Научная статья на тему 'Принципы взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений'

Принципы взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЕРУЮЩИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / RELIGIOUS ORGANIZATION / PRINCIPLES OF INTERACTION / THE BELIEVING CONVICTS / ACTIVITY OF THE PRIEST IN PENAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченко Д.Э.

В статье рассмотрены принципы (основные начала) взаимодействия органов и учреждений УИС и религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of interaction of bodies and institutions of penal correction system of the Russian Federation and religious associations

In the article the author considers principles (the main beginnings) of interaction of bodies and penal correction system institutions and religious organizations.

Текст научной работы на тему «Принципы взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений»

Д. Э. МАРЧЕНКО D. E. MARCHENKO

начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

Принципы взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений

Principles of interaction of bodies and institutions of penal correction system of the Russian Federation and religious associations

Аннотация. В статье рассмотрены принципы (основные начала) взаимодействия органов и учреждений УИС и религиозных организаций.

Ключевые слова: религиозная организация, принципы взаимодействия, верующие осужденные, деятельность священнослужителя в пенитенциарном учреждении.

Annotation. In the article the author considers principles (the main beginnings) of interaction of bodies and penal correction system institutions and religious organizations.

Key words: the religious organization, the principles of interaction, the believing convicts, activity of the priest in penal institution.

На территории следственных изоляторов и исправительных учреждений ФСИН России действует множество храмов и молельных комнат - православных, католических, мусульманских, буддийских. В колони-

ях работают духовно-образовательные школы, которые обучают осужденных основам вероисповедания.

Со временем стал нормой тот факт, что в число мероприятий, проводимых в исправительных учреждениях, включа-

36

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ются религиозные праздники и религиозные обряды. По инициативе осужденных выпускаются телепрограммы на духовно-религиозную тематику, в которых участвуют священнослужители, помощники начальников территориальных органов по работе с верующими осужденными, представители государственных и муниципальных органов власти, отвечающие за связи с общественностью.

В отрядах осужденные выпускают стенные газеты на духовные темы, в рамках воспитательной работы перед осужденными выступают священнослужители, часто в учреждении проводятся конкурсы по религиозной тематике.

В последние годы число лиц, составляющих религиозные общины в исправительных учреждениях и постоянно посещающих храмы и молельные комнаты, активно возрастает. К примеру, в 2004 году в исправительных учреждениях пенитенциарной системы количество осужденных с различными верованиями составляло примерно 45 тысяч человек. К 2017 году в учреждениях ФСИН России организовано более 1,5 тысяч общин верующих, относящихся в основном к христианской или мусульманской вере. В данных общинах состоят более 90 тысяч осужденных. Если учесть, что в исправительных учреждениях в указанном году отбывало наказание 623 642 осужденных, то число верующих составит более 15 % от указанного количества человек. На сегодняшний день построено 568 объектов для осужденных-христиан (из них три - для лиц с католической верой), 61 - для лиц, исповедующих ислам, 10 - для осужденных-буддистов [1].

По данным, приведенным на сайте Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 2018 год

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

в исправительных колониях и следственных изоляторах имелись 642 храма и молельные комнаты, в которых верующими проводятся религиозные церемонии, обряды, совместные молитвы и праздники с использованием необходимых предметов культа и религиозной литературы.

Таким образом, усилия по религиозному просвещению осужденных и приобщению их к вере, предпринятые руководством ФСИН России совместно с представителями религиозных организаций, привели к положительному результату. Духовный опыт и знания, полученные осужденными в храме, снижают уровень рецидива, укрепляют дисциплину, в целом положительно влияют на исправление осужденных.

Деятельность служителей церкви способствует тому, что осужденный поддерживает полезные связи с родственниками и обществом, помогает в подготовке осужденного к освобождению из исправительного учреждения. Роль священнослужителей при решении вопросов, связанных с условно-досрочным освобождением и заменой наказания на менее суровое, также возрастает.

В настоящее время, несмотря на успехи, достигнутые в духовно-нравственном просвещении осужденных, возникла угроза проникновения исламского экстремистского учения, а также иных верований (сатанинских, апокалипсических, оккультных и так далее), идущих вразрез с каноническими религиями мира, в исправительные учреждения ФСИН России. Следует отметить, что в учреждении не имеют права работать с осужденными как запрещенные (признанные экстремистскими) организации, так и

37

организации, деятельность которых приостановлена. Минюст России ежегодно публикует списки экстремистских псевдорелигиозных организаций. Сотрудники исправительных учреждений в своей работе пользуются информацией, представленной на официальным сайте министерства, а также письменными перечнями запрещенных судом организаций.

Тем не менее по объективным причинам государство не в силах мгновенно реагировать на вновь появляющиеся экстремистские организации и включать их в список запрещенных, что связано в основном с длительностью и процессуальной сложностью процедуры прекращения или приостановления их работы. Кроме того, деятельность многих организаций носит латентный (скрытый) характер, а религиозные объединения на региональном и местном уровнях редко попадают в число запрещенных [2]. Проблем добавляет и тот факт, что в различных государствах мира списки экстремистских организаций разнятся между собой. В Соединенных Штатах Америки и в Великобритании список запрещенных религиозных экстремистских организаций значительно шире, чем в России (42 организации против 19).

Исходя из того, что такие псевдорелигиозные организации имеют серьезную опасность для пенитенциарной системы России, особенно для процесса перевоспитания осужденных, взаимодействие между религиозными организациями и администрацией учреждений требует нового подхода, основанного на недопущении негативного влияния на осужденных и обеспечении их полноценного возвращения в общество. Принципы взаимодействия представителей пени-

тенциарной системы и представителей церкви требуют дальнейшего научного изучения и законодательного закрепления в нормах уголовно-исполнительного права.

Следует отметить, что статус священнослужителя и полномочия администрации по противодействию религиозному экстремизму в учреждении на правовом уровне закреплены недостаточно. В ряде случаев это приводит к попустительству или, наоборот, к превышению имеющихся у сотрудников полномочий.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года среди целого комплекса мероприятий, направленных на обеспечение международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей, не последнее место отводится сотрудничеству пенитенциарных органов со структурами гражданского общества [3].

В связи с тем, что принципы конкретизируют сущность, назначение и закономерности совместной работы, формирование принципов совместной деятельности ФСИН России и религиозных организаций вызывает особый интерес.

В правовой научной литературе нет единства мнений по поводу основных начал взаимодействия правоохранительных органов и общественности. Авторы приводят различные классификации принципов взаимодействия, которые существенно отличаются в количестве принципов и в их формулировке. Вместе с тем суждения большинства авторов имеют много общего.

На наш взгляд, основные начала сотрудничества представителей пенитенциарной системы с представителями

38 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

церкви по вопросам, имеющим отношение к воспитательному процессу осужденных, должны исходить из общих принципов деятельности правоохранительных органов государства.

Анализ различных точек зрения по этому вопросу позволяет нам прийти к следующим выводам:

1. Представляется, что взаимодействие между органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозными организациями может осуществляться не только при соблюдении основных (правовых) принципов деятельности ФСИН России, но и с учетом принципов, следующих из целей и задач такого взаимодействия, призванных обеспечивать его эффективность. Предлагается именовать данные принципы принципами, обеспечивающими эффективность взаимодействия.

2. Правовые (основные) принципы взаимодействия представляют собой закрепленные в нормативных правовых актах исходные начала любого вида совместной деятельности. Эти принципы являются исключительно важными, поскольку напрямую связаны с исполнением Закона. Основными принципами взаимодействия являются принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип законности, принцип гуманизма, принцип гласности. Данные принципы не нуждаются в дополнительной аргументации.

Принципами, обеспечивающими эффективность взаимодействия, на наш взгляд, являются доверие, реальность взаимодействия, преемственность взаимодействия, рационализация, взаимная ответственность за принятие решений, обоснованность взаимодействия, толерантность.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

Рассмотрим указанные принципы подробнее.

Принцип доверия. Честность, порядочность, убежденность во взаимном доверии, взаимопонимание, основанное на добросовестности, должны выступать основой взаимоотношений между учреждениями и религиозными организациями.

Понимая принцип доверия в рамках порядочности и взаимопонимания, необходимо сказать, что оно должно преследовать воспитательные цели, а также цели взаимопомощи в самых разных ситуациях, и в первую очередь в направлении предотвращения рецидива преступлений, ресоциализации осужденных, помощи им в том, чтобы встать на путь правопослушного образа жизни.

Необходимо, чтобы доверие приводило к тому, что действия обеих сторон должны быть взаимно понятны, они не должны противоречить друг другу. Общие задачи обеих сторон должны вести к единому результату.

Принцип реальности взаимодействия заключается в том, что стороны должны принимать во внимание условия, возможности и гарантии своей деятельности в рамках воспитательного процесса. Конечный результат работы священнослужителей в пенитенциарной сфере будет зависеть именно от этого, станет носить продуктивный характер.

Такие свойства, как своевременность, согласованность, непрерывность, целенаправленность, должны являться основой реализации принципа реальности взаимодействия.

Принцип рационализации взаимодействия. Любая деятельность, даже деятельность религиозных организаций, должна совершенствовать работу уч-

39

реждения, привносить в процесс исправления осужденных что-то новое, целесообразное, обеспечивающее стабильное развитие пенитенциарной системы. Используемые религиозными организациями силы и средства должны включаться в определенную стратегию совершенствования, последовательного развития.

Принцип взаимной ответственности за принятие решений. Религиозная организация, которая допускается к работе в пенитенциарном учреждении, должна нести ответственность за поступки и действия своих представителей. Речь идет не только о юридической (уголовной, административной, гражданско-правовой) ответственности, но и об ответственности перед обществом. Руководители религиозной организации должны предельно четко понимать свою ответственность за возможные негативные последствия совместных действий.

Принцип обоснованности взаимодействия. Научность и соразмерность взаимодействия религиозных организаций и учреждений пенитенциарной системы России должны приниматься во внимание в обязательном порядке. Предвидение конечного результата воспитательной работы религиозных учреждений -необходимое условие привлечения их к общению с осужденными. Совместная работа неизменно должна основываться на достижениях современной науки. Это позволяет добиваться оптимального и рационального использования совместных возможностей.

Взаимодействие должно основываться только на действительном состоянии дел, во многом - на целесообразности работы с тем или иным осужденным, группой осужденных.

Принцип толерантности. Конституция и законы Российской Федерации определяют границы толерантности. Нормативные акты показывают неизменное правило, когда реализация прав одного человека не должна нарушать права другого человека. Толерантность выражается в умении выслушать друг друга, найти компромиссы между представителями различных религий. Взаимодействие должно основываться на равенстве религиозных организаций, равенстве граждан в правах и обязанностях, доступности и гарантированности права на свободу вероисповедания.

На основании всего сказанного сформулируем следующее заключение:

1. Организация взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений, в нашем понимании, представляет собой определенную целенаправленную деятельность, включающую в себя властно-распределительные процессы, налаживание устойчивых связей между субъектами этой деятельности, координацию действий и иные управленческие функции.

2. Сущность организации взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений заключается в разработке и осуществлении конкретных мероприятий по реализации намеченных целей и решению задач совместной деятельности.

3. Взаимодействие органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений необходимо рассматривать в качестве составной части организации деятельности пенитенциарной системы и правоохранительных органов в целом.

40

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

4. Представляется вполне обоснованной возможность утверждать, что взаимодействие органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений, являясь одной из функций управленческой деятельности, обеспечивает рациональное разделение труда и согласованность совместных действий, позволяя таким образом экономить силы, средства и время. Взаимодействие направлено на реализацию задач, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями. ф

1. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний // ФСИН России : [сайт]. URL: http://fsin.su/ structure/inspector/iao/Doklad/ (дата обращения: 09.08.2018).

2. Ипполитова А. Г., Марченко Д. Э., Яворский М. А. Свобода вероисповедания и профилактика религиозного экстремизма в исправительных учреждениях ФСИН России : монография. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. 130 с.

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 12. С. 2-14.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.