Н. Г. Волков, С. А. Казаков
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Ключевые слова: психологическая и педагогическая техника, неречевые средства общения, психологический портрет, визуальная психодиагностика, психологический контакт, активизация познавательной деятельности, фонация, кинесика общения, проксемика, диадное общение, оптико-кинетическая экспрессия, эмоциональная мотивация, активизации работы органов чувств, «адаптационные методы обучения».
Самое важное качество любого человека — уметь излагать мысли точно, ясно, логично. Сложность этого связана с тем, что речь — это громкое мышление. Ясно, логично, убедительно говорит тот, кто так же мыслит. Не развив свой интеллект, невозможно говорить толково. Многословие, малопонятность речи — лакмусовая бумажка соответствующего мышления и коренной дефект слабости речи как основы психологической и педагогической техники.
Keywords: psychological and pedagogical technique, stresses the means of communication psychological portrait, visual psycho diagnostics, psychology of contact, the activation of cognitive activity, phonation , kinetics communication, proximity, Diade communication, opto-kinetic expression, emotional motivation, activation of work of the organs of sense, «adaptive methods of
teaching».
The most important quality of any human - to be able to Express thoughts precisely, clearly, logically. This complexity is due to the fact that the question is a resounding thinking. It is clear, logical and convincing speaks the one who just thinks. Has not developed the intellect, it is impossible to speak sensibly. Wordiness, unclear speech is a litmus test of the relevant thinking and fundamental defect of the weakness of the speech as the basis ofpsychological and pedagogical techniques.
Введение
Слово «техника» в своих истоках имеет древнегреческое 1есЬие — искусственный, искусство, мастерство. Совокупность операций, приемов выполнения определенного действия (в любом виде деятельности), образующих его операциональную сторону, именуется техникой выполнения. Правильная, эффективная техника — обязательное условие эффективности любого действия.
Психологическая и педагогическая техника заключается в своей основе в технике владения тем, что имеет каждый человек, — словом, голосом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, манерами. Каким грамотным и эрудированным не был бы преподаватель он не сможет донести до слушателей излагаемую на лекции информацию не владея педагогической и психологической техникой.
К таким психологическим и педагогическим действиям, которыми может и должен пользоваться
каждый образованный человек, профессионал, относятся:
• психологические: психологические приемы профессионального наблюдения, психологическое
наблюдение, психологический анализ, психологическая диагностика (психодиагностика), составление психологического портрета, психологическое решение, психология общения, психология разрешения конфликтов, установление психологического контакта, психологическое воздействие, разработка психологического сценария предстоящих действий, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, психологическое консультирование и др.;
• педагогические: педагогическое наблюдение, педагогический анализ, педагогическое изучение человека и группы, педагогическое решение,
педагогическое общение, воздействие, консультирование, помощь, оценивание, разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия, педагогическое поведение и др. Техника выполнения педагогических действий включает дополнительно использование средств наглядности, учебных приборов, технических учебных устройств, учебного оборудования.
Современная психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности
Возможности человека пользоваться словом связаны с богатством словарного состава, с точным словоупотреблением — использованием слов в соответствии с их значением. Это позволяет подбирать самые нужные, самые лучшие, самые точные, самые яркие слова. Надо чаще обращаться за справками к словарям русского языка, иностранных слов, энциклопедиям, записывать новые слова в записную книжку, запоминать их.
Самое важное качество любого человека — уметь излагать мысли точно, ясно, логично. Сложность этого связана с тем, что речь — это громкое мышление. Ясно, логично, убедительно говорит тот, кто так же мыслит.[5] Не развив свой интеллект, невозможно говорить толково. Многословие, малопонятность речи — лакмусовая бумажка соответствующего мышления и коренной дефект слабости речи, как основы психологической и педагогической техники.
Другое техническое умение — умение пользоваться выразительными возможностями речи:
• эмоциональной выразительностью (экспрессивностью). Слова, произносимые без выражения чувств, бесстрастно и равнодушно, многое ут-
рачивают в своей смысловой и бездейственной силе. Нужно выражение искреннего отношения говорящего к произносимому, «артистичность» интонаций. По некоторым данным, понимание речи на 40% зависит от ее экспрессивной партитуры;
• лексической выразительностью — использованием точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, синонимов, омонимов, терминов;
• фонетической выразительностью — хорошим произношением, дикцией, ритмикой, темпом, громкостью. Плох «пулеметный» темп, еще хуже крик, а тем более визг. Старая восточная мудрость гласит: если ты кричишь, значит ты не прав и слаб;
• грамматической выразительностью;
• звуковой выразительностью — сопровождением высказываний уместным покашливанием, вздохами, хмыканьем, хохотком, смехом, несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а» и др.
Как правильно излагает в своей статье о культуре речи Р.Р. Саримова, совершенное знание своего предмета и речевая культура - непреложные требования, которым должен удовлетворять преподаватель высшей школы. студенты наблюдают за «речевым поведением» преподавателя и оценивают его с юношеским максимализмом. Во все времена ценилось умение говорить убедительно не напрягаясь, владеть вниманием аудитории. Не вызывать антипатии неприятным, нередко слишком громким голосом, мимикой, манерами, правильно подбирать тон, темп, слова, доводы [2].
Тембр голоса — обязательный атрибут речи каждого, ее музыка. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Нередко тембр характеризует человека: у злого — злой голос, у грубого — грубый, у веселого — веселый, у доброго — добрый, неуверенный в себе человек говорит неуверенно, тихо. Следует обращать внимание на тембр своего голоса, по возможности придавать ему нужные звуковые краски, тренироваться в этом (например, с использованием магнитофона).
Техника использования неречевых средств
Речь, слово воспринимаются другими в «обрамлении» сопровождающего их комплекса неречевых средств, а именно - мимики, жестов, позы, осанки, походки говорящего. В них столько же, а порой и больше, красноречия, искренности, доброты, уверенности или равнодушия, лживости, недоброжелательности, сомнения, сколько и в словах. Мимика, пантомимика, поза, походка, осанка позволяют создавать впечатление о себе, повышать воздействие произносимых слов на собеседника, придавать им особый смысл.
Все многообразие неречевых (невербальных) средств принято разбивать на три группы: 1) фонационные; 2) кинетические; 3) проксемические. Соответственно невербальное поведение учителя складывается из интонации - движений голоса, движений тела и расположения в пространстве.
Фонация
Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и арти-куляторов, является главным рабочим инструментом учителя.
Звучность речи зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и настроения, эмоциональных состояний. Например, переживание печали придает голосу приглушенное звучание, радости - звонкость. Речевое обаяние учителя зависит и от тембра голоса. Он может быть не только теплым и нежным, глубоким и мягким, но и глухим, скрипучим, стеклянным.
Обучаемых раздражает сбивчивая, невнятная, монотонная, плохо слышимая или громкоголосая речь, дефекты произношения - шепелявость, гнусавость, хрипота. Выбор темпоритма обусловлен конкретными обстоятельствами общения, его целевой направленностью, эмоциональным состоянием говорящего. Взволнованности свойственно ускорение, состоянию невозмутимости - замедление ритма. Восприятие звучащей речи обусловлено фразовым ударением, паузами. С помощью ударения делаются необходимые лексические акценты. Помимо физиологической функции, позволяющей говорящему сделать вдох, пауза способна упорядочить высказывание, разделить на смысловые куски, привлечь внимание к сугубо важной информации.
Преподаватель общается с обучаемыми не только, когда говорит, но и когда выразительно молчит. Если аудитория возбуждена, ведет себя шумно, надежным средством дисциплинирова-ния выступает спокойное недоумение педагога, его затянувшееся молчание.
Кинесика
Выразительность речевого поведения зависит от умелого использования кинетических (от греч. «ктейкоБ» - «движение») средств - мимики, жестикуляции, пантомимики. Действуя на зрительный канал восприятия, они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время, позволяют оттенить смысл словесного высказывания, отделить главное от второстепенного. Как язык тела кинесика включает и манеры индивидуального самооформле-ния - одежду, украшения, прическу, макияж, т. е. все то, от чего зависит в значительной мере внешняя привлекательность учителя, его аттракция. Рассмотрим более детально средства телесной экспрессии.
Всю моторику, свойственную лицу (мимику), рукам (жестикуляцию), телу (пантомимику), включают в понятие «жесты».
Дифференцируют жесты речевые и двигательные, выполняющие прагматические функции. И.М. Юсупов и Л.В. Бевзова предлагают следующую классификацию речевых жестов преподавателя:
- коммуникативные, способные заменять в речи элементы языка: приветствия и прощания; привлекающие внимание, подзывающие, приглашающие, запрещающие; утвердительные, отрицательные, вопросительные; выражающие благодарность, примирение и т. п.;
- описательно-изобразительные, сопровождающие речь и теряющие смысл вне словесного контекста;
- модальные, выражающие отношение к людям, предметам, явлениям, процессам (неуверенность, раздумье, сосредоточенность, разочарование, радость, восторг, удивление, неудовольствие, иронию, недоверие и т. д.).
Решающую роль в формировании внешнего впечатления о человеке играет лицо. При этом обращается внимание не только на овал и черты, но и на характерные физиогномические маски как отражение внутреннего мира, личностных качеств.
Доминирующие эмоциональные состояния
- открытости и доброжелательности, злобности и подозрительности - со временем накладывают зримый отпечаток на внешность, проявляясь в типичных экспрессивных масках. Именно поэтому можно иметь от природы красивое, но непривлекательное лицо.
Выражение суровости, непреклонности, ехидно поджатые губы, холодный блеск глаз настораживают слушателя, лишая естественной живости. Очевидная доброжелательность располагает к диалогу, активному взаимодействию.
Мимика может быть более или менее развитой, красноречивой и неопределенной, разнообразной и однообразной, характеризоваться быстрой и медленной сменой выражений, стереотипной и индивидуальной, передающей и не передающей нюансы, гармоничной и беспорядочной, естественной и манерной.
Общепринятым знаком расположения к собеседнику является улыбка. Однако далеко не всегда она внушает доверие.
Ложно понятый педагогический авторитет, стремление к самовозвышению побуждают некоторых преподавателей, в обыденной жизни веселых и жизнерадостных, надевать на себя тогу нарочитой официальности, мимической невозмутимости и эмоциональной сухости. Такая тенденция затрудняет переход от ролевого взаимодействия к межличностному, снижает силу личного влияния педагога.
О своеобразии лицевой экспрессии судят по целостному восприятию динамики движения комплекса мышц, в котором выделяют следующие зоны: верхнюю - лоб - брови, среднюю - глаза - нос и нижнюю - губы - подбородок. Каждая из зон обладает своеобразной информативностью, например сдвинутые нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, широко открытые глаза - об удивлении, дрожащий подбородок - о сильной обиде.
Серьезную регулятивную функцию выполняет «контакт глаз». Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), оповещают собеседника о предоставлении ему слова, поддерживают психологический контакт.
Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепеляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.
Однако взгляд, длящийся более десяти секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.
Неотъемлемым элементом оптико-
кинетической экспрессии являются позы преподавателя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться.
В общении используются открытые или закрытые позы. Закрытые позы, когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве («наполеоновская» поза), воспринимаются как знак недоверия и несогласия.
Наоборот, открытая поза - широко раскинутые руки ладонями вверх - является экспрессией доверия, эмоционального расположения к собеседнику.
Прямая, напряженная спина, широко развернутые плечи, поднятый подбородок расшифровываются как стремление к утверждению своего статуса.
Диалогическая инициативность предполагает пантомимическую энергичность, очевидную волевую собранность. Телесная расслабленность, не контролируемость внешнего рисунка поведения -круглая спина, выпяченный живот, привычка не опускаться на стул, а грузно «плюхаться», широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание на месте - критически осмысливаются обучаемыми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора.
Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, способным своей эрудицией и обаянием, профессиональным мастерством в какой-то мере нейтрализовать их. Для большинства же недооценка телесной экспрессии оборачивается возникновением труднопреодолимых психологических барьеров.
К невербальным средствам общения относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу, объединяющиеся понятием такесики. Такесиче-ские способы выражения эмоций, символизируя об определенном уровне близости собеседников, требуют особой культуры и такта.
Поэтому нередко столь шокирующими бывают такие манеры: экспрессивная скованность или мимическая и жестикуляционная избыточность, не-оправданность, неуместность телодвижений.
Плодотворность речевого общения обусловлена его пространственной организацией.
Сложилась особая отрасль психологического знания
- проксемика (от лат. «ргохтш» - «ближайший»), предметом которой является выявление закономерностей физического расположения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников.
На характер общения влияют акустическое, визуальное, тактильное и обонятельное пространства. Акустическое пространство ограничено расстоянием, позволяющим партнерам слышать друг друга, визуальное - видеть, тактильное - физически ощущать и обонятельное - чувствовать запахи.
Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами: интимная (15-46 см), личная (45- 75 см), социальная (75-100 см) и публичная (3,5-7,5 м). Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях. Социальная дистанция принята в деловом общении, публичная - между малознакомыми и незнакомыми. Обычно люди избегают подходить друг к другу ближе, чем на расстояние вытянутой руки, ибо каждому свойственно чувство территориальной автономии.
Неоправданное приближение постороннего, как правило, вызывает настороженность, желание удлинить дистанцию. С педагогической точки зрения межличностное пространство можно рассматривать как средство повышения продуктивности речевого общения, ибо оно связано со снятием защитных барьеров между преподавателем и обучаемыми.
Укорачивание или удлинение дистанции способно усилить или ослабить взаимодействие.
Неоправданное удлинение расстояния между преподавателем и аудиторией снижает воздейст-венную силу его слова.
Пространственная организация речевого общения предполагает учет ориентации, т. е. угла поворота собеседников друг к другу.
В диадном общении приняты следующие ориентиры: напротив, параллельно и под углом друг к другу. Если беседуют трое, то двоим удобнее сидеть напротив третьего. Группа из четырех делится на диады, сидящие визави.
В диаде полемику ведут напротив, сотрудничают под углом, выполняют совместную работу рядом. Круглый стол создает атмосферу равноценности сидящих. При проведении дискуссии целесообразно рассаживание обучаемых полукругом, так им удобнее видеть преподавателя и друг друга. Подобная организация пространства стимулирует взаимное эмоциональное заражение и взаимопонимание.
Невежливо во время разговора стоять к собеседнику боком или спиной.
Суммируя вышеизложенное об экспрессии невербального поведения учителя, можно выделить следующие основные показатели, свидетельствующие о ее своеобразии и культуре:
1. Интонация (разнообразная, монотонная, подвижная).
2. Дикция (ясная, нечеткая).
3. Темп речи (быстрый, медленный, умеренный).
4. Регистр звучания голоса (высокий, низкий, средний).
5. Сила голоса (сильный, слабый, умеренный).
6. Тембр голоса (благозвучный, глухой, звонкий).
7. Мимика (статичная, подвижная, выразительная).
8. Контакт глаз (соблюдается, не соблюдается).
9. Доминирующие физиогномические маски (улыбчивость, доброжелательность, хмурость, злобность).
10. Жестикуляция (оживленная, сдержанная, избыточная, умеренная).
11. Позы (расслабленные, напряженные, свободные, скованные, естественные).
12. Дистантность (соблюдение или нарушение проксемических закономерностей).
13. Адекватность использованной экспрессии ситуации общения.
14. Артистизм (эстетика манер, внешнего самооформления).
15. Национальные особенности.
В овладении экспрессивной культурой можно выделить следующие уровни:
- интуитивный, когда самовыражению учителя характерна спонтанность, неосознанность;
- стереотипный, когда педагогическая экспрессия осознается, но не отличается самобытностью и мастерством;
- творческий, когда самовыражение осознанно, нестандартно, импровизационно, артистично.
Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессионального мастерства и своеобразие манер преподавателя. Мастера отличает развитая способность использовать многообразие средств личной экспрессии в профессиональных целях.
Комплекс используемых экспрессивных средств - лексических, фонационных, кинетических и проксемических, их сочетание создают впечатление об общей тональности речевого общения. Она может быть приподнятой, обыденной, деловой, интимной, вульгарной. В торжественных случаях оправдана некоторая приподнятость, в повседневном урочном общении - деловитость, в беседе с глазу на глаз - интимная доверительность тона.
Внешнее самооформление
Внешнее самооформление - прическу, макияж, одежду, обувь - можно рассматривать как своеобразную форму личностной экспрессии. Оно играет не последнюю роль в создании общего впечатления о преподавателе. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с обучаемыми, негативное восприятие создает психологический барьер, затрудняя общение.
О серьезной значимости затрагиваемой проблемы говорит выделение в последнее десятилетие особой отрасли знаний - имиджиологии, изучающей закономерности формирования у окружающих образа человека в единстве внутренних и внешних проявлений - стиля деятельности и общения, костюма и украшений. Обрели популярность новые профессии имиджмейкера и визажиста, зна-
токов искусства оформления внешности, совершенствования манер поведения.
Сегодня без консультаций с ними не обходится не только звезда кино и эстрады, но и политик, бизнесмен, т. е. тот, кто серьезно озабочен производимым впечатлением. Вероятно, определенная информированность в вопросах имиджиологии необходима и учителю, чтобы более осознанно и многосторонне подходить к самовыражению.
Психолого-педагогические причины неблагополучия в сфере речевого общения с учащимися многообразны. Основная - его технократическая направленность на передачу предметной информации или организацию предметнопрактической деятельности. Сказывается недооценка непосредственных речевых коммуникаций воспитательного значения, свойственных живому педагогическому общению и не поддающихся жесткой регламентации. Установлению благоприятных взаимоотношений с учащимися препятствует авторитарность речевого поведения учителя, тяготение к диктату и монологу, использование коммуникативных средств на интуитивном уровне. Отрицательно отражается на внешнем рисунке поведения пластическая невыразительность, порой не эстетичность жестов.
Для любого преподавателя профессионально значимы вербальные способности: лексическое богатство, развитая оперативная память, обеспечивающая речевую активность и находчивость, языковая оригинальность и самобытность.
Речевое поведение преподавателя в значительной мере детерминирует коммуникативную культуру обучаемых. Повседневное общение с преподавателем можно рассматривать как естественный тренинг, в процессе которого у обучаемых формируются определенные коммуникативные умения и навыки. Именно поэтому речевое поведение преподавателя как руководителя педагогического общения призвано быть эталонным.
Преподаватель общается с обучаемыми не только, когда говорит, но и когда выразительно молчит. Если аудитория возбуждена, ведет себя шумно, надежным средством дисциплинирования выступает спокойное недоумение педагога, его затянувшееся молчание.
Молчание как коммуникативный знак может выполнять многообразные функции:
1) контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания, как показатель близости, когда слова излишни;
2) дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимопонимания, свидетельствующую об отчужденности коммуниканта;
3) эмотивную, когда таким образом передаются различные эмоциональные состояния: страх, удивление, восхищение, радость и др.;
4) информативную, как сигнал согласия или несогласия, одобрения или неодобрения, желания или нежелания совершить какое-либо действие;
5) стратегическую, когда выражается нежелание говорить с определенной целью: не показать свою осведомленность;
6) риторическую, как способ привлечения внимания, придания особой весомости последующему высказыванию;
7) оценочную, как реакцию на действия и слова собеседника;
8) акциональную для выражения извинения, прощения, примирения, нередко сопровождаемую паралингвистическими средствами - жестами, мимикой.
Стилистика речевого поведения обусловлена педагогическими задачами, тематикой высказываний, конкретной ситуацией и другими обстоятельствами.
Для профессионального владения голосом необходима специальная работа, обеспечивающая культуру звукоизвлечения, речевую экспрессию и исправляющая недостатки
Всю моторику, свойственную лицу (мимику), рукам (жестикуляцию), телу (пантомимику), включают в понятие «жесты».
Психологические основы активизации познавательной деятельности обучаемых
Активность обучаемых - один из основных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса, что побуждает преподавателя изыскивать различные меры активизации учебной деятельности. Задача эта весьма сложная. Для её успешного решения от преподавателя требуется не только свободное владение учебным материалом, большой опыт в проведении различных видов занятий, но и достаточные знания сущности психических процессов, сопровождающих познавательную деятельность курсантов, их личностных качеств. Необходимо при этом также учитывать влияние на эффективность познавательной активности таких факторов, как эмоциональное состояние, внимательность обучаемых, их волевые качества.
Современная психология рассматривает познавательную деятельность человека как единый акт, в котором активно и взаимосвязано происходят следующие основные психологические процессы: ощущения, восприятия, память и мышление. Искусственное разделение их допускается лишь с целью анализа той или другой стороны познания. Рассмотрим краткие сведения об основных психических процессах, и какие меры необходимо предпринять для их активизации [4].
Ощущения - это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предмета при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы) человека. Оно является первичной, но не единственной формой отражения мира. К числу более высоких форм относятся восприятие и представление, но каждая из них немыслима без ощущений.
Ощущения чаще всего классифицируются по видам анализаторов это: зрительные, слуховые, температурные и др.
С помощью зрительного анализатора человек получает до 80% информации о форме и движении объекта, об освещенности и цвете.
С помощью слухового анализатора человек воспринимает звуковые волны с частотой от 0,02 до 20 кГц, различая три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы, выделяя в них силу звука, высоту, тембр, длительность и темпоритмический узор звуков. Возможности слухового анализатора у
каждого человека индивидуальны. Например, слуховая чувствительность человека с возрастом падает. При решении дидактических задач преподавателю следует иметь в виду, что для каждого анализатора характерны определенная чувствительность, различные способности, свойство адаптироваться, способность взаимодействовать с другими органами чувств, вызывая усиление или ослабление ощущений.
Восприятие - это процесс отражения предметов, явлений в целом. Оно происходит на основе ощущений, но является не просто их суммой, а качественно новой ступенью чувственного познания, обладающей предметностью, константностью, осмысленностью, избирательностью и апперцепцией.
Восприятие обычно классифицируется по формам существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
Воспринятый курсантом учебный материал откладывается в его сознании в виде представления
- образа предмета и явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Если сравнивать образ представления с образом ощущения и восприятия, то можно сказать, что представление - это вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти.
Память - это психический процесс отражения действительности, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Она служит основой для приобретения знаний, навыков и их последующего использования. В зависимости от запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания различают следующие виды памяти:
• двигательная;
• образная;
• эмоциональная.
В зависимости от длительности хранения информации, памяти делят на:
• сенсорную(хранение не более 1,5 с);
• кратковременную (не более 30 с);
• долговременную (постоянное хранение).
Сенсорная и кратковременная памяти имеют тактическое, а долговременная - стратегическое значение в достижении жизненно важных целей деятельности. Индивидуальные различия памяти проявляются в объеме, скорости и прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Память всегда избирательна и определяется психической активностью человека, мотивами, целями и особенностями деятельности. Отсюда следует, что для повышения эффективности использования памяти курсанта, необходимо индивидуализировать учебно-
воспитательный процесс, т.е. индивидуализировать активизирующие приёмы и средства.
Мышление - это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Отражение объективной действительности на мыслительной ступени познания происходит значительно сложнее, чем на уровне ощущений. Здесь человек отражает в своём сознании не внешние особенности предметов, явлений, а саму их сущность. Мышление связано с чувственным познанием, но выходит за его пределы и начинается там, где чувственное познание оказывается уже недостаточным и даже бессильным. Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений, путем мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации. Мышление характеризуется следующими качественными показателями: самостоятельностью, глубиной, шириной, гибкостью и быстротой.
Воображение - это психический процесс создания новых образцов (представлений) на основе переработки, мыслительной реконструкции представлений, оставшихся в сознании человека от прошлого опыта, т.е. процесс, преобразующий отражения действительности. Чем больше знаний, опыта, тем больше возможностей для создания новых образцов. Воображение (фантазия) важно для любой
деятельности военного, особенно той, которая требует творческого подхода.
Различают непроизвольное и произвольное воображение. Последнее, в свою очередь, может быть воссоздающим и творческим. Если воссоздающее воображение позволяет по одному краткому описанию представить себе достаточно полную картину события (физического процесса), то творческое воображение характеризуется созданием новых оригинальных идей, образцов. Оно осуществляется на основе анализа и синтеза накопленных ранее знаний и умений. Степень активизации основных психических процессов в познавательной деятельности обучаемых во многом зависит от их внимания, эмоционального состояния и волевых качеств.
Внимание - это направленность и сосредоточенность, психической деятельности на определенном объекте деятельности при отвлечении от всего остального. Оно не является отдельным психическим процессом, не имеет своего «продукта». Ее результат - улучшение всякой деятельности, на которой оно сконцентрировано. Внимание может быть непроизвольным или произвольным под воздействием волевых усилий. Произвольное внимание приносит наибольший эффект тогда, когда оно диктуется осознанием обучаемым своего служебного долга, его интереса и мотивами в достижении поставленной цели. Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, подвижность и распределение. На каждое из этих свойств можно повлиять соответствующими дидактическими приёмами и средствами.
Эмоция - это переживание человеком своего личного отношения к явлениям окружающей действительности, субъективное состояние, возни-
кающее в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей. Если в результате психических процессов отражается объективный мир предметов и явлений, их свойства и закономерности, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию воспринимаемой в виде радости, восторга и т.п.
Положительные эмоции вооружают человека в его творческих поисках, они возникают в том случае, если есть надежда на удовлетворение потребности. Если же потребность не удовлетворяется, то появляются отрицательнее эмоциональные переживания.
Эмоциональная мотивация (хочу, не хочу, могу, не могу и т.д.) имеет большое значение в условиях волевых действий, связанных с преодолением больших трудностей на пути к цели. Чувства долга, ответственности, чести, солидарности побуждают к интенсивным волевым усилиям, оказывают большое влияние на динамику познавательных процессов. Следует иметь в виду, что одна группа эмоций и чувств оказывает активизирующее действие на познавательную деятельность курсантов, а другая группа может вызывать пассивность.
Воля - это способность человека управлять собой; регулирующая сторона сознания, выражающаяся в способности человека совершать преднамеренные действия, поступки, требующие преодоления трудностей и направленные на достижение поставленной цели. Как и эмоции, воля представляет собой одну из форм активного влияния на ход познавательных психических процессов. Произвольное восприятие, наблюдение, память обязательно испытывают влияние воли человека, которая стимулирует его активность. Любое волевое действие предполагает наличие цели и мотива (мотивов) действия. Именно поэтому, для достижения определенных учебных целей преподаватель должен изыскивать соответствующие этой цели мотивы действий курсанта, побуждающие его к проявлению необходимых волевых усилий.
В волевом акте ведущая роль принадлежит слову. Именно слово или произнесенная про себя речь, которую человек обращает к самому себе, являются своеобразными «пусковыми сигналами», вызывающими, направляющими или, наоборот, тормозящими его волевые действия и поступки.
Волевые действия курсантов специфичны тем, что они часто совершаются в рамках учебновоспитательного процесса, по предписанию преподавателя. В психологическом плане важно, чтобы эти предписания - задания воспринимались как
свои собственные, потому что каждое из заданий нацелено на подготовку будущего специалиста к решению той или другой задали. Получение же специальности - одна из основных целей курсанта.
Используя закономерности психических процессов, особенности влияния на них внимания, эмоций и волевых усилий человека, можно предложить ряд общих мер по активизации познавательной деятельности обучаемых. Не претендуя на исчерпывающий вариант активизирующих мер, предлагают-
ся те из них, которые вытекают из рекомендаций современной педагогической психологии и педагогического опыта профессорско-преподавательского состава кафедры.
С уверенностью можно сказать, что в дальнейшем они будут дополняться, будет углубляться их содержание и совершенствоваться формы реализации.
Меры по активизации работы органов чувств
Полнота и качество усвоения учебного материала в большей степени зависят от того, насколько полной и неискаженной поступает к человеку информация о подлежащем усвоению объекте, процессе. На основании положения рекомендуются следующие меры по активизации органов чувств.
1. Использовать все органы чувств, по каналам которых может поступать информация о различных сторонах изучаемых объектов, процессов. Следить за тем, чтобы используемые средства информации оказывали положительное влияние на эффективность работы основного канала поступления информации. Технические средства информации следует выбирать с учетом не только вида учебной информации, но и взаимодействия каналов её поступления.
2. Создавать благоприятные внешние условия, способствующие более эффективной работе органов чувств. Обеспечивать необходимую освещённость рабочих мест, окраску и чистоту учебных помещений, поддерживать в них нужную температуру, шумозащищенность.
3. Плотность размещения обучаемых должна соответствовать требованиям действующих нормативов.
4. Помещения не должны допускать резонансных явлений, искажающих звуковую информацию, затрудняющих её восприятие.
5. Следует строго соблюдать рациональный режим работы курсантов. Правильно распределять учебную работу в течение дня, недели, месяца, для чего своевременно чередовать виды учебной работы, труд и отдых курсантов.
6. Стимулировать органы чувств путём воспитания у курсантов ответственного отношения к учёбе, понимания значимости дисциплины, возбуждения интереса к теме, разделу и дисциплине в целом.
7. Не допускать невнимательности, безразличного или предвзятого отношения курсантов к предмету.
Меры по активизации восприятия действительности
По своей природе восприятие это активный процесс поиска требуемой информации, выделения существенных признаков, сличения их между собой, создания адекватных гипотез и последующего сличения этих гипотез с исходными данными. Степень активизации учебного процесса во многом зависит от методики преподавателя нацеленной на повыше-
ние эффективности таких психических процессов, как ощущения и восприятия.
При разработке мер активизации восприятия учебного материала следует учитывать следующие положения:
1. Чётко, рельефно вскрывать предметное содержание учебной информации. При подготовке занятия преподаватель должен представить себе, как его воспримет обучаемый, поймёт ли он сущность занятия. Отбор учебного материала и донесение до обучаемого предметного содержания - основная забота преподавателя при подготовке и проведении занятия.
2. Активизировать восприятие можно и необходимо за счёт уяснения важности смыслового содержания учебного материала для решения практических задач
(на должностях предназначения или при изучении других дисциплин).
3. Как правило, воспринимаемая информация содержит желаемую для восприятия часть (объект) и не желаемую - фон. Активизировать курсантов в данном случае следует таким образом, чтобы они не восприняли фон в качестве основного объекта восприятия, т.е. преподаватель не должен допустить восприятия основного содержания учебного материала в качестве информационного потока.
4. Восприятие учебного материала зависит от личного опыта, ранее приобретенных знаний и настроения обучаем. Активизация учебновоспитательного процесса возможна лишь в том случае, если преподавателю удаётся учесть особенности каждого обучаемого. Однако эта задача решаема лишь на самостоятельных занятиях под руководством преподавателя и консультациях, при постоянном контакте преподавателя с курсантами, и вырабатывает у них положительное отношение к учебному материалу.
5. Наиболее продуктивным типом восприятия является наблюдение. В целях развития наблюдательности, полезны выдача индивидуальных заданий, контроль и оценка усвоения знаний, обучение ведению конспекта и изучению литературы.
6. В целях достижения полноты восприятия основного содержания учебного материала курсантами, преподаватель должен использовать важнейшие средства психологического механизма: сопоставление, и сличение возникающего в индивидуальном сознании образа с реальным предметом м т.д.
Меры по активизации памяти
Для того чтобы наиболее эффективно использовать знания и навыки на практике необходимо: во-первых, запечатлеть их в памяти (запомнить); во-вторых, как можно полно сохранить их до момента применения; в-третьих, когда такой момент настанет, воспроизвести его наиболее полно и точно. Такую триединую задачу (запоминание, сохранение, воспроизведение) решает человеческая память. Ориентируясь на активизацию памяти на всех её этапах, следует принять ряд мер.
1. Учебный материал запоминается лучше, если он убедителен, доступен и представлен в ярких тонах. Например использование видео презентаций лекции.
2. Важно на занятиях создать условия, способствующие осмысленному запоминанию материала, а не механическому. Психология ориентирует преподавателя на то, чтобы он побуждал обучаемых в процессе работы с учебным материалом
сначала его понять, осмыслить основное содержание, уяснить логику, а затем запомнить. Специфика изучения предметов по военно-учётной специальности позволяет внедрять «адаптационные методы обучения» для курсантов 1курса от уровня «понимания» и до уровня «творческих действий» в период войсковой стажировки на 3 курсе ФВО КНИТУ [1].
3. Обучаемых следует ориентировать на запоминание учебного материала, обращаясь при этом к таким личностным их качества как чувство долга, ответственное отношение к учёбе. Необходимо раскрывать важность и значимость изучаемого материала. Эти и другие аналогичные меры повышают продуктивность запоминания более чем на 1/3.
4. Важно не только заинтересовать обучаемых данным учебным материалом, но побудить их к проявлению волевых усилий по запоминанию, рекомендовать ему вначале сосредоточиться на более сложных, главных частях, постоянно контролировать прочность усвоения материала его воспроизведением.
Сохранение учебного материала в памяти
Этот процесс представляет собой борьбу с забыванием учебного материала, которое начинается сразу после его восприятия и протекает с таким ускорением, что на пятые сутки в памяти остаётся только 25% начального материала.
Для замедления процесса забывания следует применять меры, отвечающие следующим рекомендациям психологов.
1. Учебный материал, который усвоен глубоко, или та часть его, которая хорошо понятна, забывается существенно медленнее. Следовательно, преподаватель должен так организовать обучение, чтобы новый учебный материал как можно глубже усваивался курсантами.
2. Элемент повторения ранее изученного материала следует вносить во все последующие занятия и в самостоятельную работу курсантов. Делать это нужно
таким образом, чтобы курсант ощущал необходимость и даже потребность в повторении учебного материала.
3. Возбуждать ответственное отношение к материалу, пониманию его важности и значения для решения служебных задач.
4. Побуждать обучаемых к применению новых знаний и умений для решения задач, относящихся к различным сферам службы и различным дисциплинам учебного плана.
1. В этом акте ведущая роль принадлежит речи обучаемого, участвующего в работе семинара, сдающего зачёт или экзамен, а возможно, просто беседующего с товарищем на тему о только что приобретенных знаниях. Если материал удалось запомнить в полном объеме и хорошо сохранить, то он и воспроизведён будет с необходимой полнотой и точностью.
2. Полнота, точность и своевременность воспроизведения материала зависят не только от его сохранности, но и от практических навыков воспроизведения. Вот почему обучаемые должны постоянно практиковаться в воспроизведении учебного материала в различных формах: устной, письменной, смешанной.
3. Для прочного овладения материалом и надёжного удержания его в памяти преподаватель должен учитывать, что каждому обучаемому присущи все виды памяти, но, как правило, преобладает один из её видов. Этот вид памяти является основной базой для накопления знаний. Опора на другие виды памяти при этом обеспечивает более полное овладение материалом. Учитывая это, преподаватель должен использовать все возможности для индивидуализации обучения, выбирая для этой цели соответствующие виды учебных занятий, методы и средства обучения.
4. Учитывая важную роль памяти в обучении, преподаватель должен не только её активизировать путем создания установки на запоминание, не только стимулировать её работу за счёт соответствия методики преподавания закономерностям памяти, но и развивать её за счет постоянной нагрузки по запоминанию и воспроизведению информации.
5. В целях уменьшения времени на запоминание курсантами учебного материала и обеспечения длительного сохранения новой информации целесообразно как можно раньше (с момента получения) и как можно чаще повторять воспринятую новую информацию. Хотя бы одно повторение желательно осуществить на занятии при подаче нового материала. Последующие повторения должны состояться не позднее вторых суток. Следование этому правилу позволит значительно сократить время, расходуемое и на усвоение учебного материала, и обеспечит длительную его сохранность в памяти.
Меры по активизации мышления
Мыслительная деятельность курсанта является необходимой основой для усвоения знаний. Продуктивность мышления тем выше, чем активнее протекают мыслительные процесса. Меры по активизации мышления достаточно специфичны применительно к конкретной личности. Вместе с тем можно выделить ряд мер по активизации мышления.
1. Познавательная деятельность курсанта начинается с ощущений и восприятий, а затем на основании информации, накопленной в памяти, переходит в мышление. Однако даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием и весь свой «материал» получает от
ощущений, восприятий и представлений через которые связано с внешним миром. Следовательно,
уровень активизации мыслительного процесса непосредственно зависит от уровня активизации «поставщиков материала»: ощущений, восприятий и представлений. Для лучшего усвоения теории необходимо проведение практических занятий, тренировок, войсковых и производственных стажировок.
2. Закономерности анализа, синтеза, обобщения - основные внутренние, специфические закономерности мышления, осуществляемые с опорой на накопленные в памяти знания. Следовательно, активизация мышления существенно зависит от уровня активизации памяти.
3. Мышление проявляется там, где без него нельзя обойтись. Потребность в нём возникает, если в ходе практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Лучше всего формировать (активизировать) мышление в ходе решения задач, когда обучаемый сам наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы, формирует их, а затем их решает.
4. Не всякая методика преподавателя активизирует мышление курсантов. Так, иногда у них пользуется уважением преподаватель, читающий курс по записям. Если это занятие содержательно, существенно отличается от учебных пособий, то такая методика допустима. Если содержание занятия повторяет содержание учебного пособия или других общедоступных работ, то такая методика не оправдана, так как диктовка ослабляет активность мышления обучаемых. Точно также лекции, читаемые в описательном стиле, догматически излагающие отдельные положения, перенасыщенные простыми иллюстрациями, не способствуют активной мыслительной деятельности курсантов, а поэтому не обеспечивает глубокого усвоения материала.
5. Активизации мыслительной деятельности курсантов на занятиях обеспечивается подбором учебного материала, его организацией и изложением. При этом большое значение имеют уровень развития творческого мышления и интеллектуальная активность самого преподавателя, которые не только способствуют его авторитету, и являются хорошим примером, но и обеспечивают подлинное руководство познавательной деятельности курсантов.
Наибольшего эффекта добивается тот преподаватель, который организует осмысленное восприятие курсантами материала с использованием различных методик и форм мышления.
Активизировать мышление обучаемых на занятиях преподаватель может, излагая материал в соответствии с общими приёмами мыслительной деятельности: анализируя приводимые положения и факты, сравнивая их, абстрагируя, обобщая или конкретизируя. Следуя за мыслью преподавателя, курсант не остается безучастным к такому поисковому изложению, а неизбежно включится в творческое осмысление материала.
Заключение
Педагогическое общение, учебнопедагогическая деятельность, являясь объектом воздействия множества внешних и внутренних факторов, заключают в себе большое количество сложных противоречивых моментов, затруднений, выступающих в качестве психологических барьеров. Преодоление этих затруднений требует от участников взаимодействия осознания и коррекции вызвавших их причин в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах.
Литература
1. В.Г. Иванов, Н.Ш. Мифтахова / « Дидактическая стадия адаптационного обучения студентов при химической подготовке в высшей школе .» // Вестник Казанского технол.ун-та.- 2012. № 11.- С.322.
2. Р.Р. Саримова / «Культура речи как необходимый компонент гуманитарной подготовки бедующих спе-
циалистов технического профиля » // Вестник Казанского технол.ун-та.- 2008. № 6.- С.94.
3. Дъяченко М.И., Кандыбович С.Л. Военная психология и педагогика. М., 1998.
4. Зимняя И.А. Кандыбович С.Л. Психолого-
акмеологические основы управленческой деятельности командира войск РХБ защиты. Учебное пособие. М., 1999
5. Кандидат военных наук, профессор, генерала-майора Плющ А. А.; Кандидат технических наук, доцент, полковник Грачёв И.И., / Методика подготовки и проведение различных видов занятий. // Учебно - методическое пособие . Пензенский Ариллерийский Инженпр-ный Институт. 2005.
6. Профессор кафедры ГиСЭД доктор исторических наук, профессор, полковник Никонов И.И. / Курс лекций «Креативная педагогика и психология».// Учебное пособие. - Военная академия войск РХБ защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко.., 2010
© Н. Г. Волков - ст. препод. КНИТУ; С. А. Казаков - нач. учебного цикла при ФВО КНИТУ, [email protected].