потребителей и степень влияния конкуренции, а также возникает необходимость в уточнении и конкретизации долгосрочных целей государственной стратегии ценообразования.

Ключевые слова: инфляционные процессы, регион, потребительский рынок, инфляция, индекс потребительских цен, среднедушевые денежные доходы населения Приволжского Федерального округа, динамика изменения потребительских цен, региональная экономика, инфляционные процессы на потребительском рынке в Приволжском Федеральном округе.

Приволжский Федеральный округ является крупнейшим территориальным образованием России. Его площадь занимает 6,1% территории России, население - 21,3% от общего числа граждан страны, доля в общероссийском ВВП превышает 15%.

Как и во всей России, в Приволжском Федеральном округе наблюдаются инфляционные процессы. Инфляционные процессы непосредственно связаны с деятельностью потребительского рынка и должны постоянно находиться в центре внимания всех уровней власти региона, а политика в области развития потребительского рынка должна быть понятна потребителям и всем участникам рынка.

Инфляция (от латинского inflation - вздутие) - обесценивание бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что

сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы [2].

Инфляция является проявлением макроэкономической нестабильности и является проблемой, которая требует особого внимания. При небольших значениях, инфляция стимулирует экономический рост, а при значениях, превышающих допустимые пределы, негативно влияет на развитие экономических процессов.

Значения уровня инфляции определены в качестве целевых ориентиров «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» для реализации поставленной государственной задачи по созданию в России благоприятных условий экономического развития [5].

В 2014 году на территории Приволжского округа отмечалось усиление инфляционных процессов по сравнению с предыдущим го—дом.

Уровень инфляции по Приволжскому округу в 2014 году составил 11,8% (в 2013 го-ду - 6,5%). Увеличение инфляции в 2014 году характерно для всех регионов ПФО, особенно тем-пы инфляции выросли по сравнению с преды-дущим годом в Ульяновской области, Чувашской республике и республике Марий-Эл.

Наибольшие среди регионов округа темпы роста цен на товары и услуги в 2014 году от-мечались в Ульяновской области, где уро-вень инфляции составил 11,5%. Наименьший уровень инфляции наблю-дался в Удмуртии- 6,1% [3].

Средняя потребительская корзина представляет собой рекомендованный Минздравом объем продуктов питания для взрослого человека. В него входят хлеб и макаронные изделия, чай, сахар и соль, молоко и молочные продукты, овощи, крупы, растительное масло, яйца, мясо и рыба.

По результатам 2014 года произошли изменения индекса потребительских цен. В 2014 году за ноябрь-декабрь он увеличился на 2,6%,

а по сравнению с декабрем предыдущего года на 11,4%. Наибольший рост цен произошел на продукты питания, безалкогольные, алкогольные напитки и табачные изделия на 10%,14,9% , а также на услуги здравоохранения на 9,1% соответственно, по сравнению с предыдущим годом. Наименьший рост цен наблюдался на услуги связи на 0,6%, а также на одежду и обувь на 6% по сравнению с предыдущим годом.

Динамика изменения индекса потребительских цен в Приволжском Федеральном округе за 2013-2014 гг. представлена на рисунке 1.

По результатам 2014 года произошли следующие изменения индекса потребительских цен. В 2014 году за ноябрь-декабрь он увеличился на 2,6%, а по сравнению с декабрем предыдущего года на 11,4% [8].

Из-за возросших темпов роста цен на продовольственные товары произошло повышение уровня инфляции, которое наблюдалось во всех рассматриваемых регионах. Рассмотрим изме-

Таблица 1. Индекс потребительских цен в Приволжском Федеральном округе за 2013-2014 гг. [9]

Наименование Декабрь 2014г. к Январь-декабрь 2014 г. к январю-декабрю 2013 г. Справочно

декабрь 2013 г. к январь-декабрь 2013 г. к январю-декабрю 2012 г.

ноябрю 2014 г. декабрю 2013 г. ноябрю 2013 г. декабрю 2012 г.

Все товары и услуги 102,6 111,4 107^ 100,5 106,5 106,8

Продукты питания и безалкогольные напитки 103,9 116,4 110,0 100,9 106,0 106,2

Алкогольные напитки, табачные изделия 100,7 115,7 114,9 100,4 116,6 118,1

Одежда и обувь 100.9 106.0 105.0 100.4 104.6 105.0

Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива 100,7 108,7 107,7 100,1 108,5 109,1

Предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом 104,4 109,7 105,0 100,4 103,6 104,1

Здравоохранение 100,9 110,9 109,1 100,4 108,3 107,7

Транспорт 102,3 107,3 105,2 100,7 104^ 105,5

Связь 100^ 101.1 100.6 99.9 101.3 101.4

Организация отдыха и культурные мероприятия 107,7 117,2 108,1 100,3 105,3 104,3

Образование 100,1 108,9 108,6 100,0 108,5 110,7

Гостиницы, кафе и рестораны 101,1 107,7 107,5 100,4 108,0 107,1

Другие товары и услуги 101,4 109,0 107,0 100,4 105,7 106,2

нение индекса цен в Приволжском Федеральном округе за 2013-2014 гг., (таблица 2).

В декабре в группе продовольственных товаров наиболее существенно выросли цены на наблюдаемые виды плодоовощной продукции. Так, цены на капусту свежую белокочанную увеличились на 31,7%, огурцы и помидоры свежие - на 28,1% и 20,8% соответственно, виноград - на 16,5%, бананы - на 15,5%, морковь - на 13,6%.

Среди остальных наблюдаемых видов продуктов питания увеличились цены на рис на 8,4%, рыбу мороженую - на 5,3%, муку пшеничную - на 5,1%, макаронные изделия из пше-

ничной муки высшего сорта, горох и фасоль, маргарин, сыры сычужные твердые и мягкие, сельди - на 4,0-4,7%. Повышение инфляции также связано с ростом цен на непродовольственные товары (таблица 3). В декабре рост цен отмечался на подавляющее большинство наблюдаемых видов непродовольственных товаров.

Наибольшее увеличение цен отмечалось на электро- и телерадиотовары. Так, телевизоры стали дороже на 16,0%, микроволновые печи, плиты бытовые, стиральные и швейные машины, миксеры, пылесосы, холодильники, электрические утюги - на 12,1-15,0%.

Рисунок 1. Динамика изменения индексов потребительских цен в Приволжском Федеральном округе в 2013-2014 гг.

Таблица 2. Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в Приволжском Федеральном округе за 2013-2014 гг., в процентах [14]

Продовольственные товары Декабрь 2014 г. к Январь-декабрь 2014 г. к январю-декабрю 2013 г. Справочно

Декабрь 2013г. к январь-декабрь 2013 г. к январю-декабрю 2012 г.

ноябрю 2014 г. декабрю 2013 г. ноябрю 2013 г. декабрю 2012 г.

Продовольственные товары без алкогольных напитков 103,7 115,7 109,7 100,8 106,1 106,2

хлеб и хлебобулочные изделия 101,9 107,5 105,5 100,3 108,0 113,5

крупа и бобовые 111.5 134,6 107,2 99,9 103.2 103,6

макаронные изделия 103,9 108,4 102,5 99,9 104,7 110,3

мясо и птица 101.5 120.1 109.1 99.9 97.0 101,0

рыба и морепродукты 103,8 119,1 112,9 101,5 107,6 103,7

молоко и молочная продукция 101,7 114,4 116,9 101,6 113,1 108,0

масло сливочное 101,5 114,5 120,7 102,3 118,6 109,2

масло подсолнечное 106,3 105,0 95.4 9S.9 97.0 105,8

яйца 114,5 104,6 108,7 99.4 128,8 113,8

сахар-песок 114,3 140,0 114,4 98,6 102.6 101,1

плодоовощная продукция 112,9 122,0 108,6 102,8 109,3 109,3

Алкогольные напитки 100,7 113.7 112.6 100,4 114,6 116,7

Кроме того, наблюдался рост цен на персональные компьютеры - на 8,9%, ковры и ковровые изделия, свежесрезанные цветы, часы наручные, средства связи, фотоаппараты, инструменты и оборудование, легковые автомобили, отдельные виды медикаментов и медицинских изделий, а также строительные материалы - на 3,0-5,3%. Одновременно цены на газовое моторное топливо снизились на 2,3%, бензин автомобильный марки АИ-92 (АИ-93 и т. п.) - на 1,0%, марки АИ-95 и выше - на 0,9% [10]. Проследим динамику изменения индекса цен и тарифов на отдельные группы и виды услуг в Приволжском Федеральном округе за 2013 -2014 гг., (таблица 4).

По данным, приведенным в таблице 4 можно сделать вывод о том, что в декабре 2014 года повысилась стоимость услуг ЖКХ, услуг по медицинскому обслуживанию. Также произошло повышение стоимости следующих услуг: на 7,0% подорожали курсы обучения вождению легкового автомобиля, на 2,7- 4,3% - наём жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, полис добровольного страхования легкового автомобиля от стандартных рисков, услуги по подготовке юристом искового заявления в суд о расторжении брака, отдельные виды услуг банков [11].

Представим динамику изменения индекса потребительских цен на товары и услуги в 2013-2014 гг. на рисунке 2.

Рост инфляции в 2014 году повлиял на стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в регионах Приволжского федерального округа (таблица 5).

По данным, приведенным в таблице 5 можно сделать вывод о том, что в целом произошло увеличение показателей стоимости в Приволжском Федеральном округе в 2014 году возросла на 796,6 руб. или на 8,6%. Наибольшей стоимостью фиксированного набора за 2013 - 2014 гг. обладает Самарская область (10658,2 и 9919,1 руб. соответственно). Наименьшей стоимостью фиксированного набора за исследуемый период обладает Саратовская область (8899,1 и 8105,2 руб. соответственно).

Для межрегиональных сопоставлений уровня потребительских цен на продовольственные товары используется стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, которая рассчитывается на основе единых объемов потребления, установленных по России.

В декабре 2014 года стоимость минимального набора продуктов питания по округу в целом составила 2598,5 рубля в расчете на месяц и по сравнению с декабрем 2013 года повысилась на 10,9% [15].

Рассмотрев данный показатель, можно сделать вывод о высоком росте цен на основные продукты питания, которые занимают высокий

Таблица 3. Индекс цен на непродовольственные товары в Приволжском Федеральном округе за 2013-2014 гг. [9]

Непродовольственные товары Декабрь 2014 г. к Январь-декабрь 2014 г. к январю-декабрю 2013 г. Справочно

декабрь 2013 г. к январь-декабрь 2013 г. к январю-декабрю 2012 г.

ноябрю 2014 г. декабрю 2013 г. ноябрю 2013 г. декабрю 2012 г.

Ткани 101,6 107.4 106.0 100,6 105.2 104.8

Одежда и белье 100.9 106,2 105.0 100.4 104,7 105.0

Трикотажные изделия 100,9 106,2 105,2 100,5 104,4 104,7

Обувь 100.6 105,7 105,0 100,2 104,5 104,7

Моющие и чистящие средства 101,1 109,2 106,8 100,4 104,6 104,9

Табачные изделия 101.0 127.1 Ш.4 100,8 129,3 127.2

Электротовары и другие бытовые приборы 112,0 117,9 105,2 100,3 102,1 101,9

Телераднотовары 114,0 115.8 102,5 100.2 99,8 98.3

Строительные материалы 101,2 104,8 103,3 100,0 102,5 103,6

Бензин автомобильный 99,1 108,9 107,6 99,5 105,7 107,6

Медикаменты 101,4 113,1 109,7 100,2 108,6 107,8

удельный вес в структуре их потреб—ления населением.

По данным таблицы 6 видно, что в Приволжском Федеральном округе, в 2014 году стоимость минимального набора продуктов питания увеличилась на 255,7 руб.

Наибольшей стоимостью минимального набора продуктов питания в 2014 году обладает Пермский край (2792,1 руб.), а наименьшей -Саратовская область (2310,3 руб.) [4].

Таким образом, инфляционные процессы на потребительском рынке приводят к следующим социально-экономическим проблемам:

1) Перераспределению доходов общества;

2) Инфляция способствует ухудшению платежного баланса;

3) Сокращению реальных доходов государственного и региональных бюджетов, росту бюджетного дефицита и государственного долга;

4) Политическая стабильность уменьшается, обостряется социальная напряженность.

То есть, на сегодняшний день уровень инфляции является одним из важнейших показателей развития экономики. Инфляционные процессы негативно влияют не только на экономику страны, но и на социальную обстановку в обществе. Инфляцию на потребительском рынке понимают как «слишком много денег при данном количестве товаров», но инфляция на потребительском рынке - это гораздо более сложное явление, прежде всего - это устойчивый рост общего уровня цен [12].

Рост инфляции негативно влияет на изменение цен на потребительские товары и услуги. Ситуация была усугублена их резким скачком

в декабре 2014 года. Отрицательная тенденция продолжает развиваться и в 2015 году. Негативным последствием является ускорение, прежде всего, продовольственной инфляции, наиболее ощутимой потребителями.

Рост цен на продовольственные товары первой необходимости, вероятно, будут сдерживать на государственном уровне (ранее такая тактика уже обсуждалась). В связи с санкциями, наибольшему росту будут подвержены цены на импортные товары: морская рыба, ряд фруктов и овощей и т. п. Кроме того, в периоды паники наблюдается резкое удорожание некоторых групп товаров, например, гречки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Росстат выявил инфляцию по итогам 2014 года на уровне 11,8%, притом, что в начале прошлого года Центральный банк планировал удержать ее на отметке в 5%.

Поэтому, увеличение уровня цен на потребительском рынке, например на 10 процентов в год, требует такого же роста номинальных личных доходов населения для того, чтобы уровень жизни не снизился.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- экономическую ситуацию в ПФО можно охарактеризовать как разноплановую, но с активно выраженными инфляционными процессами практически во всех регионах. Особенно остро это проявилось в таком сегменте рынка как потребительский рынок регионов, что самым негативным образом сказалось на доходах населения.

- на потребительском рынке изменение цены в основном определялось следующими тенденциями: цены на наиболее востребован-

Рисунок 2. Индексы потребительских цен на товары и услуги в 2013-2014 гг.

ные продукты росли наиболее быстрыми темпами; наблюдалась тенденция к удорожанию продовольственной корзины; произошло изменение индекса потребительских цен; увеличились цены на товары сельскохозяйственных производителей.

- современная инфляция на потребительском рынке носит не эпизодический, а непрерывный, хронический характер, что несет угрозу экономической политике государства.

- в условиях рынка особое внимание необходимо уделять политике ценообразования. Цена является одним из важнейших показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятий, поэтому устанавливая цену, предприятия стремятся, чтобы она была оптимальной и соответствовала интересам собственника и рынка.

Рост цен в условиях современной экономики наблюдается во всех отраслях экономики. Особой составляющей и индикатором ценовой политики страны является изменение цен на потребительском рынке, их рост. Если увеличиваются цены на продукты питания, то это в первую очередь оказывает влияние на уровень жизни населения. Поэтому, стратегически важной задачей производственного сектора является сохранение стабильной политики ценообразования на длительную перспективу.

- в последние годы, как в Оренбургской области, так и ПФО в целом наблюдалось развитие потребительского рынка, этому способствовал рост платежеспособного спроса населения. Однако за этот период можно было наблюдать сильную дифференциацию в доходах населения, поэтому, в будущем необходимо рационализи-

Услуги Декабрь 2014 г. к Январь-декабрь 2014 г. к январю-декабрю 2013 г. Справочно

декабрь 2013 г. к январь-декабрь 2013 г. к январю-декабрю 2012 г.

ноябрю 2014 г. декабрю 2013 г. ноябрю 2013 г. декабрю 2012 г.

Жилищно-коммунальные 100,7 109,4 108,8 100,1 109,8 110,1

Жилищные 101^ 119,0 109,7 100,2 105,4 106,9

оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов 100,7 116,8 110,6 100,1 106,9 108,9

содержание и ремонт жилья для граждан-собственников жилья в результате приватизации 102,5 122,4 110,3 100,1 104,9 106,7

услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ТСЖ 101,9 121,8 110,3 100,1 104,9 105,9

коммунальные 100,1 105,3 107,9 100,1 111,2 111,5

водоснабжение холодное 100,0 104,8 106,5 100,0 108,0 109,9

водоотведение 100,0 105,2 106,9 100,0 ^,9 110^

водоснабжение горячее 100,2 106,9 108,7 100,0 111 ,4 113.2

отопление 100,1 105,9 107,9 100,0 111,3 112,3

газоснабжение 100,0 104,2 109,6 100,8 114,8 114,1

электроснабжение 100,0 104,0 108,2 100,0 112.9 109,4

Медицинские 100,5 109,2 109,4 100,6 109,0 108,1

Пассажирского транспорта 103,4 107,3 106.9 103.4 ^.9 109,2

связи 100,1 101,3 101,3 100,0 102,: 102,1

Организаций культуры 101,3 109,9 110,5 101,5 110,5 109,1

Дошкольного воспитания 100,8 115,6 116,4 100,7 109,9 107,2

Образования 101,5 113,8 109,0 100,0 107,7 109,4

Бытовые 100.7 106.1 106.5 100.5 107.6 107.7

Физкультуры и спорта 100,2 105,1 105^ 100,5 106,0 106,6

Страхования 1024 121,7 111,4 100,3 104,9 103,7

Таблица 4. Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды услуг, в процентах [9]

Таблица 5. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в регионах Приволжского федерального округа в 2013-2014 гг. [9]

2013 г. 2014 г.

Регионы Стоимость фиксированного набора Изменение стоимости фиксированного Стоимость фиксированного набора Изменение стоимости фиксированного набора, в% к декабрю 2013

руб. в расчете на месяц в% к среднероссийской стоимости набора, в% к декабрю руб. в расчете на месяц в% к сред-нероссийской сто-

2012 имости

Приволжский федеральный округ 8874,9 90 108,1 9671,5 90 108,6

Республика Башкортостан 8547,7 87 107,7 9322,4 87 109,1

Республика Марий Эл 8195,8 83 107,4 S992,5 84 109,7

Республика Мордовия 8599,9 87 107,7 9209,6 86 107,1

Республика Татарстан S700,5 88 111,6 9522,9 89 109,5

Удмуртская Республика 8611,3 87 110,1 9456,1 SS 109,8

Чувашская Республика 8350,1 85 106,8 9093,1 85 108,9

Пермский край 9914,5 100 107,6 10404,1 97 104,9

Кировская область 9249,7 94 108,1 10096,7 94 109,2

Нижегородская область 9355,4 95 108,7 10246,8 95 109,5

Оренбургская область 8329,6 S4 107,8 9189,4 86 110,3

Пензенская область 8379,5 85 104,4 8938,0 S3 106,7

Самарская область 9919,1 101 106,4 10658,2 99 107,5

Саратовская область 8105,2 82 107,4 8899,1 83 109,8

Ульяновская область 8552,3 87 107,9 9727,5 91 113,7

Таблица 6. Соотношение стоимости минимального набора продуктов питания и среднедушевых денежных доходов населения Приволжского Федерального округа в 2013-2014 гг. [14]

Регионы 2013 г. 2014 г.

Стоимость минимального набора, руб. Соотношение доходов населения и стоимости набора, в разах Стоимость минимального набора, руб. Соотношение доходов населения и стоимости набора, в разах

Приволжский федеральный округ 2342,8 8,4 2598,5 8,4

Республика Башкортостан 2401,7 8,9 2623,5 9,1

Республика Марий Эл 2191,7 5,7 2501,8 5,8

Республика Мордовия 2269,8 5,8 2489,5 5,7

Республика Татарстан 2232,5 10,8 2608,9 10,0

Удмуртская республика 2299,1 7,3 2602,0 7,2

Чувашская Республика 2273,7 6,1 2482,7 6,1

Пермский кран 2599,0 9,0 2792,1 9,2

Кировская область 2406,1 7,0 2615,0 7,0

Нижегородская область 2373,5 9,2 2667,0 9,2

Оренбургская область 2277,7 7,3 2508,9 7,5

Пензенская область 2278,4 7,0 2401,7 7,4

Самарская область 2518,4 9,8 2787,9 9,5

Саратовская область 2089,8 6,8 2310,3 6,8

Ульяновская область 2243,6 7,3 2472,6 7,5

ровать перераспределение денежных и других ресурсов между различными слоями населения, ведь все потребители в разной степени увеличивают свои доходы.

- рост цен на продукты оказывает в большей степени влияние на семьи с низким доходом, где на продукты питания приходится половина всех расходов. Поэтому властям необходимо прибегнуть к сдерживанию цен на продовольственные товары, или вводить какие - либо ограничения.

- цены в анализируемом периоде были не устойчивыми. Данная ситуация предполагает следующие перспективные пути решения: необходимость стабилизации ценовой ситуации на рынке товаров и услуг, сдерживание роста цен на потребительском рынке, цена не должна расти резкими скачками. И, эти направления становятся первоочередными задачами в страте-

гическом планировании и реализации стратегии развития региона.

- заметный рост цен на потребительские товары, приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям для населения регионов. Органам власти регионов и некоторым товаропроизводителям необходимо проводить более гибкую ценовую политику, а так же учитывать издержки на производство продукции, возможности потребителей и степень влияния конкуренции. Поэтому, государственную стратегию ценообразования необходимо четко проработать на предмет ее практической реализации, конкретизировать ее долгосрочные и среднесрочные цели, выявить направления их дальнейшего преобразования и совершенствования применительно к практическим реалиям.

30.07.2015

Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Оренбургской области,

областной грант №26

Список литературы:

1 Буреш О.В. Регион как основное звено формирования инновационной экономики / О.В. Буреш, с.П. Лапаев; Мин. обр. и науки

Рос. Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва: Экономика, 2012. - 237 с.

2 Итоги внешнеэкономической деятельности Оренбургской области за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www.mininform.orb.ru/ves/2014_1.pdf / (дата обращения: 11. 06. 2015).

3 Итоги внешнеэкономической деятельности Оренбургской области за I полугодие 2015 года. - Режим доступа: http://www. mininform.orb.ru/ves/2015_1.pdf / (дата обращения: 11. 06. 2015).

4 Консультант Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11. 06. 2015).

5 Лапаев С.П. Методологические основы инновационного развития региона: монография / с.П. Лапаев. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - 272 с.

6 Лапаев С.П. Управление формированием региональной инновационной системы: монография / с.П. Лапаев; М-во образования

и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург: Университет, 2014. - 474 с.

7 Мельникова Л. Долгосрочные стратегии регионального развития: перспективы роста и ограничения / Л. Мельникова // Проблемы теории и практики управления, 2013. - №1. - с. 79-88.

8 Научно-инновационный потенциал Оренбургской области. - Режим доступа: http://orbinvest.ru/innovations/index.php / (дата обращения: 11. 06. 2015).

9 Официальный сайт Росстата РФ - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 11. 06. 2015).

10 Официальный сайт Гарант - Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 11. 06. 2015).

11 Перегородиева Л. Н. Перспективы реализации стратегии импортозамещения в России. - Режим доступа: http://protestirui.ru/ pravo/49 / (дата обращения: 11. 06. 2015).

12 Попов В. А. Управление инфляцией на потребительском рынке. Формирование потребительской корзины в условиях неопределенной инфляции / В. А. Попов, В. П.Семенов // Финансовый бизнес, 2014. - №11. - с. 47-51.

13 Сергушко с. В. Модернизация институциональной системы государственного управления инновационным развитием региона / с.В. Сергушко, А.С. Славянов // Региональная экономика: теория и практика, 2014. - №30 (357). - с. 10-17.

14 Счетная Палата РФ - Режим доступа: http://audit.gov.ru/ (дата обращения: 11. 06. 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Товарная структура импорта Оренбургской области. - Режим доступа: http://www.mininform.orb.ru/ves/2015.pdf / (дата обращения: 11. 06. 2015).

16 Щанкин с.А. Основные приоритеты промышленной политики / с. Щанкин // Региональная экономика: теория и практика, 2015. - №13. - с. 47-59.

Сведения об авторе:

Иневатова Ольга Александровна, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук 460018 г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел. (3532) 372447, e-mail: inevatova.olga@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.