УДК 37.032; ББК 88
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -2-64-67
© Лямзин Е.Н., Саванин И.А. 2021
FEATURES OF THE DYNAMICS OF THE LEVEL OF LEGAL AWARENESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA DURING
THE TRAINING PERIOD
ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОРЫ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Evgeny N. Lyamzin,
Lecturer at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation 14, B. Sadovaya str., Moscow, 123001 E-mail: [email protected]
Ilya A. Savanin,
Corporal of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation 14, B. Sadovaya str., Moscow, 123001 E-mail: [email protected]
Евгений Николаевич Лямзин,
преподаватель Военного университета Министерства обороны Российской Федерации 123001, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14 E-mail: [email protected]
Илья Андреевич Саванин,
ефрейтор Военного университет Министерства обороны
Российской Федерации 123001, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14 E-mail: [email protected]
Для цитирования: Лямзин Е.Н., Саванин И.А. Физическая и психологическая подготовка как факторы гармоничного развития личности военнослужащих. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 64-67. Научная специальность: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.
Abstract. The article is devoted to the study of the interaction of physical and psychological qualities that are able to form a confident and strong personality of the serviceman. The main features of the physical and psychological development of military personnel are revealed. The features of communicating physical and mental health are considered. The features of the similarity of these aspects of the versatile development of the fighter are indicated.
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимодействия физических и психологических качеств, которые способны сформировать уверенную и сильную личность военнослужащего. Выявлены основные особенности физического и психологического развития военнослужащих. Рассмотрены особенности связи физического и психического здоровья. Обозначены черты сходства данных аспектов разностороннего развития бойца.
Keywords: psychological and physical training of servicemen, the relationship of physical and psychological training, factors for the development of the harmonious personality of the fighter.
Ключевые слова: психологическая и физическая подготовка военнослужащих, взаимосвязь физической и психологической подготовки, факторы развития гармоничной личности бойца.
Введение. В современном мире государственная политика в сфере деятельности вооруженных сил все больше делает упор на гармоничное и многогранное развитие личности военнослужащих. Данное развитие обуславливается физическими и психологическими факторам. Они являются основополагающими и наиболее важными. Связь этих факторов подтверждена многими исследованиями как отечественных, так и зарубежных ученых.
Другими словами, только отличная физическая форма или только устойчивое психологическое
здоровье не свидетельствуют о профессиональной подготовке бойца. Эти аспекты должны быть развиты в совокупности, так как лишь полноценное, комплексное развитие способно воспитать будущий состав специалистов Вооруженных сил России.
Важная задача при обучении военнослужащих - воспитание силы воли и твердого характера. Для ее достижения, безусловно, необходимо уделять внимание многофункциональному развитию прочной нервной системы бойцов, их адаптации к условиям боевой обстановки, которая мо-
жет быть выражена в двух ипостасях: физическая адаптация и психологическая адаптация.
Физическое и психоэмоциональное развитие позволяет выработать у военнослужащих психологическую и физическую устойчивость, научиться грамотно действовать в условиях угрозы, оценивать уровни риска в экстремальной ситуации. Поэтому тема многогранного развития личности военнослужащего, сочетающей физическое превосходство и психологические достоинства является актуальной в условиях современных требований к бойцам.
Основные положения. Рассматривая вопрос о взаимосвязи физической и психологической подготовки, стоит отметить, что первоочередная задача, объединяющая эти факторы - развитие силы воли. Это одно из главных и характерных требований к военнослужащему. Развить ее можно только при условии физической и психологической работы над собой. Зачастую, на практике бойцы сталкиваются с ситуациями, в которых необходимо применять силу относительно анализу происходящей ситуации, то есть психологическая оценка ситуации является некой отправной точкой для дальнейшего грамотного применения физических навыков. Это является значимой характеристикой черт различных военных профессий, суть которых заключается в создании профессиональных бойцов. Достичь этого можно по средству специальных тренировок и закалкой психофизических качеств.
Важность темы взаимосвязи физической и психологической подготовки также обусловлена требованиям к современному бою. Баланс совокупности идеальных качеств военнослужащих обусловлен многофункциональной прочностью нервной системы военных, ее стабильностью.
Не стоит забывать о том, что любые действия и меры, принимаемые в боевой ситуации, зависят от быстроты реакций и точности. Невозможно правильно применить физическую силу, находясь в психологически нестабильном состоянии. Разрыв связи между психологией действий и физическими манипуляциями приводит к неправильной оценки ситуации, расстояния, времени, скорости. Умение концентрировать свое внимание на работе и поставленных задачах осуществляется посредством развития продуктивизма памяти, мышления и других психологических состояний военнослужащего.
Рассматривая проблематику воздействия факторов физического и психологического развития необходимо осознавать, что не всегда в своей деятельности сталкивается с ситуациями, где угроза
определяется напрямую. Необходимость централизация мозговых процессов помогает распознать, на первых взгляд кажущуюся незаметной, угрозу или же предвидеть ее возникновение. Гармония между физическим и психологическим здоровьем помогает распознавать и лжеугрозы. Военнослужащий, находящийся в состоянии боевой готовности, а именно, стресса на фоне экстремальных ситуаций подвержен преувеличению картины мира, неадекватному восприятию происходящего, чем может спровоцировать необоснованное применение силы, причинив вред невинным людям, и создать отрицательный эмоциональный фон. Подобное поведение одного бойца способно спровоцировать разлад во всем отряде и сформировать встречную агрессию, что недопустимо в мирное время, а тем более во время военной угрозы.
Тревога, неуверенность, чувство неизвестности - психологически обоснованные чувства, которые могут быть присущи военнослужащим. Обусловлено это постоянным напряжением и необходимостью держать все под контролем. Чтобы справиться с этим, бойцу необходимо быть уверенным в себе. Развитие уверенности в себе можно осуществлять благодаря физическим нагрузкам. Ведь неоспорим тот факт, что физические упражнения и различные виды спорта в разной степени, но все-таки так или иначе, формирует психологический внутренний и внешний эмоциональный фон. Уверенность в себе можно отнести к пси-ха-эмоциональной характеристики бойца. Засчет достижения высоких результатов в спорте, сравнения своих физический достоинств с возможностями других бойцов военнослужащий ощущает себя увереннее, не ощущает угнетения. В таком случае военнослужащий может открыть для себя новые возможности для развития своего организма. Но более того воодушевлять, вдохновлять и помогать другим, сомневающимся в себе бойцам.
Констатируя факт о важности физической и психологической нагрузок как факторов развития гармоничной личности военнослужащих, стоит обозначить сходства этих составляющих личности. Безусловно, физические упражнения помогают развивать выносливость, усидчивость, концентрацию, внимание. Эти качества находят свое место в процессе боевых действий, являясь, с одной стороны, результатом физической, а с другой стороны, психологической работы. Совокупность этих характеристик благотворно сказывается на разностороннем развитии личности военнослужащего, и его биологическую составляющую.
Не стоит забывать о том, что факторы физической и психологической подготовки нацелены
на достижение и выполнение одной из важных задач - формирование у военнослужащих положительного отношения к физическим нагрузкам. Здесь очень четко прослеживается ценность этих двух факторов. Это важно относительно психологического оценивания своих возможностей, благодаря которым боец находится в состоянии самостоятельного определения и расценки признаком утомленности. Если у военнослужащего наблюдаются психологические отклонения, он может причинить себе вред, занимаясь перегрузками, нанося вред своему здоровью. Гармоничное развитие физических и психологических факторов способствует улучшения качества процесса саморазвития.
Также военнослужащие в процессе своей жизнедеятельности непосредственно сталкиваются с таким понятием как мотивация. Мотивация - это составляющая и психологического и физического аспекта, так как можно сказать, что она по большей части относится к психологическим характеристикам, но направленным на физическую подготовку.
Гармоничное развитие личности военнослужащего в плане физического и психологического здоровья стоит рассмотреть в качестве его особенностей. Сам процесс физической подготовки является многогранным, так как включает в себя занятия физической культурой, спортивные боевые игры, соревнования для военных, которые оказывают значительное влияние на психологическое состояние. Этот факт необходимо рассматривать под призмой возрастных особенностей военнослужащих. Любой комплекс упражнений необходимо рассчитывать не только с учетом физический возможностей, но и психологических характеристик. Темперамент, уровень активности, время занятости умственной деятельностью тоже влияют на формирование программы тренировок.
Важным является и тот факт, что военнослужащие, конечно же, занимаются интеллектуальным трудом. При увеличение умственных операций военнослужащий может столкнуться с проблемой «умственной перегрузки». В этом случае нельзя приуменьшать роль физических нагрузок, они помогают нормализовать общий эмоциональный фон. Занятия спортом также способствуют моральному расслаблению и снятию угнетения от интеллектуального труда. Метод взаимобалансирования умственных нагрузок физическими является действенным и часто применятся на практике, доказывая важность гармоничного развития факторов психологического и физического здоровья.
Не стоит забывать о том, что профессиональная подготовка бойца нацелена на многогранное развитие. Ведь освоение навыков, которые должны реализовать непосредственно на момент боевых действий, сложно предугадать и отработать в теории. Многие решения необходимо принимать по факту происходящей экстремальной ситуации, что обусловлено психологическим состоянием бойца. Поэтому два вида подготовки (физическая и психологическая) должна соответствовать актуальным, многозадачным требованиям, которые направлены на повышение уровня боевой готовности и боеспособности в целом.
В основном показателем готовности подразделения к военному положению как раз и выступает уровень психологической и физической готовности. Осознавая свое предназначение, свою ответственность перед близкими людьми и Родиной, на основе психический и моральных ориентиров происходит формирование позиции бойцов, относительно которых они будут проявлять свои физические возможности.
Гармоничность развития факторов психологического и физического развития также характеризуются отсутствием психологических барьеров в плане выполнения физических активностей. Можно выделить наиболее распространенные причины нежелания заниматься физическими развитием среди военнослужащих: страх получения травмы, боязнь болевых ощущений, страх унижения и стыда, а также страх не освоить прием. Путем грамотной психологической работы с бойцом все барьеры ликвидируются. В данном случае демонстрируется воздействие психологический методов на физический аспект развития личности военнослужащего.
Определение готовности бойцов происходит на основе анализа работы психологических и физических механизмов. Нельзя сказать, что боевая подготовка - это только физическое превосходство. Это именно взаимное развитие всех возможностей военнослужащих: психологических и физических гарантирует абсолютную профессиональную подготовку к бою. То есть боевая готовность представляет собой умственный процесс на уровне нейронных связей, переходящий в физические действия.
Относительно практического проявления гармоничного развития физических и психологических факторов стоит отметить, что оно представляет собой четко сформированную и действующую систему логически связных мероприятий, целью которых является выработка всех многогранных качеств развитой личности военнослужащего.
Особенность в данном случае является системность, цикличность всех действий, как в плане психологического, так и физического воздействий.
Наиважнейший фактор, обуславливающий необходимость и важность одновременного физического и психологического развития, - это системность выполняемых действий. Системность в дальнейшем порождает автоматизацию действий, которая является значимой характеристикой современного военнослужащего. Принципы системности закладываются на психологическом уровне, но подкрепляются и находят свое развитие в физических упражнениях, ведь при работе с физическими нагрузками очень важна системность выполнения упражнений. Физические и психологические факторы, а именно их совместное развитие, способно обеспечить эффективное применение всех полученных навыков на практике.
Заключение. Таким образом, физическое и психологическое развитие, действительно, способствует гармоничному развитию личности военнослужащего. Многогранное развитие играет важную роль в процессе воспитания бойцов, формирования их личностных и физических качеств. Только совместное использование физических и психологических методов способно подготовить профессиональные кадры для работы в Вооруженных силах России.
Библиографический список
1. Барабанщиков, А.В. Психология воинского коллектива / [Барабанщиков А.В. и др.]. М. : Во-ениздат, 1967.
2. Вейднер-Дубровин, Л.А. Требования к разработке комплексов для проверки физической подготовленности военнослужащих / Л.А. Вейднер-Дубровин, В.А. Шейченко // Тезисы докл. итого-
вой науч. конф. за 1982 год. Л. : ВДКИФК, 1983. С. 49-51.
3. Зеленков, М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) / М.Ю. Зеленков. Ростов н/Д., 2005.
4. Зеленков М.Ю. Организация морально-психологического обеспечения в ходе боевой подготовки войск / М.Ю. Зеленков // Современный специалист: проблемы подготовки и профессиональной деятельности : сборник статей. М. : Изд-во ГУВР ВС ; Казань : Отечество, 2007.
5. Положение по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил. Мн. : МО РБ, 2001.
Bibliographic list
1. Barabanshchikov, A.V. Psychology of the military collective / [Barabanshchikov A.V. and others]. Moscow: Voenizdat, 1967.
2. Weidner-Dubrovin, L. A. Requirements for the development of complexes for testing the physical fitness of military personnel / L. A. Weidner-Dubrovin, V. A. Sheichenko // Theses of the final scientific conference for 1982. L.: VDKIFK, 1983. pp. 49-51.
3. Zelenkov, M. Yu. Moral and psychological support for the activities of troops (forces) / M. Yu.Zelenkov. Rostov n/D, 2005.
4. Zelenkov M. Yu. Organization of moral and psychological support in the course of combat training of troops / M. Yu. Zelenkov // Modern specialist: problems of training and professional activity: collection of articles. Moscow: GUVR VS Publishing House; Kazan : Fatherland, 2007.
5. Regulations on physical training and sports of military personnel of the Armed Forces. Mn.: MO RB, 2001.