Научная статья на тему 'Научное общество как основа развития исследовательской деятельности учащихся гимназии'

Научное общество как основа развития исследовательской деятельности учащихся гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ПРОЕКТ / ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бледных Ирина Геннадьевна

В статье рассматривается сложная и многообразная система формирования исследовательских навыков у учащихся посредством научного общества в гимназии №1 Красногвардейского района. На примере секции математики показана эффективность метода проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное общество как основа развития исследовательской деятельности учащихся гимназии»

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ

И.Г. Бледных

SCIENTIFIC ORGANIZATION AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS OF THE GYMNASIUM

Blednykh I.G.

The summary: it is considered a complicated and diverse system of formation of pupils' research skills is regarded by means of the scientific organization in Gymnasium №1 from Kras-nogvardeyskoye region. The efficiency of a method of designing is shown by the example of the section of mathematics.

В статье рассматривается сложная и многообразная система формирования исследовательских навыков у учащихся посредством научного общества в гимназии №1 Красногвардейского района. На примере секции математики показана эффективность метода проектирования.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, научное общество учащихся, проект, процесс реализации творческих идей.

УДК 371.026

В современных условиях, когда объём необходимых человеку знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в современном потоке информации. Большая роль в этом процессе отводится школе, призванной научить учащихся учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, сформировать способность видеть проблемы и искать пути их решения.

Социальная ситуация диктует потребность в успешном ученике школы: личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы, усваивать новые знания и способы деятельности. Исследовательский подход в образовательной деятельности коллектив гимназии считает основополагающим в своей профессиональной деятельности. Выбор исследовательского подхода к обучению и воспитанию как одного из факторов успешности учащихся не случаен. Во-первых, цель обучения в гимназии - обеспечение некоторого гарантированного уровня образовательной подготовки, отвечающей требованиям современного общества и открывающей каждому выпускнику школы возможности самореализации и продуктивной деятельности в его последующей взрослой жизни. Во-вторых, при исследовательском подходе к обучению предметом познания в процессе обучения и воспитания становится не столь-

ко содержательная сторона знания, сколько структурная и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться). В-третьих, существенно отличается при традиционном и исследовательском подходах характер деятельности учащихся. При традиционном, в основном, репродуктивная деятельность, при исследовательском подходе - поисковотворческая (исследовательская).

В научной литературе сформировались различные подходы к определению исследовательской деятельности учащихся (В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Т.В. Ковалёва, В.М. Монахов, В.В. Сериков и др.), к которой учёные и практики относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, технологическую, творческую и другую, осуществляемые в учебное и во вне-учебное время. Вместе с тем любые её виды предполагают прежде всего овладение учащимися технологией творческой, исследовательской деятельности. Одним из главных направлений работы с детьми, имеющими аналитические способности, является деятельность научного общества учащихся.

Научная работа в гимназии представлена разнообразными формами: детские

объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научные объединения учащихся (НОУ), малая академия наук (МАН). К созданию системы научной работы мы шли давно. Этому способствовал ряд факторов. Так, в течение пяти последних лет в гимназии апробируется творческий проект развивающего обучения школьников по системе Л.В. Занкова. На базе школы проводились «мастер-классы», семинары с участием авторов учебников, апробировались учебники и пакеты диагностических материалов. В целом мы добились, что учащийся в образовательном процессе предстаёт как целостная личность, субъект учения. А учитель, работающий в этой системе, равноправный с учащимися партнёр, организатор учебной деятельности, участник коллективного процесса познания. Образовательная система, постро-

енная «от ребёнка» не может быть не актуальной. Умения, заложенные в начальной школе, учителя основной школы стремятся развить на последующих этапах обучения.

На протяжении последних шести лет учащиеся гимназии принимают активное участие в работе МАН г.Ставрополя. Работа строится поэтапно, включает предварительный, промежуточный, деятельностный этапы. В течение первой четверти учитель совместно с учащимися определяет тему исследования. Чаще всего тематика будущего исследования разрабатывается учителем. В исследовательскую деятельность вовлекаются учащиеся, заинтересованные в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящиеся к углублению знаний, способные к научному поиску. Работы выполняются под руководством педагогов, которые направляют развитие деятельности учащихся. На следующем этапе работы направляются для участия в заочном туре. Этот этап выдерживают практически все представляемые работы. А вот выступления на очном этапе (деятельностный этап) учащимся даются нелегко. Ощутима разница в культуре речи, в умении грамотно ответить на поставленные членами жюри вопросы. Поэтому перед педагогами встал вопрос об изменении форм исследовательской деятельности с учащимися. Возникла идея создания научного общества учащихся (далее НОУ) гимназии - добровольного творческого объединения учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определённой области науки, искусства, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и экспериментальной работы. Анкетный опрос с учащимися подтвердил правильность поисковой деятельности педагогов - 60% гимназистов ответили, что хотят заниматься исследовательской деятельностью.

В научном обществе гимназии функционируют четыре секции по следующим направлениям: гуманитарные науки, естественные науки, физико-математические науки, лингвистические науки.

Основными задачами научного общества гимназии являются:

• активизация интереса учащихся к знаниям по разным предметам;

• создание детского творческого коллектива со своими традициями, развивающего творческую инициативу учащихся;

• раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

• создание предпосылок для развития научного образа мышления, творческого подхода к деятельности учащихся;

• профессиональная ориентация и самоопределение учащихся.

Для решения этих задач педагоги оказывают реальную помощь при овладении знаниями, выходящими за пределы учебной программы; дают почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности,

обучают методам и приёмам научного исследования; умению работать с научной литературой. Учитель управляет самостоятельным поиском учащихся необходимой информации, показывая способ поиска, побуждает их к исследованию. Во время работы над творческим проектом происходит постоянный обмен информацией, мнениями. Учитель и учащиеся работают в режиме сотрудничества, реализуют совместное исследование.

Ключевым этапом демонстрации исследований учащихся является ежегодная конференция, в ходе которой происходит отбор участников на районную, краевую конференцию НОУ, а также подводятся итоги, заслушиваются отчёты о работе школьных секций, определяются дальнейшие задачи деятельности НОУ. Научнопрактическую конференцию учащихся можно считать диагностической формой, так как содержание обсуждаемых проектов позволяет судить об уровне владения учащимися методами и приёмами творческой исследовательской деятельности и роли учителя-руководителя в этом процессе.

Работа научного общества осуществляется по нескольким направлениям:

1. Индивидуальная работа, которая может быть построена в двух аспектах: разовые задания (доклад, подборка списка литературы, составление аннотации, оказание

помощи в оформлении работы, создание презентации и т.д.); персональная траектория (помощь в разработке темы, консультации).

2. Групповая работа строится на межпредметном исследовании.

3. Массовые формы: встречи с деятелями науки, участие в чтениях, проведение литературных гостиных, культурологических студий.

Процесс реализации творческих идей можно представить «в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать свои задачи» (4, 134):

Первый этап. Выявление учеников для работы в исследовательском режиме, выбор темы, определение круга проблем, подбор литературы.

Второй этап. Осознание значимости работы учащимся (после утверждения Советом НОУ). Возникновение атмосферы сотворчества между учителем и учеником. Профессиональный рост компетентности педагога, стимулирующего развитие научноисследовательской деятельности учащихся.

Третий этап. Представление собранного и проанализированного материала на секции для осуществления контроля и своевременная коррекция процесса исследовательской деятельности. Поддержание интереса и информированности о проводимых исследованиях.

Четвёртый этап. Проведение независимой экспертизы для выявления «слабых» сторон исследования, оказание помощи в решении возникших вопросов. При положительном отзыве работу рекомендуют для участия в стендовой сессии, которая проводится перед школьной научно-практической конференцией.

Пятый этап. Выступление с сообщением в классах, на секционных занятиях с приглашением учащихся и учителей других школ. Авторы работ получают практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать, отстаивать свою точку зрения.

Шестой этап. Презентация исследования на школьной конференции, с приглашением преподавателей вузов г. Ставропо-

ля: Аграрного университета, СГУ, СевероКавказского государственного технического университета, выпускников прошлых лет, родителей. Заслушиваются ответы на вопросы оппонентов, мнения рецензентов. Экспертный совет подводит итоги, награждает победителей, даёт рекомендацию для участия в краевой или всероссийской конференциях.

Одной из успешно работающих секций НОУ гимназии является секция математики, в которой осуществляется целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника наряду с необходимым базовым уровнем по предмету:

• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия);

• умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации;

• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

• специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Несколько лет назад педагогов гимназии заинтересовало предложение о представлении для участия в работе МАН г. Ставрополя работ учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью. При подготовке к урокам учащиеся довольно часто готовят доклады, рефераты по теме урока. Среди них есть такие, к которым учащиеся проявили особый интерес: «Симметрия в природе и технике», «Функция и её свойства», «Математические модели реальных процессов» и другие. Эти рефераты были доработаны и отправлены на заочный этап, который выдержали все. Однако следующий этап защиты работы перед авторитетной аудиторией выявил недостаточную глубину и объём знаний по некоторым вопросам, неумение учащихся аргументировать свои мысли. В деятельность секции были внесены коррективы. В последующие годы работа велась по-другому, поэтому мы

добились позитивных результатов: в 2005 году учащийся, подготовивший работу «Правильные многогранники. Тела Кеплера - Пуансо» стал дипломантом Ставропольской краевой научной конференции школьников секции «Математика», а в 2006 году ученица представила свою работу «Звёздчатые многогранники» на стендовой сессии XXI Российской открытой конференции учащихся «Юность, наука, культура» в г. Обнинске.

За время сотрудничества с МАН сборник работ учащихся гимназии пополнился не только предметными, но и интегрированными работами: «Знал ли Пушкин математику?», «Золотое сечение», «Симметрия вокруг нас». При работе над ними потребовалось участие не только учителя математики, но и педагогов других дисциплин, что даёт возможность выявлять при исследовании скрытые наклонности и повышать интеллектуальный уровень учащихся.

Таким образом, занятия в научном обществе развивают исследовательские аналитические способности учащихся: учат работать с научно-популярной литературой, составлять библиографию, отбирать проблемы для исследования, готовить научные сообщения. При помощи НОУ можно установить контакты с людьми, которые занимаются аналогичной проблематикой, составить план работы, предположить результат. Можно провести дискуссию по выбранной проблеме, по истории науки, ее современным или прикладным проблемам, сопоставить подходы различных наук к одной и той же исследовательской задаче или явлению.

Для изучения мнения по организации работы НОУ систематически проводится социологический опрос учителей и учащихся гимназии. Так, по данным опроса, проведённого в 2008 году, 78,7% учителей считают, что в каждом классе есть ученики, желающие участвовать в научно-исследовательской деятельности, 40,6% учителей готовы работать в НОУ, 20% высказывают сомнения о своей квалификации, предлагают провести курсы по методологии и методике исследовательской деятельности.

На первом этапе деятельности в секции по математике школьники принимают участие в работе над информационным проектом, с помощью которого учатся добывать и анализировать информацию. Чаще всего проект носит групповой характер. Выполнение такого вида исследовательской деятельности позволяет сформировать коммуникативные навыки. Так, в процессе работы над проектом «Как был создан язык алгебры» удалось не только выяснить время появления важнейших математических знаков, символов, имён выдающихся математиков, внёсших свой вклад в разработку проблемы, но и осознать, что язык алгебры продолжает совершенствоваться и в настоящее время. Так, учащимся удалось найти интересные материалы по использованию алгебры в языках программирования, что позволяет реализовать возможности новых форм записей математических выражений, высказываний, а также перевести условие задачи на математический язык, познакомить с этапами математического моделирования. Такой проект становится частью наиболее значимого исследовательского проекта по моделированию реальных ситуаций.

Учащимся другой возрастной группы, например девятиклассникам, предлагается для разработки творческий проект, который может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Проект может готовиться как по одному предмету, так и по нескольким, то есть носить межпредметный характер. В процессе такой работы ученики овладевают «основными исследовательскими методами: анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения, владение коммуникативными навыками, умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания» (3, 13). Анализ аксиом современных учебников геометрии, авторов Л.С. Атанасян и другие, И.Ф. Ша-рыгина, И.М. Смирновой и В. А. Смирнова и идей Н.И. Лобачевского позволил учащимся при работе над проектом «Фундамент» геометрии» осознать неоднозначность в построении этого курса, доказательстве тео-

рем, решении задач и изложении существующих теорий. «Учебный математический канон - что рассказывать, в каком порядке и каким темпом - сложился фактически во времена Евклида. В начале XX века он стал ещё более жёстким. Имеется в виду аксиоматическая система изложения (Рожков А., 1993) и такой проект имеет широкий масштаб, и может стать частью серьёзной научной работы. Однако в рамках школьного НОУ можно разрушить стереотипы о том, что математик - не «вычислительная машина», не компьютер, что существуют нерешённые задачи, не «открыты» все формулы, что всегда есть возможность совершить открытие. Такая психологическая установка на достижение понимания даёт возможность учащимся предложить собственное видение по разработке программ, с использованием всех трёх учебников при изучении геометрии.

С большим интересом в научном обществе воспринимаются интегрированные проекты. Высказывание Лукреция о том, что наши глаза не всегда передают человеку истинную информацию о природе предметов и требуют глубокого анализа, привели членов научного общества к созданию интересного исследовательского проекта «Порок организма или непознанные возможности нашего зрения». При обсуждении этого проекта были выделены направления: стереометрия, архитектура, шитьё, рисование. Для изучения причин оптических иллюзий потребовалось дополнительное изучение литературы, например, раздела физики «Оптика». В результате исследовательского поиска учащиеся пришли к выводу, что иллюзии появляются, если: созданы особые условия наблюдения (наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз); ложного суждения о видимом; оптического несовершенства глаза (свойства анализаторов).

Учащимися были проведены эксперименты, с помощью которых установили, что оптический обман связан с особенностью обработки мозгом воспринимаемой зрительной информации. В проекте представлены иллюстрации и зарисовки объектов наибо-

лее интересных зрительных иллюзий, предприняты попытки объяснения их происхождения, а также по созданию собственных объектов. Работа над подобным проектом позволяет учащимся реализовать индивидуальные способности и склонности, активизировать интерес к физике, рисованию, шитью и др. Если учащимся что-то не удаётся, то они могут вовлечь в эту работу своего товарища, родителя, учителя.

Старшеклассники работают над более сложными исследовательскими проектами, которые имеют структуру, приближенную к подлинной научной работе. «Геометрическая интерпретация комплексного числа» -проект, который даёт возможность посмотреть на задачи по геометрии с другой стороны, приучает к тому, что все наглядные задачи (правильность которых видна из чертежа) можно решать аналитическим способом, вообще не прибегая к чертежу.

Члены НОУ стали инициаторами массовых мероприятий в школе: предметных декад, конкурсов, олимпиад и др. В конце года проводится выставка работ учащихся. Высокая оценка их научной деятельности даёт возможность учащимся опубликовать свои работы в сборниках «Научные работы учащихся гимназии», «Вестник гимназии» (6, 187). В результате, ежегодно учащиеся школы активно выступают на научнопрактических конференциях разного уровня: школьный - «Юность. Интеллект. Культура», краевой - открытая научная конференция школьников, Всероссийский конкурс «Юность науки» в г. Обнинске.

Правильный выбор направления исследовательской деятельности оказывает влияние на продолжение образования уча-

щимися после окончания общеобразовательной школы. Это является одним из показателей результативности занятий в НОУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гопаненко В.Л. Обучение учащихся решению проблем исследования в научном обществе // Вопросы гуманитарных наук. — 2005. — № 2. — С. 280-283.

2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. — СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2002.

3. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / Сост. С.Г. Щербакова. — Волгоград: ИТД «Корифей», .

4. Поволоцкая Г.Д. Научное общество гимназистов. //Школьные технологии. — 2004. — № 6. — С. 133—135.

5. Рожков А. Найти и поддержать // Народное образование. — 1993. — № 3. — С. 57—60.

6. Социально-педагогические аспекты формирования личности в условиях сельской гимназии: из опыта работы МОУ гимназия № 1 с. Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края. — Ставрополь: Литера, 2007.

Об авторе

Бледных Ирина Геннадьевна, соискатель Карачаево-Черкесского государственного

университета им. У.Д. Алиева, учитель математики, информатики Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» с. Красногвардейского Ставропольского края. Сфера научных интересов -исследовательская деятельность школьников инновационных учебных заведений. Ь1е>!пукЬ@.гатЫег. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.