Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ'

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / МЕСТНЫХ НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дикаева Л.Х.

Значение региональных и местных налогов для формирования доходов субфедеральных бюджетов постоянно нарастает, что связано с регионализацией происходящих процессов, бюджетной реформой и ростом роли бюджетов в обеспечении социально-экономического развития территорий. В статье рассматривается значение региональных и местных налогов при формировании бюджета территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ

Дикаева Л.Х.,

канд.экон.наук., доцент Грозненского нефтяного технического университета имени акад. М.Д.Миллионщикова, гГрозный

Аннотация: Значение региональных и местных налогов для формирования доходов субфедеральных бюджетов постоянно нарастает, что связано с регионализацией происходящих процессов, бюджетной реформой и ростом роли бюджетов в обеспечении социально-экономического развития территорий. В статье рассматривается значение региональных и местных налогов при формировании бюджета территории.

Ключевые слова: территориальные бюджета, налогообложение, региональные налоги, местных налоги

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с законодательством является трехуровневой, следовательно, подразумевает наличие источников финансирования каждого уровня бюджета. В соответствии с таким типом построения бюджетной системы выстроена и налоговая система, которая включает в себя три уровня налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Причем если федеральные налоги могут выступать в качестве доходных источников бюджета любого уровня бюджетной системы Российской Федерации, то региональные налоги в соответствии с Бюджетным кодексом поступают исключительно в бюджеты субъектов Российской Федерации, а местные налоги - в местные бюджеты [1].

В состав региональных налогов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации относят: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. Местные налоги представлены земельным налогом, налогом на имущество физических лиц и торговым сбором. Исходя из перечня налогов можно отметить, что большинство региональных и местных налогов относятся в разряд имущественных налогов [2].

Имущественные налоги впервые были применены в Вавилонском государстве в начале XIII века, они были подкреплены юридически и представляли собой платежи с имущества, взимаемые в обязательном порядке в натуральной или денежной форме в виде золота. Указанные налоги поступали в казну государства и местной знати и составляли порядка 10% стоимости всего имущества землевладельцев и ремесленников. Налоги на имущество в историческом аспекте выполняли фискальные и регулирующие

функции, которые актуальны и в рамках современных систем налогообложения стран [3].

В современной налоговой системе страны налоги на имущество являются важной частью доходов регионального и местного бюджетов (налог на имущество организаций и транспортный налог в региональном, налог на имущество физических лиц и земельный в местном).

Определим роль и значение региональных и местных налогов в формировании доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (рис.1).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

88,9

9,4

88,6

Местные налоги Региональные налоги Федеральные налоги

2016

2017

2018

Рисунок 1 - Доля региональных и местных налогов в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

в 2016 - 2018 гг., в % [4]

Таким образом можно отметить, что основная доля поступлений приходится на федеральные налоги, региональные налоги составляют около 9% в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации, а местные налоги не превышают 2,3% от общей величины доходов.

Далее определим динамику поступлений региональных и местных налогов в консолидированных бюджет субъектов Российской Федерации (рис. 2).

1000

800

1012,2

600

Региональные налоги Местные налоги

400

200

200,6

256,1

2016

2017

2018

0

Рисунок 2 - Динамика поступлений региональных и местных налогов в доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в

2016 - 2018 гг., в млрд. руб.[4]

Можно отметить положительную динамику увеличения поступлений, как региональных, так и местных налогов. Так в 2017 году по сравнению с 2016 годом региональные налоги увеличились на 51,4 млрд. руб. или на 6,0%, а местные налоги на 20 млрд. руб. или на 10%. В 2018 году рост региональных налогов составил 107,6 млрд. руб., или 11,9%, а местных налогов - 35,5 млрд. руб. или 16,1%. Следовательно наблюдается увеличение темпов прироста региональных и местных налогов, причем темпы роста местных налогов существенно опережают темпы роста региональных налогов, что прежде всего связано с поступлений по торговому сбору.

Структура поступлений региональных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации представлена в таблице 1.

Таблица 1

Поступления региональных налогов в бюджеты субъектов _ Российской Федерации, млн. руб.[4]_

Виды налогов 2016 г 2017 г. 2018 г.

Всего, в млн. руб. В % к итогу Всего, в млн. руб. В % к итогу Всего, в млн. руб. В % к итогу

Налог на

имущество организаций 712613,5 83,5 764726,0 84,5 856344,2 84,6

Транспортный налог 139984,8 16,4 139081,1 15,4 154912,6 15,3

Налог на игорный бизнес 616,3 0,1 814,3 0,1 988,0 0,1

Итого ре-

гиональ-ных нало- 853214,6 100,0 904621,4 100,0 1012244,8 100,0

гов

Земельный

налог

Налог на

имущество физических лиц

Торговый сбор

Итого

местных

налогов

Исходя из представленных данных можно отметить, что наибольшая роль в поступлении принадлежит налогу на имущество организаций, который формирует от 83,5% до 84,6% от общего объема поступлений региональных налогов. При этом доля поступлений данного налога увеличивается, что свидетельствует о росте стоимости основных средств в организациях и является положительным фактом, характеризующим рост обновляемости основных фондов.

На втором месте находятся поступления от транспортного налога, которые формируют от 15,3% до 16,4%, несмотря на абсолютный рост данных поступлений их доля в структуре региональных налогов незначительно сокращается на 1,1 процентный пункт за три анализируемых года.

Налог на игорный бизнес не играет существенной роли при формировании доходов региональных бюджетов, что прежде всего связано с тем, что 106

ведение игорного бизнеса в Российской Федерации законодательно ограничено.

Структура поступлений местных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации представлена в таблице 2.

Таблица 2

Поступления местных налогов в бюджеты субъектов Российской Фе-

дерации, млн. руб.[4]

Виды налогов 2016 г 2017 г. 2018 г.

Всего, в млн. руб. В % к итогу Всего, в млн. руб. В % к итогу Всего, в млн. руб. В % к итогу

Земельный налог 164968,5 82,8 176417,2 80,0 187068,5 73,0

Налог на имущество физических лиц 35596,4 17,2 36089,2 16,4 61344,3 24,0

Торговый сбор 0 0,0 8038,1 3,6 7682,0 3,0

Итого местных налогов 200564,9 100,0 220644,5 100,0 256094,8 100,0

На основе представленных данных можно отметить, что основные поступления наблюдается в виде земельного налога, доля которого составляет от 73% в 2018 году до 82,8% в 2016 году, однако можно отметить, что поступления по земельному налогу увеличиваются более медленными темпами, чем по налогу на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц занимает второе место среди местных налогов и растет более быстрыми темпами, что связано с проводимой реформой и переходом на налогообложения кадастровой стоимости имущества.

Существенным фактором, влияющим на поступления доходов в региональные и местные бюджеты является наличие задолженности по уплате налогов (рис. 3).

100%

80%

60%

40%

/ И

20%

0%

/1

71,1

28,9

Z

68,4

31,6

/ И

81,1

18,9

□ Региональные налоги

□ Местные налоги

2016

2017

2018

Рисунок 3

Структура недоимки по региональным и местным налогам, в % [4]

В целом наблюдается рост недоимки как по региональным, так и по местным налогам, в 2016 году объем недоимки составлял 11,7%, в 2017 году он увеличился до 13,2%, в 2018 году до 14,5%.

Наибольшая доля недоимки отмечается в отношении региональных налогов, причем доля их растет. Это прежде всего связано с тем, что объемы поступлений по региональным налогам значительно превышают объемы поступлений по местным налогам, следовательно и объем недоимки более значителен. Наибольшая доля недоимки приходится на транспортный налог, так как данный налог уплачивается в значительном размере физическими лицами, а уровень налоговой дисциплины у данной категории налогоплательщиков гораздо ниже, чем в отношении юридических лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основным недостаткам системы региональных и местных налогов можно отнести фискальную направленность системы налогообложения, невысокий уровень налоговой дисциплины налогоплательщиков.

К настоящему времени в России в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. Тем не менее реформирование системы региональных и местных налогов еще не завершено.

Система налогообложения имущества юридических лиц нуждается в доработке по аналогии с системой налогообложения физических лиц. Не решен и вопрос с налогом на игорный бизнес, который остается доходным источником региональных бюджетов, однако, никакой роли в их доходах практически не играет в связи с тем, что законодательно данный вид бизнеса на территории большей части страны запрещен (казино, игровые автоматы).

Кроме этого сохраняется проблема оптимизации налоговых льгот в отношении региональных и местных налогов, путем минимизации или полной ликвидации федеральных налоговых льгот по данным налогам.

Реализация поставленных целей и задач в конечном итоге позволит обеспечить планомерный рост эффективности налоговой политики государства в отношении региональных и местных налогов, которая в последующем позволит улучшить социально-экономическое развития территорий.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998г. №145-ФЗ (ред. от 27.12.2018 №504-ФЗ)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (в ред. от 27.12.2018 №546-ФЗ)

3. Ермакова Е.А. Налоговые доходы регионов: проблемы налоговой автономии / Е.А.Ермакова // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - Т.10. - №3. - с. 132-138

4. Информация об исполнении консолидированного бюджета РФ. -URL: http: //www.roskazna.ru/konsolidirovanno go-byudzheta-rf/

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ

ОТЧЁТНОСТИ

Чистилин А.М.,

Студент Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, факультет «Налогов и налогообложения»,

группа Н3-3 Романова Н.В.

Научный руководитель, к.э.н., доцент Департамента «Корпоративные финансы и корпоративное управление» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации

В статье рассматриваются теоретические основы развития финансового менеджмента, а также подробно раскрываются понятия бухгалтерской и финансовой отчётности. Для примера была рассмотрена компания «Роснефть».

Ключевые слава: финансовая отчетность, бухгалтерская отчетность, экономическая информация, финансовые показатели, Роснефть.

В современном мире предпринимательская деятельность зависит от достоверной экономической информации. От информации зависит прибыль организации вследствие принятия стратегически важных решений, в том числе клиенты, поставщики и партнеры. Информация должна быть полной, достоверной и прозрачной. Наиболее важным источником данной информации является финансовая (бухгалтерская) отчётность.

Своевременное составление бухгалтерской' отчетности определено принципом непрерывности деятельности организации, которое закреплено в п. 6ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

В бухгалтерском учёте отражается деятельность организации, которую проводят различные хозяйственные операции и принимают какие-либо важные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.