DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-86-102
Н.Ю. Лесконог1, Л.Ф. Шаламова1, 2
1 Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация
2 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993 г. Москва, Российская Федерация
Формирование
профессиональной мотивации у учащихся педагогических классов как основа подготовки педагогических кадров в регионах Российской Федерации
Статья посвящена одной из важных форм профориентации школьников - педагогическому классу как пространству для осуществления будущими абитуриентами профессиональных проб, самореализации и приобщения их к педагогической среде колледжа или вуза. В статье проводится обзор моделей педагогических классов, получивших наибольшее распространение в Российской Федерации. Представлены результаты опроса учащихся педагогических классов: 365 человек из пяти субъектов Российской Федерации (Москва, Московская, Астраханская, Волгоградская и Костромская области). В ходе опроса выявлялись мотивы участия школьников в педагогических классах, механизм их включения в программу педагогического класса, нацеленность школьников на получение педагогической профессии. Также результаты опроса представляют, что привлекает учащихся в программе педагогических классов, в чем они видят
§ 5 смысл обучения будущих педагогов в вузах. Авторы статьи обосновывают оо
ш необходимость формирования мотивации к профессиональной педаго-^ к гической деятельности учащихся педагогических классов: только около 30% учащихся совершили осознанный выбор обучения в педагогическом
К I
х ш
О. Т
о ^ ш Ю F о
© Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
классе, менее 20% участников опроса в будущем хотят получить профессию педагога. В качестве одного из практических механизмов формирования мотивации к профессиональной педагогической деятельности предлагается реализация в педагогических вузах дополнительных обще-развивающих программ для участников педагогических классов общеобразовательных школ - на примере дополнительной общеразвивающей программы «Введение в вожатскую деятельность», реализуемой Московским педагогическим государственным университетом в рамках проекта «Педагогический класс при МПГУ».
Ключевые слова: педагогические классы, старшеклассники, вожатская деятельность, профессиональное самоопределение, профориентация
Благодарности. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения России на проведение научно-исследовательской работы «Сравнительный анализ моделей региональных систем подготовки педагогических кадров на примере восьми федеральных округов Российской Федерации и особенности взаимодействия федеральных и региональных участников образовательного процесса».
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Формирование профессиональной мотивации у учащихся педагогических классов как основа подготовки педагогических кадров в регионах Российской Федерации // Педагогика и психология образования. 2022. № 1. С. 86-102. DOI: 10.31862/2500-297Х-2022-1-86-102
X
I
го
го н
^ X
X с
ч и
о о
н со
01
Е X
X ск X
ск I
X 01
^
О
Ш ю
о
I _ _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 1
DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-86-102
N.Yu. Leskonog1, L.F. Shalamova1, 2
1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation
2 Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, 125993, Russian Federation
Formation of professional motivation among students of pedagogical classes as a basis for the training of pedagogical personnel in the regions of the Russian Federation
The article is devoted to one of the important forms of vocational guidance of schoolchildren - pedagogical classes. It reviews articles devoted to the consideration of some aspects of the development of pedagogical classes, as well as models of pedagogical classes that have become most widespread in the Russian Federation. The article presents the results of a survey of 365 participants of pedagogical classes from five subjects of the Russian Federation (the city of Moscow, Moscow, Astrakhan, Volgograd, and Kostroma regions). The survey revealed the motives for the participation of schoolchildren in pedagogical classes, the mechanism for their inclusion in the program of the teaching class, and the focus of schoolchildren on obtaining a teaching profession. The results of the survey also show what attracts students to the program of pedagogical classes, what they see as the meaning of training future teachers in universities. The authors of the article substantiate the need to form motivation for professional pedagogical activity of students in pedagogical classes: only about 30% of students made a conscious choice to study in a pedagogical class, less than 20% of the survey participants want to become a teacher in future. As one of the practical mechanisms for the formation of motivation for professional pedagogical activity, it is proposed to implement additional general developmental programs in pedagogical universities for participants in pedagogical classes of general education schools - on the example
C*
X
X
CD
nj 1—
^ X
X c
ct u
o o
1— m
Ol
z X
X c* X
c* X
X Ol
^
O
CD vo
F o
of an additional general developmental program "Introduction to Leadership Activities", implemented by Moscow Pedagogical State University within the framework of the project "Pedagogical Class at MPSU". Key words: pedagogical classes, high school students, counselor activity, professional self-determination, career guidance
Acknowledgments. The work was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation for the research work "Comparative analysis of models of regional systems for training pedagogical personnel on the example of eight federal districts of the Russian Federation and the peculiarities of interaction between federal and regional participants in the educational process".
CITATION: Leskonog N.Yu., Shalamova L.F. Formation of professional motivation among students of pedagogical classes as a basis for the training of pedagogical personnel in the regions of the Russian Federation. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 1. Pp. 86-102. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-86-102
Совершенствование подготовки педагогических кадров для региональных систем образования является сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед российской системой образования.
Еще на стадии разработки концептуальных основ совершенствования и развития педагогического образования в России в 2014 г. в качестве одной из важных проблем формирования педагогического корпуса страны И.И. Соколова обозначала наличие проблемы входа в профессию, фактическое отсутствие вариативной системы профориентации [12]. Решение этой задачи возможно прежде всего посредством привлечения на направления подготовки УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» не только наиболее подготовленных абитуриентов, но выпускников школ, обладающих высоким уровнем мотивации к педагогической деятельности. Поэтому чрезвычайно актуальным становится профессионально-личностное самоопределение школьников еще до завершения обучения в общеобразовательных организациях. Подробный обзор отечественных и зарубежных источ- | ников, посвященных проблеме профессионального самоопределения современных старшеклассников с позиции развития их конкуренто- ^ ориентированности и конкурентоспособности в своей статье приводят Г.Ф. Шафранов-Куцев и Л.В. Гуляева [13]. ^ р
Сегодня применяется множество форм профориентационной работы, ^ ю1 способствующих профессиональному самоопределению школьников.
К I
Среди различных форм профориентационной работы с учащимися становлению субъектной позиции в выборе личной профессиональной перспективы педагогической деятельности можно выделить педагогические классы.
Исследователи данного феномена отмечают, что педагогические классы как форма профориентационной работы со школьниками для российской системы образования явление не новое.
История педагогических классов в Российской Империи начинает отсчет с 1848 г., когда были открыты педагогические классы на базе Александровского училища. В образовательную программу входили педагогические дисциплины и практика, в ходе которой осуществлялось попечение старших воспитанниц над младшими [11].
Как подчеркивают ведущие исследователи данного явления, повышенный интерес к развитию педагогических классов как института профессиональной педагогической ориентации старшеклассников система образования России обращается всякий раз, когда возникают проблемы с обеспечением системы образования педагогическими кадрами: вторая половина XIX в., 1920-е гг. и послевоенные 1940-е гг. [10]. В 1970-е гг. Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина (ныне - Московский педагогический государственный университет, МПГУ) активно включился в эксперимент по созданию педагогических классов, результатом которого стало принятие в 1979 г. инструктивно-методического письма Министерства просвещения СССР «Об усилении работы общеобразовательных школ, органов народного образования, институтов усовершенствования учителей по ориентации учащихся на педагогические профессии», которое создало необходимые правовые основы для развития педагогических классов и в 1980-е гг. [14].
В настоящее время сформировался еще один виток развития данной формы профориентационной работы со школьниками. В 2018 г. на конференции «Образование и педагогические науки» в Петербурге участники предложили возродить педагогические классы [5]. Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым в январе 2021 г.
1 на Гайдаровском форуме «Россия и мир после пандемии» анонсировано
си
2 £ открытие 5 тысяч предпрофильных классов на территории России. Пись-
g: и мом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 марта
ей
ш х 2021 г. № ВБ-511/08 направлены методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов психолого-педаго-^ ш гической направленности в рамках различных профилей при реализации ю1 образовательных программ среднего общего образования. Таким обра-ч зом, задана директивная установка на развитие педагогических классов.
Раскрывая особенности педагогических классов, С.В. Митросенко выделяет среди них следующие:
- избирательный принцип комплектования состава учащихся;
- профилирование обучения за счет включения в учебный план психолого-педагогических дисциплин и элективных курсов;
- обеспечение допрофессиональной подготовки обучающихся на основе практико-ориентированной деятельности (профессиональные пробы, социально-педагогическая практика) по освоению первичных знаний и умений в области педагогики и психологии;
- реализация профориентационных программ на основе взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, осуществляющими подготовку педагогических кадров [8].
Отечественные исследователи и практики рассматривают различные аспекты педагогических классов как современной формы профориен-тационной работы со школьниками, показывают различные подходы к реализации данной формы профориентационной работы.
Так, В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена сформирована Концепция психолого-педагогических классов, которая ориентирована на решение двух целей: «выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению; .. .интеграция педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе» [6]. Ею обусловлена и образовательная программа для учащихся педагогических классов, которая состоит из двух частей: обязательной и элективной. И если обязательная часть включает изучение предметов психолого-педагогической направленности, педагогическую практику и индивидуальное проектирование и занимает от 60 до 70% объема часов, то элективная часть, на которую приходится оставшееся время, формируется участниками образовательных отношений [Там же].
В рамках проекта «Мичуринские уроки» в Тамбовской области разработан комплекс сетевых образовательных модулей, предназна- Л
ченных для обучающихся среднего и старшего школьного возраста, ^ ^ в рамках внеурочной работы по предметам биологии, химии, истории, и
ОБЖ, географии, изобразительного искусства, который закладыва- | ™ ет основы педагогического мастерства. Основная направленность - х § на формирование первоначальных умений, характерных для педа- х^ ш гогической профессии и активного гражданского самоопределения ^ школьников [9].
В Южном федеральном университете (ЮФУ) реализуется компетент-ностно-ориентированная стратегия развития профильных педагогических классов в муниципальном образовательном пространстве. Здесь предложено программно-целевое управление муниципальной системой профильных классов, в основе которого лежит глубинная взаимная интеграция образовательных учреждений в рамках образовательного кластера ЮФУ. Оно ориентировано на решение таких проблем, как повышение квалификации и подготовка кадров, организация профессионального экзамена выпускников профильных классов, создание единой программно-методической базы и научно-методического сопровождения педагогических классов [3].
В российской образовательной системе сформировалось множество моделей педагогических классов. Обобщая их, Н.В. Коноплина выделяет пять основных моделей и делает их подробный анализ:
1) модель школьного педагогического класса как части общей образовательной программы гуманитарного профиля;
2) модель педагогического класса в форме дополнительного образования в вузе;
3) сетевая модель с профилизацией и очным обучением;
4) модель «виртуального» педагогического класса с дистанционной формой обучения (образовательная программа в сетевом педагогическом классе построена на основе углубленного изучения дисциплин в области педагогики и психологии);
5) модель «распределенного» педагогического класса.
Несмотря на различные формы реализации педагогических классов, исследователь выделяет, что в них просматривается общее содержание. Программа педагогического класса ориентирована на углубленное изучение общей образовательной программы и дополнительных дисциплин.
Несколько иную классификацию моделей предлагают Р.У. Арифули-на, Т.К. Беляева, Л.В. Белогорская [1]. Они выделяют четыре основные модели функционирования педагогических классов. к 1. Педклассы, функционирующие на базе школ. ^ 2. Педклассы, существующие на базе учебно-производственных | | комбинатов (УПК). Спецификой таких классов являлась практическая
о направленность обучения, т.к. на занятия в УПК отводился целый учеб-
ет
| х ный день и обучающиеся имели возможность не только осваивать осно-
ии вы педагогики и психологии, но и осуществлять практическую деятель-^ ность с детьми (в подшефных детских садах и начальных школах). ^ ю1 3. Школы юных педагогов, существующие при вузе или на базе его
отдельных факультетов. Как правило, выпускники подобных объединений
имели определенные льготы при поступлении на педагогические специальности, а вуз, соответственно, получал профессионально сориентированных абитуриентов.
4. Объединения клубного типа, создаваемые при центрах работы с детьми и юношеством. Такие объединения отличались разновозраст-ностью и большой вариативностью реализуемых программ [1].
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина формируется новая модель - педагогический кванто-риум при педагогическом вузе, целью которого является мотивирование обучающихся общеобразовательной школы к изучению дисциплин психолого-педагогического цикла и пониманию особенностей труда учителя. Данная модель может стать перспективной, т.к. на базе вузов в последнее время активно создаются кванториумы, педагогические технопарки.
В деятельности Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ взаимодействие с педагогическими классами г. Москвы и Московской области в рамках проекта «Педагогический класс при МПГУ» развивается, по мнению авторов статьи, как сочетание двух вышеобозначенных моделей -модель педагогического класса в форме дополнительного образования в вузе и «виртуального» педагогического класса с дистанционной формой обучения.
Особенностью этой модели, содержание которой будет представлено в данной статье, является прежде всего ориентация на формирование мотивации участников педагогических классов к профессиональной педагогической деятельности.
Несмотря на разнообразие существующих моделей педагогических классов, сотрудничества с ними педагогических вузов в разных регионах нашей страны, педагогические классы рассматриваются как неотъемлемый элемент непрерывной системы подготовки педагогических кадров, с которым солидарны авторы статьи.
В ходе выполнения временным научным коллективом МПГУ научно-исследовательской работы «Сравнительный анализ моделей региональных систем подготовки педагогических кадров на примере 8 федеральных округов Российской Федерации и особенности взаимодействия | федеральных и региональных участников образовательного процесса» по заказу Министерства просвещения РФ авторами статьи был проведен ^ опрос учащихся педагогических классов из пяти субъектов РФ: Москвы и Московской области, Костромской, Астраханской, Волгоградской ^ §г областей. В исследовании участвовали 365 учащихся 10 и 11 классов. ^ ю1 Опрос проводился в октябре 2021 г. Вопросы были составлены таким
К I
образом, чтобы ответы не зависели от модели педагогического класса, используемой в общеобразовательных организациях, где учатся участники опроса.
Прежде всего исследовательскому коллективу важным было выявить, мотивацию поступления в педагогический класс. Вопрос «Как Вы стали участником педагогического класса?» допускал возможность нескольких ответов. Только одна треть школьников (30,4%) отметили, что они записались в педагогические классы самостоятельно, чтобы понять сущность работы педагога. Заранее ориентированы на работу педагогом (ответ: «мечтаю стать учителем») только 17,7% участников опроса. Несколько человек (5) записались в педагогический класс, потому что они из династии учителей. Далее самые распространенные ответы на данный вопрос: 28,1% - «из любопытства»; 16% - «хочу научиться влиять на других»; 14% ребят ответили, что их записал учитель, не спросив согласия.
Таким образом, из ответа на этот вопрос следует, что большинство детей, обучающихся в педагогическом классе, на начальной стадии были мало мотивированы на педагогическую деятельность. Это говорит о необходимости более избирательного подхода при формировании состава педагогических классов и потребности в разработке эффективных механизмов формирования и укрепления мотивации учащихся к педагогической деятельности уже во время обучения в педагогическом классе.
Второй вопрос направлен был на выявление интереса у детей к профессии педагога (табл. 1).
Таблица 1
Ответы на вопрос «Интересна ли Вам профессия педагога?»
X
I
го
н
X
S с
d и
о о
н
III
Т
X о; X
о; I
^ 01
(1 ^
о
ю
I-1 о
Индикаторы Количество Доля, %
Да, я хотел бы стать учителем по любимому предмету 63 17,3
Да, я хотел бы свою профессию связать с работой с детьми 73 20,0
Я для себя еще не определился 96 26,3
Нет, профессия педагога меня мало привлекает 75 20,6
Нет, не интересна 44 12,1
Друг°е 14 3,7
Каждый четвертый участник опроса еще не определил для себя, интересна ли ему профессия педагога. Таким образом, ответы на данный вопрос также подтверждают, что в программе педагогических классов больше внимания должно уделяться формированию мотивации к профессиональной деятельности в педагогической сфере, осознанию значимости и востребованности данной профессии.
Для формирования программы педагогического класса важным представлялось выяснить, что привлекает в ней школьников. Этот и следующий вопросы также предполагали возможность выбора нескольких ответов. Ответы на вопрос «Что привлекает Вас в программе педагогического класса» расположились следующим образом:
- возможность развивать разговорную речь - 45%;
- расширение кругозора - 44%;
- возможность творческого самовыражения - 41,3%;
- интерес к тому, что происходит во время занятия - 38,8%;
- возможность лучше понять свои профессиональные интересы - 32,4%;
- возможность приобрести навыки общения со сверстниками - 32,1%;
- возможность определиться в выборе профессии педагога - 19%. Как видно из ответов школьников, возможность определиться в выборе профессии педагога привлекает только то количество ребят, которые были заранее ориентированы на данную профессию. Основными же привлекательными факторами являются мотивы личностного развития, самоопределения, самовыражения и творческой деятельности.
Это находит свое подтверждение и в ответах школьников на вопрос «Что бы Вам хотелось добавить в программу работы педагогического класса». Наиболее часто участники опроса выбирали такие позиции: творческие мероприятия (36,5%); беседы о мечте и смысле жизни (35,9%); диагностику свойств личности (30%); возможность попробовать себя в роли учителя (29,8%); интеллектуальные квесты по тематике педагогического класса (26,8%); ситуативные игры с анализом (24,6%); работа вожатыми в младших классах в своей школе (21%); разработка социальных проектов и их реализация в школе (19,9%); работа помощником вожатого в летнем пришкольном лагере (18,2%).
Следует заметить, что одной из ключевых позиций инструментария исследования являлся вопрос, направленный на выявление того, в чем | участники педагогических классов видят смысл подготовки педагоги- о
ческих кадров. Вопрос предполагал выбор неограниченного количества ^ х ответов. ^ §
Ведущую позицию заняли ответы: «научить студента формировать ^ у ребенка интерес к обучению» (58, 9%); «научить студента раскрывать ^ ^
го
го
в ребенке его сильные стороны и способствовать их развитию» (53,
«научить студента раскрывать ребенку путь к саморефлексии, понимаю себя, своих действий» (53,1%).
Достаточно большое количество респондентов (42,5%) смысл подготовки будущих педагогов видят в том, чтобы научить студента формировать у детей чувство ответственности за свои поступки и осознание их последствий.
Каждый третий участник опроса обозначил такие позиции, как «научить студента обучению нравственной, эстетической и правовой оценке происходящих событий в общественной жизни класса, школы, города, страны» (36,9%); «научить студентов формированию у ребенка ориентиров для определения траектории жизненного пути» (35%); «научить студента формировать у ребенка хорошие базовые знания по изучаемым дисциплинам» (34,7%); «научить студента помогать детям извлекать смыслы из художественных произведений и событий (книги, фильмы, театр, живопись и т.д.)» (34,4%); «научить студента развивать у детей чуткость и сострадание к проблемам других людей» (33,9%); «научить студента вовлекать детей в пространство культуры» (32%).
И только четверть участников опроса среди учащихся педагогических классов (23%) видят смысл подготовки педагогических кадров в том, чтобы научить студента механизмам формирования у детей уважения к государственным законам и их соблюдению.
Результаты опроса показали, что, независимо от используемой модели педагогического класса, только у пятой части школьников выбор заниматься в педагогическом классе связан с уже сформировавшей мотивацией и интересом к педагогической деятельности. Это создает необходимость осуществления с участниками педагогических классов комплекса мероприятий, направленных на развитие их мотивации к педагогической деятельности.
На основе полученных результатов авторы сконструировали программу работы с участниками педагогических классов Москвы и Московской области в рамках проектов «Педагогический класс при МПГУ» и «Всероссийская школа вожатых», ориентированную на формирование к мотивации участников педагогических классов к педагогической дея-^ тельности, и начали ее апробацию. I | Основная идея данной программы заключается в использовании if о метода «молодежь обучает молодежь». Вожатые - студенты МПГУ -
н m
^ х совместно со специалистами Федерального координационного центра
^ х по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ, преподава-
^ телями дисциплины «Основы вожатской деятельности» и кураторами
^ vi? Школы вожатых МПГУ «Уо-вожатый!» проводят для учащихся педагогических классов интерактивные занятия в рамках дополнительной
общеразвивающей программы «Введение в вожатскую деятельность». В связи с пандемией в этом году все занятия проводятся дистанционно, хотя изначально реализация программы предполагала очно-заочный формат: преподаватели ведут лекции дистанционно, параллельно помогая будущим студентам осваивать официальные онлайн-ресурсы МПГУ, а студенты-вожатые свою часть занятий реализуют очно в интерактивном игровом формате.
Такой подход, сочетающий общение старшеклассников как с преподавателями, так и со студентами университета, по мнению авторов статьи, является серьезным мотивирующим фактором к освоению школьниками профессии педагога и формированию положительного образа педагогического вуза в сознании потенциальных абитуриентов.
Важно, что помимо занятий школьники постоянно вовлечены в деятельность по подготовке вожатых, в мероприятия Федерального координационного центра по подготовке вожатых МПГУ, Школы вожатых МПГУ «Уо-вожатый!». Это позволяет сочетать образовательные технологии профориентационной работы с творческим включением участников педагогических классов в конкретные мероприятия вуза. Например, в ходе апробации программы старшеклассники уже приняли участие в конкурсе «Лучший студенческий педагогический отряд МПГУ», во встречах с лучшими вожатыми МПГУ. Впереди их ждет участие во внутривузовском конкурсе вожатских проектов «Вожатый - мое призвание!», ярмарке вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления «Я выбираю лето» [7].
Таким образом, школьникам предоставляется возможность идентификации себя не только как будущего студента педагогического вуза, но и как эксперта мероприятий МПГУ, организованных участниками студенческих педагогических отрядов вуза, разработчика сценариев собственных мероприятий, вожатого.
Изучая в рамках программы качества, необходимые для успешной работы вожатым, создавая свой собственный неповторимый имидж вожатого, школьники разрабатывают презентации «Вожатский самомаркетинг». В блоке игровых тренингов школьники формируют навыки к нахождения оптимального уровня психологической и эмоциональной ^ совместимости в коллективе и формирования умения совместных дей- | | ствий, установления межличностных коммуникаций, ведущих к ком- о фортному положению каждого участника группового взаимодействия. ^ х Завершается модуль семинаром «Чтобы первым был каждый» в рамках ^ § темы «Хороший вожатый - отличный учитель!». ^
В разделе «Марафон игр» осуществляется обучение принципам ^ ю1 успешного игрового взаимодействия и игровому моделированию, *
выявлению педагогической целесообразности организации различных игр, определению логики игрового взаимодействия и обсуждению психолого-педагогического феномена игрового взаимодействия.
Раздел «Мероприятия, праздники, события» не только обучает школьников алгоритмам подготовки и проведения массовых мероприятий, их структурным элементам, особенности проведения в школе и в детских лагерях, но и позволяет им окунуться в неповторимую творческую атмосферу подготовки и организации студенческих мероприятий.
Изучая феномен лидерства, участники педагогических классов рассматривают качества лидеров детского коллектива, обсуждают лидерские качества вожатого, развивают умение применять различные техники влияния, соответствующие обстоятельствам, учатся дифференцировать различные виды лидерства, через вожатство учатся быть лидером.
Реализация программы предполагает также рассмотрение методов самоменеджмента в работе вожатого и лидера детского коллектива: обучение технике управления временем, технологиям постановки цели и проектирования собственной и отрядной деятельности и самоанализу.
В разделе «Лестница успеха» старшеклассники изучают опыт лучших вожатых МПГУ. Завершается дополнительная общеразвивающая программа «Введение в вожатскую деятельность разделом «Путевка в профессию "вожатый-педагог"». Занятия, беседы о мечте позволяют школьниками задуматься о собственной траектории развития в педагогике через вожатство.
Главным в реализации программы является процесс сотворчества и совместной деятельности участников педагогических классов, студентов и преподавателей МПГУ.
Обучение по дополнительной общеобразовательной программе педагогического вуза позволяет участникам педагогического класса еще на стадии обучения в общеобразовательной организации не только осознать сущность, назначение, специфику педагогической деятельности, сформировать некоторые компетенции, необходимые для реализации педагогической деятельности, но погрузиться в атмосферу яркой студенческой жизни в педагогическом вузе, закрепить взаимосвязи с акти-g вом студенческих педагогических отрядов.
J Они включаются в систему творческого личностного взаимодействия
гон u ^
* | друг с другом во время занятий. Реализацию дополнительных обще-
о о образовательных программ образовательных организаций высшего
2 х образования для педагогических классов общеобразовательных орга-
х х низаций авторы рассматривают как фактор, способствующий усилению
^ мотивации школьников к выбору педагогической профессии, поскольку
^ vi? способствует расширению круга интересов школьников при развитии
их активной жизненной позиции.
Библиографический список / References
1. Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В. Воспитательный потенциал педагогического кванториума в системе допрофессиональной подготовки обучающихся профильных классов психолого-педагогический направленности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 20-22. [Arifulina R.U., Beliaeva T.K., Belogorskaia L.V. The educational potential of the pedagogical quantorium in the system of pre-professional training of students of profile classes of a psychological and pedagogical orientation. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia. 2021. No. 72-3. Pp. 20-22. (In Rus.)]
2. Бахтина И.Л., Попов М.В. Деятельность специализированных педагогических классов в общеобразовательных школах по подготовке учительских кадров на Урале во второй половине 1920-х и во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. С. 152-157. [Bakhtina I.L., Popov M.V. The activities of specialized pedagogical classes in general education schools for the training of teachers in the Urals in the second half of the 1920s and in the second half of the 1940s - early 1950s. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. No. 3. Pp. 20-25. (In Rus.)]
3. Бермус А.Г. Компетентностно-ориентированная стратегия развития профильных педагогических классов в муниципальном образовательном пространстве // Известия Тульского государственного университета. 2019. № 2. С. 16-26. [Bermus A.G. Competence-oriented strategy for the development of specialized pedagogical classes in the municipal educational space. Izvestiya Tula State University. 2019. No. 2. Pp. 16-26. (In Rus.)]
4. Емельянова Н.Р. Педагогические классы при женских гимназиях как феномен российской системы образования второй половины XIX в. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3. С. 20-25. [Emelianova N.R. Pedagogical classes at women's gymnasiums as a phenomenon of the Russian education system in the second half of the 19th century. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2018. No. 3. Pp. 20-25. (In Rus.)]
5. Коноплина Н.В. Педагогические классы: проблема проектирования образовательных программ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 9-17. [Konoplina N.V. Pedagogical classes: The problem of designing educational programs. The Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2021. No. 4. Pp. 9- 17. (In Rus.)]
6. Купцова С.А. Психолого-педагогические классы как средство формирования единого образовательного пространства // Кант. 2021. № 3 (40). С. 239-244. [Kuptsova S.A. Psychological and pedagogical classes as a means of forming a single educational space. Каnt. 2021. No. 3 (40). Pp. 239-244. (In Rus.)]
7. Лесконог Н.Ю., Марусяк Д.М., Чуева А.А. К вопросу о мероприятиях, сопровождающих подготовку вожатских кадров: опыт МПГУ // Подго- к i товка вожатских кадров на базе образовательных организаций высше- о. го образования в России / Под ред. Т.Н. Владимировой, Н.Ю. Лесконог, ^
0 н
01 Z
Л.Ф. Шаламовой. М., 2019. С. 30-43. [Leskonog N.Yu., Marusyak D.M.,
Chueva A.A. On the issue of activities accompanying the training of leaders: The experience of Moscow Pedagogical State University. Podgotovka vozhatskih kadrov na baze obrazovatelnyh organizacij vysshego obrazovaniya v Rossii. T.N. Vladimirova, N.Yu. Leskonog, L.F. Shalamova (eds.). Moscow. 2019. Pp. 30-43. (In Rus.)]
8. Педагогический класс: новое прочтение традиционной формы ориентации на выбор педагогической профессии / Митросенко С.В., Коло-кольникова З.У., Лобанова О.Б. и др. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 204-211. [Mitrosenko S.V., Kolokolnikova Z.U., Lobanova O.B. et al. Teaching class: A new reading of the traditional form of orientation towards the choice of the teaching profession. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia. 2016. No. 51-3. Pp. 204-211. (In Rus.)]
9. Никульшин В.Я., Федулова Ю.А., Кузнецова Н.В. Педагогические классы как перспективная форма профориентационной работы с обучающимися // Наука и образование. 2018. Т. 1. № 3-4. С. 10-15. [Nikulshin V.Ya., Fedulova Yu.A., Kuznetsova N.V. Pedagogical classes as a promising form of career guidance work with students. Nauka i obrazovanie. 2018. Vol. 1. No. 3-4. Pp. 10-15. (In Rus.)]
10. Папуткова Г.А., Головина И.В., Медведева Т.Ю. Психолого-педагогические классы как этап профессионального становления будущего учителя // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 4 (58). С. 44-47. [Paputkova G.A., Golovina I.V., Medvedeva T.I. Psychological and pedagogical classes as a stage of professional development of the future teacher. Izvestiia Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2021. No. 4 (58). Pp. 44-47. (In Rus.)]
11. Ревякина В.И. Осетрин К.Е. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5. С. 244-248. [Reviakina V.I., Osetrin K.E. Vocational guidance for schoolchildren: Experience of the past and problems of the present. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2015. No. 5. Pp. 244-248. (In Rus.)]
12. Соколова И.И. Концептуальные основы совершенствования и развития педагогического образования // Человек и образование. 2014. № 2. С. 178-192. [Sokolova I.I. Conceptual foundations for the improvement and development of teacher education. Chelovek i obrazovanie. 2014. No. 2.
к Pp. 178-192. (In Rus.)]
13. Шафранов-Куцев Г.Ф., Гуляева Л.В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности
¡5 и и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования.
н 2 2019. Т. 23. № 1. С. 100-118. DOI: 10.15507/1991-468.094.023.201901.
z ¡^ 100-118 [Shafranov-Kutsev G.F., Guliaeva L.V. Professional self-
к Ц determination as a leading factor in the development of competitiveness and
a. ? competitiveness of high school students. Integration of Education. 2019.
,8 vg Vol. 23. No. 1. Pp. 100-118. (In Rus.) DOI: 10.15507/1991-468.094.023.
TO
ГО I—
^ X
с
201901.100-118]
14. Якимов О.Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2. С. 235-240. DOI: 10.37972/chgpu.2020.107.2.029 [Iakimov O.G. Pedagogical classes as a socio-cultural and socio-economic phenomenon in the historical aspect. I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin. 2020. No. 2. Pp. 235-240. (In Rus.) DOI: 10.37972/chgpu. 2020.107.]
Статья поступила в редакцию 13.11.2021, принята к публикации 20.12.2021 The article was received on 13.11.2021, accepted for publication 20.12.2021
Сведения об авторах / About the authors
Лесконог Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук; директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, Московский педагогический государственный университет
Natalia Yu. Leskonog - PhD in Pedagogy; Director at the Federal Coordination Center for Training and Support of Counselors, Associate Professor at the Department of Media Education of the Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University E-mail: leskonog@mail.ru
Шаламова Любовь Федоровна - кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры государственного, муниципального управления, правоведения и психологии, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); аналитик Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров, Московский педагогический государственный университет
Lyubov F. Shalamova - PhD in Sociology; Associate Professor at the Department of State, Municipal Administration, Jurisprudence and Psychology, Moscow Aviation Institute (National Research University); analyst at the Federal Coordination Center for the Training and Support of Counselors, Moscow Pedagogical State University E-mail: lfsh57@mail.ru
Н.Ю. Лесконог - планирование и проведение исследования, подготовка тек-
CD
CD ^
X 1=
Ч и
Заявленный вклад авторов ° §
К I
ста статьи, анализ теоретических данных по проблеме исследования ^ ш
Л.Ф. Шаламова - проведение исследования, анализ экспериментальный дан- (си нытх исследования, подготовка текста статьи
Contribution of the authors
N.Y. Lesconog - planning and conducting the study, preparing the text of the article, analysis of theoretical data on the research problem
L.F. Shalamova - conducting the study, analysis of experimental data of the study, preparing the text of the article
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript
CK
X
X
TO
TO 1—
^ X
X с
ct и
о о
1— m
Ol
z X
X о; X
CK X
X Ol
^
О
Ш Ю
F о