Научная статья на тему 'Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога'

Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
рискоориентированная подготовка педагога / имитационные технологии / ноксология / ноксологическая компетентность педагога. / preparing teachers to deal with risks / simulation technologies / noxology / noxological competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каюмова Лейсан Рафисовна, Закирова Венера Гильмхановна, Власова Вера Константиновна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения технологий деятельностного типа в образовательную практику подготовки специалистов. Интерактивные технологии обучения способствуют формированию у специалистов профессиональных знаний и умений через опыт деятельности. Современными дидактами обоснован развивающий потенциал практико-ориентированных образовательных технологий, позволяющих наиболее успешно организовать процесс формирования необходимых профессиональных и универсальных компетенций с учетом специфики будущей профессии. Это позволяет преодолеть разрыв между теоретизированными знаниями выпускников классических университетов и необходимыми конкретными умениями специалистов. Наиболее успешными практико-ориентированными технологиями являются имитационные (игровые и неигровые) технологии обучения. Цель исследования – изучение развивающего потенциала имитационных технологий (на примере форсайт-сессии) в подготовке учителя к деятельности в условиях риска, определение условия успешного применения имитационных технологий в информационно-образовательной среде вуза и описание методики применения технологии форсайт-сессии в образовательном процессе вуза. При проведении исследования были использованы такие методы, как сравнительно-сопоставительный анализ, педагогическое моделирование. В результате проведенного исследования нами было осуществлен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам организации практико-ориентированного обучения, применения интерактивных имитационных технологий в образовательном процессе вуза, составлена модель реализации форсайт-сессии по рискоориентированной подготовке педагога. Предложенная модель форсайт-сессии по рискоориентированной подготовке педагога реализуется на базе Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в рамках информационно-образовательного проекта «Безопасная образовательная среда». Технология форсайт-сессии позволяет студентам получить опыт переживания рисконесущих ситуаций в моделируемых и контролируемых условиях университета. Статья может представлять интерес для научнопедагогических работников высшего образования, преподавателей средних и высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of using foresight sessions in preparing teachers to deal with risks

The relevance of the study is due to the need to introduce activity-type technologies in the educational practice of training specialists. Interactive learning technologies contribute to the formation of professional knowledge and skills through professional experience. Modern didactics substantiated the developing potential of practice-oriented educational technologies, which make it possible to organize the process of forming the necessary professional and universal competences most successfully, taking into account the specifics of the future profession. This allows to bridge the gap between the theorized knowledge of classical universities graduates and the necessary specific skills of specialists. The most successful practice-oriented technologies are imitating (gaming and non-gaming) learning technologies. The aim of the work is to study the developing potential of simulation technologies (using the foresight session as an example) in preparing teachers for activities in risk, determining the conditions for successful application of simulation technologies in the information educational environment of the university, and describing the methodology of using the foresight technology in the university's educational process. While conducting the study, the authors used such methods as comparative analysis and pedagogical modeling. As a result of the study, we made an analysis of domestic and foreign scientific literature on the organization of practice-oriented learning, the use of interactive simulation technologies in the educational process of the university, and a model for the implementation of a foresight session on preparing teachers to deal with risks. The proposed model of a foresight session on preparing teachers to deal with risks is being implemented on the basis of the Institute of Psychology and Education of Kazan Federal University (KFU) as a part of the information and educational project "Safe educational environment". The foresight session technology allows students to gain experience in dealing with risk situations in simulated and controlled university environment. The article may be interesting to academic staff of higher education organizations, lecturers and teachers of secondary and higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 191014 2019, № 2 (февраль) УДК 378.147

Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога

Каюмова Лейсан Рафисовна1

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

kaioum@mail.ru

Закирова Венера Гильмхановна2

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия zakirovav-2011@mail.ru

Власова Вера Константиновна3

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

v2ko@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения технологий деятельностного типа в образовательную практику подготовки специалистов. Интерактивные технологии обучения способствуют формированию у специалистов профессиональных знаний и умений через опыт деятельности. Современными дидактами обоснован развивающий потенциал практико-ориентированных образовательных технологий, позволяющих наиболее успешно организовать процесс формирования необходимых профессиональных и универсальных компетенций с учетом специфики будущей профессии. Это позволяет преодолеть разрыв между теоретизированными знаниями выпускников классических университетов и необходимыми конкретными умениями специалистов. Наиболее успешными прак-тико-ориентированными технологиями являются имитационные (игровые и неигровые) технологии обучения. Цель исследования - изучение развивающего потенциала имитационных технологий (на примере форсайт-сессии) в подготовке учителя к деятельности в условиях риска, определение условия успешного применения имитационных технологий в информационно-образовательной среде вуза и описание методики применения технологии форсайт-сессии в образовательном процессе вуза. При проведении исследования были использованы такие методы, как сравнительно-сопоставительный анализ, педагогическое моделирование. В результате проведенного исследования нами было осуществлен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам организации практико-ориентированного обучения, применения интерактивных имитационных технологий в образовательном процессе вуза, составлена модель реализации форсайт-сессии по рискоориентированной подготовке педагога. Предложенная модель форсайт-сессии по рискоориентированной подготовке педагога реализуется на базе Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в рамках информационно-образовательного проекта «Безопасная образовательная среда». Технология форсайт-сессии позволяет студентам получить опыт переживания рисконесущих ситуаций в моделируемых и контролируемых условиях университета. Статья может представлять интерес для научно-педагогических работников высшего образования, преподавателей средних и высших учебных заведений.

Ключевые слова: рискоориентированная подготовка педагога, имитационные технологии, ноксология, ноксоло-гическая компетентность педагога.

Поступила в редакцию Received 26.12.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.01.2019

Принята к публикации Accepted for publication 25.01.2019 Опубликована Published 28.02.2019

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Каюмова Лейсан Рафисовна, ассистент ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия

2 Закирова Венера Гильмхановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия

3 Власова Вера Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия

Введение

Современные реалии требуют от системы образования подготовки активной и мобильной личности. Система подготовки педагогов, в частности, более ориентирована на идеальные условия профессиональной деятельности будущих учителей: специалистов готовят к работе в «статичном мире», где все происходит по предварительно прописанному сценарию. Напротив, в условиях непрерывного развития учитель должен быть готов и способен прогнозировать предстоящие изменения, самостоятельно принимать решения и вносить необходимые коррективы во время активной работы. Таким образом, сама система подготовки педагогов требует модернизации, а именно включения активных видов техник и практик. Именно поэтому в подготовку педагогов мы предлагаем включать имитационные технологии образования.

Целью исследования является изучение развивающего потенциала имитационных технологий (на примере форсайт-сессии) в подготовке учителя к деятельности в условиях риска, определение условия успешного применения имитационных технологий в информационно-образовательной среде вуза и описание методики применения технологии форсайт-сессии в образовательном процессе вуза.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Система образования на современном этапе перетерпела множество изменений за последнее десятилетие. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед образовательной практикой новые цели, обусловленные требованиями государства, общественности и производства к результату образования. Одним из главных отличий современного образования является ориентация на подготовку компетентностного педагога. Различным аспектам компетентностного подхода в подготовке профессионально-педагогических кадров посвящены работы многих отечественных ученых: И. А. Зимней, Г. И. Ибрагимова, Е. М. Ибрагимовой, В. В. Рубцова, Б. Д. Эльконина, А. В. Хуторского и др.

В исследованиях И. А. Зимней по разработке теории компетентностной модели подготовки специалистов понятие «компетентность» определено как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [1]. В то же время в педагогическом словаре (под редакцией Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова) профессиональная компетентность педагога раскрыта как «владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания». В совместной работе Г. И. Ибрагимова и Е. М. Ибрагимовой представлены возможности применения проблемно ориентированного обучения в реализации компетентностного подхода в подготовке педагогов. Авторы рекомендуют включать в процесс подготовки специалистов и их аттестации проблемно ориентированные задания, которые способствовали бы «конвертированию знаний, умений и навыков в практику решения конкретной задачи, связанной с профессиональной деятельностью» [3].

Проблема внедрения компетентностного подхода в практику подготовки специалистов в системе современного российского образования стала одной из центральных тем методологического семинара под руководством В. В. Рубцова, Б. Д. Эльконина. Отечественные ученые отмечают особый развивающий и творческий потенциал совместной учебной деятельности (кооперации) в формировании компетенций учащихся. Кооперация в условиях деятельностной педагогики становится одним из трендов в оценке образовательных достижений. Поэтому, по словам И. Д. Фрумина, необходимо учитывать не

только результат и саму деятельность по достижению поставленной цели, но и коммуникацию между участниками при решении учебных задач [4].

В исследовании А. В. Хуторского и других современных дидактов внимание также акцентируется на том, что формирование компетенций будет успешным при условии реформирования содержательного и процессуального компонентов образовательного процесса - создания образовательно-развивающей среды с применением интерактивных технологий в обучении [5].

В работе И. И. Головановой, Е. В. Асафовой, Н. В. Телегиной представлены систематизация и методическое обоснование интеграции в систему высшего образования форм, методов, приемов интерактивного обучения. Кроме того, авторы подчеркивают возможность интерактивных практик в создании условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов. Интерактивные технологии, согласно мнению И. И. Головановой, Е. В. Асафовой, Н. В. Телегиной, определяются как технологии, основанные на взаимодействии субъектов обучения (on-line и off-line) при координирующем влиянии педагогической поддержки (сопровождения), способствующей развитию компетенций и самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности [6].

Исследованию проблем развития субъектов образовательного процесса в условиях внедрения в образовательную практику интерактивных технологий посвящена работа В. И. Панова [7].

По мнению Н. Н. Двуличанской, содержание любой интерактивной технологии обучения основано на творческих заданиях, направленных «на мотивацию, формирование личного опыта решения учебной задачи, сотрудничества, сообучения» [8].

Методическое обеспечение внедрения интерактивных технологий в практику университетского образования представлено также в работе Е. А. Реутовой [9] и М. А. Косо-лаповой. Раскрывая методику применения интерактивных технологий, М. А. Косола-пова обращает внимание на изменение роли преподавателя, которая перестает быть центральной, на роль регулятора процесса, занимающегося его общей организацией [10, 11]. Данную позицию преподавателя при применении интерактивных технологий И. В. Плаксина определяет как позицию модератора, который «не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным» [12]. В условиях модерации основная задача педагога - оказание помощи ученику в раскрытии его скрытых способностей. В своих исследованиях схожую позицию педагога Р. В. Овчарова обозначает как фасили-тацию [13]. А. П. Панфилова рекомендует применять технологию модерации как методику активизации творческого потенциала, развития коммуникативных способностей, которая способствует развитию личности и является гарантом создания безопасной, психологически комфортной информационно-образовательной среды [14]. В то же время, согласно А. В. Петрову, опыт модерации для педагога становится условием развития личностных качеств и педагогического творчества [15].

В последнее время в образовании активно внедряются имитационные виды интерактивных технологий. Имитационные технологии в настоящее время активно применяются при профессиональной подготовке специалистов. Различные аспекты применения имитационных технологий в профессиональном образовании нашли отражение в трудах И. В. Плаксиной, А. А. Вербицкого и др.

Отечественным исследователем И. В. Плаксиной разработаны теоретические аспекты педагогической имитации и обоснованы практические рекомендации по применению имитационных технологий в проектировании образовательного процесса в

современных условиях [16]. В исследовании А. А. Вербицкого обоснована эффективность данной технологии при формировании профессиональных и социальных компетенций педагога. Ученый отмечает важность формирования эмпирического опыта педагога как одной из составляющих его профессиональной компетентности, при этом ведущей технологией контекстного обучения педагогов в рамках компетент-ностного подхода представлена педагогическая имитация [17].

Знаменателен и зарубежный опыт в применении имитационных технологий в профессиональной подготовке. Автор ряда работ по игровым технологиям Р. Дюк обосновал приемы применения игровых имитационных технологий как эффективного метода обучения. Им были предложены практические рекомендации к построению игры как метода обучения, которые в данный момент лежат в основе геймифи-кации образования [18]. Коллектив исследователей (Ю. Мидлвик, Т. Д. Кеттл и Д. Д. Уилсон) на практике профессионального образования апробировал театральную имитационную технику (форумный театр) для развития у студентов-медиков социальных компетенций и коммуникативных навыков [19].

Среди новых форм реализации имитационного обучения следует выделить опыт применения форсайт-методов. Форсайт-методы считаются частью «исследования будущего» (future studies) и построения стратегий будущего. Способность прогнозировать будущее, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, является важным фактором успешного решения проблем будущего. Согласно мнению коллектива авторов Д. Пескова, М. Кожаринова, П. Лукша, И. Савчук, данная способность реализуется через три этапа работы с будущим: стратегическое мышление, принятие решений по стратегии, а также воплощение в жизнь этих решений. Авторы отмечают, что форсайт является методом, который относится к «стратегическому мышлению» и в меньшей степени - к принятию решений на основе построенной стратегии [20].

Следующий важный фактор, свидетельствующий об эффективности применения данного метода, - это активная коллективная работа и опыт коллективного моделирования и принятия стратегического решения. В. Княгинин, раскрывая особый потенциал форсайта в проектировании будущего, отметил, что будущее многовариантно и многое зависит от того, куда пойдет большинство. «Всегда есть "повстанцы" и "революционеры", которые делают технологические революции, но человечество, как правило, реагирует на мейнст-рим - основное течение в технологическом развитии. А представление о мейнстриме дают те, кто реально "играет" на технологическом рынке. Именно поэтому форсайт нужно строить ежегодно, чтобы отслеживать, как меняется их совместное видение» [21].

Методологическая база исследования

Теоретико-методологической базой исследования в статье послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященные проблемам:

- компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя [22], Г. И. Ибрагимов [23], В. В. Рубцов, Б. Д. Эльконин [24], А. В. Хуторской [25] и др.);

- теории рискоориентированной подготовки компетентных специалистов (И. Г. Абрамова [26], С. В. Белов [27], В. А. Девисилов [28], А. Е. Причинин [29] и др.);

- исследования по применению имитационных технологий в профессиональном образовании (А. А. Вербицкий [30], А. П. Панфилова [31], И. В. Плаксина [32], Р. Дюк [33] и др.).

Для реализации поставленной цели были применены теоретические методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ и педагогическое моделирование.

В рамках реализации информационно-образовательного проекта «Безопасная образовательная среда» на базе Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» была разработана модель применения технологии форсайт-сессии в рискоориентированной подготовке педагога. Педагогической концепцией реализации модели является системно-деятель-ностный подход, и принципами функционирования модели мы выделяем принципы деятельности и системности, связь теории и практики, транспарентности (открытости) образования обществу и индивидуализации обучения [34].

Данная модель реализуется на базе института с 2016 года, с 2017 года носит формат целостной самостоятельной площадки для молодых педагогов и студентов педагогических направлений подготовки «Международная информационно-образовательная форсайт-сессия "Ребенок сети"». Форсайт-сессия проводится совместно с аппаратом антитеррористической комиссии Республики Татарстан и РОО «Академия творческой молодежи» и Советом молодых педагогов Республики Татарстан. Участниками форсайт-сессии ежегодно становятся более 150 человек.

Результаты исследования

Форсайт-технология была создана за рубежом 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. С начала 90-х годов многие развитые государства, такие как, например, Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Австрия и другие, запустили программы в области технологических форсайтов. Южная Корея и Индия также реализуют подобные программы. Практика применения форсайт-метода постепенно завоевывает популярность и в России. Показательный пример - гражданская инициатива «Форсайт Россия», авторами которой стали члены Российского управленческого сообщества участников президентской программы подготовки управленческих кадров (РУС) во главе с Дмитрием Песковым [35]. Сейчас «Форсайт Россия» охватывает уже более 20 крупных российских городов. В нашей работе мы рассмотрим возможность применения форсайт-метода в системе рискоориентированной подготовки педагогов.

В процессе работы нами была создана модель студенческой исследовательской группы «Безопасная образовательная среда». В экспериментальную группу вошли студенты I курса, обучающиеся по направлению подготовки Педагогическое образование с двумя профилями «Начальное образование и иностранный (английский) язык». Модель работы проблемной группы студентов «Безопасная образовательная среда» нами была представлена в предыдущих работах [36, 37]. В данной статье мы представим опыт применения форсайт-технологии в подготовке педагогов на примере форсайт-сессии на тему «Ребенок в сети»: Синий кит», «Ребенок в сети: Ловим хайп» (проведены нами в 29 ноября 2017 года, 5 декабря 2018 года).

Форсайт (от англ. foresight - взгляд в будущее, предвидение) - это социальная технология, формат коммуникации, которые позволяют участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

Основа методики - совместная работа участников над заданной проблемой с картой времени, образами и схемами.

Базовая методология любого форсайт-метода включает четыре уровня деятельности:

- настоящее (работа с карточками, высказывания участников, модерация);

- будущее (предсказательные методы, работа с перспективами и т. д.);

- планирование (стратегический анализ, определение приоритетов);

- нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и соучастие участников форсайта).

При реализации форсайта необходимо придерживаться базовых принципов форсайта [38]:

- будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;

- будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;

- есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

В России более активно применяется технология Rapid Foresight - российская версия форсайт-методики, разработанная группой RE-ENGINEERING FUTURES (http://refuture.me/), позволяет достигать репрезентативных результатов в более короткие сроки, чем классические технологии форсайта.

Результатом форсайт-сессии по методу RF является карта будущего — визуально богатое пространство, позволяющее увидеть как целое всю предметную сферу, образ ее будущего, а также различные способы и пути достижения тех или иных желательных и нежелательных состояний и факторы, влияющие на вероятность воплощения того или иного варианта развития событий. Карта будущего может быть легко трансформирована участниками в целеориентированную дорожную карту — не просто и не только визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, прогноз развития технологий, события, стратегические развилки, но и точки принятия решений и запуска конкретных социальных, технологических действий или проектов, план законодательных и лоббистских мер.

А если задуматься, то и система образования - это огромная компания на всей территории страны с национальным головным офисом в лице Министерства образования. Это организация переживает такие же процессы (взлеты и падения), возникают новые тренды, и существуют схожие опасности. А наш продукт крайне важен для всего мира - это воспитание следующего поколения.

Вывод такого образного сравнения: педагог прежде всего должен быть модератором: видеть процессы образования во всех плоскостях и аспектах, должен уметь видеть опасности и предугадывать тренды в системе образования. Поэтому мы предлагаем включать в систему подготовки педагогов технологию имитации типа форсайта.

Итак, перейдем к описанию методики «Последовательность шагов в Rapid Foresight» на примере проведенной нами форсайт-сессии «Ребенок в сети: Синий кит».

1-й этап - Pre-Foresight (подготовка форсайт-сессии) - включает в себя:

- обзор источников по теме (в том числе предыдущие форсайты по этой и смежным темам, поиск международного опыта);

- сбор и анализ статистических данных;

- анализ высказываний и мнений признанных лидеров в данной области;

- анализ общественного мнения (форумы, социальные сети, запросы в поисковых системах).

Проведенная предварительная работа позволила сделать вывод о влиянии социальных сетей на формирование личности, а именно о негативном воздействии деструктивных групп на ребенка в социальных сетях. Тема была обозначена нами как

«Ребенок в Сети». Данная проблема является одной из важных для системы образования. Ежегодно дети становятся жертвами преступлений, совершенных с помощью Интернета и социальных сетей. Примером такого печального опыта являются «группы смерти» («Синий кит»). Это интерактивная игра в социальных сетях. Цель игры - планомерное, системное доведение до суицида ребенка-участника.

2-й этап - формирование группы участников (group selection).

На этом этапе определяется состав экспертной группы, подбираются компетентные участники, представляющие различные субъектные позиции в контексте предмета форсайт-сессии.

В рамках нашей проблемы в экспертную группу вошли представители высшего образования по подготовке педагогов, представитель профсоюза молодых учителей, эксперты по информационной безопасности и представители молодежного совета при Антитеррористической комиссии Правительства Республики Татарстан. С 2016 года на территории Республики реализуется проект молодежного правительства. В составе этого сообщества работает и Молодежный совет при Антитеррористической комиссии. Он занимается изучением тенденций среди молодежи и профилактикой интернет-экстремизма, опасных групп среди молодежи.

При отборе экспертов могут применяться следующие подходы:

- экспертиза заказчика, его предположения о людях, имеющих необходимую экспертизу. В данном случае заказчиком форсайта выступает педагогическое сообщество Республики, представленное Советом молодых педагогов;

- поиск авторов публикаций по теме (включая социальные сети и блоги) и другие подходы.

3-й этап - генерация, или собственно форсайт-сессия.

Как правило, каждый форсайт - это комбинация из многих инструментов. В основе «классического» подхода к проведению форсайта лежит анализ большого объема данных (анкетирование, эссе, анализ данных и т. д.) через большое количество обсуждений в небольших фокус-группах или сбор индивидуальной обратной связи. Это делает проведение такого форсайта длительным и дорогим упражнением.

Данный этап может включать в себя такие наиболее эффективные инструменты групповой работы:

- мозговые штурмы;

- проработка сценариев (во время работы с картой);

- метод свободных ассоциаций;

- экспертные панели (которыми фактически частично является работа в группах);

- научная фантастика (в генерации карточек участники часто опираются на о бразы из фантастики, обсуждая возможности и условия реализации данных «прогнозов»);

- опросы (правда, только в рамках модерируемой группы);

- верификация результатов (карты) предыдущих форсайт-сессий;

- сценирование;

- SWOT;

- обратный (или ретро) прогноз;

- панельные дискуссии;

- игровые симуляции;

- структурный, кластерный и другие виды анализа;

- метод критических технологий.

В нашем случае этап мы можем представить в виде следующей модели.

Примерная схема форсайт-сессии «Ребенок в Сети»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комментарии к рисунку. Отправной точкой является проблема «Подверженность детей влиянию "групп смерти" в социальных сетях». В предфорсайтный период участникам были разосланы методические материалы по теме (выдержки из законопроектов по информационной безопасности, методические рекомендации психологов и педагогов, выдержки из публикаций в СМИ).

Этап генерации начинается с формирования рабочих групп. В каждый группе должны быть представители от студентов и педагогов-практиков. Далее объявляются тема, проблема. В формате групповой работы происходит создание первичного макета Дорожной карты: видение проблемы (в чем конкретно эта группа видит ее), определение возможных тенденций.

Далее начинается работа по решению кейса. Варианты решения анализируются экспертами: дается оценка адекватности решения с точки зрения образования, высшей школы, юрисдикции. После этого происходит дополнение Дорожной карты: возможные варианты решения, методические рекомендации.

Следующий этап - игровая симуляция. В нашем случае мы используем технику форум-театра. Форум-театр позволяет погрузить участников в определенную рисконесу-щую ситуацию и получить эмоциональный и поведенческий опыт переживания. При постановке ведется двусторонняя работа по погружению: участников-актеров, которые сами составляют сценарий и пишут роли, участников-зрителей, которые могут менять ход постановки, лавируя между рисконесущими ситуациями. Форум-театр состоит из двух частей: форумная и театральная. Сначала происходит театральная часть, где обыг-рывается ситуация по тематике. В нашем случае - это доведение до суицида ребенка.

Далее в формате форума происходит анализ каждого этапа действий: Изучение механизмов действия каждого героя, выявление возможных мотивов и путей исправления. При этом эксперты могут стать участниками игровой симуляции и участвовать в форум-ной части. По итогам симуляции происходит дополнение дорожной карты.

В итоговой части форсайта происходит обсуждение дорожных карт микрогрупп. Таким образом, в нашем случае дорожная карта - это различные алгоритмы решения проблемной ситуации.

Заключение

Форсайт-сессия является уникальной оболочкой, в которой в определенном порядке ведется работа над предложенной темой. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальная работа позволили нам адаптировать форсайт-сессии для подготовки педагогов и выработать их алгоритм. Мы отмечаем широкие возможности применения данной технологии в рискоориентированной подготовке педагогов.

Ссылки на источники

1. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность (извлечения из выступления) // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2004. - № 6 (18). - С. 13-14.

2. Там же.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176 с.

4. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Проблемно-ориентированное обучение в современном высшем образовании // Высшее и среднее профессиональное образование в России в начале XXI века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 17 мая 2018 г.): в 2 кн. Кн. 1 / под общ. ред. д. п. н. Р. С. Сафина, д. п. н. Е. А. Корчагина. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. - С. 7-15.

5. От совместного действия - к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа: круглый стол методологического семинара под руководством В. В. Рубцова, Б. Д. Эльконина // Культурно-историческая психология. - 2018. - Т. 14. - № 3. - С. 5-30.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2012. - Центр «Эйдос». - URL: http://www/eidos.ru/news/compet/htm.

7. Голованова И. И., Асафова Е. В., Телегина Н. В. Практики интерактивного обучения: метод. пособие. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - 288 с.

8. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.

9. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. -Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. - URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651.

10. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: НГАУ, 2012. - 58 с.

11. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР / М. А. Косолапова, В. И. Ефанов, В. А. Кормилин, Л. А. Боков. - Томск: ТУСУР, 2012. - 84 с.

12. Косолапова М. А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе. - Томск: ТГУ, 2007. - 177 с.

13. Плаксина И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 163 с.

14. Овчарова Р. В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие. - М.: Амалтея, 2007. - 464 с.

15. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 368 с.

16. Петров А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. - СПб.: Речь, 2005. - 80 с.

17. Плаксина И. В. Указ. соч.

18. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

19. Duke R. D., Duke K. M. Chapter IX:a. - Development of the Conrail game. Operational Gamin, 1983. - P. 245-252.

20. Middlewick Y., Kettle T. J., Wilson J. J. Curtains up! Using forum theatre to rehearse the art of communication in healthcare education // Nurse education in practice. - 2012. - № 12(3). - P. 139-142.

21. Методология Rapid Foresight. Рабочие материалы. Версия 0. 4. Форсайт-школа НТИ. - 2017. - С. 90.

22. Методология Rapid Foresight. Рабочие материалы. Версия 0. 3. Форсайт-школа НТИ. - 2015. - 71 с.

23. Зимняя И. А. Указ. соч.

24. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Указ. соч.

25. От совместного действия - к конструированию новых социальных общностей.

26. Хуторской А. В. Указ. соч.

27. Абрамова И. Г. Педагогическая рискология: монография / И. Г. Абрамова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Образование, 1995. - 93 с.

28. Белов С. В. Российская система образования в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере // Технологии гражданской безопасности. - 2004. - № 3(7). - С. 26-32.

29. Девисилов В. А., Павлихин Г. П. Компетенции по безопасности жизнедеятельности в стандартах высшего образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 178-180.

30. Причинин А. Е. Методологические основы модели управления рисками образовательного проекта // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2014. - № 4. - С. 66-75.

31. Вербицкий А. А. Указ. соч.

32. Панфилова А. П. Указ. соч.

33. Плаксина И. В. Указ. соч.

34. Duke R. D., Duke K. M. Op. cit.

35. Ибрагимов Г. И. Проблема закономерностей и принципов обучения в отечественной педагогике: монография. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. - 76 с.

36. Методология Rapid Foresight. Рабочие материалы. Версия 0. 3.

37. Kayumova L. R., Zakirova V. G., Kong Yangtao. Simulation Technologies in Preparing Teachers to Deal with Risks // Eurasia journal of Mathematics Science and Technology Education. - 2017. - № 13(8). - P. 4753-4763.

38. Kayumova L. R., Zakirova V. G. Educational environment risks: Problems of identification and classification // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - № 11(6). - P. 1013-1019.

Leysan R. Kayumova,

Lecturer, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

kaioum@mail.ru

Venera G. Zakirova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Preschool and Primary Education Chair, Kazan (Volga region) Federal University, Russia, Kazan zakirovav-2011@mail.ru Vera K. Vlasova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga

region) Federal University, Kazan, Russia

v2ko@mail.ru

Experience of using foresight sessions in preparing teachers to deal with risks

Abstract. The relevance of the study is due to the need to introduce activity-type technologies in the educational practice of training specialists. Interactive learning technologies contribute to the formation of professional knowledge and skills through professional experience. Modern didactics substantiated the developing potential of practice-oriented educational technologies, which make it possible to organize the process of forming the necessary professional and universal competences most successfully, taking into account the specifics of the future profession. This allows to bridge the gap between the theorized knowledge of classical universities graduates and the necessary specific skills of specialists. The most successful practice-oriented technologies are imitating (gaming and non-gaming) learning technologies. The aim of the work is to study the developing potential of simulation technologies (using the foresight session as an example) in preparing teachers for activities in risk, determining the conditions for successful application of simulation technologies in the information educational environment of the university, and describing the methodology of using the foresight technology in the university's educational process. While conducting the study, the authors used such methods as comparative analysis and pedagogical modeling. As a result of the study, we made an analysis of domestic

and foreign scientific literature on the organization of practice-oriented learning, the use of interactive simulation technologies in the educational process of the university, and a model for the implementation of a foresight session on preparing teachers to deal with risks. The proposed model of a foresight session on preparing teachers to deal with risks is being implemented on the basis of the Institute of Psychology and Education of Kazan Federal University (KFU) as a part of the information and educational project "Safe educational environment". The foresight session technology allows students to gain experience in dealing with risk situations in simulated and controlled university environment. The article may be interesting to academic staff of higher education organizations, lecturers and teachers of secondary and higher educational institutions.

Key words: preparing teachers to deal with risks; simulation technologies, noxology, noxological competence.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Каюмова Л. Р., Закирова В. Г., Власова В. К. Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 2 (февраль). - С. 67-77. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191014.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2019-11014

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Каюмова Л. Р., Закирова В. Г., Власова В. К., 2019

977230412019702

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.