Научная статья на тему 'ФАКТОР СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ФАКТОР СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ УСЛОВИЯ / ФАКТОР СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ УМСТВЕННОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лямзин Евгений Николаевич, Саванин Илья Андреевич

Статья посвящена изучению фактора стрессоустойчивости как важного элемента профессиональной подготовки военных. Понятие стрессоустойчивости рассматривается как совокупность гармоничного развития физической и психологический подготовки военнослужащих. Рассмотрены факторы возникновения стрессовых ситуаций в боевых условиях. Обозначены элементы, формирующие стрессоустойчивость военных. Раскрыта роль физической и психологической подготовки в процессе формирования стрессоустойчивости. Описаны способы воспитания и развития умения противодействовать стрессу в условиях экстремальных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лямзин Евгений Николаевич, Саванин Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRESS RESISTANCE FACTOR AS A COMBINATION OF PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL

The article is devoted to the study of the stress resistance factor as an important element of the professional training of the military. The concept of resistance to stress is considered as a set of harmonious development of the physical and psychological training of servicemen. The factors of occurrence of stressful situations in combat conditions are considered. The elements that form the resistance to stress of the military are indicated. The role of physical and psychological training in the formation of stress resistance is revealed. The ways of education and development of the ability to counteract stress in extreme situations are described

Текст научной работы на тему «ФАКТОР СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

УДК 159.9:316.35; ББК 74 NIION: 2018-0077-3/21-037

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-211-214 MOSURED: 77/27-024-2021-03-236

© Лямзин Е.Н., Саванин И.А., 2021

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

ФАКТОР СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КАК СОВОКУПНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Евгений Николаевич Лямзин,

преподаватель Военного университета Министерства обороны Российской Федерации

123001, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14.

E-mail: [email protected] Илья Андреевич Саванин, ефрейтор Военного университета Министерства обороны Российской Федерации

123001, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14. E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена изучению фактора стрессоустойчивости как важного элемента профессиональной подготовки военных. Понятие стрессоустойчивости рассматривается как совокупность гармоничного развития физической и психологический подготовки военнослужащих. Рассмотрены факторы возникновения стрессовых ситуаций в боевых условиях. Обозначены элементы, формирующие стрессоустойчивость военных. Раскрыта роль физической и психологической подготовки в процессе формирования стрессоустойчивости. Описаны способы воспитания и развития умения противодействовать стрессу в условиях экстремальных ситуаций.

Ключевые слова. Стрессоустойчивость, экстремальные военные условия, фактор стрессоустойчивости, психологические барьеры, волевая подготовка, взаимозависимость умственной напряженности и двигательной активности.

THE STRESS RESISTANCE FACTOR AS A COMBINATION OF PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL TRAINING OF MILITARY

PERSONNEL

Evgeny N. Lyamzin,

Lecturer at the Military University Ministry of Defense of the Russian Federation

14 B. Sadovaya st., Moscow, 123001

E-mail: [email protected] Ilya A. Savanin,

Corporal at the Military University of the Ministry of Defense of Moscow of the Russian Federation

14 B. Sadovaya st., Moscow, 123001 E-mail: [email protected]

Abstract. The article is devoted to the study of the stress resistance factor as an important element of the professional training of the military. The concept of resistance to stress is considered as a set of harmonious development of the physical and psychological training of servicemen. The factors of occurrence of stressful situations in combat conditions are considered. The elements that form the resistance to stress of the military are indicated. The role of physical and psychological training in the formation of stress resistance is revealed. The ways of education and development of the ability to counteract stress in extreme situations are described.

Keywords: stress resistance, extreme military conditions, stress resistance factor, psychological barriers, volitional training, interdependence of mental tension and physical activity.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лямзин Е.Н., Саванин И.А. Фактор стрессоустойчивости как совокупность психологической и физической подготовки военнослужащих. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 211-214.

В современном мире профессиональная дея- тремальными условиями. Они являются средой тельность военнослужащих сильно связана с экс- для реализации интеллектуального и физического

потенциала бойца. Но эффективность действий, предпринимаемых военными в таких условиях, нельзя определять только лишь наличием и уровнем профессиональных знаний, важны и другие качества, а именно их совокупность. Гармонично развитые психологические и физические навыки военнослужащего позволяют сформировать стрес-соустойчивость, которая, безусловно, является одним из важнейших элементов, характеризующих адаптивные свойства личности военного.

В классической психологии стрессоустойчи-вость следует понимать как качество личности, которое направлено на помощь в достижении высокой продуктивности деятельности в условиях экстремального характера.

Характеристика психологического стресса и формирования стрессоустойчивости базируется на анализе и дифференциации внешних и внутренних причин возникновения стресса. Также сами факторы возникновения психологического стресса являются разноуровневыми. Благодаря физическим, психофизиологическим и психологическим факторам можно оценить уровень проявления стрессоустойчивости военного, но главное - ее влияние на интеллектуальные и эмоциональные характеристики военнослужащего, необходимые в мирное и военное время.

Стоит отметить, что профессиональная деятельность военнослужащего невозможна без вовлечения в экстремальную среду, это неотъемлемая специфика данной работы, поэтому кадры, не обладающие стрессоустойчивостью, не могут работать, а тем более занимать руководящие должности во всех структурах Вооруженных сил Российской Федерации.

Разумеется, стрессоустойчивость нельзя рассматривать только в качестве психологического аспекта развития личности. Огромное значение имеет совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов, которые по своей сути тесно связаны с процессом саморегуляция. Она, в свою очередь, является важной характеристикой профессионализма военного.

Фактор стрессоустойчивости как совокупность психологической и физической подготовки военнослужащих является важным аспектом в процессе подготовки высокопрофессиональных специалистов, которым предстоит приминать серьезные решения в экстремальных условиях и нести за них ответственность, при этом существует необходимость сохранения устойчивого психофизического состояния.

Важная роль физической и психологической подготовки в процессе формирования стрессоу-

стойчивости заключается в, том что различные физические упражнения и виды спорта в той или иной степени воспитывают и формируют психологические качества военнослужащих. Физические упражнения развивают выносливость, усидчивость, повышают внимательность. Все эти качества применимы во время боевых действий, где одновременно необходимо проявлять абстрагирование от стресса, а именно: физические, в плане спортивной подготовки каждого отдельного бойца, и психологические, то есть концентрация внимания, спокойствие, размеренность. Совокупность этих характеристик позволяет разносторонне и теоретически правильно развивать и личность военнослужащего, и биологическую составляющую, что в целом готовит его к адекватному восприятию чрезвычайных ситуаций и формирует умение стратегически правильно действовать в экстремальных условиях.

Понятие стрессоустойчивости тесно связано с волевой подготовкой, которая в свою очередь проявляется под воздействием психологической и физической подготовки. Волевая подготовка напрямую связана с ясным видением перспективы и целей, склонности к разумному риску в сочетании с обдуманностью принимаемых решений. Данная взаимосвязь также характеризуется способностью мобилизовать функциональные резервы. Совместное психологическое и физическое развитие военнослужащего позволяет выработать у бойца способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения, а значит, формирует адекватное видение ситуации в условиях экстремального воздействия ситуации.

Развитие стрессоустойчивости можно рассматривать в контексте особенностей гармоничного развития психологической и физической подготовки военных. Стоит отметить, что сам процесс физической подготовки, который может включать в себя занятия физической культурой, спортивные боевые игры, соревнования для военных, оказывает значительное влияние на психологическое состояние и формирование стрессоустойчивости. Многие спортивные мероприятия по своей сути нацелены на проверку физических качеств, психологии поведения и подверженности стрессам.

Качественное и успешное формирование стрес-соустойчивости военного невозможно без систематической практики в условиях опасности и риска, которая проводится путем специальных упражнений и боевых игр, где условия максимально приближены к реальной военной обстановке. Именно здесь военный может раскрыть потенциал физиче-

ской силы, но правильность применения зависит от внутренних психологических процессов, рациональность которых позволяет обеспечить стрессоу-стойчивость.

В целом блок психологической подготовки в военных университетах и армии уже подразумевает наличие плана подготовки бойцов, включающего в себя мероприятия мотивационного характера, призывающие личность развивать профессиональные качества, приобретать опыт функционирования в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки. Благодаря чему при характеристике стрессоустойчивости и ее взаимосвязи с психологической и физической подготовкой, необходимо акцентировать внимание на том, что увеличение доли умственных компонентов в процессе обучения под воздействием психологических методов приводит к более качественному усвоению элементов физической подготовки и использованию силовых методов в экстремальной ситуации и в мирное время. Подтверждением данного тезиса является взаимозависимость умственной напряженности и двигательной активности. Двигательная активность помогает снизить риск умственной перегрузки и, как следствие уменьшить стресс, склонность к депрессивности.

Важен тот факт, что профессиональная подготовка военнослужащего включает в себя многогранное развитие. Основным принципом подготовки бойцов является освоение ими навыков, которые в полной мере могут реализоваться в момент боевых действий, которые уже подразумевают экстремальную среду, являясь причиной возникновение стресса. Поэтому психологическая подготовка так же, как и физическая должна отвечать современным требованиям и быть направленной на увеличения уровня стрессоустойчивости, боевой готовности и боеспособности.

Разумеется, психологическая и физическая готовность воина к бою - основные компоненты готовности подразделения к экстренным боевым действиям. Упоминая об экстренных боевых действиях, важно рассмотреть аспект выявления психологических барьеров у военнослужащих, вызванных стрессовыми ситуациями. Стресс способен подавлять психологические установки и эмоциональную стабильность, что может негативно сказаться на здоровье военного, окружении и в целом привести к неверному использованию физической силы, формируя угрозу для подразделения, мирного населения, и в итоге может привести к неконтролируемой агрессии. Поэтому возрастает роль в специальных упражнениях и тренировках на учебных полях, спортивных играх,

состязаниях. Они способны сформировать у военного психологические образы соответствия действительности, тем самым помогут ему избежать получения психологических травм и барьеров. Модели боевой работы в экстремальных ситуациях позволяют закрепить образную основу военных действий с использованием профессиональных качеств. В данном случае можно провести аналогию с физической подготовкой, которая требует цикличность действий, их многоразовое повторение для автоматизации запоминания техники боя. Поэтому в программе физической подготовки военнослужащих уже изначально закладывается много упражнений, выполнение которых вынуждает преодолевать стресс (опорные прыжки, полоса препятствий, приемы борьбы). В этом также есть и психологическая подоплека. Ведь эти упражнения ориентированы на работу с предельным применение силы воли. В данном случаем применение стресса в исполнении физических упражнений дает военнослужащему, не умеющему работать на пределе своих возможностей, стимул к развитию как физическому, так и психологическому.

Стоит также отметить, что оценка боевого мастерства военнослужащих зависит, прежде всего, от их убеждений, способности не растеряться в экстремальных ситуациях, эмоционального настроя в данный момент времени, состояния физического здоровья. Совокупность всех этих факторов может свидетельствовать о гармоничном развитии личности военнослужащего.

Таким образом, понятие стрессоустойчивости формируется под воздействием психологических и физических факторов. Умение противостоять стрессу в экстремальных боевых условиях играет важную роль в процессе воспитания бойцов, формирования их личностных и физических качеств. Поэтому психофизическая, волевая, эмоциональная подготовка формируют стрессоустойчивость военного и помогает достигнуть наивысшего уровня боевого мастерства.

Библиографический список

1. Родионов, A.B. Особенности стрессовых состояний сотрудников специальных подразделений и основных средств управления стрессом / [Родионов А.В. и др.] // Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. 2012. № 3. С.19-24.

2. Тукачева, Т. П. Военно-профессиональная деятельность как источник развития стресса курсантов военных вузов / Тукачева Т. П. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). С. 353 -357/

3. Тукачева, Т. П. Теоретическое обоснование комплексной программы психопрофилактики стресса курсантов военных вузов / Т. П. Тукачева ; под общ. ред. В. Ф. Купальского. Пермь, 2017. С.279-284.

Bibliographic list

1. Rodionov, A. B. Features of stress states of employees of special units and basic stress management tools / [Rodionov A. V. et al.] // Bulletin of psychosocial

and correctional and rehabilitation work. 2012. No. 3. Pp.19-24.

2. Tukacheva T.P. Military professional activity as a source of stress development for cadets of military universities // Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. 2019. No. 5 (171). Pp. 353-357.

3. Tukacheva T. P. Theoretical substantiation of a comprehensive program of psychoprophylaxis of stress among cadets of military universities. Under total. ed. V.F. Kupalsky. Perm, 2017. Pp. 279-284.

Йсхпадювате-пйскнм w-гтпд IF Т^СПОНИРЕ

гуглпншацнн oljjidiaDa hhp

Исследовательский метод в условиях гуманизации образования : монография / Л. А. Казанцева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 137 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Раскрыты методолого-теоретические предпосылки совершенствования применения исследовательского метода в условиях глубинных процессов гуманизации современного образования. Теоретически обоснованы: концептуальная модель исследовательского метода, а также дидактические принципы, условия, границы и барьеры его применения в образовательном процессе. Особое внимание уделено раскрытию специфики профессиональной компетентности педагога в применении исследовательского метода.

Для преподавателей, студентов классических и педагогических университетов, слушателей институтов повышения квалификации, работников образования.

Управление творческой деятельностью : монография / И. П. Калошина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 432 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Предлагается деятельностный подход к творческим способностям, которые понимаются как система определенных, формируемых извне действий. Рассматривается проблема обучения планомерной творческой деятельности - управляемое решение творческих задач, которое осуществляется с помощью методологических знаний о структуре деятельности.

В качестве учебных творческих задач предлагается теоретический материал, взятый из разных областей знаний и разных учебных дисциплин в них, который некогда был результатом изобретений и открытий в этих областях знаний и теперь подлежит изучению. Такой материал дан в учебниках обычно без аргументации его происхождения, т.е. с пропусками "логических" звеньев, что обусловливает трудности в его усвоении и последующем применении к решению предметных задач.

Решение учебных творческих задач на воссоздание указанного материала снимает трудности в его усвоении.

Второе издание книги дополнено новыми примерами творческой деятельности, осуществляемой (управляемой) как с помощью методологических знаний, так и другими путями.

Предназначена для специалистов в разных областях знаний, преподавателей высших учебных заведений, а также аспирантов, студентов и учащихся разных уровней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.