УДК 374.73
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© 2024 И. В. Ильина1, С. Н. Белова2
1 доктор педагогических наук, директор института непрерывного образования е-тш1:тпаУ1кЮгоупа[email protected]. ги, 2 доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования е-таИ:Ье1оуаки^к72 @уаМех. ги
Курский государственный университет
В статье обоснована необходимость проектирования и реализации профильных классов психолого-педагогической направленности. Представлена характеристика персонализированного набора компетенций обучающихся психолого-педагогических классов, а также критерии оценки их сформированное™. Особый акцент сделан на рассмотрении опыта реализации модели «профильный психолого-педагогический класс в школе».
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, персонализированный набор компетенций, модель «профильный психолого-педагогический класс в школе».
THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES IN THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
© 2024 I. V. Ilyina1, S. N. Belova2
1 Doctor of Pedagogical Sciences, Director of the Institute of Continuing Education e-mail:[email protected], 2 Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy
and Professional Education e-mail:belovakursk72 @yandex. ru
Kursk State University
The article substantiates the need for the design and implementation of specialized classes of psychological and pedagogical orientation. The characteristic of a personalized set of competencies of students of psychological and pedagogical classes, as well as criteria for assessing their formation, is presented. Special emphasis is placed on the consideration of the experience of implementing the model "specialized psychological and pedagogical classroom at school".
Keywords: professional self-determination, personalized set of competencies, model "specialized psychological and pedagogical classroom at school".
Создание и функционирование в общеобразовательных организациях классов психолого-педагогической направленности в настоящее время приобретает особую актуальность. Это продиктовано рядом обстоятельств. Во-первых, на федеральном уровне законодательно закреплена стратегическая цель развития Российской Федерации, которая связана с формированием эффективной системы выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе педагогически одаренной молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся1.
Согласно Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, важным направлением выявления, а также сопровождения педагогически одаренной молодежи является реализация в общеобразовательных организациях программ предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии2.
Во-вторых, во многих общеобразовательных организациях Российской Федерации имеется дефицит педагогических кадров. В ряде регионов доля общеобразовательных организаций, испытывающих кадровый дефицит, составляет более 50 %. Существенно не хватает учителей таких учебных предметов, как математика, иностранный язык, русский язык, физика [2; 3]. Продолжает сохраняться тенденция «старения» педагогических кадров в школе. Так, по данным социологических исследований Общероссийского народного фронта, растет доля учителей таких возрастных категорий, как «старше 55 лет» (в настоящее она составляет более 25%) и «старше 60 лет» (в настоящее время она оценивается в 14,2%) [2]. Несмотря на то что на государственном уровне принимается ряд мер, направленных на стимулирование притока молодых учителей, в том числе из числа студентов-старшекурсников педагогических направлений подготовки3, доля педагогов до 35 лет незначительна и составляет 23,2% [1]. Однако в настоящее время наблюдается «рост численности учеников в расчете на одного учителя при сохранении в последние три года наполняемости классов как в сельских, так и в городских школах» [3, с. 16]. Это также диктует необходимость в пополнении педагогического корпуса.
Таким образом, целенаправленная, системная работа по созданию, развитию профильных классов психолого-педагогической направленности, на наш взгляд, будет способствовать преодолению дефицита педагогических работников, осуществлению опережающей подготовки будущих учителей.
На федеральном уровне предусмотрена необходимость реализации региональных, институциональных проектов, которые обеспечивают приобретение школьниками первоначального педагогического опыта. Определены некоторые формы данного процесса: участие в вожатской деятельности, организация практического общения с детьми в условиях педагогической практики, реализация комплекса общешкольных мероприятий психолого-педагогической направленности (учитель на замену; день ученического самоуправления; работа с обучающимися, имеющими высокий риск школьной неуспешности и пр.), реализация старшеклассниками курсов внеурочной деятельности для младших школьников и др.
В настоящее время активно формируется сеть профильных психолого-педагогических классов, а также реализуются программы методического сопровождения педагогов, работающих в данных профильных классах, в том числе
1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 08.12.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"».
2 Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года».
3 Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации».
с использованием информационной, научно-методической и материально-технической базы образовательных организаций высшего образования [9, с. 9]. Законодательно определена цель создания профильных классов психолого-педагогической направленности, которая заключается в выявлении педагогически одаренных школьников, формировании у них готовности к профессионально-личностному самоопределению, а также интеграции педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе [4, с. 11].
Анализ исследований С.Н. Чистяковой, В.И. Блинова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Родичева, И.С. Сергеева и др. показал, что профессиональное самоопределение включает смысловую и инструментальную составляющие. Смысловая сторона профессионального самоопределения заключается в том, что названный феномен рассматривается как процесс и результат «выявления, уточнения и утверждения человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных возможностей, личных стремлений, смыслов и внешних вызовов» [1; 8; 10; 11]. Инструментальная сторона заключается в непрерывном и постоянном овладении на протяжении всей жизни человека необходимым инструментарием (знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями), способствующим профессиональному самоопределению [8].
С опорой на методологические подходы профессионального самоопределения, обоснованные в трудах С.Н. Чистяковой, в ряде общеобразовательных организаций Курской области реализуется модель «профильный психолого-педагогический класс в школе», в которой процесс самоопределения включает формирование у старшеклассников персонализированного набора компетенций, постоянно прирастающих как в течение раннего погружения их в профессиональную деятельность, осуществления опережающей психолого-педагогической подготовки, так и в последующей профессионально-трудовой деятельности.
Анализ исследований В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.А. Петровской, А.И. Субетто, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, С.Н. Чистяковой и др. показал, что набор компетенций выпускника психолого-педагогических классов может быть представлен следующим набором персонализированных ключевых компетенций: аксиологические, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, а также компетенции личностного самосовершенствования.
К приоритетным компетенциям, которые должны быть сформированы у выпускников психолого-педагогических классов, относятся аксиологические компетенции. Именно аксиологические основания включают в себя формирование у обучающихся, будущих учителей, ценностного отношения к традиционным российским духовно-нравственным ориентирам как устойчивого свойства личности. К данным ориентирам относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»4. Аксиологическая компетенция включает в себя сформированность личностных результатов освоения образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее
4 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
ФГОС) среднего общего образования (далее СОО), федеральной образовательной программой СОО.
Согласно С.Л. Рубинштейну, функция ценности состоит в регуляции поведения людей. Аксиологическая компетенция у обучающихся психолого-педагогических классов связана с традиционными российскими духовно-нравственными ценностными ориентирами, включает способность личности ориентироваться, а главное, понимать окружающий мир. Она направлена на проектирование целевых и смысловых установок своих действий и поступков, сформированность которых позволит в дальнейшем выполнять свои трудовые обязанности, принимать ответственные профессионально-личностные решения с учетом единых норм, этических правил поведения. Аксиологическая компетенция находится в интеграции с общекультурной компетенцией, которая включает осведомленность об особенностях культуры, социальных явлений, традиций, культурно-историческом опыте, основах жизнедеятельности человека, народов.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой владение совокупностью компетенций, включающих сформированность предметных, метапредметных результатов освоения рабочих программ учебных дисциплин, модулей, курсов внеурочной деятельности, продиктованных основной образовательной программой СОО, самостоятельной познавательной деятельности; знания и умения в области основ психологии и педагогики и опыта их применения, а также способность к самостоятельной оценке образовательных потребностей и др.
Информационная компетенция обучающихся психолого-педагогических классов включает в себя совокупность умений и навыков в области осуществления информационной деятельности, использования необходимой информации, содержащейся в учебных предметах, курсах внеурочной деятельности, социуме, а также цифровых умений и навыков (digital skills).
Коммуникативная компетенция проявляется во владении следующими компонентами: речеведческие знания (знания о языке в различных ситуациях общения); доброжелательность к людям; способность к эмпатии; знания и умения в области организации и осуществления этического общения с различными возрастными группами (дети, молодежь, взрослые и пр.); опыт проявления культуры речи, культуры вербального и невербального взаимодействия, а также наличие коммуникативных и организаторских способностей.
Для обучающихся психолого-педагогических классов важное значение имеет сформированность социально-трудовой компетенции. Она характеризуется владением знаниями, умениями и опытом в области общественной, вожатской, добровольческой (волонтерской), педагогической деятельности, социального проектирования, в сфере финансовой грамотности, в вопросах экономики и права, а также в области профессионального самоопределения. Кроме того, социально-трудовая компетенция характеризуется способностью самостоятельно решать профессионально ориентированные задачи в конкретной практической ситуации педагогической направленности на основе полученных знаний, умений с соблюдением соответствующих норм, этических правил.
Компетенция личностного самосовершенствования представлена навыками «построения себя», использования знаний, умений в области формирования эмоционального интеллекта, эмоциональной саморегуляции, развития навыков самопрезентации и презентации собственного продукта, а также изучения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития и самоподдержки. Данная компетенция обеспечивает готовность и способность проектировать, реализовывать
персонализированную образовательную траекторию профессионально-личностного развития.
Важным направлением профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов является умение осуществлять самооценку сформированности персонализированного набора компетенций.
В работах И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и др. отмечено, что сформированность компетенций может оцениваться по пяти признакам. Первым признаком является мотивационный признак, который проявляется в готовности личности к проявлению структурных компонентов компетенции. Второй признак - это когнитивный критерий. Он характеризуется определенным уровнем владения конкретными знаниями о содержании той или иной компетенции. Следующий признак носит название «поведенческий признак» и обозначает наличие умения или опыта проявления тех или иных структурных компонентов компетенции. Четвертым признаком является ценностно-смысловой критерий, он характеризуется сформированным отношением к содержанию компетенции. Заключительный критерий представляет собой эмоционально-волевой признак, включающий в себя состояние эмоциональной и волевой сфер личности. Он проявляется в эмоционально-волевой регуляции процесса и результата проявления компетенции [5; 6].
Опираясь на исследования научной школы С.Н. Чистяковой, сформированность персонализированного набора компетенций обучающихся психолого-педагогических классов следует оценивать по следующим критериям: целевой, мотивационный, информационный, деятельностный, рефлексивный [11].
Целевой критерий характеризуется наличием таких целевых установок, которые для обучающегося ценны и значимы в ходе реализации профессионального самоопределения.
Мотивационный критерий определяет уровень сформированности профессионально-трудовой мотивации и ценностных отношений к будущей профессии «Учитель».
Профессионально-образовательная информированность, карьерная грамотность (проектирование вертикали профессионально-личностного роста) представляют собой информационный критерий сформированности персонализированного набора компетенций обучающихся классов психолого-педагогической направленности.
Деятельностный критерий направлен на выявление опыта профориентационно значимой деятельности, которая способствует получению профориентационно значимых результатов при осуществлении раннего погружения в педагогическую деятельность.
Рефлексивный критерий включает процессы осознания и проведения самооценки своего профессионального самоопределения, изучение полученных результатов, а также соотнесение их с целевыми установками.
На федеральном уровне разработаны целевые ориентиры по формированию и развитию системы профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов в общеобразовательных организациях с учетом развития современных производств и внедрения интерактивных технологий [8], на основе которых школы создают классы различной направленности, в том числе и психолого-педагогической.
В практике реализации психолого-педагогических классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 им. прп. Серафима Саровского» профессиональное самоопределение обучающихся организовано как в урочной, так и во внеурочной деятельности и включает несколько этапов.
Первый этап характеризуется организацией и проведением педагогического диагностирования обучающихся с целью выявления педагогически одаренной молодежи.
Учитывая исследования Е.И. Казаковой, В.И. Панова, А.В. Петровского, А.А. Федорова, С.В. Фроловой и др., педагогическую одаренность можно рассматривать как сложное интегративное качество личности, сущность которого состоит:
- в понимании и восприятии педагогической деятельности как сложного профессионального процесса активного субъект-субъектного взаимодействия, основным содержанием которого является целенаправленное обеспечение на аксиологической, системно-деятельностной, персонализированной основе оптимальных возможностей обучения, воспитания, самообразования личности обучающихся;
- в интеграции коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта, обеспечивающих создание потребностей и мотивов к реализации будущей профессиональной деятельности;
- в реализации педагогических способностей, представляющих совокупность индивидуально-психологических особенностей будущего учителя (перцептивные способности, педагогический такт, коммуникативность, чувство профессиональной этики и пр.), которые отвечают требованиям педагогической деятельности в конкретных действиях, поступках, а также определяют возможность достижения успеха в овладении данной деятельностью.
Для выявления педагогически одаренных школьников разработан достаточно широкий спектр психологических и педагогических диагностических методик. С этой целью успешно применяются тренинговый метод выявления и развития одаренности В.И. Панова, диагностика педагогических способностей Н.А. Аминова (методика «Драматическая импровизация»), «Опросник учителя» Г.И. Руденко, определение культуры взаимодействия (Т.М. Хрусталева) и др.
Следующий этап заключается в освоении старшеклассниками психолого-педагогических классов элективного курса «Основы педагогики и психологии» [11]. Разработанный элективный курс реализуется за счет часов, формируемых образовательной организацией в гуманитарном и социально-экономическом профилях, и рассчитан на 68 часов. Проектирование содержания элективного курса осуществлено с учетом модульного принципа. В рамках изучения основ педагогики обучающимся предлагается освоить семь модулей: введение в педагогическую деятельность, великие педагоги прошлого, искусство общения, игропедагогика, современный урок, основы самоменеджмента, смена мечты. Для изучения основ психологии программой предусмотрено изучение шести модулей: введение в психологию, история психологии, основные психические процессы, психология деятельности, психическая саморегуляция, психология индивидуальности.
Освоение программы элективного курса «Основы педагогики и психологии» направлено на постоянное приращение персонализированного набора компетенций, и прежде всего в области будущей профессиональной педагогической деятельности. В частности, на выходе у обучающихся психолого-педагогических классов будут сформированы знания терминологического аппарата педагогики и психологии, специфики педагогической деятельности и профессии «Учитель», основ педагогического общения и эффективной коммуникации, игропедагогики, игровой практики, основ современной дидактики, цифровой трансформации образования и др.
Группа сформированных психолого-педагогических умений включает умения применять полученные знания в будущей педагогической деятельности:
- осуществлять эффективную коммуникацию с детьми и молодежью с учетом этических правил и норм общения;
- проявлять креативное мышление при решении проектно-исследовательских
задач;
- проектировать учебные занятия с использованием блочно-модульного конструктора учебного занятия в соответствии с ФГОС общего образования;
- осуществлять подбор элементарного диагностического инструментария для оценки развития психических свойств личности;
- работать в команде; учитывать мнение и позиции других участников образовательных отношений;
- умело разрешать возникающие конфликтные ситуации и пр.
Важным компонентом персонализированного набора компетенций в области педагогической деятельности является получение некоторого опыта применения полученных в ходе освоения элективного курса знаний и умений. Мы надеемся, что обучающиеся психолого-педагогических классов будут владеть навыками организации совместной деятельности и общения, в т.ч. в виртуальной среде, сотрудничества в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; делового и эмоционального взаимодействия с детским коллективом; осуществления элементов преподавания, вожатской деятельности; проведения коллективных игр различной целевой направленности коммуникации в контексте учебной деятельности, делового взаимодействия, решения коммуникативных проблем и конфликтных ситуаций и др.
Реализация элективного курса осуществляется высококвалифицированными кадрами университета. Для более успешного погружения в профессию «Учитель» обучение организовано в специализированных аудиториях университета.
Значимым направлением освоения программы элективного курса является организация и проведение профессиональных проб по профессии «Учитель», где осуществляется практическое знакомство со спецификой, содержанием педагогической деятельности с обязательной обратной связью от наставника.
Для обучающихся психолого-педагогических классов университетом предлагается ряд мероприятий неформального обучения (очные экскурсии по факультетам университета, посещение университетского театра, конкурсы, олимпиады и пр.). Значимым мероприятием неформального характера стало посвящение обучающихся психолого-педагогических классов в «юные педагоги» (https://kursksu.ru/stories/view/17391).
По нашему глубокому убеждению, профессиональное самоопределение обучающихся психолого-педагогических классов будет эффективнее, если они получат возможность осуществить ранее погружение в профессиональную деятельность, а также получить опыт работы в качестве вожатых детских оздоровительных лагерей. Данную возможность обучающимся психолого-педагогических классов предоставляет Курский государственный университет в контексте реализации регионального проекта «Профессиональная траектория». Для школьников организовано профессиональное обучение по программе «Вожатый» с получением соответствующего свидетельства о рабочей профессии, должности служащего (https://ino.kursksu.ru/2024/03/26/ucheniki-psihologo-pedagogicheskih-klassov-kursko^oblasti-osvaivayu^professiyu-vozhatyi/).
Программа профессионального обучения «Вожатый» рассчитана на 144 часа и включает в себя десять практико-ориентированных модулей, которые коррелируют с обобщенной трудовой функцией, двумя трудовыми функциями профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»5. В ходе освоения названной программы профессионального обучения старшеклассники изучают нормативно-правовое обеспечение профессиональной
5 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 840н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)"».
деятельности вожатого, требования охраны труда и техники безопасности в детских оздоровительных лагерях, знакомятся с психолого-педагогическими основами организации вожатской деятельности. Доминирующие направления программы старшеклассники осваивают посредством участия в практико-ориентированных интенсивах по темам «Основы вожатской этики», «Педагогические технологии реализации воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях», «Педагогическое мастерство вожатого», «Тайм-менеджмент, «Методика формирования временного детского коллектива и управление им» и др. Завершается программа квалификационным экзаменом, который проводится в форме защиты практической квалификационной работы и проверки теоретических знаний.
Таким образом, обучение школьников в психолого-педагогических классах можно рассматривать как успешное освоение персонализированного набора компетенций, обеспечивающее им непрерывный, постоянный личностный и профессиональный рост, а также высокую профессиональную мобильность в условиях неопределенности, неустойчивости, постоянных изменений в профессионально-трудовой сфере.
Библиографический список
1. Блинов, В. И. Образовательная профориентация: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 336 с.
2. Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -Москва: НИУ ВШЭ, 2023. - 432 с.
3. Кадры школьного образования: возможности и дефициты / С. И. Заир-Бек, Т. А. Мерцалова, К. М. Анчиков // Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. - 2020. - Выпуск № 18. - 17 с.
4. Концепция профильных психолого-педагогических классов. - Москва, 2021 -
64 с.
5. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - Москва: Высшая школа, 1990. - 117 с.
6. Маркова, А. К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования / А.К. Маркова // Акмеология. - 2003. - № 3. - С. 47-50.
7. Методические рекомендации по проектированию содержания работы предпрофессиональных кластеров «Педагогический предуниверсарий» / Авторы-разработчики: Е. Л. Башманова, С. Н. Белова, Л. В. Бочарова, И. В. Ильина, Н. А. Котелевцев, Г. Н. Подчалимова, Е. А. Репринцева, М. В. Худина. - Курск: Изд-во Курского госуниверситета, 2023. - 50 с.
8. Письмо Минпросвещения России от 21.02.2024 N АЗ-323/05 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования» утв. Фондом Гуманитарных Проектов 30.01.2024) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 471559/ (дата обращения: 08.04.2024).
9. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420869/ (дата обращения: 08.04.2024).
10. Чистякова, С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях / С. Н. Чистякова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 1. - С. 54-60.
11. Чистякова, С. Н. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 8. - С. 10-16.