Научная статья на тему 'Формирование стрессоустойчивости курсантов вуза уголовно-исполнительной системы средствами психолого-педагогических дисциплин'

Формирование стрессоустойчивости курсантов вуза уголовно-исполнительной системы средствами психолого-педагогических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВУЗА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / CADETS OF THE PENAL SYSTEM UNIVERSITY / СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DISCIPLINES MEANS OF STRESS RESISTANCE FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич, Ощепкова Ольга Владимировна

В статье раскрываются возможности формирования стрессоустойчивости курсантов посредством воздействия на эмоциональную, когнитивную, физиологическую и поведенческую сферы личности. Анализируется состояние проблемы, характеризуются стресс-факторы служебной деятельности сотрудника УИС (правовой, властный, субординационный характер, нахождение в криминальной среде осужденных, потенциальная возможность возникновения экстремальных ситуаций), подготовки курсантов ведомственного вуза (казарменное положение, авторитарный стиль управления, уравнивание курсантов в гендерных характеристиках), приводится структура стрессоустойчивости личности (психофизиологический, мотивационный, волевой, эмоциональный, профессиональный, интеллектуальный компоненты), дается краткая характеристика психолого-педагогических средств, соотносимых со сферами проявления стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич, Ощепкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS RESISTANCE FORMATION OF THE UNIVERSITY CADETS OF THE PENAL SYSTEM BY MEANS OF PSYCHO-PEDAGOGUE ENVIRONMENTAL DISCIPLINES

The article reveals the possibility of stress resistance of cadets through effects on emotional, cognitive, physiological, and behavioral sphere of the individual. Examines the State of the problem, characterized by stress factors of performance employee WHIZ (legal, imperious, the subordinate nature, finding in a criminal condemned Wednesday potential for extreme situations), the process of preparing departmental University cadets (barracks, authoritarian management style, equalizing gender characteristics of cadets) structure elucidation of identity (Psychophysiological; motivational, volitional, emotional, professional, intelligent components), gives a brief description of the psycho-pedagogical tools, are associated with areas of manifestations of stress.

Текст научной работы на тему «Формирование стрессоустойчивости курсантов вуза уголовно-исполнительной системы средствами психолого-педагогических дисциплин»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© 2017 А. А. Вотинов, О. В. Ощепкова

Аннотация. В статье раскрываются возможности формирования стрессоустойчивости курсантов посредством воздействия на эмоциональную, когнитивную, физиологическую и поведенческую сферы личности. Анализируется состояние проблемы, характеризуются стресс-факторы служебной деятельности сотрудника УИС (правовой, властный, субординационный характер, нахождение в криминальной среде осужденных, потенциальная возможность возникновения экстремальных ситуаций), подготовки курсантов ведомственного вуза (казарменное положение, авторитарный стиль управления, уравнивание курсантов в гендерных характеристиках), приводится структура стрессоустойчивости личности (психофизиологический, мотиваци-онный, волевой, эмоциональный, профессиональный, интеллектуальный компоненты), дается краткая характеристика психолого-педагогических средств, соотносимых со сферами проявления стресса.

Ключевые слова: курсанты вуза уголовно-исполнительной системы, стресс, стрессо-устойчивость, психолого-педагогические дисциплины, средства формирования стрессоустойчи-вости.

STRESS RESISTANCE FORMATION OF THE UNIVERSITY CADETS OF THE PENAL SYSTEM BY MEANS OF PSYCHO-PEDAGOGUE ENVIRONMENTAL DISCIPLINES

©2017 A. Votinov, О. Оshchepkova

Summary. The article reveals the possibility of stress resistance of cadets through effects on emotional, cognitive, physiological, and behavioral sphere of the individual. Examines the State of the problem, characterized by stress factors of performance employee WHIZ (legal, imperious, the subordinate nature, finding in a criminal condemned Wednesday potential for extreme situations), the process ofpre-paring departmental University cadets (barracks, authoritarian management style, equalizing gender characteristics of cadets) structure elucidation of identity (Psychophysiological; motivational, volitional, emotional, professional, intelligent components), gives a brief description of the psycho-pedagogical tools, are associated with areas of manifestations of stress.

Keywords: cadets of the penal system University, stress, psychological and pedagogical disciplines means of stress resistance formation.

В современных условиях происходит ускорение ритма жизнедеятельности людей, стремительно изменяется быт. Интенсификация всех социальных процессов неизбежно приводит к такому явлению как стресс, проявления которого сказываются на всех сферах жизни человека. В связи с этим проблема управления стрессом и формирование стрессоустойчивости личности вызывает повышенный интерес научной общественности. Учёные анализируют теоре-

тические и методологические подходы к изучению стресса1; исследуют отдельные факторы, условия, параметры стресса в связи с особенностями профессиональной деятельности2; ценностные основы формирования стрессоустойчивости личности и др. Отдельно изучаются специфические факторы различных профессий, связанных с экстремальными обстоятельства-

4 5

ми и приводящие к стрессовым состояниям специалистов: моряков-подводников , летчиков , сотрудников полиции6, военнослужащих7. Особое внимание уделяется формированию стрес-

о

соустойчивости курсантов военных вузов .

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) также носит опасный и стрессогенный характер, поэтому проблема стресса также широко рассматривается и учеными-пенитенциаристами в разных аспектах: в связи с эмоциональным (профессиональным) выгоранием и сохранением психического здоровья9; психологическим сопровождением сотрудников различных отделов и служб10; как фактор профессиональной готовности и элемент структуры профессиональной компетентности сотрудника УИС и т.д.

Однако в современных социокультурных условиях сохраняется основное противоречие между увеличением общего потока стрессогенных факторов в жизнедеятельности человека и степенью разработанности психолого-педагогических основ формирования стрессоустойчи-вости личности. Проблема формирования стрессоустойчивости курсантов вуза УИС в период обучения в ведомственном вузе средствами психолого-педагогических дисциплин остается весьма актуальной.

Стрессогенные факторы профессиональной деятельности сотрудников УИС, связанные с ее спецификой, не раз были предметом рассмотрения. Это:

правовой характер (четкая регламентация практически всех основных сфер жизнедеятельности как осужденных, так и сотрудников, всех взаимоотношений между сотрудниками и осужденными для обеспечения законности при исполнении и отбывании уголовного наказания);

субординационный характер (беспрекословное выполнение всех приказов вышестоящих начальников, что обеспечивает, с одной стороны, четкость, согласованность действий всей системы и ее отдельных звеньев, с другой - создает атмосферу напряжения, поскольку не все-

1 См.: МезенцеваЕ. М. Теоретический и методологический анализ подходов к изучению профессионального стресса в психологии // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 11(113). - С. 83-85.

2 См.: ГамзатоваХ. К., Рабаданова А. И., Гайдарова Ш. М. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустой-чивость организма человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-2.

- С. 247-251.

3 См.: Анохина С. А., Анохин А. М. Стрессоустойчивость как компонент адаптации в ценностной системе личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1. - С. 35-43.

4 См.: Вассерман Л. И., Шамрей В. К., Марченко А. А., Новожилова М. Ю. Психосоциальные факторы как предикторы нарушений психической адаптации у лиц, занятых стрессогенной профессиональной деятельностью // Сибирский психологический журнал. - 2008. - № 29. - С. 47-52.

5 См.: Красильников Г. Т., Крачко Э. А., Мальчинский Ф. В. Профессиональный стресс и проблема стрессоустойчивости летных специалистов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2014. - № 2(83). - С. 18-22.

6 См.: МолчановаЕ. Ю. Стрессоустойчивость как показатель эффективности профессиональной деятельности сотрудников полиции // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 4(30). - С. 296-298.

7 См.: Бадашкова О. В., Соловьева С. В., Соловьев В. С. Стрессоустойчивость военнослужащих как фактор адаптации к экстремальным условиям // Теория и практика актуальных исследований. - 2016. - № 11. - С. 113-118.

8 См.: Тукачева Т. П. К проблеме формирования стрессоустойчивости курсантов военных вузов в период адаптации к военно-профессиональной деятельности // Современная наука: тенденции развития. - 2016. - № 12. - С. 92-99.

9 См.: Бурт А. А. Эмоциональное выгорание и профилактика профессионального стресса у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017. - № 1(176). - С. 9-12; Кащее-ва М. А. Проблема изучения эмоционального выгорания в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Концепт. Научно-методический электронный журнал. - 2017. - Т. 12. - С. 86-91.

10 См.: Костромцов А. Е. Причины и условия, способствующие возникновению профессиональной деформации сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2016.

- № 3(22). - С. 9-12; Чирков А. М., Зубарев В. Л. Роль пенитенциарной стрессологии в психологическом сопровождении сотрудников исправительных учреждений и осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление.

- 2013. - № 1(21). - С. 42-48.

11 См.: Купцов И. И., Карпова Г. С. Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 4. - С. 20-30.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

гда учитываются личностные факторы исполнителя, его интересы, мотивация, индивидуальные качества);

властный характер (исполнение наказания в отношении лица, совершившего преступление, осуществляется в виде применения санкций, в том числе спецсредств и оружия, что повышает личностную мобилизационную готовность и является стрессогенным фактором);

нахождение в криминальной среде осуждённых (разрастание влияния специфичной криминальной субкультуры, следствием чего являются ситуации открытого или скрытого противодействия со стороны осуждённых);

потенциальная возможность возникновения экстремальных ситуаций (неповиновения, побеги, пожар, массовые беспорядки, вплоть до насильственных преступлений, повышают ответственность сотрудников, опасность службы и представляют реальный риск для психического и физического здоровья).

Стресс-факторы начинают действовать с момента поступления абитуриента в ведомственный вуз УИС, когда он становится курсантом образовательного учреждения ФСИН России12. Во-первых, это казарменное положение. Проживание в казарме позволяет, с одной стороны, формировать коллективное сознание единого «мы» (и это положительный момент!), с другой - нивелируется индивидуальность, происходит сглаживание личности каждого по индивидуальным различиям, что сказывается и на гендерных характеристиках. К курсантам -девушкам и юношам - предъявляются сходные требования, в результате у девушек происходит формирование мужских черт характера: агрессивности, доминирования и др.

К ещё одному стрессогенному элементу подготовки курсантов ведомственного вуза следует отнести авторитарный стиль управления, основанный на единоначалии, на доминировании жёсткого контроля и требовательности, суровой дисциплины, на игнорировании социально-психологических факторов и индивидуальных особенностей личности13. Все это оказывает существенное влияние на состояние эмоциональной и психической сферы курсантов, что не может не сказаться на эффективности подготовки компетентного специалиста.

Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение, в результате чего формируются негативные психические состояния различной силы и окрашенности: тревога, страх, повышение уровня невротизации.

Соответственно, стрессоустойчивость - совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих. Это психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него служебные и бытовые проблемы без потерь (физических, психических), т.е. находясь в состоянии равновесия. В структуру стрессоустойчивости входят следующие компоненты:

- психофизиологический (тип, свойства нервной системы);

- мотивационный: сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень её в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность; изменяя мотивации, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;

- эмоциональный: опыт личности, накопленный в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

- волевой: сознательная саморегуляция действий;

- профессиональный: информированность и готовность к выполнению тех или иных

задач;

12 См.: Жирякова Е. А. Особенности подготовки курсантов юридического высшего учебного заведения // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции (16-17 июня 2016 г.) / под общ. ред. А. А. Вотинова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - С. 233-234.

13 Ощепкова О. В. Влияние стиля управления на профессиональную подготовку курсантов юридического вуза // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - 2014. - № 2(13). - С. 75.

- интеллектуальный, позволяющий оценивать требования ситуации, делать прогноз её возможного изменения, принимать верные решения, касающиеся способов действий14. Все структурные элементы стрессоустойчивости личности в повседневной жизни проявляются в четырёх сферах: эмоциональной, когнитивной, поведенческой, физиологической.

В эмоциональной сфере обнаруживаются такие признаки, как постоянное чувство раздражённости, подавленности; нежелание что-либо делать; слезливость, тоска; отсутствие интереса к окружающим.

В когнитивной сфере - снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу, проблемы с памятью и уменьшение скорости мыслительного процесса; невозможность расслабиться; принятие непродуманных, неэффективных решений, снижение интеллекта.

Поведенческая сфера связана с опасностью возникновения инцидента и конфликта, с низкой производительностью труда, возможными прогулами.

Физиологический план представлен физической слабостью, головной болью, усталостью, бессонницей, снижением аппетита или, наоборот, чрезмерным поглощением пищи; заболеваниями желудочно-кишечного тракта, нарушениями со стороны сердечно-сосудистой системы и др.

Формирование стрессоустойчивости курсантов психолого-педагогическими средствами происходит во время обучения в ведомственном вузе Федеральной службы исполнения наказаний России. Конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся и преподаватель и обучаемый, - подготовка компетентного специалиста УИС, владеющего различными видами профессиональной деятельности, освоение которых обеспечивает готовность специалиста к эффективному выполнению своих служебных обязанностей.

Стрессоустойчивость курсантов формируется содержанием дисциплин: «Психология»; «Пенитенциарная психология»; «Пенитенциарная педагогика», «Профессиональная этика и служебный этикет»; «Психология профессиональной деятельности сотрудников УИС»; «Пенитенциарная конфликтология»; «Ресоциализация и социальная адаптация в УИС»; «Воспитательная работа с осуждёнными». Учебные дисциплины психолого-педагогического цикла охватывают весь срок обучения в вузе, выстроены по мере их усложнения и опираются на знания, умения и навыки, полученные на предыдущих курсах. Это даёт возможность обеспечить формирование стрессоустойчивости курсантов.

Психолого-педагогические средства формирования стрессоустойчивости курсантов ведомственного вуза ФСИН можно систематизировать исходя из тех сфер личности, в которых проявляются симптомы стресса.

Эмоциональная сфера личности - овладение способами релаксации, приёмами аутотренинга, дыхательными техниками. Когнитивная сфера - обучение принципам мудрого отношения к жизни. Поведенческая сфера личности - усвоение приёмов анализа, осмысления ситуации, научение альтернативным способам поведения. Физиологическая сфера личности - обучение способам снятия физиологического напряжения15.

Формирование стрессоустойчивости курсантов вуза УИС в эмоциональной сфере предполагает овладение системой специально разработанных упражнений, ориентированных на целенаправленную саморегуляцию психических состояний человека. Основы осваиваются при изучении курсов: «Психология»; «Пенитенциарная психология»; «Психология профессиональной деятельности сотрудников УИС».

Формирование стрессоустойчивости в когнитивной сфере связано с обучением следующим принципам мудрого отношения к жизни16: 1) постоянно ставить и добиваться жизненных

14 Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 5-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2013 г.: в 8 т. - СПб.: Санкт-Петербургский ун-т, 2013. - Т. 1. - С. 455.

15 Ежова О. Н., Маслов В. В., Ощепкова О. В. Профилактика и коррекция профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы: учебно-методическое пособие. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2005. - С. 65.

16 См.: Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.; Кричевский Р. Л. Если вы - руководитель. - М.: Дело, 1998. - 400 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

целей, соразмерных нашим возможностям; 2) уметь отличать главное от второстепенного; 3) быть реалистичным в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находишься, и др.

Поведенческая сфера тесно связана с когнитивной. Поэтому при решении практических задач в курсе психолого-педагогических дисциплин курсанты осваивают алгоритм анализа стрессовой ситуации: составление перечня стрессоров; ранжирование; планирование реальных и конкретных действий по отношению к стрессорам.

Формирование стрессоустойчивости в физиологической сфере связано с ознакомлением со способами снятия физиологического напряжения: «вогнать страсть в мышцы», т.е. заняться физическими упражнениями, физическим трудом; выговориться, поскольку кроме эмоциональной поддержки в данном случае также действует моторно-двигательный фактор; выплакаться, т.к. слёзы также расщепляют гормоны и уменьшают их количество; увеличить прием жидкости для мобилизации физиологических возможностей организма; хорошо выспаться и др.

Таким образом, стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Следовательно, при формировании стрессоустойчивости необходимо опираться на разные сферы личности, применяя систему психолого-педагогических средств.

Библиографический список

Анохина, С. А. Стрессоустойчивость как компонент адаптации в ценностной системе личности / С. А. Анохина, А. М. Анохин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1. - С. 35-43.

Бадашкова, О. В. Стрессоустойчивость военнослужащих как фактор адаптации к экстремальным условиям / О. В. Бадашкова, С. В. Соловьева, В. С. Соловьев // Теория и практика актуальных исследований. - 2016. - № 11. - С. 113-118.

Бурт, А. А. Эмоциональное выгорание и профилактика профессионального стресса у сотрудников уголовно-исполнительной системы / А. А. Бурт // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017. - № 1(176). - С. 9-12.

Гамзатова, Х. К. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость организма человека / Х. К. Гамзатова, А. И. Рабаданова, Ш. М. Гайдарова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-2. - С. 247-251.

Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

Ежова, О. Н. Профилактика и коррекция профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы: учебно-методическое пособие / О. Н. Ежова, В. В. Маслов, О. В. Ощепкова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2005. - 138 с.

Жирякова, Е. А. Особенности подготовки курсантов юридического высшего учебного заведения / Е. А. Жирякова // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции (16-17 июня 2016 г.) / под общ. ред. А. А. Вотинова. - Самара, Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - С. 233-234.

Костромцов, А. Е. Причины и условия, способствующие возникновению профессиональной деформации сотрудников специальных подразделений УИС по конвоированию / А. Е. Костромцов // Вестник Пермского института ФСИН России. - 2016. - № 3(22). - С. 9-12.

Красильников, Г. Т. Профессиональный стресс и проблема стрессоустойчивости летных специалистов / Г. Т. Красильников, Э. А. Крачко, Ф. В. Мальчинский // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2014. - № 2(83). - С. 18-22.

Купцов, И. И. Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России / И. И. Купцов, Г. С. Карпова // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 4. - С. 20-30.

Мезенцева, Е. М. Теоретический и методологический анализ подходов к изучению профессионального стресса в психологии / Е. М. Мезенцева // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 11(113). - С. 83-85.

Молчанова, Е. Ю. Стрессоустойчивость как показатель эффективности профессиональной деятельности сотрудников полиции / Е. Ю. Молчанова // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 4(30). - С. 296-298.

Ощепкова, О. В. Влияние стиля управления на профессиональную подготовку курсантов юридического вуза / О. В. Ощепкова // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - 2014. - № 2(13). - С. 75-78.

Тукачева, Т. П. К проблеме формирования стрессоустойчивости курсантов военных вузов в период адаптации к военно-профессиональной деятельности / Т. П. Тукачева // Современная наука: тенденции развития. - 2016. - № 12. - С. 92-99.

Чирков, А. М. Роль пенитенциарной стрессологии в психологическом сопровождении сотрудников исправительных учреждений и осужденных / А. М. Чирков, В. Л. Зубарев // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2013. - № 1(21). - С. 42-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.