Сущность земельного налога, его место и роль в налоговой системе Российской Федерации
да
о
см
I-«. О!
О Ш
т
X
<
т о х
X
Аношина Юлия Федоровна,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика», Российский государственный университет правосудия
В статье изложены основные положения, касающиеся порядка взимания и уплаты земельного налога в Российской Федерации. К числу рассмотренных положений, отражающих результаты проведенного исследования, относятся следующие: показана роль земельного налога для формирования региональных и местных бюджетов субъектов РФ; проанализированы особенности поступления земельного налога в консолидированный бюджет РФ; исследованы различные аспекты исчисления и уплаты налога на землю по его элементам; сделаны выводы о недостаточности поступлений от налогов от физических лиц в масштабах страны. Достойное внимание уделено проблемным нюансам данного вопроса, связанным с некоторыми пробелами в области налогового законодательства взимания платы за земельные ресурсы. Ключевые слова: земельный налог, кадастровая оценка, налоговые поступления, налогоплательщики, консолидированный бюджет, местный бюджет.
Действующая система налогообложения служит основой аккумулирования налоговых поступлений с целью формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Для устойчивого экономического развития любого государства одной из основных целей является вовлечение земельных ресурсов в экономический оборот и повышение эффективности их использования. Одной из причин, препятствующей этому, считается недоработка системы земельного налогообложения, что выражается в нестабильности нормативно-правового регулирования, несовершенстве процедуры администрирования платы за земельные ресурсы, а также отсутствии интегрированной системы взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере налогообложения земли. Сложившаяся к настоящему времени экономическая ситуация в стране и распределение земель требуют усовершенствования действующей системы налогообложения земель, при которой плата за землю выступала бы эффективным инструментом развития земельных отношений на всех уровнях власти. Создание единой системы платежей за пользование землёй позволит выровнять экономические условия хозяйствования землепользователей (землевладельцев).
Земля - величайшее богатство государства Российской Федерации и нынешнем положении это имеет особое значение. Российская Федерация продолжает оставаться крупнейшим в мире владельцем земельных ресурсов [12]. В настоящее время земельный фонд России по состоянию на 01.01.2018г. образует 1712,5 млн.га без учета внутренних морских вод и территориального моря (табл.1). Протяжённость с севера на юг превышает 4 тыс.км, а с запада на восток - составляет около 10 тыс.км. Площадь земельного фонда Российской Федерации в 2017 году по сравнению с 2013 г. увеличилась на 2,7 млн.га за счет учета земель Республики Крым. Динамика площадей земель с-х назначения в сравнении с 2013 г. в России уменьшилась на 3,3 млн.га в связи с переводами земель из одной категории в другую и по состоянию на 01.01.2018 г. составила 383,2 млн.га (площадь земель данной категории в Республике Крым составила 1450,3 тыс.га).
Таблица 1
Земли 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г от 2013 г., %
млн га % млн га % млн га % млн га % млн га %
Площадь земельного фонда 1709, 8 100, 0 1709, 9 100, 0 1712, 5 100, 0 1712, 5 100, 0 1712, 5 100, 0 2,7
1 Земли с-х назначения 386,5 22,6 0 385,5 22,5 5 383,7 22,4 1 383,6 22,4 0 383,2 22,3 8 99,1
2 Земли лесного фонда 1122, 3 65,6 4 1122, 6 65,6 5 1126, 6 65,7 9 1126, 3 65,7 7 1126, 3 65,7 7 100,4
3 Земли водного фонда 28 1,64 28 1,64 28,1 1,64 28,1 1,64 28,1 1,64 100,4
4 Земли запаса 89,3 5,22 89,5 5,23 89,7 5,24 89,5 5,23 89,3 5,21 100,0
5 Земли населенных пунктов 20 1,17 20,1 1,18 20,3 1,19 20,4 1,19 20,5 1,20 102,5
6 Земли промыш- мыш-ленного или иного специального назначения 16,9 0,99 17,2 1,01 17,4 1,02 17,4 1,02 17,5 1,02 103,6
7 Земли особо охраняемых природных территорий 46,8 2,74 47 2,75 47 2,74 47,3 2,76 47,7 2,79 101,9
Источник: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в РФ с 2013 по 2017 гг. Официальный сайт Росреестр. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosreestr.ru
Земельные ценности как субъект правоотношений также должны соответствовать нормам земельных отношений, поскольку землю нельзя отождествлять с природным объектом. Стратегической задачей государственной политики для устойчивого экономического развития является интеграция земельных ресурсов в экономический цикл при одновременном повышении эффективности их использования. Собственники земли, будь то организации или простые граждане, сталкиваются с таким понятием, как земельный налог.
Законом РФ «О земельных платежах» от 11 октября 1991 года введен налог в виде платы землепользователями за земельные ресурсы в налоговой системе России. Впервые в истории России этот закон гласил, что за использование землёй в России взимается плата. Особую значимость в налоговой системе Российской Федерации занимает земельный налог. Несмотря на то, что на его долю приходится относительно небольшая доля общего дохода, налог на недвижимость является важным источником формирования местных домохозяйств.
Со временем система земельного налогообложения не адаптировалась к нынешнему уровню экономического развития.
Рассмотрим осовремененный подход к налогообложению земли. Земельное налогообложение является частью общей налоговой системы, действующей в России и отвечающей ее требованиям. Правила установления и взимания земельного налога регламентируется главой 31 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), а также нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), которые не должны противоречить НК РФ [1,2].
Признаются налогоплательщиками организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте, а также земельные участки из состава земель лесного фонда и земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
С целью определения уровня землепользования рассмотрим наличие и порядок распределения земель по категориям и формам собственности (табл.2). По формам собственности земельный фонд РФ делится на: земли в собственности граждан; земли в собственности юридических лиц; земли в государственной и муниципальной собственности [12]. Как видно из результатов анализа данных государственной статистической отчетности за 2017 г., приведенных в табл.2, подавляющее большинство площадей во всех категориях земель РФ занимают земли в государственной и муниципальной собственности, что составляет 92,2%. Незначительную часть, всего 1,2% от площадей различных категорий земель, составляют площади земель в собственности юридических лиц, а площади земель в собственности граждан составляют 6,6%.
Особую ценность в составе земельного фонда России представляют земли с-х назначения, которые находятся в собственности: юридических лиц в размере 3%, граждан - 28,3%, в государственной и муниципальной собственности -66,7%.
В целом, в структуре земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю 7
М О
да
о
см
I-«. О!
О Ш
т
X
<
т о х
X
РФ преобладают земли лесного фонда, доля которых составляет 65,8% от общего размера всех земель.
Таблица 2
Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности (по состоянию на 01.01.2018 г.)
Категории земель Общая площадь, тыс. га в том числе:
в собственности граждан в собственности юридических лиц в государственной и муниципальной собственности
Тыс. га % Тыс. га % Тыс. га %
Земли с-х назначения 383227,7 108514 28,3 19253,8 5,0 255459,9 66,7
Земли населенных пунктов 20453 4368,3 21,4 620,1 3,0 15464,6 75,6
Земли особо охраняемых территорий и объектов 47694,2 5,5 0,0 10,3 0,0 47678,4 100,0
Земли особо охраняемых природных территорий 47453,5 0,1 0,0 0,4 0,0 47453 100,0
Земли рекреационного назначения 219,7 5,4 2,5 9,8 4,5 204,5 93,1
Земли историко- культурного назначения 21 0,1 0,5 20,9 99,5
Земли лесного фонда 1126289 0,5 0,0 1126288 100,0
Земли водного фонда 28069,9 0,9 0,0 28069 100,0
Земли запаса 89330,8 5,6 0,0 0,0 89325,2 100,0
Итого земель в административных границах 1712519 112930,9 6,6 20156,9 1,2 1579431 92,2
Из всех земель: земли природоохранного назначения 145174,6 2196,2 1,5 73,2 0,1 142905,2 98,4
Из всех земель: особо ценные земли 6295,1 1471,3 23,4 46,3 0,7 4777,5 75,9
Источник: сведения по ф.22 за 2017год по РФ. Официальный сайт Росреестр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база рассчитывается самостоятельно организациями и индивидуальными предпринимателями. На основании уведомлений налоговых органов налог на землю уплачивается физическими лицами. Для того чтобы рассчитать земельный налог к уплате в бюджет необходимо определить такой показатель, как налоговая база у налогоплательщика (табл.3) [10].
Анализ данных табл. 3 показал, что число земельных участков у юридических лиц, за анализируемый период выросло на 0,4 млн.ед. Число земельных участков у физических лиц возросло на 0,1 млн.ед. В сложившихся в настоящее время условиях, кадастровая стоимость земельных участков у юридических лиц возросла на 272,6 млрд.руб. (или 1,3%), а вот у физических лиц на
11393,6 млрд.руб. (или в 2 раза). Кадастровая стоимость, определенная на основании данных органов кадастра, может изменяться под воздействием разных факторов (например, переоценки земельного надела).
Таблица 3
Динамика показателей формирования налоговой базы по
Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 от 2012, (+,-)
Число налогоплательщиков -юридических лиц, млн.ед. 0,64 0,66 0,69 0,526 0,53 0,53 -0,11
Число земельных участков юридических лиц, учтенных в базе данных налоговых органов, млн.ед. 1,5 2,0 2,2 1,8 1,8 1,9 0,4
Кадастровая стоимость земельных участков юридических лиц, млрд.руб. 21511, 2 22739, 2 23945, 1 22168, 5 21774, 8 21783, 8 272,6
Число налогоплательщиков -физических лиц, млн.ед. 33,6 34,4 34,3 31,1 32,3 33,7 0,1
Число земельных участков физических лиц, учтенных в базе данных налоговых органов, млн.ед. 28,6 29,3 29,6 32,0 33,1 34,5 5,9
Кадастровая стоимость земельных участков физических лиц, млрд.руб. 11252, 4 13394, 8 15478, 5 23379, 1 21705, 0 22646, 0 11393, 6
Источник: Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html
Одним из показателей, от которого зависят суммы поступления налога бюджет, является количество налогоплательщиков. Количество налогоплательщиков, стоящих на учете в статусе юридических лиц за анализируемый период снизилось на 16,8% или на 106,1 тыс.ед., а физических лиц увеличилась на 0,2% или на 83,8 тыс.ед., что благоприятно сказалось на поступлении данного налога за анализируемый период в местные бюджеты.
На землю налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% или 1,5% в зависимости от раз-
новидности земель и особенностей их использования.
Таблица 4
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Рос-
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2018 к 2014
Млр д. руб. % Млр д. руб. % Млр д. руб. % Млр д. руб. % Млр д. руб. % Млр д. руб. %
Всего налоговых поступлений 13 117, 2 10 0,0 14 217, 2 10 0,0 13 489, 0 10 0,0 17 696, 0 10 0,0 21 658, 6 10 0,0 8541 ,4 16 5,1
в т.ч.:
Налог прибыль 2 381, 9 18, 2 2 607, 8 18, 3 2 776, 8 20, 6 3 297, 3 18, 6 4 108, 4 19, 0 1726 ,5 17 2,5
НДФЛ 3 304, 4 25, 2 3 423, 6 24, 1 3 677, 8 27, 3 3 952, 3 22, 3 4 433, 8 20, 5 1129 ,4 13 4,2
НДС 2 181, 4 16, 6 2 448, 3 17, 2 2 657, 4 19, 7 3070 ,0 17, 3 3 574, 6 16, 5 1393 ,2 16 3,9
Акцизы 999 7,6 1 014, 4 7,1 0,9 0,0 1 521, 4 8,6 1493 ,2 6,9 494, 2 14 9,5
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 130, 7 1,0 148, 3 1,0 154 1,1 168, 6 1,0 187, 7 0,9 57 14 3,6
Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения 0 0,0 2,3 0,0 8 0,1 7,9 0,0 7,7 0,0 7,7
Налог на имущество 688, 1 5,2 772, 3 5,4 833, 6 6,2 950, 2 5,4 1 096, 2 5,1 408, 1 15 9,3
Транспортный налог 121, 9 0,9 145 1,0 142, 7 1,1 158, 9 0,9 165, 3 0,8 43,4 13 5,6
Налог на игорный бизнес 0,5 0,0 0,6 0,0 0,8 0,0 1 0,0 2 0,0 1,5 40 0,0
Земельный налог 330, 6 2,5 348, 9 2,5 332, 8 2,5 351, 3 2,0 353, 8 1,6 23,2 10 7,0
Налог на добычу полезных ископаемых 2 905, 5 22, 2 3 228, 6 22, 7 2 830, 0 21, 0 4 132, 4 23, 4 6 129, 5 28, 3 3224 21 1,0
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции 25,1 0,2 19,1 0,1 17,6 0,1 27,4 0,2 45,5 0,2 20,4 18 1,3
Водный налог 2,2 0,0 2,6 0,0 2,3 0,0 2,4 0,0 2,8 0,0 0,6 12 7,3
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 2,3 0,0 2,2 0,0 2,6 0,0 2,8 0,0 2,9 0,0 0,6 12 6,1
Государственная пошлина 43,6 0,3 53,2 0,4 51,7 0,4 52,1 0,3 55,2 0,3 11,6 12 6,6
Источник: Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html
На территории РФ доля земельных участков, местоположение границ которых установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства по состоянию на 01.01.2019 г., составила 55,6 % от общего количества - 36 405 934.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Земельный налог в современных условиях в бюджетах всех трех уровней бюджетного устройства РФ играет незначительную роль, поскольку занимает всего от менее 1% до чуть более 2-3% всех налоговых доходов соответствующего бюджета (табл. 4) [10].
В табл. 4 представлены данные ФНС РФ о суммах налоговых поступлений в разрезе отдельных видов налогов в доход консолидированного бюджета РФ.
Из данных табл. 4 видно, что налоговые поступления имеют тенденцию роста за рассматриваемый период на 64,9% или 8541,4 млрд.руб. Существенный прирост обеспечен поступлениями по НДПИ - 211% (или 2,1 раза) за счет роста мировых цен на нефть, а также дополнительного слагаемого в формуле для исчисления НДПИ, установленного с 01.01.2018г. в размере 357 рублей (в 2017 году было 306 рублей), налогу на игорный бизнес - 400% (или 4,0 раза).
Высокие темпы прироста поступлений в консолидированный бюджет достигнуты: по налогу на прибыль - 72,5% вследствие роста мировых цен на нефть, увеличением выручки от продажи товаров (работ, услуг) собственного производства, по НДС - 63,9% за счет роста объемов продаж произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) по имущественным налогам - 41,7% в связи с изменениями, внесенными в Закон Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций». Все налоговые поступления консолидированного бюджета России в 2018 г. сформированы на 84,3% за счет поступлений по таким налогам как: НДПИ - 28,3%, НДФЛ - 20,5%, налога на прибыль организаций - 19,0% и НДС -16,5%.
Являясь одним из главных источников формирования доходной части местных бюджетов РФ земельный налог позволяет аккумулировать средства для достижения социальных и экономических приоритетов, стоящих перед местными органами самоуправления. В налоговых доходах местных бюджетов налог на землю занимать значительную долю, но и собранные средства не всегда используются по целевому назначению. Поэтому требуется разработка адекватных моделей налогообложения, обеспечивающих эффективное использование земель. При разработке этих моделей необходимо учитывать состояние и характер использования земельных ресурсов, а также формирование устойчивых землепользователей. Для этого необходимо усилить стимулирующую функцию земельных платежей и увязывать их с кадастровой оценкой земель и рентной доходностью земельных участков.
Земельный налог относится к группе имущественных налогов, установленных и внедренных в действие на всей территории Российской Федерации. В целом, за период с 2014 по 2018 гг.
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю 7
М О
о ш т х
<
т о х
X
наблюдается тенденция к росту по имущественным налогам РФ (табл. 5 и 6).
Таблица 5
Состав и структура поступлений по имущественным налогам в консолидированные бюджеты субъектов Российской
Отклонение
2014 2015 2016 2017 2018 2018 от
Показа- 2014
тель Млрд % Млрд % Млрд % Млрд % Млрд % % Млрд .руб
руб. руб. руб. руб. руб.
Имущественные налоги 955,1 100, 0 1 068,4 0 100, 0 1 116,9 0 100, 0 1 250,3 0 100, 0 1 396,8 0 100 ,0 146,2 441,7 0
в том
числе:
налог
на
имущество 27,1 2,8 30,3 2,8 36,1 3,2 52,3 4,2 61,3 4,4 226,2 34,20
физи-
ческих
пиц
налог
на
имущество 634,6 66,4 712,4 66,7 764,5 68,4 856,1 68,5 985,2 70, 5 155,2 350,6 0
юриди-
ческих
лиц
транс-
порт-
ный
налог с 27,2 2,8 30,2 2,8 29,9 2,7 27,3 2,2 29,2 2,1 107,4 2,00
юриди-
ческих
лиц
транс-
порт-
ный
налог с 90,3 9,5 109,8 10,3 109,1 9,8 127,6 10,2 132 9,5 146,2 41,70
физи-
ческих
лиц
налог
на игорный бизнес 0,5 0,1 0,6 0,1 0,8 0,1 1 0,1 2 0,1 400,0 1,50
земель-
мель-
ный 10, 2
налог с 159,8 16,7 148,9 13,9 141 12,6 140,7 11,3 142 88,9 -17,80
юриди-
ческих
лиц
земель-
мель-
ный
налог с 16,9 1,8 36,2 3,4 35,5 3,2 45,3 3,6 45,1 3,2 266,9 28,20
физи-
ческих
лиц
Источник: Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html
Наибольший прирост поступлений наблюдается по налогу на имущество юридических лиц: сумма поступлений по нему в консолидированные бюджеты субъектов России в 2018 году возросла на 350,6 млрд.руб. по сравнению с 2014 г. Что касается доходов от земельного налога за рассматриваемый период, то прирост составил по налоговым поступлениям от физических лиц в размере 28,2
млрд.руб., а вот сборы земельного налога с организаций уменьшились 17,8 млрд.руб.
Таблица 6
Состав и структура поступлений по имущественным налогам в местные бюджеты
Отклоне-
2014 2015 2016 2017 2018 ние 2018 от
Пока- / 2014 (+,-)
затель Млрд % Млрд % Млрд % Млрд % Млрд % % Млрд .руб.
руб. руб. руб. руб. руб.
Имуще-
ще- ствен- ные 186 100, 0 198,3 100 ,0 193 100 ,0 211,1 100 ,0 220,4 100 ,0 118,5 34,4
налоги
в том
числе:
налог
на
имущество физи- 23,2 12,5 25,7 13, 0 28,9 15, 0 37 17, 5 42,4 19, 2 182,8 19,2
ческих
лиц
налог
на
имущество 3,1 1,7 3,9 2,0 4,1 2,1 4,8 2,3 7,3 3,3 235,5 4,2
юриди-
ческих
лиц
транс-
порт-
ный
налог с 0,9 0,5 0,9 0,5 0,8 0,4 0,7 0,3 0,7 0,3 77,8 -0,2
юриди-
ческих
лиц
транс-
порт-
ный
налог с 3,4 1,8 4,1 2,1 2,9 1,5 3,2 1,5 3,3 1,5 97,1 -0,1
физи-
ческих
лиц
налог
на
игор- 0,02 0,0 0,02 0,0 0,02 0,0 0,02 0,0 0,03 0,0 150,0 0,01
ный
бизнес
земель-
мель-
ный налог с 137,2 73,8 127,9 64, 5 121,3 62, 8 120,5 57, 1 122,2 55, 4 89,1 -15
юриди-
ческих
лиц
земель-
мель-
ный налог с физи- 16,7 9,0 35,8 18, 1 35 18, 1 44,9 21, 3 44,5 20, 2 266,5 27,8
ческих
лиц
Источник: Официальный ресурс]. - Режим доступа:
сайт ФНС России. [Электронный https://rmsp.nalog.ru/statistics.html
Основные средства в местные бюджеты поступают от платежей за землю с организаций и недвижимость с физических лиц. Приведенная в табл. 6 структура поступлений по имущественным налогам в местные бюджеты показывает, что наибольший удельный вес занимают поступления земельного налога с организаций. Удельный вес колеблется в интервале 73,8% в 2014г. до 55,4% в 2018г. Платность землепользования обеспечило
увеличение объема поступлений земельного налога с физических лиц в местные бюджеты за анализируемый период на 27,8 млрд.руб.
Изменения происходящие в динамике поступлений по группе имущественных налогов связаны с постоянными изменения в содержании нормативно-правовых актов в области обложения земель, а именно: базы налогообложения, ставки налога, срока уплаты, введением различных льгот, повышающих и (или) понижающих коэффициентов.
Позитивная динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов России и местных бюджетов в 2014-2018 гг. говорит о снижении зависимости местных бюджетов от поступлений земельного налога.
Роль земельного налога в наполнении доходной части консолидированного бюджета российского государства зависит от маневрирования его элементами. Платежи за пользование землей в консолидированном бюджете РФ составляют существенную часть в структуре и составе имущественных налогов (табл.7). Величина земельного налога зависит от действующего законодательства о налогах, а также уровня кадастровой стоимости земельных участков, которую устанавливают органы власти, используя достаточно непрозрачную процедуру. При этом, законодательство позволяет оспорить завышенную кадастровую стоимость с точки зрения налогоплательщика [7].
Таблица 7
Динамика поступлений земельного налога и его удельный
2. с изменением налоговых ставок и (или) отмены налоговых льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции местных органов власти по месту нахождения объекта налогообложения;
3. иных оснований, установленных Налоговым кодексом РФ, для формирования налоговых обязательств.
Сложная экономическая ситуация не может не сказаться негативно на наличии задолженности (включая пени и штрафы) по земельному налогу. Данные, отражающие величину налоговой задолженности по земельному налогу в бюджетной системе России в 2014- 2018 гг., представлены в табл. 8.
Таблица 8
Динамика задолженности по земельному налогу в консоли-
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2018 к 2014
(+,-) %
Всего нало-
говых по- 13117,2 14217,2 13489,0 17696,0 21658,6 8541,40 165,1
ступлении
из них имущественные 1141,1 1266,8 1309,9 1461,4 1 617,30 476,20 141,7
налоги
в том числе
земельный 330,6 348,9 332,8 351,3 353,8 23,20 107,0
налог
Удельный вес
земельного
налога, %:
в общих налоговых поступ- 2,5 2,5 2,5 2,0 1,6 -0,89
лениях
в имущественных 29,0 27,5 25,4 24,0 21,9 -7,10
налогах
Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2018 от 2014
Млр д. руб. % Млр д. руб. % Млр д. руб. % Млр д. руб. % Млр д. руб. % %
Задол-
женность
по зе-
мельно- 213, 7
му нало- 29,9 100 37,1 100 45,2 100 64,7 100 63,9 100 34
гу (вклю-
чая пени
и санк-
ции)
в том
числе:
земель-
ный 228, 7
налог с юриди- 12,9 43,1 15,0 40,4 17,9 39,6 27,0 41,7 29,5 46,2 16,6
ческих
лиц
земель-
ный налог с 17,0 56,9 22,2 59,8 27,3 60,4 37,7 58,3 34,4 53,8 202, 4 17,4
физиче-
ских лиц
Источник: Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html
Доля земельного налога в имущественных доходах высокая, около 22% в 2018г., 29% в 2014 г., так как налог уплачивают не только физические, но и юридические лица. Увеличение поступлений по земельному налогу, связано:
1. с увеличением кадастровой стоимости земли;
Источник: Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html
Из данных таблицы 8 следует, что задолженность по земельному налогу в 2014-2018 гг. только увеличивалась. Совокупная задолженность по земельному налогу увеличилась в 2,1 раза, в том числе задолженность организаций в 2,3 раза, а физических лиц - в 2 раза. По земельному налогу почти половина задолженности числится за физическими лицами. Причинами возникновения задолженности по налогу на землю считаются следующие: перенос срока уплаты налога взимаемого с физлиц за 2017 г.; несвоевременное представление налогоплательщиками в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган по месту постановки на учет; отсутствие достоверной информации по некоторым владельцам земельных участков, поставленных на кадастровый учет, в базах данных; не целевое использование ряда земельных участков.
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю 7
М О
да
о
см
I-«. О!
О Ш
т
X
<
т о х
X
Все это свидетельствует о недостаточном использовании потенциала администрирования налоговыми органами. С целью снижения потерь от поступлений земельного налога требуется формирование полной и достоверной информации о земельных участках на основе данных кадастрового учета.
Количество земельных участков, по которым ещё не проведена кадастровая оценка, из года в год сокращается. Особенно остро продолжает оставаться проблема с оформлением права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности. О том, что проблема кадастровой оценки земли в принципе существует и является актуальной для налогоплательщиков, говорит довольно обширная арбитражная практика. Важной практической и теоретической проблемой при оценке земель является нередкое расхождение между фактической доходностью участка земли и нормативной величиной этого дохода. Нестабильный размер платы за землю существенно уменьшает привлекательность инвестирования в российскую экономику, оказывая негативное воздействие на конкурентоспособность землепользователей, подрывая стимулы к труду и инициативу, являясь причиной низкой эффективности российской налоговой системы. А это, несомненно, негативно влияет и на доходы местных бюджетов, сдерживая развитие муниципальных образований.
Для устранения накопившихся недостатков существующей российской налогооблагаемой системы земель, целесообразно перейти к более справедливым принципам налогообложения, основанным едином подходе к налогообложению по всей стране и на общественном восприятии стоимости земли.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения нормативно-правового законодательства в части порядка земельного налогообложения. В результате нововведений власти значительно увеличат поступления в местные бюджеты, что улучшит финансовое положение регионов. В то же время у владельцев участков возникнут новые проблемы - в некоторых случаях, чтобы защитить свои интересы, им придется обратиться в суд.
В 2019 году вступают изменения по перерасчету земельного налога с физлиц. Теперь перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Эти изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных землевладельцев (землепользователей) и их стимулирование своевременно уплачивать имущественные налоги [11].
Одним направлением для пополнения местных бюджетов в 2019 году является изменение порядка применения кадастровой стоимости для
налогообложения земельных участков. Так, в случае оспаривания кадастровой стоимости сведения о её новом значении (рыночной стоимости земельного участка), установленном после 1 января 2019 года решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываются при определении налоговой базы с периода налогообложения земельного участка по оспоренной кадастровой стоимости (п. 1.1. ст. 391 НК РФ). Открытость процедуры кадастровой оценки, ее публичность и понятность в конечном итоге будут способствовать повышению эффективности сборов от земельного налога. То программное обеспечение по кадровой оценке, которое применяется в настоящее время ведет к потере доверия и дестимулированию землевладельцев (землепользователей); разработчики данного программного обеспечения должны отвечать за достоверность всех производимых в этой базе расчетов [11].
С 2019 года получают освобождение от уплаты земельного налога юрлица, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (пп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ) [11].
С 2019 года для лиц предпенсионного возраста, соответствующих определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2018 года, предусмотрено, право на налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ) [11].
В 2019 году придется представлять налоговую декларацию по земельному налогу организациями по новой форме, в которой учтены изменения в порядке налогообложения земельных участков: внесены правила (п. 7.1 ст. 396 НК РФ), позволяющие с налогового периода 2018 года исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади) [11].
Развитие стройной системы налогообложения земельных ресурсов должно осуществляться на основе анализа исторического опыта, а также использования практики налогового администрирования налога на землю зарубежных стран. Налоги, опирающиеся на земельные и иные природные ресурсы, а также недвижимость, существенно различаются в зарубежных странах, например, таких как США, Канада, Германия или Франция. В этих государствах земельный налог взимается как налог на собственность и составляет основную часть доходов муниципального бюджета. Так, в США земельный налог составляет 95%, в Герма-
нии и Франции он составляет около 75%, в Канаде - 81%. Таким образом, собираемость земельного налога в этих развитых странах довольно высокая [9].
Обложение земли должно оказывать стимулирующее воздействие на использование земельных ресурсов, через систему налоговых льгот, при ужесточении контроля за целевым расходованием средств от платы за землю. В этой связи требуется расширения параметров изменения налогооблагаемого объекта, налогооблагаемой базы и налоговой ставки. Разработка налогового законодательства в части объединения 2-х налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) или заменена их единым налогом - налогом на недвижимость будет способствовать решению проблемы по совершенствованию существующей системы земельного налогообложения. Введение в практику российского налогообложения единого налога, как на земельные ресурсы, станет возможным только после преобразований земельного и налогового законодательства [7].
Литература
1. НК РФ (часть вторая) от 05 августа 2000 №117-ФЗ (ред. от 03 апреля 2017 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21 июля 2019 г.)
2. НК РФ (часть первая) от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21 июля 2019 г.)
3. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21 июля 2019 г.)
4. ГК РФ (части первая, вторая и третья) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21 июля 2019 г.)
5. Приказ ФНС России от 30.08.2018 N ММВ-7-21/509@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от
10.05.2017 N ММВ-7-21/347@» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21 июля 2019 г.)
6. Приказ Минэкономразвития России от
24.09.2018 N 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных харак-
теристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21 июля 2019 г.)
7. Аганова И.Г. Оценка перспектив развития земельного налогообложения в России в существующих реалиях // Экономика и социум.-2017.-3(34).-С.119-135 [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения 21 июля 2019 г.)
8. Аношина Ю.Ф. Основные понятия, классификация и оценка земельных участков // Актуальные проблемы современной науки. 2008. № 3 (41). с. 44-47.
9. Аношина Ю.Ф. Особенности налогообложения земель в зарубежных странах // В сборнике: Земельный вопрос как основа развития агропромышленного комплекса Российской Федерации. материалы Научно-практической конференции. 2008. С. 4-14.
10.Официальный сайт ФСГС. Малое и среднее предпринимательство в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 21 июля 2019 г.)
11.С 2019 года изменится порядок налогообложения земельных участков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения 21 июля 2019 г.)
12.Экономика России. Актуальные проблемы и вызовы: монография.-М.: Издательство «Научный консультант», 2017.-168с.
The essence of the land tax, its place and role in the tax
system of the Russian Federation Anoshina Yu.F.
Russian state University of justice
The article presents the main provisions concerning the procedure for collection and payment of land tax in the Russian Federation. Among the considered regulations, reflecting the results of the study are the following: outline the role of the land tax for the formation of regional and local budgets of constituent entities of the Russian Federation; analyzes the peculiarities of the proceeds of the land tax in the consolidated budget of the Russian Federation; investigated various aspects of the calculation and payment of tax on land in his elements, conclusions about the insufficiency of revenues from taxes from individuals across the country. Worthy attention is paid to the problematic nuances of this issue related to some gaps in the tax legislation of land resources. Keywords: land tax, cadastral valuation, tax revenues, taxpayers, consolidated budget, local budget.
References
1. Tax code of the Russian Federation (part two) dated 05 August 2000 No. 117-FZ (as amended on April 03, 2017 [Electronic resource].- Mode of access: http://www.consultant.ru (accessed July 21, 2019.)
2. Tax code of the Russian Federation (part one) of July 31, 1998 №146-FZ (as amended on December 28, 2016. [Electronic resource].- Mode of access: http://www.consultant.ru (accessed July 21, 2019.)
3. Land code of the Russian Federation [Electronic resource].-Mode of access: http://www.consultant.ru (accessed July 21, 2019.)
4. The civil code of the Russian Federation (parts one, two and three) [Electronic resource].- Mode of access:
X X О го А С.
X
го m
о
ю 7
М О
to
8. Anoshina Y. F. Basic concepts, classification and assessment of land // Actual problems of modern science. 2008. № 3 (41). P. 44-47.
9. Anoshina Yu. F. Features of land taxation in foreign countries // In the collection: the Land issue as a basis for the development of agro-industrial complex of the Russian Federation. materials of Scientific and practical conference. 2008. C. 4-14.
10. Official website of the Federal state statistics service. Small and medium enterprises in Russia [Electronic resource]. -Mode of access: http://www.gks.ru (accessed July 21, 2019.)
11. From 2019 to change the order of the taxation of land [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.nalog.ru (accessed July 21, 2019.)
12. Russian economy. Actual problems and challenges: monograph.-Moscow: Publishing house "Scientific consultant", 2017.-168s.
of access: https://elibrary.ru (accessed July 21, 2019.)
o>
0
CSI
n!
01
n
S I— O HI
m x
<
m o x
X
http://www.consultant.ru (accessed July 21, 2019.)
5. The order FNS of Russia from 30.08.2018 N IIM-7-21/509@ "On amendments to order of the Federal tax service dated 10.05.2017 N IIM-7-21/347@" [Electronic resource].- Mode of access: http://www.consultant.ru (accessed July 21, 2019.)
6. Order of the Ministry of economic development of the Russian Federation of 24.09.2018 N 514 "About the statement of the Order of determination of cadastral cost of real estate objects at implementation of the state cadastral accounting of earlier not considered real estate objects, inclusion in the Unified state register of real estate of data on earlier considered real estate objects or entering into the Unified state register of real estate of the corresponding data at change of qualitative and (or) quantitative characteristics of real estate objects entailing change of their cadastral cost" [Electronic resource].- Mode of access: http://www.consultant.ru (accessed July 21, 2019.)
7. Aganova I. G. Assessment of prospects of development of the land taxation in Russia in the existing realities. Economics and society.-2017.- 3(34).-P. 119-135 [Electronic resource].- Mode