УДК 37.032 ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОКСОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Пожарская Л.А.
Цель - изучение существующих предпосылок формирования ноксологи-ческой культуры современных школьников.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области: методологии педагогики, психологии и методики педагогического исследования (Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.); основных принципов развития отечественного образования (А.М. Новиков, Б.А. Сазонов, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто и др.); теории деятельностного и личностноориентированного подхода к развитию личности (А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Н.Ф. Талызина и др.).
Результатами исследования стали комплекс социальных, педагогических, психологических предпосылок формирования ноксологической культуры современных школьников.
Область применения результатов - образовательная среда.
Ключевые слова: ноксологическая культура, факторы увеличения дорожно-транспортных происшествий, образовательная структура процессе формирования культуры безопасности на дороге школьников.
PREREQUISITES OF FORMATION OF SCHOOL CHILDREN’S
NOXOLOGICAL CULTURE
Pozharskaya L.A.
The aim is studying of existing prerequisites of formation of modern school children’s noxological culture.
The methodological basis of the research compiles fundamental works in the area of pedagogies and psychology methodology and pedagogical research methods (B.S. Gershunsky, V.V. Davydov, V.V. Krayevsky, A.N. Leontiev, A.M. Novikov, M.N. Skatkin and others); fundamental principles of native education development (A.M. Novikov, B.A. Sazonov, N.A. Seleznyova, A.I. Subetto and others); theories of an activity and person-centered approach to personality development (A.A. Verbitsky, P.Ya. Galperin, V.V. Davydov, I.A. Zimnyaya, A.N. Leontiev, S.L. Rubinstein, N.F. Talyzina and others).
Research data appeared to be the complex of social, pedagogical, psychological prerequisites of formation of modern school children’s noxological culture.
Application area of results is educational sphere.
Keywords: noxological culture, factors of road traffic collisions increase, educational structure in the process of formation of school children’s safety culture on the road.
Проблемы безопасности и устойчивого развития современного общества являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, что требует комплексного исследования, поскольку от их совместного решения зависит будущее, как всей страны, так и отдельного человека в целом. Исследование проблемы формирования культуры безопасности на дорогах школьников в современном городе позволит переосмыслить пути и способы обеспечения безопасности личности, общества и возможности успешного перехода общества к устойчивому разви-
тию. Недостаток четких теоретических, научных концепций модели формирования ноксологической культуры на дороге школьников обуславливает особую актуальность исследований в данной области.
Особую значимость исследования в области культуры безопасности школьников на дороге приобретают в современном российском обществе, в котором риск, являясь почти нормой жизни, буквально пронизывает все сферы жизнедеятельности. Это связано не только с научно-техническими недоработками, а, в первую очередь, с духовными и нравственными качествами людей. Сложившаяся ситуация актуализирует задачу научного анализа теоретических оснований практического созидания условий формирования ноксологической культуры, поддерживающих процесс устойчивого развития общества.
Такой жизненно важной дисциплине, как культура безопасности на дороге, нет в списке обязательных школьных предметов. Уроки по профилактике дорожного движения носят рекомендательный характер и проходят в рамках занятий по ОБЖ. Более того, кроме отсутствия единой методики преподавания таких правил ситуация усугубляется еще и тем, что профессионально компетентных в этой области педагогов у нас тоже, по сути, не так много.
Вышесказанное обуславливает необходимость социальнопсихологического и педагогического осмысления предпосылок формирования ноксологической культуры школьников в современном городе во взаимосвязи с устойчивым развитием и определения теоретико-методологических оснований.
Задачи повышения уровня безопасности на дороге в условиях развития техносферы перед человечеством в XXI веке становятся наиболее актуальными. Необходимость распознания, прогнозирования и оценки опасности на дороге, обуславливают теоретические предпосылки формирования новой области научного знания — ноксологической культуры [2, с. 37-39.]. Обеспечение безопасности человека на дороге, особенно подрастающего поколения, становится первостепенной задачей общества, в том числе и системы образования.
В основных направлениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» нашли отражение требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений, формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса [6]. В ходе подготовки интегрированного законодательного акта - новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» безопасность человека на дороге человека рассматривается как важный показатель его личного успеха [4]. Воспитание человека, разностороннее развитие и социальная активность его, обучение прогнозированию и оценке опасности, особенно на дороге, формирование ноксологической культуры школьников становится неотъемлемой частью деятельности педагогического сообщества.
Рассмотрим предпосылки формирования ноксологической культуры школьников на дороге в современном обществе.
Предпосылками в научном мире принято называть утверждение, предназначенное для обоснования или объяснения некоторого аргумента или совокупность условий (факторов), при наличии которых возникают изменения.
Для проблемы увеличения смертности от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) присущи несколько группы факторов:
1. - связанные с поведением водителей и пешеходов;
2. - связанные с состоянием транспортного средства;
3. - связанные с дорожными условиями.
Первая группа факторов непосредственно связана с социальнопсихологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими предпосылками. Это и управление автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, несоблюдение требуемой дистанции между автомобилями, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, выезд на левую сторону дороги и следование не в соответствующем ряду, невнимательность, нарушение правил перевозки людей; низкий уровень правосознания и культуры населения в области дорожного движения, не уважительное отношение к Правилам
и нормам, а также недостаточная дисциплинированность, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения. Если первые из указанных предпосылок являются лишь сопутствующими, то человеческий фактор всегда и во всем имеет приоритетное значение.
Ко второй группе относятся те, что связаны с состоянием транспортного средства, а также несовершенные дороги, высокие показатели автомобилизации
и, соответственно, интенсивность движения на дороге.
К третьей группе предпосылок относят недостаточный уровень освещенности улиц и дорог; недостатки в устройстве улиц и в организации движения; несовершенство дорожной разметки; метеорологические условия и т.п.
К социально-педагогическим предпосылкам необходимости формирования ноксологической культуры школьников на дороге выступают: необходимость удовлетворение социального заказа (государства, общества, школы) в безопасном поведении на дороге, комплексно решающих задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; отсутствие ФГОС для общего среднего образования по дисциплине «Культура безопасности на дороге»; потребность образовательной среде для школьников и субъектов образовательного процесса в условиях современного города, многообразие эффективных форм и видов деятельности для школьников, обеспечивающих реализацию функций ноксоло-гической культуры.
Организационно-технологическими условиями формирования ноксологи-ческой культуры школьников на дороге выступают: программно-методическое обеспечение подготовки школьников в условиях образовательного пространства города, взаимодействие социальных институтов в образовательной среде на уровне планирования, организации деятельности и оценки результативности освоения субъектами образовательного процесса опыта безопасного поведения на дороге; активизация форм и методов взаимодействия образовательного пространства со школьниками [7].
Процесс формирования ноксологической культуры на дороге у школьников происходит в определенных социальных условиях жизни, в деятельности, в общении с людьми. Опыт поведения на дороге развивается не только за счет психологических ресурсов, которые поступают из внешней среды, но и вследствие взаимодействия в социальной среде, и через обучение. Познавательное отношение к миру как отношение субъекта к объекту развиваются через отражательные способности нервной системы человека. Впервые эти психофизиологические особенности, определяющие взаимосвязь и взаимовлияние внешнего и внутреннего развития личности, были выявлены С. Л. Рубинштейном. Эта закономерность перехода внешнего во внутреннее определяет и развитие отношений, представляющих собой единство внешнего и внутреннего [1].
Исходя из данной закономерности, ноксологическая культура на дороге как единство внешнего и внутреннего, связана с познанием закономерностей возникновения и развития угроз и опасностей и способов эффективной защиты от них школьников. Социальная направленность ноксологической культуры школьников на дороге проявляется в том, что объектом опасностей и угроз выступает социум, хотя субъектами могут быть автомобильное движение, и дорожно-транспортные происшествия сфера, и правила дорожного движения.
Таким образом, в процессе формирования ноксологической культуры на дороге у школьников происходит взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие их личности, ее социализация в образовательном пространстве города, что обусловливает развитие соответствующих структур культуры личности, владеющей цельным гуманистическим мышлением, что является одним из важных условий развития всей системы образования на современном этапе. Для детей школьного возраста характерна любопытность, они не имеют опыта определения опасности, доверчивы, но при этом в этом возрасте школьники начинают анализировать происходящие с ними события и учатся действовать по ситуации, учатся определять причины и следствия.
В основных образовательных программах, начальной школы в рамках предмета «Окружающий мир», в 5-9 классах «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание безопасности жизнедеятельности человека, в том числе и безопасности на дороге, преобладает знаниево-ориентированный подход. Знания о безопасности усваиваются учащимися преимущественно на репродуктивном уровне, не формируя мотивы к безопасному поведению, не развивая мировоззренческую, нравственную и психологическую готовность к культуре безопасного поведения на дороге.
Образовательная структура процессе формирования культуры безопасности на дороге школьников выглядит следующим образом:
Первый - начальный образовательный уровень, которым должен владеть каждый ученик в начальной школе, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем безопасности на дороге, вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности. Реализуется этот уровень подготовки введением в начальной школе дисциплины «Окружающий мир» (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе - 66 ч. (2 ч. в неделю, 33 учебных недели), во 2,3,4 классах по 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). ФГОС по предмету «Окружающий мир» направлен на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познава-
тельному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Младший школьный возраст - наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности в экстремальных ситуациях на дороге. Однако указанная программа, в целом отражая государственную образовательную политику и основные задачи реализации содержания предметной области «Окружающий мир», не позволяет формировать у обучаемых ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих на дороге, а уж тем более культуру безопасности на дороге.
Второй уровень - образование на уровне общей средней школы — представлен предметом «Безопасность жизнедеятельности», направлен на умение анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций; человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обоснование необходимости повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; формирование модели личного безопасного поведения по соблюдению правил безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе, всего 35 часов. В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается на двух уровнях - базовом и профильном. На базовом уровне предмет ОБЖ преподается по выбору в 10 классе, и на его изучение выделяется 35 часов в год. Преподавание предмета является обязательным для общеобразовательных учреждений с непрофильным обучением. При профильном обучении (оборонно-спортивный профиль) предмет ОБЖ препо-
дается в 10-11 классах, и на его изучение в течение двух лет выделяется 140 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание». Однако в содержательном аспекте на ступени основного образования предмет представлен общей темой «Безопасность на дорогах» и «Опасные ситуации социального характера».
Третий уровень - образование на уровне профессионального образования
— представлен курсом «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке специалистов всех направлений, поскольку данная учебная дисциплина обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования бакалавриата, обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой объединены междисциплинарные проблемы тематики безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов во всех сферах человеческой деятельности, включая защиту от чрезвычайных ситуаций.
Примерная учебная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рекомендована Министерством образования и науки РФ для всех направлений ВПО, и в соответствии требованиями ФГОС ВПО, утверждена приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544, является обязательной при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки квалификации (степень) - бакалавр для всех специальностей. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы для технических специальностей (108 часов) и 2 зачетные единицы для гуманитарных специальностей (72 часа).
Основной образовательной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности (ноксологической культуры), под которой понимается го-
товность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и любой другой деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Предметная область дисциплины включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества. Ядром содержательной части предметной области является круг физических, химических, биологических и психофизиологических опасностей. Объектами изучения в дисциплине являются безопасность деятельности человека; биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека. Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности - объект защиты». Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы. Однако при достаточно глубоком изучении источников опасности в системе «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа», изучение основ безопасного поведения на дороге, формированию ноксологической культуре на дороге внимание уделяется поверхностно. А ведь именно студенческая молодежь является основными участниками дорожного движения, как в статусе автомобилистов, так и в лице пешеходов.
Четвертый уровень образования — подготовка водителей, автомобилистов в задачи которого входит нормативно-правовое обеспечение процесса под-
готовки водителей; повышения качества приема квалификационных экзаменов в ГИБДД; проведения контрольно-надзорных мероприятий за деятельностью автошкол, а также лицензирование деятельности учреждений и организаций, реализующих образовательные программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.
Повышением безопасности дорожного движении и профилактикой дорожно-транспортного травматизма занимаются Федерация объединений автомобильных школ, ДОСААФ России, Всероссийское общество автомобилистов, Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам, Российская ассоциация профессионального транспортного образования, Ассоциация юношеских автомобильных школ России, представители министерств и ведомств, курирующих подготовку водителей транспортных средств (Министерство образования и науки Российской Федерации, Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, Министерство транспорта Российской Федерации, МЧС России, Рособрнадзор). Однако их задачи сужены до конкретных функций и в круг объектов их влияния попадают в основном лишь одна половина участников дорожного движения - водители, а пешеходы традиционно остаются вне зоны их контроля.
Таким образом, существующая образовательная структура процесса формирования культуры безопасности на дороге школьников является несовершенной и неэффективной, поскольку не решает основную задачу общества - не формирует культуру безопасного поведения на дороге и продолжает расти смертность школьников в дорожно-транспортных происшествиях.
В проблеме формирования ноксологической культуры на дороге существуют психологические факторы, на безопасность дорожного движения действует совокупность психологических факторов. Непосредственно система безопасности дорожного движения обусловлена общей психологической атмосферой в стране, состоянием общественного и правового порядка, общественной дисциплины, правосознания и правовой культурой населения, психологией тех,
кто участвует в дорожном движении: психология личности каждого отдельно взятого участника процесса (автомобилиста, пешехода, пассажира) - от опыта и способностей, уважением к другим участникам движения, дисциплинированностью, ответственностью, требовательностью к себе и другим, воспитанностью, бдительностью, разумной осторожностью. Как правило, ДТП связаны с рискованными резкими маневрами, что свидетельствует не о мастерстве, а есть показатель несформированной личности водителя. Именно с психологическими проблемами водителей, пешеходов и пассажиров современное образовательное пространство города и региона можно констатировать практически не готова работать, несмотря на их насущную необходимость.
Есть еще одна довольно серьезная психологическая составляющая на которую необходимо обратить внимание. Исторически так сложилось, что существовало отчуждение между населением и Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Психологию персонала органов и структур, ответственных за организацию и обеспечение безопасности дорожного движения, характеризовало следующее:
- отсутствие установки на выполнение функции социального обслуживания [5, с. 291.]
- предпочтение карательных функций, наказание участников дорожного движения;
- слабость пропаганды безопасности дорожного движения;
- пассивность в организации безопасного движения;
- избирательный подход в принятии мер к нарушителям правил дорожного движения;
- нарушения законности, выражающиеся в применении мер, не предусмотренных законом или превышающих полномочия;
- низкая культура общения, коррупция и др.
Изменения основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации свя-
заны с реформами самого МВД РФ. В задачи ГИБДД входит: участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организация и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому важно снять существующие барьеры между ГИБДД и населением и активизировать его участие в формировании культуры безопасности школьников на дороге.
У школьников имеется целый комплекс психологических причин, которые необходимо учитывать для обучения безопасному поведению на дорогах. Это и не высокая устойчивость и распределяемость внимания, повышенная импульсивность и эмоциональная отзывчивость на события, недостаточно сформированные навыки планирования, предвидения ситуации, не объективно воспринимать обстановку, им трудно отметить момент изменения движущихся объектов, а видят только результаты этих изменений. В комплекс педагогических причин можно отнести проблемы, связанные с методикой обучения культуре поведения школьников на дороге, слабостью учебно-методической базы обучения, непостоянство требований со стороны родителей и педагогов, противоречивость требований семьи и школы.
Следующий комплекс причин носят социальный характер, где школьники наблюдают в повседневной жизни негативные образцы поведения у окружающих людей - пешеходов и водителей, демонстративное пренебрежение правилами со стороны окружения, негативный образ сотрудников ГАИ и т.п.
В настоящее время ежегодно в мире гибнет от ДТП почти 1,2 млн. чел, а телесные повреждения получают до 50 млн., что равно численности населения
пяти крупнейших городов [3]. Поэтому решение этих проблем - задача, которую необходимо решать со всеми институтами общества, и грамотно формировать культуру безопасности на дороге у школьников.
Список литературы
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. и др. Реализация компетентностного подхода в структуре образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» в условиях модернизации современного образования: Монография / Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Книга 3. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. С. 310-354.
2. Бабенкова Е.А. Валеологическое воспитание учащихся // Валеология. 1999. № 2. С. 37-39.
3. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, 2004. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. 280 с.
4. Закон РФ «Об образовании». http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
5. Криминология. Учебник. / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995. 698 с.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». http://www.kremlin.ru/news/6683
7. Чмыхова Г.В. Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей//Наука и школа. 2011. №1. С.12-15.
References
1. Abramova S.V., Boyarov E.N. et al. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v strukture obrazovatel'nogo prostranstva «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» v usloviyakh modernizatsii sovremennogo obrazovaniya [The realization of a competency building approach within educational environment “Life safety” under the conditions of modern education modernization]. Innovatsionnye
tekhnologii v obrazovanii: teoriya i praktika [Innovative technologies in education: theory and practice]. Book 3. Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionny tsentr, 2011. pp. 310-354.
2. Babenkova E.A. Valeologicheskoe vospitanie uchashchikhsya
[Valeological education of students]. Valeologiya, no. 2 (1999): 37-39.
3. Vsemirnyy doklad opreduprezhdenii dorozhno-transportnogo travmatizma, 2004 [World report on road traffic injury prevention, 2004]. M.: Publishing house “Ves mir”, 2004. 280 p.
4. Zakon RF «Ob obrazovanii» [The Law of the Russian Federation on Education] . http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
5. Kriminologiya [Criminology]. M.: Yurist, 1995. 698 p.
6. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa «Nasha novaya shkola» [National educational initiative “Our new school”]. http://www.kremlin.ru/news/6683
7. Chmykhova G.V. Podgotovka pedagogov v uchrezhdeniyakh
dopolnitel'nogo obrazovaniya k obespecheniyu bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti detey [Teaching staff training in supplementary education institutions to children’s life safety ensuring]. Nauka i shkola, no. 1 (2011): 12-15.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Пожарская Лилия Арслановна, аспирант кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова
Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов
ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423806, Россия
e-mail: L-Pozharskaya@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Pozharsky Lilia Arslanovna, graduate student of chair of pedagogics and psychology
Naberezhnochelninsky institute of social and pedagogical technologies and resources Nizametdinov St., house 28, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, 423806, Russia
e-mail: L-Pozharskaya@yandex. ru Рецензент:
Бахаева Г.М., заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, к.с.н., доцент, филиал МГУКИ в г. Набережные Челны