Научная статья на тему 'Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов'

Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕФЕКТОЛОГ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / DEFECTOLOGY SPECIALIST / HISTORIOGRAPHY / INCLUSIVE EDUCATION / INTEGRATION / PROFESSIONAL TRAINING / SPECIAL EDUCATION / TEACHER / VALUE ORIENTATIONS / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воденникова Людмила Анатольевна

В статье актуализируется проблема аксиологического компонента профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов, предложен обзор историографии изучаемой проблемы. Авторское видение проблемы представлено в трех временных периодах, отражающих развитие интереса со стороны общества и науки к предмету исследования – формированию профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Overview of Historiography of the Problem of Forming the Future Teachers-Defectology Specialists’ System of Professional Values

The paper actualizes the problem of axiological component of professional training of future teachers-defectologists; offers the overview of the problem. The author's point of view is presented in three time periods reflecting the development of social and scientific interest.

Текст научной работы на тему «Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Воденникова Людмила Анатольевна,

ассистент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск [email protected]

Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов

Аннотация. В статье актуализируется проблема аксиологического компонента профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов, предложен обзор историографии изучаемой проблемы. Авторское видение проблемы представлено в трех временных периодах, отражающих развитие интереса со стороны общества и науки к предмету исследования - формированию профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов.

Ключевые слова: историография, ценности, ценностные ориентации, педагог, дефектолог, специальное образование, интеграция, инклюзивное образование, профессиональная подготовка.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный этап развития общества характеризуется реформированием его систем, среди которых - образование. Реформы общего образования, связанные с созданием инклюзивной образовательной среды, и общая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья стали причинами совершенствования профессиональной подготовки педагогов-дефектологов. В обществе сформировалась потребность в высококвалифицированных педагогах специального образования, компетентность которых характеризуют не только знания, умения, опыт, профессиональные качества, но и профессиональные ценностные ориентации. Они определяют направленность профессиональной позиции педагогов-дефектологов и обеспечивают постоянство и верность в исполнении профессионального долга.

Для раскрытия проблемы исследования нас интересовало изучение истории накопления представлений и знаний о профессиональных ценностных ориентациях педагогов специального образования. Она представлена в историографии проблемы. При этом для соблюдения логики рассмотрения историографии будем придерживаться основных положений:

1) исходной точкой изучения истории становления и развития проблемы исследования считаем возникновение системы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях высшего образования;

2) в основу историографии как ключевой единицы, определяющей содержание и смену периодов, положен интерес со стороны общества и науки к предмету исследования - формированию профессиональных ценностных ориентаций будущих пе-дагогов-дефектологов;

3) характеристика периодов включает в себя анализ социальных, научно-методических и практических предпосылок становления и развития проблемы исследования.

Для анализа истории становления и развития научных взглядов на предмет исследования - формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов - мы выделили три периода: первый период - с конца XIX в. до 90-х гг. XX в.; второй период - с 90-х гг. ХХ в. до начала XXI в. - и третий период - с начала XXI в. по настоящее время.

r\j Л r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

На рубеже XIX-XX вв. в России началась профессиональная подготовка педагогов-дефектологов в условиях высшего образования. Предпосылками этого стали:

1) влияние христианского мировоззрения на формирование милосердного отношения и призрения к людям с ограниченными возможностями здоровья как ценности;

2) развитие научного мышления в период эпохи Просвещения и становление ценности знания;

3) открытие специальных школ и приютов для нуждающихся людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

4) осознание особенностей профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с отклонениями в развитии, и трудностей самостоятельного изучения опыта педагогической деятельности с ними;

5) развитие европейской системы профессиональной подготовки педагогов специального образования.

Первый период (с конца XIX в. до 90-х гг. XX в.)

До конца XIX в. в России не существовала единой системы подготовки дефектологов в условиях высшего образования. Специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья готовили на курсах, основываясь на опыте отдельных людей - энтузиастов работы с детьми с отклонениями в развитии. Система подготовки дефектологов в условиях высшего образования начала формироваться с конца XIX в., когда в 1898 г. под попечительством Государыни Императрицы Марии Федоровны открыты курсы по подготовке педагогов-дефектологов для работы с глухонемыми детьми. В первые десятилетия ХХ в. происходило становление университетской подготовки педагогов специального обучения. Первыми были Институт детской дефектологии Наркомпросса (В. П. Кащенко, Москва) и Государственный институт дефективного ребенка (Петроград). В послереволюционной России в середине 20-х гг. в МГУ организована профессиональная подготовка дефектологов в течение 4 лет на базе среднего образования.

В этот период основной упор в профессиональной подготовке дефектологов делается на развитии профессионально значимых научных знаний в области психологии, генетики, физиологии, психиатрии, нейрофизиологии. Они являются основополагающими для профессиональной деятельности дефектологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На фоне формирования когнитивной составляющей профессиональной подготовки дефектологов ценностная составляющая находится на втором плане. В этот период создается личностный образ дефектологов, представления о котором основаны на социалистических взглядах. Это связано и с тем, что, во-первых, при подготовке дефектологов становится актуальным формирование комплексных научных знаний для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; во-вторых, акцент в работе делается на их обучении, а не социализации, поскольку дети с ограниченными возможностями получают образование в специально созданных учреждениях и их интеграция в социум затруднена; в-третьих, в XX в. происходит становление науки о ценностях - аксиологии. Только в процессе последующего развития аксиологии формируются представления о профессиональных ценностных ориентациях специалистов, в том числе педагогов-дефектологов.

Начало аксиологии положил французский философ Поль Лапи, который в 1902 г. ввел термин «аксиология», в его основе - определение ценности немецкого философа Р. Г. Лотце. Ценность чего-либо стала считаться в первую очередь не в денежном, материальном эквиваленте, а в отношении значимости этого предмета или явления действительности для человека. В основу аксиологии была заложена

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

попытка разрешить некоторые вопросы философии, связанные с ценностями: «смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности» [1].

В этот период немецкий теолог Альбрехт Ритчль дал первое объяснение закономерности формирования ценностной ориентации в сознании человека. Он утверждал, что в основу формулировок ценностных суждений положено «любое связное знание, которое не только сопровождается, но и направляется чувством, и, поскольку внимание необходимо для реализации цели познания, воля становится носителем познавательной цели. Но мотивом воли является чувство, делающее вещь или деятельность достойной желания» [2]. Идею Ритчля логично представить в последовательности «представление - чувство - воля - осознание (выбор)».

Изучение ценностей продолжается, и знания становятся более глубокими. В 20-х гг. ХХ в. Ральф Бартон Перри публикует книгу «Общая теория ценностей», в которой анализирует понятие ценности в западной философии и рассматривает категории ценности и интереса, их место в культуре и роль в обществе. Впоследствии в отечественной науке формируется терминологическое поле аксиологии, которое состоит из понятий «ценности», «ценностные ориентации», «ценностное отношение», «ценностное взаимодействие», рассмотренных в работах С. Ф. Анисимова, А. Г. Здравомыслова, В. П. Тугаринова. Определение интересующему нас понятию дает А. Г. Здравомыслов: «ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного» [3].

В этот же период появляется аксиология образования как научное направление. Оно разрабатывалось в исследованиях А. В. Кирьяковой и представлено в труде «Ориентация школьников на социально значимые ценности», А. М. Булынина «Эволюция ценностей высшего педагогического образования: историко-

теоретический аспект» и др. В работе А. В. Кирьяковой доказано положение о том, что ориентации школьников на социально значимые ценности влияют на их развитие, определяя его направление. Поднятая в исследовании проблема о том, что в реалиях педагогической системы для школьников общечеловеческие ценности остаются на абстрактном уровне, решается разработкой концепции процесса ориентации школьников на социально значимые ценности, в основу которой положена интеграция механизмов поиска - оценки - выбора - проекции. Описанные в работе положения легли в основу нового научного направления - аксиологии образования, в том числе университетского образования, что побудило изучение вопросов профессиональной подготовки педагогов и явилось предпосылкой новых исследований в области формирования ценностных ориентаций будущих специалистов. Работа А. М. Булынина не менее ценная в становлении и развитии аксиологии образования. Автор представляет содержательный анализ существующих подходов к пониманию ценностей и ценностных ориентаций высшего педагогического образования в историко-теоретическом аспекте. Данное исследование представляет ценность не только для развития высшего профессионального образования в целом, но профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в частности.

В психологии также возникает интерес к изучению механизма преломления ценностей в сознании личности. Проходят научные исследования М. Рокича, позднее Ш. Шварца. В своих трудах они описывают понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологической науке, разрабатывают и апробируют методики их

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

изучения. Широко известны опросник «Ценностные ориентации» М. Рокича и методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца. В социологии популярны исследования К. Клакхона, В. А. Ядова.

Итак, система подготовки дефектологов и исследования в области аксиологии образования не имеют точек соприкосновения. На первом этапе речь не идет об актуальности формирования профессиональных ценностных ориентаций в процессе профессиональной подготовки дефектологов в условиях высшего образования, хотя исследователей интересуют вопросы, связанные с личностным, нравственным становлением специалистов. Происходит становление системы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов. Основной упор делается на когнитивной составляющей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Причинами этого стали:

1) активное развитие наук: психологии, генетики, физиологии, психиатрии, нейрофизиологии. Они дают общие основополагающие знания, поэтому возникает потребность в профильной профессиональной подготовке педагогов-дефектологов;

2) система профессиональной подготовки основана на опыте отдельных энтузиастов и находится в стадии развития и совершенствования. Она характеризуется общими представлениями об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья первоочередным является обучение, а не социализация;

4) становление аксиологии, развитие научных знаний о ценностях, ценностных ориентациях человека.

Второй период (с 90-х гг. ХХ в. до начала XXI в.)

Данный период кратковременный и насыщенный, поскольку занимает период в одно десятилетие, в которое произошли кардинальные изменения в истории России и самосознании общества. Поэтому время реформ 90-х гг. ХХ в. выделяется в отдельный период историографии. Оно характеризуется развитием системы подготовки педагогов-дефектологов в условиях высшего образования и актуализацией вопросов о требованиях к личностно-профессиональной составляющей подготовки.

С 90-х гг. в России происходят серьезные политические реформы, которые отражаются на социальной, экономической сторонах жизнедеятельности граждан. Новое устройство общества оказало влияние на мировоззрение людей. Влияние европейской и североамериканской культуры и науки расширило представление о жизни, о человеке, о социуме, вследствие чего происходят изменения в отношениях к детям с ограниченными возможностями здоровья. Постепенно они стали восприниматься как равные. В Конституции РФ (1991 г.) закрепляется положение о том, что все дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на образование как обучение, воспитание и развитие. В международном соглашении - Саламанской Декларации и Рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями (1994 г.) приняты идеи инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: «В рамках законодательства следует признать принцип равенства возможностей для детей, молодежи и взрослых с физическими и умственными недостатками в области начального, среднего и высшего образования, обеспечиваемого, по мере возможности, в условиях, гарантирующих интеграцию (ст. 16)» [4]. В основу будущей идеи инклюзивного образования положены представления об интеграции детей с ограниченными возможностями в систему массового общего образования. Представления об их социальной интеграции были обоснованы за рубежом во второй половине ХХ в. Они повлияли на изменения в социальной политике государств и сформировали новое толерантное и неравнодушное отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Возникает новое понятие - «интегрированное образование», которое трактуется как «процесс совместного образования обычных и нетипичных детей, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одном классе массовой школы» [5]. Другими словами, интеграция представляет собой процесс и результат обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья условиями в образовании для успешной адаптации в обществе. Основываясь на трудах С. Кирка, Д. Лернера, К. ванн Рейсвейка, Н. Р. Шматко, в своих исследованиях А. А. Наумов в развитии специальной педагогики разводит понятия интеграции и инклюзии, раскрывает их содержание, из чего мы делаем вывод, что интеграция первичнее инклюзии. Идеи интеграции разрабатывались в России в конце ХХ в. Позже выяснилось, что не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть интегрированы в процесс образования в массовых школах. Поэтому в начале XXI в. ученые озадачены поиском решения проблемы успешной социализации детей с другими отклонениями в развитии. Для этого была предложена идея включения детей в образовательный процесс, другими словами, инклюзия. В третьем периоде историографии появляются исследования теоретиков и практиков специального образования, посвященные проблеме создания инклюзивной образовательной среды, которая предполагает включение, а не коррекцию (преобразование) детей с ограниченными возможностями здоровья в равных условиях образования со всеми детьми. В условиях инклюзивного образования удовлетворяются потребности всех детей без исключения, поскольку каждый ребенок воспринимается как уникальная личность, ценность.

Впоследствии принципы инклюзивного образования реализованы в отечественной системе образования. Понимание профессиональной деятельности педагогов специального обучения теперь заключается в достижении главной цели - помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в успешной социализации и адаптации. Основной ценностью становится ребенок с ограниченными возможностями здоровья, способный стать и осознавать себя полноценным членом общества. К этому положению теоретики и практики специального образования пришли благодаря развитию специальной педагогики, которая занимается изучением особенностей развития детей с разнообразными физическими и психическими отклонениями. Поскольку в этот период идеология советского общества сменяется идеями капитализма, то на первый план выходит не только академическое направление профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, но и формирование профессионально-личностного облика специалистов.

Новый подход к специальному образованию потребовал реформирования системы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов. Известно, что до 1995 г. не существовало специализации в профессиональной подготовке педагогов специального образования. Обучение проводилось по одной специальности «дефектология». Впоследствии были выделены специализации и новые требования к профессиональной подготовке педагогов-дефектологов: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, специальная дошкольная педагогика и психология. Система профессиональной подготовки расширялась и совершенствовалась. К концу XX в. существовало уже около 30 факультетов и кафедр в педагогических университетах, обучающих будущих педагогов-де-фектологов по специальностям «логопедия» и «олигофренопедагогика».

Происходили изменения и в представлениях о личностном облике педагогов специального образования, предпосылками чего стали положения аксиологического

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

подхода в образовании, который разрабатывали А. М. Булынин, А. В. Кирьякова, И. С. Ломакина, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов и другие, а также развивалась педагогическая наука. В частности, терминологическое поле обогащается новым понятием «профессиональные ценностные ориентации». Данное понятие в своих работах рассматривали Е. В. Андриенко, И. П. Исаев, С. А. Хмара, Е. Н. Шиянов, позднее Е. Л. Руднева. Основываясь на результатах исследований вышеуказанных авторов, Е. Л. Руднева дает следующее определение: «профессиональные ценностные ориентации - элементы внутренней структуры личности, выражающие ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и определенным компонентам профессиональной деятельности» [6]. В результате развития науки в дальнейшем будут сделаны научные исследования о ценностной направленности подготовки пе-дагогов-дефектологов.

Одними из первых акцент на аксиологическом аспекте в профессиональной подготовке педагогов-дефектологов сделали Р. О. Агавелян, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назарова, Л. Ф. Сербина, Н. А. Строгова, Л. Е. Шевчук. В своих работах они поднимали идеи формирования у будущих педагогов-дефектологов духовно-нравственных основ профессиональной концепции, гуманистической направленности, проводя взаимосвязь между ними и профессиональными знаниями, умениями, навыками. Педагоги специального образования предстают как специалисты, способные помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье решить проблемы социальной адаптации и успешно интегрироваться в социум. Для этого дефектологам необходимо ценностное основание профессиональной деятельности, которое базируется на сформированности профессиональных ценностных ориентаций.

Таким образом, возникает потребность и заинтересованность государства в подготовке высококвалифицированных специалистов для работы с данной категорией детей, в том числе в условиях их социальной и образовательной интеграции. Причинами этого стали:

1) смена политического социалистического строя на капиталистический строй, как следствие, происходит идеологическая перестройка в обществе. Она характеризуется, с одной стороны, ценностным вакуумом, с другой стороны, под влиянием западноевропейского и североамериканского мышления формируется новое восприятие и отношение к детям с ОВЗ;

2) развитие аксиологии образования, в том числе аксиологического подхода, применяемого в педагогических исследованиях;

3) совершенствование системы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях высшего образования, поскольку появляются новые самостоятельные специализации.

Третий период (с начала XXI в. по настоящее время)

Данный период характеризуется развитием аксиологической составляющей системы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, которая заключается в формировании профессиональных ценностных ориентаций как основы направленности и составляющей их профессиональной компетентности, с целью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Как указывают Л. В. Капустина и Е. В. Попова в своей статье, «главным приоритетом модернизации высшего профессионального образования является разработка новых образовательных программ с учетом критериев, предъявляемых рынком труда в рамках социальнокультурного и экономического развития» [7]. В этот же период начинается процесс от интеграции к инклюзии как адаптация среды к ограничениям детей.

r>j

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Последствия идеологического вакуума, социально-экономические изменения 90-х гг. побудили законодателей России обратить внимание общественности на проблему ценностного основания содержания образования.

Согласно позиции президента России В. В. Путина, которая отражена в его Послании Федеральному собранию РФ от 12.12.2012 г., обществу следует обратить внимание на значимость ценностного основания общества. Президент РФ ставит проблему демографического и ценностного кризиса. «...В начале XXI в. мы столкнулись <...> с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе». Выход из ценностного кризиса заключается в социальных институтах, среди которых - образование: «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение» [8].

В новой редакции Закона РФ «Об образовании» законодатели содержательно и с разных сторон дали определение образования как «единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ст. 2)» [9]. Среди всего многообразия перечисленных характеристик результатов образования мы видим указание на ценностные установки, обозначение которых свидетельствует о значимости аксиологического основания содержания образования.

Социологические исследования (С. О. Елишев, Е. Б. Шарова) о роли ценностных ориентаций в становлении личности, ее жизнеустройстве подтверждают актуальность поднятой нами проблемы в данный период.

Заинтересованность ученых социальных наук в исследовании проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов прослеживается в периодической печати. Анализ оглавлений журналов «СОЦИС», «Педагогика», «Специальное образование» показал, что вопросы, связанные с ценностями человека или ценностной направленностью образования, по-прежнему освещаются и разрабатываются. Интересны последние исследования социологов (Л. Н. Банникова, Л. Н. Воронина, Ю. Р. Вишневский, Е. Г. Галицкая, И. И. Иванова, Е. С. Петренко, С. В. Явон), которые изучают региональный аспект ценностных ориентаций молодежи в современных условиях жизни в обществе, в том числе место профессиональных ценностных ориентаций в структуре личности. В настоящее время общественность и наука заинтересованы вопросами духовности человека, поэтому появляются статьи ученых (П. И. Пидкасистый, В. Д. Иванов, Н. В. Шкляр, Е. С. Дунаева), в которых рассматривается проблема духовности, нравственности. Несомненно, они являются значимыми при подготовке педагогов, в том числе в области специального образования, поскольку положены в основу профессиональной культуры педагогов-дефектологов. Для этого продолжается изучение подходов к определению понятий «ценности», «ценностные ориентации», изучение содержания которых углубляется. Профессиональные ценности и ценностные ориентации рассматриваются как фактор творческого и личностного развития, как фактор социальной зрелости педагогов специального образования (Н. Ф. Алиева, Л. Г. Набиуллин, О. Г. Нугаева, Ю. Е. Криводонова).

(V Т rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В представленном перечне и при анализе периодической печати в целом не освещаются вопросы формирования профессиональных ценностных ориентаций педагогов специального образования, при этом мы видим, что ценностная подготовка педагогов имеет значимую позицию в общей профессиональной подготовке.

В сети Интернет создается все больше сайтов организаций и авторских сайтов на разные темы. Проанализировав различные сайты, мы не нашли ни одного, освещающего значение ценностей в профессиональной деятельности педагога. Среди просмотренных сайтов мы обнаружили: блог российского ученого http://rupedagog.ru/, «Сайт педагога-исследователя» С. В. Сидорова http://si-sv.com/, Образовательный сайт Т. Н. Сильченковой http://www.silchenkova.ru/, сайт А. И. Комаровой httpT/анна-комарова.рф/, сайт педагога Л. Г. Игошиной http://igoschinalg.ucoz.ru/, в которых есть статьи на тему профессиональной культуры педагогов, но частично или совсем не рассматривается аксиологическая составляющая профессиональной культуры педагогов, в том числе педагогов-дефектологов.

Научные исследования в области аксиологической подготовки педагогов остаются актуальными, поскольку наблюдается интерес к данному направлению в работах О. А. Зиминой, О. А. Коновалова, Л. А. Коняевой. Появляются узконаправленные исследования, в которых изучаются и доказываются положения касательно особенностей профессиональной деятельности специалистов различных направлений, в частности психологов (Г. В. Строй), социальных работников (И. А. Гехт, А. В. Кучина), учителей (Л. В. Вершинина, Н. А. Гущина, Н. С. Лапханова, А. В. Лысенко), педагогов-дефектологов (Р. Г. Аслаева, Л. В. Ларионова, Н. Г. Прянникова, И. А. Филатова). Обогащению педагогической науки по изучаемой проблеме способствовали работы, в которых авторы рассматривали ценностные ориентации глубже, чем прежде, детально изучая их содержание. Например, в диссертации И. И. Шевченко ценностные ориентации рассматриваются как фактор конкурентоспособности студентов, а в диссертации Н. А. Поповановой доказывается положение о том, что ценностные ориентации являются основой профессиональных компетенций. Разумеется, все вышеназванные работы обогащают педагогическую науку и представляют собой научный интерес к изучению проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов. Изученные труды дают нам хорошую, но недостаточную теоретическую основу для исследования по нашей теме, потому что не представлена целостная картина решения вопроса научно-теоретического и практического обоснования процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов и разработки организационно-методического обеспечения их профессиональной подготовки в условиях высшего образования. Особенности профессиональной подготовки обусловлены образовательными реформами в системе специального образования.

С начала XIX в. развиваются идеи создания инклюзивной образовательной среды в массовых образовательных учреждениях, которые определяют особенности работы педагогов-дефектологов. Ориентировочно с 2008 г. публикуются исследования по подготовке педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования (Н. П. Артюшенко, Е. Г. Самарцевой, И. Н. Хафизуллиной). В них доказывается положение о том, что интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья происходит эффективнее в рамках инклюзивных образовательных учреждений. В основе инклюзивного образования лежат идеи интеграции. Следовательно, ребенок рассматривается как личность с разнообразными, не только биологическими, но и социальными и духовными потребностями. Приходит осознание того, что в случае

8

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

«изоляции» ребенка с ограниченными возможностями здоровья от социума при выпуске из специализированного учреждения происходит его дезадаптация. Решением данной проблемы может быть инклюзия как «результат соотношения личности и окружающей среды, прежде всего в социальном измерении» [10].

В Законе РФ «Об образовании» под инклюзивным образованием понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2)» [11].

Инклюзивное образование предполагает создание среды, в которой реализованы условия для образования и удовлетворения потребностей различных категорий детей. В его условиях смогут совместно смогут обучаться дети с нормальным развитием и дети с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим рассматривается вопрос готовности педагогов к деятельности в инклюзивной образовательной среде в массовых общеобразовательных учреждениях. При этом особое внимание уделяется вопросам аксиологической подготовки. «Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов» [12], - утверждает С. В. Алехина, директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ. В массовых образовательных учреждениях ее создание и функционирование обеспечивают не только учителя, психологи, но и педагоги-дефектологи. При создании инклюзивной образовательной среды возрастает роль педагогов специального образования, поскольку только использование совместных усилий всех специалистов позволит создать эффективное инклюзивное образовательное пространство. Вследствие этого возникает проблема подготовки компетентных специалистов, способных и готовых работать в современных условиях. Одной из значимых составляющих становится формирование профессиональных ценностных ориентаций как основы профессиональной концепции и компетентности.

Таким образом, причинами дальнейшего поиска в области проблемы аксиологической направленности подготовки педагогов-дефектологов к профессиональной деятельности стали:

1) новые принципы государственной политики в области ценностного содержания образования;

2) влияние европейских тенденций интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и последующее становление инклюзивного образования;

3) научный интерес к вопросам аксиологии образования в области социологии, педагогики, психологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, профессиональная подготовка педагогов-дефектологов в условиях высшего образования в России началась на рубеже XIX-XX вв. и развивается по настоящее время. Первоначально интерес со стороны общества и науки к предмету исследования - формированию профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов - представлял собой идеи о личностном облике педагогов специального образования. С течением времени и развитием научного знания он трансформируется, усложняется, и в науке появляются исследования, связанные с аксиологическим направлением в профессиональной подготовке педагогов, впоследствии педагогов-дефектологов. Смена политического строя, последовавшие за ним экономические реформы, изменения в мировоззрении людей в обществе, реформы в образовании в разные периоды становились причинами усовершенствова-

(V Q rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ния научных знаний о предмете исследования. В настоящее время мы подошли к проблеме разрешения противоречия между возросшей потребностью общества в аксиологической подготовке будущих педагогов-дефектологов, обладающих высоким уровнем сформированности профессиональных ценностных ориентаций, и недостаточным теоретико-методологическим и методико-технологическим обоснованием процесса их формирования, разработки организационно-методического обеспечения, которая повлияла на выбор темы исследования.

Ссылки на источники

1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - С. 11.

2. Шохин В. К. Аксиология. Институт философии РАН. - URL: http://iph.ras.ru/page47086732.htm (дата обращения 15.01.2014).

3. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986. - С. 132.

4. Саламанская Декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 год.

5. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. И. В. Возняк, Л. В. Г одовникова. - Волгоград: Учитель, 2011. - С. 3.

6. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук. - Кемерово, 2002. - С. 130.

7. Капустина Л. В., Попова Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт. - 2014. - № 6 (июнь). - ART 14143. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14143.html. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х (дата обращения

21.08.2014) .

8. Стенограмма Послания Президента России В. В. Путина Федеральному собранию РФ от 12.12.2012 года. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html (дата обращения

7.01.2014) .

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 26 декабря 2012 года. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 7.01.2014).

10. Шевелева Д. Е. Развитие равноправных отношений между учащимися в условиях инклюзивного образования в России и за рубежом // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 208.

11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

12. Алехина С. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. А. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. - М.: ФОРУМ, 2012. - С.129.

Lyudmila Vodennikova,

Assistant at the chair of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

Overview of the problem of forming the future teachers-defectologists’ system of professional values

Abstract. The paper actualizes the problem of axiological component of professional training of future teachers-defectologists; offers the overview of the problem. The author's point of view is presented in three time periods reflecting the development of social and scientific interest.

Key words: historiography, values, value orientations, teacher, defectologist, special education, integration, inclusive education, professional training.

References

1. Frolov, I. T. (1986) Filosofskij slovar', 5-e izd., Politizdat, Moscow, p. 11 (in Russian).

2. Shohin, V. K. Aksiologija. Institut filosofii RAN. Available at: http://iph.ras.ru/page47086732.htm (data obrashhenija 15.01.2014) (in Russian).

3. Zdravomyslov, A. G. (1986) Potrebnosti, interesy, cennosti, Politizdat, Moscow, p. 132 (in Russian).

4. Salamanskaja Deklaracija i Ramki dejstvij po obrazovaniju lic s osobymi potrebnostjami, prinjatye vsemirnoj konferenciej po obrazovaniju lic s osobymi potrebnostjami: dostup i kachestvo. Salamanka, Ispanija, 7-10 ijunja 1994 god. (in Russian).

r>J

10 ~

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14312 УДК 37.012.2:371.132

Воденникова Л. А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14312.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

5. Voznjak, I. V. & Godovnikova, L. V. (2011) Integracija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami v obrazovatel'nyjprocess. Nachal'naja shkola, Uchitel', Volgograd, p. 3 (in Russian).

6. Rudneva, E. L. (2002) Formirovanie zhiznennyh i professional'nyh cennostnyh orientacij studench-eskoj molodezhi: dis.... d-ra ped. nauk, Kemerovo, p. 130 (in Russian).

7. Kapustina, L. V. & Popova, E. V. (2014) “Vysshee obrazovanie i rynok truda: neobhodimost' pere-men”, Koncept, № 6 (ijun'), ART 14143, 0,4 p. l. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14143.html, Gos. reg. Jel № FS 77-49965, ISSN 2304-120H (data obrashhenija 21.08.2014) (in Russian).

8. Stenogramma Poslanija Prezidenta Rossii V. V. Putina Federal'nomu sobraniju RF ot 12.12.2012 go-da. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html (data obrashhenija 7.01.2014).

9. Federal'nyj Zakon “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii” № 273-FZ ot 26 dekabrja 2012 goda. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (data obrashhenija 7.01.2014) (in Russian).

10. Sheveleva, D. E. (2014) “Razvitie ravnopravnyh otnoshenij mezhdu uchashhimisja v uslovijah inkljuzi-vnogo obrazovanija v Rossii i za rubezhom”, Narodnoe obrazovanie, № 3, p. 208 (in Russian).

11. Federal'nyj Zakon “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii”.

12. Alehina, S. V., Alekseeva, M. A. & Agafonova, E. A. (2012) “Gotovnost' pedagogov kak osnovnoj faktor uspeshnosti inkljuzivnogo processa v obrazovanii”, in Ryskina, V. L. & Samsonova, E. V. (ed.) Rossijskie i zarubezhnye issledovanija v oblasti inkljuzivnogo obrazovanija, FORUM, Moscow, p.129 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Шумиловой Е. А., доктором педагогических наук,

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

11 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.