художественным текстом, с образцовыми критическими статьями, научными исследованиями. Исследовательский метод используется на обычных уроках, а при подготовке к семинарским занятиям является ведущим (как и в подготовке к литературным конференциям). В процессе выполнения этих работ учащиеся в большей степени овладеют методами литературоведческой науки в доступном им объеме при условии соответствующего руководства со стороны педагога. Используя такую методику, педагогу необходимо быть особенно требовательным к обстоятельности анализа и доказательности суждений. Этот метод работы должен развивать умения и навыки: пользоваться каталогом; находить нужные для выполнения задания книги; просматривать книги, статьи; находить интересующий материал; конспектировать; цитировать; составлять планы, конспекты и полные тексты своих устных и письменных выступлений. Все это в наибольшей степени способствует развитию мышления учащихся, овладению умениями, связанными с работой по данному предмету.
Семинары помогают закрепить навыки самостоятельной работы. Отличие их от вузовских в том, что учащиеся избирают более узкие вопросы, связанные с анализом произведений. Выбор оптимального варианта содержания, структуры и методики урока решается каждым учителем в зависимости от особенностей класса.
Используя различные варианты преподавания, преподнесения учебного материала, ежедневно ставя задачу духовно-нравственного воспитания учеников, их нравственного облика, мы наблюдаем развитие в детях моральных основ и осознанию истинных общепринятых ценностей.
Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык - душа народа. Идеальное обучение каждого ученика на его родном языке является ключевым фактором в будущем достижении компетентного человека. Каждый педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 г. № 167-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственном языке Республики Узбекистан». Ташкент. 21 декабря, 1995.
2. Имомов К., Мирзаев Т., Саримсоков Б., Сафаров О. Узбекское фольклорное поэтическое творчество. Т.: Учитель, 1990. Б. 91-99.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Садиева Д.С.
Садиева Дилора Сайфиллаевна - учитель узбекского языка и литературы, школа № 20, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в процессе мышления задействована вся кора головного мозга, поэтому важно соблюдать психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности.
Идеальные образы, модели реальных объектов - основа теоретического мышления. Возникают они на базе ощущений, поэтому точность образа зависит от количества вовлеченных в процесс восприятия анализаторов человека. Отсюда следует принцип максимального вовлечения в процессе познания анализаторов человека - зрительных, слуховых, тактильных, проприорецептивных, вестибуляторных.
65
Ключевые слова: мышления, психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности, зрительных, слуховых, тактильных.
Познание исторически и логически начинается с чувственного - ощущений. Они -субъективный образ объективного мира, первоначальный источник наших знаний. Идеальный образ предмета существует в структурах мозга в виде формы внешнего объекта, следовательно, как пространственный. Гегель отмечал, что стабильные во времени ощущения начинают восприниматься. Восприятие - это отражение в сознании человека предметов и образов окружающего мира. Эти восприятия - суть качественные особенности объекта. Разнокачественные восприятия отделяются друг от друга, что приводит к появлению понятий "граница", "предел", "конечное". Тождественные восприятия (качества), имеющие границы - суть количество. Стабильность качественных и количественных сторон объекта выделяют его из окружения, из среды. Взаимодействие объекта со средой выявляет его свойства, которые воспринимаются человеком как явления.
В процессе накопления чувственного знания восприятия сопоставляются, вычленяется общее, формируются представления о предметах. Представления - это обобщенные образы предметов и процессов (явлений). Далее представление приобретает наименование (слово), то есть появляется абстрактное понятие. Таким образом формируется язык как форма описания чувственного мира.
В абстрактных понятиях восприятия классифицируются и систематизируются, формулируются эмпирические законы. На этом завершается развитие чувственного познания (эмпирического знания) данного объекта, его свойств, как нечто среднее из ряда однотипных объектов. [1]
Сущность явлений заложена как внутри объекта, так и в свойствах тел, с ним взаимодействующих. Для понимания природы явления необходимо рассмотреть строение объекта. Содержание материального образования составляют: элементы, взаимодействие элементов, изменения, возникающие в результате этого взаимодействия. С момента раскрытия оболочки объекта начинается новый этап чувственного познания, вновь необходимо пройти по всем ступеням чувственного познания: ощущение, восприятие, качество, граница, количество, свойства. Итогом является образ внутреннего строения объекта или, говоря другими словами, конструируется модель. Объект существует как единое целое, поэтому и модель должна рассматриваться в виде взаимодействия между ее элементами, то есть в развитии, в своем становлении. И с этого момента начинается диалектика - выявление противоречий и разрешение их. "Нечто жизненно, - размышлял Гегель, - только если оно... в состоянии вмещать в себя... противоречие и выдерживать его". [3] Свойства объекта (явления) начинают пониматься как результат его функционирования, становятся понятными причинно--следственные связи; исследователь понимает суть явления.
Критерием истинности суждений является практика. Теоретическое мышление предполагает наличие у субъекта идеальной модели объекта, внешней среды, в которой существует данный объект, и правил управления им с целью достижения прогнозируемого результата.
Следовательно, теоретическое мышление основывается на знании объекта как целостной системы, то есть построении имитационной модели на основе введения абстрактных идеальных объектов, и заключается в прогнозировании процессов с учетом начального его состояния и условий внешней среды.
В соответствии с логикой познания в научном знании выделяют два уровня -эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, в нем сущностные связи не выделяются в чистом виде, но они могут быть обнаружены после теоретического изучения.
Теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Следует заметить, что индуктивное обобщение любого количества опытов не ведет к теоретическому знанию, теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Эйнштейн считал этот вывод одним из важнейших гносеологических уроков развития физики ХХ века.
В процессе мышления задействована вся кора головного мозга, поэтому важно соблюдать психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности.
Идеальные образы, модели реальных объектов - основа теоретического мышления. Возникают они на базе ощущений, поэтому точность образа зависит от количества вовлеченных в процесс восприятия анализаторов человека. Отсюда следует принцип максимального вовлечения в процессе познания анализаторов человека - зрительных, слуховых, тактильных, проприорецептивных, вестибуляторных и др. Процесс познания является психической деятельностью, и ее можно представить в виде последовательности операций:
- восприятие из совокупности ощущений потребностей, как отображение субъектом его требований к среде;
- выбор из совокупности потребностей одной, которая становится мотивом будущей деятельности - это некий объект, воспринимаемый или мыслимый, в котором конкретизируется потребность;
- изучение выбранного объекта как целого, познание его свойств при взаимодействии со средой;
- формулировка цели, то есть представления субъекта о продукте, который будет получен с помощью выбранного объекта и который удовлетворит потребность субъекта деятельности;
- определение предмета деятельности, то есть построение идеальной модели объекта и среды; для этого объект вскрывается, в нем определяется элементный состав и структура, взаимосвязи элементов (системный подход);
- устанавливаются начальные условия и проводится мысленное имитационное моделирование, другими словами, реализуется теоретическое (диалектическое) мышление, с помощью которого удается воспроизвести целостную деятельность объекта, предсказать его свойства, то есть возможно понять сущность наблюдаемых явлений.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190
с.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 379 с.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Равшанова Н.Р.
Равшанова Нигора Рахмановна - учитель русского языка и литературы, Школа № 2, г. Гиждуван, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена актуальным проблемам подготовки учителей начальных классов. Профессиональная подготовка - система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы.