Научная статья на тему 'Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях'

Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
525
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
КРИЗИС ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / EXTREME CONDITIONS / IDENTITY CRISIS / PERSONALITY / REFLEXIVE PROCESSES OF REFLEXIVE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Виктория Викторовна, Шмачилина-цибенко Светлана Витальевна

Статья посвящена рассмотрению роли рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях с точки зрения этапов их разворачивания, а также с позиций содержательной наполненности и принципа их функционирования. Рефлексивные механизмы в экстремальных условиях позволяют продуктивно перерабатывать жизненный опыт, содействуют формированию готовности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам, предоставляют возможность моделировать и прогнозировать дальнейшее осуществление жизни, формировать «внутренние модели», стратегии преодоления кризиса, обеспечивают динамику ценностно-смысловой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of reflexive processes and mechanisms in overcoming the crisis of identi-ty in extreme conditions

The paper is devoted to role of reflexive processes and mechanisms in overcoming crisis of identity in extreme conditions, from the point of view of the stages of their deployment, positions of substantial fullness and principle of their functioning. Reflexive mechanisms in extreme conditions allow productively process life experiences, contribute to formation of personality to withstand adverse life circumstances, provide ability to simulate and predict the far-neck enjoyment of life, form “internal model”, strategies for overcoming crisis, provide the dynamics of value-sense sphere.

Текст научной работы на тему «Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15130. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 15130

УДК 159.9.019.4

Ильина Виктория Викторовна,

старший лейтенант полиции, адъюнкт кафедры психологии и педагогики ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Краснодар [email protected]

Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Краснодар [email protected]

Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях с точки зрения этапов их разворачивания, а также с позиций содержательной наполненности и принципа их функционирования. Рефлексивные механизмы в экстремальных условиях позволяют продуктивно перерабатывать жизненный опыт, содействуют формированию готовности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам, предоставляют возможность моделировать и прогнозировать дальнейшее осуществление жизни, формировать «внутренние модели», стратегии преодоления кризиса, обеспечивают динамику ценностносмысловой сферы.

Ключевые слова: экстремальные условия, личность, кризис личности, рефлексивные процессы, рефлексивные механизмы.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Экстремальные условия рассматриваются в психологии с различных точек зрения: и как синоним экстремальных ситуаций, и как самостоятельное явление. Анализируя различные подходы, можно прийти к выводу о том, что в экстремальных условиях нарушается привычный ритм жизни человека, смещаются распорядок и организация его труда и отдыха, достигают крайних пределов психические и другие перегрузки, как следствие, ухудшается его психическое состояние в целом, что выражается в переутомлении, нервном истощении, срывах деятельности, аффективных реакциях, кризисных состояниях, личностном кризисе, психогении (патологические состояния).

Следовательно, при преодолении кризиса личности в экстремальных условиях необходимо искать конструктивные пути его преодоления, поскольку в этом случае личность, как правило, оформляет имеющиеся либо обретает новые ценности и смыслы, выстраивает жизненную перспективу.

В ряде современных исследований роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях поднимается уже как самостоятельная проблема.

Английский философ-сенсуалист, педагог Дж. Локк еще в XVII в. обратился к понятию «рефлексия» и наполнил его психологическим содержанием в современном смысле это слова. Рефлексия, по Локку, в своей основе предполагает самоанализ,

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15130. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

самонаблюдение, самоуглубление (интроспекцию), адресование понимания человека самим собой и представляет собой механизм, с помощью которого человек анализирует свою когнитивную деятельность.

В 1930-х гг. А. Буземаном было определено «психологическое» понятие рефлексии, которое рассматривалось им как перенесение переживания с внешнего мира на себя [1]. С этого момента психология рефлексии выделяется в самостоятельную область исследований и изучается с позиций различных подходов в гносеологическом и онтологическом ключе.

Не углубляясь в данном случае в анализ подходов, важно отметить, что в современной психологии особо выделяется целый ряд работ, посвященных исследованию эмоционального, личностного аспекта рефлексии, изучению ее в связи с разработкой саморегуляции, самосознания и условий его развития, постижением своей жизнедеятельности.

Сущностное понимание рефлексии в данной парадигме раскрыто в работах С. Л. Рубинштейна. Он отмечает наличие и взаимосвязь двух основных способов существования человека и, в соответствии с ними, двух способов отношения к жизни. «Первый -жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек... Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом» [2]. «Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее» [3]. Отметим, что с возникновением рефлексии, по Рубинштейну, связано ценностно-смысловое определение жизни. «С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни» [там же, с. 352]. В этом разрыве непосредственных связей жизни и их восстановлении на новой основе и заключается второй способ существования человека. Другими словами, за счет рефлексии происходит преобразование ценностей и смыслов человека. Рефлексия представляется как «специфически человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя - предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования...» [5].

Опираясь на такое понимание рефлексии, исследователи отмечают, что она при данных условиях получает статус психологического механизма, за счет которого происходит изменение внутреннего мира человека; следовательно, рефлексия - это не только влияние человека на свои мысли и чувства, а большей частью целостное воздействие человека на самого себя [6]. Влияя на себя, человек преобразует себя, приводит свою деятельность, эмоции, мысли в гармонию с разными людьми, с ценностно-смысловыми основаниями, своими и иных людей, общечеловеческими ценностями, т. е. происходит координация всей системы регуляции. Следовательно, рефлексия выступает обязательным основанием развития данной системы, ее преобразования и адаптации к меняющимся условиям существования. Наряду с этим, разумеется, изменяются ценностносмысловые образования. Из этого следует, что в личностном аспекте рефлексия определяется как механизм самоизменения, самопростраивания в процессе регуляции жизнедеятельности, в том числе и в процессе преодоления жизненного кризиса.

Рефлексивные механизмы в условиях отечественной психологии изучаются с различных воззрений, как, например, с точки зрения этапов их разворачивания, а также с позиций содержательной наполненности и принципа их функционирования.

При описании процесса реализации рефлексивных механизмов исследователи отмечают, что особенно четко этапы его разворачивания прослеживаются при наличии препятствий или значительной сложности деятельности. При этом выделяется

2

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15130. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

несколько стержневых моментов, которые заключаются, прежде всего, в невозможности совершать прежнюю деятельность, которая выражается в «остановке», «разрыве» деятельности, проблемно-конфликтной ситуации, отсутствии желаемого результата. Второй этап заключается в осознании причины возникшего затруднения -«отстранение», «рефлексивный выход», «Я-рефлексивное» - как занятие человеком рефлексивной позиции, с которой он может прослеживать свою деятельность и обращаться на себя. Третий этап - это возможность встраивания рефлексивного опыта в уже имеющийся опыт и апробация результатов рефлексирования в реальности. Четвертый этап - это явное участие рефлексивного механизма в переоформлении внутреннего мира человека, а именно его ценностно-смысловых образований: «рефлексивное осмысление деятельности», «актуализация смысловых структур», «реализация заново обретенного смысла».

При изучении сущности и содержания рефлексивных механизмов исследователи раскрывают их специфические черты и основные функции. В данном случае сутью рефлексивного механизма является соотношение процессов интеграции и дифференциации психики, за счет чего определяется возможность роста и развития личности, поиск и создание различных способов достижения поставленной цели. При этом затрагиваются разные уровни психики для приобретения в процессе взаимодействия человека с миром определенного единства, синергизма [7], когда человек, обращаясь на себя, простраивает свой внутренний мир, ценности и смыслы, иными словами, регулятивное начало или ядро. В свою очередь, именно ценностно-смысловые образования являются тем содержанием, на оформление которого направлена работа рефлексивных механизмов.

Рефлексивные механизмы в психологических исследованиях представлены как сложные образования, которые включают в себя различные качества и различные виды рефлексии и оформляют, изменяют, простраивают элементы ценностно-смысловой сферы через различные виды активности. Отмечается также, что активизация рефлексивных механизмов происходит тогда, когда человек находится в неопределенной, трудной или экстремальной жизненной ситуации, когда он переживает кризис и необходимость изменений в структуре ценностно-смысловых составляющих его образа мира.

При таком понимании содержания, реализации и функций рефлексивных механизмов выделяется целый ряд современных исследований, где изучается проблематика рефлексивных механизмов в контексте трудных или экстремальных жизненных ситуаций и условий, личностных и жизненных кризисов.

В исследованиях Л. Г. Жедуновой отмечается, что в основе процесса переживания личностного кризиса лежат осознаваемые рефлексивные стратегии. Сама рефлексия трактуется как интегральное качество психики, которое не только детерминирует саму возможность развертывания личностного кризиса, но и обеспечивает его переживание за счет изменения временной направленности, при этом выступает основой для адаптации человека на аффективном и смысловом уровнях. Именно рефлексия помогает человеку при возникновении кризиса соотнести свои способности и ресурсы с наличной ситуацией, оценить ситуацию и изменить свое видение [8].

Н. А. Деева понимает рефлексивные механизмы переживания кризиса как психологические механизмы, включенные в систему регуляции и разворачивающиеся при активном участии человека в преобразовании значимых ценностно-смысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром. Специфика рефлексивных механизмов переживания во многом обусловливает продуктивность (либо успешность) переживания кризиса. Другими словами, от того, каким образом и насколько глубоко будет переработан внутренний опыт, будут

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15130. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

определяться дальнейшая жизненная перспектива, реализация, осуществление жизненных планов, адаптация и оформление отношений человека с внешним миром. Они содержат такие важные подсистемы регуляции, как ценностно-смысловые образования, активность, рефлексия, с преобладанием рефлексивного компонента как организующего. Особенности механизмов создаются исходя из специфики проявления и взаимодействия качественных характеристик рефлексии, уровней разворачивания рефлексивного механизма относительно жизнедеятельности, оформленности ценностно-смысловой сферы, а также доминирующего вида активности, в которой разворачивается рефлексивный механизм [9]. На основании этого автор выделяет следующие рефлексивные механизмы переживания: деятельностно-согласующий, ситуативно-фрагментарный, обобщенно-проектирующий.

Так, ситуативно-фрагментарный рефлексивный механизм характеризуется ситуатив-ностью переживания, неспособностью целостно увидеть свою жизнь, осмыслить ее в более широком контексте, несогласованностью временной линии рефлексии. При этом хорошо выражена способность хронологического простраивания прошлого опыта вне зависимости от его значимости для человека. Внутреннее напряжение, вызванное угрозой ценности, он снимает во внешней активности, доминирующим принципом жизни - «здесь и сейчас». Будущее представляется только как возможность самореализации через работу, достижения, развлечения, которые зачастую являются идеями фикс. При этом совершаемая деятельность неглубоко осмысливается. В проблемных ситуациях и экстремальных условиях, требующих больших затрат внутренних ресурсов, человек предпочитает стратегию ухода (например, уход в работу и т. п.). Этот механизм переживания не влечет кардинальных изменений ценностно-смысловой сферы, как следствие, затрудняет оформление внутреннего мира и всего миропроекта в целом.

Деятельностно-согласующий рефлексивный механизм характеризуется полнотой и развернутостью процесса переживания, который направлен на оформление и изменение смыслов, смысловых образований. Для людей с преобладанием этого механизма характерен высокий уровень ретрорефлексии: обращаясь к прошлому опыту, они эффективно его переосмысливают, извлекая полезную для себя информацию, которая служит как бы «призмой», через которую они смотрят на будущую деятельность. Для них характерно простраивание своего прошлого не в хронологическом порядке, а в порядке значимости событий и ситуаций. На основании такой рефлексивной работы с прошлым опытом устанавливается связь с будущим и происходит его осмысление. Другими словами, люди пытаются найти смыслы для себя в будущем, согласовать линию времени, провести связи из прошлого в будущее. Такого рода согласование имеет яркую аффективную окраску, указывающую на актуальность определенных личностных смыслов. Для людей с преобладанием данного механизма характерны очень глубокие эмоциональные переживания, глубокое осмысление проблем, что способствует выходу личности на новые горизонты развития, обновлению своего Я. Это процесс затратен по времени и по энергии, но результаты являются устойчивыми. Однако осмысление может происходить в рамках какой-либо отдельной деятельности. Человек может намечать несколько линий жизни, которые часто не согласуются между собой и имеют различный смысловой контекст. В результате жизнь человека является «частичной», отсюда и частичная реализация себя.

Для людей с преобладанием обобщенно-проектирующего рефлексивного механизма характерно деловое взвешивание обстоятельств, обдумывание, проигрывание вариантов решения проблемы, стратегическое планирование жизни. При этом они чаще обращаются к своим ценностям, которые составляют ядро внутреннего мира, но

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15130. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

в то же время являются широким контекстом, задаваемым социумом. Каждое жизненное событие они пытаются представить в целостном контексте своей жизни. Это помогает актуализировать значимость жизнедеятельности человека как таковой, очертить ее смысл и глобальные цели. При этом часто отсутствует развернутый анализ ситуации, решение принимается на уровне стратегии жизни в целом, что ведет к потере нюансов, т. е. остаются без внимания те мелочи, из которых состоит жизнь. Если данный механизм становится доминирующей стратегией переживания, то это может выражаться в склонности к излишнему философствованию и обобщению и даже в целом к обесцениванию реальной жизни [10].

В традиции регулятивного подхода и теории границ исследует рефлексивный механизм И. В. Кочкарева как основной механизм мобилизации ресурсов совладающего поведения. Сущность данного механизма состоит в саморегуляции внутренней активности через процессы проживания, переживания и проигрывания событий на основании рефлексии времени (прошлого, настоящего, будущего), связанных с возникшими экстремальными условиями. Работа механизма направлена на образование ведущего смысла, определяющего эффективность поведения человека в конкретных жизненных условиях. Исходя из этого, выделены основные типы механизмов в зависимости от доминирующей направленности временной рефлексии и преобладающего вида активности [11].

О. Н. Саковская при исследовании жизненных кризисов выделяет рефлексию как системное свойство личности, механизм регуляции которой главным образом будет определять ход их проживания. Она отмечает, что при проживании кризиса обозначаются общие закономерности рефлексивных стратегий, выражающиеся в разобщенности и дезинтеграции структуры направленности рефлексии и поляризации показателей направленности рефлексии. При этом виды и этапы переживания кризиса будут сопровождаться специфической рефлексивной стратегией. Автор отмечает, что профлексия как смешанная форма сопротивления, соединяющая в себе проекцию и ретрофлексию и возникающая, когда клиент делает другому то, что он хотел бы получить для себя, характерна, как правило, для профессиональных кризисов. Что же касается личностного кризиса, то ему присуща дезинтеграция направленности рефлексии, которая несет в себе адаптивную функцию и выступает побочным показателем максимальной степени выраженности переживаний в кризисе. Это выражается в том, что в процессе проживания жизненного кризиса человек обращается в большинстве случаев к одному из вариантов временного множества (континуума), которые объединяются только на этапе выхода, образуя целостную систему [12].

Соответственно, в процессе преодоления кризиса личности изменяется и представление о своей жизни, в связи с этим поднимается интересная проблема биографической рефлексии и ее механизмов, которые могут быть конструктивными и деструктивными по отношению к переработке своего жизненного опыта, осмыслению и выстраиванию жизненного пути.

Так, М. В. Клеметьева в своих исследованиях выделяет качественное своеобразие типов проявления биографической рефлексии как рефлексии жизненного опыта и как рефлексии жизненного пути. Данное своеобразие обеспечивается различием в содержании и системе связей четырех составляющих: личностной, когнитивной, социально-перцептивной и конфигуративной. Когнитивная составляющая - выделение и анализ действий и средств рефлексии, связанной с осмыслением и упорядочиванием событий жизни. Личностная составляющая - наделение смыслами поступков и событий жизни, осознание личностных свойств, проявляющихся в событиях жизни. Социально-перцептивная составляющая - осознание жизненного пути других людей через объяснение при-

5

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15130. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

чин их поступков и событий. Конфигуративная составляющая - формирование нарратива, выполняющего функцию «конфигуратора» контекстов жизненного пути [13]. Таким образом, в ситуации переживания жизненного кризиса такие составляющие биографической рефлексии, как когнитивная и личностная, повышаются, но в целом биографическая рефлексия в процессах осмысления жизни снижается и осуществляется с трудом. При этом у субъективно благополучных людей преобладает рефлексия жизненного пути, а у людей, находящихся в экстремальных условиях, - рефлексия жизненного опыта, когда они стремятся осмыслить собственный уникальный опыт прожитой (не приносящей удовлетворение) жизни, обнаружить новый смысл жизни.

Большое значение в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях, на наш взгляд, имеет саногенная рефлексия, которая исследуется в отечественной психологии в рамках практикоориентированных проблем и связывается с такими феноменами, как саногенное мышление, жизнестойкость, психологическая устойчивость. В любом случае рефлексия, помогающая преодолеть кризис, должна быть саногенной (оздоравлива-ющей), а не патогенной. Патогенный характер рефлексия носит в тех случаях, когда нарушается равновесие в соответствии с взаимодействием личности со средой. В этих случаях рефлексия как механизм характеризуется такими признаками, как зацикливание на проблеме, неумение выйти на более широкие контексты осмысления проблемы при общем высоком уровне. Отсюда и преобладание защитно-деструктивного способа поведения, отсутствие конструктивных стратегий преодоления кризиса. Например, излишне высокий уровень развития рефлексии, а именно ее когнитивного компонента, может выступать фактором формирования психического выгорания личности, тогда как метарефлексия существенно снижает уровень психического выгорания [14]. Однако при «умелом» (конструктивном) рефлексивном анализе и его глубине происходит наибольшее воздействие на изменение характеристик своего психического состояния [15] и перестройку ценностно-смысловых образований.

В теории и практике саногенного мышления рефлексия, направленная на снижение страдания от действия негативных эмоций, благодаря чему обеспечивается осознанный выбор конструктивных программ поведения, называется саногенной (оздо-равливающей) [16-17]. Именно саногенная рефлексия способствует развитию способности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам, с одной стороны, через осознание собственных деструктивных стратегий мышления, которые порождают негативные переживания, с другой стороны, через построение внутренней конструктивной модели проблемной ситуации и на этой основе через формирование позитивной аффективно-когнитивной структуры [18].

Таким образом, уделяя внимание роли рефлексии и ее механизмам в преодолении личностного кризиса в экстремальных условиях, необходимо выделить ее регулятивную функцию, которая занимает ведущее место в структуре регулятивного механизма в целом. Рефлексивные механизмы в экстремальных условиях позволяют продуктивно перерабатывать жизненный опыт, содействуют формированию способности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам, предоставляют возможность прогнозировать дальнейшее осуществление жизни, формировать «внутренние модели», стратегии преодоления кризиса, обеспечивают динамику ценностно-смысловой сферы.

Ссылки на источники

1. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии / Институт психологии РАН. - М.; Ярославль, 2002. - С. 148.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2. - С. 351.

3. Там же. - С. 352.

6

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15130. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

4. Там же.

5. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1994. - С. 21.

6. Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - С. 252.

7. Там же. - С. 253.

8. Жедунова Л. Г. Психология личностного кризиса: дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2010. - С.

9. Деева Н. А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: дис. ... канд. психол. наук. - Омск, 2005. - С. 112.

10. Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. - 2014. - № 6 (июнь). - С. 45. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14155.htm.

11. Кочкарёва И. В. Рефлексивный механизм мобилизации ресурсов совладающего поведения: дис. ... канд. психол. наук. - Омск, 2013. - С. 116.

12. Саковская О. Н. Закономерности динамики и направленности рефлексии в разных типах жизненных кризисов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2012. - С. 15.

13. Клементьева М. В. Исследование биографической рефлексии в ситуации жизненного кризиса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4. - С. 342.

14. Волканевский С. В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2010. - С. 117.

15. Савинкина Л. А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 2000. - С. 87.

16. Орлов Ю. М. Саногенное мышление / сост. A. B. Ребенок, О. Ю. Орлова. Серия: Управление поведением, кн. 1. - М.: Слайдинг, 2003. - С. 44.

17. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. - М.: «Штыкова М. А.», 2000. - С. 112.

18. Адамян Л. И. Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - С. 156.

Victoria Ilyina,

Adjunct at the chair of Psychology and Pedagogy, senior lieutenant of police, Krasnodar University of the

Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodar

[email protected]

Svetlana Shmachilina-Tsybenko,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Psychology and Pedagogy, Krasnodar University of

the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodar

[email protected]

Role of reflexive processes and mechanisms in overcoming crisis of identity in extreme conditions Abstract. The paper is devoted to role of reflexive processes and mechanisms in overcoming crisis of identity in extreme conditions, from the point of view of the stages of their deployment, positions of substantial fullness and principle of their functioning. Reflexive mechanisms in extreme conditions allow productively process life experiences, contribute to formation of personality to withstand adverse life circumstances, provide ability to simulate and predict the far-neck enjoyment of life, form “internal model”, strategies for overcoming crisis, provide the dynamics of value-sense sphere.

Key words: extreme conditions, personality, identity crisis, reflexive processes of reflexive mechanisms. References

1. Karpov, A. V. & Skitjaeva, I. M. (2002) Psihologija refleksii / Institut psihologii RAN, Jaroslavl', Moscow, p. 148 (in Russian).

2. Rubinshtejn, S. L. (1989) Osnovy obshhej psihologii, vol. 2, Pedagogika, Moscow, p. 351.

3. Ibid., p. 352.

4. Ibid.

5. Slobodchikov, V. I. (1994) Razvitie sub#ektivnojreal'nosti vontogeneze: avtoref. dis. ... d-rapsi-hol. nauk, Moscow, p. 21 (in Russian).

6. Sharov, A. S. (2000) Ogranichennyj chelovek: znachimost', aktivnost', refleksija, Izd-vo OmGPU, Omsk, p. 252 (in Russian).

7. Ibid., p. 253.

8. Zhedunova, L. G. (2010) Psihologija lichnostnogo krizisa: dis.... d-ra psihol. nauk, Jaroslavl', p. 156.

156.

7

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15130. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15130.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Deeva, N. A. (2005) Refleksivnye mehanizmy perezhivanija krizisa i izmenenie cennostno-smyslovoj sfery: dis. ... kand. psihol. nauk, Omsk, p. 112 (in Russian).

Deeva, N. A. (2014) “Rol' refleksivnyh mehanizmov perezhivanija lichnosti v formirovanii professional'nyh kompetencij”, Koncept, № 6 (ijun'), p. 45. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14155.htm (in Russian). Kochkarjova, I. V. (2013) Refleksivnyjmehanizmmobilizaciiresursovsovladajushhego povedenija: dis. ... kand. psihol. nauk, Omsk, p. 116 (in Russian).

Sakovskaja, O. N. (2012) Zakonomernosti dinamiki i napravlennosti refleksii v raznyh tipah zhiznennyh krizisov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk, Jaroslavl', p. 15 (in Russian).

Klement'eva, M. V. (2013) “Issledovanie biograficheskoj refleksii v situacii zhiznennogo krizisa”, Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, № 4, p. 342 (in Russian).

Volkanevskij, S. V. (2010) Refleksivnost'kak determinanta sindroma “psihicheskogo vygoranija”lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk, Jaroslavl', p. 117 (in Russian).

Savinkina, L. A. (2000) Refleksivnyj mehanizm samoreguljacii psihicheskih sostojanij cheloveka: dis. ... d-ra psihol. nauk, Novosibirsk, p. 87 (in Russian).

Orlov, Ju. M. (2003) Sanogennoe myshlenie. Serija: Upravlenie povedeniem, kn. 1, Slajding, Moscow, p. 44 (in Russian).

Morozjuk, S. N. (2000) Sanogennaja refleksija, akcentuacii haraktera i jeffektivnost' uchebnoj deja-tel'nosti, “Shtykova M. A.”, Moscow, p. 112 .

Adamjan, L. I. (2012) Sanogennaja refleksija kak faktor psihologicheskoj ustojchivosti lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk, Moscow, p. 156 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 16.02.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.02.15

Принята к публикации Accepted for publication 18.02.15 Опубликована Published 30.05.15

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Ильина В. В., Шмачилина-Цибенко С. В., 2015

www.e-koncept.ru

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.