Научная статья на тему 'РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
27
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ТЕРРОРИЗМЕ / РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / STRATEGIES OF SAFE BEHAVIOR IN TERRORISM / ROLE OF PARENTS IN PRESCHOOL EDUCATION / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлованова Олеся Владимировна

Описаны аспекты взаимодействия родителей с детьми и педагогом в рамках программы по формированию представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций террористического характера. Акцентируется внимание на важности не только понимания родителями необходимости формирования у детей представлений о безопасности, но и их активного участия при обучении детей стратегиям адекватного поведения при различных террористических ситуациях или угрозе таковых. Как результаты проделанной работы, представляющие практическую значимость и имеющие научную новизну, приводятся рекомендации для родителей по детской безопасности, составленные по материалам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Предложены и описаны стратегии поведения детей, позволяющие им быть ситуативно гибкими и эффективными в вопросах безопасности, с учѐтом правил поведения при различных угрозах террористических актов; стратегии рекомендованы для ознакомления родителям. Предложены практические рекомендации для родителей по удовлетворению информационной потребности ребѐнка и по организации предметно-пространственной среды для закрепления материала о терроризме и безопасности, изученного на занятии. Описаны индивидуальные педагогические консультации для родителей по вопросам обучения и развития ребѐнка, с учѐтом возможных тенденций к пассивности, тревожности и любопытствованию ребѐнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлованова Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARENTS IN SHAPING PRE-SCHOOL CHILDREN'S PERCEPTIONS OF SAFE BEHAVIOUR IN THE EVENT OF TERRORIST ACTS

The article describes some aspects of interaction between parents, children and teachers as part of a programme to develop preschool children's perceptions of safe behaviour at risk of terrorism-related emergencies. Special emphasis is placed on the importance of the parents' role not only in understanding the need to form children's perceptions of safety, but also in their active participation in teaching children strategies for adequate behaviour in various terrorism-related situations. Based on the materials of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, practical recommendations for parents on children's safety are presented. Some strategies for children's behaviour allowing them to be situationally flexible and effective in safety questions are proposed. Taking into account the importance of psychological and pedagogical support for the family and raising the competence of parents (legal representatives) on child safety in case of terrorism threat, the article describes individual pedagogical consultations for parents on the issues of the child's education and development.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

158

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 2 (58), с. 158-163

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372:6

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2020 г. О.В. Котлованова

Котлованова Олеся Владимировна, аспирант кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск

kovchel08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2020 Статья принята к публикации 14.05.2020

Описаны аспекты взаимодействия родителей с детьми и педагогом в рамках программы по формированию представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций террористического характера. Акцентируется внимание на важности не только понимания родителями необходимости формирования у детей представлений о безопасности, но и их активного участия при обучении детей стратегиям адекватного поведения при различных террористических ситуациях или угрозе таковых. Как результаты проделанной работы, представляющие практическую значимость и имеющие научную новизну, приводятся рекомендации для родителей по детской безопасности, составленные по материалам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Предложены и описаны стратегии поведения детей, позволяющие им быть ситуативно гибкими и эффективными в вопросах безопасности, с учётом правил поведения при различных угрозах террористических актов; стратегии рекомендованы для ознакомления родителям. Предложены практические рекомендации для родителей по удовлетворению информационной потребности ребёнка и по организации предметно-пространственной среды для закрепления материала о терроризме и безопасности, изученного на занятии. Описаны индивидуальные педагогические консультации для родителей по вопросам обучения и развития ребёнка, с учётом возможных тенденций к пассивности, тревожности и любопытствованию ребёнка.

Ключевые слова: стратегии безопасного поведения при терроризме, роль родителей в дошкольном образовании, дети старшего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Терроризм становится актуальной и болезненной проблемой общества, а террористические акты стали неотъемлемой частью современной жизни [1]. Проблема развёртывания антитеррористических мер является злободневной для большинства стран, и требования к безопасности подрастающего поколения повышаются [2]. Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одни из основных задач системы образования, что отражено в следующих нормативных документах: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 17.10.2013 № 1155 (часть 2, пункт 2.6), Национальная доктрина

образования РФ до 2025 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Приказ Минобрнауки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. № 170, Письмо Минобрнауки России от 04.06.2008 № 03-1423 и Письмо Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» от 30.08.05 г. № 031572. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденному Приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,

природе осуществляется в ходе реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (часть 2, пункт 2.6).

В процессе реализации профилактических контртеррористических и контрэкстремистских мер возрастает роль образовательных учреждений [3]. Огромна роль дошкольной образовательной организации (ДОО) в распространении жизненно важной информации о мерах безопасности, в обучении и привитии навыков безопасного поведения у детей в условиях чрезвычайных ситуаций террористического характера (ЧСТХ) и угроз их возникновения. Дошкольная организация должна стать ключевым связующим звеном между родителями и ребёнком в вопросах наиболее конструктивного и эффективного формировании элементарных навыков и стратегий безопасных действий у детей в чрезвычайных ситуациях, что может укрепить общественную безопасность в будущем [4].

В наше время, когда в любую минуту может остро встать вопрос, как остаться в живых, как себе помочь, что предпринять в ЧСТХ, главная задача педагогов и родителей видится в том, чтобы сформировать у детей представления о безопасном поведении и передать знания о том, как адекватно действовать при ЧСТХ. Целью нашего научного исследования стала выработка таких подходов и практических рекомендаций для родителей, которые способствовали бы повышению эффективности формирования у детей представлений о безопасном поведении при террористических угрозах.

Методика. Анализ литературных и научных данных по проблеме, опыт работы автора, структурирование нормативной и методической информации по безопасности при террористических актах позволили создать дополнительную авторскую программу «Безопасный я в безопасном мире», которая ставит своей целью формирование представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозе и возникновении ЧСТХ.

Научный результат. Крайне важна заинтересованность родителей в общем процессе формирования у детей представлений о безопасном поведении.

Прежде чем обратиться к результатам исследования, необходимо пояснить формы взаимодействия педагога с родителями, а также описать и пояснить стратегии безопасного поведения при террористических угрозах, которые предложены автором.

Самая первая форма проведения встречи с родителями - круглый стол по проблемам безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧСТХ. Важно, чтобы педагог сообщал о

рекомендациях в течение реализации программы дополнительно, своевременно.

Особенно ценной представляется общедоступность знаний о стратегиях безопасного поведения ДДВ при ЧСТХ. С учетом этого для ознакомления родителям рекомендовано практическое приложение к программе «Безопасный я в безопасном мире» (конспекты занятий), которое позволит в домашней обстановке родителям вместе с детьми повторить и закрепить полученные на занятиях знания.

Родителям предлагается изучить приложение к программе, где определены основные правила безопасного поведения при различных ЧСТХ, которые ориентированы на детей («Терроризм. Правила безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧСТХ»). Правила учитывают стратегии наиболее безопасного поведения при различных ЧС, связанных с терроризмом. Важно, что и для родителей правила безопасного поведения приведены в тех формулировках, которые используются педагогом на занятиях с детьми. Например, мы даём определения понятий «террорист» и «терроризм» так, чтобы это было понятно и не страшно для детей. Мы предлагаем следующие практические рекомендации педагогу для обсуждения вопросов терроризма с детьми: «Терроризм - это когда группа бандитов или один бандит стремится что-то себе получить (например, требует деньги), при этом добрых обычных людей запугивает, наводит страх и ужас. Преступники-террористы любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Но бояться терроризма нельзя, потому что жизнь со страхом очень тяжела, и именно этого добиваются террористы. Но нужно быть в любой ситуации наблюдателъными и осторожными». В рамках занятия дети развивают наблюдательность и учатся быть осторожными и распознавать опасности; а родителям важно знать, о чём было занятие, как раз для того, чтобы подготовиться и компетентно ответить ребёнку на его вопросы о терроризме и безопасности. Педагоги могут рекомендовать для ознакомления родителям специализированную литературу по вопросам безопасности при ЧСТХ, которая прописана в программе «Безопасный я в безопасном мире», или другую важную для изучения.

При составлении программы для детей старшего дошкольного возраста мы опирались на официальные рекомендации МЧС России по действиям в различных террористических ситуациях или при угрозах их возникновения. Однако большая часть рекомендаций адресована взрослым, и мы перекладывали эти правила для восприятия детьми. Действие по инструкции

хорошо и полезно в чрезвычайных ситуациях; но также важно быть ситуативно гибким, т.к. невозможно описать все возможные варианты опасностей терроризма. Наша сверхзадача как раз состоит в том, чтобы ребёнок мог придерживаться манеры поведения адекватно ситуации и с учётом собственных возможностей. Так, в результате исследования, анализа и использования опыта появились стратегии поведения при террористических угрозах. Выработан такой набор правил, который составляет основу стратегии, но каждое из правил не является её неотъемлемой частью. Опишем результаты нашего исследования подробнее для каждой стратегии.

Одной из потенциальных террористических угроз является бесхозный предмет, который может заинтересовать ребёнка. Правила поведения, которые сложились в стратегию поведения при обнаружении предмета, обыгрываются на занятии обучающем и закрепляющем. Для лучшего запоминания детьми стратегию мы назвали «Умные собачки». Важно познакомить родителей со стратегией, чтобы в домашних условиях в семейной обстановке и при желании и интересе ребёнка эта стратегия закреплялась. «Стратегия: ведём себя как умные собачки. Мы наблюдательные, как собачки, и мы замечаем странные предметы. Мы осторожные, как собачки: мы не трогаем странные предметы и не подходим к ним. Мы громкие, как собачки: мы зовём на помощь взрослых. Умные собачки знают, что в опасных предметах могут быть провода, антенны, изоленты, веревки, скотч, батарейки, проволока, верёвки. Умные собачки знают, что опасные предметы могут шуметь, тикать, щелкать, иметь странный запах».

В качестве примера можно также привести стратегию «Наблюдательные котики» при ситуации нахождения ребёнка в заложниках. «Стратегия: ведём себя как наблюдательные котики.

1. Будь рядом со своим воспитателем или с другим твоим знакомым взрослым, постарайся не разлучаться. Котики тоже держатся вместе.

2. Настройся на долгое ожидание. Спасателям нужно время, чтобы освободить тебя. Они не теряют ни минуты, но должны всё предусмотреть. Если ты оказался в заложниках, знай: ты не один, спасатели спешат к тебе на помощь. Котики тоже умеют долго ждать. 3. Если есть возможность, держись подальше от дверей и окон. Котики не любят сидеть на проходе. 4. Постарайся помечтать: вспоминай свои любимые книги, мультфильмы, загадки и стихи. Подумай о том, что спасатели уже спешат на помощь. Котики ведь тоже мечтают, например, о ... (можно спросить детей). 5. Будь внимателен, постарайся запомнить приметы преступников,

отличительные черты лиц, одежду, имена, клички, шрамы, о чем они разговаривают - хорошенько запоминай. Наблюдательные котики очень внимательно могут следить за всеми. 6. Не раздражай террористов: не кричи, не плачь, не возмущайся. Не вступай в споры с террористами, выполняй все их требования. Помни: этим ты спасаешь себя и окружающих. Твоё неожиданное движение, прыжки или шум могут повлечь жестокость от террористов - а это опасно не только для тебя, но и для других заложников. 7. Можно кратко сообщить, что тебе нужен врач, что-то болит. 8. Ничего не используй против террористов, даже игрушечное оружие. Наблюдательные котики сами никогда нападать не станут. 9. Если тебе угрожают пистолетом, надо выполнять требования террориста и ждать, когда придут спасатели. 10. Ничего не делай, пока не получишь разрешения от террористов. На любое действие (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивай разрешение. 11. Не выделяться из массы других людей. Наблюдательные котики сидят тихо и не выпрыгивают».

Ещё одна стратегия - «Извивающаяся змейка» (рекомендуется при штурме, освобождении заложников со стрельбой, взрывами, обрушениями). «Стратегия: ведём себя как извивающиеся змейки). Недопустимо показывать оружие (даже игрушечное). Змейки не ползают с игрушками. Недопустимо брать брошенное террористами оружие. Змейки не ползают с пистолетами. Недопустимо трогать поврежденные конструкции и оголившиеся провода. Змейки извиваются, но не по проводам. Недопустимо спускаться по водопроводным трубам, по связанным простыням. Змейки не спускаются из окон. Недопустимо прыгать из окон здания, начиная с третьего этажа, т.к. неизбежны травмы. Змейки не прыгают. Недопустимо высовываться из окон и дверных проёмов. Змейки ползут и извиваются, но из окон не высовываются. Недопустимо пр иближаться к террористам. Змейки, наоборот, прячутся от опасных людей».

Эти и другие правила наиболее безопасного поведения, описанные в рамках стратегии, могут спасти жизнь ребёнка. Поэтому особенно важно, чтобы и родители понимали значимость подобных занятий и способствовали лучшему усвоению знаний и умений у их детей.

Мы стремимся подчеркнуть значимость психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, особенно связанных с безопасным поведением при ЧС. Для этого нами предлагаются индивидуаль-

ные педагогические консультации для родителей по вопросам обучения и развития ребёнка (в течение всего периода реализации программы безопасного поведения в различных ЧСТХ).

Чуткость по отношению к эмоциональному состоянию ребёнка проявляют не только педагог, но и заботящиеся родители. Всегда нужно учитывать возможные отклонения от нормальной реакции ребёнка, что обусловлено не столько педагогическими действиями, сколько индивидуально-типологическими особенностями ребёнка, его эмоциональным состоянием и уровнем текущего соматического здоровья. Мы выделили три тенденции (отличающиеся от среднестатистической гармоничной реакции) того, как дети могут отреагировать на занятия о формировании террористической безопасности: 1) тенденция к тревожности: дети ярко и эмоционально реагируют на изучение вопросов, связанных с ЧСТХ; 2) тенденция к пассивности: дети с пассивной установкой на изучение и использование правил поведения (ПП); 3) тенденция к любопытству: дети любопытствуют и задают много уточняющих вопросов о терроризме и о правилах безопасного поведения.

Соответственно, педагог и родители должны максимально быстро заметить подобные тенденции у ребёнка и принять меры по нормализации психоэмоционального состояния. Ведь развитие, обучение и воспитание детей должны происходить на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Рекомендовано дополнительно встретиться с ребёнком (индивидуально) и с семьёй, обсудить подобные тенденции с родителями и с детским психологом для мягкой коррекции состояния ребёнка. При необходимости используется психологическая диагностика детей, проводимая психологами. Участие ребенка в психологической диагностике допускается с согласия его родителей. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной помощи детям и семьям. Нижеперечисленные (разработанные нами) подходы рекомендованы для использования в психолого-педагогической работе с детьми и для ознакомления и соблюдения родителями.

1. С тревожными, эмоционально лабильными детьми важно проговаривать подробности обеспечения безопасности лично их и людей в целом в общественных местах, на улице и т.д. Нужно акцентировать внимание ребёнка на изучении ПП; дать понять, что терроризм -крайне редкое явление и, скорее всего, он с ним никогда не столкнется. ПП - это защитные ме-

ры, которые мы должны знать; но, скорее всего, они никогда не понадобятся. Так, мы знаем про землетрясение или шторм на море, но никогда не встретимся с этими опасностями. Нужно создать максимально комфортную атмосферу дома, урегулировать межличностные отношения внутри семьи. От эмоциональной реакции родителей и педагога будет зависеть и реакция ребёнка на терроризм. Необходимо сделать акцент на игровой составляющей с эмоционально-положительным подкреплением, соревнованиями, творческой деятельностью, которая тоже способствует отреагированию внутренних переживаний.

2. Дети с пассивной установкой на изучение и использование правил безопасного поведения должны быть больше мотивированы педагогом и родителями. Заинтересованность в научении кукол, родственников и т.д. правилам безопасного поведения может заинтересовать ребёнка. Особое внимание стоит уделить личной мотивации ребёнка и определению его интересов в целом и по данной теме. На групповых занятиях следует уделить особое внимание активности вовлечения ребёнка, стимулировать интерес, проводить рассадку с учётом тенденции к пассивности (ближе к педагогу).

3. Дети, любопытствующие и задающие много уточняющих вопросов о терроризме и о правилах безопасного поведения, нуждаются в удовлетворении интереса со стороны педагога и родителей. Ребёнок обязательно должен «проиграть» то, что его интересует, и получить исчерпывающие ответы на свои вопросы. Скорее всего, после этого ребёнок увлечётся чем-то по другой тематике.

Для более качественной реализации целей и задач, которые обозначены для каждого занятия и для программы в целом, приветствуется вовлечение родителей воспитанников в процесс формирования знаний о безопасном поведении. Заинтересованность и активное участие родителей позволят сформировать доверительные отношения между педагогом и семьёй ребёнка, продолжать закрепление нового материала вне занятий.

Мы предлагаем следующие примерные рекомендации для педагогов и родителей по удовлетворению информационной потребности ребёнка и по организации предметно-пространственной среды для закрепления материала, изученного на занятии. Важно, что такие рекомендации выстроены для закрепления каждого занятия программы. Ниже даны примеры рекомендаций для родителей без ссылок на конкретные занятия.

1. Предложить сюжетно-ролевые игры по темам «Спасатель», «Профессии людей, кото-

рые нас спасают и оберегают» и другим связанным с вопросами безопасности и спасения темам. Родитель может выступать в роли играющего партнёра или координатора для уточнения ВПП, необходимых для сохранения жизни и здоровья. Реализуется сотрудничество детей и взрослых, ребенок выступает полноценным участником образовательных отношений и может выбрать интересующую его тему, касающуюся ЧС или операции по спасению.

2. В людных местах родителям рекомендовано обращать внимание ребёнка на возможные опасности при их реальном обнаружении (подозрительные сумки, пакеты): таким образом тренируется наблюдательность и закрепляются знания об опасных бесхозных вещах. Взрослый, будучи наставником, может напомнить ПП и использовать их с ребёнком в реальной ситуации. Реализуется сотрудничество педагога с семьёй.

3. Может быть рекомендована беседа с ребёнком на тему терроризма с акцентом на безопасность. Родителям следует максимально компетентно и эмоционально спокойно отвечать на вопросы детей о терроризме и безопасности при терроризме. Нельзя оставлять вопросы детей без ответа. Важно самим родителям не испытывать страха перед терроризмом, а снабдить ребёнка уверенностью в том, что взрослое сообщество и полиция охраняют нас.

4. Рекомендовано провести дидактическую игру: «Где спрятался опасный предмет?». Предлагается схема города, улицы. Ребёнку даётся установка: найти, где на карте города может быть опасный предмет. Родитель поддерживает инициативу детей в ответах. Совместно делается вывод: опасный предмет может быть в любом месте, особенно там, где многолюдно.

5. Ребёнок может нарисовать предметы и объекты, за которыми можно спрятаться и спастись, если ты заметил бандитов-террористов (примеры обычных подходящих объектов - киоск, куст, веранда, машина и т.д.). Родитель -это помогающий партнёр. Следует отвечать на все вопросы детей о террористической опасности максимально компетентно и эмоционально сдержанно, но с эмпатией к ребёнку.

6. Находясь в разных местах (на прогулке, в магазине, в парке и т.д.), рекомендовано заинтересовать ребёнка заданием: быстро найти места, где можно спрятаться (по стратегии «Тихая мышка»).

7. Создать достаточно насыщенную и вариативную развивающую предметно-пространственную среду для организации детьми сюжетно-ролевых игр по темам, связанным с избеганием опасных ситуаций ТХ (возможность убежать и спрятаться в первые минуты ЧСТХ), и другим

связанным с вопросами безопасности и спасения темам.

Ещё одной формой привлечения родителей к вопросу формирования у ребёнка представлений о безопасном поведении является подготовка итогового занятия. Совместно с другими семьями и детьми группы, с координационной помощью педагога проводится заключительное занятие «Мой безопасный мир» программы «Безопасный я в безопасном мире» в конце учебного года. Предлагается провести занятие в свободной форме. Учитывая форму занятия, практическая часть вариативна, но отвечает цели и задачам занятия. Цель занятия - закрепить сформированные представления о безопасном поведении при угрозе и возникновении ЧСТХ. Задачи занятия: 1 ) закрепить знания о безопасном поведении при угрозе и возникновении ЧСТХ; 2) закрепить сформированные умения распознавать опасные ситуации, обосновывать и следовать стратегиям безопасного поведения; 3) развивать нравственно-волевую сферу ребёнка, способного ценить жизнь и здоровье - своё и окружающих. Так как занятие предполагает свободную форму, оборудование и материально-техническое обеспечение могут быть выбраны родителями в соответствии с планируемой деятельностью и согласно цели и задачам занятия.

Родителям следует знать ПП по курсу программы. Важно построить занятие таким образом, чтобы каждый ребёнок мог повторить все ПП при различных угрозах и совершениях ЧСТХ, продемонстрировав и описав их в рамках стратегий. При составлении занятия следует опираться на ознакомительные материалы для родителей, прописанные в программе (материалы для родителей дублируют ПП, изученные детьми в течение года). Варианты форм проведения занятия - квесты, тематические площадки для сюжетно-ролевых и театрализованных игр (импровизированный спектакль), проблемные ситуации и др. Важно осветить ПП при различных возможных ситуациях террористической этиологии: при пожаре, обнаружении опасного предмета, при избегании захвата террористами, в заложниках у террористов, при штурме. Реализуется сотрудничество детей и взрослых, ребенок выступает полноценным участником образовательных отношений. Реализуется сотрудничество ДОО (либо другой организации, в которой реализуется программа) с родителями. Семьи вовлекаются непосредственно в образовательную деятельность.

Результаты внедрения материалов, предложенных в статье, в практику взаимодействия ДОО и семьи по вопросам антитеррористической безопасности детей следующие: воспитатели и методисты, внедрившие наши рекомен-

дации в занятия по безопасности с детьми старших и подготовительных к школе групп, отмечают «интерес детей к вопросам безопасности», «мотивацию детей к изучению стратегий поведения с перевоплощением в героев (солдат, собачка, мышка, котик, змейка)», «100% родителей подписали согласия и выразили заинтересованность в проведении регулярных занятий по антитеррористической безопасности в группах в течение всего учебного года», «15% родителей в различных формулировках высказали предложение о создании интерактивного игрового приложения для использования на компьютере и любом гаджете о закреплении у детей стратегий и правил поведения при террористических угрозах».

В настоящее время нами проводится исследовательская работа с программистами и методистами для создания удобного, интересного и качественного игрового приложения по антитеррористической безопасности.

Выводы. Таким образом, говоря о формировании представлений о безопасном поведении важно понимать, что сотрудничество педагога и родителя может максимально повысить эффективность обучения ребёнка дошкольного возраста стратегиям адекватного поведения при ЧСТХ. Закрепление понимания и применения авторских стратегий при террористических угрозах как в ДОО, так и дома повышает вероятность того, что

при реальной угрозе ребёнок поступит наиболее здоровьесберегающим образом. Пользуясь нашими результатами исследования и практическими рекомендациями, родители и педагоги уделяют большее внимание и прилагают более эффективные усилия для сохранности жизни и здоровья детей в условиях нарастающих террористических угроз современности.

Список литературы

1. Науменко Ю.Л. Педагогические технологии и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школ: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. М.: Ун-т Рос. академии образования, 2009. 15 с.

2. Черный С.П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск: Красноярский госуд. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2007. 19 с.

3. Буткевич С.А., Коноплева А.А. Роль и место образовательных организаций в системе предупреждения терроризма и экстремизма // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 2 (36). С. 248-253.

4. Борисова Н.И., Пьянзина О.В., Чернышева Е.Н., Чебардакова Н.Н. Город, дружественный к ребенку. Методология реализации инициативы в Республике Казахстан. Астана: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Респ. Казахстан, 2015. 68 с.

THE ROLE OF PARENTS IN SHAPING PRE-SCHOOL CHILDREN'S PERCEPTIONS OF SAFE BEHAVIOUR IN THE EVENT OF TERRORIST ACTS

O.V. Kotlovanova

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk

The article describes some aspects of interaction between parents, children and teachers as part of a programme to develop pre-school children's perceptions of safe behaviour at risk of terrorism-related emergencies. Special emphasis is placed on the importance of the parents' role not only in understanding the need to form children's perceptions of safety, but also in their active participation in teaching children strategies for adequate behaviour in various terrorism-related situations. Based on the materials of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, practical recommendations for parents on children's safety are presented. Some strategies for children's behaviour allowing them to be situationally flexible and effective in safety questions are proposed. Taking into account the importance of psychological and pedagogical support for the family and raising the competence of parents (legal representatives) on child safety in case of terrorism threat, the article describes individual pedagogical consultations for parents on the issues of the child's education and development.

Keywords: strategies of safe behavior in terrorism, role of parents in preschool education, children of senior preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.