Научная статья на тему 'Формирование профессионального теоретического мышления у учителей родного языка и литературы'

Формирование профессионального теоретического мышления у учителей родного языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышления / психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности / зрительных / слуховых / тактильных

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садиева Дилора Сайфиллаевна

В процессе мышления задействована вся кора головного мозга, поэтому важно соблюдать психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности. Идеальные образы, модели реальных объектов основа теоретического мышления. Возникают они на базе ощущений, поэтому точность образа зависит от количества вовлеченных в процесс восприятия анализаторов человека. Отсюда следует принцип максимального вовлечения в процессе познания анализаторов человека зрительных, слуховых, тактильных, проприорецептивных, вестибуляторных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального теоретического мышления у учителей родного языка и литературы»

художественным текстом, с образцовыми критическими статьями, научными исследованиями. Исследовательский метод используется на обычных уроках, а при подготовке к семинарским занятиям является ведущим (как и в подготовке к литературным конференциям). В процессе выполнения этих работ учащиеся в большей степени овладеют методами литературоведческой науки в доступном им объеме при условии соответствующего руководства со стороны педагога. Используя такую методику, педагогу необходимо быть особенно требовательным к обстоятельности анализа и доказательности суждений. Этот метод работы должен развивать умения и навыки: пользоваться каталогом; находить нужные для выполнения задания книги; просматривать книги, статьи; находить интересующий материал; конспектировать; цитировать; составлять планы, конспекты и полные тексты своих устных и письменных выступлений. Все это в наибольшей степени способствует развитию мышления учащихся, овладению умениями, связанными с работой по данному предмету.

Семинары помогают закрепить навыки самостоятельной работы. Отличие их от вузовских в том, что учащиеся избирают более узкие вопросы, связанные с анализом произведений. Выбор оптимального варианта содержания, структуры и методики урока решается каждым учителем в зависимости от особенностей класса.

Используя различные варианты преподавания, преподнесения учебного материала, ежедневно ставя задачу духовно-нравственного воспитания учеников, их нравственного облика, мы наблюдаем развитие в детях моральных основ и осознанию истинных общепринятых ценностей.

Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык - душа народа. Идеальное обучение каждого ученика на его родном языке является ключевым фактором в будущем достижении компетентного человека. Каждый педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину.

Список литературы

1. Закон Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 г. № 167-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственном языке Республики Узбекистан». Ташкент. 21 декабря, 1995.

2. Имомов К., Мирзаев Т., Саримсоков Б., Сафаров О. Узбекское фольклорное поэтическое творчество. Т.: Учитель, 1990. Б. 91-99.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Садиева Д.С.

Садиева Дилора Сайфиллаевна - учитель узбекского языка и литературы, школа № 20, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в процессе мышления задействована вся кора головного мозга, поэтому важно соблюдать психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности.

Идеальные образы, модели реальных объектов - основа теоретического мышления. Возникают они на базе ощущений, поэтому точность образа зависит от количества вовлеченных в процесс восприятия анализаторов человека. Отсюда следует принцип максимального вовлечения в процессе познания анализаторов человека - зрительных, слуховых, тактильных, проприорецептивных, вестибуляторных.

65

Ключевые слова: мышления, психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности, зрительных, слуховых, тактильных.

Познание исторически и логически начинается с чувственного - ощущений. Они -субъективный образ объективного мира, первоначальный источник наших знаний. Идеальный образ предмета существует в структурах мозга в виде формы внешнего объекта, следовательно, как пространственный. Гегель отмечал, что стабильные во времени ощущения начинают восприниматься. Восприятие - это отражение в сознании человека предметов и образов окружающего мира. Эти восприятия - суть качественные особенности объекта. Разнокачественные восприятия отделяются друг от друга, что приводит к появлению понятий "граница", "предел", "конечное". Тождественные восприятия (качества), имеющие границы - суть количество. Стабильность качественных и количественных сторон объекта выделяют его из окружения, из среды. Взаимодействие объекта со средой выявляет его свойства, которые воспринимаются человеком как явления.

В процессе накопления чувственного знания восприятия сопоставляются, вычленяется общее, формируются представления о предметах. Представления - это обобщенные образы предметов и процессов (явлений). Далее представление приобретает наименование (слово), то есть появляется абстрактное понятие. Таким образом формируется язык как форма описания чувственного мира.

В абстрактных понятиях восприятия классифицируются и систематизируются, формулируются эмпирические законы. На этом завершается развитие чувственного познания (эмпирического знания) данного объекта, его свойств, как нечто среднее из ряда однотипных объектов. [1]

Сущность явлений заложена как внутри объекта, так и в свойствах тел, с ним взаимодействующих. Для понимания природы явления необходимо рассмотреть строение объекта. Содержание материального образования составляют: элементы, взаимодействие элементов, изменения, возникающие в результате этого взаимодействия. С момента раскрытия оболочки объекта начинается новый этап чувственного познания, вновь необходимо пройти по всем ступеням чувственного познания: ощущение, восприятие, качество, граница, количество, свойства. Итогом является образ внутреннего строения объекта или, говоря другими словами, конструируется модель. Объект существует как единое целое, поэтому и модель должна рассматриваться в виде взаимодействия между ее элементами, то есть в развитии, в своем становлении. И с этого момента начинается диалектика - выявление противоречий и разрешение их. "Нечто жизненно, - размышлял Гегель, - только если оно... в состоянии вмещать в себя... противоречие и выдерживать его". [3] Свойства объекта (явления) начинают пониматься как результат его функционирования, становятся понятными причинно--следственные связи; исследователь понимает суть явления.

Критерием истинности суждений является практика. Теоретическое мышление предполагает наличие у субъекта идеальной модели объекта, внешней среды, в которой существует данный объект, и правил управления им с целью достижения прогнозируемого результата.

Следовательно, теоретическое мышление основывается на знании объекта как целостной системы, то есть построении имитационной модели на основе введения абстрактных идеальных объектов, и заключается в прогнозировании процессов с учетом начального его состояния и условий внешней среды.

В соответствии с логикой познания в научном знании выделяют два уровня -эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, в нем сущностные связи не выделяются в чистом виде, но они могут быть обнаружены после теоретического изучения.

Теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Следует заметить, что индуктивное обобщение любого количества опытов не ведет к теоретическому знанию, теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Эйнштейн считал этот вывод одним из важнейших гносеологических уроков развития физики ХХ века.

В процессе мышления задействована вся кора головного мозга, поэтому важно соблюдать психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности.

Идеальные образы, модели реальных объектов - основа теоретического мышления. Возникают они на базе ощущений, поэтому точность образа зависит от количества вовлеченных в процесс восприятия анализаторов человека. Отсюда следует принцип максимального вовлечения в процессе познания анализаторов человека - зрительных, слуховых, тактильных, проприорецептивных, вестибуляторных и др. Процесс познания является психической деятельностью, и ее можно представить в виде последовательности операций:

- восприятие из совокупности ощущений потребностей, как отображение субъектом его требований к среде;

- выбор из совокупности потребностей одной, которая становится мотивом будущей деятельности - это некий объект, воспринимаемый или мыслимый, в котором конкретизируется потребность;

- изучение выбранного объекта как целого, познание его свойств при взаимодействии со средой;

- формулировка цели, то есть представления субъекта о продукте, который будет получен с помощью выбранного объекта и который удовлетворит потребность субъекта деятельности;

- определение предмета деятельности, то есть построение идеальной модели объекта и среды; для этого объект вскрывается, в нем определяется элементный состав и структура, взаимосвязи элементов (системный подход);

- устанавливаются начальные условия и проводится мысленное имитационное моделирование, другими словами, реализуется теоретическое (диалектическое) мышление, с помощью которого удается воспроизвести целостную деятельность объекта, предсказать его свойства, то есть возможно понять сущность наблюдаемых явлений.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190

с.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 379 с.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Равшанова Н.Р.

Равшанова Нигора Рахмановна - учитель русского языка и литературы, Школа № 2, г. Гиждуван, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена актуальным проблемам подготовки учителей начальных классов. Профессиональная подготовка - система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.