УДК 378.147:02
Г. В. Варганова
Педагогические технологии
в подготовке бакалавров библиотечно-информационной деятельности
Педагогические интерактивные технологии рассматриваются как эффективное средство активизации самостоятельной работы студентов, развития их коммуникативных и профессиональных компетенций. Интерактивные технологии (кейс-стадис, дискуссии, мозговой штурм, деловые игры) обеспечивают развитие критического мышления студентов, их способностей к принятию управленческих решений и комплексного понимания деятельности библиотек и информационных центров.
Ключевые слова: педагогические технологии, интерактивные технологии, самостоятельная работа, кейс-стадис, дискуссии, мозговой штурм, деловые игры
Galina V. Varganova Pedagogical technologies
of training bachelors in library and information science
Pedagogical interactive technologies are the effective teaching tools that can impart with selfsupported activity, interpersonal communication and professional competences. Interactive technologies (case-study method, discussions, brain-stormings, simulations) provide students opportunity to increase their critical thinking, problem solving ability, and complex insight understanding of libraries and information agencies performances.
Keywords: pedagogical technologies, interactive technologies, selfsupporting activity, case-study method, discussions, brain-stormings, simulations
В современных условиях актуализируется задача совершенствования системы высшего образования, пересмотра стратегических и тактических векторов в обучении библиотечно-информационных специалистов на уровне бакалавриата. Утвержденные федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность» квалификация (степень) бакалавр требуют постоянного содержательного обновления для уточнения профессиональных и общекультурных компетенций, которыми должны обладать выпускники библиотечно-информационных факультетов вузов культуры и искусств.
Эта работа может быть эффективной только на основе достижения консенсуса относительно концептуального видения развития библиотечного мира между вузовским сообществом и специалистами-практиками высокого квалификационного уровня, глубоко ощущающими новые вызовы и тренды в профессии. При этом очевидно, что выполнение задачи инновационного развития библиотек разных типов и модернизации их инфраструктуры как ответ на социальные ожидания во многом зависит от профессиональных знаний и использования творческого потенциала библиотечно-информационных специалистов, являющихся агентами позитивной трансформации библиотечно-информационной отрасли.
История развития отечественного библиотечного дела и отечественного библиотековедения убедительно показывает, что творчество как деятельность по созидательному преобразованию библиотечного мира является значимой стороной библиотечно-информационной профессии. Культуроформирующая сущность библиотечно-информационной профессии способствует решению первостепенных задач общества (экономических, социальных, духовных) и на этой основе укрепляет культурный код нации.
Известно, что творческая деятельность представляет собой процесс, состоящий из ряда этапов: 1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования проблемы; 2) сосредоточение усилий, которое иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия (инкубация); 4) озарение; 5) верификация1.
Учеными доказано, что творческая деятельность человека, раскрывающая его созидательную сущность, развертывается на основе определенного уровня развитости познавательных способностей и определенного уровня профессиональных знаний2. Творческая деятельность направлена на совершенствование, улучшение, на повышение качества того фрагмента библиотечно-информационной деятельности, которая
108
Вестник СПбГУКИ • № 1 (22) март • 2015
Педагогические технологии в подготовке бакалавров...
интересует специалиста как предмет потенциального приложения своих способностей. Соответственно, создание нового в ходе творческой деятельности предполагает хорошее знание достижений библиотечных теоретиков и практиков, работавших в более раннем временном континууме, в иных исторических условиях.
При этом практически общепринято, что новым является не только создание несуществующих объектов и процессов, а создание объектов и процессов в отличной от прежней и неизвестной людям качественной определенности3. Очевидно, что привитие студентам творческого отношения к выполняемой работе возможно на основе кумуляции ими когнитивного запаса, широты представлений о спектре инноваций, внедряемых в библиотеках и информационных центрах, об их результативности в условиях особенностей конкретных регионов и возможности переноса уже созданного с его одновременным совершенствованием с тем, чтобы это соответствовало условиям иного региона.
Тем самым необходимость развития творческого потенциала обучаемых предъявляет особые требования к преподавателям библиотечно-информационных факультетов высшей школы, которые призваны дать многомерную картину происходящего в библиотечно-информационной отрасли, акцентировать наиболее сложные проблемы и нацелить на поиск средств их решения в контексте раскрытия творческого потенциала студентов. Это тем более важно, что в творческом процессе как специфической деятельности претерпевает изменения и сама личность, ее возможности и способности приобретают качественно новые черты, трансформируется структура личностного и профессионального сознания4.
В связи с этим в образовательном процессе актуализируется задача поиска таких педагогических технологий, которые бы способствовали выполнению двуединой задачи: с одной стороны, обеспечение эффективной передачи знаний о достигнутом уровне развития библиотечноинформационной деятельности, а с другой, акцентирование творческой составляющей образовательных программ подготовки бакалавров по направлению «библиотечно-информационная деятельность».
Трансляция знаний об истории и современном состоянии отечественных и зарубежных библиотечно-информационных систем возможна с использованием лекции как традиционной технологии, носящей объяснительно-иллюстративный характер. При этом видится необходимым расширение используемых видов лекции как формы занятия и более интенсивное при-
менение лекции вдвоем, лекции-беседы, лекции-дискуссии, лекции - пресс-конференции, которые, активизируя интеллектуальную деятельность студентов, повышают когнитивную составляющую репродуктивного обучения.
Развитие творческого потенциала студентов заставляет обратиться к методам активного обучения, характеризующимся смещением акцента на самостоятельную познавательную деятельность обучаемых.
Отсутствие общепринятого подхода к определению термина «метод активного обучения», не отменяет его высокой эффективности, которая обеспечивается принципами, положенными в основу его разработки, а именно: про-блемность, заставляющая студентов при поиске механизмов ее решения не только максимально использовать уже имеющиеся знания, но и находить механизмы их наращивания; индивидуализация (по содержанию, объему, времени усвоения учебного материала); самостоятельность и др. Данные принципы обеспечивают наличие таких достоинств методов активного обучения как: организация взаимодействия по линиям «студент-студент» и «студент-преподаватель», приобретение коммуникативных навыков, умение работать в команде и находить благополучный вектор взаимоотношений между ее членами; повышение ответственности за личную и коллективную деятельность и др. Важным является и то, несмотря на высокую степень самостоятельности обучаемых при использовании методов активного обучения возможно осуществление педагогического мониторинга и управления их учебной деятельностью со стороны преподавателя.
В ходе подготовки бакалавров можно успешно использовать как имитационные методы, воспроизводящие фрагмент/процесс библиотечно-информационной деятельности, так и неимитационные, которые в свою очередь представлены игровыми и неигровыми.
Выбор того или иного метода активного обучения определяется целью, задачами и содержанием образовательной программы, особенностями и уровнем общекультурной и профессиональной подготовленности обучаемых, их готовности к самостоятельному получению нового знания и наличием навыков к выполнению такой работы. В качестве значимого критерия выбора, безусловно, выступает и педагогическое мастерство самого преподавателя, его личностные и профессиональные качества.
Очевидна роль методов активного обучения в формировании профессионального сознания студентов: личностный подход к решению поставленных проблем заставляет акти-
109
Г. В. Варганова
визировать знания, полученные на факультете, более осознанно выбирать элективные курсы и базы практики, обеспечивающие получение специализированных знаний в той области библиотечно-информационной деятельности, которая является для студента предпочтительной и в которой он планирует реализовать себя и свои творческие способности по завершении обучения в вузе.
Наиболее эффективными в плане активизации самостоятельной работы при обучении бакалавров являются такие методы, как деловая игра, кейс, групповая дискуссия (мозговой штурм, круглый стол, пресс-конференция).
Деловые игры «Социокультурное проектирование в деятельности публичной библиотеки», «Фандрейзинг как средство формирования фондов академических библиотек», основанные на предварительной самостоятельной работе студентов, обеспечивают возможно более оперативный перевод теоретических знаний в практические; позволяют понять проблему в ее многослойности, найти и сопоставить индивидуальные и коллективные версии решений, выбрав лучшее; приобрести опыт действия в рамках заданной реальности и спроецировать его на динамично меняющиеся внешние условия, порождающие новые вызовы и новые социальные требования к библиотечно-информационной отрасли.
Большим познавательным потенциалом обладает метод кейс-стадис, являющийся незаменимым при обучении студентов многомерному видению и анализу конкретных сложно-структурированных ситуаций, возникающих в практической деятельности библиотек, в основе которых проблема, не всегда имеющая очевидного проявления и решения. («Конфликт в отделе обслуживания публичной библиотеки», «Взаимодействие библиотек с книгоиздательскими и книгораспространительскими организациями» и др.). Анализ кейс-стадис заставляет студентов актуализировать свои знания в области наук социогуманитарного цикла, изучаемых на факультете, и найти пути их использования применительно к библиотечно-информационным про-
блемам. Как правило, это требует от студентов предварительной самостоятельной работы и на этой основе дальнейшего совместного обсуждения ситуации, генерирования оригинальных идей, оценки возможности их практической целесообразности или реализуемости в деятельности библиотеки.
Метод групповых дискуссий независимо от формы проведения (мозговой штурм, эмоциональная атака, пресс-конференция и др.) всегда вызывает положительную мотивацию студентов к решению теоретических и практических задач. В ходе дискуссии «Трансформация социального образа публичной библиотеки», «Информационная открытость библиотек: барьеры, требующие преодоления», «Информационные ресурсы: проблема обеспечения доступности», «Социальный статус библиотечно-информационного специалиста: как его повысить?» студенты не только решают значимые профессиональные проблемы, но и повышают культуру делового общения.
Таким образом, современные задачи, стоящие перед библиотечным сообществом, требуют от преподавателей высшей школы расширения спектра используемых образовательных технологий в сторону более активного применения методов активного обучения. Именно данные методы смещают ключевые акценты в деятельности преподавателя и студентов, ориентируя на применение более эффективных средств формирования мотивации обучаемых к самостоятельному инициативному поиску нового знания, на создание условий для возможно более полного раскрытия и развития творческих способностей при решении актуальных задач библиотечно-информационной науки и практики.
Примечения
1 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М.: ТК Велби: Проспект, 2010. 592 с.
2 Там же.
3 Майданов А. С. Методология научного творчества. М.: Либроком, 2012. 512 с.
4 Алексеев П. В., Панин А. В. Указ. соч.
110 •
Вестник СПбГУКИ • № 1 (22) март • 2015