Научная статья на тему 'Условия формирования ноксологической культуры школьников'

Условия формирования ноксологической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1133
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОКСОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожарская Л. А.

В статье раскрываются педагогические условия формирования ноксоло-гической культуры школьников в образовательном пространстве современно-го города. Представлена образовательная структура процесса формирования культуры безопасности на дороге школьников. Изучены факторы, влияющие на формирование ноксологической культуры школьников на дороге. Дано авто-рское определение понятия «ноксологическая культура» на дороге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования ноксологической культуры школьников»

УДК 37.032

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОКСОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ШКОЛЬНИКОВ

Л.А. Пожарская

В статье раскрываются педагогические условия формирования ноксологической культуры школьников в образовательном пространстве современного города. Представлена образовательная структура процесса формирования культуры безопасности на дороге школьников. Изучены факторы, влияющие на формирование ноксологической культуры школьников на дороге. Дано авторское определение понятия «ноксологическая культура» на дороге.

Ключевые слова: ноксологическая культура, дорожно-транспортный травматизм, формирование

Постоянно увеличивающиеся дорожно-транспортные происшествия создают некомпенсируемые утраты, гибель людей на дорогах перерастает в национальное бедствие для России. Необходимость формирования в нашей стране культуры безопасности на дороге (ноксологической культуры) объясняется тем, что если не принять соответствующие меры сейчас, то число погибших уже к 2030 году достигнет 2,4 млн. человек [1].

Одним из основных факторов, определяющих уровень и тенденции детского дорожно-транспортного травматизма, является резкий рост уровня автомобилизации. Стремительная автомобилизация приводит к тому, что существенно возрастает доля водителей транспортных средств с малым стажем и недостаточным опытом вождения, все более явно проявляются недостатки в самой системе подготовки водителей, что также способствует увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.

Наиболее незащищенной частью в дорожных происшествиях являются дети и подростки. Дошкольные и средние общеобразовательные учреждения являются основными социальными институтами, в задачи которых входит обучение и воспитание подрастающего поколения [7]. Именно они обладают самым большим организационным ресурсом, поскольку систему общего образования ни одно подрастающее поколение не может обойти, обучение и воспитание в этих учреждений проходит абсолютное большинство людей в

нашей стране. Поиск и разработку организационно-педагогических условий профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо рассматривать как наиболее актуальные, требующие обеспечения теоретических и научно-обоснованных исследований в данной области.

Об отсутствии или недостаточной сформированности ноксологической культуры чаще всего свидетельствуют дорожно-транспортные травмы. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего являются: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%) [14].

Наиболее точным для понимания сущности культуры безопасности является определение В.Н.Мошкина, который рассматривает культуру безопасности как компонент содержания образования, включающий систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у школьников готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности [12]. В это определение помимо образовательного компонента, автор вносит один из наиболее важных, по нашему мнению, аспектов культуры безопасности - это формирование готовности к обеспечению безопасности. То есть можно говорить о наличии некой модели превентивного поведения для обеспечения безопасности. Такая форма поведения наиболее точно нашла свое отражение в понятии «ноксологическая культура».

Понятие «культура безопасности» появилось в 1986 году в процессе анализа причин и последствий чернобыльской аварии, проведенного Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) [6, с. 8]. Среди причин чернобыльской трагедии называлось именно отсутствие культуры безопасности. Формирование культуры безопасности для человека связано со знаниями об опасностях окружающего мира и способах защиты от них.

Ф.Х.Завгарова, Л.Х.Давлетшина раскрывают понятие «культура безопасности жизнедеятельности» (КБЖ) как «состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности» [6, с. 9]. В этом определении можно выделить наличие определенной меры или предельно допустимости в организации его деятельности, которое может присутствовать в жизнедеятельности человека. Остается только выяснить, а сам человек знает ли об этой критической точке.

Т.А.Иванова рассматривает понятие «культура безопасного поведения», которое определяется сознательно выбранным ценностным отношением человека к личной безопасности и безопасности окружающих [8]. В данном определении можно обнаружить зависимость сознательного выбора от ряда факторов, к числу которых можно отнести воспитание, среду формирования, особенности социализации человека, в том числе и от индивидуально -психологических особенностей его.

В культуре безопасности А.И.Садретдинова предлагает рассматривать совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье [15, с. 98-100]. В данном случае, с нашей точки зрения, недостаточно заботиться о собственной безопасности, культура предполагает и заботу о других. Как и любая наука, культура безопасности имеет свою структуру, куда относят:

1) качества личности [4];

2) готовность и направленность личности [17];

3) деятельность и опыт безопасного поведения [2, с. 486-487].

Если исходить из этой структуры, то обеспечение культуры безопасности будет зависеть от многих факторов, в том числе и от психологического созревания личности. Если организовать соответствующее обучение человека по формированию опыта безопасного поведения в целом не составит особого труда, то качества личности, ее готовность и

направленность будут вызывать затруднения для субъектов воспитательного процесса. В.П.Казначеев назвал такой подход в формировании культуры безопасности капсулированным с целью защиты от агрессивной среды [10].

Создавая внутри «капсулы» нормальные условия жизнедеятельности, человек огражден от опасности до определенного момента. Безусловно, это довольно затратный подход, требующий большого количество ресурсов. Тщательно подготовленное оборудование в сущности также является капсулой. Но проблема в большей степени кроется в том, что невозможно от всех опасностей спрятаться в «капсулу». Создавая искусственную среду, человек отчужден от природы. Поэтому поиск другого похода привел к появлению открытого пути обеспечения безопасной жизнедеятельности. Суть данного подхода кроется не в ресурсах отдельного человека или общества, а в использовании ресурсов самой природы, где выживание представляет собой культурно-экологическую адаптацию.

А.А.Есипова рассматривает культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности и включает в нее знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения [5]. В данном случае в определении сделан акцент на наличие компетенций в практической деятельности, что является немаловажным в культуре безопасности.

Культура безопасности жизнедеятельности представлена И.В.Иовенко целостным, многоуровневым и многокомпонентным образованием, определяющим современное мироотношение и социальную позицию личности в условиях чрезвычайных ситуаций [9]. По нашему мнению, такую сложную многоуровневую и многокомпонентную структуру не следует ограничивать только условиями чрезвычайных ситуаций. Стремительная индустриализация современного мира не только способствовала решению многих научно-технических вопросов, но и породила немало проблем, связанных с возникновением угрозы для самой жизни человека. Потребность общества и человека в природозащитной деятельности, построенной на

достижениях современной науки, привели к появлению науки ноксологии -науки об опасностях окружающего материального мира. Ноксология как наука призвана изучать происхождение угрозы для жизни человека, выявлять опасные зоны и определять их влияние на человека и природу [16]. Среди имеющихся определений наиболее распространенным является определение, данное В.А.Девисиловым, где рассматривается ноксологическая культура с позиции приоритетности безопасности в профессиональной деятельности, что с точки зрения диссертанта немного сужает сущность этого явления [3].

Мы предполагаем, что понятие ноксологическая культура надо рассматривать более широко - как культуру личности, сформированную на основе приоритета безопасности жизнедеятельности, и ее сужение может происходить в частных случаях. Например, ноксологическая культура школьников на дороге. Формирование ноксологической культуры для современного человека обусловлено такими потребностями, как: необходимость создавать нормативные условия проживания, отдыха и производственной деятельности; распознавать факторы различного происхождения (техногенного, антропогенного или естественного), способных оказывать разрушительное влияние на организм человека и природу; разрабатывать и реализовывать меры защиты человека и природы от разрушения и прогнозировать развитие негативных влияний. На основе анализа исследований в области культуры безопасности дадим следующее определение понятию «ноксологическая культура (культура безопасности) на дороге» - самостоятельное образование и универсальное свойство личности, которое как «сквозное» явление сопровождает человека в его поведении и мышлении на дороге, обуславливая приоритетность безопасной жизни человека.

В данном определении нами заложена сущность ноксологической культуры, которая будет определяться как компетенции человека в обеспечении безопасной жизнедеятельности, которая становится его неотъемлемым свойством.

Структура ноксологической культуры состоит из: мотивационного, компетентностного и деятельностного компонентов. Мотивационный компонент включает в себя: сформированность мотива к безопасному поведению на дороге; понимание необходимости обеспечения безопасности, превентивности вопросов безопасности; сформированность учебного мотива к формированию ноксологической культуры. Компетентностный компонент включает: компетенции в решении задач обеспечения безопасного поведения на дорогах; компетенции в прогнозировании факторов риска на дороге; компетенции в решении задач опасных ситуаций на дороге. Деятельностный компонент представлен: выраженной потребностью и умением действовать при опасных ситуациях на дороге; способностью к самостоятельному решению проблемы на дороге; проявлением креативности и творчества при решении задач.

Ноксологическая культура, являясь результатом воспитательного процесса, формируется при обеспечении ряда психолого-педагогических условий и при соответствующем педагогическом обеспечении. Поскольку именно педагог оказывает решающее влияние на развитие личности учащихся и организацию педагогического взаимодействия, то первым этапом реализации любых психолого-педагогических условий должна стать подготовка педагогов к данному процессу, связанная с уяснением ими целей и ценностей, а также методологических основ предстоящей деятельности. Заметим, что, независимо от того, какое качество предполагается развивать, в образовательном процессе необходимо уделять внимание мотивационным основам успешности педагогических влияний.

Исходя из вышесказанного, в качестве общих условий формирования культуры безопасности школьников на дороге в образовательном пространстве города можно выделить три группы условий: первая группа условий связана с реализацией педагогических принципов, их выбор определен образовательной сферой педагогической деятельности -образовательное пространство города; вторая группа условий связана с

необходимостью такой организации образовательного процесса, при которой бы обеспечивалось единство знаний и деятельности школьников, формирование у них адекватных представлений о реальной опасности на дороге, о тех ролевых функциях, которые им предстоит выполнять; третья группа условий связана с реализацией принципиальных положений деятельностного подхода к формированию ноксологической культуры, выбор которых определяется сущностью и целевой направленностью этого подхода.

Вышеназванные группы условий могут быть описаны в терминах педагогического процесса и факторов эффективности его функционирования - как требования к выбору содержания образования (информационные условия), средств, форм, приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса (технологические условия), поведению, деятельности и характеру взаимодействия субъектов образования (личностные условия) - это условия второго уровня конкретизации.

Применение деятельностного подхода в процессе формирования культуры безопасности школьников на дороге школьников является в нашей работе одним из первых психолого-педагогических условий и связано это с тем, что деятельность служит основой, средством и решающим условием развития личности (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.). Поэтому для того, чтобы подготовить школьников к самостоятельной жизни, необходимо в меру возможности вовлекать их в разнообразные виды социально и нравственно значимой деятельности в условиях городского пространства.

Следующим психолого-педагогическим условием формирования культуры безопасности школьников на дороге была определена потребность школьников в творческой самореализации. Создание условий для творческой деятельности обеспечит школьникам достижение при помощи интуиции, фантазии, качественно нового состояния сознания человека, их выход за пределы видимого, преодоление границ привычного.

В качестве третьего психолого-педагогического условия формирования ноксологической культуры школьников на дороге нами был определен принцип соревновательности. Применение принципа позитивной соревновательности формирует чувство патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации школьников к творчеству и самореализации.

Нами выделены следующие педагогические условия реализации данной стратегии в условиях образовательного пространства города: во-первых, информирование школьника о ноксологической культуре на дороге (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к ноксологической культуре на дороге (организация моделирования школьниками ноксологической культуры на дороге); в-третьих, обогащение опыта ноксологической культуры на дороге школьника (включение в деятельность по моделированию безопасного поведения). Реализация выделенных педагогических условий ориентирования школьника на ноксологическую культуру на дороге способствует получению им знаний по теории и практике формирования ноксологической культуры на дороге, позитивному отношению к созданию собственного безопасного поведения на дороге, творческому подходу к реализации модели поведения на дороге в случаях опасности.

Для педагогического обеспечения процесса формирования ноксологической культуры школьников на дороге необходимы: кадровые ресурсы (педагоги, воспитатели и др.); учебно-методические ресурсы (программы, проекты, учебники, учебные пособия, научно-популярная литературы и др.); фото, видео/медиоресурсы; личностные ресурсы самих школьников (свойства личности, особенности темперамента, особенности усвоения информации и восприятия. Реагирования и др.) технические ресурсы (автомодели, модели автодорог, муляжи, компьютеры, проекторы и

др.); социальные ресурсы (социальные рекламы, СМИ, социальные институты и др.).

При обеспечении кадровыми ресурсами возникают вопросы о профессиональной подготовке и повышении квалификации педагогов и воспитателей, об обучающих культуре безопасности на дороге в условиях образовательных учреждений. Эти задачи по силам лишь компетентным педагогам. Отсутствие государственного заказа на подготовку работников по профилю обучения безопасному поведению на дороге приводит к отсутствию контроля за качеством обучения ПДД детей в дошкольных и общих образовательных учреждениях, устареванию материально-технической базы, отсутствию «грифованных» учебников и учебных пособий, неэффективной экспертизе педагогов в процессе их аттестации и др. Необходима система подготовки и выпуска специально разработанных для детей разных возрастов (начиная с дошкольного и заканчивая старшеклассниками) учебников и учебных пособий по обучению их культуре безопасности на дороге с учетом современных технических возможностей и с учетом возрастных и психологических особенностей подрастающего поколения.

Источники:

1. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. 2004. М.: Издательство «Весь Мир». 2004. 280 с.

2. Давыдов В.В. Культура // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия. 1993. Т. 1. С. 486-487.

3. Девисилов В.А. Ноксологические аспекты гуманизации образования // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 129-132.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. 3 изд. М.: Аспект Пресс. 1998. 591 с.

5. Есипова А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения как основа безопасного будущего // Безопасность жизнедеятельности. 2012. № 4. С.32-34.

6. Завгарова Ф.Х., Давлетшина Л.Х. Культура безопасности жизни: диалектика взаимоотношений // Вестник НЦ БЖД. 2012. № 2 (12). С.8-11.

7. Закон РФ «Об образовании». [Электронный ресурс]: www.zakonrf.info

8. Иванова Т.А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната. Автореф. ...к.пед.н. -Владикавказ. 2008. 28 с.

9. Иовенко И.В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Дисс. ...д-ра пед.н. М. 2003. 411 с.

10. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во. 1991. 128 с.

11. Криминология. Учебник / Под ред. акад. В.Н.Кудрявцева, проф. В.Е.Эминова. М.: Юрист. 1995. 698 с.

12. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ. 2002. 318 с.

13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: www.kremlin.ru

14. Пожарская Л.А. Предпосылки формирования ноксологической культуры школьников // Современные исследования социальных проблем. 2012. №9 (17) // [Электронный ресурс]: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/teplaya.pdf

15. Садретдинова А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий // Успехи современного естествознания. 2008. № 8. С. 98-100.

16. Тимофеева С.С. Ноксология. Практикум. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 2013. 175 с.

17. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. М.: Русский журнал. 2000. 194 с.

References:

1. Vsemirny'y doklad o preduprejdenii dorojno-transportnogo travmatizma. 2004. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir». 2004. 280 s.

2. Davy'dov V.V. Kul'tura // Rossiyskaya pedagogicheskaya e'nciklopediya. V 2 t. / Gl. red. V.V.Davy'dov. M.: Bol'shaya rossiyskaya e'nciklopediya. 1993. T. 1. S. 486-487.

3. Devisilov V.A. Noksologicheskie aspekty' gumanizacii obrazovaniya // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 1. S. 129-132.

4. Erasov B.S. Social'naya kul'turologiya: posobie dlya studentov vy'sshih uchebny'h zavedeniy. 3 izd. M.: AspektPress. 1998. 591 s.

5. Esipova A.A. Formirovanie kul'tury' bezopasnosti jiznedeyatel'nosti naseleniya kak osnova bezopasnogo budusch'ego // Bezopasnost' jiznedeyatel'nosti. 2012. № 4. S.32-34.

6. Zavgarova F.H., Davletshina L.H. Kul'tura bezopasnosti jizni: dialektika vzaimootnosheniy // Vestnik NC BJD. 2012. № 2 (12). S.8-11.

7. Zakon RF «Ob obrazovanii». [E'lektronny'y resurs]: www.zakonrf.info

8. Ivanova T.A. pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury' bezopasnoy jiznedeyatel'nosti detey-sirot v usloviyah shkoly'-internata. Avtoref. ...k.ped.n. - Vladikavkaz. 2008. 28 s.

9. Iovenko I.V. Teoriya i praktika formirovaniya u uchasch'ihsya obsch'eobrazovatel'noy shkoly' kul'tury' bezopasnosti jiznedeyatel'nosti v chrezvy'chayny'h situaciyah. Diss. ...d-ra ped.n. M. 2003. 411 s.

10. Kaznacheev V.P. Fenomen cheloveka: kosmicheskie i zemny'e istoki. Novosibirsk: Novosibirskoe knijnoe izd-vo. 1991. 128 s.

11. Kriminologiya. Uchebnik / Pod red. akad. V.N.Kudryavceva, prof. V.E.E'minova. M.: YUrist. 1995. 698 s.

12. Moshkin V.N. Vospitanie kul'tury' bezopasnosti shkol'nikov: Monografiya. Barnaul: Izd-vo BGPU. 2002. 318 s.

13. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa «Nasha novaya shkola» [Rlektronny'y resurs]: www.kremlin.ru

14. Pojarskaya L.A. predposy'lki formirovaniya noksologicheskoy kul'tury' shkol'nikov // Sovremenny'e issledovaniya social'ny'h problem. 2012. №9 (17) // [E'lektronny'y resurs]: <http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/teplaya.pdf>

15. Sadretdinova A.I. Formirovanie kul'tury' bezopasnosti jiznedeyatel'nosti u starshih doshkol'nikov posredstvom proektirovaniya pedagogicheskih usloviy // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2008. № 8. S. 98-100.

16. Timofeeva S.S. Noksologiya. Praktikum. Irkutsk: Izd-vo IrGTU. 2013. 175 s.

17. CHeurin G.S. Samospasenie bez snaryajeniya. M.: Russkiy jurnal. 2000. 194 s.

Зарегистрирована: 07.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.