Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Светлана Николаевна, Неясова Ирина Александровна, Серикова Лариса Александровна

В статье актуализируется проблема профессионального самоопределения обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности. Определены возможности исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении обучающихся психолого-педагогических классов. Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается как один из видов предпрофессиональной педагогической деятельности. Раскрывается специфика организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях педагогической профилизации. Выявлено, что профилизация предполагает ознакомление обучающихся со спецификой проведения психолого-педагогического исследования. В качестве эффективного средства профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается учебно-исследовательский проект. Представлены примеры реализации учебно-исследовательских проектов при изучении элективного курса «Основы педагогики». Содержательное пространство проектов нацелено на разработку личностной и профессиональной траектории обучающегося. Реализация учебно-исследовательских проектов предполагает ознакомление со спецификой методов психолого-педагогического исследования, процедурой и требованиями к их применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшенина Светлана Николаевна, Неясова Ирина Александровна, Серикова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND RESEARCH PROJECT AS A MEANS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES

The article actualizes the problem of professional self-determination of students of specialized classes of psychological and pedagogical orientation. The possibilities of research activity in the professional self-determination of students of psychological and pedagogical classes are determined. The research activity of students is considered as one of the types of pre-professional pedagogical activity. The specifics of the organization of research activities of students in the conditions of pedagogical profiling are revealed. It is revealed that profiling involves familiarizing students with the specifics of conducting psychological and pedagogical research. An educational and research project is considered as an effective means of professional self-determination of high school students. Examples of the implementation of educational and research projects in the study of the elective course "Fundamentals of Pedagogy" are presented. The content space of the projects is aimed at developing the personal and professional trajectory of the student. The implementation of educational and research projects involves familiarization with the specifics of methods of psychological and pedagogical research, the procedure and requirements for their application.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

- исследование развития личности обучающихся в контексте современных вызовов и условиях цифровизации, в том числе и с особенностями развития обучающихся;

- научно-методическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи;

- механизмы обеспечения качества образования.

Развитие инновационных форматов реализации обучения с применением эффективных образовательных технологий, в условиях динамично меняющихся требований и актуальных социальных запросов, невозможно без научной обоснованности процессов управления. Таким образом, особое внимание следует обратить на активизацию исследований в сфере педагогики, которые способствовали бы развитию системы образования, обеспечивая научное сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях, раскрывая личностный потенциал обучающихся и формируя будущего специалиста в соответствии с актуальными требованиями профессиональной деятельности.

Выводы. Результаты данной работы направлены на решение вопросов, связанных с определением актуальных противоречий и проблем в сфере образования, требующих исследовательского и научно-методического сопровождения, предлагают объективный и независимый выбор НИР для реальной поддержки со стороны региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. С целью эффективности функционирования системы образования необходима координация деятельности исследователей, управленческих кадров педагогической сферы, а также педагогов-практиков. Данная работа предлагает эффективные механизмы взаимодействия педагогической науки и практики в соответствии с отечественными исследовательскими традициями.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04 2019 г., № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» // Собрание Законодательства РФ. - 13.05.2019. - № 19 - Ст. 2294

2. Российская Федерация. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 30.07.2019 г. № 544 «Об утверждении Методики оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2019 № 56023)

3. Головина, И.В. Анализ содержательных характеристик публикационной активности педагогических вузов как потенциал управления научной деятельностью / И.В. Головина, Х.-А.С. Халадов // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 9 (126). - С. 78-83

4. Поддубская, Е.А. Комплексная персонифицированная оценка деятельности научных сотрудников с использованием автоматизированной системы учета / Е.А. Поддубская, Н.В. Учеваткина, А.В. Концевая, О.М. Драпкина // Профилактическая медицина. - 2019. - 22(1). - С. 124-132

5. Фальков, В.Н. О возможностях совершенствования оценки эффективности научно-образовательных центров (НОЦ): индикативный подход / В.Н. Фальков, А.В. Толстиков, А.С. Латышев, А.Г. Барабашев // Управление наукой: теория и практика. - 2019. - Т. 1. - № 2. - С. 15-37

6. Халадов, Х.-А.С. Публикационная активность педагогических вузов: количественные и качественные показатели / Х.-А.С. Халадов, И.В. Головина, Г.А Папуткова // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. - № 2. - С. 58-67

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, доцент Горшенина Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Неясова Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Серикова Лариса Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема профессионального самоопределения обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности. Определены возможности исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении обучающихся психолого-педагогических классов. Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается как один из видов предпрофессиональной педагогической деятельности. Раскрывается специфика организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях педагогической профилизации. Выявлено, что профилизация предполагает ознакомление обучающихся со спецификой проведения психолого-педагогического исследования. В качестве эффективного средства профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается учебно-исследовательский проект. Представлены примеры реализации учебно-исследовательских проектов при изучении элективного курса «Основы педагогики». Содержательное пространство проектов нацелено на разработку личностной и профессиональной траектории обучающегося. Реализация учебно-исследовательских проектов предполагает ознакомление со спецификой методов психолого-педагогического исследования, процедурой и требованиями к их применению.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, допрофессиональная педагогическая подготовка, профессиональное самоопределение, профильный класс психолого-педагогической направленности, учебно-исследовательский проект.

Annotation. The article actualizes the problem of professional self-determination of students of specialized classes of psychological and pedagogical orientation. The possibilities of research activity in the professional self-determination of students of psychological and pedagogical classes are determined. The research activity of students is considered as one of the types of pre-professional pedagogical activity. The specifics of the organization of research activities of students in the conditions of pedagogical profiling are revealed. It is revealed that profiling involves familiarizing students with the specifics of conducting psychological and pedagogical research. An educational and research project is considered as an effective means of professional self-determination of high school students. Examples of the implementation of educational and research projects in the study of the elective course

"Fundamentals of Pedagogy" are presented. The content space of the projects is aimed at developing the personal and professional trajectory of the student. The implementation of educational and research projects involves familiarization with the specifics of methods of psychological and pedagogical research, the procedure and requirements for their application.

Key words: research activity, pre-professional pedagogical training, professional self-determination, profile class of psychological and pedagogical orientation, educational and research project.

Статья подготовлена в рамках государственного задания Минпросвещения России на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Формирование практико-ориентированной системы подготовки педагога-

исследователя в вузе»

Введение. Важным элементом системы непрерывного педагогического образования является допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в период обучения в профильных классах психолого-педагогической направленности [1; 7]. Создание профильных классов, ориентированных на профессионально-педагогическое самоопределение старшеклассников, позволяет сделать этот процесс более организованным и целенаправленным [5]. Данные классы получили широкое распространение в связи с реализацией Министерством просвещения Российской Федерации проекта профильного обучения на ступени среднего общего образования.

В современных условиях профессиональная деятельность педагога предполагает вовлеченность в проектную и исследовательскую деятельность, готовность к поиску инновационных идей. Исходя из этого, важно уже в период допрофессиональной педагогической подготовки акцентировать внимание на вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается как один из видов предпрофессиональной педагогической деятельности [10]. Это соотносится с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования. В данных нормативных документах в качестве личностных характеристик выпускника указывается способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность [11]. Кроме того, стандартами в качестве метапредметных образовательных результатов определено владение навыками учебно-исследовательской, проектной деятельности [8].

Целью статьи является выявление возможностей исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности.

Изложение основного материала статьи. Реализация проекта «Психолого-педагогические классы» направлено на профессиональное самоопределение школьников, формирование первоначальных представлений о сущности профессионально-педагогической деятельности, мотивирование школьников к выбору педагогических профессий, ориентация в системе профессионально-педагогических ценностей. С.Н. Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение с точки зрения процессуального и результативного вхождения личности в осознанно выбранную профессиональную роль, самоидентификация с этой ролью [12]. Значимую роль в профессиональном самоопределении обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности наряду с освоением содержания профильных психолого-педагогических дисциплин имеет организация учебно-исследовательской деятельности. Учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере предусматриваются разработчиками примерных рабочих программ элективных и факультативных курсов, составляющих содержание профильной подготовки в классах психолого-педагогической направленности [10]. Кроме того, исследовательская деятельность рассматривается как одна из форм организации образовательной деятельности в психолого-педагогических классах [4].

Следует отметить, что профессиональное самоопределение обучающихся классов психолого-педагогической направленности обусловлено спецификой организации исследовательской деятельности исходя из содержания профильной подготовки. Определение проблемного поля исследований основано на материале элективных курсов «Основы педагогики», «Основы психологии». Ключевой задачей вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность является мотивация на изучение сущности педагогического процесса, специфики педагогической деятельности, особенностей взаимодействия субъектов образовательных отношений, «открытия» форм, методов, технологий обучения и воспитания, обращения к многогранности человеческой личности, взаимодействия личности и коллектива.

Учебно-исследовательская деятельность, организованная в профильных классах психолого-педагогической направленности, нацелена на решение следующих задач:

- формирование мотивации выбора педагогической профессии;

- создание условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся;

- формирование исследовательских умений старшеклассников.

Учебно-исследовательский проект как форма организации исследовательской деятельности обучающихся может выполняться как индивидуально, так и группой обучающихся. Вовлечение школьников в учебно-исследовательскую деятельность предоставляет возможности для самостоятельного поиска, формирования научного мышления, развития soft skills, умений выявлять и решать проблемы, а также таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность [2]. В процессе учебно-исследовательской деятельности старшеклассники осваивают логические операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизацию. Особое внимание уделяется ознакомлению с технологиями работы с информацией, включения в ситуации профессионального взаимодействия, использованию потенциала образовательной среды в процессе профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении обучающихся [3].

Развитие мышления в старшем школьном возрасте характеризуется наличием аналитического и реалистического стилей. Вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность в период обучения в классах психолого-педагогической направленности характеризуется «индивидуальным способом познания, но в то же время включает оценки и нормативы, которые позволяют контролировать ход мысли и заложены в умственную деятельность, её условия и требования выполнения» [9, С. 52]. Способность к целостному восприятию процессов и явлений педагогической действительности определяет возможность формулирования исследовательских заданий и учебно-профессиональных задач, нацеленных на анализ, поиск проблемных моментов, выявление ошибок, формулирование противоречий [6].

Профилизация предполагает ознакомление обучающихся со спецификой проведения психолого-педагогического исследования, применения методов психолого-педагогического исследования. Так, на учебных занятиях по элективному курсу «Основы педагогики» возможно проведение микроисследований, ориентированных на использование методов психолого-педагогической диагностики. Ознакомление с методом ранжирования может проводится на примере задания: «Определите наиболее значимые личностные и профессиональные качества современного педагога, проведите сопоставительный анализ результатов проведенного вами ранжирования и результатов, полученных студентами-будущими педагогами и учителями-практиками».

При формировании умений работы с информацией, освоения технологии поиска, сбора, анализа информации

обучающимся предлагается выполнить проекты по темам «Учитель на страницах книг», «Образ учителя в кинематографе», «Образ учителя в истории российского образования».

Организация исследовательской деятельности в профильных классах психолого-педагогической направленности осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время. Для выполнения учебно-исследовательского проекта во внеурочной деятельности по теме «Сердце, отданное детям: учительские судьбы» обучающимся предлагается использовать методы опроса (беседа, интервью). Это позволяет не только познакомить школьников со спецификой данных методов, процедурой и требованиями к их проведению, но и формировать исследовательские умения, вырабатывать исследовательскую позицию. Формирование представлений о технологии использования метода анкетирования возможно в процессе исследовательской работы по темам «Нравственные идеалы современного выпускника школы», «Образ учителя глазами современных учеников», «Образ «хорошего» и «трудного» ученика в представлении современного учителя», «Причины конфликтов среди школьников».

Методы экспертной оценки позволяют оценить перспективы применения в образовательном процессе актуальных форм, методов, средств и технологий обучения, а также с помощью форсайт-технологии спроектировать образ школы будущего, смоделировать рабочее место ученика, предложить новые формы презентации содержания учебного материала.

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся психолого-педагогических классов нуждается в педагогическом сопровождении. Педагог-куратор в процессе выполнения школьниками учебно-исследовательских проектов помогает отрабатывать базовые исследовательские действия: формирование умения определять проблемное поле психолого-педагогических исследований; обогащение психолого-педагогической терминолексики; получение и интерпретация нового знания, оценка его достоверности, возможности применения при реализации профессиональных проб; предлагать оригинальные подходы и альтернативные решения; подбирать диагностический инструментарий для сбора материалов и обработки результатов; презентовать результаты исследований.

Выводы. Систематическое вовлечение обучающихся психолого-педагогических классов в исследовательскую деятельность позволяет решать ряд задач профессиональной ориентации и способствует их профессиональному самоопределению. Во-первых, учебно-исследовательские проекты позволяют вовлечь старшеклассников в поисковую и преобразовательную деятельность близкую к профессиональной. Во-вторых, при выполнении учебно-исследовательских проектов происходит формирование компетенций (проблематизация, целеполагание, прогнозирование, планирование исследования, анализ, оценка и интерпретация результатов исследования и др.)., значимых для профессионального самоопределения. В-третьих, психолого-педагогическое содержание учебно-исследовательских проектов позволяет познакомить обучающихся не только с актуальным представлением о профессиональной деятельности педагога, но и прогнозировать динамику изменений. Содержательное пространство проектов нацелено также на разработку личностной и профессиональной траектории ученика.

Литература:

1. Аксёнов, С.И. Потенциал развития профильных классов психолого-педагогической направленности во взаимодействии школы и вуза: опыт, перспективы / С.И. Аксёнов, А.С. Лабутин, Н.М. Лабутина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 10-13

2. Антонова, М.В. Современные тренды в выборе профессионального будущего / М.В. Антонова // Педагогика и психология образования. - 2021. - № 1. - С. 65-73

3. Арифулина, Р.У. Воспитательный потенциал педагогического кванториума в системе допрофессиональной подготовки обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности / Р.У. Арифулина, Т.К. Беляева, Л.В. Белогорская // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 20-22

4. Байбородова, Л.В. Концептуальные положения допрофессиональной педагогической подготовки школьников / Л.В. Байбородова // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. И.В. Лободы, А.В. Золотаревой. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. - С. 284-289

5. Байбородова, Л.В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников: монография / Л.В. Байбородова, В.В. Белкина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. - 282 с.

6. Горшенина, С.Н. Учебно-профессиональная задача как средство профессионального самоопределения будущего учителя / С.Н. Горшенина // Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени. сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой. - Саранск, 2020. - С. 78-83

7. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: опыт и традиции: коллективная монография / под научн. ред. Л.В. Байбородовой, А.М. Ходырева, А.П. Чернявской. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. - 339 с.

8. Замкин, П.В. Подготовка будущих педагогов к формированию метапредметных компетенций у старшеклассников посредством проектного обучения / П.В. Замкин, И.Б. Буянова, А.С. Шихбалаева // Практико-ориентированная подготовка педагога: теория и технологии: монография / под редакцией Т.И. Шукшиной. - Саранск, 2020.

9. Михалкина, С.А. Стили мышления обучающихся классов психолого-педагогической направленности / С.А. Михалкина, А.Н. Яшкова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2022. - Т. 5. - № 4. - С. 50-53

10. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 392 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) // Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

12. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. - Москва: Академия, 2007. - Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.