Научная статья на тему 'Проблемы земельного налогообложения в Республике Бурятия'

Проблемы земельного налогообложения в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / БЮДЖЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / LAND TAX / THE STORY OF A LAND TAX / MUNICIPAL BUDGETS / LAND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокорина Анна Андреевна, Павлуцкая Дарья Андреевна

В статье рассматривается история развития зе-мельного налогообложения, начиная с Древних времён по настоящее время, рассматривается значимость земельного налога в формировании местного бюджета. По результатам проведен-ного исследования можно смело говорить о том, что земельное налогообложение занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. На примере МО Городского округа «город Улан-Удэ» было выявлено, что земель-ный налог занимает сравнительно невысокую долю в местном бюджете, однако земельный налог выступает в качестве важного источника формирования бюджета поселения. В совре-менной России земельный налог рассматри-вается как эффективный механизм управления земельными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the history of the development land tax, since ancient times to the present, considered the signicance of the land tax in the formation of the local budget. According to the results of the research we can say that the land tax has a special place in the tax system of the Russian Federation. On the «Ulan-Ude city» example MO City District found that the land tax is a relatively low share of the local budget, however, the land tax has been an important source of formation of the budget settlement. In modern Russia, the land tax is seen as an effective mechanism for land management

Текст научной работы на тему «Проблемы земельного налогообложения в Республике Бурятия»

ПРОБЛЕМы ЗЕМЕЛьНОГО НАЛОГООБЛОжЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

УДК 336.226.231

Анна Андреевна Кокорина,

к.э.н., доцент каф. Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», ВСГУТУ, г. Улан-Удэ Тел.: +7 (924) 399 25 08 Эл. почта: a.kokorina@list.ru

Дарья Андреевна Павлуцкая,

магистр каф. Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение ФГБОУ ВПО «ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления», ВСГУТУ, г. Улан-Удэ Эл. почта: d940301@mail.ru

В статье рассматривается история развития земельного налогообложения, начиная с Древних времён по настоящее время, рассматривается значимость земельного налога в формировании местного бюджета. По результатам проведенного исследования можно смело говорить о том, что земельное налогообложение занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. На примере МО Городского округа «город У

вается как эффективный земельными ресурсами

Ключевые слова: земельный налог, исто рия зеМНШЦ^а. муницЯШальншЛоврВзований, уп1 земелЯЫмирШрс,

Anna AlKokO _

Ph.D.cí^^^pf DeHftmen| Accounting, analysis, audit and taxation VPO «East-Siberian State University of Technology and Management», VSGUTU, Ulan-Ude Тел.: +7 (924) 399 25 08 Эл. почта: a.kokorina@list.ru

Darya Al Pavlutsky,

Master cafes. Accounting, analysis, audit and taxation VPO «East-Siberian State University of Technology and Management», VSGUTU, Ulan-Ude

Эл. почта: d940301@mail.ru

PROBLEMS OF THE LAND TAX IN THE REPUBLIC BURYATIA

The article discusses the history of the development land tax, since ancient times to the present, considered the significance of the land tax in the formation of the local budget. According to the results of the research we can say that the land tax has a special place in the tax system of the Russian Federation. On the «Ulan-Ude city» example MO City District found that the land tax is a relatively low share of the local budget, however, the land tax has been an important source of formation of the budget settlement. In modern Russia, the land tax is seen as an effective mechanism for land management.

Keywords: land tax, the story of a land tax, municipal budgets, land management.

1. введение

Рассматривая историю налогообложения, в частности историю развития такого механизма управления земельными ресурсами как земельный налог, мы можем проследить следы возникновения ещё в Древней Руси. Во времена Древней Руси поступления от земельного налога являлись важнейшим источником поступлений доходной части государственного бюджета. Первыми единицами налогообложения земли можно назвать «плуг» и «дым» [6]. Также Иловайский С.И отмечает что единицей земельного налогообложения в Древней Руси значилась «соха», в Дании - plog, в Шотландии земельный налог назывался sochagia.

В данной статье рассматривается сравнительный анализ собираемости земельного налога на территории города Улан-Удэ и такими городами как Томск и Иркутск. Основное внимание авторы уделяют такой проблеме как большой процент территорий, занятых самовольно возведёнными строениями.

2. исторические аспекты развития земельного налога

Анализируя развитие земельного налога можно отметить, что огром-; влияние на развитие налоговой системы оказало татаро-монгольское

^образовании и развитии посошной подати, которая также включала земельный налог, относится к 1273 г. альнейшее развитие систе

ГобИсдиЦнии российских зе ь, включая не только площадь земл бным описанием земель получили н достоинством этих книг являлось то, что было зафиксировано распределение земель между их владельцами, а также учитывалась платёжеспособность населения с целью обложения его налогами. На протяжении как 16 так и первой половины 17 века производилось описание земель и охватывало огромные территории. В середине 16 века была введена новая единица земельного налогообложения «большая соха». Ставка налога устанавливалась нормированной в зависимости от количества и качества земли, а также зависела от социальной принадлежности землевладельца. В зависимости от качества земли она подразделялась на плодородную, среднюю и худую.

Для выявления реальной платёжеспособности при введении системы налогообложения по сохам в 1614-1615 гг. властями была начата процедура проведения ревизии хозяйственного состояния земель. Ревизия проводилась после вступления на престол Михаила Фёдоровича Романова в 1613 г. В книгах, получивших название дозорных, фиксировались масштабы разорения, и исходя из площади фактически обрабатываемой пашни определялись размеры налогов. При этом Правительство столкнулось с серьезными трудностями при попытках восстановить посошную систему налогообложения, требовалось кардинальное изменение всей системы налогообложения. В качестве одного из способов решения проблемы была предложена новая система налогообложения на основе «живущей чети», единицей налогообложения стало число бобыльских и крестьянских дворов. Это означало некий переход от посошного налогообложения к подворному. По результатам общероссийской

именем новые сание иги, с овным

Структура доходов бюджета г. Улан-Удэ

Таблица 1

в млн руб.

Наименование показателя 2012 год Уд. вес, % 2013 год Уд. вес, % 2014 год Уд. вес, %

Доходы 6 611,1 100,0 6 293,70 100,0 6 462,10 100,0

Налоговые доходы 2 582,8 39,1 2 878,0 45,7 2 751,1 42,5

НДФЛ 1 753,6 26,5 2 022,30 32,1 1 707,30 26,4

Налоги на совокупный доход 330,3 5,1 365,0 5,8 367,8 5,6

Налоги на имущество, в т. ч: - Налог на имущество физических лиц - Земельный налог 451,2 6,8 432,9 6,9 576,2 8,9

20,9 430,3 0,3 6,5 34,1 398,9 0,5 6,4 33,0 543,2 0,5 8,4

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 9,2 0,1

Государственная пошлина 47,7 0,7 57,8 0,9 90,6 1,4

Неналоговые доходы 618,5 9,4 520,5 8,3 585,4 9,1

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 192,4 2,9 175,2 2,8 243,5 3,8

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 1,4 0,0 3,5 0,1 4,9 0,1

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 292,3 4,4 213 3,4 205,2 3,2

Платежи при пользовании природными ресурсами 11,1 0,2 12,3 0,2 10,3 0,2

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 54,9 0,8 53,8 0,9 39,1 0,6

Прочие неналоговые доходы 66,4 1,0 62,7 1,0 82,4 1,3

Безвозмшныщосншлшие 3 409,8 Я 51,6 а 895,20 46,^ 3 137,60 48,5

переписи все ■■ямыаналогрвыли перевЯЬцыЛи дворИЗеме налог теряет свой характер, когда непосредственным объектом являлась имля-кк видим^по подать переходит в подв време!1лра|л1нияЬ|^|||1 при ведении[пер|писи Цсслсн^1я в ц

увели^ния^ВоровЬт^в охвата более полного учёта дворов выявлена проблема учета земель, а также подворий. В 1718 г. подворное налогообложение были заменено на подушный сбор, так как существовавшая подворная система не могла максимально обеспечить возрастающие военные нужды. Данная система просуществовала 150 лет, несмотря на критику. Исходя из тех социально-экономических условий, которые наблюдались в Российском Государстве подушная система была наиболее приемлема.

Уставом о земских повинностях от 1851 г. был введён государственный земской сбор. Согласно данному Уставу земельному налогообложению подлежали все земли, кроме государственных. Из которого в 1875 г. появился государственный земельный налог. Земельный налог со времен становления Российского государства прошёл огромный путь

режде чем прийти к то

он находится сейчас, уж в начале 20 века можно увидеть первые оценки земель по кадастро-Дальнейшее развитие

особую

алогов

лирует все виды налогов и сборов. В настоящее время земельный налог относится к местным налогам, полностью зачисляется в местные бюджеты и имеет важное значение.

От эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов зависит уровень жизни населения, проживающего на территории данного муниципального образования. Следовательно, можно сделать вывод о том, что от того на сколько качественно будут решены вопросы по формированию доходной части местных бюджетов будет зависеть уровень расходов, которое муниципальное образование может позволить произвести.

3. Анализ земельного налогообложения

Рассмотрим роль земельного налога на примере бюджета города Улан-Удэ. Город Улан-Удэ является

шищт рщуцци Бурятия вхо-щей в Сибирский федеральный округЛо состоянию на "января 2015 г. население города составляет лощадь города со-

141 дохДы бюд-Улан-Удэ составили ассмотрим структуру доходов бюджета подробнее в табл. 1.

В структуре доходов больший удельный вес занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ. Среди доходов, поступающих в местный бюджет, занимающих около 9% доходов города Улан-Удэ, земельный налог, по сравнению с налогом на имущество физических лиц занимает больший удельный вес и в 2014 г. занимал 8,4% доходной части бюджета или в абсолютном выражении доходная часть, формирующаяся за счёт земельного налога, составила 543,2 млн руб. В основном рост поступлений произошел из-за роста количества поставленных на учет объектов и из-за увеличения кадастровой стоимости. Постановлением Республики Бурятия от 28.11.2011 №618 утверждены результаты государственной кадастровой оценки

земель населенных пунктов в республике. Как следствие, кадастровая стоимость земельных участков возросла в среднем в два-три и более раз.

Поступления по строке «налоги на совокупный доход» составили 367,8 млн руб., в структуре доходов они занимают 5,6%. Необходимо отметить, что величина налогов на совокупный доход свидетельствует об уровне развития малого и среднего предпринимательства. В 2013 г. налоги на совокупный доход составили 365 млн руб., что на 34,7 млн руб. больше чем за 2011 г.

Поступления от земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и т. д. составили 76,2 млн руб. или 14% от общей суммы поступлений по земельному налогу. В основном доходную часть бюджета го поступлений зе

составляют поступления от использования прочих земельных

участко1^^1ритогая^ 014 тупления составляли 467 млн ру или 86%. По сравнению с 2013 г. сумма земельног прак

это с НЬеденрем

большего коли торгово-развлек

чения и увеличением кадастровой стоимости объектов.

Проведём сравнительный анализ собираемости по итогам 2014 г. земельного налога с г. Томск и г. Иркутск.

Не смотря на то, что площадь города Улан-Удэ превышает площадь таких городов как Томск и Иркутск собираемость налогов значительно ниже. Это связано с большим количеством хозяйствующих субъектов, так как доходная часть бюджета по земельному налогу формируется в основном за счёт налога, поступающего по ставке 1,5%.

Как видно из таблицы не смотря на то, что площадь города Улан-Удэ превышает площадь таких городов как Томск и Иркутск собираемость налогов значительно ниже. Это связано с большим количеством хозяйствующих субъектов, так как доходная часть бюджета по земель-

Таблица 2

Сравнительный анализ собираемости земельного налога

г. Улан-Удэ г. Томск Разница Томск/ Улан-Удэ г. Иркутск Разница Иркутск/ Улан-Удэ

Площадь города, кв. км 347,6 294,6 -53 306,4 -41,2

Численность населения, тыс. чел. 421,5 557,2 +135,7 620,1 +198,6

Количество хозяйствующих субъектов, тыс. 20,3 28,1 +7,8 32,8 +12,5

Доходы - всего, млн руб. 6 462,10 13122,9 6660,8 13835,4 7373,3

Налоговые доходы, млн руб. 2751,1 4444 1692,9 6539 3787,9

Налоги на имущество, млн руб. 576,2 938,9 362,7 1543 966,8

в т. ч: - Налог на имущество физических лиц, млн руб. 33,0 287,1 254,1 285,6 252,6

- Земельный налог, млн руб. 543,2 651,8 108,6 1257,4 714,2

ному налогу формируется в основном за счёт налога, поступающего по

итории горо-

остается одной из острых проблем и одним из болезненных вопросов

распорядиться имуществом по своему усмотрению.

По итогам2014 г. самс о возведённые строения за торию равную при кнкм1Шйаоно город дэ расположено 5814 самовольных строений, в том числе в Октябрьском районе - 1383, в Железнодорожном -

ерно Улан-

яет, как государс тные лица: государство не может распоряжаться землёй, занятой самовольными постройками, недополучая при этом доходы от возможной продажи или аренды земельных участков, а также теряя земельный налог, а граждане - не могут стать полноправными жителями города,

с внесением в марте 2014г. по инициативе Комитета по управлению имуществом и землепользованию и Улан-Удэнского городского Совета депутатов поправок в закон РБ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной

рис. 1. Самовольные строения, находящиеся на территории города

и муниципальной собственности». Данной поправкой смогли воспользоваться более 400 граждан и оформить права на 32 га земли (что увеличивает налоговую составляющую города на более чем 480 тыс. руб.). По состоянию на 01.05.2015 г. на территории города насчитывалось 6150 самовольных строений.

По состоянию на 01.05.2015 г. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ было рассмотрено 1361 заявлений (первичных и повторных) граждан о предоставлении им земельных участков в пользование бесплатно. По итогам рассмотрения данных заявлений были вынесены следующие решения:

- по 462 заявлениям было принято решение о предоставлении земельных участков и утверждены схемы расположения;

- поЗ^^аявлениямбыло отк

предсИЬленыЯВмова1»нига11оку-

прописки в данном жилом доме;

- по 589 заявлениям было отказано в св нием достро Админ Отриц

в связи с тем, что запрашиваемые земельные участки находились в зонах где не предусмотрена жилищная застройка, в санитарно-защитных зонах железной дороги, аэродрома, кладбища, линий электропередач, предприятий).

Большое количество незарегистрированных земельных участков в Советском районе связано с тем, что, например, земельные участки жителей микрорайона Левый берег расположены в зоне сельскохозяйственного использования и в зоне затопления, земельные участки в микрорайоне Солдатский также находятся в зоне сельскохозяйственного использования и в шумовой зоне взлётно-посадочной полосы аэродрома.

Как видно из рис. 2 значительный процент в общем объёме земельного фонда занимают участки, находящиеся в частной собственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рис. 2. распределение земельного фонда по формам собственности

рис. 4. Структура земельных участков

Общее количество земельных участков на территории города Улан-Удэ составляет 67271, из них зарегистрированных земельных участков 51849 или 77,07%, число незарегистрированных земельных участков составляет 1 5422 или 22,93%. Из числа незарегистрированных земельных участков 5422 участка со статусом «временный» (то есть права на образованные земельные участки ещё не зарегистрированы), со статусом «ранее учтённый» 8639 земельных участков, 1361 участок со статусом «учтённый». На рис. 4 показана структура незарегистрированных земельных участков.

Число участков со статусом «ранее учтённый» и «учтённый» составляет 9600 земельных участков, на рисунке 5 показана структура данных участков.

Таким образом, земельный налог выступает в качестве платы за использование земельных ресурсов. Налог выполняет регулирующую функцию и обладает определенной гибкостью в ставках, например установление пониженных ставок для сельхозпроизводителей.

4. заключение

Проанализировав поступления земельного налога за период 2012-2014 гг. можно сказать, что как налоговая

_

служба, так и Администрация г. Улан-Удэ стремятся к более эффективному освоению территории города и повышению доходной части бюджета за счёт земельного налога. Налоговые поступления в бюджете города характеризуются стабильным ростом и в структуре местных налогов поступления земельного налога значительно выше, чем поступления по налогу на имущество физических лиц.

литература

1. Российская Федерация. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: Гросс-Медиа, 2014. - 73с.

2. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Новосибирск: Норматика, 2014. - 752 с.

3. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник для вузов / Б.В. Ерофеев. 11-е издание переработанное и дополненное. - М.: Эксмо, 2011. -492 с.

4. Козлов С.А., Дмитриева З.В. Налоги в России до XIX в. СПб.: Историческая иллюстрация, 2001. С.71.

5. Кокорина А.А., Павлуц-кая Д.А. история развития земельного налога/ Байкальские экономические чтения. - 2015. - Том 3.

6. Нагорская Н. В. Расчет земельного налога: проблемы и решения / Н. В. Нагорская // Налоговый вестник. - 2012. - № 10. - С. 50-56.

References

1. The Russian Federation. Land Code of the Russian Federation. - M.: Gross-Media, 2014. - 73 c.

2. The Russian Federation. Tax Code of the Russian Federation. Parts one and two. - Novosibirsk: Normatika, 2014. - 752 s.

3. Erofeev B.V. Land Law of Russia: Textbook for Universities / BV Erofeev. 11 th edition revised and enlarged. - M.: Eksmo, 2011 -492 p.

4. Kozlov S.A., Dmitrieva Z.V Tax in Russia up to the XIX century. SPb: Historical illustration, 2001. p.71

5. Kokorin A.A., Pavlutsky D.A. history of development land tax / Baikal economic reading. - 2015. -Volume 3.

6. Nagorskaya N.V. Calculation of land tax: problems and solutions / N.V. Nagorskaya // Tax Bulletin. -2012. - № 10. - S. 50-56.

ОТОЗВАНА I RETRACTED

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.