Научная статья на тему 'Профилактика несчастных случаев на занятиях по огневой подготовке'

Профилактика несчастных случаев на занятиях по огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
757
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / БОЕВОЕ ОРУЖИЕ / FIRE TRAINING / SAFETY CONTROL / PREVENTION OF INCIDENTS / PSYCHOLOGICAL STABILITY / MILITARY WEAPON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афиногенов Тимофей Петрович, Борисова Надежда Вячеславовна

В статье поднимается проблема возможности происхождения несчастных случаев на занятиях по огневой подготовке при работе с боевым оружием. Рассматриваются факторы, приводящие к психологической травме курсанта, примеры нарушения мер безопасности, которые возможно и необходимо избежать. Исследуются вопросы профилактики суицидальных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Афиногенов Тимофей Петрович, Борисова Надежда Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ACCIDENTS AT FIRE TRAINING CLASSES

The article discusses the possibility of accidents at fire training classes when dealing with military weapon. The authors consider the factors leading to psychological trauma of military higher school students, the safety violations that may and must be avoided. The problem of suicide incidents prevention is also studied.

Текст научной работы на тему «Профилактика несчастных случаев на занятиях по огневой подготовке»

УДК 355.543.2

Афиногенов Тимофей Петрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры тактико-специальной и физической подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

Борисова Надежда Вячеславовна

курсант Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, рядовой полиции

ПРОФИЛАКТИКА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Afinogenov Timofey Petrovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Special Tactical and Physical Training Department,

Vladivostok branch of Far Eastern Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Borisova Nadezhda Vyacheslavovna

Student, Vladivostok branch, Far Eastern Institute of Law, Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Private

PREVENTION OF ACCIDENTS AT FIRE TRAINING CLASSES

Аннотация:

В статье поднимается проблема возможности происхождения несчастных случаев на занятиях по огневой подготовке при работе с боевым оружием. Рассматриваются факторы, приводящие к психологической травме курсанта, примеры нарушения мер безопасности, которые возможно и необходимо избежать. Исследуются вопросы про-филактики суицидальных происшествий.

Ключевые слова:

огневая подготовка, обеспечение безопасности, профилактика несчастных случаев, психологическая устойчивость, боевое оружие.

Summary:

The article discusses the possibility of accidents at fire training classes when dealing with military weapon. The authors consider the factors leading to psychological trauma of military higher school students, the safety violations that may and must be avoided. The problem of suicide incidents prevention is also studied.

Keywords:

fire training, safety control, prevention of incidents, psychological stability, military weapon.

Огневая подготовка в учебных заведениях МВД преподается в целях обучения будущих сотрудников полиции умелому и правомерному применению табельного огнестрельного оружия - боевого пистолета [1]. Практические занятия - наиболее значимые в дисциплине. Именно на них курсанты знакомятся с оружием и его частями, могут отработать навыки стрельбы на компьютерных тренажерах и из боевого оружия [2].

Использование боевого оружия несет в себе затаенную опасность. Поэтому практические занятия по огневой подготовке требуют психологической уравновешенности и моральной ответственности от каждого обучаемого. Именно занятия по огневой подготовке раскрывают в курсантах как сильные, так и слабые стороны их характеров.

Несмотря на то что каждый обучаемый при поступлении проходит профессиональный отбор и военно-врачебную комиссию, а также беседу с психологом, иногда встречаются и такие личности, которые имеют неустойчивую психику и суицидальные наклонности. Данные отклонения могут возникнуть по разным причинам: в связи с трудностями с дисциплинами и преподавателями, личными и семейными проблемами, непониманием со стороны сверстников или их жестоким обращением по отношению к курсанту, отсутствием поддержки, потерей оптимизма, понижением уровня самооценки и самореализации, как итог - потеря смысла дальнейшей жизни.

Перечисленные факторы зачастую приводят к такой ситуации, когда курсант находится в условиях социальной и психологической дезадаптации, его охватывают тревога и беспокойство, отрицательные эмоции. Все это обусловливает депрессивное состояние, в котором совершение суицида видится как наиболее простое решение проблем. Соблазн справиться со всеми трудностями разом порой перевешивает здравый смысл, а доступность оружия превращает мысль о самоубийстве в реальное действие [3]. Из записок одного курсанта-самоубийцы: «Пытался себе вскрыть вены, потерял много крови, но инстинкт самосохранения переборол все, и я остался жив. Второй попыткой бросился под машину, много переломов, но результат не достигнут. Далее были таблетки снотворного - откачали. Пришел к выводу, что наиболее быстрый и качественный

способ - это боевое оружие на занятиях огневой подготовки». Обучающийся не отличался разговорчивостью, был эмоционально подавлен, замкнут в себе, но спокойно и точно выполнял все требования преподавателя. Из-за этого не был вовремя определен как суицидонастроенный. Исход оказался плачевным. В данной ситуации преподаватель не имел возможности предугадать развитие событий, но в целом предупреждение несчастных случаев вполне реально.

Во избежание суицидальных происшествий на занятиях по огневой подготовке преподаватель в первую очередь должен обратить внимание на поведение курсантов. К сожалению, определить у учащегося признаки психологического кризиса крайне сложно, так как его поведение может иметь противоположные векторы. Первый вид - пассивное поведение, сопровождающееся жалобами на плохое самочувствие. К примеру, на уроке огневой подготовки обучаемый, убрав оружие в кобуру и решив, что его жизнь в руках Бога, начал движение в сторону мишеней под огнем своих товарищей, продолжавших выполнять упражнение по стрельбе. Благодаря тому, что перед стрельбой из боевого оружия предпринимались длительная работа по изучению мер безопасности, отработка точных и правильных действий с оружием по подаваемым командам, преподаватель смог быстро и точно определить создавшуюся угрозу, отдать четкие команды для ее устранения и добиться их полного и, главное, правильного выполнения всеми обучаемыми. Стрельба была вовремя прекращена, оружие поставлено на предохранитель, курсант возвращен в безопасное место.

Второй вид - активность, выражаемая в чрезмерной агрессии, вспышках ярости, повышенном упорстве и конфликтности. Например, на занятии при работе с оружием курсант начал направлять его на товарищей и производить спуск курка с боевого взвода (щелкать из него), объясняя свои действия тем, что оружие не заряжено. Но как говорится в русском фольклоре, «даже палка стреляет». Данный обучаемый был отстранен от работы с оружием, поскольку его безответственное поведение могло привести к несчастному случаю.

После подобных происшествий среди курсантов проводился опрос. В основу была положена методика Кеттела, позволяющая обнаружить соматические или психологические патологии. По его результатам выявлен ряд постоянных и закономерных отличий, характеризующих личность нарушителя. Предлагаемые психодиагностические методы дают возможность достаточно грамотно обследовать психологическую сферу исследуемого. Причем психологическое обследование с помощью предлагаемых технологий может оказать существенную помощь при принятии решения на любом этапе обучения.

Используя наработки по тестированию в собственной практике, нам удалось добиться положительных результатов. Так, после очередного опроса на занятиях при выполнении одиночной стрельбы в составе подразделения обучаемый закрыл глаза, согнул руки в локтях и при попытке произвести выстрел в потолок над собой, который грозил смертельным рикошетом, был перехвачен и обезоружен преподавателем. Несчастный случай был предотвращен благодаря тому, что при подготовке к стрельбам курсант был выделен из общей массы обучаемых. Это позволило своевременно заострить на его действиях внимание и взять ситуацию под контроль.

При выявлении курсанта с одним из данных видов отклонений преподавателю следует обратить на него особое внимание, временно отстранить его от работы с боевым оружием и боеприпасами. По окончании занятий направить к штатному психологу.

В целях обеспечения безопасности и профилактики несчастных случаев на занятиях по огневой подготовке преподавателю следует на каждом занятии повторять правила техники безопасности при обращении с оружием, добиваться четкого и правильного выполнения команд стрельб, требовать огласки правил техники безопасности у некоторых курсантов перед началом стрельб.

Еще одним способом обеспечения безопасности на занятиях по огневой подготовке является проведение процедур по ликвидации условий и причин, благоприятствующих возникновению и развитию суицидального поведения. Необходимо развивать личность курсанта, формировать у него психологическую устойчивость к разным видам стрессовых ситуаций, а также осуществлять работу по сплочению служебного коллектива [4].

В ходе занятий по огневой подготовке требуется предпринимать комплексные меры по выявлению уровня психической устойчивости курсантов, проводить процедуры по обучению приемам психологической само- и взаимопомощи в разных условиях, при своевременном обнаружении признаков психологических отклонений направлять курсантов к психологу.

В соответствии с изложенным можно сделать вывод о необходимости проведения следующих мероприятий:

1) организация занятий по огневой подготовке;

2) требование четкого выполнения команд всеми участниками стрельб;

3) самостоятельное изучение вопросов психологии;

4) постоянный мониторинг психофизического состояния обучаемых;

5) плотное взаимодействие с психологической службой.

Ссылки:

1. Дворецкий В.П. Психологические особенности развития образов выполнения двигательных действий при стрельбе из боевого пистолета // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56).

2. Булденко К.А. Профессиональная подготовка сотрудника органов внутренних дел. СПб., 2003.

3. Табурца В.А. Обеспечение безопасности, профилактика суицидальных происшествий среди сотрудников органов внутренних дел на занятиях по огневой подготовке // Apriori. Cерия: Гуманитарные науки. 2015. № 3.

4. Карамзин Т. Психология отклоняющегося поведения. Суициды и их предупреждение // Ориентир. 1998. № 4.

References:

1. Dvoretsky, VP 2014, 'Psychological characteristics of image performance of motor actions when shooting from a service pistol', Psycho in law enforcement, no. 1 (56).

2. Buldenko, KA 2003, Training of police officers, St. Petersburg.

3. Taburtsa, VA 2015, 'Safety, prevention of suicide among police officers, in the classroom for fire training', Apriori. Series: humanities, no. 3.

4. Karamzin, T 1998, 'Psychology of deviant behavior. Suicides and their prevention', Landmark, no. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.