Научная статья на тему 'Актуальные проблемы подготовки учителей начальных классов'

Актуальные проблемы подготовки учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка учителей / начальный класс / педагогическая подготовка

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Равшанова Нигора Рахмановна

Данная статья посвящена актуальным проблемам подготовки учителей начальных классов. Профессиональная подготовка – система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Общепрофессиональную подготовку будущего учителя, традиционно понимаемую как освоение правил, норм, способов профессиональной деятельности, правомерно рассматривать как процесс накопления и обогащения студентом опыта целостной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы подготовки учителей начальных классов»

Теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Следует заметить, что индуктивное обобщение любого количества опытов не ведет к теоретическому знанию, теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Эйнштейн считал этот вывод одним из важнейших гносеологических уроков развития физики ХХ века.

В процессе мышления задействована вся кора головного мозга, поэтому важно соблюдать психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности.

Идеальные образы, модели реальных объектов - основа теоретического мышления. Возникают они на базе ощущений, поэтому точность образа зависит от количества вовлеченных в процесс восприятия анализаторов человека. Отсюда следует принцип максимального вовлечения в процессе познания анализаторов человека - зрительных, слуховых, тактильных, проприорецептивных, вестибуляторных и др. Процесс познания является психической деятельностью, и ее можно представить в виде последовательности операций:

- восприятие из совокупности ощущений потребностей, как отображение субъектом его требований к среде;

- выбор из совокупности потребностей одной, которая становится мотивом будущей деятельности - это некий объект, воспринимаемый или мыслимый, в котором конкретизируется потребность;

- изучение выбранного объекта как целого, познание его свойств при взаимодействии со средой;

- формулировка цели, то есть представления субъекта о продукте, который будет получен с помощью выбранного объекта и который удовлетворит потребность субъекта деятельности;

- определение предмета деятельности, то есть построение идеальной модели объекта и среды; для этого объект вскрывается, в нем определяется элементный состав и структура, взаимосвязи элементов (системный подход);

- устанавливаются начальные условия и проводится мысленное имитационное моделирование, другими словами, реализуется теоретическое (диалектическое) мышление, с помощью которого удается воспроизвести целостную деятельность объекта, предсказать его свойства, то есть возможно понять сущность наблюдаемых явлений.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190

с.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 379 с.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Равшанова Н.Р.

Равшанова Нигора Рахмановна - учитель русского языка и литературы, Школа № 2, г. Гиждуван, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена актуальным проблемам подготовки учителей начальных классов. Профессиональная подготовка - система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Общепрофессиональную подготовку будущего учителя, традиционно понимаемую как освоение правил, норм, способов профессиональной деятельности, правомерно рассматривать как процесс накопления и обогащения студентом опыта целостной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: подготовка учителей, начальный класс, педагогическая подготовка.

Современное развитие общества требует системы образования инновационного типа, в условиях которой стало бы возможным формирование у обучаемых способности к проективной детерминации будущего, ответственности за него, веры в себя и свои профессиональные способности. Принципиальные изменения содержания педагогической подготовки в вузе определены изменением образовательной парадигмы, согласно которой изменяются методологические подходы к организации педагогической подготовки современного выпускника вуза.

Становление смысловой сферы будущего учителя происходит при условии включения в содержание педагогического образования системы профессионально-педагогических знаний, понятий о назначении и сущности педагогической деятельности, способствующих осмыслению профессиональных феноменов и ценностных составляющих педагогической профессии.

Значимость проблем, связанных с подготовкой учителя, никогда не подвергалась сомнению, однако в современных условиях они приобрели особую актуальность в связи с тем, что в системе образования происходят кардинальные преобразования, вызванные:

во-первых, модернизацией системы образования, вызванной потребностью формирования новой системы ценностей, сфокусированной на свободно самореализующемся индивиде, способном к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности; во-вторых, сменой традиционной парадигмы образования, в которой усвоения готовых знаний становится явно недостаточно, когда обучающийся из пассивного объекта превращается в активного субъекта образовательного процесса при изменении роли и функции преподавателя; в-третьих, вхождением в единое мировое образовательное пространство, что потребовало введения двенадцатилетнего общего образования и перехода на кредитную систему в бакалавриате; в-четвертых, информатизацией всей системы образования [2].

В Законе «Об образовании» Республики образовательная деятельность определяется как «процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности» [1]. Содержание педагогического образования является отражением важнейших изменений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре, в том числе и особенно в сфере образования.

В педагогической литературе под «профессиональной подготовкой» понимается совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии [3].

Профессиональная подготовка - система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Общепрофессиональную подготовку будущего учителя, традиционно понимаемую как освоение правил, норм, способов профессиональной деятельности, правомерно рассматривать как процесс накопления и обогащения студентом опыта целостной профессиональной деятельности. Предложенное понимание соответствует тенденциям модернизации современного высшего педагогического образования, так как учитывает движение студента к самоопределению, развитие способов саморегуляции, формирование умений исследования развития человека в жизнедеятельности и собственной

профессиональной деятельности; специфику современной педагогической деятельности; специфику профессии учителя начальных классов.

В настоящее время общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы. Срок освоения общеобразовательной учебной программы начального образования - четыре года.

Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, внутренними закономерностями его развития и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в условиях 12-летнего образования, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. Сущность новых требований к подготовке будущего учителя состоит в создании условий для их последующей эффективной профессиональной деятельности в условиях быстрого изменения содержания труда и необходимости постоянного непрерывного обновления знаний.

Список литературы

1. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3391 «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства маком». 17 ноября, 2017.

2. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5416 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в религиозно-просветительской сфере» от 16 апреля 2018.

3. Джумаев М.Е. «Методы преподавания математики в элементарных классах». Ташкент. Издательство «Наука и техника», 2005. 212 стр.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ярашева Д.К.

Ярашева Дилобар Киёмовна - учитель русского языка и литературы, Школа № 2, г. Гиждуван, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается влияние информационных технологий на методы обучения русскому языку. Важным элементом письменной работы является беседа с преподавателем. Компьютер имеет потенциал, позволяющий использовать различные способы изучения и проходить через программное обучение в собственном темпе, с мгновенным исправлением, объяснением и закреплением материала. Эти преимущества, присущие современным технологиям, недостаточны, чтобы изучить язык, однако это, конечно же, не всё, что может предложить компьютер. Ключевые слова: метод, обучения, русский язык, компьютер, технология.

Тридцать лет назад в Узбекистане не существовало никаких персональных компьютеров. Сегодня почти 20% семей имеют компьютер дома и более 60 % студентов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.