Подготовка педагогов
УДК 377
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ
НОКСОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ
В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Л.Р. Каюмова, В.Г. Закирова, В.К. Власова
Аннотация. Процессы модернизации общества, сопровождаемые формированием новых сфер деятельности и взаимоотношений, интенсификацией информатизации, технологизацией производства и др., становятся причиной насыщения жизни общества рисками. В этих условиях одной из важнейших задач образования становится рискоориентированная (ноксологическая) подготовка будущего поколения. Реализация данной цели возможно при условии формирования ноксологических компетенций педагога. В статье предложена модель формирования ноксологических компетенций педагога в информационно-образовательной среде вуза с применением имитационных технологий и с учетом рискосодержащей среды современной школы.
Ключевые слова: ноксологические компетенции педагога, информационно-образовательная среда вуза, подготовка педагога.
THE CONTENT MODEL OF FORMATION OF THE NOXOLOGICAL
COMPETENCES OF TEACHERS IN THE INFORMATION
AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
L. Kayumova, V. Zakirova V. Vlasova
Abstract. The processes of modernization of society, accompanied by the formation of new areas of activity and relationships, the intensification of informatization, the technologization of production, and others, cause saturation of life of society with risks. In these circumstances, the task of education is focused on the risk (noksologicheskaya) preparation of the future generation. The implementation of the following goal is possible to achieve in the context of formation of the teacher's noxological competencies. The article proposes model for the formation of the noxological competencies of a teacher in the information-educational environment of a higher education institution using imitative technologies and taking into account the risk-containing environment of a modern school.
Keywords: noxological competence of the teacher, information and educational environment of the University, porfessional teacher training.
Современная ситуация в обществе характеризуется обилием рискосодержащих факторов. В этих условиях становится актуальным формирования ноксологических компетенций профессионалов всех сфер деятельности. В нашем исследовании мы раскрываем особенности содержательной модели формирования ноксологических компетенций педагога, как характеристики готовности к деятельности в рискосодержащих условиях. Содержательная модель формирования ноксологических компетенций будущих педагогов включает в себя три компонента: целевой компонент (цель, задачи и принципы); содержательно-процессуальный компонент
(содержание, формы, методы, педагогические условия); оценочно-результативный компонент (критерии, уровни, результат), см. рисунок 1.
Перейдем к описанию основных структурных компонентов содержательной модели
формирования ноксологических компетенций педагога.
Социальный заказ. Готовность и способность педагога к профессиональной деятельности в условиях риска в информационно-образовательной среде является одним из важнейших условий профессиональной и социальной успешности. Однако формирование компонентов культуры безопасной
жизнедеятельности проходит лишь в рамках освоения содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», не рассматривающий все аспекты будущей профессиональной
деятельности педагога, кроме того он не учитывает особенности современной школы, основной характеристикой которой становится обилие рисконесущих факторов.
Целевой компонент модели. Согласно социальному заказу нами была определена цель системы ноксологической подготовки:
формирование ноксологических компетенций будущих педагогов в информационно-образовательной среде вуза. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи: диагностики образовательной среды в школах Татарстана для выявления факторов риска учебного и воспитательного процесса; выявления проблемных зон в психолого-педагогической и методической поддержке будущих педагогов и молодых педагогов; определения уровня сформированности ноксологических
компетенций педагогов; создание системы психолого-педагогической и методической поддержки молодых педагогов (сайт, клубы общения, мастер-классы и т.д.) для успешной работы в условиях рисков. Реализация данной модели с учетом специфичных формируемых компонентов ноксологической компетенции как характеристики готовности педагога к деятельности в условиях риска возможна при условиях системно--деятельностный подхода. Мы опираемся на принцип деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву «процесс воспитания - это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения» [3]. Следующий принцип реализации модели - принцип системности означает, что должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук [1]. Также приоритетным подходом реализуемым в данной модели является индивидуализация, которая позволяет учитывать при организация учебного процесса индивидуальных особенностей личности, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого[2-4]. При реализации программы по формированию ноксологических компетенций мы уделяем внимание на создание условий для опыта личного переживания и создание индивидуальных траекторий поведения в рисконесущих ситуациях.
Содержательная модель формирования ноксологических компетенций педагогов включает содержание, формы, методы, педагогические условия формирования ноксологических компетенций будущего педагога.
Содержательно-процессуальный компонент представлен образовательной программой (Педагогическое образование) дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», входящей в базовый блок учебного плана, и
междисциплинарной блочно-модульной
программой целенаправленного формирования ноксологических компетенций педагога «Безопасная образовательная среда». Данная программа состоит из блока теократизированных знаний по педагогической рискологии, основ конфликтологии и блока
практикоориентированных знаний, основным источником которых является фактический материал по актуальным рискосодержащим и рискоопасным ситуациям в образовании. Система управления и информационного сопровождения процесса формирования ноксологических компетенций в рамках дисциплины реализуется согласно регламенту освоения программы по педагогическому и психолого-педагогическому образованию. Согласно основополагающим подходам к междисциплинарной блочно-модульной программе «Безопасная
образовательная среда» (деятельностный, проблемный, личностно-ориентированный,
системный и теории развивающего образования), основными формами и технологиями формирования ноксологических компетенций являются: имитационные игровые технологии (форум-театр, форсайт-сессия, игровые и неигровые техники); мониторинг как средство сбора фактического материала для имитации и индивидуальной работы, и как методика анализа актуальной ситуации в системе российского образования; проектная деятельность как практикум индивидуальной творческой деятельности по моделированию безопасной образовательной среды. Более подробно содержание и формы реализации программы представлены в нашем исследовании имитационных технологий [5].
Содержательно-процессуальный компонент формируется с учетом возможностей и требований информационно-образовательной среды вуза и рискосодержащей среды современной школы.
Информационно-образовательная среда вуза характеризуется многопоточностью информации. Информация является важнейшим компонентом современного образования, и в настоящее время принят термин информационно-образовательная среда, подчеркивающий глубину интеграции информационных потоков и образования. Блок информационно-образовательная среда вуза состоит из независимой оценки достижений будущих педагогов и цифровых образовательных ресурсов, онлайн лекций, дистанционного обучения [5].
СОЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЗ
<с
£ т
а
м
Рч
С
ЬЛ
м н
А
т
О
З АЗ
Рч РЧ
0
1
О Н Н О
Рч
О
©
н
Н
м
Н
в §
Ы Н
НЬЛ
£
С
С &
0
Рч
С
1
О Н
НЬЛ
м н
А
* Рч
О
С
Компоненты ноксологических компетенций педагога:
- ситуационный,
- мотивационный,
- когнитивный,
- деятельностный, -аналитико-рефлексивный
Выбор соответствующих организационных форм и технологий по уровню формирования ноксологического компонента:
- Имитационные игровые технологии (форум-театр, форсайт-сессия, игровые и неигровые техники).
- Мониторинг как средство сбора фактического материала для имитации и индивидуальной работы и как методика анализа актуальной ситуации.
- Проектная деятельность как практикум индивидуальной творческой деятельности по моделированию безопасной образовательной среды
Содержание программы формирования ноксологического компонента: 1. Интеграция междисциплинарной блочно-модульной программы по формированию НК «Безопасная образовательная среда» в учебных дисциплинах «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Работа с родителями», «Работа с детьми группы риска» «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир». 2. Научно-исследовательская и творческая деятельность студентов
Педагогические условия: 1. Уточнения понятия путем выделения компонентов ноксологических компетенций педагога. 2. Создание комплексной диагностики с учетом выделенных уровней сформированности ноксологических компетенций педагога. 3. Внедрение программы формирования ноксологических компетенций педагога в информационно-образовательной среде вуза
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Рисунок 1. - Содержательная модель формирования ноксологических компетенций будущих педагогов
Рискосодержащая среда современной школы в данной модели выполняет две основные функции: ресурс фактического материала и рефлексию сформированности ноксологических компетенций педагога. Описание реальных рискосодержащих ситуаций применяется в виде тренировочного материала при формировании содержательной части имитационных технологий и решении кейсов программы формирования ноксологических компетенций. Применение описания реальных рискосодержащих ситуаций в образовании позволяют сформировать ситуационные, деятельностные и аналитико-рефлексивные компоненты ноксологических компетенций. Нами выделяется также объект -опыт переживания рисковых ситуаций во время работы в образовательных учреждениях выполняет роль рефлексии системы с точки зрения соответствия формируемых
ноксологических компетенций реальным условиям современной школы. Таким образом, обе стороны (информационно-образовательная
среда вуза и рискосодержащая среда современной школы) выполняют роли ресурса и оценки уровня качества формирования ноксологических компетенций студентов-будущих педагогов.
Описанная модель апробировалась в процессе подготовки педагогов в Институте психологии и образования Казанского федерального университета. Для экспериментальной группы были отобраны студенты 1 курса по педагогическому направлению подготовки (62 человека). Эффективность модели измерялось через комплекс методик по диагностике уровня сформированности ноксологических
компетенций, в которую входят Тест для диагностики копинг-стратегий Хайма, Методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко), Тест описания поведения Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной), Анкета оценки нервно-психической устойчивости, Опросник «риски образовательной среды» [5]. В данной статье мы представляем динамику развития деятельностного, ситуационного, когнитивного
компонентов ноксологических компетенций ЭГ до и после формирующего эксперимента (ЭГ1 и ЭГ2) через диагностику копинг-стратегий Хайма, см. рисунок 2.
Согласно результатам эксперимента когнитивные копинг-стратегии отмечаются на удовлетворительном уровне: более выражены продуктивные (ЭГ1 - 42,1% и ЭГ2 - 43,3%) и относительно продуктивные (ЭГ1 - 38,6% и ЭГ2 - 35,7%) копинг-стратегии. Эмоциональные и поведенческие траектории борьбы со стрессом экспериментальной группы до эксперимента были представлены через относительно продуктивные (эмоциональные - 58,4% и
поведенческие - 59,5%) и непродуктивные (эмоциональные - 20% и поведенческие - 22,1%) модели поведения. У экспериментальной группы отмечается увеличение показателей
продуктивных эмоциональных (35,1%) и поведенческих (49,1%) стратегий, при этом уменьшились показатели относительно продуктивных (эмоциональные - 45,6% и поведенческие - 36,8%) и непродуктивных (эмоциональные - 19,3% и поведенческие -14,1%) копинг-стратегий. Результаты диагностики копинг-стратегий представлены на рисунке 2 и позволяют сделать вывод об эффективности представленной модели.
14,1
36,8
Шведе™ копинг-стратегии ЭГ2 ............. 49,1
Поведенческие копинг-стратегии ЭГ1 Эмоциональные копинг-стратегии ЭГ2 Эмоциональные копинг-стратегии ЭГ1
тШ:
22,1
w™ 59,5
18,4 19,3
19,3
45,6
20,0
шшшш
58,4
Когнитивные копинг
21,6 21,1
ЭГ2 »1Ш11Ж5Р
43,3
Когнитивные копинг-стратегии ЭГ1
..........I 19,3_
шшштшшшш
42,1 38,6
0 10 20 30 40 50 60 70
□ Непродуктивные И Относительно продуктивные Ш Продуктивные
Рисунок 2. - Сопоставительные результаты диагностики копинг-стратегий студентов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента
Традиционно российская система высшего образования по подготовке педагогов ориентирована на некие идеальные условия профессиональной деятельности, что отражается в содержательном компоненте базовых образовательных дисциплин. Описанная в работе содержательна модель формирования ноксологических компетенций является условием согласования социальный заказ по подготовке
педагогов и требования рискосодержащей среды современной школы к уровню готовности педагога к профессиональной деятельности. В число преимуществ модели мы можем отнести его ориентацию на конкретную личность и учет особенностей современной информационно-образовательной среды школы, основной характеристикой которой становится обилие рисконесущих факторов.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
2. Ибрагимов Г.И. Проблемы целеполагания в системе высшего образования: междисциплинарный аспект: сборник / Г.И. Ибрагимов // Методологические проблемы междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании / Сборник материалов Всероссийской сетевой научно-практической
конференции с международным участием, посвященной 90-летию академика РАО В.В. Краевского (Тула, 8-9 ноября 2016 г.); науч. ред. А.А. Орлов. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2016. - С. 186-190.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов L.R. Kayumova, V.G. Zakirova, Yangtao Kong // Eurasia обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с. journal of Mathematics Science and Technology Education.
5. Kayumova L.R., Zakirova V.G. Simulation - 2017. - Vol.13, Is.8. - P. 4753-4763. Technologies in Preparing Teachers to Deal with Risks /
Сведения об авторах:
Каюмова Лейсан Рафисовна (г. Казань, Россия), ассистент Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, e-mail: [email protected]
Закирова Венера Гильмхановна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, e-mail: [email protected]
Власова Вера Константиновна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
L. Kayumova (Kazan, Russia), Assistant of the Institute of Phychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]
V. Zakirova (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Institute of Phychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]
V. Vlasova (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Institute of Phychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2018