Научная статья на тему 'Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста'

Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети дошкольного возраста / чрезвычайные ситуации террористического характера / безопасное поведение / сформированность представлений о безопасном поведении / программа по антитеррористической безопасности / preschool children / terrorist emergencies / safe behavior / forming ideas about safe behavior / anti-terrorist security program

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котлованова Олеся Владимировна, Емельянова Ирина Евгеньевна, Батенова Юлия Валерьевна

Актуальность (контекст) тематики статьи. В современном мире угроза возникновения террористических актов возрастает. Важная роль для обеспечения безопасности детей принадлежит системе образования, в частности дошкольным образовательным организациям. Цель исследования. Цель – проанализировать эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста, занятия с которыми проводились в дошкольных образовательных организациях по авторской парциальной программе «Безопасный Я в безопасном мире». Программа социально-педагогической направленности, имеющая цель – формирование представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера. Правила поведения, заложенные в программе, согласованы с рекомендациями МЧС РФ. Описание хода исследования. Для формирующего эксперимента мы случайным образом выбрали детей: в контрольную группу вошли 90 детей старшего дошкольного возраста, а в экспериментальную – 98 детей, которые занимались по программе в течение одного учебного года. Результаты исследования. Эффективность оценивалась по трем компонентам: когнитивному, поведенческому и мотивационно-ценностному. Когнитивный (знаниевый) компонент – это знания признаков чрезвычайных ситуаций террористического характера и правил поведения. Поведенческий компонент с эмоционально-волевым подкреплением – готовность в воображаемой ситуации спланировать и совершить ряд требуемых действий. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя признание ценности жизни и здоровья и умение обосновать стратегию поведения (в соответствии с установками позитивного отношения к безопасности и следованию правилам поведения). Выявлено, что занятия в рамках программы позволили достоверно эффективно сформировать представления о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста. Особенно важными результатами оказались стратегии поведения детей, позволяющие детям действовать безопасно в нетипичной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котлованова Олеся Владимировна, Емельянова Ирина Евгеньевна, Батенова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of Forming Ideas about Safe Behavior in Terrorist Emergencies in Preschool Children

Background. In the modern world, the threat of terrorist attacks is increasing. An important role for ensuring the safety of children belongs to the education system, in particular preschool educational organizations. The purpose of the study. The aim is to analyze the effectiveness of forming ideas about safe behavior in terrorist emergencies in children of older preschool age, classes with whom were conducted in preschool educational organizations according to the author’s partial program “Safe I in a Safe World “. A program of social and pedagogical orientation, which aims to form ideas about safe behavior in children of older preschool age in the event of a threat and occurrence of terrorist emergencies. The rules of conduct laid down in the program are consistent with the recommendations of the Ministry of Emergencies of the Russian Federation. Description of the research progress. For the formative experiment we randomly selected children: the control group included 90 children of older preschool age, and the experimental group included 98 children who studied according to the program for one school year. Research results. Effectiveness of the program was assessed by three components: cognitive, behavioral, and motivational. The cognitive component is knowledge of the signs of terrorist emergencies and the rules of behavior. The behavioral component with emotional and volitional reinforcement is the readiness to plan and perform a series of required actions in an imaginary situation. The motivational component includes recognition of the value of life and health and the ability to substantiate a behavior strategy (in accordance with the principles of a positive attitude to safety and following the rules of behavior). It was revealed that classes within the framework of the program made it possible to reliably effectively form ideas about safe behavior in terrorist emergencies in older preschool children. Particularly important outcomes were child behavior strategies that allow children to act safely in an atypical situation.

Текст научной работы на тему «Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.6:355.58 Р01: 10.24411/1997-9657-2021-10095

Котлованова О.В., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В.

Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста

Котлованова Олеся Владимировна*, Емельянова Ирина Евгеньевна,

Батенова Юлия Валерьевна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ) (Челябинск, Россия)

Актуальность (контекст) тематики статьи. В современном мире угроза возникновения террористических актов возрастает. Важная роль для обеспечения безопасности детей принадлежит системе образования, в частности дошкольным образовательным организациям.

Цель исследования. Цель - проанализировать эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста, занятия с которыми проводились в дошкольных образовательных организациях по авторской парциальной программе «Безопасный Я в безопасном мире». Программа социально-педагогической направленности, имеющая цель - формирование представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера. Правила поведения, заложенные в программе, согласованы с рекомендациями МЧС РФ.

Описание хода исследования. Для формирующего эксперимента мы случайным образом выбрали детей: в контрольную группу вошли 90 детей старшего дошкольного возраста, а в экспериментальную - 98 детей, которые занимались по программе в течение одного учебного года. Результаты исследования. Эффективность оценивалась по трем компонентам: когнитивному, поведенческому и мотивационно-ценностному. Когнитивный (знаниевый) компонент - это знания признаков чрезвычайных ситуаций террористического характера и правил поведения. Поведенческий компонент с эмоционально-волевым подкреплением - готовность в воображаемой ситуации спланировать и совершить ряд требуемых действий. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя признание ценности жизни и здоровья и умение обосновать стратегию поведения (в соответствии с установками позитивного отношения к безопасности и следованию правилам поведения). Выявлено, что занятия в рамках программы позволили достоверно эффективно сформировать представления о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста. Особенно важными результатами оказались стратегии поведения детей, позволяющие детям действовать безопасно в нетипичной ситуации. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, чрезвычайные ситуации террористического характера, безопасное поведение, сформированность представлений о безопасном поведении, программа по антитеррористической безопасности.

Для цитирования: Котлованова О.В., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В. Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста// Современное дошкольное образование. - 2021. - №1(103). - С. 56-67. й01: 10.24411/1997-9657-2021-10095 Материалы статьи получены 18.11.2020. " Контакты: kovchel08@mail.ru

UDC 372.6:355.58 DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10095

Effectiveness of Forming Ideas about Safe Behavior in Terrorist Emergencies in Preschool Children

OlesyaV. Kotlovanova*, Irina E. Emelyanova, YuliaV. Batenova

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education South Ural State Humanitarian Pedagogical University (SUSPU), Chelyabinsk, Russia

Background. In the modern world, the threat of terrorist attacks is increasing. An important role for ensuring the safety of children belongs to the education system, in particular preschool educational organizations. The purpose of the study. The aim is to analyze the effectiveness of forming ideas about safe behavior in terrorist emergencies in children of older preschool age, classes with whom were conducted in preschool educational organizations according to the author's partial program "Safe I in a Safe World ". A program of social and pedagogical orientation, which aims to form ideas about safe behavior in children of older preschool age in the event of a threat and occurrence of terrorist emergencies. The rules of conduct laid down in the program are consistent with the recommendations of the Ministry of Emergencies of the Russian Federation.

Description of the research progress. For the formative experiment we randomly selected children: the control group included 90 children of older preschool age, and the experimental group included 98 children who studied according to the program for one school year.

Research results. Effectiveness of the program was assessed by three components: cognitive, behavioral, and motivational. The cognitive component is knowledge of the signs of terrorist emergencies and the rules of behavior. The behavioral component with emotional and volitional reinforcement is the readiness to plan and perform a series of required actions in an imaginary situation. The motivational component includes recognition of the value of life and health and the ability to substantiate a behavior strategy (in accordance with the principles of a positive attitude to safety and following the rules of behavior). It was revealed that classes within the framework of the program made it possible to reliably effectively form ideas about safe behavior in terrorist emergencies in older preschool children. Particularly important outcomes were child behavior strategies that allow children to act safely in an atypical situation.

Keywords: preschool children, terrorist emergencies, safe behavior, forming ideas about safe behavior, anti-terrorist security program.

For citation: Kotlovanova O.V., Emelyanova I.E., Batenova Y.V. (2021). Effectiveness of forming ideas about safe behavior in terrorist emergencies in preschool children. Preschool Education Today. 1:15, 56-67 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10095

Original manuscript received 18.11.2020.

" Contacts: kovchel08@mail.ru

Актуальность исследования

В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера являются проблемой государства. Образование играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности отдельной личности и общества в целом. Сохранение здоровья подрастающего поколения с формированием опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и

здоровья рассматриваются как одна из главных задач системы образования (Терницкая, 2016). Отраженные в нормативно-правовых актах задачи по обеспечению безопасности детей доказывают актуальность нашего исследования. Среди таких актов: Конституция РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон «Об образовании...»); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образо-

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

вания от 17.10.2013 г. №1155; Национальная доктрина образования РФ до 2025 года; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации напериоддо2025 года; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р; Приказ Минобрнауки РФ от 4 июня 2008 г. №170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. №170; Письмо Минобрнауки России от 04.06.2008 г. №031423 и Письмо Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» от 30 августа 2005 г. №03-1 572; Указ Правительства РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы от 28 декабря 2018 года №Пр-2665; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г.); Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (принята 17 декабря 1979 г.); Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 16 декабря 1997 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 1997 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 г. №19-ФЗ); Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 г.).

В связи со сложившейся ситуацией относительно возрастающих угроз возникновения чрезвычайных ситуаций террористического характера (далее - ЧСТХ) появилась необходимость теоретического переосмысления и практического решения проблемы формирования представлений о безопасном поведении в условиях ЧСТХ у личности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного периода детства.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт (Козлова, 2001). Развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта (Мухина, 1985), в случае нашего исследования этот опыт касается усвоения знаний о безопасном поведении в опасных ситуациях, поскольку готовность к подобным ЧСТХ должна базироваться не только на его минимальном жизненном опыте, но и на опыте всего человечества, ко-

торый передают ему взрослые. Ребенок становится членом общества, смотрящим на мир сквозь призму человеческого опыта, который может быть крайне необходим в ЧС. Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное становление познавательных, эмоциональных, социальных реакций, что является залогом успешной реализации разработанной программы.

Педагогическая практика дошкольного образования не полностью реализует цели и задачи, отраженные в вышеуказанных документах. Мы проанализировали образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, представленные на официальном сайте Федерального института развития образования (далее - ФИРО), в аспекте формирования навыков безопасного поведения при угрозе и возникновении актов террористического характера. Выявлено, что вопросы формирования антитеррористический безопасности и безопасного поведения затронуты лишь в архивной программе «Диалог» (Соболева, Приходько, Образовательная программа дошкольного образования «Диалог»), где указано только то, что «в результате освоения программного содержания ребенок знаком с основными навыками адекватного поведения в ситуациях агрессивного поведения другого человека или террористической угрозы». Анализ парциальных программ показал, что предлагаемые содержание, формы, методы и приемы работы не обеспечивают формирование у дошкольников знаний о безопасном поведении в полном объеме, т.к. не освещены вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями террористического характера. Во всех программах, касающихся вопросов безопасности, акцент делается на усвоение знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один из компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей.

Анализ психолого-педагогической литературы (Бабанский, 1989; Варакина, Кибанова, Аюбова, 2015; Коджаспирова, 2005; Козлова, 2001; Маклаков, 2016; Малкина-Пых, 2005; Подласый, 2017; Попков, 2016; Уголовный кодекс...; Харламов, 2007; Черный, 2007) по проблеме «формирования представлений о безопасном поведении в ЧСТХ у детей дошкольного возраста» позволил нам сформировать собственную дефиницию. Под «формированием представлений о безопасном поведении в ЧСТХ у детей дошкольного возраста» мы понимаем «целенаправленный процесс познания адекватных действий в ситуациях угрозы

и совершения актов устрашения, позволяющих спланировать и совершить осознанную систему поступков для защиты здоровья и жизни своей и окружающих».

Для решения проблемы исследования нами создана авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Безопасный Я в безопасном мире», цель которой - формирование представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста в ЧСТХ. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: сформировать начальные знания у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении при угрозе и возникновении ЧСТХ; сформировать умение распознавать опасные ситуации, обосновывать и следовать стратегиям безопасного поведения, развивать нравственно-волевую сферу личности ребенка: способность ценить жизнь и здоровье свое и окружающих.

Специфика и ограничения программы. Программа рассчитана на детей 5-7лет, интеллект и социальные навыки которых соответствуют средневозрастной норме. Программа адресована специалистам, работающим с детьми -воспитателям и педагогам, в том числе педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам. В эксперименте программа ре-ализовывалась в дошкольных образовательных организациях, однако возможна реализация и в сфере дополнительного образования.

Занятия составлены в соответствии с памяткой «Правила и порядок поведения населения при угрозе и осуществлении террористического акта» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Памятка «Правила и порядок поведения населения...»). Часть рекомендаций не может быть применена детьми, соответственно, эти правила не включены в занятия.

Программа «Безопасный Я в безопасном мире» включает широкий комплекс педагогических методов, в частности дидактические игры, ситуационные задачи, беседы, рассказ, упражнения, подвижные игры, демонстрация видео- и фотоматериалов и др.

Важным практическим приложением к программе являются конспекты занятий, которые удобны для работы педагога и родителей. Ознакомление с конспектами позволит родителям лучше понять материал занятий и способствовать его закреплению дома с ребенком.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие модули:

1. Кто нас защищает (занятия посвящены помогающим профессиям).

2. Моя безопасность (занятия об опасностях в целом и террористической безопасности в частности).

3. Что делать при пожаре (в основе представлены правила поведения в ЧСТХ, которая усугубилась пожаром).

4. Опасный предмет (занятия о правилах поведения при обнаружении неизвестных или бесхозных предметов).

5. Избежать опасности (занятия о правильном поведении при угрозе теракта).

6. Правила поведения с террористом (правила поведения, если оказался в заложниках).

7. Спасательный штурм (поведение при спасательном штурме).

Занятия по каждой теме проводятся дважды в месяц (одно из них обучающее, другое -закрепляющее по той же теме). Все последующие занятия логически связаны с предыдущими. Первое и последнее занятия учебного года являются вводным и итоговым соответственно. Прописаны рекомендации для педагогов по осуществлению работы с детьми после занятий по каждой из тем.

В результате освоения программы ребенок имеет знания об основных признаках различных ЧСТХ и умеет их распознавать, знает основные правила и стратегии безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧСТХ, умеет выбрать стратегию действий адекватно обстановке и логически обосновать ее, способен ценить жизнь и здоровье свое и окружающих, видит взаимосвязь между благополучием и следованием основным правилам поведения.

Методика и методы исследования

Для оценки эффективности формирующего эксперимента определены три компонента сформированности представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный.

С учетом сложности дифференциации изменений, произошедших в ходе экспериментального воздействия на поведенческий и мо-тивационно-ценностный компоненты личности ребенка, в процессе проведения диагностики были учтены возрастные особенности и разработана четкая критериально-уровневая шкала, позволяющая получить достаточно на-

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

дежные результаты. Вопросы для диагностики когнитивного компонента изучаемой проблемы задаются педагогом в беседе с ребенком и затрагивают пять основных модулей программы «Безопасный Я в безопасном мире». Любая пара вопросов (1 и 2, 3 и 4 и т.д.) отражает проблематику определенного модуля и позволяет оценить когнитивный компонент каждой из террористических опасностей в аспекте знания признаков опасной ситуации и правил адекватного поведения. Например, опросы по занятиям о бесхозных предметах: Могут ли быть опасны бесхозные сумки / чемоданы / пакеты или другие предметы на улице или в помещении? Если могут, то как это понять и чем они могут быть опасны? Что делать, если ты увидел подозрительный пакет/сумку/рюкзак? О спасении при нахождении в заложниках: Знаешь ли ты, что значит быть в заложниках? Если кто-то попал в заложники, что ему нужно делать для безопасности? Вопросы по теме «Спасательный штурм»: Знаешь ли ты, что такое спасательный штурм и кто спасает заложников? Как нужно безопасно себя вести во время штурма?

Для оценивания поведенческого компонента нами предложено наблюдение за деятельностью ребенка в ходе занятия по безопасности в ЧСТХ. Наблюдение включало в себя показатели для концентрации внимания педагога: по теме «Пожар»: Насколько грамотно ребенок распознает признаки пожара и соотносит их с возможными безопасными действиями? Насколько адекватно и безопасно ребенок действует в игровой ситуации пожара? Поведение ребенка соответствует безопасной стратегии «ловкий солдат»? Или по занятиям «Избежать опасности терроризма»: Насколько внимателен и наблюдателен ребенок в ситуациях, моделирующих террористические опасности? Безопасно ли действует ребенок в ситуациях обнаружения потенциальной террористической опасности? Поведение ребенка соответствует безопасной стратегии «тихая мышка»?

Мотивационно-ценностный компонент может быть диагностирован в форме решения проблемных ситуаций, где затрагивается ценность сохранения жизни и безопасности своей и других. Детям предлагалось решить следующие ситуации. По теме «Спасающие профессии»: Врачи лечат людей, учителя учат детей. А еще есть много людей, которые нас защищают от опасностей: это спасатели, пожарные и другие. Как ты думаешь, зачем существуют такие профессии? По теме «Опасный предмет»: Если на улице около скамейки ты увидишь чер-

ный пакет, а рядом нет людей. Что будешь делать? А почему нужно быть осторожным с такими предметами? Зачем мы соблюдаем правила безопасности?

Когнитивный компонент имеет следующие показатели: А - знать признаки ЧСТХ; Б -знать правила поведения в различных ЧСТХ. Критерии (признаки проявления показателя) выбраны следующие: полнота, аргументированность, гибкость. По данным критериям выявляется уровень сформированности данного компонента.

Поведенческий компонент с эмоционально-волевым подкреплением имеет следующие показатели: А - спланировать действия (т.е. уметь распознать ЧСТХ и соотнести с возможностями действий); Б - совершить ряд действий (в соответствии со своими возможностями и побуждениями). Критерии (признаки проявления показателя) выбраны следующие: самостоятельность, осознанность, вариативность.

Мотивационно-ценностный компонент имеет следующие показатели: А- признать ценности жизни и здоровья; Б - обосновать стратегию поведения (в соответствии с установками позитивного отношения к безопасности и следованию правилам поведения). То есть в объяснении ребенка определенными маркерами являлись следующие: «чтобы спастись», «сохранить здоровье», «чтоб было безопасно мне и друзьям» и т.д. Критерии (признаки проявления показателя) выбраны следующие: устойчивость, ситуативность, направленность.

По результатам диагностики можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях сформированности представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста для каждого из компонентов, опишем «портрет» ребенка с соответствующими высокомууровню сформированности представлениями.

Ребенок с высоким уровнем сформированности представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера: имеет представления обо всех указанных в программе вариантах террористических угроз: пожар, бесхозные предметы, опасные люди, нахождение в заложниках, штурм; обладает знаниями о безопасном поведении при ЧСТХ, описывает основные правила безопасного поведения; может распознать ЧСТХ, знает их особенности; на уточняющие вопросы о правилах поведения при ЧСТХ отвечает верно, адекватно ситуации, что поможет

сохранить жизнь и здоровье; также ребенок адекватно выбирает правила поведения согласно описанным ситуациям и объясняет свой выбор верно; выполняет здоровьесберегаю-щие действия сам; умеет распознавать ЧСТХ, описывает или демонстрирует возможные безопасные действия или совершает адекватные действия, являющиеся наиболее безопасными; приводит два-три аргумента выбранных им способов действий, которые являются адекватными ситуации; модифицирует известные способы действий адекватно смоделированной ситуации; ребенок проявляет устойчивый интерес к безопасности и изучению стратегий правильного поведения во всех предлагаемых ситуациях; действует адекватно игровой ЧСТХ, придерживается основных ценностных убеждений, объясняет свои действия желанием и стремлением сохранить безопасность; признает ценность жизни и здоровья своей и окружающих и описывает действия в соответствии с установками позитивного отношения к безопасности и следованию правилам поведения.

Результаты и обсуждение

Представим результаты эксперимента в таблицах и диаграммах.

В табл. 1 мы можем увидеть результаты диагностики когнитивного компонента в сравнении (констатирующего и контрольного этапов).

Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет говорить о значительной динамике изменения уровня представлений о безопасном поведении (когнитивный компонент) у детей в экспериментальной группе, а именно: снижение количества детей, имеющих низкий уровень сформированности представлений, на 61% (с 65% до 4%), повышение количества детей, имеющих средний уровень, на 7% (с 35% до 42%), а также повышение количества детей, имеющих высокий уровень сформированности представлений, на 54% (с 0% до 54%).

Результаты диагностики контрольной группы можно объяснить следующим образом: низ-

кий уровень выявлен у 61% детей, ввиду того, что дети этой группы не получали информацию о ЧСТХ, целенаправленная работа в этом направлении педагогами не велась. Многие родители и даже педагоги опасаются затрагивать эту тему из-за страха навредить детям и из-за незнания того, как преподносить данную информацию. Средний уровень сформированности когнитивного компонента диагностирован у 39% детей из контрольной группы, что объясняется получением отрывочной информации о ЧСТХ благодаря средствам массовой информации, получению знаний о пожаре и спасателях в период времени между диагностиками констатирующего и контрольного этапов. А также благодаря беседам некоторых родителей со своими детьми о признаках ЧСТХ, после обсуждения вопросов антитеррористической безопасности и моментов, касающихся диагностики детей на родительском собрании. Высокий уровень сформированности по данному компоненту никто из детей не показал ни на констатирующем, ни на контрольном этапе. Также, анализируя результаты диагностики детей из экспериментальной группы, следует отметить, что высший уровень имеют только 54% детей ввиду недостаточной сформированности эмоционально-волевой сферы и трудности установления причинно-следственных связей в силу возрастных особенностей.

Рис. 1 наглядно демонстрирует распределение детей в контрольной и экспериментальной группах по уровню сформированности представлений (когнитивный компонент) на контрольном этапе эксперимента.

\ ■! I

Рис. 1. Результаты контрольного этапа эксперимента - уровень сформированности представлений (когнитивный компонент)

Кол-во чел. Уровень сформированности представлений о безопасном поведении (когнитивный компонент)

Низкий Средний Высокий

Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр.

кг 90 70% (63 чел.) 61% (55 чел.) 30% (27 чел.) 39% (35 чел.) 0% (0 чел.) 0% (0 чел.)

эг 98 65% (64 чел.) 4% (4 чел.) 35% (34 чел.) 42% (41 чел.) 0% (0 чел.) 54% (24 чел.)

Таблица 1. Динамика изменения уровня сформированности представлений о безопасном поведении (когнитивный компонент)

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Представим сводные результаты по поведенческому компоненту констатирующего и контрольного этапов в табл. 2.

Анализ данных, представленных в табл. 2, позволяет говорить о значительной динамике изменения уровня представлений о безопасном поведении (поведенческий компонент) у детей в экспериментальной группе, а именно: снижение количества детей, имеющих низкий уровень сформированности представлений, на 61% (с 61% до 0%), повышение количества детей, имеющих средний уровень, на 4% (с 39% до 43%), а также повышение количества детей, имеющих высокий уровень сформированности представлений по данному компоненту, на 57% (с 0% до 57%).

6% детей из контрольной группы показали высокий уровень сформированности представлений по данному компоненту, что мы объясняем навыками поведения при пожаре и умением применять поведенческие паттерны в других чрезвычайных ситуациях (в нашем случае поведение при нахождении в заложниках, при штурме и обнаружении бесхозного предмета).

Отсутствие детей с низким уровнем сформированности из экспериментальной группы на контрольном этапе исследования, а также большой прирост детей с высоким уровнем мы объясняем наличием стратегий поведения, которые отрабатывались на занятиях и на бессознательном уровне используются детьми в игровых смоделированных ЧСТХ. Дети как бы «вживались» в предложенную роль, что позволяло им действовать наиболее здо-

ровьесберегающим и безопасным способом в конкретной ЧСТХ.

Рис. 2 наглядно демонстрирует распределение детей в контрольной и экспериментальной группах по уровню сформированности представлений (поведенческий компонент) на контрольном этапе эксперимента.

И II .1

Рис. 2 Результаты контрольного этапа эксперимента - уровень сформированности представлений (поведенческий компонент)

Представим сводные результаты по моти-вационно-ценностному компоненту констатирующего и контрольного этапов в табл. 3.

Анализ данных, представленных в табл. 3, позволяет говорить о значительной динамике изменения уровня представлений о безопасном поведении (когнитивный компонент) у детей в экспериментальной группе, а именно: снижение количества детей, имеющих низкий уровень сформированности представлений, на 28% (с 28% до 0%), снижение количества детей, имеющих средний уровень, на 37% (с 70% до 33%), а также повышение количества детей, имеющих высокий уровень сформированности представлений по данному компоненту, на 65% (с 2% до 67%).

Таблица 2. Динамика изменения уровня сформированности представлений о безопасном поведении (поведенческий компонент)

Кол-во чел. Уровень сформированности представлений о безопасном поведении (поведенческий компонент)

Низкий Средний Высокий

Конст. Итог. Конст. Итог. Конст. Итог.

КГ 90 66% (59 чел.) 50% (45 чел.) 32% (29 чел.) 44% (35 чел.) 2% (2 чел.) 6% (5 чел.)

эг 98 61% (60 чел.) 0% (0 чел.) 39% (38 чел.) 43% (42 чел.) 0% (0 чел.) 57% (56 чел.)

Таблица 3. Динамика изменения уровня сформированности представлений о безопасном поведении (мотивационно-ценностный компонент)

Кол-во чел. Уровень сформированности представлений о безопасном поведении (мотивационно-ценностный компонент)

Низкий Средний Высокий

Конст. Итог. Конст. Итог. Конст. Итог.

КГ 90 26% (23 чел.) 18% (16 чел.) 72% (65 чел.) 79% (71 чел.) 2% (2 чел.) 3% (3 чел.)

ЭГ 98 28% (27 чел.) 0% (0 чел.) 70% (69 чел.) 33% (32 чел.) 2% (2 чел.) 67% (66 чел.)

Таблица 4. Динамика изменения уровня сформированности представлений о безопасном поведении

Кол-во чел. Уровень сформированности представлений о безопасном поведении (по трем компонентам)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий Средний Высокий

Конст. Итог. Конст. Итог. Конст. Итог.

кг 90 40% (36 чел.) 21% (19 чел.) 59% (53 чел.) 76% (68 чел.) 1% (1 чел.) 3% (3 чел.)

эг 98 37% (36 чел.) 0% (0 чел.) 63% (62 чел.) 45% (44 чел.) 0% (0 чел.) 55% (54 чел.)

Сравнение диагностик в контрольной группе на констатирующем и на контрольном этапах показало отсутствие значимых изменений уровня сформированности представлений по данному компоненту. Действительно, с этими детьми педагоги на занятиях не рассматривали ЧСТХ сквозь призму ценностей (или антиценностей), поэтому ребята не связывали безопасное поведение при упоминании террористических угроз с гуманностью, добротой или ответственностью.

Отсутствие 100% высокого уровня в экспериментальной группе может объясняться недостаточно аргументированными ответами детей в ходе решения ситуационных задач из-за несформированности причинно-следственных логических связей и скудностью речи у некоторых детей из-за возрастных и индивидуальных особенностей. Значительная положительная динамика в экспериментальной группе объясняется чувством собственной успешности ребенка и социальным одобрением (другими детьми и педагогом) при использовании здоровьесберегающих стратегий, которые сами являются эмоционально позитивными для ребенка (например, быть умной собачкой при обнаружении опасного предмета или ловким солдатом во время эвакуации при пожаре). В программе «Безопасный Я в безопасноммире» прорабатываются вопросы ценностей жизни и здоровья своей и окружающих при ЧС. После каждого занятия проводится рефлексия детей. Например, обсуждаются следующие вопросы: как, каким способом ты справлялся с задачами? зачем, ради чего? что, как и зачем ты будешь делать в подобных ситуациях?

Рис. 3 наглядно демонстрирует распределение детей в контрольной и экспериментальной группах по уровню сформированности представлений (мотивационно-ценностный компонент) на контрольном этапе эксперимента.

Представим сводные результаты сформированности представлений о безопасном поведении по трем компонентам в целом констатирующего и контрольного этапов в табл. 4.

но

\ш 1. -1

1ЧН-НА С^+Д-4 ^ На

■ Г&1-Х "1*11■ ЗМПМЛКМТ/Ивй! [|>НП11Л

Рис. 3. Результаты контрольного этапа эксперимента - уровень сформированности представлений (мотивационно-ценностный компонент)

Анализ данных, представленных в табл. 4, позволяет говорить о значительной динамике изменения уровня представлений о безопасном поведении (по всем трем исследуемым компонентам) у детей в экспериментальной группе, а именно: снижение количества детей, имеющих низкий уровень сформированности представлений, на 37% (с 37% до 0%), снижение количества детей, имеющих средний уровень, на 18% (с 63% до 45%), а также повышение количества детей, имеющих высокий уровень сформированности представлений по данному компоненту, на 55% (с 0% до 55%).

Исследуя результаты диагностик экспериментальной группы, мы отмечаем значительное увеличение сформированности представлений именно по поведенческому компоненту, что связываем с использованием стратегий поведения, т.е. такого образа действий при ЧСТХ, который будет наиболее безопасным и сберегающим жизнь свою и окружающих.

Рис. 4 наглядно демонстрирует распределение детей в контрольной и экспериментальной группах по уровню сформированности представлений (по всем компонентам) на контрольном этапе эксперимента.

Сравнение результатов начальной и итоговой диагностики свидетельствует о существенных изменениях уровня сформированности представлений о безопасном поведении при ЧСТХ у детей старшего дошкольного возраста. Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, позволяют говорить о том, что реализация программы для формирования пред-

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

ставлений о безопасном поведении при ЧСТХ дает хорошие результаты. Мы отмечаем изменения в лучшую сторону всех компонентов.

|| I

\?|г >

■ КЛГ-Х ~счЛ1 — ------"...... 1РГШ1'

Рис. 4. Результаты контрольного этапа эксперимента - уровень сформированности представлений о безопасном поведении при ЧСТХ

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил сделать вывод о положительных результатах работы по реализации программы для формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении при ЧСТХ. Полученные качественные данные для доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности были подвергнуты обработке с помощью критерия согласия у2 Пирсона (табл. 5), который позволяет установить, случайно ли распределение детей экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности представлений. Это позволит судить об эффективности педагогического эксперимента.

Из табл. 5 видно, что у2 значитель-

' эмпир

но больше у2 по всем показателям.

критич

Полученные различия попали в зону значимости. Иными словами, изменения, произошедшие на данном этапе эксперимента, статистически значимы. На этом основании можно считать, что с достоверностью 95% изменения уровней сформированности представлений в экспериментальной и контрольной группах обусловлены не случайными факторами, а влиянием целенаправленного педагогического воздействия.

Заключение

Общий анализ полученных данных свидетельствует о результативности проведенного исследования, его адекватности, правомерности реализации предлагаемой программы «Безопасный Я в безопасном мире» для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении при угрозе и возникновении ЧСТХ. Как мы видим из статистического анализа, занятия по программе позволили расширить и углубить знания детей о признаках ЧСТХ и правилах безопасного поведения, использовать и закрепить стратегии поведения как ролевые шаблоны, а также развить личностные морально-нравственные качества детей.

Это возможно при повышении педагогической грамотности родителей и психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах безопасного поведения детей при ЧСТХ. Важно учить педагогов и родителей бережно преподносить информацию детям по антитеррористической безопасности за счет использования педагогических правил и принципов, организации круглых столов с законными представителями, проведения итоговых занятий с детьми и их родителями. ■

Информация об авторах

Котлованова Олеся Владимировна, аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ), Челябинск, Россия; e-mail: kovchel08@mail.ru; ORCID: 0000-0003-0602-9672.

Емельянова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии детства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ЮУрГГПУ, Челябинск,

Таблица 5. Эмпирические значения х2 на контрольном этапе эксперимента

Сравниваемые группы ЭГ-2 и КГ-2

Критерии Когнитивный компонент Поведенческий компонент Мотивационно- ценностный компонент Общий уровень сформированности представлений

I2 эмпир 7,394 87, 506 88, 108 69,559

I-1 критич (уровень значимости 0,05) 5,991

Россия;; e-mail: yanova_77@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1438-5197.

Батенова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия; e-mail: batenovauv@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-1792-2736.

Information about the authors

Olesya V. Kotlovanova, postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education South Ural State Humanitarian Pedagogical University (SUSPU), Chelyabinsk, Russia; e-mail: kovchel08@mail.ru; ORCID: 0000-0003-0602-9672.

Irina E. Emelyanova, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education SUSPU, Chelyabinsk, Russia; e-mail: yanova_77@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1438-5197

YuliaV. Batenova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology ofChildhood, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education SUSPU, Chelyabinsk, Russia; e-mail: batenovauv@cspu.ru, ORCID: 0000-0002-1792-2736.

Литература

1. Авдеева H.H. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: ACT- ЛТД, 2015. - 68 с.

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

3. Варакина Ж.Л., Кибанова Т.В., Любова А.Н. Методологические основания к изучению самосохранительного поведения детского и взрослого населения, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodologicheskie-osnovaniya-k-izucheniyu-samosohranitelnogo-povedeniya-detskogo-i-vzroslogo-naseleniya (датаобращения: 09.04.2020).

4. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ decl conv/declarations/terrdecl.shtml (дата обращения 04.10.2018).

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: Академия, 2005. - 176 с.

6. Козлова CA. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -416 с.

7. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы. - М., 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ncpti.su/upload/ 7oD07o9A7oD07o9F-2023.pdf

8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с. (Серия «Учебникдля вузов»).

9. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Справочник практического психолога. - М.: Эксмо, 2005. - 960 с.

10. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Принята резолюцией 59/290 Генеральной Ассамблеи от 13 апреля 2005 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ nucl ter.shtml (датаобращения 26.12.2020).

11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1997 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ bombing.shtml (датаобращения 04.10.2018).

12. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/hostages.shtml (дата обращения 04.10.2018).

13. Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 30 августа 2005 года № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_98627 (дата обращения 26.1 1.2020).

14. Мухина B.C. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов / Под ред. A.A. Венгера. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985.-272 с.

15. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/ index5.htm (дата обращения 26.11.2020).

16. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9 5 521/ #ixzz5skhzttdc (датаобращения: 02.10.2018).

17. Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько.

18. Памятка «Правила и порядок поведения населения при угрозе и осуществлении террористического акта» [Электронный ресурс]. -

H ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Режим доступа: https://mdou229.edu.yar.ru/ docs/pamyatkaantiterror.pdf (дата обращения: 26.12.2020).

19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. N 03-1423 «О методических рекомендациях» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ - Режим доступа: http://base. garant.ru/6391916/#ixzz5SkjuH4b7 (дата обращения: 02.10.2018).

20. Подласый И.П. Педагогика. -М.: Юрайт, 2017. - 336 с.

21. Попков ВА. Дидактика высшей школы Учебное пособие для вузов / В.А. Попков, A.B. Коржуев. - М.: Юрайт, 2016. - 247 с.

22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/6289369/ (дата обращения 26.1 1.2020).

23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 26.11.2020).

24. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения 26.11.2020).

25. Сухарев A.B. Формирование готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2009. - 24 с.

26. Терницкая C.B. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема / Вестник КГПУ «Педагогические науки. Теория и методика профессионального образования». - 2016. - №1 (35). - С. 90-94.

27. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1069 9/43942021d9206af7a0c78b6f65ba3665db940264/ (дата обращения: 09.04.2020).

28. Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом» от 13.02.2001 №19-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 30385/ (дата обращения 04.10.2018).

29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (датаобращения: 02.10.2018).

30. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. - Издание 4-е, переработанное и дополненное. - М.: Гардарики, 2007. - 519 с.

31. Черный С.П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. канд. пед. наук. - Красноярск, 2007. - 19 с.

References

1. Avdeeva N.N. (2015) Bezopasnost': uchebnoye posobiye po osnovam bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Safety: a textbook on the basics of life safety for older preschool children]. Moscow. Publishing house AST-LTD. 68 (In Russian).

2. Babanskij Ju. K. (1989) Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected pedagogical works] Moscow. Pedagogika [Pedagogy]. 560 (In Russian).

3. Chernyy S.P. (2007) Psikhologo-pedagogicheskoye obespecheniye protsessa formirovaniya navykov bezopasnogo povedeniya v chrezvychaynykh situatsiyakh u uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol [Psychological and pedagogical support of the process of forming skills of safe behavior in emergency situations among students of secondary schools]. Moscow. Krasnoyarsk [Krasnoyarsk]. 19 (In Russian).

4. Deklaratsiya о merakh po likvidatsii mezhdunarodnogo terrorizma [Declaration on Measures to Eliminate International Terrorism]. Available at: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ terrdecl.shtml.

5. Federal'nyy zakon «О ratifikatsii Mezhdunarodnoy konventsii о bor'be s bombovym terrorizmom» ot 13.02.2001 N 19-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law «On Ratification of the International Convention for the Suppression of Terrorist Bombings» dated 13.02.2001 N 19-FZ (last edition)]. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_30385/

6. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 N 273-FZ (last edition)] // Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

7. Kharlamov I.F. (2007) Pedagogika: uchebnoye posobiye [Pedagogy: study guide]. Moscow. Gardariki [Gardariki]. 519 (In Russian).

8. Kodzhaspirova G.M. (2005) Pedagogicheskiy slovar' [Pedagogical dictionary] Moscow. Akademiya [Academy]. 176 (In Russian).

9. Kompleksnyy plan protivodeystviya ideologii terrorizma v Rossiyskoy Federatsii na 2019-2023 gody [Comprehensive plan for countering the ideology of terrorism in the Russian Federation for 2019-2023] Moscow. 2018. Available at: http://ncpti.su/upload/ 7oD07o9A7oD07o9F-2023.pdf

10. Kozlova S.A. (2001) Doshkol'naya pedagogika [Preschool pedagogy] Moscow. Akademiya [Academy]. 416 (In Russian).

11. Maklakov A.G. (2016) Obshchaya psikhologiya [General psychology] St. Petersburg. Piter [Peter], 583 (In Russian).

12. Malkina-Pykh I.G. (2005) Psikhologicheskaya pomoshch' v krizisnykh situatsiyakh [Psychological assistance in crisis situations] Moscow. Eksmo Publ. 960 (In Russian).

13. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor'be s aktami yadernogo terrorizma [International Convention for the Suppression of Acts of Nuclear Terrorism]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/nuclter.shtml

14. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor'be s bombovym terrorizmom [International Convention for the Suppression of Terrorist Bombings]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/bombing.shtml

15. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor'be s zakhvatom zalozhnikov [International Convention against the Taking of Hostages]. Available at: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ hostages.shtml.

16. Mukhina V.S. (1985) Detskaya psikhologiya [Child psychology] Moscow. Prosveshcheniye [Education]. 272 (In Russian).

17. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v rossiyskoy federatsii [National doctrine of education in the Russian Federation]. Available at: http://sinncom.ru/ content/reforma/index5.html

18. O strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda: Ukaz prezidenta RFot 12 maya2009 g. № 537 [On the national security strategy of the Russian Federation until 2020: Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 No. 537]. Available at: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/95521/#ixzz5skhzttdc

19. Obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Dialog» [Educational program of preschool education «Dialogue»]. O.F. Soboleva, O.G. Prikhod'ko. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Pamyatka «Pravila i poryadok povedeniya naseleniya pri ugroze i osushchestvlenii terroristicheskogo akta» [Memo "Rules and procedures for the behavior of the population in the event of a threat and implementation of a terrorist act"]. Available at: https://mdou229.edu.yar.ru/docs/pamyatka_antiterror. pdf.

21. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 4 iyunya 2008 g. N 03-1423 «O metodicheskikh rekomendatsiyakh» [Fetter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 4, 2008 N 03-1423 «On methodological recommendations»] Available at: http://base.garant. ru/6391916/#ixzz5SkjuH4b7

22. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 30 avgusta 2005 goda № 031572 «Obobespechenii bezopasnosti vobrazovatel'nykh

uchrezhdeniyakh» [Fetter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated August 30, 2005 No. 03-1572 «On ensuring safety in educational institutions»]. Available at: https://www.glavbukh. ru/npd/edoc/97_98627

23. Podlasyy I.P. (2017) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow. Yurayt [Yurayt]. 336 (In Russian).

24. Popkov V.A. (2016) Didaktika vysshey shkoly [Higher education didactics]. Moscow. Yurayt [Yurayt]. 247 (In Russian).

25. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 4 iyunya 2008 g. № 170 «O komplekse mer po protivodeystviyu terrorizmu v sfere obrazovaniya i nauki» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 4, 2008 No. 170 «On a set of measures to counter terrorism in the field of education and science»]. Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/6289369/

26. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 2015 g. N 996-r g. Moskva «Strategiyarazvitiyavospitaniyav Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» [Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 N 996-r, Moscow «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025»]. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html

27. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-r [Order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 No. 1726-r], Available at: http:// static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

28. Sukharev A.V. (2009) Formirovaniye gotovnosti studentov k deystviyam v chrezvychaynykh situatsiyakh terroristicheskogo kharaktera [Formation of students' readiness to act in emergency situations of aterrorist nature]. Moscow. 24 (In Russian).

29. Ternitskaya S.V. (2016) Formirovaniye bezopasnogo povedeniya lichnosti kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema [Formation of safe behavior of the individual as a socio-pedagogical problem]. Krasnoyarsk [Krasnoyarsk]. Vestnik KGPU «Pedagogicheskiye nauki. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» [KSPU Bulletin «Pedagogical Sciences. Theory and methodology of vocational education»]. 1 (35). 90-94 (In Russian).

30. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 01.04.2020) [The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (as revised on 01.04.2020)]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_FAW_10699 /43942021d9206af7a0c78b6f65ba3665db940264/

31. Varakina Zh.F., Kibanova T.V., Fyubova A.N. (2015) Metodologicheskiye osnovaniya k izucheniyu samosokhranitel'nogo povedeniya detskogo i vzroslo-go naseleniya [Methodological grounds for the study of self-preserving behavior in children and adults]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/met-odologicheskie-osnovaniya-k-izucheniyu-samosohran-itelnogo-povedeniya-detskogo-i-vzroslogo-naseleniya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.