Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности, профилактика суицидальных происшествий среди сотрудников органов внутренних дел, на занятиях по огневой подготовке'

Обеспечение безопасности, профилактика суицидальных происшествий среди сотрудников органов внутренних дел, на занятиях по огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / THE FIRE PREPARATION / THE SECURITY / THE SAFETY / THE PREVENTION OF SUICIDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Табурца Виталий Андреевич

В статье представлена роль огневой подготовки, как обязательная составляющая профессиональной базы полицейского. Обеспечение безопасности, профилактика суицидальных происшествий среди сотрудников органов внутренних дел, на занятиях по огневой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Табурца Виталий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SECURITY, PREVENTION OF THE SUICIDE AMONG EMPLOYEES OF THE INTERIOR, IN TH E CLASSROOM OF THE FIRE TRAINING

The article presents the role of the fire training as a mandatory component of the professional police base. The security, the prevention of the suicide among police officers, in the classroom of the fire training are described.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности, профилактика суицидальных происшествий среди сотрудников органов внутренних дел, на занятиях по огневой подготовке»

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

№ 3 2015

УДК 378.1

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Табурца Виталий Андреевич

преподаватель

Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской

Федерации, Краснодар

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В статье представлена роль огневой подготовки, как обязательная составляющая профессиональной базы полицейского. Обеспечение безопасности, профилактика суицидальных происшествий среди сотрудников органов внутренних дел, на занятиях по огневой подготовке.

Ключевые слова: огневая подготовка; обеспечение безопасности; профилактика; суицидальные происшествия.

THE SECURITY, PREVENTION OF THE SUICIDE AMONG EMPLOYEES OF THE INTERIOR, IN TH E CLASSROOM OF THE FIRE TRAINING

Taburtsa Vitaly Andreevich

lecturer

Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar

Abstract. The article presents the role of the fire training as a mandatory component of the professional police base. The security, the prevention of the suicide among police officers, in the classroom of the fire training are described.

Key words: the fire preparation; the security; the safety; the prevention of suicide.

Сегодня на российскую полицию, как одну из важнейших составляющих государственного механизма, возлагается выполнение многих функций, в том числе обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, охрана общественного порядка и борьба с преступностью. В нашем государстве сотрудники органов полиции в первую очередь выполняют задачи обеспечения правопорядка и общественной безопасности, профилактики и контроля над преступностью, предоставления широкого спектра социальных услуг населению. В силу этого органами полиции решаются также важнейшие задачи профессиональной подготовки, повышения уровня правосознания и профессиональной культуры своих сотрудников.

Огневая подготовка, как обязательная составляющая профессиональной базы полицейского, занимает особое место в ряде базовых дисциплин. Кроме хорошей физической формы и постоянного усовершенствования практических навыков стрельбы, обращения с оружием и дисциплины, огневая подготовка требует моральной уравновешенности и гражданской ответственности от каждого конкретного полицейского. Именно здесь раскрываются личности, демонстрируя, как сильные, так и слабые стороны характера.

Огневая подготовка - один из ведущих разделов профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Предметом дисциплины «Огневая подготовка» являются знания, умения и навыки компетентного обращения с огнестрельным оружием и боеприпасами в рамках служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Ее цель - научить умелому владению табельным оружием, ведению меткого огня в различной обстановке, обеспечить выполнение служебных обязанностей, связанных с ношением, хранением, применением и использованием огнестрельного оружия.

В ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам стрельбы.

2

Практические занятия организуются для изучения материальной части оружия, а также для овладения приемами стрельбы из него, ухода за ним и сбережения.

На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, показ (демонстрация), тренировка (упражнения) и стрельбы. Выбор методов обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться несколько методов. Так, при обучении приемам стрельбы из автомата могут применяться: показ, объяснение, тренировка.

Метод тренировки является одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой подготовки. Заключается он в многократном, целенаправленном и сознательном повторении изучаемых приемов. У обучаемых вырабатываются или совершенствуются необходимые умения и навыки в действиях с оружием. Тренировки по огневой подготовке могут быть индивидуальными и групповыми (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых сотруднику. Обучаемые под руководством командира или самостоятельно по его заданию выполняют действия (например, тренируются в однообразии прицеливания и производства выстрела). Групповые тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях, слажи-вании расчета и подразделения.

Поэтому необходимо неукоснительно соблюдать меры безопасности, общих требований к организации хранения оружия и другого учебного имущества.

1. Безопасность при проведении стрельбы обеспечивается четкой ее организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы.

2. В тире или в месте, оборудованном для стрельбы, необходимо иметь схему с нанесением его границ, директрисы (направления) стрельбы, расположения постов оцепления.

В каждом тире (стрельбище, стрелковом стенде) с учетом особенностей и местных условий разрабатывается и вывешивается на видном месте инструкция по правилам и мерам безопасности, которую должны твердо знать и выполнять все участники стрельб. Перед началом стрельб территория тира (места, оборудованного для стрельбы) должна быть осмотрена, выставлено оцепление.

В каждом тире (месте, оборудованном для стрельбы) должна быть аптечка или санитарная сумка для оказания первой помощи, а в месте, оборудованным для стрельбы, предостерегающие надписи: «Проход запрещен», «Стой, стреляют».

3. Стрелять в тире (месте, оборудованном для стрельбы), где не обеспечена безопасность, или передоверять руководство стрельбой кому-либо из слушателей запрещается.

4. В тире (месте, оборудованном для стрельбы) запрещается:

• производить стрельбу из неисправного оружия;

• брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды (разрешения) руководителя стрельбы;

• заряжать оружие до команды руководителя стрельбы или до сигнала «Огонь»;

• прицеливаться и направлять оружие в стороны и в тыл, а также в людей, в каком бы состоянии оружие ни находилось;

• прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в направлении их находятся люди;

• выносить заряженное оружие с огневого рубежа;

• находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;

• оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без команды руководителя стрельбы;

• производить стрельбу не параллельно директрисе (направлению) тира (места, оборудованного для стрельбы);

• допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;

5. Выдача патронов производится раздатчиком патронов на пункте боевого питания.

6. Заряжается оружие на огневом рубеже только по команде руководителя стрельбы «Заряжай!».

7. Чистка и смазка оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы. Стрелки, допустившие нарушение правил безопасности, к стрельбе не допускаются.

8. Обо всех несчастных случаях, происшедших во время стрельбы, надлежит немедленно сообщать в ближайший медицинский пункт, в местные органы МВД, а также в органы управления образованием как о чрезвычайных происшествиях.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для качественного выполнения своих служебных обязанностей сотрудник полиции в области огневой подготовки должен обладать следующими знаниями и навыками:

1. Знать:

- положения и требования нормативных актов, регламентирующих условия, порядок и пределы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел.

- материальную часть оружия, закрепленного за сотрудником ОВД;

- требования мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами;

2. Уметь:

- устранять задержки при стрельбе из пистолета Макарова и автомата Калашникова;

- выполнять неполную разборку и сборку после нее пистолета Макарова и автомата Калашникова;

- правильно выполнять приемы и действия с оружием по командам, подаваемым при стрельбе;

- использовать и применять огнестрельное оружие в различных ситуациях осуществления служебной деятельности;

- выполнять осмотр оружия и боеприпасов и подготавливать оружие к стрельбе;

- анализировать собственную деятельность по выполнению качественного выстрела, выявлять ошибки и вносить своевременные коррективы для повышения результативности своей работы.

3. Владеть навыками:

- обращения с оружием с соблюдением требований мер безопасности;

- меткой стрельбы по неподвижной цели в ограниченное время;

- стрельбы с двух рук, после передвижения, из различных положений, с использованием укрытий;

- стрельбы по движущейся цели, в том числе из салона движущейся автомашины;

- стрельбы после физической нагрузки;

- стрельбы «навскидку» на дистанциях до 5 метров.

Начиная работать с оружием, необходимо всегда помнить: «Оружие шуток не понимает и ошибок не прощает». Поэтому, перед тем как первый раз взяться за оружие, необходимо детально изучить нормативно-правовую базу огневой подготовки: предмет, задачи, содержание огневой подготовки; порядок организации стрельб и обязанности лиц, прово-

дящих стрельбы; действия с оружием по подаваемым командам при стрельбе; меры безопасности при обращении с оружием.

Личностям, имеющим суицидальные наклонности, занятия по огневой подготовке представляются вполне подходящим способом решения возникших жизненных проблем. К характерным личностным особенностям су-ицидентов можно отнести неуверенность в себе, низкий или заниженный уровень самооценки, высокую потребность в самореализации, высокую значимость для них теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличие эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих, трудности волевых усилий при принятии решений, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений, склонность к самообвинению, преувеличению своей вины, несамостоятельность и недостаточную социализацию, инфантильность и незрелость личности.

Все перечисленные факторы или отдельные из них приводят к тому, что у служащего органов внутренних дел формируется социально-психологическая дезадаптация, которая характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями, беспокойством и тревогой, депрессивными состояниями вплоть до дезорганизации личности.

Соблазн справиться со всеми проблемами разом порой перевешивает здравый смысл, а доступность такого средства его разрешения, как оружие, делает слабый намек на самоубийство реальным действием.

Одна из важнейших причин возникновения несчастных случаев при проведении занятий по огневой подготовке связана с непрофессиональными действиями сотрудников органов внутренних дел. Начиная работать с оружием, необходимо всегда помнить: «Оружие ошибок не прощает».

Самоубийства, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, относятся к категории наиболее тяжких чрезвычайных происшествий. Они имеют не только моральные и экономические последствия, но и большой общественный резонанс. Ежегодно из-за самоубийств органы внутренних дел теряют от 200 до 300 сотрудников. По оценкам

7

специалистов способ и место совершения самоубийства являются косвенными указаниями на причину конфликтной ситуации, как ее видит человек, совершающий самоубийство. Самоубийства из табельного оружия характерны при конфликтах, связанных со сферой служебной деятельности.

Рассматривая факторы суицидального риска, ранее упоминавшиеся в нашей статье факторы суицидального поведения сотрудников органов внутренних дел, влияющие на уровень суицидов среди сотрудников органов внутренних дел России, можно сделать вывод, что среди них окажутся все те же факторы, которые влияют на количество самоубийств среди населения в целом по стране.

Во-первых, это снижение уровня жизни, рост социальной напряженности и уровня преступности в обществе.

Во-вторых, интенсивное социально-имущественное расслоение, отставание уровня доходов сотрудников от роста цен, и их неспособность обеспечить достойный уровень жизни своей семье на получаемое денежное содержание.

В-третьих, нарастание разобщения в обществе, обострение у человека чувства одиночества.

В-четвертых, рост психической заболеваемости при относительном смягчении законодательных мер по учету и лечению лиц с психическими нарушениями, увеличение среди населения также больных алкоголизмом и наркоманией.

В то же время, среди факторов, влияющих на уровень суицидов среди сотрудников органов внутренних дел России, есть ряд профессиональных особенностей, таких как наличие длительных стрессовых ситуаций и факторов со стороны служебной деятельности.

В последние годы на первый план выдвинулись несоответствие между положением сотрудника во время исполнения служебных обязанностей и положением вне службы, в быту, обусловленные низким де-

8

нежным содержанием, нарушением социальных прав и льгот сотрудников органов внутренних дел, предусмотренных законодательством.

Сотрудник, находящийся в состоянии психологического кризиса, испытывает выраженную потребность в эмоциональной поддержке близких и квалифицированной психологической помощи. Характеристика поведения участников конфликта в конфликтной ситуации неоднозначна. Это может быть упрямое, упорствующее поведение с конфликтностью и агрессивностью, с одной стороны, и пассивное поведение с подчиняе-мостью, жалобами на плохое обращение, фиксацией на пониженном самочувствии, нарушениях со стороны здоровья, с другой. В процессе беседы с сотрудником, обратившимся за помощью или обнаруживающим не свойственные ему ранее формы поведения, необходимо внимательно выслушать его, стараясь, по возможности, не перебивать, а лишь уточнить отдельные детали. Часто уже в ходе беседы сотрудник осознает, что конфликтная ситуация, воспринимаемая как неожиданная, непреодолимая и безнадежная, кажущаяся в какой-то степени непонятной, определенным образом сформировалась на протяжении некоторого периода времени и тесно связана с предшествующими событиями жизни. Собеседник осознает также, что сложившийся в течение определённого периода кризис через какое-то время может быть преодолен в благоприятную для него сторону, что лица, вовлечённые в конфликт, ранее поддерживали с ним доброжелательные отношения, и, следовательно, эти отношения могут быть восстановлены. Когда у человека горе, душевный разлад, разочарование, он, как правило, ищет сочувствия у окружающих, стремится «выговорить» свои неприятности. То, что было высказано вслух, как бы отчуждается от человека в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.

Тем не менее, это не исключает вероятность суицидов, как например 28 марта 2014 года сотрудник УВД Гродненского облисполкома во

время проведения занятий по огневой подготовке, застрелился из та-

9

бельного оружия. Собранные данные позволили сделать вывод, что накануне смерти сотрудник УВД находился в состоянии сильной депрессии и эмоционального напряжения, что и привело к суициду. Так же 11 декабря 2013 года было найдено тело 18 летнего солдата с двумя огнестрельными ранениями головы после занятий по огневой подготовке под Уссурийском, покончившего жизнь самоубийством. 8 ноября 2010 года серьезный инцидент произошел в одной из воинских частей Кыргызстана - во время практических занятий по огневой подготовке погибли два курсанта Военного института Министерства обороны.

Поэтому если сотрудник находится в эмоционально подавленном состоянии и его поведение показалось вам суицидоопасным, необходимо безотлагательно пригласить его на беседу. Приглашение на беседу необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Ни в коем случае не вызывать к себе через третьих лиц. Местом беседы может быть служебный кабинет, но предпочтительнее провести его не в столь «формальном» месте. Главное - отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился. Во время беседы будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. Беседу желательно назначать в удобное для сотрудника время. Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определёнными принципами и будет складываться из нескольких последовательных.

Всё это требует от руководящего звена органов внутренних дел, кадровых и воспитательных аппаратов, психологов, медицинских работников чёткого взаимодействия и полного взаимопонимания, ибо совершенствование качества кадрового состава, повышение эффективности деятельности органов внутренних дел и предупреждение чрезвычайных происшествий, в том числе и самоубийств, является их общей задачей.

Необходимо осуществлять профилактику суицидального поведения среди сотрудников органов внутренних дел во время прохождения службы и первоначальной подготовки по следующим направлениям:

1. Проведение мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению состояний, приводящих к развитию суицидального поведения. Развитие личности сотрудника, формирование у его психологической устойчивости к различным рода стрессовым ситуациям. Осуществление работы по сплочению служебного коллектива.

2. Своевременное выявление суицидальных тенденций и действий у сотрудников, которые находятся в состоянии социально-психологической подавленности.

3. При планировании занятий по огневой подготовке предусматривать комплекс мер по повышению психической устойчивости личного состава, мероприятия по психологическому тренингу служащих, обучению их приемам психологической само- и взаимопомощи в ходе занятий по боевой и специальной подготовке.

4. Преподавателям, в пределах своих прав, необходимо создать условия для занятий по огневой подготовке с учетом интересов служащих, всеми имеющимися средствами пресекать грубость и хамство, формировать здоровый морально-психологический климат, соблюдать принципы социальной справедливости в служебных отношениях. Необходимо помнить, что в настоящее время в органах внутренних

дел достаточно остро стоит проблема гибели личного состава, одной из причин которой является суицидальный синдром. И, несмотря на то, что табельное оружие не имеет души, его необходимо воспринимать как живой организм, так как пистолет, образно выражаясь, может стать «другом, соратником, помощником» в решении ситуации, казалось бы, тупиковой, чтобы бездушное железо не стало молчаливым слушателем

несчастного сотрудника, руководитель должен не только следить за

11

правилами поведения в тире и правиле обращения с огнестрельным оружием, но и присматриваться к эмоциональному состоянию сотрудника, который берет в руки Пистолет Макарова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованных источников

1. Актуальные проблемы суицидологии // Сб. трудов Моск. НИИ психиатрии. М., 1981. Т. 92. 264 с.

2. Алешина Л.Г. Огневая подготовка в МВД. М., 2001.

3. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. М.: Академия МВД, 1980. С. 5-12.

4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид, как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Московского НИИ Психиатрии. 1978. С. 45-68.

5. Бердяев Н.А. О самоубийстве. М.: Издательство МГУ, 1992. С. 23.

6. Боенко А.В. Суицидальное поведение военнослужащих. М., 1995. С. 142-190.

7. Булденко К.А. Профессиональная подготовка сотрудника органов внутренних дел. СПб., 2003.

8. Васильев В.Л. Психологическая культура правоохранительной деятельности. СПб., 1997. 118 с.

9. Диагностические и реабилитационные мероприятия по профилактике стрессовых расстройств и суицидов среди сотрудников ГПС МЧС России. Метод, рекомендации. МЧС России. М., 2003. 154 с.

10. Дубов Г.В. Профессиональная подготовка сотрудника органов внутренних дел // Труды Академии МВД РФ. М., 2000.

11. Жиров В.М. Формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных группах вуза МВД России: Автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 23 с.

12. Карамзин Т. Психология отклоняющегося поведения. Суициды и их

предупреждение// Ориентир. 1998. № 4.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.