УДК 336.226.231
ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В г. УЛАН-УДЭ
PROBLEMS OF LAND TAX IN ULAN-UDE
Л. Л. Кокорина, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ
A. Kokorina, East-Siberian State University of Technology and Management,
Ulan-Ude
jjàj Щ
Рассматривается история развития земельного налогообложения. Отражены основные исторические моменты, начиная с Древних времен по настоящее время. На основе анализа системы земельного налогообложения рассматривается значимость земельного налога в формировании доходной части местного бюджета. Проанализированы объемы собираемости земельного налога в местный бюджет. На основе аналитических данных проведен сравнительный анализ собираемости земельного налога в городах Улан-Удэ, Иркутск, Томск. Определены проблемы и пути совершенствования администрирования земельного налога. Представлен прогноз поступлений доходов в бюджет от взимания земельного налога. По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что земельное налогообложение занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации
Ключевые слова: земля; земельный налог; соха; плуг; доходы; расходы бюджета; прогноз; сравнительный анализ; земельный участок; территория
The history of the development of land tax is considered. The major historical moments, since ancient times to the present are reflected. Based on the analysis of the land tax system, the significance of land tax in the formation of a profitable part of the local budget is described. The volume collection of land tax in the local budget is analyzed. On the basis of analytical data, a comparative analysis of the land tax collection in the city of Ulan-Ude and Irkutsk and Tomsk is given. The problems and ways to improve the administration of land tax are identified. The revenue forecast from the collection of the land tax is described. According to the results of the research the author has proved that the land tax takes a special place in the tax system of the Russian Federation
Key words: land; land tax; plow; plow; earnings; expenditure budget; forecast; comparative analysis; land; territory
Рассматривая историю развития земельного налогообложения, мы можем проследить следы его возникновения еще в Древней Руси. В этот период поступления от земельного налога являлись важнейшим источником поступлений доходной части государственного бюджета. Первыми единицами налогообложения земли можно назвать «плуг» и «дым» [3]. Как отмечает С. И. Иловайский, единицей земельного налогообложения в Древней Руси значилась «соха», в Дании — р^, в Шотлан-
дии земельный налог назывался sochagia. Анализируя развитие земельного налога, можно отметить, что огромное влияние на развитие налоговой системы оказало татаро-монгольское нашествие. Наряду с пере-
о Г> о /~\ о
писью, проводимой Золотой Ордой, каждый князь проводил постоянную перепись земель, находящихся в его владении. Дань представляла собой регулярный налог, который систематически взимался с русских земель в пользу Орды. Первое упоминание об образовании и развитии посошной пода-
ти, которая также включала земельный налог, относится к 1273 г. [7].
Дальнейшее развитие системы налогообложения связано с именем Ивана Грозного. При объединении российских земель проводилось их описание, включая не только площадь земли, но и ее качество. Книги с подробным описанием земель получили название писцовых. Основным достоинством этих книг являлось то, что было зафиксировано распределение земель между их владельцами, а также учитывалась платежеспособность населения с целью обложения его налогами. В ХУ1—первой половине XVII вв. производилось описание земель. В середине XVI в. введена новая единица земельного налогообложения — «большая соха». Ставка налога устанавливалась нормированной в зависимости от количества и качества земли, а также зависела от социальной принадлежности землевладельца. В зависимости от качества земли она подразделялась на плодородную, среднюю и худую [3; 6].
Для выявления реальной платежеспособности при введении системы налогообложения по сохам в 1614—1615 гг. властями начата процедура проведения ревизии хозяйственного состояния земель. Ревизия проводилась после вступления на престол Михаила Федоровича Романова в 1613 г. В книгах, получивших название дозорных, фиксировались масштабы разорения, и исходя из площади фактически обрабатываемой пашни, определялись размеры налогов. При этом Правительство столкнулось с серьезными трудностями при попытках восстановить посошную систему налогообложения, требовалось кардинальное изменение всей системы налогообложения. В качестве одного из способов решения проблемы была предложена новая система налогообложения на основе «живущей чети». Единицей налогообложения стало число бобыльских и крестьянских дворов. Это означало некий переход от посошного налогообложения к подворному. По результатам общероссийской переписи все прямые налоги были переведены на двор [1].
Во времена правления Петра I при проведении переписи населения в целях увели-
чения сборов налогов путем охвата более полного учета дворов выявлена проблема учета земель, а также подворий. В 1718 г. подворное налогообложение заменено на подушный сбор, так как существовавшая подворная система не могла максимально обеспечить возрастающие военные нужды. Несмотря на критику, данная система просуществовала 150 лет. Исходя из тех социально-экономических условий, которые наблюдались в российском государстве, подушная система была наиболее приемлема [6; 4; 5].
Уставом о земских повинностях от 1851 г. введен государственный земской сбор. Согласно данному Уставу, земельному налогообложению подлежали все земли, кроме государственных. В 1875 г. появился государственный земельный налог. Земельный налог со времен становления российского государства прошел огромный путь, прежде чем сформировался в том виде, в котором он находится сейчас. Уже в начале XX в. можно увидеть первые оценки земель по кадастровой стоимости. Дальнейшее развитие земельного налога наблюдается со второй половины XX в., особую значимость представляет принятие Налогового кодекса, который регулирует все виды налогов и сборов. В настоящее время земельный налог относится к местным налогам, полностью зачисляется в местные бюджеты и имеет важное значение.
В данной статье рассматривается анализ собираемости земельного налога как на территории городов Улан-Удэ, Томска и Иркутска. Основное внимание авторы уделяют такой проблеме, как большой процент территорий, занятых самовольно возведенными строениями. На основе проведенного анализа авторы дают прогноз налоговых поступлений на ближайший период времени.
От эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов зависит уровень жизни населения, проживающего на территории данного муниципального образования. Следовательно, от того, насколько качественно будут решены вопросы по формированию доходной части местных бюджетов, будет зависеть
уровень расходов, которые муниципальное образование может позволить произвести. Рассмотрим роль земельного налога на примере бюджета г. Улан-Удэ.
Город Улан-Удэ является столицей Республики Бурятия, входящей в Сибирский Федеральный округ. По состоянию на 1 января 2015 г. население города составило 426,7 тыс. человек, площадь города — 347,6 км2.
По итогам 2014 г. доходы бюджета г. Улан-Удэ составили 6 462, 1 млн р. Рассмотрим структуру доходов бюджета подробнее.
В структуре доходов больший удельный вес занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ. Среди доходов, поступающих в местный бюджет, занимающих около 9 % доходов г. Улан-Удэ, земельный налог, по сравнению с налогом на имущество физических лиц, занимает больший удельный вес и в 2014 г. составил 8,4 % доходной части бюд-
Как видно из табл. 1, поступления от земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, заня-
жета, или в абсолютном выражении доходная часть, формирующаяся за счет земельного налога равна 543,2 млн р. В основном рост поступлений произошел из-за роста количества поставленных на учет объектов и из-за увеличения кадастровой стоимости. Постановлением Республики Бурятия от 28 ноября 2011 г. № 618 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в республике. Как следствие, кадастровая стоимость земельных участков возросла в среднем в 2...3 раза и более.
Поступления по строке «налоги на совокупный доход» составили 367,8 млн р., в структуре доходов они занимают 5,6 %. Величина налогов на совокупный доход свидетельствует об уровне развития малого и среднего предпринимательства. В 2013 г. налоги на совокупный доход составили 365 млн р., что на 34,7 млн р. больше, чем за 2011 г.
тых жилищным фондом и т.д., составили 76,2 млн р., или 14 % от общей суммы поступлений по земельному налогу.
Таблица 1
Структура поступлений земельного налога на территории г. Улан-Удэ Structure of the land tax in the city of Ulan-Ude in million rubles
Годы 2012 г. 2013 г. 2013 Г./2012 г. 2014 г. 2014 Г./2013 г.
Абс. Отн., % Абс. Отн., %
Земельный налог, всего, млн р. 430,3 398,9 -31,4 92,7 543,2 144,3 136,2
Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, млн р. 31,5 41 9,5 130,2 76,2 35,2 185,9
Удельный вес, % 7,3 10,3 3,0 140,4 14,0 3,7 136,5
Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, млн. р. 398,8 357,9 -40,9 89,7 467 109,1 130,5
Удельный вес, % 92,7 89,7 -3,0 96,8 86,0 -3,7 95,8
млн р.
- земельный налог, взимаемый по ставке 1,5 %;
- земельный налог, взимаемый по ставке 0,3 %;
- земельный налог, всего
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Рис. 1. Динамика поступлений земельного налога в бюджет города Fig. 1. Dynamics of receipts of land tax to the city budget
В основном доходную часть бюджета земельного налога выросла практически в
города от поступлений земельного налога 1,5 раза, что связано с введением в эксплу-
составляют поступления от использования атацию большего количества объектов тор-
прочих земельных участков — по итогам гово-развлекательного назначения и увели-
2014 г. поступления составляли 467 млн р., чением их кадастровой стоимости (рис. 1). или 86 %. По сравнению с 2013 г. сумма
Сравнительный анализ собираемости земельного налога по итогам 2014 г.
с г. Томск и Иркутск
Несмотря на то, что площадь г. Улан- количеством хозяйствующих субъектов,
Удэ превышает площадь таких городов, как так как доходная часть бюджета по земель-
Томск и Иркутск, собираемость налогов ному налогу формируется в основном за
значительно ниже, что связано с большим счет налога, поступающего по ставке 1,5 %.
Таблица 2
Сравнительный анализ собираемости земельного налога Comparative analysis of the land tax collection
Показатели г. Улан-Удэ г. Томск Разница Томск/ Улан-Удэ г. Иркутск Разница Иркутск/ Улан-Удэ
Площадь города, км2 347,6 294,6 -53 306,4 -41,2
Численность населения, тыс. чел. 421,5 557,2 +135,7 620,1 +198,6
Количество хозяйствующих субъектов, тыс. 20,3 28,1 +7,8 32,8 +12,5
Доходы - всего, млн р. 6 462,10 13122,9 6660,8 13835,4 7373,3
Налоговые доходы, млн р. 2751,1 4444 1692,9 6539 3787,9
Налоги на имущество, млн р. 576,2 938,9 362,7 1543 966,8
в т. ч: - налог на имущество физических лиц, млн р. 33,0 287,1 254,1 285,6 252,6
- земельный налог, млн р. 543,2 651,8 108,6 1257,4 714,2
Как видно из табл. 2, несмотря на то, что площадь г. Улан-Удэ превышает площадь г. Томск и г. Иркутск, собираемость налогов значительно ниже. Это связано с большим количеством хозяйствующих субъектов, так как доходная часть бюджета по земельному налогу формируется, как правило, за счет налога, поступающего по ставке 1,5 %.
Примерно 75 % территории г. Улан-Удэ занимает индивидуальная жилая застройка. Масштаб распространения «самостроя» в столице остается одной из острых проблем и одним из болезненных вопросов для муниципальной власти. Самовольные жилые дома занимают 2 % городской территории.
Самовольное строительство несет негативные последствия: государство не может распоряжаться землей, занятой самовольными постройками, недополучая при этом доходы от возможной продажи или аренды земельных участков, а также теряя земельный налог, а граждане не могут стать полноправными жителями города, распорядиться имуществом по своему усмотрению.
По итогам 2014 г. самовольно возведенные строения занимают территорию, равную примерно 4,65 км2. Всего по г. Улан-Удэ расположено 5814 самовольных строений, в том числе в Октябрьском районе — 1383, в Железнодорожном — 1693, в Советском районе расположено наибольшее количество — 2738.
Значимый прорыв в вопросах узаконения построек, возведенных до 90-х гг. XX в., произошел в связи с внесением в марте 2014 г. (по инициативе Комитета по управлению имуществом и землепользованию и Улан-Удэнского городского Совета депутатов) поправок в закон РБ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности». Данной поправкой смогли воспользоваться более 400 граждан и оформить права на 32 га земли (что увеличивает налоговую составляющую города более чем на 480 тыс. р.). По состоянию на 1 мая 2015 г. на территории города насчитывалось 6 150 самовольных строений (рис. 2).
Всего на территории города выявлено 6150 самовольных строений После 2001 г. построе- По материалам инвентариза-
но 2370 самовольных ции выявлено 928 земельных
строений; 34 % участков; 13 %
Рис. 2. Самовольные строения, находящиеся на территории города Fig. 2. Unauthorized buildings located in the city
По состоянию на 1 мая 2015 г. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ рассмотрено 1361 заявлений (первичные и повторные) граждан о предоставлении им земельных участков в пользование бесплатно. По итогам рас-
смотрения данных заявлений вынесены следующие решения:
— по 462 заявлениям принято решение о предоставлении земельных участков и утверждены схемы расположения;
— по 310 заявлениям отказано в связи с отсутствием полного пакета докумен-
тов, то есть не были представлены домовая книга, документы, утвержденные законом, нет прописки в данном жилом доме;
— по 589 заявлениям отказано в связи с отрицательным заключением Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации г. Улан-Удэ. Имелись отрицательные заключения в связи с тем, что запрашиваемые земельные участки находились в зонах, где не предусмотрена жилищная застройка (в сани-тарно-защитных зонах железной дороги,
аэродрома, кладбища, линий электропередач, предприятий).
Большое количество незарегистрированных земельных участков в Советском районе связано с тем, что, например, земельные участки жителей микрорайона «Левый берег» расположены в зоне сельскохозяйственного использования и в зоне затопления, земельные участки в микрорайоне Солдатский также находятся в зоне сельскохозяйственного использования и в шумовой зоне взлетно-посадочной полосы аэродрома.
Частная собственность:
6326,00;
17 %
Собственность Республики Бурятия 1109,00; 3 %
Собственность Российской Федерации 3238,00; 8 %
Собственность МО "город Улан-Удэ"; 988,00; 3 %
Ограниченные в обороте;
19233,12;
51 %
Неразграниченные земли; 6817,88; 18 %
Рис. 3. Распределение земельного Фонда по формам собственности Fig. 3. Distribution of the Fund's land by ownership
Как видно из рис. 3, значительный процент в общем объеме земельного фонда занимают участки, находящиеся в частной собственности.
Общее количество земельных участков на территории г. Улан-Удэ составляет 67 271, из них зарегистрированных земельных участков — 51 849, или 77,07 %, число незарегистрированных земельных участков - 15 422, или 22,93 %. Из числа незарегистрированных земельных участков 5 422 со статусом «временный» (то есть права на образованные земельные участки еще не зарегистрированы), со статусом «ранее учтенный» - 8639 земельных участков, 1361 участок со статусом «учтенный». На рис. 4 показана структура незарегистрированных земельных участков.
Несмотря на то, что со дня введения земельного налога в России прошел значительный период времени, целый ряд проблем по его администрированию остается нерешенным. Все чаще плательщики земельного налога сталкиваются с трудностями при оформлении земельных отношений и уплате земельного налога, а органы местного самоуправления - с его администрированием.
Наиболее важной проблемой является определение налоговой базы, без которой невозможно уплатить налог. Уровень поступления земельного налога зависит от состояния учета объектов налогообложения данным налогом, т.е. земельного кадастра. Базу данных для исчисления налоговые органы формируют на основании сведений
разных информационных ресурсов (Росрее-стра, Земельной кадастровой палаты, Бюро технической инвентаризации, а также органов местного самоуправления), следовательно, возникает необходимость введения сведений об одном и том же налогоплательщике несколько раз. Учитывая объем по-
Таким образом, на территории г. Улан-Удэ возможно узаконить 3 660 самовольно возведенных домов. Средняя площадь земельного участка составляет 800 м2, следовательно, исходя из средней кадастровой стоимости по г. Улан-Удэ — 100 р. за 1 м2 земельного участка, возможность увеличить доходы от поступлений по земельному налогу составляет 878,4 тыс. р.
ступающих данных, данный процесс является трудоемким.
На основании проведенного анализа выявлена такая проблема, как большое количество самовольных строений на территории г. Улан-Удэ (табл. 3).
Таблица 3
Еще одна острая проблема, с которой столкнулись налоговые органы — это налогообложение доли собственника.
Для решения проблем администрирования земельного налога должны быть осуществлены юридические мероприятия, направленные на укрепление информационной базы кадастра для целей единой согласованной государственной политики в области земельных и финансовых отношений, суще-
Рис. 4. Незарегистрированные земельные участки Fig. 4. Unregistered land territories
Количество самовольно возведенных домов по итогам 2014 г. The number of illegally constructed houses at the end of 2014
Район Жилые дома, возведенные до 90-х гг. Жилые дома, возведенные после 90-х гг. до 2001 г. После 2001 г.
Возможно узаконить Невозможно узаконить Возможно узаконить Невозможно узаконить Возможно узаконить Невозможно узаконить
Октябрьский 1383 184 109 357 126 170 4 со
Железнодорожный 1693 295 356 380 223 123 316
Советский 2738 2028 300 70 150 53 137
Итого 2507 765 807 499 346 890
5814
ственное значение имеет работа налоговых органов по взаимодействию с органами местного самоуправления в рамках предоставления сведений по земельным участкам.
Проведем расчет прогнозной величины поступлений земельного налога на 2016 г. (табл. 4).
Таблица 4
Прогнозирование поступлений по земельному налогу, млн р. Forecasting revenues from the land tax in million rubles
Фактические данные Значение
2013 г. 430,3
2014 г. 398,9
2015 г. 543,2
Прогноз на основании среднего темпа роста 621,6
Прогноз на основании среднего абсолютного прироста 599,7
Прогноз путем построения линейной модели тренда 570,4
Прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджета МО «Город Улан-Удэ» на 2015-2017 гг. по данным Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия 510,2
Как видно из табл. 4, величина рассчитанного прогноза разными способами значительно превышает величину прогноза налоговых и неналоговых доходов бюджета МО «Город Улан-Удэ».
Выводы. Проанализировав социально-экономическое положение г. Улан-Удэ по основным показателям, можно сделать вывод о том, что город характеризуется устойчивым экономическим ростом. Основной источник инвестиций города - это федеральный и региональный бюджеты. Главным направлением расходования средств является социальная сфера,
в особенности развитие жилого фонда г. Улан-Удэ.
Проведенный анализ показал, что поступления по земельному налогу за несколько лет имели постоянную динамику роста, что связано как с увеличением числа налогоплательщиков, так и с пересмотром кадастровой стоимости земли в сторону увеличения. Необходимо отметить рост собираемости земельного налога. Рассмотрев динамику поступлений по земельному налогу, можно сделать вывод, что наблюдается положительная тенденция по итогам последних лет.
Список литературы_
1. Волгуцкова О. А. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей: автореф. ... канд. экон. наук. Саратов, 2010. 33 с.
2. Габбасов Р. Г., Голубева Н. В. Обложение земельным налогом // Налоговый вестник. 2003. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fin-buh.ru/ (дата обращения: 01.10.2016).
3. Голубеева Н. В. О земельном налоге // Налоговый вестник. 2005. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fin-buh.ru/ (дата обращения: 10.10.2016).
4. Нагорская Н. В. Расчет земельного налога: проблемы и решения // Налоговый вестник. 2012. № 10. С. 50-56.
5. Панченко А. В. Развитие земельного налогообложения в России // Сибирская финансовая школа. 2007. Выш. 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.journal.safbd.ru/ru/content/razvitie-zemelnogo-nalogooblozheniya-v-rossii (дата обращения 01.10.2016).
6. Родина Л. А. Проблемы применения налоговых льгот в земельном налогообложении // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2007. № 3. С. 147-149.
7. Трофимова Н. В. О земельном налоге // Налоговый вестник. 2006. № 8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fin-buh.ru/ (дата обращения: 01.09.2016).
8. Booth A. Land taxation in Asia: an overview of the 19th and 20th centuries / / Oxford development studies. 2014. Vol. 42. No. 1. P. 1-18.
9. Drexler K. J. The four causes of the state and local budget crisis and proposed solutions / / Urban lawyer. 1994. Vol. 26. No. 3. P. 563.
List of literature_
1. Volgutskova O. A. Assessment of agricultural producers [Nalogooblozhenie selskohozyaystvennyh tovaroproizvoditeley]: Abstract. ... dis. cand. econ. sciences. Saratov, 2010. 33 p.
2. Gabbassov R. G., Golubeva N. V. Nalogovy vestnik (Tax Bulletin), 2003, no. 12 Available at: http:// www.fin-buh.ru/ (accessed 10.10.2016).
3. Golubeeva N. V. Nalogovy vestnik (Tax Bulletin), 2005, no. 4 Available at: http://www.fin-buh.ru/ (accessed 01.10.2016).
4. Nagorskaya N. V. Nalogovy vestnik (Tax Bulletin), 2012, no. 10, pp. 50-56.
5. Panchenko A. V. Sibirskaya finansovaya shkola (Siberian financial school), 2007, vol. 2 Available at: http://www.journal.safbd.ru/ru/content/razvitie-zemeinogo-nalogooblozheniya-v-rossii (accessed 01.10.2016).
6. Rodina L. A. Problems of tax benefits in the land taxation // Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Ekonomika (Herald of the Omsk University. Ser. Economy), 2007, no. 3, pp. 147-149.
7. Trofimova N. V. Nalogovy vestnik (Tax Bulletin), 2006, no. 8 Available at: http://fin-buh.ru/ (accessed 01.09.2016).
8. Booth A. Oxford development studies (Oxford development studies), 2014, vol. 42, no. 1, pp. 1-18.
9. Drexler K. J. Urban lawyer (Urban lawyer), 1994, vol. 26, no. 3, p. 563.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Кокорина Анна Андреевна, канд. экон наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: налоги и налогообложение, налогообложение земли, оценка налогового потенциала [email protected]
Anna Kokorina, candidate of economic sciences, associate professor, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: taxes and taxation, land tax, building tax assessment
Образец цитирования_
Кокорина А. А. Проблемы земельного налогообложения в г. Улан-Удэ // Вестн. Забайкал. гос. ун-та.
2016. Т. 22. № 10. С. 117-125.