Научная статья на тему 'Организация работы с верующими осужденными'

Организация работы с верующими осужденными Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1342
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы с верующими осужденными»

О. Г. АНАНЬЕВ старший преподаватель кафедры социальной психологии

и социальной работы Академии ФСИН России

М. И. КУЗНЕЦОВ доцент кафедры юридической психологии и педагогики

Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Организация работы с верующими осужденными

В начальный период деятельности религиозных объединений в исправительных учреждениях нашей страны (90-е годы XX века) количество лиц, относящих себя к верующим, едва доходило до 10 %. На сегодняшний день около 37 % лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, причисляют себя к категории верующих, периодически посещают храмы и молитвенные комнаты в исправительных учреждениях [1]. Это свидетельствуют о том, что за прошедшее время произошли большие изменения в сознании осужденных, а также в духовно-нравственной работе с ними персонала исправительных учреждений (далее также - ИУ).

Сейчас осуществляется тесное взаимодействие официально зарегистрированных религиозных объединений России и уголовно-исполнительной системы (УИС), которое помогает решать следующие задачи (направления деятельности):

- укрепление духовно-нравственного состояния лиц, лишенных свободы, подчинение их закону, извлечение положительных уроков из случившейся ситуации «социального срыва», происшедшей с ними;

- расширение возможностей реализации прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на свободу совести и вероисповедания, содействие процессу гуманизации взаимоотношений между ними.

При организации работы с верующими осужденными необходимо учитывать религиозную обстановку в конкретном исправительном учреждении. Религиозная обстановка в исправительном учреждении - это духовно-нравственная составляющая общности лиц, лишенных свободы, обусловленная уровнем религиозности части из них и соотнесения себя по принадлежности с определенными религиозными объединениями.

Можно выделить основные элементы, характеризующие религиозную обстановку в исправительном учреждении:

- наличие верующих осужденных, исповедующих традиционные религии России (христианство, ислам, буддизм, иудаизм);

- число представителей нетрадиционных религиозных организаций, а также лиц, состоявших ранее в различных сектах, среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su 50

- наличие в ИУ объектов религиозного назначения традиционных религиозных конфессий (храмы, мечети, хурулы, синагоги, молитвенные дома);

- организованное взаимодействие руководителей и специалистов исправительных учреждений с духовенством различных религиозных объединений;

- мероприятия, проводимые с верующими осужденными в соответствии с соглашениями о взаимодействии или планами сотрудничества соответствующего исправительного учреждения и конкретного религиозного объединения;

- возможности реализации права осужденного на личную встречу со священнослужителем своего религиозного объединения.

Для оценки отношения осужденных к деятельности представителей религиозных объединений целесообразно использовать следующие формы и методы:

- анализ устных заявлений (свидетельств) осужденных о принадлежности к религиозной конфессии или организации, наличие у них символов той или иной религии, духовной литературы, предметов религиозного культа и обихода;

- индивидуальная беседа с осужденным (какую религию исповедует, с какого времени, наличие духовника, насколько хорошо знает догмы, совершает ли молитвы, соблюдает ли посты, правила поведения в храме и общения с единоверцами-осужденными);

- наблюдение (непосредственное, опосредованное): характерные признаки поведения и общения верующих осужденных в своей среде и с сотрудниками УИС (отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность, как проводит свободное время, с кем общается, переписывается);

- экспертные оценки повседневно контактирующих с осужденными должностных лиц ИУ - начальников отрядов, психологов, сотрудников других отделов и

служб, работников школы и профессионального училища;

- самооценка отбывающих наказание;

- изучение содержания переписки (телефонных переговоров) с родственниками верующего осужденного.

Состояние религиозной обстановки в ИУ определяет специфику организации работы с верующими осужденными. Для организации эффективной работы с верующими осужденными сотрудникам исправительных учреждений необходимо:

- знать основное содержание религиозного вероучения, которому следует осужденный (иногда это тщательно скрывается);

- предоставлять возможность верующим осужденным в свободное время совершать религиозные обряды, пользоваться религиозной литературой и предметами культа;

- не допускать их принуждения к участию в атеистических мероприятиях или общению с представителями иных религиозных конфессий; не допускать прозелитизма (разубеждения, переубеждения в вере, формирования атеистического мировоззрения), негативных оценок отдельных положений религиозных учений;

- при необходимости устанавливать и поддерживать связи со священнослужителями религиозных организаций и духовниками верующих осужденных.

В организации работы с верующими осужденными целесообразно использовать опыт богослужебной и социальной деятельности в местах лишения свободы Русской православной церкви и других религиозных объединений:

1) богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: совершение богослужений, церковных таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

2) духовно-просветительская деятельность: организация духовно-просветительских бесед и деятельности воскресных школ в следственных изоляторах и испра-

51

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2017

вительных учреждениях; создание и пополнение библиотек при тюремных храмах и молитвенных комнатах;

3) социальная реабилитация (ресоци-ализация) отбывающих наказание: подготовка к освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу); установление и последующее поддержание социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная помощь членам семей осужденных;

4) миссия религиозных конфессий в защиту достоинства, свободы и прав человека, отбывающего наказание в пенитенциарных учреждениях.

Руководители и специалисты уголовно-исполнительной системы при проведении работы с верующими осужденными должны учитывать, что священнослужители религиозных объединений проводят богослужебную, воспитательную и социальную деятельность в отношении лиц, пребывающих в местах лишения свободы, в следующих формах:

- совершение таинств, исполнение обрядов, треб и церемоний;

- проведение бесед и ведение духовной переписки;

- изучение положений религиозных учений конфессий, являющихся традиционными для России;

- обеспечение функционирования воскресных религиозных школ для лиц, лишенных свободы;

- содействие овладению лицами, лишенными свободы, положениями религиозных учений посредством дистанционного и заочного обучения;

- участие священнослужителей религиозных объединений в оказании социальной помощи гражданам по подготовке к освобождению из мест лишения свободы и содействие им в последующей социальной адаптации;

- обсуждение совместно с руководителями и специалистами мест лишения свободы вопросов воспитания, исправления,

ресоциализации и социальной адаптации лиц, отбывающих наказания;

- участие священнослужителей религиозных объединений в реализации индивидуальных программ исправления лиц, отбывающих наказания, к которым они непосредственно привлечены;

- оказание социальной помощи лицам, отбывающим наказания и освобождающимся из мест лишения свободы;

- разъяснение законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях (положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») среди лиц, находящихся в местах лишения свободы, и участие в защите их прав и свобод в случаях нарушений;

- оказание лицам, лишенным свободы, социально-экономической помощи в виде посылок (передач), бандеролей с вложениями предметов первой необходимости и продуктов питания, хранение которых разрешено правилами внутреннего распорядка учреждений УИС;

- приобретение медикаментов и их выдача (только по рекомендации врача медсанчасти учреждения УИС);

- безвозмездная передача лицам, лишенным свободы, индивидуальных предметов религиозного культа, выполненных не из драгоценных металлов и камней, а также религиозной литературы с обязательной ее проверкой сотрудниками служб УИС, обеспечивающих безопасность и проведение профилактических мероприятий (сроки проведения проверок передаваемой литературы могут быть идентичны срокам получения экспертных заключений при назначении соответствующих проверок и экспертиз).

При проведении работы с верующими осужденными необходимо учитывать, что

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

52

существует условное деление их по степени религиозности:

1) демонстрирующие свою принадлежность к религиозным учениям (проявляющие элементы фанатизма) - верят в основные религиозные догматы; сознают себя членами определенной религиозной группы (конфессии); позитивно относятся к основным религиозным нормам и ценностям;

2) считающие себя умеренно верующими (периодически посещающие богослужения) - верят в наиболее важные религиозные догматы; отождествляют себя с определенной религиозной конфессией; позитивно относятся к некоторым религиозным нормам и ценностям;

3) посещающие молитвенные места в ИУ ситуативно и не считающие себя полностью верующими, среди них могут быть колеблющиеся (сомневающиеся в правильности религиозных догматов в сочетании с верой в некоторые из них);

4) неверующие (атеисты) - у них отсутствует идентификация по религиозному принципу, посещение храмов и богослужений они считают абсолютно пустым занятием.

Работу с верующими осужденными рекомендуется осуществлять по следующим основным направлениям:

- реализация прав осужденных и членов их семей на свободу совести;

- духовное просвещение, нравственное воспитание верующих осужденных и членов их семей посредством взаимодействия с представителями религиозных объединений;

- формирование морально-психологической устойчивости на основе религиозного мировоззрения верующих осужденных;

- профилактика конфликтов в исправительном учреждении среди осужденных на основе религиозного мировоззрения верующих;

- социально-психологическая реабилитация осужденных, находящихся в кризисной ситуации, посредством взаимодействия с представителями религиозных конфессий;

- забота об осужденных, имеющих различные заболевания и находящихся на излечении.

Опыт, накопленный в учреждениях УИС в постсоветский период, позволяет рекомендовать проведение комплексной работы с верующими осужденными с подразделением по уровням:

- в исправительном учреждении;

- в отрядах ИУ;

- индивидуально.

При организации работы с верующими осужденными в исправительном учреждении целесообразно:

- не препятствовать посещениям представителей религиозных объединений, с которыми организовано взаимодействие ИУ, для проведения духовно-просветительских бесед, религиозных обрядов и личных встреч с осужденными;

- создать условия для беспрепятственного посещения верующими осужденными богослужений, проводимых священнослужителями (организованный выход из локальных секторов);

- организовывать духовно-нравственные беседы с осужденными, проведение выставок предметов историко-церковного и художественного значения, концертов духовной музыки и песнопений;

- организовывать взаимодействие с представителями различных конфессий при проведении праздников для верующих осужденных в исправительных учреждениях;

- формировать морально-психологическую устойчивость верующих, входящих в группу риска, посредством взаимодействия с представителями религиозных объединений;

- создать в библиотеке исправительного учреждения для верующих осужденных подборку духовной литературы (церковная периодическая печать и другие материалы духовно-просветительного характера различных религиозных объединений);

- оказывать помощь религиозным объединениям в восстановлении или ремонте храмов, мечетей, молельных домов и других

53

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2017

культовых зданий с участием верующих осужденных в свободное от работы время в добровольном порядке.

При проведении работы с верующими осужденными в отрядах исправительного учреждения рекомендуется:

- не препятствовать участию осужденных в совершении религиозных обрядов и реализации их права на личную встречу со священнослужителем религиозного объединения;

- учитывать праздники и традиции религиозных объединений, представители которых (верующие осужденные) отбывают наказание в исправительном учреждении;

- проводить профилактику образования псевдорелигиозных групп в среде осужденных.

При проведении индивидуальной работы с верующими осужденными рекомендуется:

- не препятствовать осужденным в приобретении, хранении и использовании религиозной литературы, в отношении которой проведена экспертная проверка на отсутствие противоправного содержания, а также религиозной атрибутики (при условии, что ношение религиозных символов не будет нарушать требования, установленные Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений [2]);

- проводить личные встречи верующих осужденных со служителями культа для снятия отрицательных переживаний, преодоления душевного дискомфорта, суицидальных настроений;

- поддерживать верующих осужденных в начальный период отбывания наказания с помощью духовенства религиозных объединений;

- интересоваться перепиской верующих осужденных со священнослужителями;

- содействовать духовному просвещению верующих осужденных посредством взаимодействия с представителями религиозных объединений.

В работе с верующими наиболее эффективны индивидуальный и дифферен-

цированный подходы, в рамках которых необходимо учитывать особенности мировоззрения и нравственного сознания этих осужденных. В основе работы с ними всегда должно быть толерантное отношение к ним.

При взаимодействии с представителями религиозных организаций необходимо учитывать, что только систематические встречи и индивидуальная работа с верующими осужденными дадут положительный результат, в то время как видимость сотрудничества только ухудшит их состояние и вызовет недоверие.

В исправительных учреждениях недопустимы элементы религиозного давления на осужденных, так как каждый гражданин в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации имеет полное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Результатами работы с верующими осужденными должны стать:

- реализация их прав на свободу совести и свободу вероисповедания;

- повышение уровня духовного развития и нравственного воспитания осужденных и членов их семей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение количества преступлений и нарушений правил поведения, совершенных осужденными в исправительных учреждениях. ^

1. Душепопечение и социальная помощь заключенным в местах лишения свободы: основные направления : доклад епископа Красногорского Иринарха, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя синодального отдела Русской православной церкви по тюремному служению // Миссия тюремного служения Русской православной церкви и пенитенциарные учреждения : междунар. конф. (Республика Казахстан, Астана, 10 февр. 2017 г.). Документ опубликован не был.

2. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.