ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье рассматривается значение научно-исследовательской деятельности в становлении личности школьников через работу кружка «Юный физик», реализацию программ элективных курсов и деятельности исследовательской группы «Чурапчата», школьного научного общества.
Абрамова Марфа Николаевна
учитель физики МОУ - СОШ №15 г. Нерюнгри [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Как можно использовать формирование познавательной потребности и активизации мыслительной деятельности через НИР?
Ключевые слова: научно-исследовательская среда, научно-исследовательская работа, творческая активность, исследовательская компетентность и творческая личность.
Важнейшей целью образования в настоящее время является всестороннее развитие ребёнка, раскрытие потенциала каждого, создание условий для максимально возможного доступа к образованию во всех формах. Чему мы учим ученика, чего от него ждем? Простого повторения того, что было изложено? Мы натаскиваем на решение типовых задач, то есть передаем готовые знания. Мы не тренируем ученика, не учим постановке проблем, не воспитываем логическое чутье, позволяющее заметить и выявить противоречия в сложных ситуациях. Результат таких действий достаточно печален: ученик не может воспользоваться шаблонными знаниями в жизни.
Перед нами стоит задача - научить школьника мыслить творчески. Мыслительную деятельность можно развивать на материале обсуждения исследовательских задач. Исследовательская деятельность учащихся - одна из новых педагогических технологий активизации учебного процесса. Именно во время организации внеучебной деятельности учащихся можно наиболее полно раскрыть развивающую и воспитывающую функции предмета. Развитие личности означает формирование у него новых способностей, т.е. условием развития может стать и новое знание, приобретенное учеником, навык и умение.
Актуальность использования исследовательской деятельности учащихся для формирования у него новых способностей понятна и очевидна для каждого педагога. Участие обучаемых в различных научно-практических конференциях, семинарах развивает индивидуальность и личность ребёнка. Исследовательская деятельность -это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» [1]. Автор подчёркивает, что данная творческая деятельность учащихся должна основываться на базовом образовании средней школы и быть направлена на образование, воспитание и развитие учащихся.
В рамках научно-исследовательской деятельности нашей целью является формирование познавательной потребности и активизация мыслительной деятельности обучающего.
При изучении феномена творческой инициативы Д.Б. Богоявленской было выявлено три качественных уровня проявления: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный [2]. Исследовательская деятельность учащихся позволяет выйти на эвристический, а затем и на креативный уровень интеллектуальной активности. Это становится возможным, если у ученика будет потребность и осознание в познавательной деятельности; эмоциональному настрою от деятельности в условиях работы. При изучении физики необходимо обратить внимание на формирование умений получать и применять полученные знания в многообразных ситуациях. Задача учителя увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и умело их развивать и применять на практике. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, но он очень застенчив, не может отвечать у доски. Похвала учителя и восторг одноклассников вызывает у этого ученика потребность в реализации этой способности не только на уроке. В этой ситуации на помощь приходит учитель, вовлекая его в исследовательскую деятельность. В дальнейшем он занимает 2 место в районной политехнической олимпиаде школьников. Именно такая форма работы будет способствовать с одной стороны, поддержанию интереса этого ребенка к дальнейшему развитию и применению на практике своих творческих способностей, с другой - расширению кругозора и обогащению его языка, формированию и развитию не только коммуникативных умений, но и творческих. Эта задача решается благодаря организации кружковой работы и элективных курсов. Организацию исследовательской деятельности учащихся я начала с 1995 года. Вела кружок «Юный физик», элективные курсы «Методы решения задач по физике», «Наблюдай и исследуй», «Физика в твоей будущей профессии».
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
23
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В условиях модернизации школьного и вузовского образования возрастает роль и значимость образовательного пространства «школа-вуз». Наша школа №15 взаимодействует с кафедрой «Естественно-технических дисциплин» Технического института (филиала) ФГАОУ Северо-Восточного университета: активно принимаем участие в ежегодно проводимых конференциях, олимпиадах, декадах естественных наук. Реализуемое взаимодействие с университетом способствует: распространению передовых педагогических технологий, внедрению опыта педагогов-новаторов, его обобщение, созданию творческой среды для учащихся и педагогов.
В рамках исследовательской работы нашей целью является приобретение умений и навыков исследовательской работы, активизация мыслительной деятельности учащихся: создание среды богатой информации, свободой деятельности, неформальные атмосферы, где каждый получает возможность индивидуального темпа деятельности.
Творческая активность предполагает наличие познавательной потребности, которая проявляется в овладении элементарными методами научного познания и применении их на практике, в умении организовывать и анализировать свою деятельность в социальной сфере, стремлении к участию в коллективном творческом поиске; в умении работать в исследовательских группах и представлять результаты своей работы. Исследовательская группа «Чурапчата» успешно выступила в Интернет - проекте. В работе «Роль процесса испарения в жизни человека» учащиеся 5 а раскрыли значения процесса испарения для жизнедеятельности человека и изготовили простой в обращении прибор - гигрометр.
Выбор методов организации исследовательской работы зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовки и личностных качеств учащегося, материального оснащения и других факторов. При подготовке учащихся к творческой деятельности можно выделит два этапа: подготовительный и этап защиты.
В подготовительном этапе у обучающихся формируется исследовательская компетентность, учащиеся учатся задавать вопросы, выявлять противоречия, формулировать проблемы и гипотезы и выполнять экспериментальные исследования. В школе действует научное общество школьников «56-ая параллель», которое позволяет каждому желающему испытать, испробовать, выявить хотя бы часть своих способностей.
Этап защиты всегда сложен. Исследовательская рефлексия заключается в способности анализировать причины явлений, обозначать свое понимание вопроса, осознание и умение пояснять цели своих занятий теми или иными учебными предметами; во владении методами рефлексивного мышления; в самоанализе и самооценке; в умении сопоставлять полученные результаты с поставленными целями, корректировать дальнейшую деятельность. Нужно выработать у ученика психологическую готовность в условиях ограничений и моральной ответственности за конечный результат. Вопросы аудитории касаются не только оценки содержания работы и умения отвечать без шпаргалок, но и умения держать себя, говорить четко и грамотно. Интересен тот факт, что «слабые» в учебе ученики становятся намного активнее, заметнее, появляется чувство уверенности в себе. Мобилизация
и выступления учащихся в различных фестивалях, конференциях, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками создают благоприятные условия для творческого развития личности.
В рамках исследовательской деятельности очень важно внедрить региональный компонент содержания физики и показать учащимся прикладную значимость физики в технических науках. Физика является основой мировоззрения и специальных знаний будущего учёного и инженера. В работе «Изучение прочности и хладостойкости металлов, используемых в технике Южной Якутии» Бердиев Максим и ПимченкоДенис, учащиеся 10 класса касаются проблем, волнующих каждого жителя Южной Якутии. Существует острая проблема повышения надёжности, безопасности и эффективности эксплуатации техники, трубопроводов в Южной Якутии - следствие недостаточной хладостойкости промышленных конструкционных материалов. Проводя эксперимент по исследованию зависимости физико-механических свойств меди и стали при низких температурах ребята доказали, что у металлов уменьшается предел прочности. Это говорит о том, что с уменьшением температуры материал становится хрупким. В частности, в будущем авторы работ планировали разработать собственную технологию получения более качественных сплавов, так как в связи с развитием на Крайнем Севере и Востоке газовой и нефтяной промышленности и строительством магистральных трубопроводов большого диаметра особенно увеличилась потребность в хладостойких листовых сталях. Учащиеся стали победителями городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естествознания» в ТИ (ф) Северо-восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова и участниками 9-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов и студентов в г. Нерюнгри (2008г.). Ныне Максим учится в Сибирском Государственном Аэрокосмическом Университете имени академика М. С. Решетнёва в Институте космической техники ракетостроения г. Красноярск, Денис - в Техническом институте (ф) Северо-восточного федерального университета. Этот пример показывает, что исследовательская компетентность старшеклассников помогает им в профессиональном самоопределении.
Более ярко и значимо заблистал талант наиболее одаренных детей. Например, Шульгин Артем (работа «Велико ли давление»), ученик 8 класса, победитель городской научно-практической конференции «Первые шаги» и городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы естествознания», участник 9-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов и студентов в г. Нерюнгри (2008г.), получил сертификат участника 1-й региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» за работу «Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека». Артём занимается исследовательской работой с 5 класса. Он вследствие чего является лидером на городских олимпиадах по физике. Этот пример показывает на то, что очень многое в успехе учащихся зависит от них самих, от того, насколько они заинтересованы в исследовательской работе.
Научно-исследовательская работа воздействует на все грани личности. Процесс творческого саморазвития ускоряется, если ученик мотивирован к творчеству.
24
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Вырастить компетентных личностей - лидеров нашего общества - можно через формирование творческой, научно-исследовательской среды обучения. Учитель должен готовить молодых людей способных принимать адекватные, быстрые, продуманные решения, которые в дальнейшем обеспечат им достойную жизнь, высокий уровень благосостояния и социализацию.
Литература
1. Бобылева О.Л., Филькина Т.Г. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: [Текст] учеб. пособие // Д.Б. Богоявленская; М.: «Академия», - 2002. - 36-40 с.
3. Дегтева Г.А. Проектировочная деятельность учащихся // Эксперимент и инновации в школе - 2010. - №5.
4. Ковалева С.Я. Об исследовательской проектной деятельности учащихся [Текст] // А.И. Семенов // Первое сентября. - 2010. - № 18.
5. Лазарев В.С. Творчество и инновационная деятельность учителя // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №2.
6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] // А.С.Обухов; Народное образование, - 1999. - №10. - С.18-20.
В статье описываются интерактивные методы, которые целесообразно использовать при формировании общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания.
Черномырдина Ольга Михайловна
учитель истории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» Городского округа г.Стерлитамак Республика Башкортостан E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
на уроках истории и обществознания
Насколько эффективно использование интерактивных методов обучения в процессе формирования общекультурной компетентности?
Ключевые слова: интерактивные технологии, общекультурная компетентность, игровое моделирование, диалоговое обучение.
Серьезные социально-экономические преобразования в российском обществе, активизация международных связей, пробуждение национального самосознания народов и социальных групп актуализируют потребность в высококультурной личности. Государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались и духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В связи с этим вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость. Также актуальность проблемы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; негативным отношением подростков к традициям и ценностям предшествующих поколений. А где, как не на уроках истории и обществознания приобщать подрастающее поколение к традициям и ценностям
русской культуры, прививать любовь к своей стране, воспитывать чувство гордости за наше историческое прошлое. Ведь именно от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентноспособность страны.
Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Компетентность включает следующие аспекты:
• смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
• проблемно-практический аспект - адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
• коммуникативный аспект - адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
25