О. Г. АНАНЬЕВ старший преподаватель кафедры социальной психологии
и социальной работы Академии ФСИН России
М. И. КУЗНЕЦОВ доцент кафедры юридической психологии и педагогики
Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент
Организация работы с верующими осужденными
В начальный период деятельности религиозных объединений в исправительных учреждениях нашей страны (90-е годы XX века) количество лиц, относящих себя к верующим, едва доходило до 10 %. На сегодняшний день около 37 % лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, причисляют себя к категории верующих, периодически посещают храмы и молитвенные комнаты в исправительных учреждениях [1]. Это свидетельствуют о том, что за прошедшее время произошли большие изменения в сознании осужденных, а также в духовно-нравственной работе с ними персонала исправительных учреждений (далее также - ИУ).
Сейчас осуществляется тесное взаимодействие официально зарегистрированных религиозных объединений России и уголовно-исполнительной системы (УИС), которое помогает решать следующие задачи (направления деятельности):
- укрепление духовно-нравственного состояния лиц, лишенных свободы, подчинение их закону, извлечение положительных уроков из случившейся ситуации «социального срыва», происшедшей с ними;
- расширение возможностей реализации прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на свободу совести и вероисповедания, содействие процессу гуманизации взаимоотношений между ними.
При организации работы с верующими осужденными необходимо учитывать религиозную обстановку в конкретном исправительном учреждении. Религиозная обстановка в исправительном учреждении - это духовно-нравственная составляющая общности лиц, лишенных свободы, обусловленная уровнем религиозности части из них и соотнесения себя по принадлежности с определенными религиозными объединениями.
Можно выделить основные элементы, характеризующие религиозную обстановку в исправительном учреждении:
- наличие верующих осужденных, исповедующих традиционные религии России (христианство, ислам, буддизм, иудаизм);
- число представителей нетрадиционных религиозных организаций, а также лиц, состоявших ранее в различных сектах, среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
[email protected] www.or.fsin.su 50
- наличие в ИУ объектов религиозного назначения традиционных религиозных конфессий (храмы, мечети, хурулы, синагоги, молитвенные дома);
- организованное взаимодействие руководителей и специалистов исправительных учреждений с духовенством различных религиозных объединений;
- мероприятия, проводимые с верующими осужденными в соответствии с соглашениями о взаимодействии или планами сотрудничества соответствующего исправительного учреждения и конкретного религиозного объединения;
- возможности реализации права осужденного на личную встречу со священнослужителем своего религиозного объединения.
Для оценки отношения осужденных к деятельности представителей религиозных объединений целесообразно использовать следующие формы и методы:
- анализ устных заявлений (свидетельств) осужденных о принадлежности к религиозной конфессии или организации, наличие у них символов той или иной религии, духовной литературы, предметов религиозного культа и обихода;
- индивидуальная беседа с осужденным (какую религию исповедует, с какого времени, наличие духовника, насколько хорошо знает догмы, совершает ли молитвы, соблюдает ли посты, правила поведения в храме и общения с единоверцами-осужденными);
- наблюдение (непосредственное, опосредованное): характерные признаки поведения и общения верующих осужденных в своей среде и с сотрудниками УИС (отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность, как проводит свободное время, с кем общается, переписывается);
- экспертные оценки повседневно контактирующих с осужденными должностных лиц ИУ - начальников отрядов, психологов, сотрудников других отделов и
служб, работников школы и профессионального училища;
- самооценка отбывающих наказание;
- изучение содержания переписки (телефонных переговоров) с родственниками верующего осужденного.
Состояние религиозной обстановки в ИУ определяет специфику организации работы с верующими осужденными. Для организации эффективной работы с верующими осужденными сотрудникам исправительных учреждений необходимо:
- знать основное содержание религиозного вероучения, которому следует осужденный (иногда это тщательно скрывается);
- предоставлять возможность верующим осужденным в свободное время совершать религиозные обряды, пользоваться религиозной литературой и предметами культа;
- не допускать их принуждения к участию в атеистических мероприятиях или общению с представителями иных религиозных конфессий; не допускать прозелитизма (разубеждения, переубеждения в вере, формирования атеистического мировоззрения), негативных оценок отдельных положений религиозных учений;
- при необходимости устанавливать и поддерживать связи со священнослужителями религиозных организаций и духовниками верующих осужденных.
В организации работы с верующими осужденными целесообразно использовать опыт богослужебной и социальной деятельности в местах лишения свободы Русской православной церкви и других религиозных объединений:
1) богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: совершение богослужений, церковных таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
2) духовно-просветительская деятельность: организация духовно-просветительских бесед и деятельности воскресных школ в следственных изоляторах и испра-
51
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2017
вительных учреждениях; создание и пополнение библиотек при тюремных храмах и молитвенных комнатах;
3) социальная реабилитация (ресоци-ализация) отбывающих наказание: подготовка к освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу); установление и последующее поддержание социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная помощь членам семей осужденных;
4) миссия религиозных конфессий в защиту достоинства, свободы и прав человека, отбывающего наказание в пенитенциарных учреждениях.
Руководители и специалисты уголовно-исполнительной системы при проведении работы с верующими осужденными должны учитывать, что священнослужители религиозных объединений проводят богослужебную, воспитательную и социальную деятельность в отношении лиц, пребывающих в местах лишения свободы, в следующих формах:
- совершение таинств, исполнение обрядов, треб и церемоний;
- проведение бесед и ведение духовной переписки;
- изучение положений религиозных учений конфессий, являющихся традиционными для России;
- обеспечение функционирования воскресных религиозных школ для лиц, лишенных свободы;
- содействие овладению лицами, лишенными свободы, положениями религиозных учений посредством дистанционного и заочного обучения;
- участие священнослужителей религиозных объединений в оказании социальной помощи гражданам по подготовке к освобождению из мест лишения свободы и содействие им в последующей социальной адаптации;
- обсуждение совместно с руководителями и специалистами мест лишения свободы вопросов воспитания, исправления,
ресоциализации и социальной адаптации лиц, отбывающих наказания;
- участие священнослужителей религиозных объединений в реализации индивидуальных программ исправления лиц, отбывающих наказания, к которым они непосредственно привлечены;
- оказание социальной помощи лицам, отбывающим наказания и освобождающимся из мест лишения свободы;
- разъяснение законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях (положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») среди лиц, находящихся в местах лишения свободы, и участие в защите их прав и свобод в случаях нарушений;
- оказание лицам, лишенным свободы, социально-экономической помощи в виде посылок (передач), бандеролей с вложениями предметов первой необходимости и продуктов питания, хранение которых разрешено правилами внутреннего распорядка учреждений УИС;
- приобретение медикаментов и их выдача (только по рекомендации врача медсанчасти учреждения УИС);
- безвозмездная передача лицам, лишенным свободы, индивидуальных предметов религиозного культа, выполненных не из драгоценных металлов и камней, а также религиозной литературы с обязательной ее проверкой сотрудниками служб УИС, обеспечивающих безопасность и проведение профилактических мероприятий (сроки проведения проверок передаваемой литературы могут быть идентичны срокам получения экспертных заключений при назначении соответствующих проверок и экспертиз).
При проведении работы с верующими осужденными необходимо учитывать, что
[email protected] www.or.fsin.su
52
существует условное деление их по степени религиозности:
1) демонстрирующие свою принадлежность к религиозным учениям (проявляющие элементы фанатизма) - верят в основные религиозные догматы; сознают себя членами определенной религиозной группы (конфессии); позитивно относятся к основным религиозным нормам и ценностям;
2) считающие себя умеренно верующими (периодически посещающие богослужения) - верят в наиболее важные религиозные догматы; отождествляют себя с определенной религиозной конфессией; позитивно относятся к некоторым религиозным нормам и ценностям;
3) посещающие молитвенные места в ИУ ситуативно и не считающие себя полностью верующими, среди них могут быть колеблющиеся (сомневающиеся в правильности религиозных догматов в сочетании с верой в некоторые из них);
4) неверующие (атеисты) - у них отсутствует идентификация по религиозному принципу, посещение храмов и богослужений они считают абсолютно пустым занятием.
Работу с верующими осужденными рекомендуется осуществлять по следующим основным направлениям:
- реализация прав осужденных и членов их семей на свободу совести;
- духовное просвещение, нравственное воспитание верующих осужденных и членов их семей посредством взаимодействия с представителями религиозных объединений;
- формирование морально-психологической устойчивости на основе религиозного мировоззрения верующих осужденных;
- профилактика конфликтов в исправительном учреждении среди осужденных на основе религиозного мировоззрения верующих;
- социально-психологическая реабилитация осужденных, находящихся в кризисной ситуации, посредством взаимодействия с представителями религиозных конфессий;
- забота об осужденных, имеющих различные заболевания и находящихся на излечении.
Опыт, накопленный в учреждениях УИС в постсоветский период, позволяет рекомендовать проведение комплексной работы с верующими осужденными с подразделением по уровням:
- в исправительном учреждении;
- в отрядах ИУ;
- индивидуально.
При организации работы с верующими осужденными в исправительном учреждении целесообразно:
- не препятствовать посещениям представителей религиозных объединений, с которыми организовано взаимодействие ИУ, для проведения духовно-просветительских бесед, религиозных обрядов и личных встреч с осужденными;
- создать условия для беспрепятственного посещения верующими осужденными богослужений, проводимых священнослужителями (организованный выход из локальных секторов);
- организовывать духовно-нравственные беседы с осужденными, проведение выставок предметов историко-церковного и художественного значения, концертов духовной музыки и песнопений;
- организовывать взаимодействие с представителями различных конфессий при проведении праздников для верующих осужденных в исправительных учреждениях;
- формировать морально-психологическую устойчивость верующих, входящих в группу риска, посредством взаимодействия с представителями религиозных объединений;
- создать в библиотеке исправительного учреждения для верующих осужденных подборку духовной литературы (церковная периодическая печать и другие материалы духовно-просветительного характера различных религиозных объединений);
- оказывать помощь религиозным объединениям в восстановлении или ремонте храмов, мечетей, молельных домов и других
53
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2017
культовых зданий с участием верующих осужденных в свободное от работы время в добровольном порядке.
При проведении работы с верующими осужденными в отрядах исправительного учреждения рекомендуется:
- не препятствовать участию осужденных в совершении религиозных обрядов и реализации их права на личную встречу со священнослужителем религиозного объединения;
- учитывать праздники и традиции религиозных объединений, представители которых (верующие осужденные) отбывают наказание в исправительном учреждении;
- проводить профилактику образования псевдорелигиозных групп в среде осужденных.
При проведении индивидуальной работы с верующими осужденными рекомендуется:
- не препятствовать осужденным в приобретении, хранении и использовании религиозной литературы, в отношении которой проведена экспертная проверка на отсутствие противоправного содержания, а также религиозной атрибутики (при условии, что ношение религиозных символов не будет нарушать требования, установленные Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений [2]);
- проводить личные встречи верующих осужденных со служителями культа для снятия отрицательных переживаний, преодоления душевного дискомфорта, суицидальных настроений;
- поддерживать верующих осужденных в начальный период отбывания наказания с помощью духовенства религиозных объединений;
- интересоваться перепиской верующих осужденных со священнослужителями;
- содействовать духовному просвещению верующих осужденных посредством взаимодействия с представителями религиозных объединений.
В работе с верующими наиболее эффективны индивидуальный и дифферен-
цированный подходы, в рамках которых необходимо учитывать особенности мировоззрения и нравственного сознания этих осужденных. В основе работы с ними всегда должно быть толерантное отношение к ним.
При взаимодействии с представителями религиозных организаций необходимо учитывать, что только систематические встречи и индивидуальная работа с верующими осужденными дадут положительный результат, в то время как видимость сотрудничества только ухудшит их состояние и вызовет недоверие.
В исправительных учреждениях недопустимы элементы религиозного давления на осужденных, так как каждый гражданин в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации имеет полное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Результатами работы с верующими осужденными должны стать:
- реализация их прав на свободу совести и свободу вероисповедания;
- повышение уровня духовного развития и нравственного воспитания осужденных и членов их семей;
- снижение количества преступлений и нарушений правил поведения, совершенных осужденными в исправительных учреждениях. ^
1. Душепопечение и социальная помощь заключенным в местах лишения свободы: основные направления : доклад епископа Красногорского Иринарха, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя синодального отдела Русской православной церкви по тюремному служению // Миссия тюремного служения Русской православной церкви и пенитенциарные учреждения : междунар. конф. (Республика Казахстан, Астана, 10 февр. 2017 г.). Документ опубликован не был.
2. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[email protected] www.or.fsin.su
54