Научная статья на тему 'Методологические основы формирования представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста'

Методологические основы формирования представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / БЕЗОПАСНОСТЬ / METHODOLOGICAL APPROACHES / PRESCHOOL CHILDREN / TERRORIST EMERGENCIES / SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлованова Олеся Владимировна

Статья посвящена рассмотрению ключевых методологических подходов к формированию представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста. Раскрывается специфика методологических подходов: личностно-ориентированного, ситуационно-деятельностного и ноксологического. Проанализирована результативность каждого из подходов на трех уровнях педагогического исследования: общенаучном, конкретно-научном и методико-технологическом. Выявлено, что личностноориентированный подход позволяет рассматривать ребенка с его индивидуальными качествами как лицо активное, имеющее волю и замысел и способного действовать самостоятельно в соответствии со знаниями, умениями, представлениями и нравственно-волевыми качествами, позволяющими принять решение и действовать адекватно при чрезвычайных ситуациях террористического характера. Ситуационно-деятельностный подход обеспечивает видение ребенка как личности, способной оценивать опасности и свои возможности, и осуществлять выбор безопасных действий гибко по ситуации с установкой на ответственный выбор стратегии поведения. Ноксологический подход позволяет учитывать актуальные изменения опасностей окружающего мира, показывает пути укрепления безопасности: знания, навыки в области идентификации опасностей террористического характера, снижения рисков ущерба; обеспечивает формирование мировоззрения ребенка личности с философией, имеющей приоритет вопросов безопасности и приобретение знаний и навыков по обеспечению безопасности жизнедеятельности своей и окружающих. Формулируется вывод, согласно которому триединство подходов имеет основополагающие возможности для эффективного формирования представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при террористических угрозах и актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF FORMING THE IDEAS OF SAFE BEHAVIOR IN EMERGENCY SITUATIONS OF A TERRORIST NATURE IN PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the consideration of key methodological approaches to the formation of ideas of safe behavior in emergency situations of a terrorist nature in preschool children. The article reveals the specifics of methodological approaches: personalityoriented, situational-activity and noxological. The author analyzes the effectiveness of each approach at three levels of pedagogical research: general scientific, concrete scientific and methodological and technological. As a result of the scientific research, it was revealed that the personality-oriented approach allows us to consider the child with his individual qualities as an active person, having will and purpose, and able to act independently in accordance with knowledge, skills, ideas and moral-volitional qualities that allow him to make decisions and act adequately in emergency situations of a terrorist nature. The situational-activity approach provides a vision of the child as a person who is able to assess the dangers and his abilities, and make the choice of safe actions flexibly according to the situation choosing a responsible behavior strategy. The noxological approach makes it possible to take into account current changes in the dangers of the surrounding world and shows the ways to strengthen security: knowledge, skills in identifying terrorist dangers and reducing damage risks. The approach provides the formation of the child’s worldview forming a person with a philosophy that has priority on security issues and the acquisition of knowledge and skills to ensure the safety of his own life and the life of others. The author concludes that these three approaches combined give fundamental opportunities to form effectively the ideas of safe behavior in senior preschool children at terrorist threats and actions.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста»

УДК 372.21:6

Методологические основы формирования представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста

О. В. Котлованова

Котлованова Олеся Владимировна, аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, kovchel08@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению ключевых методологических подходов к формированию представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста. Раскрывается специфика методологических подходов: личностно-ориентированного, ситу-ационно-деятельностного и ноксологического. Проанализирована результативность каждого из подходов на трех уровнях педагогического исследования: общенаучном, конкретно-научном и методико-технологическом. Выявлено, что личностно-ориентированный подход позволяет рассматривать ребенка с его индивидуальными качествами как лицо активное, имеющее волю и замысел и способного действовать самостоятельно в соответствии со знаниями, умениями, представлениями и нравственно-волевыми качествами, позволяющими принять решение и действовать адекватно при чрезвычайных ситуациях террористического характера. Ситуационно-деятель-ностный подход обеспечивает видение ребенка как личности, способной оценивать опасности и свои возможности, и осуществлять выбор безопасных действий гибко по ситуации с установкой на ответственный выбор стратегии поведения. Нок-сологический подход позволяет учитывать актуальные изменения опасностей окружающего мира, показывает пути укрепления безопасности: знания, навыки в области идентификации опасностей террористического характера, снижения рисков ущерба; обеспечивает формирование мировоззрения ребенка - личности с философией, имеющей приоритет вопросов безопасности и приобретение знаний и навыков по обеспечению безопасности жизнедеятельности своей и окружающих. Формулируется вывод, согласно которому триединство подходов имеет основополагающие возможности для эффективного формирования представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при террористических угрозах и актах.

Ключевые слова: методологические подходы, дети дошкольного возраста, чрезвычайные ситуации террористического характера, безопасность.

Поступила в редакцию: 08.12.2019 / Принята: 20.02.2020 / Опубликована: 30.06.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2020-20-2-200-204

Для того чтобы качественно и в достаточной мере изучить педагогическое явление, важно рассмотреть и познать различные его аспекты и проблемы и использовать совокупность методологических подходов. Объективную картину формирования представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера (далее - ЧСТХ) у детей старшего дошкольного возраста способно дать комплексное использование нескольких, в нашем случае трех, методологических подходов - личностно-ориентированного, ситуа-ционно-деятельностного и ноксологического.

Учитывая первоочередное рассмотрение личности ребенка, а также понимая важность формирования определенных качеств для сохранения жизни и здоровья как высших ценностей, общенаучный уровень исследования проводится в рамках личностного подхода.

В России личностно-ориентированное образование в дошкольной педагогике изучалось и описывалось такими исследователями, как В. В. Давыдова, И. С. Якиманская, Л. М. Кла-рина, Л. Н. Перелыгина, В. А. Петровский, Л. С. Выготский, Р. С. Буре, М. Монтессори, А. Н. Леонтьева и др. Отражение личностно-ориентированного подхода можно обнаружить и в нормативной акте - в Законе РФ от 1 сентября 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (ст. 2), где первым принципом государственной политики в области образования называется «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности...».

В наше время возрастает практическое значение личностно-ориентированного обучения в рамках современного образования в России. Личностно-ориентированное воспитание в дошкольном возрасте (по Е. В. Бондаревской) определяется как «процесс вскармливания и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством» [1].

© Котлованова О. В., 2020

О. В. Котлованова. Методологические основы формирования представлений

Мы же проявляем и раскрываем у ребенка такие нравственные качества, как инициативность, ответственность, самостоятельность и другие, позволяющие принять решение и действовать при ЧСТХ наиболее корректным и сохраняющим здоровье способом, использовать определенную стратегию поведения. По мнению Н. А. Горловой, личностные функции - это проявления личности, реализующие социальный заказ «быть личностью» [2]. Этот взгляд перекликается с социальным заказом на формирование личности, безопасной для себя и окружающих, способной действовать в меняющихся ситуациях наиболее адекватным способом.

С позиции личностно-ориентированного подхода мы рассматриваем формирование представлений о безопасном поведении в рамках исследования как процесс развития личности ребенка, который позволит ему сохранить свою жизнь и здоровье при возникновении ЧСТХ. Личностно-ориентированный подход к формированию представлений о безопасном поведении при террористических угрозах способствует развитию ребенка как лица активного и инициативного, имеющего волю и замысел.

Личностно-ориентированный подход в исследовании дает возможность рассматривать ребенка с его неповторимыми индивидуальными качествами как личность, имеющую свои мысли, взгляды, мечты, интересы и способную действовать самостоятельно в соответствии со знаниями, умениями, представлениями и нравственно-волевыми качествами. Этот подход позволяет нам взглянуть на организацию процесса формирования представлений о безопасном поведении при ЧСТХ с уважением к личности каждого ребенка, с учетом его психоэмоциональных особенностей. В рамках исследования мы рассматриваем ребенка старшего дошкольного возраста как полноправного участника образовательного процесса и с учетом индивидуальных различий детей формируем представления о безопасности, чтобы адекватные стратегии поведения в ЧСТХ были теоретически и практически полезными и сохранили их жизнь и здоровье.

В рамках формирования представлений о безопасном поведении в ЧСТХ у детей дошкольного возраста в процессе и результате использования форм, приемов и методов педагогической деятельности мы не можем и не должны получить «робота», который был бы закодирован на линейное выполнение определенных видов деятельности или четкое единообразное следование заранее выученному шаблону действий. Важно сформировать личность человека, способного

оценивать опасности и свои возможности и конструировать те виды деятельности (поведения или стратегий), которые адекватны сохранению жизни и здоровья его и окружающих.

Конкретно-научный уровень исследования опирается на ситуационно-деятельностный подход в воспитании совокупности компонентов, который исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью в конкретной ситуации и подразумевает, что личность способна выбрать адекватные виды и формы деятельности и может преобразовать поведение, чтобы удовлетворить потребности личностного развития, личной безопасности в ситуациях угрозы террористической опасности, в предложенной учебной ситуации о выборе поведения и т. д.

Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л. С. Выготским, а основы деятельностного подхода в психологии заложил А. Н. Леонтьев [3]. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Важно, что основная идея деятельностного подхода связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. Ребенок-субъект как хозяин своей деятельности может ставить цели, решать задачи, прогнозировать результаты, а мы можем способствовать тому, чтобы он смог самостоятельно ставить перед собой цель и находить средства и пути ее достижения. Кроме того, мы помогаем ребенку формировать самоконтроль. Ситуационно-де-ятельностный подход обусловлен важностью действовать гибко и адекватно складывающейся ситуации террористической угрозы. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить сохранение жизни и здоровья ребенка благодаря его верной в конкретной ситуации стратегии поведения. Ситуационно-деятельностный подход предполагает наличие широкого спектра возможностей эмоционального реагирования и ряда действий, способствует выработке у ребенка установки на ответственный выбор стратегии поведения с учетом ценности здоровья и жизни, где предлагаемые для изучения стратегии безопасного поведения при ЧСТХ и есть деятельность как «система действий человека, направленная на достижение определенной цели» [4].

Ситуационно-деятельностный подход ориентирует педагогов на организацию и корректирующее управление деятельностью ребенка при решении им специально организованных, спланированных учебных задач об опасностях ЧСТХ и путях спасения или предотвращения терроризма. В рамках ситуационно-деятельностного

подхода ситуации воспитывающей деятельности (опасности террористического характера) выступают как социальные факторы, способствующие возникновению духовных и нравственных потребностей и необходимые для формирования мотивов совершения общественно полезной и личностно значимой созидательной деятельности, требующей рефлексии, а также возможности осуществления деятельности, требующей поиска новых средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, активной жизненной позиции. Деятельность по решению задач выбора стратегий поведения в условных ЧСТХ является лично значимой и общественно полезной. Здесь игровая деятельность выступает в качестве деятельности, в которой формируется и оттачивается поисково-ориентационное поведение ребенка в опасных ситуациях, возникающих в жизни людей, их социальных функциях и отношениях.

Структура деятельности при решении ситуационных задач и в реальных обстоятельствах в рамках деятельностного подхода представляется в виде логической цепочки: проблема (угроза или возникновение ЧСТХ) - цель (самостоятельная и ценностно ориентированная на сохранение жизни, здоровья своих и окружающих) - мотивация (действовать наиболее адекватным и безопасным образом) - подбор методов решения проблемы (правильные действия, стратегии) -действия (совершение задуманных действий с учетом своих возможностей и меняющейся ситуации) - результат (сохранение здоровья) -контроль выполнения (результат соответствует прогнозу) - рефлексия - самоанализ.

Ситуационно-деятельностный подход дает ребенку понимание возможности действовать самостоятельно и гибко в рамках опасных ситуаций, анализировать свои действия и видеть причинно-следственные связи. Он позволяет говорить о том, что знания о стратегиях безопасного поведения при ЧСТХ не передаются в готовом универсальном виде, а осваиваются детьми в процессе сотрудничества взрослого и ребенка, организуемого педагогом, что дает потенциальную возможность принимать решения, исходя из особенностей складывающейся реальной опасной ситуации. Благодаря ситуационно-деятельностному подходу активность ребенка в познании, учении признается основой развития.

Усложняющийся характер опасностей и угроз, в том числе террористического характера, требует новых активных подходов в мерах по противодействию. Растет потребность во внедрении культуры безопасности, основанной на

усвоении подрастающим поколением знаний о современном мире опасностей и защите от них. В связи с этим на методико-технологическом уровне исследования актуальным является изучение опыта реализации ноксологического подхода в образовании на современном этапе и его значения для развития дошкольной педагогики в рамках формирования представлений детей о безопасном поведении при ЧСТХ.

Сущность ноксологического подхода заключается в том, что «жизнедеятельность человека потенциально опасна». Ноксологический подход опирается на понятие «ноксосфера» - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Нок-сологический подход в дошкольной педагогике не только позволяет учитывать актуальные изменения опасностей окружающего мира, но и показывает пути укрепления безопасности детей и общества в целом.

Ключевым для ноксологического подхода является понятие «ноксология» (от лат. похо, пох1ш - опасность, вредный, наносящий ущерб) - это современная наука о различного рода опасностях окружающего мира. Цель нок-сологии - расширение, углубление и в целом развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях воздействия негативных факторов техносферы на жизнь и здоровье людей. Террористическая угроза также входит в область изучения ноксологии, которая относит явление терроризма к антропогенно-военным опасностям, возникающим в результате сознательных действий человека [5]. Вопросы нок-сологии разрабатывались такими учеными, как С. В. Абрамова, Е. Е. Барышев, С. В. Белов, Е. Н. Бояров, В. М. Губанов, В. А. Девисилов, С. В. Ефремов, А. В. Зинченко, Л. А. Китаева-Смык, С. В. Ковшов, В. И. Лебедева, А. Н. Лямин, Л. А. Михайлов, Т. С. Назарова, И. А. Орлова, М. С. Пак, Ю. А. Пупова, О. Н. Русак, Е. Н. Симакова, В. П. Соломин, А. М. Столяренко, В. В. Суворова, М. М. Филатова-Шуева, В. В. Ца-плин, В. С. Шаповаленко и др.

Ноксологический подход дает возможность формировать философию безопасности - значимость личной и общественной безопасности благодаря ценностному и ответственному отношению человека к окружающему миру. Кроме того, внедрение идей ноксологического подхода в дошкольную образовательную практику может привести к снижению экстремистской настроенности подрастающего поколения, что приобретает особую важность во взаимосвязи дошкольного образования и других ступеней образования [6].

О. В. Котлованова. Методологические основы формирования представлений

Реализация ноксологического подхода позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о закономерностях безопасного существования и развития личности в современном мире; универсальные навыки их применения, личностный жизненный опыт безопасной деятельности; необходимые морально-нравственные качества; бережное и ответственное отношение к человеку и обществу, к жизни и здоровью, к культуре и образованию, к миру и природе.

Таким образом, нарастающие в современном обществе опасности террористического характера требуют реализации идей ноксологического подхода в образовании, который обеспечивает формирование нового типа личности, способной обеспечить сохранность своего здоровья и жизни, следовательно, и благополучия общества в целом.

Итак, проанализированные личностно-ори-ентированный, ситуационно-деятельностный и ноксологический методологические подходы позволяют говорить об их единстве, взаимосвязи и взаимодополняемости в рамках исследуемой проблемы формирования представлений о безопасном поведении в ЧСТХ у детей дошкольного возраста. Личностно-ориентированный подход дает возможность развивать такие качества, в том числе нравственные и характерологические, которые позволят ребенку выстраивать и использовать адекватные стратегии поведения при ЧСТХ. Ситуационно-деятельностный подход формирует способность ребенка гибко и

ситуативно-обусловленно выбирать стратегии здоровьесберегающего поведения. Ноксологи-ческий подход, начиная с дошкольного возраста, формирует личность безопасного типа, которая признает ценность жизни и здоровья своей и окружающих, знает признаки опасных ситуаций и стремится их избегать, жить в гармонии с окружающим миром и не участвовать в экстремистских кампаниях. Мы видим, что каждый из подходов находит свое отражение в решении проблемы формирования представлений о безопасном поведении в ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личност-но-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.

2. Горлова Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия и путь реализации. М. : МГИУ, 2000. 196 с.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 130 с.

4. Степанов С. С. Словарь-справочник воспитателя. М. : ТЦ Сфера, 2008. 128 с.

5. Барышев Е. Е. Ноксология. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. 160 с.

6. Пупова Ю. А. Философия безопасности - мировоззренческая основа ноксологического развития человека // Перспективы Науки и Образования. Международный электронный научный журнал. 2015. № 2 (14). С. 25-28.

Образец для цитирования:

Котлованова О. В. Методологические основы формирования представлений о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 200-204. БО!: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-2-200-204

Methodological Basis of Forming the Ideas of Safe Behavior in Emergency Situations of a Terrorist Nature in Preschool Children

O. V. Kotlovanova

Olesya V. Kotlovanova, https://orcid.org/0000-0003-0602-9675, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 69 Lenina Ave., Chelyabinsk 454080, Russia, kovchel08@mail.ru

The article is devoted to the consideration of key methodological approaches to the formation of ideas of safe behavior in emergency situations of a terrorist nature in preschool children. The article reveals the specifics of methodological approaches: personality-oriented, situational-activity and noxological. The author analyzes the effectiveness of each approach at three levels of pedagogical

research: general scientific, concrete scientific and methodological and technological. As a result of the scientific research, it was revealed that the personality-oriented approach allows us to consider the child with his individual qualities as an active person, having will and purpose, and able to act independently in accordance with knowledge, skills, ideas and moral-volitional qualities that allow him to make decisions and act adequately in emergency situations of a terrorist nature. The situational-activity approach provides a vision of the child as a person who is able to assess the dangers and his abilities, and make the choice of safe actions flexibly according to the situation choosing a responsible behavior strategy. The noxological approach makes it possible to take into account current changes in the dangers of the surrounding world and shows the ways to strengthen security: knowledge, skills in identifying terrorist dangers and reducing damage risks. The approach provides the formation of the child's worldview forming a

person with a philosophy that has priority on security issues and the acquisition of knowledge and skills to ensure the safety of his own life and the life of others. The author concludes that these three approaches combined give fundamental opportunities to form effectively the ideas of safe behavior in senior preschool children at terrorist threats and actions.

Keywords: methodological approaches, preschool children, terrorist emergencies, security.

Received: 08.12.2019 / Accepted: 20.02.2020 / Published: 30.06.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

References

1. Bondarevskaya E. V. Valuable foundations of personality-oriented education. Pedagogika [Pedagogy], 1995, no. 4, pp. 29-36 (in Russian).

2. Gorlova N. A. Lichnostnyypodkhod v doshkolnom obra-zovanii. Strategiya i put realizatsii [Personal Approach in Preschool Education. Strategy and Implementation Path]. Moscow, MGIU Publ., 2000. 196 p. (in Russian).

3. Leontiev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 130 p. (in Russian).

4. Stepanov S. S. Slovar-spravochnik vospitatelya [Dictionary-Teacher's Guide]. Moscow, Sfera Publ., 2008. 128 p. (in Russian).

5. Baryshev E. E. Noksologiya [Noxology]. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural. un-ta, 2014. 160 p. (in Russian).

6. Pupova Yu. A. Safety philosophy is the worldview basis of the human noxological development. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. Mezhdunarodnyy elektronnyy nauchnyy zhurnal [Perspectives of Science and Education, International Electronic Scientific Journal], 2015, no. 2 (14), pp. 25-28 (in Russian).

Cite this article as:

Kotlovanova O. V. Methodological Basis of Forming the Ideas of Safe Behavior in Emergency Situations of a Terrorist Nature in Preschool Children. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020, vol. 20, iss. 2, pp. 200-204. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-2-200-204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.