Научная статья на тему 'Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России'

Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3038
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / REGIONAL AND LOCAL TAXES / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / TAX POTENTIAL / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / TAX REVENUES / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агузарова Ф. С.

Предмет. Роль региональных и местных налогов в процессе формирования доходов консолидированных бюджетов незначительна. Существенной частью налоговой составляющей этих бюджетов признаются перечисления федеральных налогов и сборов, а также финансовая помощь в виде безвозмездных поступлений. В этой связи возникает острая необходимость в повышении значимости имущественных налогов. Автор предлагает различные способы увеличения поступлений исследуемых налогов. Цели. Определение роли имущественных налогов в формировании доходов бюджетов территорий России. Формирование экономически обоснованных предложений по повышению эффективности регионального и местного налогообложения. Методы. В ходе исследования применялись различные экономические методы. Так, на основе метода наблюдения и сбора фактов изучены основные элементы данных налогов. С помощью системно-функционального метода, метода синтеза и анализа в полной мере представлена действительная ситуация по налогам на примере отдельного региона. При использовании графического метода цифровой материал систематизирован и представлен в аналитических таблицах. Результаты. Проведенное исследование подтвердило низкую роль региональных и местных налогов в субфедеральных бюджетах. Исследователь предлагает увеличить значение указанных налогов путем изменения отдельных элементов, учитывая финансовое состояние налогоплательщиков. Также усилит роль налогов выявление в практической деятельности фактов ухода от их уплаты. Дополнительные доходы бюджетов территорий предполагается получить за счет искоренения теневой экономики путем выявления неучтенных объектов движимого и недвижимого имущества. Выводы. Осуществление предложенных автором мер укрепит финансовую составляющую субъектов и создаст основу для их самофинансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агузарова Ф. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of regional and local taxes in the formation of revenues of consolidated budgets of Russian constituents

Subject This article discusses the importance of regional and local taxes in the formation of revenues of consolidated budgets of regions. Objectives The article aims to define the role of property tax in the formation of revenues of budgets of territories of Russia and make economically sound proposals to improve the efficiency of regional and local taxation. Methods For the study, I used the systemic-functional method, graphical method, methods of observation and statistics data collection, method of scientific abstraction, and the methods of synthesis and analysis. Results The survey confirms the low role of regional and local taxes in sub budgets. The article proposes to increase the value of these taxes by changing individual elements, taking into account the financial status of taxpayers. Identifying the facts of tax avoidance will strengthen the significance of taxes. Eliminating the shadow economy will help obtain additional revenues of the territories. Conclusions The proposed measures will strengthen the financial component of the economic actors and create the basis for their self-financing.

Текст научной работы на тему «Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России»

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Устойчивое развитие регионов

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИИ

Фатима Савкуевна АГУЗАРОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение»,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

Владикавказ, Российская Федерация

aguzarus@yandex.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 1274-8419

История статьи:

Получена 03.10.2017 Получена в доработанном виде 07.11.2017 Одобрена 10.12.2017 Доступна онлайн 15.02.2018

УДК 336.22

Н24, Н26, Н71, К34

Ключевые слова:

региональные и местные налоги, налоговый потенциал региона, налоговые доходы

Аннотация

Предмет. Роль региональных и местных налогов в процессе формирования доходов консолидированных бюджетов незначительна. Существенной частью налоговой составляющей этих бюджетов признаются перечисления федеральных налогов и сборов, а также финансовая помощь в виде безвозмездных поступлений. В этой связи возникает острая необходимость в повышении значимости имущественных налогов. Автор предлагает различные способы увеличения поступлений исследуемых налогов. Цели. Определение роли имущественных налогов в формировании доходов бюджетов территорий России. Формирование экономически обоснованных предложений по повышению эффективности регионального и местного налогообложения.

Методы. В ходе исследования применялись различные экономические методы. Так, на основе метода наблюдения и сбора фактов изучены основные элементы данных налогов. С помощью системно-функционального метода, метода синтеза и анализа в полной мере представлена действительная ситуация по налогам на примере отдельного региона. При использовании графического метода цифровой материал систематизирован и представлен в аналитических таблицах.

Результаты. Проведенное исследование подтвердило низкую роль региональных и местных налогов в субфедеральных бюджетах. Исследователь предлагает увеличить значение указанных налогов путем изменения отдельных элементов, учитывая финансовое состояние налогоплательщиков. Также усилит роль налогов выявление в практической деятельности фактов ухода от их уплаты. Дополнительные доходы бюджетов территорий предполагается получить за счет искоренения теневой экономики путем выявления неучтенных объектов движимого и недвижимого имущества.

Выводы. Осуществление предложенных автором мер укрепит финансовую составляющую субъектов и создаст основу для их самофинансирования.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Агузарова Ф.С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России // Региональная экономика: теория и практика. 2018. - Т. 16, № 2. - С. 323 - 334. https://doi.Org/10.24891/re.16.2.323

В российской действительности процесс формирования доходов бюджетов территорий находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства. Налоговые платежи составляют основу доходов любого бюджета [1]. Сумма собранных налогов и сборов должна покрывать большей частью статьи расходов

бюджетов. Однако проводимая в последние годы реформа в сфере налогообложения не в полной мере обеспечивает указанные предпочтения. Бюджеты бюджетной системы большинства регионов выполняют плановые назначения благодаря усилиям центра. Для самостоятельного обеспечения территорий возникает потребность в изыскании

дополнительных финансовых резервов, способствующих в дальнейшем наращиванию собственной доходной базы бюджетов. Основным элементом таких финансовых резервов должны стать региональные и местные имущественные налоги.

Оценку финансового состояния субъекта справедливо проводить по динамике увеличения бюджетной обеспеченности [2]. Экономическая ситуация в стране все яснее свидетельствует о необходимости повышения доходной составляющей территориальных бюджетов. Безусловно, стратегический курс каждого региона должен быть связан с укреплением собственного потенциала [3], в первую очередь, на основе региональных и местных налогов. Эти налоги ни в одном регионе нашей страны не являются бюджетоформирующими, тогда как серьезное значение в бюджетах субфедерального уровня имеют отчисления от федеральных налогов и сборов, а также финансовая помощь в форме безвозмездных перечислений [4]. Важно отметить, что в последнее время осуществляется политика сокращения величины предоставляемой финансовой помощи консолидированным бюджетам субъектов РФ, следовательно, безвозмездные перечисления не могут оставаться основным резервом повышения доходов регионов, являясь при этом собственными источниками доходов и одновременно способствуя полному и своевременному исполнению бюджетов, обеспечивая реализацию принципа самодостаточности.

В то же время, сегодня к собственным источникам доходов принято относить доходы от региональных налогов и сборов; доходы от федеральных налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов, иные средства финансовой помощи из федерального бюджета и другие безвозмездные перечисления; доходы от использования имущества субъекта; часть прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности региона, остающейся после

уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта, и доходы от оказания казенными учреждениями региона платных услуг, штрафов и иных поступлений в соответствии с законодательством1. В ходе исследования сосредоточим внимание на региональных и местных налогах и сборах: на налоге на имущество организаций, транспортном налоге, налоге на игорный бизнес, земельном налоге, налоге на имущество физических лиц [5]. Вместе с тем, в отдельные бюджеты муниципальных образований России с 1 января 2015 г. стал поступать новый торговый сбор. Этот сбор предусмотрен для городов федерального значения.

Согласно бюджетному законодательству региональные и местные налоги, за исключением торгового сбора, включены в группу «Налоги на имущество» [6]. Наибольший объем поступлений от налогов на имущество зачисляется в региональные бюджеты (табл. 1).

В числе налогов на имущество Республики Северная Осетия - Алания (РСО-Алания) полностью в региональный бюджет (РБ РСО-Алания) поступают доходы от транспортного налога и налога на игорный бизнес, в местные бюджеты (МБ РСО-Алания) - земельный налог и налог на имущество физических лиц. Что касается налога на имущество организаций, то доходы от него поступают в региональный бюджет и в бюджеты муниципальных образований в пропорции 70 к 30% соответственно. Отметим, что представительные органы субъектов имеют право перераспределять налоговые доходы в части принадлежащих бюджетам территорий на основе регионального налогового законодательства [7]. Наиболее значительны по объему поступления от налога на имущество организаций. Менее значительны поступления по земельному и транспортному налогу. Налог на имущество физических лиц

1 Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Ст. 26.15.

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/

занял четвертую позицию. На последнем месте - поступления от налога на игорный бизнес. Отметим, что этот налог взимается на территориях, где размещены игорные зоны [8]. Однако в РСО-Алания имеются филиалы игорных зон. Подобная ситуация значимости имущественных налогов складывается практически во всех субъектах РФ.

В целом по всем региональным и местным налогам РСО-Алания поступления имеют тенденцию к росту (табл. 2).

За 2014-2016 гг. в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РСО-Алания налоги на имущество стабильно возрастают. Наибольшими темпами имущественные налоги растут в региональном бюджете республики [9, 10]. Прирост составил 78,9 млн руб. В их числе транспортному налогу принадлежит 50,3 млн руб., налогу на имущество организаций - 26,1 млн руб. (70% из общей суммы налога поступает в региональный бюджет РСО-Алания), налогу на игорный бизнес - 2,5 млн руб. В местных бюджетах республики аналогичный показатель составил 50,7 млн руб., причем земельный налог вырос на 20,1 млн руб., налог на имущество физических лиц - на 11,6 млн руб., налог на имущество организаций - на 11,1 млн руб. (30%).

Составляющая региональных и местных налогов в бюджетах бюджетной системы субъектов в среднем варьируется в пределах 10% в сумме налоговых поступлений (табл. 3).

Данные табл. 3 позволяют сделать следующие выводы. За 2014-2016 гг. удельный вес региональных и местных налогов в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РСО-Алания сокращается и составляет 9,6% против 11%. Из них в региональном бюджете РСО-Алания удельный вес налогов на имущество также сокращается и составляет 5,8% против 6,6%. В их числе на первом месте по объему поступлений - налог на имущество организаций (4,5% против 5,5%), на втором месте - транспортный налог (1,2% против 1,1%), на третьем месте - налог на игорный бизнес (0,05% против 0,04%).

Удельный вес первых двух налогов сократился в 2016 г. Что касается доли имущественных налогов в местных бюджетах республики, то наблюдается аналогичная тенденция. В целом удельный вес по ним сократился до 3,8% с 4,4%. Ежегодно сокращается доля налога на имущество организаций (1,9% против 2,4%), хотя объемы поступлений наиболее значительны. На втором месте - земельный налог, в абсолютных величинах имеющий тенденцию к повышению; в относительных величинах наблюдается сокращение с 1,8% до 1,5%. Поступления налога на имущество физических лиц незначительны, его доля составляет 0,3% в налоговых доходах местных бюджетов РСО-Алания.

Итак, за 2014-2016 гг. в целом поступления по региональным и местным налогам не сократились в абсолютных величинах. Причинами спада удельного веса исследуемых налогов явились: сокращение производства во многих сферах экономики; переучет и инвентаризация объектов имущества; отсутствие финансовой возможности платить налоги и другие.

П роведенно е исследование роли имущественных налогов на примере отдельного субъекта показало, что региональные и местные налоги в бюджетах РСО-Алания несущественны. Аналогичная ситуация зафиксирована и в других субъектах РФ, и мы можем говорить о необходимости увеличения налоговой нагрузки регионов с помощью региональных и местных налогов. Для реализации этого решения целесообразно изменить отдельные элементы налогов, например повысить налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, сократить налоговые льготы для них. Здесь важно отметить, что корректировка указанных налоговых инструментов предлагается исключительно для тех категорий налогоплательщиков, финансовое состояние которых позволяет платить налоги по завышенным ставкам. Не исключено, что повышение налоговых ставок и отмена налоговых льгот приведут к торможению экономического роста [11]. Неосторожное применение таких мер или злоупотребление

ими чревато весьма серьезными последствиями, как экономическими, так и социальными. В данном контексте факты уклонения от уплаты налогов участятся.

До сих пор не прекращается практика нарушения налогового законодательства как гражданами, так и организациями. Речь идето субъектах «теневой экономики», под которой подразумеваются криминальное предпринимательство, любые скрываемые от налогообложения полученные лицами доходы и факты владения имуществом. Выявление существующих «лазеек» и «ловушек», позволяющих недобросовестным налогоплательщикам уклониться от уплаты налогов, заметно повысит величину поступлений региональных и местных налогов. Дополнительные доходы

субфедеральных бюджетов предполагается получить за счет искоренения теневой экономики. Это касается сокрытия объектов движимого и недвижимого имущества (здания, строения, помещения, транспорт), поэтому представляется разумным

разработать эффективный институт налогового администрирования с целью выявления неучтенных объектов имущества [12, 13]. Также предлагаем проводить мероприятия, поднимающие уровень налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков2.

Создается впечатление, что у региональных органов зачастую отсутствуют стимулы к эффективному применению средств бюджетов, наращиванию и приумножению собственного налогового потенциала по различным причинам. Привлечение дополнительных средств расширяет возможности субъектов относительно решения экономических и социальных проблем. Предлагаем увязывать размеры финансирования (статьи расходов бюджетов территорий) с оценкой эффективности политики региональных органов по мобилизации привлекаемых финансовых

2 Клюкович З.А., Барилко Д.Г. Новые подходы в реформировании транспортного налога. В сб.: Актуальные направления развития учета, анализа и аудита в современной экономике. Материалы региональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2016. С. 432-435.

ресурсов и объемами полученных доходов. Между тем субъекты РФ довольно ограничены в своих возможностях по принятию каких-либо решений, направленных на увеличение налогового компонента бюджетов.

При разработке конкретных предложений по укреплению роли имущественных налогов следует исходить из возможностей их осуществления с учетом специфики региона, так как в вопросе повышения налоговых поступлений очень важна региональная стратегия, учитывающая разнообразные (социальные, экономические, географические, территориальные и другие) особенности каждого субъекта, что даст возможность приносить дополнительные доходы в последующем [14]. Комплекс мер по укреплению доходной составляющей бюджетов территорий, а также понижению финансовой зависимости от вышестоящего бюджета рационально разрабатывать индивидуально, учитывая особенности и специфику отдельно каждого региона3.

Региональная налоговая политика является ведущим элементом экономической политики субъекта, обеспечивающим формирование как региональных, так и местных бюджетов, способствующим развитию производства, малого и среднего предпринимательства, а также стимулирующим инвестиционную деятельность.

На наш взгляд, оптимальная региональная налоговая политика обеспечивает увеличение доходной базы бюджетов бюджетной системы субъекта на основе формирования адекватных стратегических задач, соответствующих общим целям развития страны, четкой законодательной базы региона, учета специфических особенностей и условий деятельности конкретного региона (географического положения, специфики отраслей и секторов экономики, налогового потенциала), обеспечивающих надежное

3 Беркаева А.К., Тебиева Т. Ч. Совершенствование взаимодействия власти и малого предпринимательства на региональном уровне // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 1. С. 15-18.

существование и финансовую стабильность [15-17].

Таким образом, анализ изученного теоретического и аналитического материала позволил определить значение региональных и местных налогов в формировании бюджетов. Сегодня усиление их роли в бюджетах субфедерального уровня является

первоочередной задачей регионов. В целях реализации обозначенной задачи разумно внести определенные коррективы в налоговое законодательство в части налоговых ставок для конкретных налогоплательщиков; легализовать использование имеющихся

объектов имущества; создать эффективный институт налогового администрирования; расширить возможности субъектов по принятию решений (региональные власти ограничены в реализации решений); создать оптимальную региональную налоговую политику, учитывающую специфику субъекта.

Все предложенное, безусловно, улучшит бюджетные показатели по региональным и местным налогам, а также повысит их роль в ходе формирования доходов бюджетов бюджетной системы субъектов, одновременно решая социальные и экономические задачи.

Таблица 1

Анализ поступлений региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы РСО-Алания за 2014-2016 гг., млн руб.

Table 1

Analysis of revenues of regional and local taxes to the budgets of the budget system of the Republic of North Ossetia-Alania for 2014-2016, million RUB

Наименова- 2014 2015 2016

ние РСО- РБ РСО- МБ РСО- РБ РСО- МБ РСО- РБ МБ

показателя Алания, Алания РСО- Алания, Алания РСО- Алания, РСО- РСО-

всего Алания всего Алания всего Алания Алания

Налоговые 10 058,5 7 206,1 2 852,4 10 253 7 332,7 2 920,3 12 967,5 9 862,4 3 105,1

доходы, все-

го

В том числе:

- налоги на 1 110,4 667,8 442,6 1 182,5 720,5 462,0 1 240 746,7 493,3

имущество (региональ-

ные и мест-

ные налоги),

из них:

- налог на 27,6 - 27,6 39,2 - 39,2 47,1 - 47,1

имущество физических

лиц - налог на 791,1 553,8 237,3 800,3 560,2 240,1 828,3 579,9 248,4

имущество

организаций - транспорт- 110,1 110,1 - 156,1 156,1 - 160,4 160,4 -

ный налог

- налог на 3,9 3,9 - 4,2 4,2 - 6,4 6,4 -

игорный бизнес

- земельный 177,7 - 177,7 182,7 - 182,7 197,8 - 197,8

налог

Источник: данные Министерства финансов РСО-Алания за 2014-2016 гг., расчеты автора

Source: Authoring, based on the Ministry of Finance of the Republic of North Ossetia-Alania 2014-2016 data

Таблица 2

Темп роста региональных и местных налогов в структуре налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РСО-Алания за 2014-2016 гг.

Table 2

Growth rate of regional and local taxes in the structure of tax revenues of budget system of the Republic of North Ossetia-Alania for 2014-2016

Наименование 2014 2015 2016 Темп роста_

дохода _2015 к 2014 2016 к 2015 2016 к 2014

млн руб.

Налоговые доходы, 10 058,5 10 253 12 967,5 + 194,5 +2 714,5 +2 909

всего

В том числе:

- РБ РСО-Алания 7 206,1 7 332,7 9 862,4 + 126,6 +2 529,7 +2 656,3

- МБ РСО-Алания 2 852,4 2 920,3 3 105,1 +67,9 + 184,8 +252,7

- налоги на 1 110,4 1 182,5 1 240,0 +72,1 +57,5 +129,6

имущество

(региональные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и местные налоги),

из них:

- РБ РСО-Алания, 667,8 720,5 746,7 +52,7 +26,2 +78,9

из них:

- налог на имущество 553,8 560,2 579,9 +6,4 +19,7 +26,1

организаций

- транспортный налог 110,1 156,1 160,4 +46 +4,3 +50,3

- налог на игорный 3,9 4,2 6,4 +0,3 +2,2 +2,5

бизнес

- МБ РСО-Алания, 442,6 462 493,3 + 19,4 +31,3 +50,7

из них:

- налог на имущество 237,3 240,1 248,4 +2,8 +8,3 +11,1

организаций

- налог на имущество 27,6 39,2 39,2 + 11,6 0 +11,6

физических лиц

- земельный налог 177,7 182,7 197,8 +5 + 15,1 +20,1

Источник: данные Министерства финансов РСО-Алания за 2014-2016 гг., расчеты автора

Source: Authoring, based on the Ministry of Finance of the Republic of North Ossetia-Alania 2014-2016 data

Таблица 3

Удельный вес региональных и местных налогов в бюджетах бюджетной системы РСО-Алания за 2014-2016 гг.

Table 3

Regional and local taxes in the budgets of the Republic of North Ossetia-Alania budget system for 2014-2016

Наименование 2014 2015 2016

дохода Фактич., Уд. вес, Фактич., Уд. вес, Фактич., Уд. вес

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Налоговые доходы, 10 058,5 100 10 253 100 129 67,5 100

всего

В том числе:

- РБ РСО-Алания 7 206,1 71,6 7 332,7 71,5 9 862,4 76

- МБ РСО-Алания 2 852,4 28,4 2 920,3 28,5 3 105,1 24

- налоги на 1 110,4 11 1 182,5 11,5 1 240 9,6

имущество

(региональные и

местные налоги),

из них:

- РБ РСО-Алания, 667,8 6,6 720,5 7 746,7 5,8

из них:

- налог на 553,8 5,5 560,2 5,5 579,9 4,5

имущество

организаций

- транспортный 110,1 1,1 156,1 1,5 160,4 1,2

налог

- налог на игорный 3,9 0,04 4,2 0,04 6,4 0,05

бизнес

- МБ РСО-Алания, 442,6 4,4 462 4,5 493,3 3,8

из них:

- налог на 237,3 2,4 240,1 2,3 248,4 1,9

имущество

организаций

- налог на 27,6 0,3 39,2 0,4 39,2 0,3

имущество

физических лиц

- земельный налог 177,7 1,8 182,7 1,8 197,8 1,5

Источник: данные Министерства финансов РСО-Алания за 2014-2016 гг., расчеты автора

Source: Authoring, based on the Ministry of Finance of the Republic of North Ossetia-Alania 2014-2016 data

Список литературы

1. Дадашев А.З. Актуальные вопросы совершенствования налоговой политики в современной России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 6. С. 4-12.

2. Деревенских М.Н., Оробинская И.В. Повышение роли имущественного налогообложения в формировании региональных бюджетов в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2015. № 5. С. 41-50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-roli-imuschestvennogo-nalogooblozheniya-v-formirovanii-regionalnyh-byudzhetov-v-rossiyskoy-federatsii

3. Пансков В.Г. Перспективы развития региональной налоговой политики: идеи и рецепты // Финансы. 2015. № 7. С. 32-36.

4. Пинская М.Р., Зиганшина Л.А. Сбалансированность региональных и местных бюджетов: проблемы и пути решения // Инновационное развитие экономики. 2015. № 6. С. 90-98.

5. Сугарова И.В. О дотационности регионального бюджета // Финансы и кредит. 2015. № 17. С.37-45.

6. Агузарова Л.А. Проблемы формирования бюджетов муниципального образования в дотационном регионе (на материалах РСО-Алания) // Налоги и налогообложение. 2013. № 4. С. 279-285. URL: https://doi.Org/10.7256/1812-8688.2013.4.8731

7. Агузарова Ф.С. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской Федерации // Экономическая политика. 2015. Т. 10. № 1. С. 149-158. URL: http://ecpolicy.ru/pdf/2015-1/aguzarova_1-2015.pdf

8. Бадаева Д.А., Гулунова К.И., Сухова Т.С., Дзарасова А.К. К анализу налоговых доходов регионального бюджета // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-1. С. 239-242.

9. Сугарова И.В. Роль региональных налогов в формировании доходной базы бюджетов субъектов РФ (на примере РСО - Алания) // Налоги и налогообложение. 2014. № 8. С.744-751.

10. Тадтаева В.В., Туаева Л.А. Пути развития доходной базы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия Алания // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 460-465.

11. Савина О.Н. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях моратория на повышение налоговой нагрузки: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 3. С. 4-15.

URL: https://cyberleninka.ru/article/nXformirovanie-dohodov-byudzhetov-byudzhetnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-moratoriya-na-povyshenie-nalogovoy-nagruzki

12. Артеменко Д.А., Артеменко Г.А. Формирование и оценка трансакционных издержек налогового администрирования // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2013. Т. 4. № 3. С. 113-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-i-otsenka-transaktsionnyh-izderzhek-nalogovogo-administrirovaniya

13. Ильин В.А., Поварова А.И. Недостатки налогового администрирования крупного бизнеса и их влияние на региональные бюджеты // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 1. С. 25-37. URL: https://doi.org/10.17059/2017-1-3

14. Гончаренко Л.И., Малис Н.И. Налоговая политика государства: нужна ли смена модели

в условиях современного экономического кризиса? // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 152-156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n^nalogovaya-politika-gosudarstva-nuzhna-li-smena-modeli-v-usloviyah-sovremennogo-ekonomicheskogo-krizisa

15. Истомина Н.А., Котельникова М.В. Вопросы теории и практики прогнозирования налоговых доходов на региональном уровне // Экономика региона. 2009. № 2. С. 236-240. URL: https://cyberleninka.ru/article/n^oprosy-teorii-i-praktiki-prognozirovaniya-nalogovyh-dohodov-na-regionalnom-urovne

16. Темрокова А., Караева Ф.Е. Устойчивое развитие АПК как одно из направлений повышения инвестиционной привлекательности региона // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 119-123.

17. Токаева С.К., Рубаева И.А. Факторы, условия и риски обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетной системы РФ // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 3. С. 136-139.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 Sustainable Development of Regions

eISSN 2311-8733

THE ROLE OF REGIONAL AND LOCAL TAXES IN THE FORMATION OF REVENUES OF CONSOLIDATED BUDGETS OF RUSSIAN CONSTITUENTS

Fatima S. AGUZAROVA

North Ossetian State University, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, Russian Federation

aguzarus@yandex.ru

ORCID: not available

Article history: Abstract

Received 3 October 2017 Subject This article discusses the importance of regional and local taxes in the formation Received in revised form of revenues of consolidated budgets of regions.

7 November 2017 Objectives The article aims to define the role of property tax in the formation of revenues

Accepted 10 December 2017 of budgets of territories of Russia and make economically sound proposals to improve the Available online efficiency of regional and local taxation.

15 February 2018 Methods For the study, I used the systemic-functional method, graphical method, methods

of observation and statistics data collection, method of scientific abstraction, and the JEL classification: H24, H26, methods of synthesis and analysis.

H71, K34 Results The survey confirms the low role of regional and local taxes in sub budgets. The

article proposes to increase the value of these taxes by changing individual elements, taking into account the financial status of taxpayers. Identifying the facts of tax avoidance will strengthen the significance of taxes. Eliminating the shadow economy will help obtain Keywords: regional and local additional revenues of the territories.

taxes, tax potential, region, tax Conclusions The proposed measures will strengthen the financial component of the revenues economic actors and create the basis for their self-financing.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Aguzarova F.S. The Role of Regional and Local Taxes in the Formation of Revenues of Consolidated Budgets of Russian Constituents. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 2, pp. 323-334.

https://doi.org/10.24891/re.16.2.323 References

1. Dadashev A.Z. [Topical issues of improving tax policy in modern Russia]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2017, no. 6, pp. 4-12. (In Russ.)

2. Derevenskikh M.N., Orobinskaya I.V. [Enhancing the role of property tax in the formation

of regional budgets in the Russian Federation]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2015, no. 5, pp. 41-50. URL: https://cyberleninka.ru/article7n/povyshenie-roli-imuschestvennogo-nalogooblozheniya-v-formirovanii-regionalnyh-byudzhetov-v-rossiyskoy-federatsii (In Russ.)

3. Panskov V.G. [The prospects of regional tax policy development: ideas and practice]. Finansy = Finance, 2015, no. 7, pp. 32-36. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Pinskaya M.R., Ziganshina L.A. [A balance of regional and local budgets: challenges and ways to address]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2015, no. 6, pp. 90-98. (In Russ.)

5. Sugarova I.V. [On a subsidized regional budget]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2015, no. 17, pp. 37-45. (In Russ.)

6. Aguzarova L.A. [Problems of budget formation of the municipality in the subsidized region: evidence from the Republic of North Ossetia-Alania]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2013, no. 4, pp. 279-285. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.7256/1812-8688.2013A8731

7. Aguzarova F.S. [Transport Tax: Current Status, Challenges and Increasing Its Role in the Russian Federation]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2015, vol. 10, iss. 1, pp. 149-158. URL: http://ecpolicy.ru/pdf/2015-1/aguzarova_1-2015.pdf (In Russ.)

8. Balaeva D.A., Gulunova K.I., Sukhova T.S., Dzarasova A.K. [By the analysis of the tax revenues of the regional budget]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2017, no. 2-1, pp. 239-242. (In Russ.)

9. Sugarova I.V. [The role of regional taxes in the formation of the revenue base of the budgets of the RF entities: evidence from the Republic of North Ossetia-Alania]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2014, no. 8, pp. 744-751. (In Russ.)

10. Tadtaeva V.V., Tuaeva L.A. [Ways of development of the income base of the consolidated budget of the Republic of North Ossetia-Alania]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 9-2, pp. 460-465. (In Russ.)

11. Savina O.N. [The budget system of the Russian Federation: budget income generation in the context of the moratorium on raising the tax burden: a regional perspective]. Regional naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2016, no. 3, pp. 4-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXformirovanie-dohodov-byudzhetov-byudzhetnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-moratoriya-na-povyshenie-nalogovoy-nagruzki (In Russ.)

12. Artemenko D.A., Artemenko G.A. [Formation and evaluation of transaction costs of tax administration]. Journal of Economic Regulation, 2013, vol. 4, iss. 3, pp. 113-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-i-otsenka-transaktsionnyh-izderzhek-nalogovogo-administrirovaniya (In Russ.)

13. Il'in V.A., Povarova A.I. [Failures of Big Business Tax Administration and Their Impact on Regional Budgets]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2017, vol. 13, iss. 1, pp. 25-37. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.17059/2017-1-3

14. Goncharenko L.I., Malis N.I. [Tax policy of the State: Is it necessary to change the model in the conditions of modern economic crisis?]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2015, no. 3, pp. 152-156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-politika-gosudarstva-nuzhna-li-smena-modeli-v-usloviyah-sovremennogo-ekonomicheskogo-krizisa (In Russ.)

15. Istomina N.A., Kotel'nikova M.V. [Questions of theory and practice of tax revenues prognostication on regional level]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2009, no. 2,

pp. 236-240. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-teorii-i-praktiki-prognozirovaniya-nalogovyh-dohodov-na-regionalnom-urovne (In Russ.)

16. Temrokova A., Karaeva F.E. [Sustainable development of agro-industrial complex as one of the directions of increase of investment attractiveness of the region]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2013, no. 3, pp. 119-123. (In Russ.)

17. Tokaeva S.K., Rubaeva I.A. [Factors, conditions and risks of ensuring long-term balance of the RF budget system]. Gumanitarnye i sotsialno-ekonomicheskie nauki = Humanities and SocioEconomic Sciences, 2016, no. 3, pp. 136-139. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.