оригинальная статья
DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-2-138-145 УДК 336.22(045) JEL H24, H25, H30
(CC) ]
Резервы роста доходов регионального и местных бюджетов Республики Крым
И. В. Кивико
Совет министров, Министерство финансов Республики Крым http:/orcid.org/0000-0002-6329-5630
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования — доходная часть бюджета Республики Крым. Цель работы - выявление резервов доходов регионального и местных бюджетов Республики Крым. Налоговое законодательство Российской Федерации действует в Крыму сравнительно недавно. Особенность региона состоит в том, что он дотационный и собственные доходы не покрывают расходы бюджета. Однако в результате работы по наращиванию налоговой базы и реализации налогового потенциала налоговые доходы республики увеличиваются высокими темпами, что позволило исключить Крым из состава высокодотационных регионов.
Рост налоговых поступлений обусловлен сокращением теневого сектора экономики путем выявления дополнительных объектов налогообложения как по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, так и по имущественным налогам.
Создание в Крыму свободной экономической зоны стало причиной выпадения доходов по налогу на прибыль организаций, что предлагается компенсировать путем мотивации инвесторов к росту отчислений по налогу на доходы физических лиц в результате создания новых рабочих мест и увеличения заработной платы работников, что является условием инвестирования в новые проекты. Сделан вывод о том, необходимо изменить механизм регистрации объектов недвижимости, который позволяет ряду потенциальных налогоплательщиков в настоящее время не регистрировать права собственности на недвижимость и избегать налогообложения.
Поскольку малый бизнес является основой экономики Крыма, предлагается создание дополнительных преимуществ в налогообложении этого сектора экономики.
Ключевые слова: Крым; Республика Крым; дотационный регион; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; имущественные налоги; малый бизнес; налог на профессиональный доход
BY 4.0
Для цитирования: Кивико И. В. Резервы роста доходов регионального и местных бюджетов Республики Крым. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(2):138-145. DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-2-138-145
original paper
Reserves of Revenue Growth of the Regional and Local Budgets of the Republic of Crimea
i. V. Kiviko
Council of Ministers, Ministry of Finance of the Republic of Crimea
http:/orcid.org/0000-0002-6329-5630
ABSTRACT
The subject of the study is the revenue part of the budget of the Republic of Crimea. The purpose of the work is to identify the revenue reserves of the regional and local budgets of the Republic of Crimea. The tax legislation of the Russian Federation has been in force in Crimea relatively recently. The peculiarity of the region is that it is subsidized and its own revenues do not cover budget expenditures. However, as a result of the work on increasing the tax base and realizing the tax potential, the tax revenues of the republic are increasing at a high rate, which made it possible to exclude Crimea from the highly subsidized regions.
The growth of tax revenues is due to the reduction of the shadow sector of the economy by identifying additional objects of taxation both for personal income tax and corporate income tax, and for property taxes.
© Кивико И. В., 2021
The creation of a free economic zone in Crimea has caused the Loss of corporate income tax revenues, which is proposed to be compensated by motivating investors to increase deductions for personal income tax as a result of creating new jobs and increasing the wages of employees, which is a condition for investing in new projects. It is concluded that it is necessary to change the mechanism of registration of real estate objects, which allows a number of potential taxpayers not to register property rights to real estate and avoid taxation.
Since small business is the basis of the economy of the Crimea, it is proposed to create additional advantages in the taxation of this sector of the economy.
Keywords: Crimea; Republic of Crimea; subsidized region; corporate income tax; personal income tax; property taxes; small business; professional income tax
For citation: Kiviko i. V. Reserves of revenue growth of the regional and local budgets of the Republic of crimea. Ekonomika. Nalogi.Pravo = Economics,taxes & law. 2021;14(2):138-145. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-2-138-145
введение
Поиск дополнительных источников роста собственных налоговых и неналоговых доходов является одним из основных направлений бюджетной и налоговой политики каждого региона Российской Федерации. Особенно это важно для дотационных регионов, одним из которых является Республика Крым. Ее отличие о других регионов Российской Федерации заключается в том, что российское бюджетное и налоговое законодательство вступило в действие на территории республики только с 1 января 2015 г., что не позволило своевременно по сравнению с другими регионами раскрыть и задействовать собственные потенциальные источники доходов.
Однако, несмотря на непродолжительное действие на территории республики Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), благодаря проведенной работе по увеличению собственных доходов за пять лет сформировалась стабильная тенденция к росту налоговых и неналоговых доходов [1]. Так, если за 2015 г. в консолидированный бюджет Республики Крым поступили 31,4 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов, то за 2020 г. поступления составили 46,4 млрд руб., т.е. за пять лет собственная доходная база консолидированного бюджета существенно увеличилась, что позволило исключить Республику Крым с 2019 г. из списка высокодотационных субъектов Российской Федерации, хотя она продолжает оставаться дотационным регионом.
резервы увеличения
поступлений доходов в бюджет
республики за счет ндфл и налога на пибыль организаций
Несомненно, резервы дополнительных налоговых источников бюджета не исчерпаны. Основным бюджетообразующим доходным источником консолидированного бюджета Республики Крым, как и в других
регионах, является налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), поступления которого составляют 44-50% в общем объеме собственных доходов. Поскольку налоговая база для введения местных налогов с 2015 г. на территории Республики Крым отсутствовала, НДФЛ является в местных бюджетах основным источником доходов. Поэтому чрезвычайно важно увеличить именно этот источник доходов, размер которого зависит от реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года»1, в рамках которой с 2015 г. возводятся ускоренными темпами необходимые для Крыма инфраструктурные объекты (Крымский мост, аэропорт, автомобильные дороги, автомобильная трасса «Таврида», ПГУ-ТЭС, многопрофильный республиканский медицинский центр), для строительства которых привлекаются организации с других регионов России, не зарегистрированные на территории республики. Поэтому соответственно НДФЛ поступает в бюджеты по месту их регистрации. В результате принятых мер по решению этой проблемы была организована работа по регистрации на территории Республики Крым обособленных подразделений таких организаций, их постановке на учет в налоговых органах республики и привлечению к налогообложению НДФЛ работников этих организаций.
По состоянию на 1 октября 2020 г. на учете в налоговых органах Республики Крым состояли 4437 обособленных подразделений (представительств, филиалов) головных организаций, расположенных в других регионах Российской Федерации, которые в течение 2017-2020 гг. ежегодно пополняли бюджет Крыма более чем на 3,0 млрд руб.
1 Стратегия социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 г. URL: https://rk.gov.ru/file/ strategiya_sotsialjno_ekonomicheskogo_razvitiya_respubliki_ krim_do_2030.pdf.
В рамках выполнения мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Крым на 2018-2024 гг. на территории республики проводится работа по легализации налоговой базы работодателей, выплачивающих зарплату в «конвертах», а также несвоевременно перечисляющих в бюджет удержанный НДФЛ [2].
Во всех муниципальных образованиях созданы и осуществляют деятельность межведомственные рабочие группы по увеличению поступлений в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, на которых заслушиваются субъекты экономической деятельности, имеющие задолженность по платежам в бюджет, а также работодатели, кто установил для своих работников низкую заработную плату. В ходе заседаний вырабатываются предложения по погашению задолженности, увеличению заработной платы [3]. Рабочие группы налоговых органов республики также проводят мероприятия по легализации трудовых отношений с наемными рабочими.
В результате проведенной работы размер заработной платы стал выше минимально установленного уровня у 1566 субъектов хозяйствования. Дополнительно по результатам работы комиссий сумма поступившего в бюджет НДФЛ равняется 254,8 млн руб., страховых взносов — 410,1 млн руб., а поступления налога на доходы физических лиц возросли с 2015 г. на 82,8% [4].
В развитых странах налог на прибыль выполняет роль регулятора экономической активности и налоговые льготы служат важным инструментом такого регулирования. Если исходить из правил логики, уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщиков с помощью применения различных льгот должно приводить к повышению эффективности их деятельности. Однако в Республике Крым действующий льготный механизм налогообложения прибыли предприятий пока не стимулирует должным образом инвестиционную активность, что является одной из причин торможения экономического роста.
Для справки: индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2019 г. сократился на 9,2% к предыдущему году, при этом данный индекс в 2018 г. составил 81,2%. Согласно данным Крымстата инвестиции в основной капитал в расчете на одного жителя в 2019 г. сократились на 2%.
Одним из важнейших факторов, влияющих на фискальный потенциал налога на прибыль организаций в республике, является уклонение от уплаты налогов. Так, по данным, представленным на сов-
местном заседании совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее — ТПП РФ) по инвестиционной политике, финансовым рынкам и кредитным организациям и комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, посвященном вопросам экономического развития Республики Крым и г. Севастополя, отмечено, что в 2019 г. объемы теневой экономики по данным Росстата составили 37%2.
Соответственно в Республике Крым имеется возможность наращивания фискального потенциала налога на прибыль организаций путем уменьшения масштабов уклонения от уплаты налогов и повышения качества деятельности органов ФНС России по выявлению нарушений НК РФ.
Увеличение фискального потенциала налогообложения прибыли предприятий Крыма достигается благодаря:
• стабилизации экономической ситуации и повышению доходности региональных предприятий;
• оптимизации структуры налоговой системы с точки зрения роста значения прямого налогообложения как весомого регулятора экономических процессов;
• адекватному применению экономически обоснованных льгот налога на прибыль организаций, предоставляемых предприятиям, которые должны иметь четкое целевое назначение, применяться в течение ограниченного периода и строго контролироваться государственными органами;
• усилению ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.
С целью стимулирования потенциального роста налоговых доходов с учетом особенностей экономики Республики Крым было принято решение о создании особой экономической зоны (далее — ОЭЗ), что должно было способствовать адаптации бизнеса к новым условиям [5]. В результате Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-Ф3 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя была создана свободная экономическая зона (далее — СЭЗ), а также были внесены изменения в НК РФ, которые давали право Республике Крым принять пониженные налоговые ставки при применении специальных налоговых режимов. Несмотря на то что ряд авторов считает целесообразным прекращение действия особых экономических зон в Российской
2 Сайт сетевого издания «Примечания ру». URL: https:// primechaniya.ru/obshchee/stati/37-ekonomiki-kryma-nahoditsya-v-teni.
Таблица / Table
Недопоступления налога на прибыль в связи с применением льгот для участников свободной экономической зоны (млн руб.) / Non-receipt of income tax due to the application of benefits for participants of the free economic zone (million rubles)
Период / Period Поступило налога на прибыль организаций / Received the tax on profit of organizations Недопоступления от участников свободной экономической зоны (выпадающие доходы), млн руб. / shortfall from participants of the free economic zone (loss of income), mln rubles В % к поступлениям / in % of receipts
2015 6926,2 29 0,4
2016 5668,9 1529,2 27
2017 6232,4 1819,9 29,2
2018 6363 2150,7 33,8
2019 8277,6 2100 25,4
Источник/ Source: Сайт Министерства финансов Республики Крым/Website of the Ministry of Finance of the Republic of Crimea. URL: minfin.rk.gov.ru.
Федерации как института в целом, предусмотренные Законом о СЭЗ преференции должны способствовать росту предпринимательской активности на территории Республики Крым [6]. В результате произошел резкий рост количества регистрируемых субъектов предпринимательской деятельности на протяжении 2015-2019 гг. Так, за шесть лет их количество увеличилось в 2,1 раза, а число индивидуальных предпринимателей — в 3,2 раза.
В то же время нельзя не признать, что данные преференции негативно отразились на доходах бюджета по налогу на прибыль организаций (см. таблицу).
Как следует из таблицы, выпадающие доходы бюджета Республики Крым после создания СЭЗ резко увеличились. Такая ситуация стала побудительным мотивом для того, чтобы при рассмотрении инвестиционных предложений особое внимание уделять вопросам компенсации выпадающих бюджетных доходов другими источниками, что возможно только в случае, если инвесторы будут создавать новые рабочие места, компенсируя тем самым выпадающие доходы по налогу на прибыль организаций поступлениями НДФЛ.
Министерством финансов Республики Крым ежемесячно проводится мониторинг поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Крым от участников СЭЗ — юридических лиц. Очевидно, что наметилась тенденция к росту основных бюджетообразующих налогов — налога на прибыль организаций и НДФЛ от участников СЭЗ.
В результате оценки эффективности предоставленных налоговых преференций по налогу на прибыль
организаций для участников СЭЗ за 2019 г. можно сделать вывод о том, что, несмотря на недостижение коэффициентом бюджетной эффективности налоговых расходов положительного уровня, экономическая эффективность данных преференций, оцениваемая по пяти показателям финансово-хозяйственной деятельности, демонстрирует определенный прогресс. Так, в 2019 г. чистая прибыль организаций — участниц СЭЗ, воспользовавшихся пониженными ставками налога на прибыль организаций, по сравнению с предыдущим годом выросла на 18,5%, выручка от продажи товаров, работ, услуг — на 3%, налоговые поступления — на 30,7%. Объем инвестиций в основной капитал в 2019 г. увеличился на 29,7% по сравнению с 2017 г., и создано 10 068 рабочих мест, что на 2,2% больше показателя 2017 г.
Увеличение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Крым может обеспечиваться за счет расширения базы налогообложения по имущественным налогам.
резервы увеличения поступлений доходов
в бюджет республики за счет
имущественных налогов и налога на игорный бизнес
На территории Республики Крым кадастровая оценка земельных участков и объектов капитального строительства для расчета налоговых обязательств начала действовать с 1 января 2020 г.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 24.12.2019 № 1674-р утвержден Перечень
объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г., в который включен 191 объект недвижимого имущества.
Кроме этого, благодаря дополнительным источникам местных бюджетов будут увеличены поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Фактором, мешающим всеобщему привлечению граждан и организаций к регистрации прав собственности, является действие ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», согласно которой на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя. В результате граждане и субъекты предпринимательства не спешат регистрировать свои права в органах Росреестра, уклоняясь тем самым от налогообложения.
Учитывая, что данная норма не позволяет расширять налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций, считаем целесообразным предложить законодателю уточнить редакцию данной статьи, предусмотрев в законодательстве необходимость обязательной регистрации прав собственности в органах Росреестра с указанием граничной даты, до которой эта регистрация должна быть завершена.
Резервы увеличения поступлений земельного налога в бюджет кроются в совершенствовании рентного подхода, лежащего в основе расчета платы за землю, который определял бы экономически обоснованную стоимость земельного участка, как это делается во многих зарубежных странах.
Таким образом, имущественные налоги фактически представляют собой резервы для роста на-
логовых доходов. С 2020 г., т.е. позже, чем в других субъектах Российской Федерации, на территории Республики Крым была введена кадастровая оценка земельных участков и объектов капитального строительства, установлен налог на имущество физических лиц, сформирован первый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость. Результаты от введения кадастровой оценки земельных участков пока не очевидны, но они будут положительными только в случае, если удастся выявить и зарегистрировать подавляющее большинство собственников имущества — юридических и физических лиц, доходы от налогообложения имущества которых являются существенным резервом увеличения доходной базы местных бюджетов.
Чрезвычайно важной проблемой для налоговых поступлений в местные бюджеты Крыма является решение об отмене с 1 января 2021 г. второго по значимости специального налогового режима — единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД). Доля этого налога в доходах местных бюджетов Крыма составляла 7,8%, что сопоставимо с налоговыми поступлениями в эти бюджеты от имущественных налогов (Симферополь — 8,4%, Евпатория — 8,1%). Предполагается, что выпадающие доходы будут возмещаться доходами от патентной системы налогообложения, которые в настоящее время составляют всего 371,4 млн руб., или доходами налогоплательщиков, которые выберут себе другую систему налогообложения. Но механизмы ЕНВД и патента имеют серьезные отличия и разные параметры, т.е. далеко не все прежние налогоплательщики ЕНВД смогут воспользоваться этим режимом. При этом можно отметить, что при высоких темпах роста применения упрощенной системы налогообложения (далее—УСН) поступления от патентной формы налогообложения уменьшаются [7] вследствие того, что юридические лица не имеют права применять патентную систему налогообложения. Представляется, что без пересмотра возможных параметров использования патентной формы налогообложения и их приближения к параметрам применения ЕНВД ситуация не изменится [8].
Легализация на территории Крыма игорного бизнеса является мерой, с помощью которой возможно наполнение регионального бюджета, создание дополнительных рабочих мест и развитие других отраслей экономики, связанных с игорным бизнесом, в частности строительства, туризма, сферы обслуживания и др. В настоящее время поступления
налога на игорный бизнес в бюджет Крыма чрезвычайно низки и составляют незначительную сумму в 8,6 млн руб.
налогообложение субъектов
малого и среднего предпринимательства
Важную роль в экономике Крыма играет малый и средний бизнес. Крупные предприятия Крыма до сих пор находятся в сложных финансово-экономических условиях. Поэтому с момента вхождения Крыма в состав Российской Федерации именно малый и средний бизнес составляет основу экономики региона [9].
Наиболее привлекательными видами налогообложения для малого и среднего бизнеса Республики Крым являются специальные налоговые режимы. В соответствии с НК РФ, который позволил устанавливать субъектам Российской Федерации пониженные налоговые ставки, Государственным советом Республики Крым были приняты законы, согласно которым на период 2015-2016 гг. налоговая ставка по патентной системе налогообложения была снижена в шесть раз (до 1%); по налогу, уплачиваемому при применении УСН,— в два раза (3% — если объектом налогообложения являются доходы, 7% — если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов); по единому сельскохозяйственному налогу—в 12 раз (0,5%).
Меры налогового реформирования, связанные с принятием законов, позволяющих применять на территории Республики Крым пониженные ставки по специальным налоговым режимам, сыграли положительную роль и обеспечили увеличение числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, избравших данные системы налогообложения: за прошедшие годы количество субъектов предпринимательской деятельности, перешедших на УСН, выросло в 4,7 раза, а субъектов, перешедших на патентную систему налогообложения,— в 5,5 раза.
Положительные результаты деятельности предпринимателей, избравших специальные налоговые режимы, позволили увеличить на период 20172021 гг. ставки налогов по специальным налоговым режимам: по патентной системе налогообложения — с 1 до 4%, по единому сельскохозяйственному налогу — с 0,5 до 4%; по УСН: если объектом налогообложения являются доходы — с 3 до 4%, а если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов,— с 7 до 10%. В основном предприниматели малого бизнеса выбирают УСН, которая
приносит в казну республики наибольшее количество доходов из всех специальных налоговых режимов [10]. Однако большинство предпринимателей выбирает в качестве объекта налогообложения доход (от таких налогоплательщиков в 2019 г. поступило 84,9% всех доходов). Скорее всего, выбор данного объекта налогообложения вызван низким уровнем расходов, что косвенно подтверждается высокой долей предприятий торговли и ремонта автотранспортных средств в структуре малого бизнеса Крыма. Теоретически можно предположить, что для тех предпринимателей, которые несут большие расходы, препятствием для выбора объектом налогообложения доходы за вычетом расходов является возможность их исключения из числа плательщиков НДС, что резко увеличивает себестоимость продукции и делает такой бизнес неконкурентным [11]. Представляется, что по аналогии с механизмом единого сельскохозяйственного налога придание ряду предпринимателей малого бизнеса статуса налогоплательщиков НДС должно положительно повлиять на их мотивацию не только в отношении выбора варианта налогообложения, но и вида деятельности.
Очевидно, что принятые меры по развитию малого предпринимательства способствуют обеспечению занятости населения. В январе-июне 2019 г. общая численность занятых на малых предприятиях Республики Крым составила 38,0 тыс. человек, а среднемесячная заработная плата, начисленная работникам, достигла более 33,8 тыс. руб., увеличившись на 11,4% по сравнению с предыдущим годом.
Следует отметить как важный фактор развития малого бизнеса Крыма то, что высокими темпами увеличиваются инвестиции в основной капитал [с 1,96 млрд руб. в 2018 г. до 2,8 млрд в 2019 г. (42%)], при этом самыми значительными темпами растут инвестиции в основной капитал малых предприятий обрабатывающей промышленности (85,5%), на 27,5% увеличились инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве.
Учитывая необходимость повышения роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны, был принят национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» со сроком реализации с 15 октября 2018 г. до 31 декабря 2024 г. и объемом средств 481,5 млрд руб.
До 2024 г. Республика Крым должна получить из федерального бюджета 2,3 млрд руб. на реализацию региональных программ, предусмотренных национальным проектом «Малое и среднее пред-
принимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В рамках этого национального проекта в Крыму реализуются пять региональных проектов: расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию; акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства; популяризация предпринимательства; улучшение условий ведения бизнеса; создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации. Все эти проекты успешно реализуются, что крайне важно, поскольку в настоящее время роль малого бизнеса в экономике России намного меньше, чем в большинстве стран.
Большой объем теневого сектора в экономике Крыма вынуждает применять стимулирующие меры. Так, Государственным советом Республики Крым одобрен законопроект о предоставлении налоговых каникул собственникам малых отелей и гостевых домов. Ранее законопроект был принят Госдумой России в трех чтениях и одобрен президентом страны. Легализация квартиросдатчиков и малых отелей, работающих вне правового поля,— один из основных приоритетов борьбы с теневым сектором. Согласно данным министерства туризма Крыма 40-50% всех средств размещения отдыхающих на территории
региона работают «в тени»: до 18 тыс. квартиросдатчиков и 4,5-5 тыс. малых отелей.
Введение на территории Крыма налога на профессиональный доход с середины 2020 г. выявило очень важнаую проблему выпадающих доходов регионального бюджета по НДФЛ и получения неоправданной налоговой выгоды налогоплательщиками, поскольку по данным налоговых органов большинство налогоплательщиков работает в сфере автотранспортных услуг, сдачи недвижимости, и многие работодатели переводят работников на этот режим для того, чтобы не уплачивать за них страховые взносы [12].
Налоговыми органами Республики Крым проводятся мероприятия по установлению физических лиц, имеющих право на применение налога на профессиональный доход, путем мониторинга интернет-ресурсов, социальных сетей, проведения рейдовых мероприятий, а также их информированию о преимуществах применения указанного налога. Проведено более 10 тысяч обследований объектов потенциальных плательщиков налога на профессиональный доход, осуществлено порядка 15 тысяч звонков по телефонам, установленным в ходе мониторинга различных интернет-ресурсов и социальных сетей, и по итогам проведенной работы на территории Республики Крым зарегистрировано около 11 тыс. плательщиков налога на профессиональный доход.
список источников
1. Кивико И. В. Финансовое развитие Республики Крым: тенденции и перспективы // Финансы.— 2019.— № 7.— С. 3-8.— ISSN 0869-446X.
2. Кивико И. В. Налоговая система Республики Крым адаптируется к российским условиям // Экономика. Налоги. Право.— 2016.— Т. 9.— № 4.— С. 143-149.— ISSN 1999-849X.
3. Кивико И. В. Особенности налогового законодательства Республики Крым // Экономика. Налоги. Право.— 2015.— № 6.— С. 128-134.— ISSN 1999-849X.
4. Кивико И. В. Налоговый потенциал Республики Крым // Финансовый журнал.— 2020.—Т. 12.— № 3.— С. 4859.— ISSN 2075-1990.
5. Тазутдинов И. Р. Особые экономические зоны в системе обеспечения экономической безопасности: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»; автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тазутдинов Ильдар Рашитович.— Москва, 2015.— Место защиты: Институт экономики РАН. — 26 с.
6. Быков С. С. Экономические зоны в контексте фискального федерализма.— В книге 1: Особые экономические зоны. Теоретико-методологические аспекты развития: монография / под общей редакцией И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова.— Москва: Юнити-дана, 2017.— 351 с.— ISBN 978-238-02984-9.
7. Бобошко Н. М. Специальные налоговые режимы: сущность и значение в условиях обеспечения экономической безопасности бизнеса // Инновационное развитие экономики.— 2018.— № 4.— С. 305-310.— ISSN 2223-7984.
8. Кравченко М. В. Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы.— 2015.— Т. 5.— № 3.— С. 3440.— ISSN 1819-8813.
9. Кивико И. В. Налоговое регулирование субъектов малого бизнеса в Крыму // Экономика. Налоги. Право. — 2018.- Т. 11.— № 4.— С. 125-132.— ISSN: 1999-849X
10. Котов В. С. Налогообложение малого бизнеса в современных условиях // Горный информационно-аналитический бюллетень.— 2015.— № 9.— С. 260-268.— ISSN 0236-1493.
11. Соколов Н. С. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ на современном этапе // Экономика и бизнес: теория и практика.— 2019.— № 5.— С. 49-53.— ISSN 2413-0257.
12. Макарова Е. В. Очень важно, чтобы у плательщиков НПД не было претензий к администрированию данного налога, тогда новый спецрежим наверняка приобретет популярность среди населения, причем не только нашего региона // Налоговая политика и практика.— 2019.—Т. 203.— № 11.— С. 32-34.— ISSN 2071-5250.
references
1. Kiviko I. V. Financial development of the Republic of Crimea: trends and prospects. Finance. 2019;(7):3-8. (In Russ.).
2. Kiviko I. V. The tax system of the Republic of Crimea adapts to Russian conditions. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2016:9(4):143-149. (In Russ.).
3. Kiviko I. V. Features of the tax legislation of the Republic of Crimea. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law Economy. 2015;(6):128-134. (In Russ.).
4. Kiviko I.V. Tax potential of the Republic of Crimea. Financial magazine. 2020;12(3):48-59. (In Russ.).
5. Tazutdinov I. R. Special economic zones in the system of economic security: author. dis ... сand. econ sciences. Moscow; 2015. 26 p. (In Russ.).
6. Bykov S. S. Economic zones in the context of fiscal federalism in book 1: Mayburov I.A, Ivanova Yu.B. (red.) in book 1: Special economic zones/ Theoretical and methodological aspects of development. Monograph. Moscow: Unity-dana; 2017. 351 p. (In Russ.).
7. Boboshko N. M. Special tax regimes: the essence and significance in terms of economic security of business. Innovacionnoe razvitie jekonomiki = Innovative development of the economy. 2018;(4):305-310. (In Russ.).
8. Kravchenko M. V., Problems of application of special tax regimes for small businesses in the Russian Federation. Social'no-jekonomicheskie javlenija i process = Socio-economic phenomena and processes. 2015;(3):34-40. (In Russ.).
9. Kiviko I. V. Tax regulation of small business entities in the Crime. Economics. Taxes & law. 2018;11(4):125-132. (In Russ.).
10. Kotov V. S. Taxation of small business in modern conditions. Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten' = Mining information and analytical Bulletin. 2015;(9):260-268. (In Russ.).
11. Sokolov N. S. Features of taxation of small businesses in the Russian Federation at the present stage. Jekonomika i biznes: teorija i praktika = Economics and business: theory and practice. 2019;(5):49-53. (In Russ.).
12. Makarova E. V. It is very important that NPD payers have no complaints about the administration of this tax, then the new special regime will certainly gain popularity among the population, and not only in our region. Nalogovaya politika i praktika = Tax Policy and Practice. 2019;203(11):32-34. (In Russ.).
информация об авторе
Ирина Валерьевна Кивико — заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, министр финансов Республики Крым, Симферополь, Россия [email protected]
aboutthe author
Irina V. Kiviko — Deputy Chairman of the Council of Ministers of the Republic of Crimea, Minister of Finance of the
Republic of Crimea, Simferopol, Russia
Статья поступила 10.01.2021; принята к публикации 10.03.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 10.01.2021; accepted for publication 10.03.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.
www.etl.fa.ru