Научная статья на тему 'Роль психологических особенностей военнослужащих для освоения специальности водителя транспортного средства'

Роль психологических особенностей военнослужащих для освоения специальности водителя транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологические особенности военнослужащего / перевозка людей и грузов / общий уровень мотивации / моральная напряженность / психологическая дезадаптация / psychological characteristics of a soldier / transportation of people and cargo / general level of motivation / moral tension / psychological maladaptation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Илья Андреевич Саванин, Дмитрий Борисович Зубатыкин

Статья посвящена рассмотрению роли психологических особенностей военнослужащих для освоения специальности водителя транспортного средства. Специальность водителя транспортного средства рассматривается как специфический вид деятельности военного, инициированный совокупностью психологических особенностей. Рассмотрены психологические особенности военнослужащего, влияющие на изучение специальности. Обозначены психологические особенности как фактор формирования качеств военнослужащего, которые помогут ему успешно справится с трудностями специфики специальности водителя. Раскрыта роль понятия пассивности и активности в изучении специальности. Описаны специфические принципы, которые отражаются на успеваемости в изучении специальности водителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Илья Андреевич Саванин, Дмитрий Борисович Зубатыкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of psychological characteristics of military personnel for the development of the specialty of the driver of the vehicle

The article is devoted to the consideration of the role of the psychological characteristics of military personnel for the development of the specialty of the driver of the vehicle. The specialty of a vehicle driver is considered as a specific type of military activity initiated by a set of psychological characteristics. The article considers the psychological characteristics of a soldier that affect the study of the specialty. Psychological features are identified as a factor in the formation of the qualities of a soldier that will help him successfully cope with the difficulties of the specifics of the driver’s specialty. The role of the concept of passivity and activity in the study of the specialty is revealed. The specific principles that affect the performance in the study of the driver’s specialty are described.

Текст научной работы на тему «Роль психологических особенностей военнослужащих для освоения специальности водителя транспортного средства»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-103-106 NIION: 2018-0077-4/21-059 MOSURED: 77/27-024-2021-04-258

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.5.(9) Социальная психология, политическая и экономическая психология

Роль психологических особенностей военнослужащих для освоения специальности водителя транспортного средства

Илья Андреевич Саванин1, Дмитрий Борисович Зубатыкин2

1 2 Военный университет Министерства обороны, Москва, Россия

1 ila-tania29@yandex.ru

2 Zubatykina@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли психологических особенностей военнослужащих для освоения специальности водителя транспортного средства. Специальность водителя транспортного средства рассматривается как специфический вид деятельности военного, инициированный совокупностью психологических особенностей. Рассмотрены психологические особенности военнослужащего, влияющие на изучение специальности. Обозначены психологические особенности как фактор формирования качеств военнослужащего, которые помогут ему успешно справится с трудностями специфики специальности водителя. Раскрыта роль понятия пассивности и активности в изучении специальности. Описаны специфические принципы, которые отражаются на успеваемости в изучении специальности водителя.

Ключевые слова: психологические особенности военнослужащего, перевозка людей и грузов, общий уровень мотивации, моральная напряженность, психологическая дезадаптация

Для цитирования: Саванин И. А., Зубатыкин Д. Б. Роль психологических особенностей военнослужащих для освоения специальностью водителя транспортного средства // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 103-106. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-103-106.

Original article

The role of psychological characteristics of military personnel for the development of the specialty of the driver of the vehicle

Ilya A. Savanin1, Dmitry B. Zubatykin2

1 2 Military University of the Ministry of defenseof Russia, Moscow, Russia

1 ila-tania29@yandex.ru

2 Zubatykina@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of the role of the psychological characteristics of military personnel for the development of the specialty of the driver of the vehicle. The specialty of a vehicle driver is considered as a specific type of military activity initiated by a set of psychological characteristics. The article considers the psychological characteristics of a soldier that affect the study of the specialty. Psychological features are identified as a factor in the formation of the qualities of a soldier that will help him successfully cope with the difficulties of the specifics of the driver's specialty. The role of the concept of passivity and activity in the study of the specialty is revealed. The specific principles that affect the performance in the study of the driver's specialty are described.

Keywords: psychological characteristics of a soldier, transportation of people and cargo, general level of motivation, moral tension, psychological maladaptation

© Саванин И. А., Зубатыкин Д. Б., 2021

For citation: Savanin I. A., Zubatykin D. B. The role of psychological characteristics of military personnel for the development of the specialty of the driver of the vehicle // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4): 103-106. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-103-106.

Как известно, психологические особенности военнослужащего - это элемент сферы воздействия военной психологии, которая в первую очередь занимается изучением их системности и закономерности. Характеристика психологических особенностей позволяется сделать выводы о психофизическом состоянии и отвечает за успешность изучения различных дисциплин, таковой является «Автомобильная подготовка». Военный водитель ответственен за исправное содержание закрепленного за ним транспортного средства и за процесс безопасной перевозки личного состава и грузов. Исходя из этого, в силу своей профессиональной деятельности военного, водители подвержены таким психогенным факторам, как: напряженность, утомление, тревожность. Именно поэтому в современных Вооруженных силах возрастает роль психологических особенностей военнослужащих для освоения специальности водителя транспортного средства (далее - водитель ТС).

Успешность освоения специальности зависит от умения военнослужащего справляется с психологическими нагрузками, с которыми он может столкнуться при подготовке по специальности водитель ТС. В целом психологические особенности способны уменьшать моральную напряженность, а значит, что благоприятно сказывается на умственных процессах, они в свою очередь, задействованы в усвоении нового материала.

Важным является факт обеспечения нормальной адаптации военнослужащего к специфике дисциплины «Автомобильная подготовка». В этом, безусловно, проявляется роль психологических особенностей военнослужащих для освоения специальности водителя. При освоении данной дисциплины военнослужащим самостоятельно или при помощи военного психолога необходимо повысить общий уровень мотивации, повышающий интерес к освоению специальности. Добиться этого можно благодаря разработке новых методик психологической адаптации, которые направлены на обеспечение поддержки нормально-психологического состояния военнослужащего.

Психологические особенности формируют качества военного специалиста, которые помогут ему успешно справится с трудностями специфики обучения водителя. Можно выделить несколько психологических факторов, играющих роль при освоении новой дисциплины. Первый

фактор - общественный, он заключается в наличии общесоциальных мотивов, которые побуждают военного совершенствоваться, изучать новое, быть лучше под воздействием окружения. Также мотивом к будущей специальности в данном случаем могут выступать абстрактные явления: любовь к стране и активное проявление патриотизма. Второй фактор - групповой, заключается в внедрении мотива изучения дисциплины в узкий коллектив (группу). Здесь важными факторами являются поддержка, выручка, дружеская атмосфера в военном коллективе, побуждающая совместное изучение дисциплины. И, конечно же, третий фактор - личностный. В нем заключены индивидуальные мотивы отдельно взятого военнослужащего, среди которых желание стать лучшим в освоении специальностью, самореализации, амбициозность, активная гражданская позиция.

Понятия пассивности и активности в изучении специальности тоже зависит от психологических особенностей, так как именно они формируют показательное отношение к управлению военным транспортом как в мирное, так и военное время. Военнослужащие, получившие качественную психологическую подготовку, более успешны в освоении специальностью водителя ТС.

Стоит помнить о том, специфика работы военнослужащего предполагает ситуации, в которых он оказывается в условиях угрозы жизни, подвержен повышенным нагрузкам. Все это формирует совокупность факторов, которые оказывают негативное влияние на психику. Так как военный водитель обязан обеспечить безопасную перевозку личного состава, грузов или других материальных средств, психологическая и моральная напряженность для него повышается, что спровоцировано чувством ответственности, поэтому, чтобы избежать различных проявлений приступов страха, выраженных физическими и психологическими симптомами, военнослужащему необходимо иметь сформированные психологические особенности.

Психологические особенности играют роль снижения психологической дезадаптации при освоении специальностью. Это важно, так как данный вид деятельности требует особой концентрации внимания, осознания ответственности и наличия развитых профессиональных качеств. Эффективным способом моделирования концеп-

ции гармоничного изучения учебных предметов дисциплины «Автомобильная подготовка» и снижением уровня дезадаптации является психологическая подготовка. Так, у военнослужащих появляется возможность испытать свои возможности в изучении дисциплины, не ощущая психологического дискомфорта.

Разумеется, при работе с психологическими особенностями существует ряд специфических принципов, которые отражаются на успеваемости в изучении дисциплины. Во-первых, важно понимание особенностей психологии военнослужащих, их индивидуальная идентификация, отсюда, соответственно, и склонность к изучению дисциплины «Автомобильная подготовка». Во-вторых, психологические особенности способствуют укреплению воинской дисциплины, которая важна при освоении полученных знаний. Дисциплина систематизирует действия, образ мысли военных, что позволит облегчить процесс обучения. В-третьих, специализированные психологические мероприятия, способны повысить уровень реакции, внимательность, мобилизационную готовность военнослужащих, что благотворно сказывается на подготовке по специальности водитель.

Роль психологических особенностей военнослужащих для освоения водительскими качествами проявляется также в том, что они способны воздействовать на обучаемого путем сформирования у него положительного отношения и восприятия специальности в целом. Психологические особенности военнослужащего, обусловленные личными мотивами стремления к учению, самосовершенствованию, отвечают за успешность образовательного процесса в плане изучения управления военным техникой. Также психологические особенности способны нейтрализовать депрес-сивность при неудачах в процессе изучения специальности водителя ТС.

Важно, что психологические особенности способны избавить военнослужащего от чувства страха при подготовке. В данном случае страх подразумевается, как возможность не достичь желаемого результата. Конечно, полностью избавиться от чувства страха невозможно, ведь это разновидность эмоционально-поведенческих реакций. Но в плане психологического аспекта, данная особенность способна улучишь результат освоения будущей специальностью. Человек, обладающий должным уровнем развития психологических особенностей, может найти различные средства и способы, которые сформируют у него позицию и стратегию действий при изучении дисциплины, с учетом возможных неудач.

Также психологические особенности формируют у военнослужащего стремление к результативности, что играет немаловажную роль при освоении специальностью водитель ТС. В данной ситуации психологические особенности отражают его установку на повышение производительности труда и желание к освоению дисциплины. Не стоит забывать, что многообразие задач требует от военного специалиста постоянной вовлеченности в изучении новой дисциплины: военнослужащий получает и обрабатывает информацию, определяет уровень важности полученной информации.

Таким образом, роль психологических особенностей при подготовке по специальности водителя очень велика. Они заведомо определяют успешность обучения, поведение и возможности военнослужащих. Также именно от психологических факторов зависит инициативность и результативность освоения специальностью водителя ТС.

Библиографический список

1. Деркачев, А. О. Роль морально-психологического обеспечения как фактора повышения боеготовности в современных условиях [Текст] / А. О. Деркачев, А. В. Проворов // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2016. № 2.

2. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел // Когито-Центр, 2005. 450 с.

3. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс // М. : Академический проект, 2002. 880 с.

4. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. М. : «Академия», 2007. 499 с.

5. Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. и общ. ред. В. А. Бодров. М. : ПЕР СЭ, 2007. 854 с.

6. Субботин, И. Б. Морально-психологическое состояние военнослужащих как динамическая составляющая морального духа войск [Текст] / И. Б. Субботин // Военный академический журнал. 2014. № 1.

7. Школьник, Ю. М. Военная техника, авиация и флот России / Ю. М. Школьник. М. : Владис, 2017.

Bibliographic list

1. Derkachev, A. O. The role of moral and psychological support as a factor of increasing combat readiness in modern conditions [Text] / A. O. Derkachev, A. V. Provorov // Humanitarian Bulletin of the VA RVSN. 2016. No. 2.

2. Orel, V. E. Personality burnout syndrome / V. E. Orel // Kogito-Center, 2005. 450 p.

3. Parsons, T. On the structure of social action / T. Parsons // M. : Academic project, 2002. 880 p.

4. Pryazhnikov, N. S. Professional self-determination: theory and practice / N. S. Pryazhnikov, M. : «Academy», 2007. 499 p.

5. Psychological foundations of professional activity : textbook / comp. and the general ed. V. A. Bodrov. M. : PER SE, 2007. 854 p.

6 Subbotin, I. B. The moral and psychological state of military personnel as a dynamic component of the morale of troops [Text] / I. B. Subbotin // Military Academic Journal. 2014. No. 1.

7. Shkolnik, Yu. M. Military equipment, aviation and the fleet of Russia / Yu. M. Shkolnik. M. : Vladis, 2017.

Информация об авторах

И. А. Саванин - ефрейтор Военного университета Министерства обороны Российской Федерации;

Д. Б. Зубатыкин - полковник Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.

Information about the authors

I. A. Savanin - corporal of the Military University of the Ministry of defense of the Russian Federation;

D. B. Zubatykin - colonel of the Military University of the Ministry of defense of the Russian Federation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.05.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 20.05.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность», «Социальная психология» / [Н. Д. Эриашвили и др.] ; под ред. Н. Д. Эри-ашвили, М. Е. Каменевой. 6-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 191 с.

Рассмотрены нормативно-правовая база, теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения террористических актов путем оперативного выявления их угрозы. Представлен общий методологический подход к разработке профайлинга для различных участков (этапов) проведения ре-жимно-контрольных мероприятий. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Изложены базовые требования к подбору и обучению сотрудников, применяющих технологии профайлинга.

Для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Социальная психология», работников правоохранительных органов, ведомственных служб безопасности и охраны, взаимодействующих предприятий и организаций.

Профайлинг

TextfDnaFHU предотвращения противоправны* действий

Шосгео НПДПНИГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.