Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
огневая подготовка / правоохранительная деятельность / организация занятий / сотрудник / несение службы с оружием / fire training / law enforcement / organization of classes / employee / service with weapons

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никита Александрович Савчук, Владимир Николаевич Гонтарь

В статье рассматриваются актуальные вопросы, с которыми могут сталкиваться руководители в процессе организации занятий по огневой подготовке с сотрудниками органа, организации, подразделения МВД России. Огневая подготовка является важной частью профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Однако на практике возникает множество ситуаций, когда полицейский оказывается не готовым вступить в ситуацию открытого противостояния с правонарушителем. Как правило, наибольшую сложность для сотрудника представляют ситуации служебной деятельности, связанные с применением огнестрельного оружия. Именно поэтому крайне важно анализировать указанные проблемы и формулировать пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никита Александрович Савчук, Владимир Николаевич Гонтарь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZING FIRE TRAINING CLASSES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

This article discusses the current issues that managers may face in the process of organizing fire training classes with employees of a body, organization, or division of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Fire training is an important part of the professional service training of employees of the internal affairs bodies. However, in practice, there are many situations when the police officer is not ready to enter into a situation of open confrontation with the offender. As a rule, the most difficult situations for an employee are situations of official activity related to the use of firearms. That is why it is extremely important to analyze these problems and formulate ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 355/359-05 ББК 68.43

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-289-291

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Никита Александрович САВЧУК,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Орловского юридического института имени В.В. Лукьянова

E-mail: Niksa.orel@mail.ru

Владимир Николаевич ГОНТАРЬ,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры ТСП и ОП ВИПК МВД России

E-mail: vladimirgontar@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, с которыми могут сталкиваться руководители в процессе организации занятий по огневой подготовке с сотрудниками органа, организации, подразделения МВД России. Огневая подготовка является важной частью профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Однако на практике возникает множество ситуаций, когда полицейский оказывается не готовым вступить в ситуацию открытого противостояния с правонарушителем. Как правило, наибольшую сложность для сотрудника представляют ситуации служебной деятельности, связанные с применением огнестрельного оружия. Именно поэтому крайне важно анализировать указанные проблемы и формулировать пути их преодоления.

Ключевые слова: огневая подготовка; правоохранительная деятельность; организация занятий; сотрудник; несение службы с оружием.

PROBLEMS OF ORGANIZING FIRE TRAINING CLASSES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Nikita Aleksandrovich SAVCHUK,

Senior Lecturer of the Department of Fire Training and Activities of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, Oryol Law Institute named after V.V. Lukyanov

E-mail: Niksa.orel@mail.ru

Vladimir Nikolaevich GONTAR,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of TSP and OP VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: vladimirgontar@mail.ru

Abstract. This article discusses the current issues that managers may face in the process of organizing fire training classes with employees of a body, organization, or division of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Fire training is an important part of the professional service training of employees of the internal affairs bodies. However, in practice, there are many situations when the police officer is not ready to enter into a situation of open confrontation with the offender. As a rule, the most difficult situations for an employee are situations of official activity related to the use of firearms. That is why it is extremely important to analyze these problems and formulate ways to overcome them.

Key words: fire training; law enforcement; organization of classes; employee; service with weapons.

На территории Российской Федерации права человека и гражданина провозглашаются высшей ценностью, а само государство, посредством своих органов, гарантирует их всестороннюю защиту от посягательства.

Обозначенная защита обеспечивается в современной России правоохранительными органами, к которым относятся и органы внутренних дел. В настоящее время именно полиция является основным органом обеспечения общественного порядка и общественной безопасности как на местном, так и на общегосударственном уровне. На службы и подразделения полиции основным нормативным актом в данной сфере — Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» — возлагается широкий спектр крайне важных обязанностей.

Успешному выполнению поставленных перед полицией задач способствует способность сотрудников данного ведомства к выполнению указанных обязанностей, готовность к которому формируется у каждого сотрудника, начиная с момента начальной профессиональной подготовки в стенах образовательных организаций и заканчивая совершенствованием профессионального мастерства на месте прохождения службы.

Огневая подготовка — крайне важная часть профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Ее конечной целью является формирование у полицейских устойчивых навыков правильного и грамотного применения одного из наиболее эффективных и при этом деструктивных средств противодействия правонарушителям — огнестрельного оружия. Безусловно, основным этапом такой подготовки служит период прохождения профессионального обучения сотрудниками, впервые принятыми на службу в органы внутренних дел, в образовательной организации системы МВД России. Именно в это время в умах сотрудников практических органов закладывается готовность применять огнестрельное оружие. Однако на основе анализа правоприменительной практики ряд современных авторов отмечают, что в России достаточно остро стоит проблема недостаточности уровня владения огнестрельным оружием сотрудников ОВД РФ [1].

Отчасти мы склонны согласиться с такой позицией, так как постоянно в сводках появляется информация о случаях неумелых действий сотрудников полиции в ситуациях, связанных с применением табельного оружия. В качестве примера можно привести резонансный случай, произошедший в июле 2017 г. в городе Орле. Сбежавший пациент психиатрической лечебни-

цы смог противостоять двум сотрудникам полиции. Бросив в них зажигалку в виде бомбы, орловец ослабил их бдительность, после чего нанес ножевые ранения по сухожилиям одному из сотрудников, а вторую сотрудницу взял в заложники, заполучив ее табельное оружие. Психически больной провел девушку несколько километров и открыл стрельбу в детском парке развлечений, что поставило под угрозу не только жизнь обоих сотрудников, но и жизни простых граждан, находившихся в тот день в парке отдыха. Конечно, такую ситуацию следует назвать критической, однако сотрудниками все же был допущен ряд тактических ошибок, в том числе в вопросах оценки возможности и необходимости, а также скорости, применения огнестрельного оружия, что и позволило преступнику совершить описанное. Именно поэтому этот и похожие случаи должны подлежать подробному и тщательному анализу в рамках занятий по служебной подготовке, чтобы, попадая в похожие ситуации, сотрудники могли минимизировать опасность и действовать так, как этого требуют предписания нормативных актов и оперативная обстановка.

Обозначив общую проблему, считаем необходимым выделить ряд локальных проблем, которые в своей совокупности потенциально приводят к ней.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на проблему технического оснащения занятий по огневой подготовке. К сожалению, уровень материальной поддержки МВД в этой сфере оставляет желать лучшего. Если в образовательных организациях материальная база развивается и совершенствуется, то в ряде территориальных органов таковая база либо отсутствует, либо находится в удручающем состоянии. Это выражается во многих аспектах: нехватка мишеней, отсутствие новых тренажеров, неудовлетворительное состояние мест проведения учебных и контрольных стрельб. Помещения зачастую не соответствуют требованиям ГОСТов по оборудованию тиров, не говоря уже об их техническом оснащении современными средствами обучения, позволяющими значительно повысить эффективность обучения. С уверенностью можно сказать, что таковая ситуация складывается во многих регионах нашей страны. Безусловно, все это значительно снижает эффективность проводимых занятий по огневой подготовке. С одной стороны, решение проблемы выглядит достаточно просто: необходимы полное переоснащение и переоборудование мест проведения стрельб. С другой — для этого по-

290

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 3

требуются значительные материальные вложения со стороны государственного бюджета.

Считаем также необходимым выделить проблему обеспечения учебным (тренировочным) оружием, используемым на занятиях по огневой подготовке, для обучения различным элементам применения оружия «вхолостую». Зачастую вследствие длительной эксплуатации такое оружие обладает определенными дефектами, которые не позволяют полноценно воспроизвести ситуацию огневого противостояния в идеализированной модели. Более эффективному обучению может способствовать и внедрение новой аппаратуры, например, для воссоздания ситуации перестрелки с использованием боевого, лазерного, страйкбольного оружия.

Недостаток финансирования предопределяет и проблему ограниченности боеприпасов, в результате чего ряд сотрудников, не показывающих положительных результатов при стрельбе, не может получить дополнительной возмож-

ности к тренировке реального выстрела по мишеням.

Таким образом, в современном процессе организации огневой подготовки в ОВД РФ существует ряд серьезных проблем. Безусловно, нами рассмотрены далеко не все из них, а лишь самые актуальные и серьезные на авторский взгляд. Улучшение работы в обозначенных направлениях может в перспективе способствовать повышению эффективности проведения занятий, а впоследствии повлиять на качество получаемых сотрудниками навыков применения оружия, что, несомненно, повысит качество несения ими службы по охране общественного порядка.

Список литературы

1. Емельянов O.A., Жемчужников A.B. Огневая подготовка — системообразующая дисциплина в системе подготовки курсантов военных вузов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 97—99.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Адвокатская этика

ш

Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ " Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. 303 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессио-нальной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.