Научная статья на тему 'Исторический опыт взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с православной церковью и другими религиозными объединениями в сфере работы с осужденными'

Исторический опыт взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с православной церковью и другими религиозными объединениями в сфере работы с осужденными Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАКАЗАНИЕ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PENAL CORRECTION SYSTEM / PUNISHMENT / RELIGION / RELIGIOUS ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимова Н.Н.

В статье затронута проблема взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества. Исторически обоснована эффективность использования потенциала религиозных конфессий в реализации воспитательной работы с осужденными и лицами, освободившимися из мест заключения. Представлен ретроспективный анализ основных этапов развития традиции духовного попечения, обоснована историческая обусловленность превалирующей роли православной религии среди иных мировых конфессий, систематизированы основные направления совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical experience of interaction of penal correction system of Russia with the orthodox church and other religious associations in the sphere of work with convicts

In the article the issue of interaction of penal correction system with institutes of civil society is considered. The efficiency of use of potential of religious faiths in realization of educational work with the convicts and persons released from jails is historically proved. The retrospective analysis of the main stages of development of tradition of spiritual care is submitted, the historical conditionality of the prevailing role of the orthodox religion among other world faiths is proved, the main directions of joint activity are classified.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с православной церковью и другими религиозными объединениями в сфере работы с осужденными»

Н. Н. ТРОФИМОВА начальник кафедры гуманитарных N N ТКОИМОУЛ и социально-экономических дисциплин

ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

Исторический опыт взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с православной церковью и другими религиозными объединениями в сфере работы с осужденными

Historical experience of interaction of penal correction system of Russia with the orthodox church and other religious associations in the sphere of work with convicts

Аннотация. В статье затронута проблема взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества. Исторически обоснована эффективность использования потенциала религиозных конфессий в реализации воспитательной работы с осужденными и лицами, освободившимися из мест заключения. Представлен ретроспективный анализ основных этапов развития традиции духовного попечения, обоснована историческая обусловленность превалирующей роли православной религии среди иных мировых конфессий, систематизированы основные направления совместной деятельности.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, наказание, религия, религиозные объединения.

Annotation. In the article the issue of interaction of penal correction system with institutes of civil society is considered. The efficiency of use of potential of religious faiths in realization of educational work with the convicts and persons released from jails is historically proved. The retrospective analysis of the main stages of development of tradition of spiritual care is submitted, the historical conditionality of the prevailing role of the orthodox religion among other world faiths is proved, the main directions of joint activity are classified.

Key words: penal correction system, punishment, religion, religious associations.

48

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Изучение истории создания и функционирования органов и учреждений, исполнявших уголовные наказания в России, их места и роли в государственных структурах на различных временных этапах, степени влияния на общественное сознание вряд ли когда-либо утратит свою актуальность. Формирование развернутого представления о многовековом историческом пути, пройденном нашими предшественниками, является неотъемлемым условием процесса совершенствования профессионального уровня современного сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний. В конечном счете, без этого нельзя быть хорошим специалистом своего дела. В настоящее время, когда масштабные преобразования системы, исполняющей уголовные наказания в Российской Федерации, еще не завершены, а, более того, восходят на новый виток, обусловленный принятием Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"», исследование исторических закономерностей, прогрессивных идей, успехов и ошибок имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

Уголовно-исполнительная система России (далее также - УИС) имеет уникальный характер. С одной стороны, она представляет собой закрытое, замкнутое, изолированное образование, которое ограждает общество от лиц, преступивших закон и представляющих социальную опасность для его нормального функционирования. С другой стороны, в местах лишения свободы отбы-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019

вает наказание огромное количество людей, каждый из которых является личностью, обладает индивидуальностью и отнюдь не лишен положительных качеств. В совокупности они представляют собой целый пласт нашего общества (согласно статистической информации по состоянию на 01.10.2018, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось 575 686 человек [1]), который, несмотря на свой специфический социальный статус, обладает неотъемлемым набором прав и обязанностей, традиций, обычаев, привязанностей и устоев. Игнорировать их мы не вправе. В этой связи залогом успешного функционирования УИС является умелое балансирование между указанными выше особенностями, а важной составляющей ее деятельности - взаимосвязь не только с государственными органами, но и с институтами гражданского общества.

Ключевой идеей современной пенитенциарной системы Российской Федерации является исправление осужденных и профилактика рецидива преступлений. В статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации законодатель четко определяет ориентиры в достижении данной цели: формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения [2]. При этом в качестве основных средств исправления наряду с установлением особого порядка исполнения и отбывания наказания, общественно полезным трудом, получением образования и прохождением профессионального обучения определяются воспитательная работа и общественное воздействие. Уголовное

49

наказание может стать результативным средством исправления личности человека, преступившего закон, только при условии единения методов общественного и государственного воздействия на осужденных. Только такой симбиоз позволит максимально эффективно изменить мировоззрение осужденного, трансформировать его идеалы, сформировать этические правила поведения, привить ему необходимость строгого соблюдения норм права и морали, чувства уважения к достоинствам и свободам иных людей.

Общеизвестно, что одной из древнейших и не утративших до настоящего времени своей популярности форм общественного сознания является религия. Она, как способ отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, основанная на вере в сверхъестественное, выступает эффективным средством наполнения идеологии осужденных новым, особым смыслом. Специфика религиозного сознания позволяет понимать наказание не как месть или кару, а как средство внутреннего очищения от греха. Такая позиция наиболее соответствует современным реалиям российского общества в целом и УИС в частности.

Благополучие общества зависит от множества факторов: экономических кризисов, политической ситуации, культурного уровня и других. Немаловажное место среди них занимает духовно-нравственная составляющая. К сожалению, падение нравственных устоев, ориентация на сиюминутные, но не вечные идеалы, пропаганда сомнительных идей - это проблема общенационального масштаба, которая не может не сказываться на деятельности пенитенциарных учреждений со строгими внутрен-

ними порядками, правилами, устоями и собственной тюремной субкультурой. В таких условиях руководство ФСИН России акцентирует внимание на высокой роли воспитательного воздействия на осужденных, которое, согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, положившей начало реформированию старой пенитенциарной системы, должно осуществляться путем «совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества» [3].

Общеизвестно, что нравственному совершенствованию людей в достаточно высокой степени способствует такая форма духовной культуры, как религия. Более того, ее воспитательный потенциал, в том числе и в работе с осужденными, апробирован в течение длительного исторического периода. Следовательно, одним из способов духовно-нравственного воспитания осужденных является привлечение религиозных объединений к сложному и многогранному процессу исправления. Очевидность данного факта, а также незаменимость подобных мер, равно как и важность участия религиозных организаций в работе уголовно-исполнительной системы, положительные результаты ее увеличивающегося влияния, регулярно подчеркиваются руководством службы исполнения наказаний.

История возникновения взаимоотношений между служителями религий и лицами, преступившими установленные в обществе нормы, восходит своими истоками к моменту появления феномена «наказание» как средства принуждения, в котором воплощается определенная степень неодобрения поведения личности в виде вполне конкретного ограничения его прав, свобод и интере-

50

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

сов, а также причинения определенных лишений и страданий. Наиболее показательна в этом отношении история христианской религии. Как известно, распространение этой религии в первый период ее существования было сопряжено с многочисленными трудностями, гонениями на верующих и причиняемыми им страданиями. В таких условиях тюрьма для первых христиан была очевидной перспективой их дальнейшего существования. Именно там они начали использовать веру как способ утешения и облегчения страданий заключенных. По мере распространения христианства попечение о заключенных стало носить традиционный характер наряду с защитой угнетенных и слабых, заботой о неимущих, больных, увечных, престарелых. Эта деятельность не ослабевала и в дальнейшем, став сначала неотъемлемой частью миссии, а потом и обязанностью, цель которой заключалась в нравственно-религиозном исправлении лиц, преступивших закон.

Интересен тот факт, что эффективность воздействия религии на осужденных, равно как и степень проникновения в места лишения свободы, во все исторические периоды зависела от государственной власти, которая, в свою очередь, определяла пределы такого взаимодействия, оказывала помощь в деле попечения, устанавливала привилегии и так далее. Ярким свидетельством является опыт российского государства.

В России традиция духовного попечения о лицах, преступивших закон, имеет многовековую историю. Первые сведения о проявлении милосердия по отношению к людям, лишенным свободы, относятся к XI веку [4]. Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных относил

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019

к ведению церкви богадельни, странноприимные дома. Финансирование этих нужд государство предполагало осуществлять посредством сбора десятины. Так начала формироваться практика духовно-нравственного воспитания преступников.

Характер взаимоотношений определялся той сущностью, которую государство вкладывало в содержание наказания на разных этапах его развития. В Древней Руси и Московском государстве наказания носили устрашающий характер и были направлены на расправу с человеком, преступившим закон. В наибольшей степени распространение получали весьма жестокие виды, формы исполнения которых наиболее ярко иллюстрировали людям последствия совершенного преступления. При этом расчет был сделан на то, чтобы выработать чувство страха, причем именно перед сверхъестественными силами, потусторонним миром.

В эпоху Петра I карательный характер наказания только усилился. Оно представляло собой средство проявления силы, олицетворением которой являлось государство. Несомненным помощником в этом являлась христианская церковь, которая способствовала формированию общепринятых правил и норм, в том числе посредством воздействия на лиц, преступивших закон.

Екатерина II, которую не случайно в истории окрестили Просвещенной императрицей, осуществляя целую череду преобразований всех сфер жизнедеятельности российского общества и государства, не обошла вниманием и тюремную отрасль, предприняв попытку внедрения в нее гуманных идей воспитательного воздействия на заключенных. К тому моменту христианство выступа-

51

ло фундаментом правосознания народа, поэтому авторитет религии умело был использован законодательницей в целях трансформации сути наказания в сторону превалирования идеи исправления и перевоспитания осужденного.

XIX век знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях церковных служителей и мест лишения свободы в России. С этого момента религия утрачивает свою карательную роль и, наоборот, все больше внедряет созидательные начала. Истинная история тюремного попечительства в России начинается именно в этот период. Данное обстоятельство обусловлено как минимум тремя факторами: во-первых, возрастанием внимания церкви к организации тюремного быта; во-вторых, активизацией участия священнослужителей в религиозном воспитании заключенных; в-третьих, объединением усилий тюремщиков и церковных служителей в формировании законопослушной личности [5].

До начала XIX века тюремное миссионерство носило эпизодический характер и основывалось на личной инициативе отдельных священнослужителей. Ситуация изменилась вследствие учреждения в 1816 году Общества попечительного о тюрьмах, создание которого было призвано внедрить в деятельность пенитенциарных учреждений идею общественного контроля. Главной целью Общества определялось нравственное исправление преступников, наставление их в правилах «христианского благочестия» и «доброй нравственности». А наилучшим средством духовно-нравственного воспитания заключенных были определены богослужение и церковная проповедь. Это повлекло за собой активное строительство в местах лишения свободы помещений для совершения богослу-

жений, религиозного назидания и утешения заключенных. Соответственно, их посещение вменялось заключенным в обязанность.

Именно в XIX веке правовое регулирование взаимоотношений пенитенциарной системы и православной церкви было закреплено на государственном уровне. Так, в Инструкции смотрителю губернского замка 1831 года была предусмотрена отдельная глава «О церкви», которая регламентировала вопросы церковного служения в тюрьмах, определяла правовой статус священнослужителя, устанавливала порядок отправления религиозных обрядов.

В конце XIX века священнослужители были отнесены к управленческому аппарату, что позволило исследователям сделать вывод о появлении в Российской империи самостоятельного института тюремного духовенства [4]. На них возлагались надежды по разработке и внедрению в тюремную практику новых средств, форм и методов воздействия на лиц, лишенных свободы, в целях формирования из заключенных правопослуш-ных личностей.

В 1917 году в результате известных событий привычный уклад российского общества и государства был разрушен, а роль религии в государственной и общественной жизни нивелирована, хотя исследователи находят подтверждения того, что последователи христианской веры на протяжении XX века все же оказывали религиозное воздействие на осужденных [6]. Так или иначе, но в определенный период изучаемые взаимоотношения сошли на нет. К вопросу о праве заключенных на свободу вероисповедания и о возможном участии религиозных объединений в духовно-нравственном воспитании лиц, лишен-

52

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ных свободы, вновь вернулись только в конце XX века.

Ретроспективный анализ взаимоотношений УИС и религиозных объединений в сфере работы с осужденными бесспорно свидетельствует о превалирующей роли православной религии среди иных мировых конфессий (ислам, иудаизм, буддизм). Мониторинг конфессионального состава верующих в России в целом и находящихся в местах лишения свободы в частности абсолютно во все исторические периоды демонстрирует факт принадлежности большинства лиц к православной религии. Данное обстоятельство обусловлено исторической ролью православия в Российской государстве и многочисленным составом данной религиозной конфессии. Следовательно, доминирующая роль Русской православной церкви подтверждается по меньшей мере тремя факторами: 1) официальным указанием на то в преамбуле Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»; 2) процентным соотношением конфессионального состава общин верующих заключенных; 3) сотрудничеством в рамках действующего соглашения, что имеет историческую предопределенность.

История демонстрирует использование различных форм, методов и средств религиозного воздействия на лиц, лишенных свободы, которые целесообразно систематизировать по трем направлениям деятельности: 1) культовая работа; 2) благотворительная деятельность; 3) миссионерская или просветительская работа.

Культовая работа предполагала совершение особых действий, посредством которых реализовывалась вера и поклонение людей сверхъестественно-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019

му. Она осуществлялась в форме религиозных богослужений, совершения церковных таинств и обрядов, оказания духовной поддержки путем проведения нравоучительных бесед. Их цель заключалась в наставлении осужденных в правилах веры, воспитании правопо-слушной личности, достижении нравственного исцеления душ лиц, преступивших закон.

Именно церковь стояла у истоков благотворительной деятельности в сфере исполнения наказаний. Истории известно множество примеров самоотверженного пожертвования осужденным и лицам, освободившимся из заключения: обеспечения их продуктами питания, кровом, одеждой, лекарственными препаратами и другими предметами первой необходимости, облегчавшими тяжелую участь особой категории российского общества. Так материальный аспект гармонично дополнял идеальные составляющие деятельности религиозных объединений.

Ключевым направлением работы православного духовенства в местах лишения свободы, конечно же, являлась миссионерская деятельность. Она предполагала проведение религиозно-просветительских мероприятий и иных видов образовательной деятельности, цель которых - познакомить осужденных с духовно-нравственными основами православного вероучения, историей церкви, традициями иных мировых религий. Реализация данного направления осуществлялась путем организации воскресных школ, использования иных форм религиозного образования в исправительных учреждениях, содержания тюремных библиотек, распространения религиозной литературы, проведения лекций по духовно-

53

нравственной тематике, организации гуманитарных миссий и праздничных мероприятий.

Цель данной работы вполне очевидна и благородна: повышение духовного и культурного сознания осужденных, привитие им необходимости следования общепризнанным нормам поведения, формирование у них стремления к общественно полезной деятельности, подготовка к дальнейшей успешной адаптации в обществе.

Без преувеличения можно утверждать, что данные направления деятельности церкви, формирование которых осуществлялось в течение длительного исторического периода развития российского государства, не утратили своей актуальности до настоящего времени. Более того, многовековая история формирования традиции духовного попечения о заключенных свидетельствует о положительных результатах процесса взаимодействия УИС и религиозных объединений, преимущественно, конечно, православной церкви, в воспитательной работе с осужденными и предопределяет возможность расширения границ (в дозволенных государством пределах) их тюремной миссии.

Таким образом, исторический опыт развития российского государства свидетельствует о положительной роли религиозных объединений в организации воспитательной работы в сфере исполнения наказаний. Эффективность взаимодействия, доказанная столетиями, обусловлена двумя ключевыми моментами:

1) сущностью веры и особенностями религиозного мировоззрения, которые направлены на преобразование прежде всего внутреннего мира человека, а не на приспособление его к новым внешним обстоятельствам;

2) индивидуальным характером форм, методов и средств работы, апробированных временем, которые в максимальной степени обеспечивают оказание адресной помощи осужденному с учетом его индивидуальных предпочтений.

Использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также дальнейшей социальной адаптации лиц, освободившихся от отбывания наказания, - неотъемлемая часть процесса совершенствования деятельности УИС в рамках ее сотрудничества с институтами гражданского общества. Ф

1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России : [сайт]. URL: Ьйр^/фсин.рфМшСше /inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20 UIS (дата обращения: 10.10.2018).

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 198.

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р // СЗ РФ. 2010. № 43, ст. 5544.

4. Белова Н. А. Русская православная церковь и тюремные учреждения: традиции взаимоотношений // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 3. С. 75-81.

5. Челнокова О. В., Левченко А. В. Взаимодействие Русской православной церкви с учреждениями пенитенциарной системы России // Мониторинг правоприменения. 2014. № 1. С. 66-71.

6. Паршуков И. Н. Место и роль религиозного воздействия на осужденных в пенитенциарной системе России // Вестник Югорского государственного университета. 2017. Вып. 1 (44). С. 106-108.

54

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.