Научная статья на тему 'Роль интерактивной доски в повышении эффективности уроков узбекского языка и литературы'

Роль интерактивной доски в повышении эффективности уроков узбекского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Камолова Гулноз Музаффаровна

В данной статье рассматривается роль интерактивной доски в повышении эффективности уроков узбекского языка и литературы. Использование инновационных технологий и средств обучения активизирует самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для творческого подхода к различным видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивной доски в повышении эффективности уроков узбекского языка и литературы»

эпос «Алпамыш» также является историческим источником, свидетельствующим о мужестве и талантливости узбекского народа, его характере и ценностных ориентациях.

Дошедшие до нас народные песни, пословицы, анекдоты, басни и сатирические строки открыто осуждают все формы социальной несправедливости и гнета, остро высмеивают невежество и предрассудки, ханжество и лицемерие, суеверия и другие пережитки. Особенно смело в них разоблачаются тунеядство и мошенничество, жадность и алчность, различные язвы прошлого. В то же время в фольклорных произведенияхзвучит призыв к честному труду, творческой созидательной деятельности во имя собственного счастья и благополучия.

Список литературы

1. Шамсиева Б. Вопросы узбекского фольклора в зарубежном литературоведении.

Дисс. канд. фил. наук. Ташкент, 1994.

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Камолова Г.М.

Камолова Гулноз Музаффаровна - учитель узбекского языка и литературы, школа № 28, Гиждуванский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается роль интерактивной доски в повышении эффективности уроков узбекского языка и литературы. Использование инновационных технологий и средств обучения активизирует самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для творческого подхода к различным видам деятельности.

Ключевые слова: интерактивная доска, повышение эффективности, узбекский язык и литература.

В настоящее время использование в образовательном процессе современных средств обучения, к которым относится интерактивная доска, позволяет повысить уровень активности и самостоятельности учащихся.

Интерактивная доска в учебном заведении является полезным инструментом, помогающим учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме, так как, по мнению психологов, около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 - через слух, соответственно 5 процентов - через осязание, обоняние и вкус. Однако, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, то есть памяти движения. Это значит, что лучше всего обучающийся усвоит материал во время зрительного восприятия. [1]

Специалисты, владеющие компьютером, могут достаточно быстро овладеть навыками работы с интерактивной доской. Перед началом работы доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от источника, с которым можно работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым докладчик имеет полный доступ к управлению компьютером.

При подготовке к уроку учитель родного языка и литературы, используя программное обеспечение, может комплектовать материал на персональном компьютере, который затем будет демонстрироваться на интерактивной доске.

Необходимые материалы заранее подбираются и размещаются на нескольких страницах. Например, узбекские поэты, сюжеты романы, герои и др.

Во время урока, учитель значительно экономит время, так как одним переключением с помощью пульта может изменить демонстрационные страницы. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, активно общается с учащимися, поддерживает постоянный контакт с классом.

Включенные в состав программного обеспечения различные спецэффекты позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока, что также способствует пониманию и усвоению материала.

Благодаря многообразию материалов, которые можно использовать при работе с интерактивной доской, учащиеся быстрее воспринимают новые идеи, возрастает интерес к изучению узбекские литературы, повышается мотивация, улучшается качество и уровень уроков.

Основное достоинство электронных интерактивных досок - возможность анимации: просмотра сделанных рисунков, записи лекции в реальном времени. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать на разных этапах урока. Использование цвета позволяет выделить информацию и значительно увеличить эффективность ее восприятия.

Информацию со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом его скопировать на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров.

Также у интерактивных досок есть одно важное достоинство - на них можно писать не только маркером, но и просто рукой. Это дает существенное преимущество при использовании таких досок, например, в начальной школе и в коррекционных школах, поскольку рисование рукой, вызывая интерес у детей, одновременно развивает мелкую моторику.

Интерактивная доска усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами, удобна при работе в большой аудитории.

Таким образом, современный педагог, используя инновационные технологии и средства обучения, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для творческого подхода к различным видам деятельности.

Список литературы

1. Джураев Р.Х. Внедрение интерактивных ресурсов в практику школьного

образования: науч.-метод. пособие / Р.Х. Джураев, М.Н. Цой; М-во нар. образ.

Респ. Узбекистан. Узб. НИИ пед. наук им. Т.Н. Кары Ниязи. Ташкент: SANO-

STANDART, 2012. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.