УДК 336.226.231
Бартанов Евгений Алексеевич Evgeny Bartanov
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ
WAYS TO INCREASE REVENUE LAND TAX
Исследована роль земельного налога в структуре налоговых доходов местных бюджетов страны, подчеркнута актуальность поиска путей повышения поступлений по земельному налогу. Рассмотрены точки зрения исследователей на проблему повышения налогов, поступающих в местный бюджет. Дана оценка земельного фонда на примере городского округа г. Улан-Удэ. Затронута такая важная проблема, как занятость территории города ветхими и аварийными домами, самовольно возведёнными строениями, которые занимают примерно 4 % от территории города. Показаны особенности оценки земельного фонда в ряде регионов в условиях современной России. Дана оценка состояния, выделены факторы, влияющие на динамику поступлений по земельному налогу. Основное внимание автор концентрирует на таком механизме, как развитие застроенных территорий, который начал активно внедряться на территории г. Улан-Удэ с 2014 г. Определены направления повышения поступлений по земельному налогу. Повышение собираемости земельного налога способствует улучшению налогового климата, поскольку налоговая нагрузка может быть распределена равномерно между собственниками имущества и земельных участков, следовательно поступления в бюджеты муниципальных образований будут более стабильными. Контроль за собираемостью земельного налога позволяет более эффективно решать вопросы, связанные с проблемой наполнения бюджетов муниципальных образований, что, в свою очередь, способствует снижению как социальной, так и экономической напряжённости, существующей в обществе
Ключевые слова: земельный налог, местные бюджеты, развитие застроенных территорий, пути повышений налоговых доходов
In this article the role of the land tax in the structure of tax revenues of local budgets of the country is studied, the urgency of finding ways to increase revenues from the land tax is emphasized. The researchers' points of view on the problem of increasing the taxes paid to the local budget are considered. The assessment of the land fund on the example of the urban district of Ulan-Ude is given. Such an important issue as occupancy of the city's territory by old and dilapidated houses, illegally erected buildings that occupy about 4 % of the territory of the city is observed. The features of the land fund evaluation in a number of regions in the conditions of modern Russia are reviewed. The estimation of state is given; the factors affecting the dynamics of the revenues from the land tax are pointed out. Main attention is concentrated on the development of such a mechanism as the built-up areas, which has been actively implemented in the city of Ulan-Ude in 2014. Directions of increasing revenues from the land tax are defined. Increasing of land tax collection improves the tax climate, because the tax burden can distribute evenly between the owners of property and land, thus entering the municipal budgets will be more stable. The control over the land tax collection rate allows more efficient to address issues that are associated with the problem of filling the budgets of municipalities, which in turn also helps to reduce both social and economic tensions existing in society today
Key words: land tax, local governments, development of built up territories, ways of tax revenues increasing
В настоящее время устройство бюджетной системы в Российской Федерации устроено таким образом, что основная масса налоговых доходов аккумулируется в федеральном бюджете для дальнейшего перераспределения между бюджетами разных уровней. На этом фоне доля налоговых доходов в общих доходах местных бюджетов оценивается примерно в 10 %. Основную массу в налоговых доходах местных бюджетов составляют перераспределяемые поступления по НДФЛ. Поступления же от земельного налога и налога на имущество физических лиц имеют не столь важное значение. При этом есть огромные резервы для увеличения роли имущественных налогов. Исходя из изложенного, проблема повышения поступлений от имущественных налогов является актуальной.
В работах Е.А. Малышева отмечается, что основой успешного развития, функционирования и конкурентоспособности любой экономической системы в долгосрочной перспективе является эффективная инновационная деятельность, осуществляемая в условиях наличия и использования богатого инновационного и ресурсного потенциала, а в числе последнего — земельных ресурсов [4, 6]. По мнению Е.А. Ермаковой, достаточность и стабильность доходов местных бюджетов во многом зависит от собственных источников доходов, в числе которых поступления по земельному налогу [5]. С позиции Л.Р. Слепневой, земельный налог как одна из форм оплаты землевладения и землепользования призван стимулировать эффективное использование земли, направлен на выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, содействует обеспечению развития инфраструктуры сельских территорий [9]. Отличаясь небольшой долей в структуре налоговых доходов местных бюджетов, земельный налог характеризуется существенным потенциалом роста [5]. Принимая во внимание данное обстоятельство, нами предпринята попытка рассмотреть возможные варианты увеличения поступлений по земельному налогу в бюджет городского округа г. Улан-Удэ.
Общая площадь территории г. Улан-Удэ составляет 37,7 тыс. га, в том числе земли, подлежащие налогообложению, составляют 18,4 тыс. га, или 49 % от общей территории городского округа. Вовлечение в оборот оставшихся земель может существенно увеличить налоговые поступления по земельному налогу. В настоящее время развитие города идет в юго-западном и юго-восточном направлениях. При этом недостаточно внимания уделяется земельным участкам в центральных частях города, на которых расположены, мягко говоря, не очень современные дома. Территории города, занятые ветхими и аварийными многоквартирными домами, ветхими индивидуальными жилыми домами, дачными и садовыми домиками, гаражными постройками, представляют собой огромный потенциал для существенного увеличения поступлений земельного налога, так как зачастую такие дома не оформлены. Эти застроенные территории обладают преимуществами по сравнению с новыми территориями для комплексного освоения, так как развитие застроенных территорий, как правило, требует значительно меньшего объема инвестиций в создание дорожно-транспортной и инженерной инфраструктур. С другой стороны, развитие таких застроенных территорий требует значительных инвестиций в виде выплат компенсаций владельцам сносимых объектов.
В 2014 г. Институтом экономики города (Москва) проводилось исследование, целью которого являлась оценка размера застроенных территорий, подлежащих развитию, в городах с населением более 250 тыс. человек.
В городах с населением более 250 тыс. человек общая площадь ветхого и аварийного жилья составляет порядка 18 млн м2 (1,5 % от всего жилищного фонда в таких городах, который составляет 1,18 млрд м2). В таких городах проживает около 56 млн человек. И расположено 37 % жилищного фонда России. Всего на 2012 г. в России около 100 млн м2 ветхого и аварийного жилья, то есть 3 % жилищного фонда (Рос-стат). Износ таких домов составляет более
66 %. Общая площадь территорий, нуждающихся в развитии в 24 исследуемых городах, составляет 16,5 тыс. га.
В г. Улан-Удэ фактическое количество ветхих и аварийных домов значительно больше официальных данных, поскольку местные власти не заинтересованы в признании ветхих домов непригодными для проживания, так как с момента признания дома ветхим и аварийным у муниципалитета возникает обязанность расселить жильцов ветхого дома.
Площадь земельных участков, занятых ветхими и аварийными домами, исчисляется сотнями гектаров. Поэтому в качестве одного из путей повышения поступлений по земельному налогу можно рассматривать механизм развития застроенных территорий (ст. 46 Градостроительного кодекса РФ).
Развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления. Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на ней расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории. Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор.
Аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории является открытым по составу участников и форме подачи заявок. Решение о проведении аукциона принимается главой местной
администрации. В качестве организатора аукциона выступает орган местного самоуправления, принявший решение о развитии застроенной территории, или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Орган местного самоуправления, принявший решение о проведении аукциона, определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора. Методика определения начальной цены предмета аукциона может быть установлена субъектом Российской Федерации. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах от 1 до 5 % начальной цены предмета аукциона.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора.
До заключения договора победитель открытого аукциона или имеющее право заключить договор лицо должны предоставить соглашение об обеспечении исполнения договора, если предоставление такого обеспечения является существенным условием договора.
Организатор аукциона в случаях, если аукцион признан несостоявшимся или если договор не заключен с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом условия его проведения могут быть изменены.
В качестве наглядного примера предлагаем рассмотреть участок на пересечении улиц Терешковой и Зои Космодемьянской. Данный земельный участок выбран для использования механизма развития застроенных территорий. В настоящее время на территории данного земельного участка находится 7 двухэтажных многоквартирных домов, гаражи и технические постройки. Площадь земельного участка составляет 1,2 га. При этом в рамках выбранной территории на кадастровом учете стоят 6 зе-
мельных участков общей площадью 120 м2 и кадастровой стоимостью 480 тыс. руб. Поступления земельного налога с данной территории составляют максимум 7,2 тыс. руб.
С помощью механизма развития застроенных территорий в оборот вовлекается вся площадь земельного участка, то есть 1,2 га. После завершения процедуры расселения граждан инвестором формируется земельный участок и передается в собственность инвестору. При этом оценочная кадастровая стоимость сформированного земельного участка будет составлять 34 млн руб., а поступления налогов — около полумиллиона рублей.
Наиболее удачный опыт в рамках развития застроенных территорий демонстрирует г. Иркутск.
В последнее время Иркутск решительно уходит от точечной застройки, которая не только портит архитектурный облик города, но и фактически добавляет дополнительные социальные проблемы: новых мест в ближайших детсадах, школах, поликлиниках нет, а население с появлением новостроек заметно увеличивается.
При комплексном же освоении застроенных территорий ситуация совершенно иная: уже при проектировании обозначаются будущие места парковок, рекреационные зоны, размещение детских учреждений и т.д.
На расселение жителей в рамках пилотного проекта в Октябрьском районе Иркутска затрачено уже более 1 млрд руб.
Развитием территории в границах улиц Лыгкина, Депутатская, Красноказачья, Зверева площадью свыше 68 тыс. м2 занимается ЗАО «Ассоциация застройщиков города Иркутска».
Администрацией г. Иркутск готовятся еще две территории, подходящие под развитие: в Свердловском районе в границах улиц Калинина, Гончарова и в Ленинском — Р. Люксембург, Норильская, переулок
Восточный, в Октябрьском районе в границах улиц Пискунова, Красноярская. Предварительно на территории города выявлено 43 возможных для развития застроенных территорий участка. Из них самый большой расположен в Правобережном округе. Это территория 45, 4 га (22 участка) рассчитана на 177 девятиэтажных блок-секций. При освоении территории жилой фонд составит 575, 5 тыс. м2 (на 19 116 чел. жителей).
Не менее привлекательны для инвестора участки для развития в Октябрьском округе — 17, 3 га (7 участков). Они рассчитаны на строительство 67 9-этажных блок-секций. В Свердловском округе — 23, 9 га (7 участков, 93 9-этажных блок-секций). В Ленинском округе — 24, 06 га (7 участков, 94 9-этажных блок-секции).
При освоении указанных территорий планируемый прирост объемов ввода жилья составит 1402,2 тыс. м2 общей площади жилищного фонда. В границах данных территорий может быть построено 562 многоквартирных дома.
В 2015 г. планируется проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории на улице Кайская (участок площадью 6,2 тыс. м2). На нем находятся четыре двухэтажных 8-квартирных деревянных дома (Кайская № 33, 35, 37, 45), признанных аварийными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В настоящее время существует большой интерес со стороны инвесторов к механизму развития застроенных территорий. И при использовании данного варианта муниципально-частного партнерства можно достичь хороших результатов. Во-первых, конечно же, обновление города, замена ветхого и аварийного жилья новыми современными постройками и сооружениями. Во-вторых, увеличение поступлений по имущественным налогам в местный бюджет.
Литература_References
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014г.) // КонсультантПлюс.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 20.04.2015г.) // КонсультантПлюс.
3. Васюткин Н.Е., Мункожаргалов Ц.Б. Становление института развития застроенных территорий в городе Улан-Удэ / / Молодой ученый. 2014. № 20. С. 459-462.
4. Гонин В.Н., Малышев Е.А., Кашурников А.Н. Повышение конкурентоспособности Забайкальского региона в условиях экономического развития // Вестник ЗабГУ. 2011. № 12 (79). С. 3-9.
5. Ермакова Е.А. Механизм формирования собственной доходной базы местных бюджетов в России // Вестник-экономист ЗабГУ. 2013. № 6. С. 166174. Режим доступа: http://www.zabgu.ru/files/ economist_6.pdf (дата обращения 03.02.2014 г.).
6. Малышев Е.А. Методология прогнозирования выбора долгосрочных приоритетов инновационного развития приграничных территорий на основе макроэкономических и балансовых моделей // Вестник ЧитГУ. 2012. № 6 (85). С. 122-135.
7. Никиткова У.О. Совершенствование земельного налога / / Финансы. 2011. № 4. С. 63.
8. Никиткова У.О. История и современность земельного налогообложения в России // NB: Финансовое право и управление. 2013. № 1. С. 1-16.
9. Слепнева Л.Р. Трансформация и механизм регулирования земельных отношений в России на основе налогообложения земли // Управление развитием социально-экономических систем регионов: сб. науч. тр. Вып 1. Улан-Удэ: изд-во ВСГУТУ, 2010. С. 48-51.
10. Соколов П.А. Земельный налог по участкам, занятым многоквартирными домами // Налоговая политика и практика. 2011. № 3. С. 46-59.
11. Бобылев О.В., Слепнева Л.Р. Методологические подходы к оценке налогового потенциала региона // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45). С. 166-168.
12. Реновация в Иркутске: деревянным баракам дали пять лет. Режим доступа: http:// www.bn.ru/irkutskaya-oblast/articles/2013/11 / 22/137698.html.
13. Официальный сайт органов местного самоуправления. Режим доступа: http://www.ulan-ude-eg.ru/industry/gradostr-politika/ territory-razvit/
1. Gradostroitelny kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2004 g.. № 190-FZ (Town Planning Code of the Russian Federation dated by December 29, 2004. No. 190-FZ): Consultant.
2. Zemelny kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 25 oktyabrya 2001 g. № 136-FZ (Land Code of the Russian Federation dated by October 25, 2001 No. 136-FZ: Consultant.
3. Vasyutkin N.E., Munkozhargalov Ts.B. Molo-doy ucheny (Young scientist), 2014, no. 20, pp. 459462.
4. Gonin V.N., Malyshev E.A., Kashurnikov A.N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2011, no. 12 (79), pp. 3-9.
5. Ermakova E.A. Vestnik-ekonomist ZabGU (Bulletin-economist of ZabGU), 2013, no. 6, pp. 166174. Available at: http://www.zabgu.ru/files/econo-mist_6.pdf (accessed 02.03.2014).
6. Malyshev E.A. Vestn. Chit. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal ), 2012, no. 6 (85), pp. 122-135.
7. Nikitkova U.O. Finansy (Finance), 2011, no. 4, p. 63.
8. Nikitkova U.O. NB: Finansovoe pravo i up-ravlenie (NB: Financial law and management), 2013, no. 1, pp. 1-16.
9. Slepneva L.R. Upravlenie razvitiem sotsial-no-ekonomicheskih sistem regionov (Management of socio-economic systems development in the regions): Collected articles. Issue 1. Ulan-Ude: publ VSGUTU, 2010. P. 48-51.
10. Sokolov P.A. Nalogovaya politika i praktika (Tax policy and practice), 2011, no. 3, pp. 46-59.
11. Bobylev O.V., Slepneva L.R. Problemy sovremennoy ekonomiki (Problems of modern economy), 2013, no. 1 (45), pp. 166-168.
12. Renovatsiya v Irkutske: derevyannym bar-akam dali pyat let (Renovation of Irkutsk: wooden barracks were given five years of existance) Available at: http://www.bn.ru/irkutskaya-oblast/arti-cles/2013/11/ 22 / 137698.html.
13. Ofitsialny sayt organov mestnogo samoupravleniya (The official website of local governments) Available at: http://www.ulan-ude-eg.ru/ industry/gradostr-politika/ territory-razvit.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Бартанов Е.А., ст. преподаватель, ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия t22353@yandex.ru
Научные интересы: налоги и налогообложение, налоговый потенциал, методы оценки, налоговые доходы, бюджетная система, налогообложение земли
E. Bartanov, senior teacher, East Siberian State University of Technologies and Management, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: taxes and taxation, tax potential, assessment methods, tax income, budgetary system, earth taxation