ОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ
УДК 37.02
Г. В. Варганова, В. А. Мутьев
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
В статье рассматриваются возможности модернизации образовательной деятельности вузов культуры в контексте парадигмы, рассматривающей студентов в качестве полноправных участников процесса обучения. Акцентируется значимость интерактивных технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Предлагается использование в образовательном процессе форсайт-технологии, основанной на получении и анализе систематизированного экспертного знания. Охарактеризованы атрибутивные признаки форсайта и возможности его применения в формировании стратегического мышления студентов вузов культуры. Предложены требования, которые следует соблюдать при проведении интерактивного занятия с использованием форсайт-технологии. Среди них основными являются следующие: различие социально-демографических характеристик участников, наличие у них развитых коммуникативных компетенций, информационная обеспеченность занятия, тщательность разработки сценария стратегического развития предмета экспертизы, обратная связь между преподавателем и участниками.
Ключевые слова: высшее образование, вузы культуры, образовательная деятельность, интерактивные технологии обучения, форсайт-технологии в образовании, атрибутивные признаки форсайта, преимущества форсайт-технологии.
G. V. Varganova, V. A. Mutyev
St. Petersburg State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Dvortsovaya naberezhnaya, 2, 91186, St. Petersburg, Russian Federation
FORESIGHT TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL ACTIVITIES IN INSTITUTES OF CULTURE
The article deals with the issues of educational process modernization in institutes of culture in the context of student-centered paradigm. The role of interactive technologies in building-up
ВАРГАНОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры VARGANOVA GALINA VLADIMIROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, professor of Department of library science and theory of reading, Faculty of Library and Information Science, St. Petersburg State Institute of Culture
2МУТЬЕВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ - специалист по учебно-методической работе I категории
Санкт-Петербургского государственного института культуры MUTYEV VICTOR ALEKSEEVICH - a specialist on educational and methodical work of I category, St. Petersburg State Institute of Culture
160 e-mail: interel@mail.ru1, victor.mutyev@gmail.com2
© Варганова Г. В., Мутьев В. А., 2017
students' cultural and professional competencies is accented. Foresight - technology based on acquiring and analyzing of systematized expert knowledge is proposed for using in educational process. Attributive features of foresight - technology and it's possibilities in strategic personal qualities development of graduate and postgraduate students are characterized. The most significant requirements to interactive lessons based on foresight technology are featured. Among them are the following: diversity of social and demographic characteristics of participants, availability of their communicative competences, detailed scenario of strategic development of the object of expertise, backward communication between the instructor and participants.
Keywords: higher education, institutes of culture, interactive educational technologies, foresight-technology in education, attributive features of foresight, advantages of foresight-technology.
Для цитирования: Варганова Г. В., Мутьев В. А. Форсайт-технология в образовательной деятельности вузов культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 160-166.
Современная система высшего образования страны развивается в условиях активно идущих процессов глобализации и необходимости сохранения и приумножения отечественных достижений в подготовке специалистов, гармонизации образовательных программ на уровне Европейского пространства и введения новых специальностей, обусловленных потребностями национального рынка труда.
Модернизация, как очередная веха развития высшей школы, призвана привести в соответствие вызовы времени, формирующие общественный запрос на повышение качества образования в сфере культуры, с реальными и перспективными возможностями высших учебных заведений. Совершенствование библиотечно-инфор-мационного образования, обретающего сущностно новые черты в связи интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий, является предметом пристального внимания руководителей и профессорско-преподавательского состава университетов и вузов культуры, директоров и ведущих сотрудников библиотек и информационных центров, представителей профессиональных объединений [см.: 1, 2, 7].
Главной целью образовательной деятельности должно оставаться формирование личности, максимально полно выражающей (собирающей, востребующей) потенциал человека [8]. Это обусловливает повышение значимости парадигмы высшего образования, рассматривающей студентов в качестве активных, ответственных и полноправных субъектов образовательной деятельности, наряду с преподавателями и работодателями. Концептуально данная парадигма нацеливает на создание в вузах образовательного пространства, активно поддерживающего интеллектуальный и творческий потенциал студентов и обусловливающего формирование компетенций, которые способствуют приобретению умения определять перспективные векторы развития своей личностной и профессиональной сферы в контексте динамично изменяющихся условий социальной жизни и потребностей инновационного развития страны.
В связи с этим при разработке образовательных программ неизбежно встают вопросы, связанные с их контентом.
Принципиальное значение приобретает соблюдение баланса между знаниями, ведущими к формированию компетенций,
отвечающих на сегодняшние ожидания общества от работников сферы культуры, и знаниями опережающего характера.
При всём этом знания опережающего характера, транслируемые в вузовских аудиториях, и механизмы их перспективного практического использования могут быть осознаны и в дальнейшем востребованы студентами только при одновременном формировании у них стратегического мышления.
Стратегия и стратегическое мышление всегда были и будут неотъемлемыми чертами развития человеческого интеллекта [5]. Признаками человека, обладающего стратегическим мышлением, являются: понимание того, что является стратегическим вопросом, а что нет; способность совмещать логическое и творческое мышление; обладание навыками анализа, выбора и реализации стратегии; понимание специфики разных уровней стратегий; понимание и учёт динамичности окружения, в которой они реализуются; понимание зависимости стратегий от контекста и другие [3]. К ведущим составляющим стратегического мышления следует отнести системность, логичность, критичность мышления, его творческий характер, развитость воображения, рефлексивность и т.д.
Формирование стратегического мышления студентов высшей школы возможно на основе широкого использования в образовательном процессе интерактивных технологий. В качестве наиболее эффективных и вызывающих большой интерес студентов можно отметить такие технологии, как кейс-стади, ивент-анализ, когнитивное картирование, деловые / ролевые игры, тренинги профессионального развития и другие [см.: 4; 8].
Однако не меньшим образовательным потенциалом обладают прогностические методы исследований, в частности форсайт — как метод коллективной экспертизы.
Форсайт — систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольший социально-экономический эффект [6]. Ключевым элементом форсайта, основанного на систематизированном экспертном знании, является использование методов прогнозирования (экстраполяции, моделирования, методов экспертизы) и соответствующих им процедур и техник научного поиска. Форсайт ориентирован на достижение в ходе конструктивного диалога консенсуса мнений экспертов (или сближения их позиций), которые первоначально могут иметь различные, иногда полярные, взгляды на перспективы развития подлежащего прогнозированию предмета изучения.
Формирование научно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий развития исследуемого предмета является одним из центральных факторов его эффективного и стабильного функционирования в будущем, способствует достижению конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Не случайно достоинства форсайт-технологий предопределяют активность их использования в социальной, политической, материально-производственной жизни общества. Они востребованы при решении теоретических и прикладных проблем в различных областях научного знания: экономике, политологии, социологии, культурологии,лингвистике, образовании,
педагогике, этнологии, менеджменте, маркетинге и других.
Форсайт-технологии в определении стратегии организаций в сфере культуры используются достаточно редко. Это связано как со сложностью и многомерностью предметов изучения, так и их полифункциональностью. Наряду с этим очевидны нелинейность социальных связей и отношений, в которые включены учреждения культуры, множественность воздействующих на них факторов микро- и макросреды, их подвижность и неопределённость. Разработку стратегии также затрудняет зачастую латентный характер и вероятностность разнонаправленных угроз и рисков, которые могут оказывать на них влияние.
Атрибутивными признаками форсайт-технологии, по мнению исследователей, являются такие: а) предсказание альтернатив развития предмета изучения и выбор наиболее приемлемого из них; б) проектирование будущего (обоснование плана действий, опорных точек, временных рамок, объёмов ресурсов); в) совместное построение образа будущего [6].
Система данных признаков обусловливает образовательную возможность применения форсайт-технологии в разработке социально адаптированной стратегии развития организаций сферы культуры, в частности библиотечно-информа-ционных учреждений, в совокупности их типо-видовой структуры.
Проведённое на библиотечно-инфор-мационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры интерактивное занятие «Будущее библиотеки как социального института в цифровую эпоху» позволяет выделить ряд педагогически значимых доминант,
предопределяемых использованием форсайт-технологии.
Прогностическая технология форсайта имеет целью разработку стратегии развития библиотек с учётом оценки рисков, угроз, потенциалов их внутренней и внешней среды в масштабе перспектив экономической, политической, социокультурной ситуации страны. Непременным результатом использования форсайт-технологии должна стать разработка модели прогнозного развития предмета экспертизы и определение согласованных практических шагов по её претворению в жизнь, что предполагает подготовку программных документов: концепций, стратегических планов развития, на основе которых создаются оперативные планы, с определённой системой мер, которые должны быть предприняты для достижения стратегической цели.
Масштабность целевой установки форсайта предполагает участие в интерактивном занятии представителей разных социальных групп: студентов (уровней обучения бакалавр, магистр), аспирантов, преподавателей факультета и коллег из вузов-партнёров, представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественных и профессиональных объединений, работодателей-руководителей и ведущих сотрудников библиотек и информационных центров.
При проведении занятия следует ориентироваться на ряд требований:
• различие социально-демографических характеристик участников (возраст, пол, образование (квалификации), социальный статус, стаж и опыт работы в сфере культуры, в библиотеке), способствующее получению широты и взаимодополнительности спектра мнений относительно пред-
мета экспертизы. Желательно от сторонних организаций приглашать к участию лиц, вовлечённых в деятельность факультета / вуза, имеющих широкий кругозор, обладающих инициативностью, творческим потенциалом, чувством времени, открытостью к новым идеям;
• сформированность коммуникативных компетенций участников (например, умения устанавливать контакт, вести полемику, логично высказывать и корректно отстаивать собственные взгляды и убеждения, понимать реакцию группы на высказанные аргументы и другое), обеспечивающих динамику группового обсуждения;
• информационную обеспеченность занятия, стимулирующую к самостоятельному получению нового знания, его анализу и осмыслению в рамках целевой установки. В связи с этим перед проведением занятия необходимо ознакомить участников с файлами, содержащими: а) тексты нормативно-правовых документов федерального уровня, в которых отражаются перспективы развития страны, сферы культуры и библиотечно-информационной отрасли; б) список литературы, сформированный на основе анализа монографий ведущих специалистов отрасли и статей из периодических профессиональных изданий: «Научные и технические библиотеки», «Библиосфера», «Научно-техническая информация», «Вестник МГУКИ», «Вестник СПбГУКИ» и другие, в котором рассматриваются тенденции и перспективы развития библиотечно-инфор-мационных учреждений; в) стратегические планы развития крупнейших библиотек страны: Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки
имени Б. Н. Ельцина, Государственной публичной научно-технической библиотеки, Библиотеки Российской академии наук и других;
• тщательность разработки сценария занятия (время, место его проведения, осведомлённость о процедуре, информация об участниках и другое), что во многом повышает мотивацию и способствует созданию комфортной и творческой атмосферы при проведении экспертного прогнозирования;
• наличие обратной связи между организаторами занятия и участниками. Это позволяет своевременно уточнять высказываемые мнения, определять точки «принципиального согласия», исключать критические ситуации в общении, выявлять причины сопротивления выдвигаемым идеям и т.д.
Организация конструктивного диалога предъявляет особые требования к преподавателю / модератору, ведущему интерактивное занятие и стремящемуся вовлечь каждого участника в процесс обсуждения предмета экспертизы для достижения конструктивного согласия относительно его будущего развития.
Преимущества широкого использования форсайт-технологии в образовательной деятельности вузов культуры могут рассматриваться в нескольких основных аспектах.
Проведённое нами занятие позволило участникам разработать стратегический сценарий развития библиотеки как социального института в цифровую эпоху. Форсайт-технология стала фактором активизации познавательной деятельности студентов, вовлекла к постановке и самостоятельному осмыслению социально значимых проблем, в творческий процесс на-
хождения инновационных механизмов их решения на основе актуализации и приращения ранее полученных в вузовских аудиториях знаний. Студенты овладели новыми теоретическими подходами в области прогнозирования и возможностями использования форсайт-технологии как его практического инструментария. Результатом занятия стало повышение уровня общекультурных и профессиональных компетенций студентов, формирование более точной самооценки собственных возможностей и ответственности за коллективный труд. Создание образа будущего библиотеки как сегмента сферы культуры, в которой учащиеся планируют себя реализовать, понимание перспектив и тенденций её развития стимулируют их к дальнейшему личностному и профессиональному росту.
Использование форсайт-технологии повышает качество образовательной деятельности вуза, ориентируя на корректировку учебно-методических комплексов / рабочих программ (таких как «Организация и методика научных исследований», «Социокультурное проектирование» и других) в теоретическом и праксе-ологическом аспектах: освоения инструментов получения и многомерного анализа прогностического знания, а также разработки практических шагов по его воплощению в жизнь на основе целенаправленной трансформации предмета изучения — библиотеки как социального института в цифровую эпоху.
Проведение подобного рода интерактивных занятий, в основе которых лежит интеллектуальный диалог сторон, заинтересованных в развитии библиотечно-
информационной отрасли, способствует повышению роли вуза в системе высшего образования и сфере культуры - как института, ориентированного на подготовку стратегически мыслящих специалистов, способных к социально значимым инновационным преобразованиям. В то же время это способствует расширению круга организаций-партнёров и работодателей, возможности которых могут быть востребованы в ходе реализации направлений деятельности вуза, что дополнительно укрепляет его позиции на рынке образовательных услуг.
Успешность интеллектуального диалога участников — представителей различных социальных групп, укрепляет сплочённость общества, объединяет взгляды на перспективы развития сферы культуры и библиотечно-информационной отрасли. При этом в ходе дискуссии определяются зоны ответственности каждой социальной группы в преодолении потенциально возможных рисков и угроз реализации разработанного совместными усилиями сценария стратегического развития (финансовых, технологических, временных, ресурсных и других) библиотечно-инфор-мационных учреждений.
Таким образом, использование форсайт-технологии в образовательной деятельности вуза повышает вероятность реализации согласованной стратегии развития учреждения культуры как социального института, призванного возможно более полно и оперативно отвечать на динамично изменяющиеся информационные, образовательные и культурно-досуговые потребности общества.
Примечания
1. Брежнева В. В. Вопросы образования и подготовки кадров на Конгрессе ИФЛА-2013 // Информационный бюллетень РБА. 2014. № 69. С. 61—63.
2. Варганова Г. В., Мутьев В. А. Профессионализация студентов библиотечно-информацион-ных факультетов вузов культуры // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2015. № 12. С. 29-32.
3. Константинов Г. Н. Стратегическое мастерство [Электронный ресурс]. URL: http://www. repnoe.net/upload/iblock/d24/g.-konstantinov.-strategicheskoe-masterstvo.-noyabr-2016.pdf (дата обращения: 26.02.2017).
4. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. В. В. Попова, Ю. В. Круглова. 3-е издание. Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 319 с.
5. Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент : учебник по специальности «Менеджмент организации». Москва : Проспект, 2011. 224 с.
6. Руденков В. М, Беляцкий Н. П., Семенов Б. Д. Инновационный менеджмент : научно-практическое пособие / под ред. В. М. Руденкова. Минск : Амалфея : Мисанта, 2014. 460 с.
7. Тургаев А. С. Подготовка кадров в библиотечно-информационной сфере (опыт Санкт-Петербургского государственного института культуры) // Библиотековедение. 2016. Т. 65, № 5. С. 487-492.
8. Философия социальных и гуманитарных наук = The philosophy of the social sciences and humanities : учебное пособие / [Лебедев С. А. и др.] ; под общ. ред. С. А. Лебедева. Москва : Академический проект, 2008. 733 с.
References
1. Brezhneva V. V. Voprosy obrazovaniya i podgotovki kadrov na Kongresse IFLA-2013 [Issues of education and training at the IFLA Congress 2013]. InformacionnyjBulletin RBA Official Journal of the Russian Library Association. 2014, no. 69, pp. 61-63.
2. Varganova G. V., Mutyev V. A. Professionalizatsiya studentov bibliotechno-informatsionnykh fakul'tetov vuzov kul'tury [Professionalization of students of library information faculties at Universities of Culture]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty [Scientific and technical information. Series 1. Organization and technique of information work]. 2015, no. 12, pp. 29-32.
3. Konstantinov G. N. Strategicheskoe masterstvo [Strategic skills]. Available at: http://www. repnoe.net/upload/iblock/d24/g.-konstantinov.-strategicheskoe-masterstvo.-noyabr-2016.pdf (accessed: 26.02.2017).
4. Popov V. V., Kruglov Yu. V., ed. Kreativnaya pedagogika. Metodologiya, teoriya, praktika [Creative pedagogy. Methodology, theory, practice]. 3nd edition. Moscow, Publishing houses "BINOM. Knowledge Laboratory", 2015. 319 p.
5. Malenkov Yu. A. Strategicheskii menedzhment [Strategic Management]. Moscow, Publishing House "Prospect", 2011. 224 p.
6. Rudenkov V. M., Belyatsky N. P., Semenov B. D. Innovatsionnyi menedzhment [Innovation Management]. Minsk, Publishing House "Amalfeia", Publishing House "Misanta", 2014. 460 p.
7. Turgaev A. S. Podgotovka kadrov v bibliotechno-informatsionnoi sfere (opyt Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury) [Personnel training in library and information sphere (the experience of the St. Petersburg State University of Culture)]. Bibliotekovedenie [Librarianship]. 2016, vol. 65, no. 5, pp. 487-492.
8. Lebedev S. A., ed. The philosophy of the social sciences and humanities. Moscow, Publishing house "Academic Project", 2008. 733 p. (In Russian)