Научная статья на тему 'Роль религиозных объединений в воспитательной работе с осужденными'

Роль религиозных объединений в воспитательной работе с осужденными Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
365
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / THE RIGHT OF CONVICTED PERSONS TO WORSHIP / CORRECTION OF CONVICTS / RELIGIOUS INFLUENCE ON CONVICTS / CORRECTION OF CONVICTS BY SPIRITUAL AND MORAL MEANS / CHURCH ACTIVITIES IN PRISONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Проскурникова К. В.

Духовно-нравственное воспитание - необходимая составляющая в процессе исправления осужденных. Вера есть внутреннее понятие определенных ценностей, сознание строится в соответствии с религиозными постулатами. Последние сложились в силу традиций, которые являются общественно полезными для социума. В статье анализируются статистические данные о деятельности воспитательных и социальных служб в отношении верующих осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of religious associations in educational work with convicts

Spiritual and moral education is a necessary component in the process of convicts correction. Faith is an internal concept of certain values; consciousness is built in accordance with religious postulates. The latter have developed by virtue of traditions that are socially useful for society. The article analyzes statistical data on the activities of educational and social services in relation to believers convicted and remanded in custody.

Текст научной работы на тему «Роль религиозных объединений в воспитательной работе с осужденными»

УДК 348.04

К. В. ПРОСКУРНИКОВА

старший инженер отдела информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности центра информационного обеспечения ФКУ НИИИТ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы

Тверь

KRISTINA V. PROSKURNIKOVA

Senior Engineer of the Department of Information Support of the Operational activities of the Information Support Center Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia» Senior Lieutenant of the Internal Service

Tver

Роль религиозных объединений в воспитательной работе с осужденными

The role of religious associations in educational work with convicts

Аннотация. Духовно-нравственное воспитание - необходимая составляющая в процессе исправления осужденных. Вера есть внутреннее понятие определенных ценностей, сознание строится в соответствии с религиозными постулатами. Последние сложились в силу традиций, которые являются общественно полезными для социума. В статье анализируются статистические данные о деятельности воспитательных и социальных служб в отношении верующих осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Ключевые слова: право осужденных на вероисповедание; исправление осужденных; религиозное воздействие на осужденных; исправление осужденных духовно-нравственными средствами; деятельность церкви в местах лишения свободы.

Annotation. Spiritual and moral education is a necessary component in the process of convicts correction. Faith is an internal concept of certain values; consciousness is built in accordance with religious postulates. The latter have developed by virtue of traditions that are socially useful for society. The article analyzes statistical data on the activities of educational and social services in relation to believers convicted and remanded in custody.

Key words: the right of convicted persons to worship; correction of convicts; religious influence on convicts; correction of convicts by spiritual and moral means; church activities in prisons.

Система исполнения наказаний в России претерпела много изменений за период своего существования, но важна сама суть изменений:

из системы наказаний за преступления, где цель - наказать за содеянное в назидание другим, сделать наказание страшным и неотвратимым, в уголовно-исполни-

32

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

nomer_2_2020.indd 32

05.02.2020 13:53:42

тельную систему, которая помимо наказания ставит перед собой задачу исправления и социального воспитания.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией является светским государством, в котором право на свободу совести и вероисповедания есть у каждого гражданина страны [1]. Таким образом, человек, не ограниченный правовыми рамками в выборе веры, взаимодействует с религиозными организациями в разных сферах общества, где последние ведут миссионерскую деятельность. Одна из таких сфер - воспитательная работа с осужденными, где немаловажную роль играет религиозная составляющая.

В целях удовлетворения духовных потребностей и обеспечения конституционных прав на свободу совести и свободу вероисповедания лиц, осужденных к лишению свободы и содержащихся под стражей, между ФСИН России и основными традиционными для нашей страны религиозными объединениями, с учетом изменений, внесенных в уголовно-исполнительное законодательство, заключены соглашения о взаимодействии: с Русской православной церковью, Федера-

ПРОСКУРНИКОВА К. В.

цией еврейских общин России, Духовным управлением мусульман Российской Федерации, Центральным духовным управлением мусульман России, Духовным собранием мусульман России, Духовным управлением мусульман Республики Мордовия.

По статистическим данным ФСИН России за первое полугодие 2019 года (диаграмма 1) можно рассмотреть процентное соотношение религиозного состава лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС). Эти данные были получены в результате сбора статистической информации по отчету ВРО-3 «Отчет о результатах деятельности воспитательных и социальных служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» [2].

Необходимо отметить, что самая большая доля осужденных и лиц, содержащихся под стражей, приходится на право- ф славных - две трети, вторая доля - атеисты - одна пятая, мусульмане - третьи по численности. Учитывая религиозную принадлежность населения России, такое распределение верующих объяснимо.

Диаграмма 1

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

33

пошег_2_2020лп<М 33

05.02.2020 13:53:42

Кроме того, необходимо выделить еще две группы: атеисты и агностики. Если в рамках сбора официальной ведомственной статистики численность атеистов можно увидеть, то агностики, возможно, выпадают. Так как в разрезе данных о верующих есть «другие» верующие, вероятно, они принадлежат к иным религиозным объединениям, мало распространенным на территории России, но можно рассмотреть эту группу как агностиков, так как, по сути, они являются верующими, но не причисляют себя ни к каким религиозным течениям. Этот момент весьма важен, процесс исправления зависит и от внутренних установок человека. Если на верующего человека со стороны религиозных объединений может подействовать духовно-нравственное воспитание, то атеисты и агностики имеют свои принципы и взгляды. В таком случае вся работа по их социализации и ресоциализации полностью ложит-Ф ся на сотрудников отделов воспитательной

работы с осужденными и психологов.

Религия и вера контролируют человека изнутри, сознание строится в соответствии с религиозными постулатами.

Последние, как правило, сложились в соответствии с традициями, которые являются полезными для общества. В процессе исправления осужденные обращаются к вере, она, несомненно, оказывает определенное влияние на культуру поведения. Ведь режим исправительного учреждения, установленный правилами внутреннего распорядка, - это принуждение к «смиренному» поведению, а вера - собственный выбор каждого, это те рамки, в которые человек сам себя ставит. Именно поэтому так важна связь религии и воспитательной работы с осужденными.

По результатам статистического отчета ВРО-3 за тот же период были получены следующие данные по количеству религиозных объектов в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (таблица 1).

Таким образом, мы видим прямую зависимость количества религиозных объектов от количества верующих той или Ф иной религии. В учреждениях, в которых нет крупных религиозных объектов, таких как православные церкви, мечети, ду-ганы, синагоги, костелы, протестантские

Таблица 1

Виды религиозных объектов Количество объектов

Православные храмы 639

Мечети 100

Костелы 7

Дуганы, хурулы 8

Синагоги 7

Протестантские храмы 2

Молельные комнаты 791

православные 435

мусульманские 306

католические 4

из них буддистские 16

иудейские 10

протестантские 17

для лиц, исповедующих другие религии 3

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

34

потег_2_2020.1п<И 34

ПРОСКУРНИКОВА К. В.

храмы - имеются молельные комнаты. Количество культовых объектов конкретных религиозных направлений в регионах зависит от религиозной принадлежности содержащихся в учреждениях лиц.

Следует отметить, что лица, осужденные и содержащиеся под стражей, имеют возможность посещать воскресные школы, их насчитывается в учреждениях УИС - 421, посещают такие школы 6 037 человек. По данным официального сайта ФСИН России на 1 сентября 2019 года в учреждениях УИС содержалось 536 760 человек, можно посчитать, что всего 1,1 % - это доля от общей численности осужденных, посещающих воскресные школы. Именно там проходит «работа по формированию духовного стержня осужденного, который поможет ему в жизненных испытаниях» [3]. В воскресные школы идут люди, которые не просто нуждаются в духовной поддерж-Ф ке, они окунаются в духовную среду, рас-

ширяют знания по основам православного вероучения.

У верующих осужденных есть возможность встречаться с представителями религиозных объединений. Несомненно, личное общение с представителями духовенства является некой эмоциональной,

внутренней разрядкой, способствующей отстранению от повседневной рутины. За первое полугодие 2019 года представители религиозных организаций посетили исправительные учреждения 16 167 раз. Основная доля посещений традиционно приходится на представителей православной церкви (таблица 2).

В исправительных учреждениях осужденным и лицам, содержащимся под стражей, предоставлена возможность участвовать в религиозных обрядах. На сегодняшний день официальные данные показывают информацию лишь по нескольким наиболее распространенным религиозным обрядам (таблица 3). Проведение религиозных обрядов дает нам основания думать, что заключенные серьезно относятся к вере в Бога, что указывает на их последовательность в выборе веры и следованию ее канонам.

В последние годы все шире становится взаимодействие религиозных объедине- Ф

ний и уголовно-исполнительной системы. Нужно отметить, что религиозные организации - это часть общества, которая помогает найти силу в вере, берет ответственность за приобщенных, дисциплинирует верующих присутствием «всевидящего» Бога. Человек, считающий себя частью

Таблица 2

Количество посещений ИУ представителями религиозных организаций 16 167

православные 13 678

мусульмане 1 441

буддисты 83

иудеи 50

в том числе католики 45

протестанты 746

евангельские христиане-баптисты 518

из них христиане веры евангельской 225

христиане-адвентисты седьмого дня 3

другие 124

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

35

потег_2_2020.1п<И 35

05.02.2020 13:53:43

Таблица 3

Количество проведенных религиозных обрядов 18 858

в том числе венчание 100

крещение 1 973

причащение 10 971

соборование (елеосвящение) 1 046

никах (бракосочетание) 38

обряд «Принятие ислама» 14

обряд «Имянаречение» 48

другие обряды 4 668

какого-либо религиозного течения, принимает определенные нормы и традиции, так он держит себя в этих рамках. Люди, находящиеся на пути к исправлению, как никто нуждаются в духовной поддержке, реализацию которой берут на себя религиозные организации. С учетом появления статистической формы ВРО-3 «Отчет о

результатах деятельности воспитательных и социальных служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» в официальной статистике ФСИН России, впоследствии можно будет проследить тенденции в работе религиозных течений с осужденными и содержащимися под стражей. ф

Ф Ф

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении формы статистической отчетности ВРО-3 «Отчет о результатах деятельности воспитательных и социальных служб учреждений и социальных территориальных органов ФСИН России: приказ ФСИН России от 30.11.2018 № 1174. Доступ из АБД «Нормативные акты УИС.

3. Зауторова Э. В. Воскресная школа в местах лишения свободы // Становление общества знания: новые стратегии науки: сб. научных трудов по материалам VII Международной науч.-практ. конференции (Смоленск, 28 февраля 2019 года). Смоленск. 2019. С. 7-9.

1. Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993 (with account of the amendments introduced by the laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ). Access from Legal Reference System «ConsultantPlus».

2. On approval of the statistical reporting form VRO - 3 «Report on the results of the activities of educational and social services of institutions and social territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia»: Order of the Federal Penitentiary Service of Russia of 30.11.2018 No. 1174. Access from the ADB «Regulatory acts of the criminal-executive system».

3. Zautorova E. V. Sunday school in prisons // The formation of a knowledge society: new science strategies: Collection of scientific papers based on the materials of the VII International Scientific Practical conferences (Smolensk, February 28, 2019). Smolensk 2019. Pp. 7-9.

36 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nomer_2_2020.indd 36

05.02.2020 13:53:43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.