Научная статья на тему 'Современное состояние проблемы формирования безопасного поведения чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста'

Современное состояние проблемы формирования безопасного поведения чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / NTI-TERRORISM SECURITY / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / SAFE BEHAVIOR / SAFETY MEASURES / EDUCATIONAL PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлованова Олеся Владимировна

В статье проанализированы тематические занятия, акции, мероприятия, беседы и другие методы и формы педагогической деятельности по вопросам антитеррористической безопасности детей. Рассмотрены как отечественные, так и зарубежные подходы к информированию детей о проблеме терроризма. Материалы статьи доказывают то, что в настоящее время проблема формирования безопасного поведения при терроризме у детей дошкольного возраста актуальна и нуждается в новых исследованиях со стороны учёных и педагогов, а практические рекомендации по данному вопросу фрагментарны и не носят системного характера. В рамках диссертационного исследования авторами предложена программа по антитеррористической безопасности, рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста, которая благодаря научному подходу и выработки авторских принципов носит системных характер формирования безопасного поведения при терроризме у детей на протяжении одного учебного года.The article analyzes thematic classes, actions, events, discussions and other methods and forms of pedagogical activity on the issues of anti-terrorist safety of children. Both domestic and foreign approaches to informing children about the problem of terrorism are considered. The materials of the article prove that at present the problem of the formation of safe behavior in terrorism in children of preschool age is urgent and needs new research by scientists and educators, and practical recommendations on this issue are fragmentary and not systemic. As part of the dissertation research, the authors proposed a program on anti-terrorism security designed for children of preschool age which has a systemic nature of the formation of safe behavior in terrorism in children during one academic year due to the scientific approach and the development of copyright principles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлованова Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние проблемы формирования безопасного поведения чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста»

70-73. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sistema-sredstv-vizualizatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku/viewer (Accessed 24.01.2020).

3. Mankevich Zh.B. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti organizacii upravlyaemoj samostoyatel'noj rabotoj studen-tov pervokursnikov [Psychological and pedagogical features of the organization of controlled independent work of first-year students]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2019, no 4 (44), pp. 101-104.

4. Pankratov S.V., Vlasov M.V. Upravlenie znaniyami i intellektual'nym kapitalom [Management of knowledge and intellectual capital]. Ekaterinburg, 2015. 140 p.

5. Arievitch I.M. The Quality of Cognitive Tools and Development of the Mind [Elektronnyi resurs]. Beyond the Brain: An Agentive Activity Perspective on Mind, Development, and Learning. Sense Publishers, 2017, Pp. 115-145. URL: https://www.springer.com/us/book/9789463511049 (Accessed 24.01.2020).

6. Buzan Т., Buzan B. The mind map book: How to use radiant thinking to maximize your brain's untapped potential. Pengun Group, 1994, pp. 35-36.

7. Mey J.L. Cognitive Technology - Technological Cognition [Elektronnyi resurs]. Cognition, Communication and Interaction Transdisciplinary Perspectives on Interactive Technology. London: Springer-Verlag, 2008, pp. 31-37. URL: https://www.springer.com/gp/book/9781846289262- (Accessed 24.01.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.Ю. Камышева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета международных отношений историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0798-7154.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.Yu. Kamysheva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department of Division for International Relations and Foreign Area Studies, Institute for History and Archives, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0798-7154.

УДК 371:6

Олеся Владимировна Котлованова

г. Челябинск

Современное состояние проблемы формирования безопасного поведения чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста

В статье проанализированы тематические занятия, акции, мероприятия, беседы и другие методы и формы педагогической деятельности по вопросам антитеррористической безопасности детей. Рассмотрены как отечественные, так и зарубежные подходы к информированию детей о проблеме терроризма. Материалы статьи доказывают то, что в настоящее время проблема формирования безопасного поведения при терроризме у детей дошкольного возраста актуальна и нуждается в новых исследованиях со стороны учёных и педагогов, а практические рекомендации по данному вопросу фрагментарны и не носят системного характера. В рамках диссертационного исследования авторами предложена программа по антитеррористической безопасности, рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста, которая благодаря научному подходу и выработки авторских принципов носит системных характер формирования безопасного поведения при терроризме у детей на протяжении одного учебного года.

Ключевые слова: антитеррористическая безопасность, дети старшего дошкольного возраста, безопасное поведение, мероприятия по безопасности, образовательные программы.

Olesya Vladimirovna Kotlovanova

Chelyabinsk

The current state of the problem of safe behavior formation in terrorism in preschool

children

The article analyzes thematic classes, actions, events, discussions and other methods and forms of pedagogical activity on the issues of anti-terrorist safety of children. Both domestic and foreign approaches to informing children about the problem of terrorism are considered. The materials of the article prove that at present the problem of the formation of safe behavior in terrorism in children of preschool age is urgent and needs new research by scientists and educators, and practical recommendations on this issue are fragmentary and not systemic. As part of the dissertation research, the authors proposed a program on anti-terrorism security designed for children of preschool age which has a systemic nature of the formation of safe behavior in terrorism in children during one academic year due to the scientific approach and the development of copyright principles.

Keywords: anti-terrorism security, children of preschool age, safe behavior, safety measures, educational programmes.

Проблема общественной антитеррористической безопасности является актуальной и злободневной. В том числе это очевидно по все увеличивающемуся числу антитеррористических акций и мероприятий в образовательных учреждениях. Что касается педагогического аспекта терроризма, его изучением занимаются такие исследователи как: П.Н. Ермаков [2, С. 44-47], Н.С. Морова [5, С. 5255], И.Ш. Мухаметзянов [6, С. 38-43], Л.О. Сулима [10, С. 27-32] и др. И общий вектор внимания этих исследований направлен на педагогические условия и вмешательства, которые способствуют недопущению вовлечения молодежи в ряды террористов. В условиях возрастания террористической опасности проблема формирования специальных знаний, умений, навыков, соответствующих личностных качеств человека, правильных действий и адекватного поведения в чрезвычайных ситуациях террористического характера представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. Но в современной науке недостаточно исследований по проблеме формирования представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях у дошкольников [1, С. 380]. Хотя дошкольный возраст является определяющим в формировании фундамента психического и физического здоровья для сохранения жизни при различных чрезвычайных ситуациях, непосредственно для процесса формирования представлений у детей о поведении в ситуациях террористического характера мы должны опираться на уже имеющийся опыт работы в этом направлении. Учёные акцентируют внимание на разных аспектах безопасного поведения детей, и соответственно, выбирают различные варианты педагогических воздействий.

Например, Д.В. Ольшанский отмечает, что к детям «полезно периодически обращаться, и это удобно делать, когда они представлены в компактном виде» [7, С. 202]. Автор рекомендует добиться того, чтобы ребенок на всю жизнь предельно четко усвоил: надо настороженно относиться к чужим людям. Д.В. Ольшанский рекомендует воспитывать у детей наблюдательность: «ребенок должен уметь внимательно смотреть по сторонам и подмечать все, что происходит вокруг, научите не просто наблюдать, а еще и рассказывать вам обо всем, что он заметил необычного во дворе, на улице» [7, С. 203]. Мы тоже считаем, что навык наблюдательности и умение анализировать текущие события позволяют предупредить негативные последствия террористических угроз.

Рассмотрим имеющиеся на сегодняшний день педагогические предложения по антитеррористической безопасности детей дошкольного возраста. В дошкольных образовательных организациях ведутся беседы и проводятся акции с воспитанниками в рамках предмета «основы безопасности жизнедеятельности» с целью формирования у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.

Примером педагогической деятельности по антитеррористической безопасности детей дошкольного возраста является предложенный Н.Г. Опритовой досуг «Красная шапочка» [8], который ставит своей целью формирование у детей дошкольного возраста основ противодействия терроризму и экстремизму. Задачи досуга: научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов, привить навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях, воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям. В игровой ситуации, где действующими героями выступают Красная Шапочка, Незнакомец, сотрудник безопасности, Серый Волк и др. проводится беседа о том, как вести себя с незнакомыми людьми, чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре», викторина о правилах безопасности, просмотр фильмов о подозрительных предметах, обыгрывание ситуаций общения с незнакомыми людьми. Как мы видим, досуг представляет собой практический интерес, но не затрагивает теоретических основ проблемы формирования безопасного поведения во всех возможных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста.

Проанализируем мероприятие «День солидарности в борьбе с терроризмом» для детей дошкольного возраста, которое ставит целью сформировать у воспитанников представление о терроризме. Среди задач мероприятия присутствуют следующие: акцентировать внимание детей на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов и ознакомить детей с основными правилами поведения в условиях теракта. В мероприятии использовались: беседа об ужасах терроризма и жертвах террористических актов, фотоматериалы, спортивная игра на развитие быстроты реакции тематически связанная с терроризмом. Мероприятие является разовой акцией и не может сформировать целостные и разносторонние представления о безопасном поведении при террористических угрозах. По нашему мнению, такие мероприятия являются важными составляющими формирования культуры безопасности у детей, но не являются исчерпывающими практико-ориентированными материалами для воспитателей.

Рассмотрим проектную деятельность по данной проблематике. Так, авторы проекта «Мы против террора» [9], который подразумевает обеспечение безопасности детей старшего дошкольного возраста, подчёркивают, что опыт работы показывает: помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Данный проект направлен на формирование у старших до-

школьников навыков безопасного стиля жизни, способность предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать. Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях. В проект включены: прослушивание сказок в аудиозаписи, презентация, мультфильмы о безопасности, настольно - печатные, дидактические, подвижные игры, настольный театр. Проект является краткосрочным (2 недели), поэтому мы можем рассматривать его как ознакомительный для детей.

Двигательные навыки для обеспечения безопасности - это важный элемент защиты детей. Так, предлагает экспериментальную методику физкультурных занятий по направлениям: опасность пожара, формирование двигательных умений в чрезвычайных ситуациях и других.

Игры тоже можно эффективно использовать в занятиях по безопасности. Так, в дидактической игре по Н.И. Борисовой «Тревожный рюкзачок» решается несколько задач, одна из которых: установление взаимосвязи уровня готовности к стихийным бедствиям и выживаемости, в игре «Доползи до игрушки» ставятся задачи научить воспринимать расстояние, показать, что от этого зависит результат действий не только в ближнем, но и дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и приучить самостоятельно выбирать это направление. Игра занимает важную позицию в обучении детей правилам безопасного поведения в случае различных чрезвычайных ситуаций.

Зарубежный опыт работы с детьми дошкольного возраста по антитеррористической безопасности может быть полезен и в России. Так, например, существует программа на английском языке по террористической безопасности «Испытания нашего времени: глобальная безопасность, терроризм» [15], которая рассчитана на несколько лет изучения и прописана в 18 уроках. Где для уровня образования Elementary для детей 5-7 лет проводятся занятия на темы: «О храбрых героях (пожарник-храбрец)», «Анализ слов, причиняющих боль и ущерб, который они наносят». Более подробные беседы о терроризме проводятся с детьми старше 7 лет.

Интересно проанализировать подходы зарубежных педагогов и психологов, изучающих проблемы терроризма и информирования об этих вопросах детей. Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) является профессиональной ассоциацией, которая представляет более 25 000 школьных психологов, аспирантов и смежных специалистов по всей территории Соединенных Штатов и 25 других стран в 2015 году прописала рекомендацию: «Предоставьте детям возможность по-

мочь: отправить открытки выздоравливающим и пострадавшим после терактов и их семьям или написать благодарственные письма врачам, спасателям, пожарным и полиции» [13]. Говоря с детьми 5-8 лет о терактах, можно признать, что произошло ужасное событие, но следует больше упоминать о людях, помогающих друг другу и спасательных мерах, которые подчеркивают позитивные вещи, произошедшие после атак. Обсуждать «случаи о том, что пострадали люди недопустимо при работе с детьми, ведь с психологической точки зрения это сложный момент». В разговоре с детьми о терроризме нужно постараться произносить как можно больше спокойных и обнадеживающих фраз. Например: «это очень редкое явление», «это абсолютно ужасно, но, это случается крайне редко», или «безопасность будет усилена». На вопросы детей о том, может ли теракт случиться с ними следует отвечать: «конечно, это могло бы быть, но это очень маловероятно, это очень, очень редкие события, и мы уверены, что полиция собирается повысить безопасность еще больше. Мы должны продолжать жить нормальной жизнью и не быть запуганными этими плохими людьми» [14].

Конференции, направленные на безопасность социальной, в том числе образовательной сферы, проводимые в РФ, служат доказательством актуальности борьбы с террористическими угрозами. Так, 5 декабря 2017 года в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика» [3]. В работе конференции приняла участие заместитель Министра образования и науки Российской Федерации И.В. Кузнецова, которая отметила: «в обеспечении организации безопасного образовательного пространства возрастает роль противодействия идеологии терроризма и экстремизма». В Челябинском государственном педагогическом университете [4] проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы». Тематика конференции отвечала одному из приоритетных направлений развития науки в России - безопасности и противодействию терроризму.

Проанализировав имеющиеся данные об этих и других конференциях о безопасности в России, мы сделали вывод о том, что большее внимание в вопросах антитеррористической деятельности уделяется противодействию вовлечения молодежи в ряды экстремистов. Безопасность детей все еще остается проблемой малоизученной и, вместе с тем, значимой на государственном уровне.

Анализ мероприятий, акций и досугов для детей дошкольного возраста, имеющих отношение к проблеме безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях террористического характера, позволяет констатировать, что педагогическая проблема практического формирования представлений о

А.А. Чистякова [11, 12]

безопасном поведении и совершенствования данного процесса в научных работах и публикациях практического направления малочисленны и фрагментарны. Проанализированные в статье и другие акции, мероприятия являются лишь элементами в системе антитеррористической безопасности и нуждаются в систематизации и более глубоком теоретическом обосновании для эффективной практической реализации. Программы уровня дошкольного образования, в том числе парциальные программа, тоже не затрагивают вопросы формирования представлений о безопасном поведении при террористических актах и их угрозах (поведение при обнаружении взрывоопасных предметов, нахождение в заложниках, штурм и т.д.).

Мы считаем, что важно говорить не только о формировании представлений у детей, но и делать акцент на осуществление этого именно в дошкольных образовательных организациях, т.к. дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется человеческая личность, когда необходимо формировать основу знаний о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Под безопасным поведением мы понимаем такой образ действий в конкретной ситуации, который позволит сохранить жизнь и здоровье ребёнка и окружающих. Исходя из необходимости создания и проведения планомерной и теоретически обоснованной системы занятий с

детьми об антитеррористической безопасности, мы видим актуальность создания программы, рассчитанной на детей старшего дошкольного возраста. Так, мы составили программу «Безопасный Я в безопасном мире», которая ставит своей целью сформировать представления о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера.

Программа имеет все необходимые компоненты и теоретическую обоснованность, в том числе авторские педагогические принципы психологической безопасности детей при формировании представлений о безопасном поведении при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера. Например: психологической устойчивости педагога в обеспечении безопасности детей; защиты ребёнка от страха перед терроризмом; поощрения заинтересованности ребёнка в своей безопасности; достаточности наглядных материалов; приоритета знаниевого компонента перед эмоциональным; эмпатии в разговоре о терроризме; убеждённости ребёнка в обеспечении его безопасности взрослыми.

Таким образом, в настоящее время проблема формирования безопасного поведения при терроризме у детей дошкольного возраста актуальна и нуждается в более глубоких и многочисленных исследованиях со стороны учёных и педагогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС [Текст] : материалы обл. заоч. науч.-практ. конф. педагогов дошк. образоват. организаций, 18 апр. 2014 г. - Мурманск : ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. - 380 с.

2. Ермаков, П.Н. Высшее образование как компонент системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма [Текст] / П. Н. Ермаков, И. В. Абакумова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6 (ч. 3). - С. 44-47.

3. Российская Федерация. М-во образования и науки. Эксперты обсуждают механизмы обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/новости/11722.

4. Челябинская область. М-во образования и науки. В Челябинской области прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Publications/News/Show?id=376. - 02.10.2018.

5. Морова, Н.С. Социально-педагогические аспекты противодействия идеологии терроризма в молодежной среде [Текст] / Н.С. Морова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6 (ч. 3).

6. Мухаметзянов, И.Ш. Контртеррористическая направленность образовательного процесса в высшей школе РФ [Текст] / И.Ш. Мухаметзянов, В.Г. Холоднов, Ф.М. Нуриахметова // Казанский педагогический журнал. - 2015. -№ 6 (ч. 3).

7. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма [Текст] / Д.В. Ольшанский. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

8. Опритова, Н.Г. План-конспект занятия на тему: Антитеррористическая работа с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.Г. Опритова // Наша сеть : соц. сеть для работников образования. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/16/antiterroristicheskaya-rabota-s-detmi-starshego. - 11.10.2018.

9. Проект «Мы против террора» [Электронный ресурс] // Маам.ру : междунар. образоват. портал. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-my-protiv-terora-obespechenie-bezopasnosti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-sotvetstvi-s-fgos-do.html. - 11.10.2018.

10. Сулима, Л. О реализации комплекса мероприятий по противодействию идеологии терроризма в подростково-молодежной среде на примере Республики Татарстан [Текст] / Л.О. Сулима, Э. Сафина // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6 (ч. 3). - С. 27-32.

11. Чистякова, А.А. Формирование у детей 5-7 лет компетенций безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях средствами физической культуры [Текст] / А.А. Чистякова // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. / под ред. С.И. Логинова. - Сургут, 2011.

12. Чистякова, А.А. Формирование двигательных стереотипов безопасного поведения детей 5-7 лет в моделируемых чрезвычайных ситуациях на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях [Текст] / А.А. Чистякова // Научный поиск. - 2013. - № 2.2.

13. Helping Children Cope With Terrorism - Tips for Families and Educators [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.nasponline.org/resources-and-publications/resources/school-safety-and-crisis/war-and-terrorism/helping-children-cope-with-terrorism. - 05.02.2020.

14. How to talk to children about terrorist attacks - BBC News [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.bbc.com/news/education-40011787. - 05.02.2020.

15. Learning from the challenges of our times: Global Security, Terrorism, and 9/11 in the Classroom [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.state.nj.us/education/holocaust/911/k12curr.pdf. - 05.02.2020.

REFERENCES

1. Doshkol'noe obrazovanie v kontekste realizacii FGOS: materialy obl. zaoch. nauch.-prakt. konf. pedago-gov doshk. obrazovat. organizacij, 18 apr. 2014 g. [Preschool education in the context of implementation Educational Standards]. Murmansk: GAOU MO SPO «MPK», 2014. 380 p.

2. Ermakov P.N., Abakumova I. V. Vysshee obrazovanie kak komponent sistemy protivodejstvija ideologii terrorizma i jekstre-mizma [Higher education as a component of the system of counteracting the ideology of terrorism and extremism]. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2015, no. 6 (ch. 3), pp. 44-47.

3. Rossijskaja Federacija. M-vo obrazovanija i nauki. Jeksperty obsuzhdajut mehanizmy obespechenija kompleksnoj be-zopasnosti obrazovatel'nyh organizacij [Elektronnyi resurs] [Russian Federation. Ministry of Education and Science. Experts discuss mechanisms for ensuring the integrated security of educational organizations]. URL: https://minobrnauki.rf/novosti/11722.

4. Cheljabinskaja oblast'. M-vo obrazovanija i nauki. V Cheljabinskoj oblasti proshla Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Kompleksnaja bezopasnost' ob#ektov i sub#ektov social'noj sfery» [Elektronnyi resurs] [Chelyabinsk region. Ministry of Education and Science. Russian scientific-practical conference "Integrated safety of objects and subjects of the social sphere" was held in Chelyabinsk region]. URL: http://www.minobr74.ru/Publications/News/Show?id=376 (Accessed 02.10.2018).

5. Morova N.S. Social'no-pedagogicheskie aspekty protivodejstvija ideologii terrorizma v molodezhnoj srede [Socio-pedagogical aspects of countering the ideology of terrorism in the youth environment]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2015, no. 6 (ch. 3).

6. Muhametzjanov I.Sh., Holodnov V.G., Nuriahmetova F.M. Kontrterroristicheskaja napravlennost' obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole RF [Counterterrorism orientation of the educational process in the higher school of the Russian Federation]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2015, no. 6 (ch. 3).

7. Ol'shanskij D.V. Psihologija terrorizma [The Psychology of Terrorism]. Saint-Petersburg: Piter, 2002. 288 p.

8. Opritova N.G. Plan-konspekt zanjatija na temu: Antiterroristicheskaja rabota s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta [Elektronnyi resurs] [Lesson plan on the topic: Antiterrorist work with children of preschool age]. Nasha set': soc. set' dlja rabotnikov obrazovanija [Our network]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/16/antiterroristicheskaya-rabota-s-detmi-starshego (Accessed 11.10.2018).

9. Proekt «My protiv terrora» [Elektronnyi resurs] [The project "We are against terror"]. Maam.ru: mezhdunar. obrazovat. portal. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-my-protiv-terora-obespechenie-bezopasnosti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-sotvetstvi-s-fgos-do.html (Accessed 11.10.2018).

10. Sulima L., Safina Je. O realizacii kompleksa meroprijatij po protivodejstviju ideologii terrorizma v podrostkovo-molodezhnoj srede na primere Respubliki Tatarstan [On the implementation of a complex of measures to counter the ideology of terrorism in adolescent youth on the example of the Republic of Tatarstan]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2015, no. 6 (ch. 3), pp. 27-32.

11. Chistjakova A.A. Formirovanie u detej 5-7 let kompetencij bezopasnogo povedenija v chrezvychajnyh situacijah sredstvami fizicheskoj kul'tury [Formation of the competencies of safe behavior in emergency situations by means of physical culture in children aged 5-7]. In Loginova S.I. (ed.) Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitanija, sportivnoj trenirovki, turizma i ozdo-rovlenija razlichnyh kategorij naselenija: materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 t. [Improving the system of physical education, sports training, tourism and rehabilitation ofvarious categories of the population]. - Surgut, 2011.

12. Chistjakova A.A. Formirovanie dvigatel'nyh stereotipov bezopasnogo povedenija detej 5-7 let v modeliruemyh chrezvychajnyh situacijah na fizkul'turnyh zanjatijah v doshkol'nyh uchrezhdenijah [The formation of motor stereotypes of safe behavior of children 5-7 years old in simulated emergency situations at physical education classes in preschool institutions]. Nauchnyjpoisk [Scientific search], 2013, no. 2.2.

13. Helping Children Cope With Terrorism - Tips for Families and Educators [Electronic resource]. URL: http://www.nasponline.org/resources-and-publications/resources/school-safety-and-crisis/war-and-terrorism/helping-children-cope-with-terrorism (Accessed 05.02.2020).

14. How to talk to children about terrorist attacks - BBC News [Electronic resource]. URL: https://www.bbc.com/news/education-40011787 (Accessed 05.02.2020).

15. Learning from the challenges of our times: Global Security, Terrorism, and 9/11 in the Classroom [Electronic resource]. URL: https://www.state.nj.us/education/holocaust/911/k12curr.pdf (Accessed 05.02.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.В. Котлованова, аспирант кафедры педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 00000003-0602-9675.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.V. Kotlovanova, Graduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0602-9675.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.