Научная статья на тему 'Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций'

Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПЕРЕЖИВАНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / EXPERIENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / REFLECTION / REFLECTIVE MECHANISM EXPERIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деева Наталья Александровна

В статье представлена попытка обоснования психологических основ формирования профессиональных компетенций в рамках рефлексивного подхода. Описаны типы рефлексивных механизмов переживания и особенности их применения с целью формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of reflexive mechanisms of identity experiences in the formation of professional competences

The author presents an attempt to justify the psychological bases of formation of professional competences in the reflective approach and describes the types of reflexive mechanisms and features of their application to build professional competencies.

Текст научной работы на тему «Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций»

КОНЦЕПТ

Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14155. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14155 УДК 371.132:159.955.4 Деева Наталья Александровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар natalya [email protected]

психологии и педагогики

Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций

Аннотация. В статье представлена попытка обоснования психологических основ формирования профессиональных компетенций в рамках рефлексивного подхода. Описаны типы рефлексивных механизмов переживания и особенности их применения с целью формирования профессиональных компетенций. Ключевые слова: переживание, рефлексия, рефлексивный механизм переживания, профессиональная компетенция.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время высшее образование в России сталкивается с проблемами, вызванными требованиями современного общества и ходом научно-технического прогресса. Суть данных проблем заключается по большому счету в том, что несмотря на разнообразие педагогических технологий высшее образование не в полной мере обеспечивает формирование личности современного профессионала в соответствии с требованиями актуальной ситуации.

Внедрение компетентностного подхода призвано разрешить назревшие противоречия. В рамках этого подхода предоставляется возможность по-новому систематизировать и осмыслить имеющиеся психологические и педагогические теории обучения и воспитания, принципы, в ином ракурсе взглянуть на технологии, методики, методы формирования личности профессионала.

Так, стандарты нового поколения требуют, чтобы не менее 30% всех методов обучения носили активный характер. Но зачастую преподаватели сталкиваются с такой проблемой: насыщенность учебного процесса активными методами ведет к потере знаниевого компонента, оставляет значимость и осмысленность будущей профессиональной деятельности на весьма поверхностном уровне. На наш взгляд, это происходит по двум причинам: с одной стороны, из-за недостаточной личностной готовности субъектов образования перейти на новый уровень, включить в свою мен-тальность принципы компетентностного подхода; с другой стороны, из-за слабой научно-психологической осмысленности компетентностного подхода, а именно понимания компетенций как целостного, интегративного психологического феномена, механизмов их функционирования и формирования.

В педагогическом понимании компетенция не является простой суммой знаний, умений и навыков, а представляет собой некую целостность, интеграцию, которую в стандартах называют способностью выполнять ту или иную профессиональную деятельность. Многие исследователи - В. М. Шепель Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова А. Л. Журавлев, Н. Ф. Талызина, Р. Х. Шакуров, А. И. Щербаков - определяют компетентность не только как сумму знаний и умений, но и как опыт и теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний и, соответственно, способы выполнения профессиональной деятельности. Компетенции характеризуются социальностью, культуросообразностью, межпредметностью, надпредметностью, практикоориенти-

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь).

_ _ ART 14155. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/

научно-методический электронный журнал 2014/14155.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

ART 14155 УДК 371.132:159.955.4

рованностью, мотивированностью использования [1]. Многие исследователи и практики определяют компетенцию как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы [2].

Именно процедурность, многоаспектность, целостность и личностный характер подчеркивают рефлексивную природу, бытийность и контекстуальность компетенции, что позволяет рассматривать ее формирование через интегративный рефлексивный механизм - переживание.

Необходимо отметить, что научный интерес к феномену переживания возрастает. Это связано с глобальными процессами в научной психологии, например актуализацией гуманистической парадигмы, которая стремится подойти целостно к изучению психики человека, обозначить и найти способы изучения таких психологических механизмов, которые бы объясняли жизнедеятельность человека.

Переживание понимается нами как неотъемлемая часть жизни человека, механизм, направленный на оформление внутреннего мира человека, главным образом, на построение и иерархизацию ценностно-смысловых образований, для их последующей реализации в жизнедеятельности [3]. В переживании происходит изменение ценностей и смыслов человека: переживая что-либо, человек может меняться, развиваться личностно. Переживание как механизм всегда связано с контекстом жизни личности, включает в себя одновременно все компоненты регуляции (познавательную и аффективную активность, ценностно-смысловые образования и рефлексию) и представляет их человеку. Человек рефлексивно обращается к своим основам, ценностно-смысловым образованиям и соотносит их с актуальной ситуацией. Основополагающим и структурообразующим компонентом психологического механизма переживания является рефлексия.

Отметим, что проблема рефлексии для педагогической практики сама по себе новой не является и развивается на основе психологических воззрений. Однако в большинстве педагогических исследований рефлексивный процесс понимается как анализ деятельности, т. е. сводится к когнитивной активности, зачастую выделяются только этапы данного процесса, а не содержательные характеристики и компоненты. При этом проблема рефлексии, рефлексивных механизмов, переживания активно изучается в современной психологии (А. Г. Асмолов, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, А. С. Сухоруков, А. С. Шаров,

A. В. Петровский, Г. П. Щедровицкий, В. И. Слободчиков, С. Ю. Степанов, В. В. Рубцов,

B. А. Лефевр, А. В. Карпов, А. А. Тюков и др.). Отметим здесь, что в трудах исследователей существуют различные подходы к ее пониманию. Мы придерживаемся понимания рефлексии с позиций личности как глобального механизма психики, который выполняет функцию ее организации за счет самообращенности личности на свое «Я» [4].

Отсюда рефлексивный механизм переживания представляет собой психологический механизм, который разворачивается в обращении активности человека на переоформление значимых ценностно-смысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром, т. е. посредством рефлексивных механизмов переживания актуализируется и оформляется значимость деятельности (в том числе и профессиональной) [5].

С одной стороны, работа рефлексивных механизмов переживания направлена на значимые ценности и смыслы, а с другой стороны, стимулируя рефлексивный процесс относительно определенных ценностей, можно повышать их значимость и уровень осмысленности совершаемой активности в различных контекстах.

научно-методический электронный журнал ART 14155 УДК 371.132:159.955.4

Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14155. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В результате эмпирического исследования различных феноменов (жизненный кризис, проблемная ситуация, значимое событие, личностная идентичность, нравственные переживания личности, переживание экзаменационной ситуации и др.) нами было выделено три типа рефлексивных механизмов переживания относительно контекста жизнедеятельности: деятельностно-согласующий рефлексивный механизм, ситуативно-фрагментарный рефлексивный механизм, обобщенно-проектирующий рефлексивный механизм [6-8]. Каждый из этих механизмов имеет свои плюсы и минусы относительно самореализации и саморазвития человека.

Ситуативно-фрагментарный рефлексивный механизм. Этот механизм переживания не влечет кардинальных изменений ценностно-смысловой сферы человека. В данном случае переживание является ситуативным.

Люди с доминированием данного механизма могут быстро решать проблемы, проявлять достаточную прагматичность, не зацикливаясь на эмоциях и аффективных переживаниях. Но они не способны взглянуть на свою жизнь целостно, осмыслить ее в более широком контексте, обосновать то, что с ними происходит. Им сложно осмысливать прошлое и прогнозировать дальнейший ход реального события и своей жизни в целом. При этом может повышаться значимость определенных ценностно-смысловых образований, что приводит к возрастанию внутреннего напряжения. Такое напряжение они стремятся снять через совершение внешней активности, которая зачастую определяется сиюминутными мотивами, что может напоминать «смену декораций» без глубокого осмысления и обоснования происходящего. Доминирующим принципом является «здесь и теперь». Истинный процесс самореализации заменяется ложным, истинные цели и смыслы заменяются идеями фикс. При этом совершаемая деятельность осмысливается неглубоко. В проблемных ситуациях, требующих больших затрат внутренних ресурсов, зачастую предпочитают стратегию ухода.

На уровне учебной и профессиональной деятельности данный механизм не приведет к глобальному росту и развитию, но может обеспечить эффективное и быстрое решение частных задач, когда нужно применить или апробировать свои знания в какой-то конкретно заданной ситуации.

Деятельностно-согласующий рефлексивный механизм. В нем наиболее полно и развернуто представлен процесс переживания, который направлен на построение смыслового контекста. Для людей с преобладанием этого механизма характерен высокий уровень ретрорефлексии, обращаясь к прошлому опыту, они эффективно его переосмысливают, извлекая полезную для себя информацию, которая служит как бы «призмой», через которую они смотрят на будущую деятельность. Для них характерно построение своего прошлого не в хронологическом порядке, а в порядке значимости событий и ситуаций. На основании такой рефлексивной работы с прошлым опытом устанавливается связь с будущим и происходит его осмысление. Этот процесс имеет яркую аффективную окраску, обозначающую значимость определенных личностных смыслов.

Характерной чертой данного механизма является то, что осмысление может происходить в рамках какой-либо отдельной деятельности. Человек может намечать несколько линий жизни, которые часто не согласуются между собой и имеют различный смысловой контекст. В результате жизнь человека является «частичной», отсюда и частичная реализация себя. Кроме того, данный механизм переживания является весьма затратным по времени.

В учебной и профессиональной деятельности этот механизм способствует росту и развитию, осмыслению выполняемой деятельности, повышению ее значимости для человека. Посредством данного механизма профессиональные компетенции осмысливаются и приобретают свою значимость в более широком профессиональном контексте.

ru Q м

КОНЦЕПТ

Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14155. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14155 УДК 371.132:159.955.4

Обобщенно-проектирующий рефлексивный механизм. Для людей с преобладанием этого механизма характерно деловое взвешивание обстоятельств, обдумывание, проигрывание вариантов решения проблемы, стратегическое планирование жизни. При этом они обращаются к наиболее глубинным психологическим образованиям, т. е. своим ценностям, которые составляют ядро внутреннего мира. Каждое жизненное событие они пытаются представить в целостном контексте своей жизни. Актуализируется значимость жизнедеятельности человека как таковой, очерчиваются ее смыслы и глобальные цели. Испытуемые также склонны к тому, чтобы выделять ключевые, особо значимые моменты жизни или события и, опираясь на них, разрабатывать дальнейшую стратегию.

Но при этом у данной категории лиц часто отсутствует развернутый анализ ситуации, решение принимается на уровне стратегии жизни в целом, а нюансы могут выпускаться.

Обобщенно-проектирующий рефлексивный механизм способствует личностному росту и развитию будущего профессионала. Происходит осмысление значимости профессиональной деятельности для собственной жизни и для общества в целом, «встраивание» профессиональных компетенций в канву ценностно-смысловых образований.

Обобщенно можно сказать, что данные механизмы представляют собой различные уровни рефлексивного оформления жизнедеятельности человека на различных ее уровнях - от конкретной ситуации до жизнедеятельности в целом, при этом какой-то из них является доминирующим и во многом определяет формирование жизненной стратегии, внутреннего мира, в том числе учебной и профессиональной деятельности. При этом стратегия переживания и присвоения опыта может быть в различной степени эффективной (табл. 1).

Таблица 1

Доминирующие компоненты рефлексивных механизмов переживания

Название механизма Рефлексия времени Рефлексия контекста Рефлексивные качества Ценностно-смысловая сфера Активность

Обобщенно-проектирующий будущего Жизнедеятельность Обоснованность Ценности Когнитивная

Деятельностно-согласующий прошлого Деятельность Осмысленность Смыслы Аффективная

Ситуативно-фрагментарный настоящего Ситуация Простроен-ность Мотивы Конативная

Итак, рефлексивные механизмы переживания можно представить как уровни переработки и усвоения жизненного опыта человеком, в основе которого лежит оформление его ценностно-смысловой сферы и выделение значимости чего-либо. И если мы понимаем профессиональную компетенцию как часть такого опыта, то он должен быть переработан обучающимся на всех представленных уровнях, от ситуативного до обобщенно-проектирующего, для того, чтобы встроиться во внутренний мир человека, «прожиться», приобрести свою значимость и актуальность. Только в этом случае обучающийся сможет со всей серьезностью отнестись к образовательному процессу и понять суть и значение того, что он делает сейчас для будущей профессиональной деятельности. Такое подход позволяет более целостно и содержательно исследовать процесс формирования общих и конкретных профессиональных компетенций и управлять им, используя различные педагогические технологии.

На основании личного опыта наблюдений, а также анализа литературных источников можно сделать вывод о том, что многие педагоги-мастера на интуитивном

ГУ yj nj

научно-методический электронный журнал ART 14155 УДК 371.132:159.955.4

Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14155. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

уровне задействуют данные рефлексивные механизмы переживания обучающихся, используя различные технологии, пытаясь «подключать» аффективную составляющую переживания и актуализируют значимость выполняемой работы по отношению к различным уровням жизнедеятельности обучающихся.

Ниже представлены результаты анализа метода проектов и технологии "ке1з-з1ибу". Именно их многие исследователи называют наиболее эффективными для формирования компетенций.

Проект как метод обучения в настоящее время стал достаточно актуальным в вузовской среде. Это, на наш взгляд, обусловлено требованиями самой жизни, которые она предъявляет к современному человеку, когда он, чтобы быть востребованным профессионалом, должен уметь гибко планировать и прогнозировать свою деятельность, уметь анализировать и выявлять достоинства и недостатки всех возможных средств достижения поставленных целей. Такого рода проектная деятельность требует высокого уровня развития рефлексии и осознания значимости выполняемых действий. Проектную деятельность часто связывают с такими понятиями, как «прогнозирование», «конструирование» и «моделирование». Прогнозирование представляет собой научное предвидение, исследование перспектив, вероятностное научное суждение. Конструирование - это выявление, детализация, разработка и установление системы связей в какой-либо области. Моделирование - это исследование объектов различной природы на их аналогах (моделях).

Данные стороны проектной деятельности выражают ее рефлексивную суть и осуществляются благодаря рефлексивным механизмам (см. табл. 2).

Технология "ке^-в^у", по сути, является ситуационным обучением. Сам метод "ке^-в^у" характеризуется как практически-проблемный.

Кейс - это описание реальной ситуации, имеющей отношение к их будущей профессиональной деятельности. Ситуация предлагается с той целью, чтобы вызвать мотивацию к дискуссии и анализу ситуации. В результате должны быть выработаны алгоритмы решения данной ситуации и проведен анализ их эффективности.

Выделяют различные виды кейсов, выбор которых зависит от целевой аудитории, содержания учебного материала, тематики. Работа с кейсом включает в себя ряд этапов, которые также подробно представлены в литературе. Хотелось бы отметить, что каким бы ни был кейс, в основе работы над ним лежит осмысление ситуации, поиск решений и анализ их эффективности. Для этого любая ситуация содержательно должна быть отрефлексирована обучающимися на различных уровнях и с позиций различных контекстов - от самых широких до узкоситуационных.

Как отмечает А. М. Долгоруков [9], одной из центральных идей данной технологии является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования (см. табл. 3).

Итак, данные механизмы могут представлять уровни переработки и формирования жизненного опыта, способности выполнять ту или иную деятельность, т. е. формирования компетенции - от ситуативного до обобщенно-проектирующего. Такое понимание позволяет более целостно и содержательно исследовать и управлять процессом формирования общих и конкретных профессиональных компетенций в рамках различных технологий, а именно: более осознанно отбирать и применять методы, осуществлять индивидуальный подход, выстраивать процесс педагогического общения, формируя виды и компоненты рефлексивных механизмов.

PU г М

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14155 УДК 371.132:159.955.4

Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). ART 14155. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Особенности реализации метода проектов в обучении с учетом рефлексивных механизмов переживания

В!

Таблица 2

Проектное обучение

Рефлексивные механизмы Содержание механизма Стороны проектной деятельности

>s s ^ Ценностно-смысловая сфера Актуализация ценностной значимости проекта и формулировка целей будущей проектной деятельности

У CL S будущего Прогнозирование результата проекта, планирование проектной деятельности по этапам CD н

1- ^ CD О CL С ■ s с CD л жизнедеятельность Поиск и анализ значимости проблемы, которая будет решаться в рамках проектной деятельности, в различных контекстах жизнедеятельности СО в о и з

О X X CD ^ ю CD CL обоснованность Обоснование проблемы с точки зрения актуализированных ценностей; поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы) X г о П

о ю О Активность (когнитивная) Сбор, изучение, обработка и анализ информации по проблеме проекта, прогнозирование результатов проекта

>s s ^ 2 >У О Ценностно-смысловая сфера Оформление смысла результатов проекта для совершенствования учебной и профессиональной деятельности; оформление личностных смыслов в рамках проекта, понимание проблемы и смысла реализации проекта для развития своей личности е

СО ц о 0 1 о я s с к CD прошлого Комплексная экспертиза результатов реализации проекта, привлечение опыта учебной и, если есть, проектной деятельности, имеющегося у обучаемых X а в О р и

ъ Ц деятельность Разработка содержательной стороны проекта

о X _й ц CD CL осмысленность Осмысление значимости проекта для учебной и профессиональной деятельности 5 X О ^

CD 1-К CD d Активность Эмоциональная вовлеченность в проектную деятельность (переживание ценностей и смыслов проекта, познавательные чувства, интерес, любознательность, вдохновение)

>s л X CL CO Ценностно-смысловая сфера Положительная, внутренняя мотивация учебной и проектной деятельности, личная заинтересованность в выполнении данного вида деятельности обучаемыми. CD ^

X CD !_ CO CL к настоящего Поиск оптимального решения задач проекта и учебных задач

о ^ CD Ц ситуация Формулировка темы проекта, обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации СО В о ср

■& i О X е CD CL простроен-ность Построение последовательности реализации этапов проекта ^ Ц CD Ч

CO S 1- co >У 1-s О Активность Последовательная реализация этапов проекта; диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности); решение учебных и учебно-профессиональных задач, выполнение требований и правил О ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14155 УДК 371.132:159.955.4

Особенности реализации технологии "keis-study" с учетом рефлексивных механизмов переживания

Технология "keis-study"

Рефлексивные механизмы Содержание механизма Уровн и анализа ситуации

>s s Ч Ценностно-смысловая сфера Актуализация ценностной значимости кейса в широком контексте жизнедеятельности, важность ситуации и ее разрешения для общества в целом, в результате чего происходит развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования

2 >у CL S Ь будущего Прогнозирование результата решения проблемы, развития ситуации, планирование этапов решения проблемы, выявление закономерностей развития проблемы, ее последствий >s s к о

CD О CL С ■ О к s о ^ е жизнедеятельность Пространственно-временная констатация проблемы, которая предполагает определение пространственных и временных границ проблемы CD т S !_ е т

X X CD ^ ю о ю О -8-е CL обоснованность Поиск и анализ значимости проблемы, которая будет решаться в рамках проектной деятельности, в различных контекстах жизнедеятельности обоснование проблемы с точки зрения актуализированных ценностей; осознание и формулировка проблемы на основе интерпретации ситуации р т О

Активность (когнитивная) Сбор, изучение, обработка и анализ информации по проблеме, прогнозирование результатов

>s s ^ Ценностно-смысловая сфера Оформление смысла кейса для совершенствования учебной и профессиональной деятельности; оформление личностных смыслов по отношению к ситуации. Понимание проблемы и смысла решения ситуации для развития своей личности

У О <я о о я и о прошлого Выявление причин возникновения данной проблемы; комплексная экспертиза результатов деятельности по решению ситуации, привлечение личного, научного и практического опыта для решения проблемы >s и к с CD Т S fc

1 о X о X _й ц CD 1-о; ^ CD е CL деятельность Разработка содержательной стороны решения проблемы, определение тактики решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осмысленность Выяснение типа, характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т. д.); осмысление значимости кейса для учебной и профессиональной деятельности; осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций <я 1-

CD Активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность (переживание ценностей и смыслов, связанных с решением и значимостью ситуации, познавательные чувства, интерес, любознательность, вдохновение)

>s л X Ценностно-смысловая сфера Положительная, внутренняя мотивация учебной и проектной деятельности, личная заинтересованность в выполнении данного вида деятельности обучаемыми. Предполагается высокий уровень мотивированности, творческой конкуренции и критичности обучающихся

CP <я 1-X к s настоящего Поиск оптимального решения задач проекта и учебных задач >s

CD <я CP -81 о X о к CD Ц ф ситуация Выработка различных способов действия (вариантов решения проблемы) в данной ситуации - альтернатив; согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации .0 н X о и J

CL простро-енность Построение последовательности реализации этапов решения проблемы <я >у 1-S

s 1- <я >у 1-s О Активность Составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации (с определением конкретных шагов и наполнением их содержания); определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы; разрешение проблемы; диагностика принципиальной разрешимости проблемы; решение учебных и учебно-профессиональных задач, выполнение требований и правил О

Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14155. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Таблица 3

(Vi "7 «j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14155 УДК 371.132:159.955.4 Ссылки на источники

Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14155. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14155.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

1.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

8.

9.

Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Шишков С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Пед. о-во России, 2000. Шаров А. С. Психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии. - 2004. - № 1. - С. 214-226.

Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии / Институт психологии РАН. - М.; Ярославль, 2002. - 304 с.

Деева Н. А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - Омск, 2005. - 187 с. Там же.

Липатова (Деева) Н. А. Рефлексивные механизмы переживания идентичности в юношеском возрасте // Современные проблемы психологии образования и развития человека. - Санкт-Петербург: АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», 2009. - С. 378-383. Деева Н. А. Проблема исследования девиантного поведения и специфика рефлексивной организации нравственных переживаний в юношеском возрасте // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы конф. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012. - 348 с. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. - URL: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.

Natalya Deeva,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of psychology and pedagogics, University of Ministry of Internal Affairs of Russia Krasnodar, Krasnodar natalya [email protected]

Role of reflexive mechanisms of identity experiences in the formation of professional competences

Abstract. The author presents an attempt to justify the psychological bases of formation of professional competences in the reflective approach and describes the types of reflexive mechanisms and features of their application to build professional competencies.

Key words: experience, reflection, reflective mechanism experiences, professional competence. References

1. Verbickij, A.A. (2004) "Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija", in Materialy k chetvertomu zasedaniju metodologicheskogo seminara 16 nojabrja 2004 g., Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Moscow (in Russian).

Shishkov, S.E., Kal'nej, V.A. (2000) Shkola: monitoring kachestva obrazovanija, Pedagogicheskoe ob-shhestvo Rossii, Moscow (in Russian).

Sharov, A.S. (2004) "Psihologija perezhivanija: priroda, mehanizmy, fenomeny", Mir psihologii, № 1, pp. 214-226 (in Russian).

Karpov, A.V., Skitjaeva, I.M. (2002) Psihologijarefleksii, Institut psihologii RAN, Moscow, Jaroslavl', 304 p. (in Russian).

Deeva, N.A. (2005) Refleksivnye mehanizmy perezhivanija krizisa i izmenenie cennostno-smyslovoj sfery: Dis.... kand. psihol. nauk: 19.00.01, Omsk, 187 p. (in Russian). Ibid.

Lipatova (Deeva), N.A. (2009) "Refleksivnye mehanizmy perezhivanija identichnosti v junosheskom voz-raste", in Sovremennye problemy psihologii obrazovanija irazvitija cheloveka, Sankt-Peterburg AOU VPO "Leningradskij Gosudarstvennyj universitet imeni A.S. Pushkina", St. Petersburg, pp. 378-383 (in Russian). Deeva, N.A. (2012) "Problema issledovanija deviantnogo povedenija i specifika refleksivnoj organizacii nravstvennyh perezhivanij v junosheskom vozraste", in Fenomenologija i profilaktika deviantnogo povedenija: materialy 4-j vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem konferencii, Krasnodarskij universitet MVD Rossii, Krasnodar, 348 p. (in Russian).

Dolgorukov, A. Metod case-study kak sovremennaja tehnologija professional'no-orientirovannogo obuchenija. Avialable at: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600 [Data obrashhenija 05.05.2014] (in Russian).

8.

9.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

r\j С) r\j

977230412014206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.