Научная статья на тему 'РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЯ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЯ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ОРУЖИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатаулин Иван Мансурович

В статье автор указывает на значимость роли руководителя при проведении занятий по огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел, важность его методической подготовки и отличного владения оружием. Интерес к данной теме продиктован малой освещенностью роли руководителя в подготовке и проведении занятий по огневой подготовке сотрудников в учебной и научной литературе. Новизна статьи видится в авторском подходе в изложении имеющегося материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гатаулин Иван Мансурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE HEAD IN CONDUCTING CLASSES ON FIRE TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

In the article, the author points out the importance of the role of the head when conducting classes on fire training of law enforcement officers, the importance of his methodical training and excellent possession of weapons. The interest in this topic is dictated by the low illumination of the role of the head in the preparation and conduct of classes on fire training of employees in educational and scientific literature. The novelty of the article is seen in the author's approach in the presentation of the available material.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЯ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 351.74

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЕЯ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE ROLE OF THE HEAD IN CONDUCTING CLASSES ON FIRE TRAINING OF EMPLOYEES

OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Гатаулин Иван Мансурович

cnушатель

факультет подготовки руководителей (начальников) территориальных органов

Министерства внутренних дел России кафедра организации огневой и физической подготовки Академия управления Министерства внутренних дел России

г. Москва, Россия Gataullin Ivan Mansurovich

listener

faculty of preparation of managers (heads) of the territorial bodies

of the Ministry of the Interior of Russia department of organization of fire and physical training Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Moscow, Russia

Аннотация. В статье автор указывает на значимость роли руководителя при проведении занятий по огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел, важность его методической подготовки и отличного владения оружием. Интерес к данной теме продиктован малой освещенностью роли руководителя в подготовке и проведении занятий по огневой подготовке сотрудников в учебной и научной литера -туре. Новизна статьи видится в авторском подходе в изложении имеющегося материала.

Abstract. In the article, the author points out the importance of the role of the head when conducting classes on fire training of law enforcement officers, the importance of his methodical training and excellent possession of weapons. The interest in this topic is dictated by the low illumination of the role of the head in the preparation and conduct of classes on fire training of employees in educational and scientific literature. The novelty of the article is seen in the author's approach in the presentation of the available material.

Ключевые слова: руководитель; огневая подготовка; органы внутренних дел; сотрудники полиции; оружие.

Keywords: head; fire training; internal affairs bodies; police officers; weapons.

Сегодня остро стоит вопрос безопасности личности и государства. В любое время, мирное или военное за нее отвечают, в том числе, и сотрудники органов внутренних дел. Для того, чтобы они были максимально подготовлены к нестан-дартным ситуациям, требующим быстрого принятия решения использовать боевое оружие или нет, проводятся различные занятия и учения по огневой подготовке. Умение хорошо стрелять всегда было, есть и будет важным качеством, которым дол-жен обладать сотруд-ник органов внутренних дел. Важная роль в этих мероприятиях отводится руководителю подразделения, который лично держит на контроле уровень

подготовленности своих подчиненных и несет за это личную ответствен-ность.

Огневая подготовка - является одним из основных разделов в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел, поскольку уверенное и грамотное владение боевым оружием дает преимущество, как при защите жизни граждан, так и своей собственной. Она направлена на обучение личного состава мерам безо-пасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами, правилам и приемам применения оружия на поражение в различных ситуациях и включает в себя изучение материальной части оружия; баллистики (как внутренней так и внешней), правил и приемов стрельбы; навыкам ведения меткого огня из табельного оружия, а также быстрого устранения возможных задержек при стрельбе. Иными словами, этот навык нужен для обеспечения общественного порядка и безопасности, как на местном уровне, так и на государственном, в мирное время и в условиях чрезвычайных ситуаций. Готовность работников органов внутренних дел к успешным действиям при задержании правонарушителей в большой степени определена качеством их подготовки в обращении с табельным оружием.

Граждане, впервые принятые на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного выполнения служебных обязанностей (за исключением выполнения служебных обязанностей по должности курсанта) проходят профессиональное обучение по образовательным программам профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» в целях приобретения ими основных профессиональных зна-ний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе, в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники проходят профессиональное обучение по программам переподготовки в целях приобретения компетенции, необходимой для осуществления нового вида оперативно-служебной деятельности, получения новой квалификации, а также по программам повышения квалификации в целях совершенствования имеющейся и (или) приобретения новой компетенции, необходимой для осуществления оперативно-служебной деятель-ности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квали-фикации по замещаемой должности.

Готовность сотрудников органов внутренних дел применять оружие формируется с момента поступления на службу. Грамотное применение оружия - важная составляющая профессиональной подготовки. Однако, на основе анализа правоприменительной практики, ряд современных авторов отмечают, что в России достаточно остро стоит проблема недостаточности уровня владения огнестрельным оружием сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (РФ) [2, с. 97-99].

Если граждане, впервые принятые на службу в органы внутренних дел, проходят профессиональное обучение, необходимое для выполнения служебных обязанностей, в том числе, в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в образовательных организациях, центрах профессиональной подготовки территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, то, когда молодой сотрудник возвращается в комплектующий орган на место прохождения службы, ответственность за его профессиональную подготовку несет руководитель, который организует и обеспечивает

подготовку сотрудников органов внутренних дел на уровне, необходимом для выполнения служебных обязанностей, принимает непосредственное участие в проведении занятий с сотрудниками, осуществляет контроль за организацией и состоянием подготовки кадров. Руководитель органа, подразделения Министерства внутренних дел (МВД) России, в чье распоряжение прибыл сотрудник полиции для дальнейшего прохождения службы, должен принимать активное участие в его профессиональном обучении.

Однако на сегодняшний день отмечается слабая техническая оснащенность учебно-материальной базы, тренировочных объектов. Сюда можно отнести недостаточное количество мишеней, дидактических материалов, тренажеров и современных средств обучения, позволяющих значительно повысить подготовку сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Также нельзя забывать о кадровой составляющей педагогического процесса передачи знаний от высококвалифицированного руководителя, обучаемым сотрудникам.

Поэтому на первый план выходит руководитель, который должен своевремен-но сообщать вышестоящему руководству об имеющихся проблемах, настаивать на их решении и обладать обширными знаниями и умениями, направленными для решения повседневных задач оперативно-служебной деятельности вверенного подразделения.

Также, начальник подразделения должен четко инструктировать подчиненных, как непосредственно перед началом занятия по огневой подготовке, так и в процессе занятия. А подчиненные беспрекословно исполнять приказания и следовать утвержденному регламенту, так как любая допущенная ошибка в проведении занятия по огневой подготовке может привести к трагедии.

Руководитель обязан регулярно проверять знания подчиненных сотрудников по мерам безопасности, стараться довести выполнение их действий до автоматизма, а также не допускать к обращению с оружием и проведению практических стрельб тех сотрудников, которые показали слабые результаты в знании материальной части оружия, порядка и правил его применения, а также мер безопасности при обращении с ним.

В случае, если лица рядового и начальствующего состава при проверке вышеуказанных знаний показали оценку ниже, чем «хорошо» и показали уровень знаний материальной части огнестрельного оружия ниже «удовлетворительно», при этом, не выполнили норматив или практическое упражнение, с таким сотрудником необходимо дополнительно провести занятия и повторную проверку знаний.

Руководитель личным примером должен показывать знания и умения, которые он требует от своих подчиненных, доказывать их эффективность.

Начальник должен находить психологический контакт с коллективом, быть тем звеном, который будет объединять его, чтобы в случае необходимости действовать как единый слаженный механизм. Руководитель должен выявлять слабые стороны сотрудников, работать с ними, проводить беседы, либо перепоручать это компетентным специалистам. Руководитель в первую очередь должен быть своеобразным «психологом», наставником и учителем для молодых или нерешительных сотрудников. Он должен регулярно напоминать о том, что применение огнестрельного

оружия - мера исключительная, и требующая ответственного подхода и четкого, обдуманного решения, поскольку сотрудники имеют возможность воздействовать на ситуацию и иными средствами, и способами.

Правовые основы использования огнестрельного оружия сотрудниками полиции в России закреплены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции». Следует отметить, что законодательством России четко регламентируются ситуации, в которых сотрудники полиции могут применять огнестрельное оружие (статьи 23, 24 ФЗ «О полиции»).

Успех огневой подготовки сотрудников полиции достигается, если сам руководитель отлично знает все аспекты, которым обучаются его подчиненные, и умело владеет знаниями и умениями в различных условиях. Это возможно если:

- руководитель сам обладает высоким уровнем методической подготовки и может качественно провести занятие и организовать стрельбы;

- оружие, тренажеры и боеприпасы находятся в исправном состоянии;

- существуют оборудованные стрелковые городки и тиры, оснащенные всем необходимым;

- огневая подготовка находится в тесной взаимосвязи с тактико-специальной подготовкой;

- осуществляется постоянная морально-психологическая подготовка сотрудников [1, с. 37].

При подготовке к занятию по мере необходимости и в зависимости от своего опыта и темы занятия руководитель должен:

- составить план занятия, подобрать дидактический материал и литературу по предлагаемой теме;

- изучить методику обучения сотрудников по вопросам темы занятия, выделить главные вопросы, подобрать примеры, облегчающие восприятие и понимание учебного материала;

- учесть уровень подготовленности обучаемых;

- безупречно выполнять те приемы, которым собирается обучить сотруд-ников;

- составить список вопросов для самостоятельного изучения сотрудниками.

Спустя некоторое время необходимо:

- продиагностировать сотрудников на предмет владения теоретическим материалом;

- отточить на практических занятиях первостепенные навыки огневой подготовки.

Таким образом, руководителю отводится ключевая роль при проведении занятий по огневой подготовке, поскольку именно от него, его знаний, умений и навы-ков, зависит эффективность тренировок. Его компетентность, опыт, умение научить, проникнуться единым духом является тем двигателем, который в конечном итоге приведет к поставленным целям.

Литература

1. . Дубинин Д. Ю. Методика и организация проведения занятий по огневой под-

готовке//Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 74-78.

2. Емельянов O. A., Жемчужников A. B. Огневая подготовка - системообразующая дисциплина в системе подготовки курсантов военных вузов // Ученые записки универси-тета им. П. Ф. Лесгафта, 2018. № 9 (163).

References

1. Dubinin D. Yu. Metodika i organizatsiya provedeniya zanyatiy po ognevoy podgotovke [Methodology and organization of classes on fire training]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2020, no. 66-4, pp. 74-78.

2. Emel'yanov O. A., Zhemchuzhnikov A. B. Ognevaya podgotovka -sistemoobrazuyushchaya distsiplina v sisteme podgotovki kursantov voennykh vuzov [Fire training is a system-forming discipline in the system of training cadets of military universities]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta - Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University, 2018, no. 9 (163).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.