Научная статья на тему 'Роль родного языка в формировании ученика как компетентного человека'

Роль родного языка в формировании ученика как компетентного человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родной язык / ученик / школа / формирования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холикова Мохинур Бахриллоевна

В статье рассматривается роль родного языка в формировании ученика как компетентного человека. Современный подход к обучению родному языку состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль родного языка в формировании ученика как компетентного человека»

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕНИКА КАК КОМПЕТЕНТНОГО ЧЕЛОВЕКА Холикова М.Б.

Холикова Мохинур Бахриллоевна - учитель родного языка и литературы, Общеобразовательная школа № 33, Бухарский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается роль родного языка в формировании ученика как компетентного человека. Современный подход к обучению родному языку состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Ключевые слова: родной язык, ученик, школа, формирования.

Работая учителем узбекского языка и литературы, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни.

Язык - душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.

Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности, в том числе, и в образовании. Сегодня образованный человек владеет еще и иностранным языком, языком межнационального общения. Наряду с родным, владение другими языками дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Столько языков ты знаешь - столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы [2]. И это действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.

Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.

Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что: любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов; полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.

Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.

Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою

очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений.

Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам.

Для максимальной концентрации формирования метода познания, творческого мышления у учеников, на уроках литературы я использую урок-лекцию и урок-семинар. В потоке разнообразных приемов работы со старшеклассниками лекция задает программу дальнейших действий на уроках практического характера. Популярность лекции объясняется спецификой ее воздействия на слушателей. Они видят и слышат специалиста, интеллигента, становятся его единомышленниками. Воздействие образцовой устной речи ничем незаменимо: с ее оттенками, уточнениями, паузами, манерой размышления вслух, даже сбивчивостью, повторными формулировками, т.е. со всем обаянием живого слова и связанной с ним психологией восприятия.

Опыт показывает, что полезно приучать учащихся читать минимум текстов до лекции, чтобы иметь базу для проблемного разговора. Особенно это оправдывает себя в недостаточно подготовленных классах без специального уклона. Специфической особенностью лекций по литературе является возможность опоры на звучание художественного слова, на привлечение других видов искусства. Сильное впечатление производит цитирование не только стихов, но и фрагментов прозы (мысли и реплики персонажей, лирические и авторские отступления, авторские комментарии). Все это делает лекцию яркой, образной, впечатляющей, конкретной, формирует словарь слушателей.

Школьный семинар завоевывает популярность, но не является ведущей формой обучения литературе. Семинар способствует расширению представлений о литературе, писателях. В нем учащиеся постигают навыки публичного высказывания. А главное - развивают способность самостоятельно работать с книгой. Именно в семинаре преподаватель может пробудить научно-исследовательские вкусы и интересы учащихся. В процессе работы учащиеся развивают способности к исследовательскому труду, учатся приемам выделения, аргументации, обобщения, полемики и т.п. Степень самостоятельности в подготовке семинара может быть разной. Это зависит от уровня сложности материала, возрастных особенностей, формулировки темы. Особо следует поощрять попытки учащихся формулировать свои темы, возникающие из раздумий над накопленным материалом. Семинарские доклады - это первое приобщение учащихся к науке, творческой самостоятельности. Сами занятия могут быть различными, как по тематике, так и по уровню предъявляемых требований.

Современная школа ставит задачу подготовить всесторонне развитых людей, обладающих основами метода познания, творческим мышлением, умеющих понимать искусство и наслаждаться им. Поэтому в семинаре нужно стремиться к тому, чтобы доклады учащихся не были сплошными компиляциями без указаний источников, как это чаще всего бывает, а были самостоятельными творческими работами по выбранным вопросам (на разумном уровне возможностей).

Исходя из задач школы, работу семинаров по литературе необходимо направить в основном на изучение художественного произведения в единстве формы и содержания, на усвоение четких приемов анализа отдельных произведений. Поэтому из многих видов деятельности на первом месте нужно выдвинуть работу с

художественным текстом, с образцовыми критическими статьями, научными исследованиями. Исследовательский метод используется на обычных уроках, а при подготовке к семинарским занятиям является ведущим (как и в подготовке к литературным конференциям). В процессе выполнения этих работ учащиеся в большей степени овладеют методами литературоведческой науки в доступном им объеме при условии соответствующего руководства со стороны педагога. Используя такую методику, педагогу необходимо быть особенно требовательным к обстоятельности анализа и доказательности суждений. Этот метод работы должен развивать умения и навыки: пользоваться каталогом; находить нужные для выполнения задания книги; просматривать книги, статьи; находить интересующий материал; конспектировать; цитировать; составлять планы, конспекты и полные тексты своих устных и письменных выступлений. Все это в наибольшей степени способствует развитию мышления учащихся, овладению умениями, связанными с работой по данному предмету.

Семинары помогают закрепить навыки самостоятельной работы. Отличие их от вузовских в том, что учащиеся избирают более узкие вопросы, связанные с анализом произведений. Выбор оптимального варианта содержания, структуры и методики урока решается каждым учителем в зависимости от особенностей класса.

Используя различные варианты преподавания, преподнесения учебного материала, ежедневно ставя задачу духовно-нравственного воспитания учеников, их нравственного облика, мы наблюдаем развитие в детях моральных основ и осознанию истинных общепринятых ценностей.

Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык - душа народа. Идеальное обучение каждого ученика на его родном языке является ключевым фактором в будущем достижении компетентного человека. Каждый педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину.

Список литературы

1. Закон Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 г. № 167-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственном языке Республики Узбекистан». Ташкент. 21 декабря, 1995.

2. Имомов К., Мирзаев Т., Саримсоков Б., Сафаров О. Узбекское фольклорное поэтическое творчество. Т.: Учитель, 1990. Б. 91-99.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Садиева Д.С.

Садиева Дилора Сайфиллаевна - учитель узбекского языка и литературы, школа № 20, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в процессе мышления задействована вся кора головного мозга, поэтому важно соблюдать психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности.

Идеальные образы, модели реальных объектов - основа теоретического мышления. Возникают они на базе ощущений, поэтому точность образа зависит от количества вовлеченных в процесс восприятия анализаторов человека. Отсюда следует принцип максимального вовлечения в процессе познания анализаторов человека - зрительных, слуховых, тактильных, проприорецептивных, вестибуляторных.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.