Научная статья на тему 'Опыт работы религиозных организаций зарубежных стран в процессе ресоциализации осужденных'

Опыт работы религиозных организаций зарубежных стран в процессе ресоциализации осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ КОНФЕССИИ / TRADITIONAL FAITHS / ИНСТИТУТ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ / INSTITUTE OF PRISON SERVICE / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PENAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сивова А.А.

В статье рассматривается опыт участия представителей традиционных конфессий в процессе духовно-нравственного воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран. Анализируется институт тюремного служения Чешской Рес-публики и определяется его роль в ресоциализации лиц, находящихся в местах лишения свободы, и их дальнейшей успешной интеграции с обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the religious organizations of foreign countries in the course of resocialization of convicts

This article is devoted to the experience of participation of representatives of traditional religions in the course of spiritual and moral education of the condemned in foreign penal institutions. The institute of prison service of the Czech Republic and its role in resocialization of the persons in places of detention and their further successful integration into society are analyzed.

Текст научной работы на тему «Опыт работы религиозных организаций зарубежных стран в процессе ресоциализации осужденных»

А. А. СИВОВА ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

A. A. SIVOVA

кандидат филологических наук, майор внутренней службы

Опыт работы религиозных организаций зарубежных стран в процессе ресоциализации осужденных

Experience of the religious organizations of foreign countries in the course of resocialization of convicts

#

Аннотация. В статье рассматривается опыт участия представителей традиционных конфессий в процессе духовно-нравственного воспитания осужденных в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран. Анализируется институт тюремного служения Чешской Республики и определяется его роль в ресоциали-зации лиц, находящихся в местах лишения свободы, и их дальнейшей успешной интеграции с обществом.

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, традиционные конфессии, институт тюремного служения, ресоциализация, духовно-нравственное воспитание.

Annotation. This article is devoted to the experience of participation of representatives of traditional religions in the course of spiritual and moral education of the condemned in foreign penal institutions. The institute of prison service of the Czech Republic and its role in resocialization of the persons in places of detention and their further successful integration into society are analyzed.

Key words: penal institutions, traditional faiths, institute of prison service, resocialization, spiritual and moral education.

#

Наказание в виде лишения свободы осужденных преступников не только исторически, но и генетически связано с религиозной доктриной и практикой, так как оно формировалось на протяжении многих лет в монотеистическом континууме государств Европы и Азии, благодаря чему церковь в большинстве стран современного мира обладает тысячелетним опы-

том позитивного нравственно-духовного и воспитательно-образовательного воздействия на осужденных к лишению свободы, включая попечение, миссионерство и катехизацию, а также помощь в социальной реабилитации и постпенитенциарной адаптации [1].

Одной из задач системы исполнения наказаний является создание благоприятного морально-психологическо-

46

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

го климата в среде лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, что, несомненно, положительно влияет на коммуникацию и взаимоотношения между осужденными. Большую роль в этом играет тюремное служение: представители традиционных конфессий выступают своего рода посредниками между осужденными и внешней действительностью, способствуют их успешной ресоциализации и дальнейшей эффективной интеграции с обществом. Следовательно, религиозное воздействие рассматривается нами как неотъемлемая составляющая воспитательного процесса, одна из форм общественного воздействия, поддерживаемого государственной властью и имеющего устойчивый и системный характер. Представители религиозных организаций, обеспечивая духовно-пастырское окормление заключенных в местах принудительного содержания, способствуют также и социальной адаптации осужденных через возрождение религиозности и духовно-нравственных ценностей, которые помогут после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей.

Как известно, современные международные акты провозглашают высшей ценностью государств (их участников) права и свободы человека, а свободу совести и вероисповедания признают одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности, не допуская различий в возможностях их реализации.

Именно отсюда проистекают гарантии равенства религиозных организаций. Согласно ст. 18 Международного пакта «О гражданских и политических правах», каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по

своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении. В коллективной монографии «Проблемы противодействия религиозному экстремизму и пути формирования веротерпимости в местах лишения свободы» уточняется, что «схожее понимание в данное право закладывается и ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод» [2].

Необходимо отметить, что в ряде стран деятельность религиозных организаций в пенитенциарных учреждениях ограничена или запрещена. Так, с 2011 года в Казахстане законодательно запрещено проведение богослужений, религиозных обрядов, церемоний и собраний, а также миссионерская деятельность на территории и в зданиях государственных органов. Часть 4 ст. 7 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» допускает священнослужителей религиозных объединений, зарегистрированных в установленном порядке, к лицам, содержащимся в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества, и лицам, находящимся в учреждениях, исполняющих наказания, лишь в случае ритуальной необходимости [3]. Законодательство отдельных стран устанавливает категорический запрет на общение осужденных со священнослужителями любых конфессий (Вьетнам).

Европейские страны (Италия, Германия, Великобритания, Голландия, Финляндия и др.) имеют свою историю пастырского тюремного служения, правовой основой для которого являются Европейские пенитенциарные правила, дополненные внутригосударственными законами, положениями и инструк-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2018

47

циями, которые предполагают наличие штатных должностей священнослужителей в исправительных учреждениях. В осуществлении тюремного служения представители традиционных религий и конфессий сотрудничают с органами государственной власти, а также благотворительными и иными некоммерческими организациями, социально ориентированным бизнес-сообществом.

С точки зрения исследования институтов тюремного служения зарубежных стран наибольшей интерес представляет текущее состояние организации деятельности священнослужителей в учреждениях пенитенциарной системы Чешской Республики (Чехии), где капелланское служение стало возможным только с начала 90-х годов прошлого века.

Пастырское тюремное служение в Чехии осуществляется в соответствии с международными нормативными правовыми актами, Законом № 555/1992 Сб. о тюремной службе и судебной практике (п. 2 раздел 1), Законом № 169/1999 Coll. о лишении свободы (раздел 20), Законом № 293/1993 Coll. о порядке содержания под стражей (статья 15), Законом № 129/2008 Coll. о выполнении задержания (§ 11) и Законом № 3/2002 Сб. о свободе религии и статусе церквей и религиозных обществ (§ 7 п. б), а также ведомственными актами, Регламентом № 67 от 21.11.2013, утверждающим Соглашение о духовном обслуживании, подписанное между тюремной службой Чешской Республики и Чешской епископской конференцией. Данные документы законодательно закрепляют условия взаимного сотрудничества и помощи Чешской тюремной службы и религиозных организаций в их духовной и образовательной деятельности с лицами, находящимися в местах лишения свободы [4].

Законодатель определяет, что в осуществлении пасторского тюремного

служения священнослужители должны действовать на основе сотрудничества и взаимной терпимости отдельных церквей, сотрудничать с персоналом тюрем на всех уровнях управления, чтобы создать подходящие условия для духовной и пасторской деятельности. Уполномоченные лица церкви имеют право участвовать в соответствующих формах духовного образования; запрашивать информацию о статусе и поведении обвиняемых, осужденных и заключенных; знакомиться с личными делами осужденных, обвиняемых и заключенных с их согласия; доставлять в тюрьму или учреждение, в котором они осуществляют духовную и пастырскую деятельность, реквизиты, необходимые для осуществления религиозных обрядов.

В 2016 году в чешских исправительных учреждениях осуществляли свою духовную деятельность 43 капеллана из 11 церквей, 10 из которых находились в тюрьмах полный рабочий день, другие, включая одного священника, работающего по договору, посещали их в определенные часы. В пяти из 35 тюрем, находящихся на территории Чехии, штатные должности капелланов до сих пор не созданы. Духовную помощь осужденным здесь оказывают представители церкви на добровольных началах. Так, в 2016 году 224 добровольца, в том числе члены религиозного общества «Свидетели Иеговы», посещали заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях [5].

Институт тюремного служения Чехии представлен такими структурными единицами, как «Тюремная духовная служба» (ТДС) и «Тюремная духовная забота» (ТДЗ). В своей деятельности священнослужители и волонтеры прибегают к следующим формам работы: духовно-просветительские беседы, преподавание осужденным основ религиозной культуры, проведение культурно-массовых

48

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

мероприятий (конкурсы, фестивали, праздничные концерты, спортивные соревнования и др.); оказание помощи администрации учреждений УИС в оборудовании молитвенных помещений для заключенных и сооружении тюремных храмов; совершение богослужений, церковных таинств и религиозных обрядов; проведение индивидуальных собеседований (индивидуальных исповедей), общих бесед, проповедей и др.

По данным годовых отчетов, поступивших из тюрем, священнослужители (падре) и добровольцы систематически работали с 1 497 осужденными, находящимися в местах лишения свободы Чехии. Они оказывали духовные услуги нуждающимся в них осужденным в форме индивидуальных бесед и групповых мероприятий. Согласно статистическим данным, предоставленным администрацией исправительных учреждений, в период с 2014 по 2016 год наблюдается рост числа проведенных групповых мероприятий: в 2014 году - 6 203, в 2015-м -7 127 и в 2016-м - 7 055. Однако следует отметить, что число индивидуальных бесед в 2016 году по сравнению с 2014 и 2015 годами значительно уменьшилось и составило 13 914 (2014 - 14 434, 2015 -16 480) [5].

ТДС представляет главный капеллан, духовное лицо, принятое на должность на основании верительного листа, зарегистрированного церковью, который в соответствии с условиями договора о ТДС отчитывается за проделанную работу непосредственно перед главным управляющим кабинета Генерального управления тюремной службы. В целях реализации права осужденных на свободу вероисповедания капеллан своей деятельностью гарантирует всеобщий характер взаимодействия различных церквей и религиозных организаций в тюрьме и соблюдение равенства всех признанных государством религиозных конфессий. В его обязанно-

сти входит проведение индивидуальных пасторских встреч и бесед с заключенными и обвиненными, богослужений или обеспечение их проведения в сотрудничестве с представителями зарегистрированных церквей, обеспечивающих добровольную духовную службу. Представители «Тюремной духовной службы» организуют групповое или индивидуальное изучение Библии, инициируют в тюрьмах деятельность всех приходящих церквей и религиозных групп, оказывающих добровольную помощь, организуют культурные мероприятия духовного содержания; обеспечивают лиц, находящихся в местах лишения свободы, пригодной для этой цели литературой, аудио- и видеоматериалами. В целях восстановления социально-полезных связей осужденных капеллан по возможности налаживает пастырские отношения с родственниками и близкими обвиненных и осужденных. Важным направлением деятельности тюремных церковных служащих Чехии является постпенитенциарное сопровождение лиц, освободившихся или готовящихся к освобождению из мест лишения свободы: выстроен конструктивный диалог с негосударственными и церковными организациями с целью создания условий для выходящих на свободу, а также для нуждающихся заключенных (например, Армия спасения, проводящая значительную работу по оказанию такой помощи).

Ежедневно капелланы сотрудничают с сотрудниками тюрьмы, в случае необходимости участвуют в рабочих заседаниях исправительного учреждения, знакомятся с личными делами осужденных, которых они окормляют, выступают как советники начальника тюрьмы в области церковной проблематики и новых религиозных течений.

Проводя более половины рабочего времени в непосредственном контакте с заключенными, капеллан в своей де-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2018

49

ятельности придерживается установленных норм уголовно-исполнительных нормативных правовых документов и правил внутреннего распорядка тюрем.

Деятели тюремной службы формально представляют все религиозные конфессии и общества, поэтому обязаны осторожно и толерантно относиться к религиозным требованиям, расходящимся с их вероисповеданием. В чешских пенитенциарных учреждениях в интересах соблюдения права осужденных на свободу вероисповедания запрещается миссионерская деятельность в пользу одной конкретной религии.

Представители ТДС, капелланы взаимодействуют с ТДЗ, негосударственной организацией христиан, священнослужителями и добровольцами, осуществляющими свою деятельность от имени зарегистрированной в Чешской Республике церкви и имеющими благо-словление оказывать духовную помощь в тюрьмах. «Тюремная духовная забота» тесно сотрудничает с Экуменическим советом церквей и Чешской епископской конференцией. Представители ТДЗ на добровольной основе создают соответствующие условия для работы священнослужителей в пенитенциарных учреждениях. Также члены организации сотрудничают с теми, кто занят тюремной работой в сфере обмена опытом и оказания помощи при духовной, пастырской и образовательной деятельности с осужденными.

Церкви, действующие в гражданском объединении «Тюремная духовная забота», и их уполномоченные представители, занимающиеся предоставлением тюремной духовной помощи, равны друг другу, пользуются одинаковыми правами и обязанностями и соблюдают пастырские принципы. Церкви отдельных деноминаций полностью уважают богословские и пастырские различия. Таким образом, тюремная среда воспринимается не как

территория для продвижения своих собственных интересов, а как пространство для служения в духе Евангелия [6]. Следовательно, член ТДЗ должен полностью признавать право человека на вероисповедание, уважать его религиозные корни, традиции и происхождение, способствовать преемственности его первоначальной церковной традиции, тесно сотрудничать с представителями других церквей, не ограничивать их и не мешать их деятельности.

Ежегодно растет количество осужденных, получающих систематический духовный уход. В 2016 году «Тюремная духовная забота» Чехии охватила 1 497 лиц, содержащихся в местах лишения свободы, что на 8 % больше, чем в 2014 году (1 382), и на 23 % больше, чем в 2015 году (1 217) [4].

Современное состояние пенитенциарных учреждений предполагает необходимость внедрения новых и усовершенствования имеющихся форм и методов воспитательного воздействия на осужденных. Служба духовной заботы Чехии в 2016 году успешно завершила проект «Библия в тюрьме». Благодаря спонсорам и издателям Чешской библейской компанией выпущено 1 000 экземпляров Библии (содержащей Ветхий и Новый завет), которые имели графические логотипы ТДС и ТДЗ. Они предназначались исключительно для использования в тюрьмах.

Особое значение в чешской пенитенциарной системе имеет содействие церковных организаций социальной адаптации осужденных: участие священнослужителей и волонтеров в подготовке осужденных к освобождению из исправительных учреждений и жизни на свободе, восстановление социально полезных связей заключенных, юридическая, психологическая, медицинская и иная помощь освободившимся из мест принудительного содержания. Священ-

50

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

нослужитель направляет осужденных на осмысление и переоценку содеянных ими преступлений, способствует укреплению духовно-волевых качеств, призывает к покаянию и искуплению греха совершенного преступления. Духовно-нравственные беседы представителей традиционных конфессий нацелены на духовное обогащение, нравственное обновление, изменение жизненных установок после отбытия наказания и формирование религиозного правосознания.

Необходимо отметить, что представители «Тюремной духовной службы» и «Тюремной духовной заботы» проходят обязательную подготовку, позволяющую им заниматься тюремным служением. Капеллан получает квалификацию по окончании вступительного курса. Даже волонтеры «Тюремной духовной заботы» обязательно проходят курс подготовки, который проводится совместно с тюремной службой. Это двухдневный курс-семинар, по окончании которого волонтеры сдают итоговую квалификационную работу. Итак, требования для капеллана: подготовка и профессиональное обучение по специфическим образовательным, духовным и социальным программам.

В целом можно сказать, что институт тюремного служения Чехии функционирует достаточно эффективно, а также имеет большой опыт работы в плане межконфессиональных отношений. Анализ организации пасторского служения в чешских тюрьмах позволил дифференцировать основные направления деятельности священнослужителей в пенитенциарных учреждениях: духовно-просветительская деятельность, богослужебная деятельность и пастырское душепопечение, диакони-ческое служение и ресоциализация, защита достоинства, свободы и прав человека в местах лишения свободы, а также финансовая поддержка, сбор и распределение продуктов, вещей и медикаментов.

Исходя из изложенного, можно сказать, что методы тюремного служения Чехии, используемые представителями «Тюремной духовной службы» и «Тюремной духовной заботы», актуальны и для стран, только начинающих тюремное служение на постоянной основе. Несомненно, представляется целесообразным наличие штатных должностей пенитенциарных священнослужителей, что способствует привлечению внимания общественности к идеям ресоциализации (реадаптации) осужденных, участию общественных организаций в деятельности пенитенциарных учреждений. ф

1. Лещенко В. Г. Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Екатеринбург, 2012. 28 с.

2. Оганесян С. С., Габараев А. Ш., Годова-нец О. Г., Казберов П. Н., Ушков Ф. И. Проблемы противодействия религиозному экстремизму и пути формирования веротерпимости в местах лишения свободы : монография. М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2017. С. 75.

3. О религиозной деятельности и религиозных объединениях : закон Республики Казахстан // Религия и право : [сайт]. URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?ELEMENT_ ID=3542.

4. Официальный сайт «Тюремной духовной службы» Чешской Республики. URL: http://www.vdpcr.eu/kodex-ekum.spoluprace. html (дата обращения: 19.02.2018).

5. Официальный сайт Тюремной службы Чешской Республики. URL: http://vscr.cz/ (дата обращения: 19.02.2018).

6. Сивова А. А. Реализация права осужденных на свободу вероисповедания: институт тюремных священнослужителей Российской Федерации и Чешской Республики // Актуальные проблемы защиты прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : сб. материалов круглого стола. 2018. С. 342-346.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2018

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.