Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЕЙШИХ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЕЙШИХ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНАЖЕРЫ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иноземцев Сергей Валерьевич

Проведения занятий по огневой подготовке с использованием современных технических средств, позволяющих осуществлять моделирование ситуаций оперативно - служебной деятельности. А также будут рассмотрены варианты совершенствования уровня огневой подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях системы МВД России для наиболее плодотворного и подготовленного применения огнестрельного оружия в процессе выполнения своих служебных полномочий. Актуальна необходимость пересмотра сложившегося подхода к организации учебно - тренировочных занятий по огневой подготовке, более широкого использования практико - ориентированных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иноземцев Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING FIREPOWER TRAINING BY INTRODUCING THE LATEST INNOVATIVE DEVELOPMENTS

This article will focus on the effectiveness of conducting fire training classes using modern technical means that allow modeling situations of operational and service activities. And also, options for improving the level of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the most fruitful and prepared use of firearms in the process of performing their official duties will be considered. There is an urgent need to revise the existing approach to the organization of training sessions on fire training, wider use of practice - oriented technologies.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЕЙШИХ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЕЙШИХ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК

IMPROVING FIREPOWER TRAINING BY INTRODUCING THE LATEST INNOVATIVE DEVELOPMENTS

Иноземцев Сергей Валерьевич

преподаватель

кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел

в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Inozemtsev Sergey Valerievich

lecturer

department of fire training and activities internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Проведения занятий по огневой подготовке с использованием современных технических средств, позволяющих осуществлять моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности. А также будут рассмотрены варианты совершенствования уровня огневой подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях системы МВД России для наиболее плодотворного и подготовленного применения огнестрельного оружия в процессе выполнения своих служебных полномо-чий. Актуальна необходимость пересмотра сложившегося подхода к организации учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке, более широкого использования практико-ориентированных технологий.

Abstract. This article will focus on the effectiveness of conducting fire training classes using modern technical means that allow modeling situations of operational and service activities. And also, options for improving the level of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the most fruitful and prepared use of firearms in the process of performing their official duties will be considered. There is an urgent need to revise the existing approach to the organization of training sessions on fire training, wider use of practice-oriented technologies.

Ключевые слова: огневая подготовка, инновационные технологии, тренажеры, сотрудники полиции.

Keywords: fire training, innovative technologies, simulators, police officers.

Инновационные и технические средства обучения — это всевозможные приборы, тренажерные и программные комплексы, электронные устройства, применяемые для предъявления, хранения и обработки информации в процессе обучения с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса. Внедрение таких средств в процесс огневой подготовки является необходимым условием эффективного построения и управления становлением технического мастерства стрелка.

В настоящее время в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел (далее - МВД) России разрабатываются различные методики проведения практических занятий по огневой подготовке, которые проводятся

с целью усовершенствования служебно-профессио-нальной подготовки каждого обучающегося.

Большую роль в повышении качества подготовки в образовательных организациях МВД России играет информатизация процесса обучения, понимаемая не как простое представление учебной информации в цифровом виде, а как создание педагогически спроектированной информационно-образовательной среды, основанной на современных инструментальных методах обучения. К информационным относятся: различные учебные видео и аудио материалы, презентации, различные компьютерные программы, электронные учебники и видеокурсы. Эти средства используются не только для отображения учебной информации, но и для повышения наглядности при изучении теоретического материала. Современные компьютерные аудиовизуальные средства могут успешно использоваться при самостоятельной подготовке курсантов или при дистанционном обучении.

Внедрение современных технических средств в процесс огневой подготовки, определяет эффективность и качество новой среды обучения, интенсивно развивающейся в настоящее время на базе персональных компьютеров, локальных и глобальных вычислительных сетей и систем мультимедиа. Применение инно-вацион-ных технологий облегчает восприятие информации обучающимися [1].

Поскольку федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3 «О полиции» закрепляет право сотрудников полиции применять огнестрельное оружие в определенных случаях, указанных законодателем в статье 23 того же федерального закона, то сотрудники полиции должны обладать соответствующей огневой подготовленностью, дабы применять огнестрельное оружие максимально безопасно для окружающих и наиболее рационально. А значит, сотрудники полиции обязаны обучаться стрельбе из огнестрельного оружия, а самое главное совершенствовать свой уровень ведения огня из различного оружия, стоящего на вооружении полиции. Для достижения данной цели необходимо проводить специализированные занятия по огневой подготовке, в ходе которых использовать последние научные разработки для создания условий, близких к реальным условиям применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

В нашем государстве сотрудники полиции, как правило, проходят различные курсы повышения квалификации, первоначальную подготовку, а также высшее образование в специально созданных образовательных организациях высшего образования системы МВД России. Обучение в специально созданном высшем учебном заведении для сотрудников полиции должно соответствовать высоким стандартам для производства наиболее эффективного обучения сотрудников полиции [2].

В образовательных организациях высшего образования МВД России также обучаются курсанты, которые, зачастую, впервые сталкиваются с огнестрельным оружием, но для выполнения своих служебных задач в будущем им необходимо в полной мере получить необходимые знания в сфере обращения с оружием, поэтому необходимо проводить разностороннее обучение огневой подготовке.

В наше время невозможно представить осуществление образовательного процесса без применения различных инновационных методик или предметов. Обуче-

ние огневой подготовки не осталось в стороне, и тоже используют различные инновации для повышения качества преподавания данной дисциплины. Под инновациями необходимо понимать, как и модернизацию различных педагогических особенностей преподавателей, так и использование в процессе образовательной деятельности специальных тренажеров для оттачивания мастерства владения огнестрельным оружием.

Поэтому совершенствование образовательного процесса огневой подготовке является одной из главных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями системы МВД России. При этом необходимо помнить, что увеличение объема знаний и их качество напрямую зависит от того, насколько обучающиеся активны и заинтересованы в процессе получения новых знаний, связанных с проведением огневой подготовки. То есть курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России должны понимать, в первую очередь, цель и поставленные задачи огневой подготовки как средства специальной профессиональной подготовки современных сотруд-ников полиции.

На учебных занятиях по огневой подготовке необходимо отрабатывать наиболее эффективные двигательные навыки для более безопасного использования огнестрельного оружия сотрудниками полиции, поскольку выполнение служебных обязан-ностей сотрудниками полиции часто связано с ношением огнестрельного оружия. В связи, с чем для сотрудников полиции предъявляются повышенные требования к огневой подготовке.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что использование различных инновационных технологий просто необходимо для того, чтобы во время осуществления своих служебных обязанностей сотрудники полиции могли адекватно оценивать ситуацию, требующую применения огнестрельного оружия и при этом применять данное оружие таким образом, чтобы были минимальные последствия.

Существующая практика в различных отраслях показала, что применение различных инновационных технологий положительно сказывается на образовательном процессе, повышая интерес обучающихся, уровень их подготовки, а также повышая их стрессоустойчивость и создавая такие ситуации, которые возможны при осуществлении своих полномочий. Для этого в образовательных организациях системы МВД России поставляются различные тренажеры, позволяющие совершенствовать существующий уровень огневой подготовки. Данные тренажеры представляют собой различные устройства электронного типа, которые помогают преподавателям воссоздавать максимально приближенные, к реальности, условия применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, тем самым формировать у обучающихся необходимые умения и навыки обращения с оружием [4].

Так как применение учебного и специализированного оружия при отсутствии боеприпасов обеспечивает полную безопасность лазерных тиров, многократно снижается себестоимость выстрела, поскольку тир нуждается только в электроэнергии для компьютера и проектора. Отсутствие физических мишеней позволяет отказаться от затрат на их восстановление и приобретение. Кроме того, некоторые из данных тиров можно быстро монтировать и демонтировать, что обеспечивает удобство при эксплуатации и транспортировке.

Например, для наиболее безопасного и эффективного формирования начальных навыков обращения с оружием возможно использование такого тренажера как интерактивный лазерный тир, который носит название - Рубин ИЛТ-110. Данный тренажер представляет собой совокупность таких устройств, как экрана, видеопроектора и специально разработанного программного обеспечения. Использование данного тренажера в рамках формирования начальных навыков и умений обращения с оружием позволяет полностью устранить возможность нарушения, установленной техники безопасности при проведении стрельб, но при этом мало чем отличается от осуществления настоящей стрельбы с использованием боевого оружия. Использо-вание такого тренажера позволяет сформировать необходимые базовые умения использования оружия, чтобы впоследствии осуществлять стрельбы с помощью настоящего боевого оружия, а также позволяет обучающимся ознакомиться с командами, подающимися руководителем стрельб или помощником руководителя стрельб, в том числе доведения выполнения таких команд до идеального уровня. Также в процессе использования такого интерактивного тира преподаватель может провести анализ ошибок обучающегося при проведении стрельб и помочь в их устранении, что является немаловажным элементом построения правильного обучения огневой подготовке.

Сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения могут применять огнестрельное оружие в различных ситуациях и зачастую такие ситуации возникают непосредственно в патрульном автомобиле данной службы [3]. Для того чтобы сформировать навыки стрельбы из боевого огнестрельного оружия во время движения на транспортном средстве был создан автотренажер для отработки практических навыков стрельбы из движущегося автомобиля «Оперативник-1». Данный тренажер представлен в Орловском юридическом институте МВД России им. В. В. Лукьянова, который специализируется на подготовке и обучения курсантов по специальности обеспечения безопасности дорожного движения, у которых в основном и возникают ситуации, требующие применения огнестрельного оружия из пат-рульного автотранспорта. Данный тренажер представляет собой пассажирскую часть патрульного автомобиля на специальной гидравлической платформе, способной реализовывать имитацию дорожного движения, что максимально воссоздает реальные условия применения огнестрельного оружия на транспорте, а также специаль-ного программного обеспечения, которое позволяет управлять данным тренажером. Данный тренажер полностью имитирует внутренне убранство настоящего автомо-биля и различные неровности на проезжей части для того, чтобы у обучающихся была возможность прочувствовать все это в спокойной обстановке, получить определенные знания об осуществлении стрельбы на движущемся автомобиле и быть готовым к применению огнестрельного оружия на транспорте в условиях, когда это необходимо.

Совершенствование в стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия связано не столько с физическими, сколько с психическими процессами: мышечной и двигательной памятью, вниманием, мышлением, волей. Их развитие на тренировочных стрельбах самым благоприятным образом сказывается и на других сторонах подготовленности сотрудников, способствуя выполнению ими служебных обязанностей.

Тренировки в стрельбе требуют большого расхода времени, но целесообразное его использование поможет значительно поднять продуктивность, ускорить процесс обучения, усилить качественную сторону стрелковой подготовки, особенно при широком и педагогически грамотном использовании средств и методов, стрелковых тренажеров, имитационных средств, специального оборудования и инновационных технологий. Применение стрелковых тренажеров в подготовке стрелков-спортсменов, а также сотрудников правоохранительных органов, безусловно, является перспективным и приоритетным направлением профессиональной подготовки. В настоящее время использование стрелкового оружия нашло широкое применение в различных сферах деятельности, поэтому образовательные и тренировочные аспекты подготовки обучающихся должны соответствовать развитию компьютерных, инновационных и лазерных технологий, что будет способствовать цели совершенствования техники стрельбы из пистолета.

Литература

1. Фроленков В. Н. Использование тренажерных технологий по огневой подготовке как гарант профессиональных навыков владения табельным оружием // Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативно-служебных задач. Сборник материалов регионального круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2019. С. 146-150.

2. Тихонович М. И. Роль огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в системе профессионального обучения // Совершен -ствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов Всероссийского круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьяно-ва, 2016. С. 145-147.

3. Хрыков И. С. Проблемы подготовки сотрудников ДПС ГИБДД МВД РФ к применению огнестрельного оружия // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Всероссийской конференции. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2021. С. 222-225.

4. Алтунин А. Ю. Особенности использования интерактивных тренажеров на занятиях по огневой подготовке // Актуальные проблемы обеспечения личной безопас-ности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативно-служебных задач. Сборник материалов регионального круглого стола. Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2020. С. 10-13.

References

1. Frolenkov V. N. [The use of training technologies for firepower training as a guarantor of professional skills in using a service weapon]. Aktual'nye problemy obespecheniya lichnoy bezopasnosti sotrudnikov pravookhranitel'-nykh organov pri vypolnenii operativno-sluzhebnykh zadach. Sbornik materialov regio-nal'nogo kruglogo stola [Topical problems of ensuring the personal safety of law enforcement officers when performing operational and service tasks.

Collection of materials of the regional round table]. Oryol, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov Publ., 2019, pp. 146-150. (In Russia).

2. Tikhonovich M. I. [The role of firepower training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of vocational training]. Sovershenst-vovanie ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik materialov Vserossiyskogo kruglogo stola [Improvement of firepower and tactical-special training of law enforcement officers, collection of materials of the All-Russian round table]. Oryol, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 145. (In Russia).

3. Khrykov I. S. [Problems of training traffic police officers of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the use of firearms]. Sovershenstvovanie ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik materia-lov Vserossiyskoy konferentsii [Improving the fire and tactical-special training of law enforcement officers. Collection of materials of the All-Russian conference]. Oryol, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov Publ., 2021, pp. 222-225. (In Russia).

4. Altunin A. Yu. [Features of the use of interactive simulators in fire training classes]. Aktual'nye problemy obespecheniya lichnoy bezopasnosti sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov pri vypolnenii operativno-sluzhebnykh zadach. Sbornik materialov regional'nogo kruglogo stola [Actual problems of ensuring the personal safety of law enforcement officers when performing operational and service tasks. Collection of materials of the regional round table]. Oryol, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov Publ., 2020, pp. 10-13. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.