Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2091
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ВОЕННЫЕ КАДРЫ / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ / КОПИНГ СТРАТЕГИИ / PROFESSIONAL STRESS OF MILITARY PERSONNEL / MILITARY PERSONNEL / MILITARY UNIVERSITIES / EMERGENCE / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хадарцев А.А., Стариков Н.Е., Грачев Р.В.

При проведении обзора осуществлен анализ выборки из 123 публикаций в научной библиотеке Elibrary, отражающих исследования стресса, связанного с военной службой. Из них 54(44%) - характеризуют стресс у отдельных категорий военнослужащих: курсантов военных училищ - 42,6%, летчиков - 9,3%, преподавателей военных училищ - 7,4%. Единичные публикации по стрессу у высшего командного состава, призывников. В 69(56%) статьях стресс изучался в смешанных группах военнослужащих. Проведены исторические параллели развития системы подготовки кадров для военной службы и значимость использования математического аппарата теории хаоса и самоорганизации применительно к сложным человекомерным системам. Осуществлен экскурс в историю подготовки военнослужащих, охарактеризован психоэмоциональный стресс, показана роль эмерджентности сложных систем, установлена природа конфликтов у курсантов и офицеров вуза, определена роль дисциплины «Медицинское обеспечение» в подготовке военнослужащих, приведены возможности оптимизации ее преподавания. Изложены теоретические аспекты организации педагогического сопровождения копинг - поведения будущих офицеров, подразумевающих действия человека, направленные на борьбу со стрессом, деятельностный и личностноориентированный подход в образовательном процессе, направленном на создание условий, способствующих качественному обучению курсантов и выполнению ими военно - профессиональной и служебно - боевой деятельности. Проведение тестирования показателей личностной и ситуативной тревожности, профессионального стресса при помощи опросников в исследовании показало, что внедрение в подготовку курсантов вузов средств профессионально - прикладной физической подготовки - эффективно и достоверно влияет на их психологическую подготовку. Доказано, что в экспериментальной группе офицеры более склонны к нервно - психическим срывам, к более выраженной социальной дизадаптации, к использованию неконструктивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Были изучены копинг - стратегии нейтрализации стрессовых ситуаций у лиц, командированных на территорию Чеченской республики для поддержания порядка. Была апробирована методика CAS - 1, выявляющая сосредоточение внимания, как копинг - стратегия. Изучено влияние боевого стресса на психическое здоровье участников военных действий в Чечне и определены факторы, влияющие на возникновение посттравматических стрессовых расстройств. Клиническими проявлениями психогенных расстройств определены - высокий уровень мышечного напряжения, нарушения сна, состояние хронической тревоги, тревожные воспоминания, раздражительность и вспышки гнева, алкоголизация. Рекомендовано осуществление соответствующих психопрофилактических мероприятий. Изучены особенности развития стресса у летчиков военно - космических сил России и стратегий их преодоления - саморегуляции, профилактики и реабилитации, а также стресса у женщин в период боевых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хадарцев А.А., Стариков Н.Е., Грачев Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STRESS IN MILITARY SERVICE (LITERATURE REVIEW)

During the review, an analysis was made of a sample of 123 publications in the Elibrary scientific library, reflecting studies of stress in the military. Among them, 54 (44%) characterize stress among certain categories of military personnel: cadets of military schools - 42.6%, pilots - 9.3%, and teachers of military schools - 7.4%. There are single publications on stress among senior officers and draftees. In 69 (56%) articles, stress was studied in mixed groups of military personnel. Historical parallels of the development of the training system for military service and the importance of using the mathematical apparatus of the theory of chaos and self - organization as applied to complex humane systems are drawn. An excursion into the history of the training of military personnel was carried out, psychoemotional stress was characterized, the role of emergence of complex systems was shown, the nature of conflicts among cadets and university officers was established, the role of the discipline "Medical Support" in the training of military personnel was determined, and the possibilities for optimizing its teaching are given. The studies scientific sources describe the theoretical aspects of the organization of pedagogical support of coping behavior of future officers, implying human actions aimed at combating stress, an active and personality - oriented approach in the educational process aimed at creating conditions conducive to high - quality training of cadets and the fulfillment of military - professional and military service activities. Testing indicators of personal and situational anxiety, professional stress with the help of questionnaires in the study showed that in the formation of university cadets the introduction of physical training is effective, significantly affects their psychological formation. It is proved that in the experimental group, officers are more prone to neuropsychiatric disruptions, to more pronounced social disadaptation, to the use of uncon - structive strategies to overcome stressful situations. We studied coping strategies to neutralize stressful situations in people who were on the territory of the Chechen Republic to maintain order. The CAS - 1 technique was tested, revealing concentration as a coping strategy. The effect of combat stress on the mental health of participants in hostilities in Chechnya was studied, and factors affecting the occurrence of post - traumatic stress disorders were identified. The clinical manifestations of psychogenic disorders are identified. There were a high level of muscle tension, sleep disturbances, a state of chronic anxiety, disturbing memories, irritability and outbursts of anger, alcoholism. The implementation of appropriate psychoprophylactic measures is recommended. The features of the development of stress among pilots of the military and space forces of Russia and strategies to overcome them - self - regulation, prevention and rehabilitation, as well as stress in women during the period of hostilities were studied.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 2 - P. 74-82

УДК: 61 DOI: 10.24411/1609-2163-2020-16677

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (обзор литературы)

А.А. ХАДАРЦЕВ, Н.Е. СТАРИКОВ, Р.В. ГРАЧЕВ ФГБОУВО «Тульский государственный университет», пр-т Ленина, д. 92, г. Тула, 300012, Россия

Аннотация. При проведении обзора осуществлен анализ выборки из 123 публикаций в научной библиотеке Elibrary, отражающих исследования стресса, связанного с военной службой. Из них 54(44%) - характеризуют стресс у отдельных категорий военнослужащих: курсантов военных училищ - 42,6%, летчиков - 9,3%, преподавателей военных училищ - 7,4%. Единичные публикации по стрессу у высшего командного состава, призывников. В 69(56%) статьях стресс изучался в смешанных группах военнослужащих. Проведены исторические параллели развития системы подготовки кадров для военной службы и значимость использования математического аппарата теории хаоса и самоорганизации применительно к сложным человеко-мерным системам. Осуществлен экскурс в историю подготовки военнослужащих, охарактеризован психоэмоциональный стресс, показана роль эмерджентности сложных систем, установлена природа конфликтов у курсантов и офицеров вуза, определена роль дисциплины «Медицинское обеспечение» в подготовке военнослужащих, приведены возможности оптимизации ее преподавания. Изложены теоретические аспекты организации педагогического сопровождения копинг-поведения будущих офицеров, подразумевающих действия человека, направленные на борьбу со стрессом, деятельностный и личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, направленном на создание условий, способствующих качественному обучению курсантов и выполнению ими военно-профессиональной и служебно-боевой деятельности. Проведение тестирования показателей личностной и ситуативной тревожности, профессионального стресса при помощи опросников в исследовании показало, что внедрение в подготовку курсантов вузов средств профессионально-прикладной физической подготовки -эффективно и достоверно влияет на их психологическую подготовку. Доказано, что в экспериментальной группе офицеры более склонны к нервно-психическим срывам, к более выраженной социальной дизадаптации, к использованию неконструктивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Были изучены копинг-стратегии нейтрализации стрессовых ситуаций у лиц, командированных на территорию Чеченской республики для поддержания порядка. Была апробирована методика CAS-1, выявляющая сосредоточение внимания, как копинг-стратегия. Изучено влияние боевого стресса на психическое здоровье участников военных действий в Чечне и определены факторы, влияющие на возникновение посттравматических стрессовых расстройств. Клиническими проявлениями психогенных расстройств определены - высокий уровень мышечного напряжения, нарушения сна, состояние хронической тревоги, тревожные воспоминания, раздражительность и вспышки гнева, алкоголизация. Рекомендовано осуществление соответствующих психопрофилактических мероприятий. Изучены особенности развития стресса у летчиков военно-космических сил России и стратегий их преодоления - саморегуляции, профилактики и реабилитации, а также стресса у женщин в период боевых действий.

Ключевые слова: профессиональный стресс военнослужащих, военные кадры, военные вузы, эмерджентность, копинг-стратегии.

PROFESSIONAL STRESS IN MILITARY SERVICE (literature review)

A.A. KHADARTSEV, N.E. STARIKOV, R.V. GRACHEV FSBEI of HE "Tula State University", Lenin Ave., 92, Tula, 300012, Russia

Abstract. During the review, an analysis was made of a sample of 123 publications in the Elibrary scientific library, reflecting studies of stress in the military. Among them, 54 (44%) characterize stress among certain categories of military personnel: cadets of military schools - 42.6%, pilots - 9.3%, and teachers of military schools - 7.4%. There are single publications on stress among senior officers and draftees. In 69 (56%) articles, stress was studied in mixed groups of military personnel. Historical parallels of the development of the training system for military service and the importance of using the mathematical apparatus of the theory of chaos and self-organization as applied to complex humane systems are drawn. An excursion into the history of the training of military personnel was carried out, psychoemotional stress was characterized, the role of emergence of complex systems was shown, the nature of conflicts among cadets and university officers was established, the role of the discipline "Medical Support" in the training of military personnel was determined, and the possibilities for optimizing its teaching are given. The studies scientific sources describe the theoretical aspects of the organization of pedagogical support of coping behavior of future officers, implying human actions aimed at combating stress, an active and personality-oriented approach in the educational process aimed at creating conditions conducive to high-quality training of cadets and the fulfillment of military-professional and military service activities. Testing indicators of personal and situational anxiety, professional stress with the help of questionnaires in the study showed that in the formation of university cadets the introduction of physical training is effective, significantly affects their psychological formation. It is proved that in the experimental group, officers are more prone to neuropsychiatric disruptions, to more pronounced social disadaptation, to the use of uncon-structive strategies to overcome stressful situations. We studied coping strategies to neutralize stressful situations in people who were on the territory of the Chechen Republic to maintain order. The CAS-1 technique was tested, revealing concentration as a coping strategy. The effect of combat stress on the mental health of participants in hostilities in Chechnya was studied, and factors affecting the occurrence of post-traumatic stress disorders were identified. The clinical manifestations of psychogenic disorders are identified. There were a high level of muscle tension, sleep disturbances, a state of chronic anxiety, disturbing memories, irritability and outbursts of

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 2 - P. 74-82

anger, alcoholism. The implementation of appropriate psychoprophylactic measures is recommended. The features of the development of stress among pilots of the military and space forces of Russia and strategies to overcome them - self-regulation, prevention and rehabilitation, as well as stress in women during the period of hostilities were studied.

Keywords: professional stress of military personnel, military personnel, military universities, emergence, coping strategies.

Перед проведением обзора, нами проведен анализ выборки из 123 публикаций в научной библиотеке Elibrary, посвященных стрессовым состояниям, сопряженным со спецификой военной службы. Из числа этих публикаций 54 (44%) - относятся к характеристикам стресса у отдельных категорий военнослужащих. Из них - у курсантов военных училищ 23 42,6%), у летчиков - 5 (9,3%), у преподавателей военных училищ - 4 (7,4%). Единичные публикации отражают стрессовую нагрузку у высшего командного состава, призывников. В 69 (56%) статьях проблема стресса освещена у смешанных групп военнослужащих.

Из 123 публикаций ветеранам боевых действий посвящено - 7 (5,7%). Надо отметить, что боевые действия на территории ДНР и JIHP обусловили описание стресса от боевых действий у гражданских лиц и детей-9 (7,3%).

Основные исследования отражают организацию подготовки военных кадров и анализ стрессогенных ситуаций при этом. В [22] проведен исторический экскурс в историю подготовки военных кадров при современном ее историческом прочтении. При этом выделено 4 исторических периода: зарождение военного образования, становление системы военного образования, совершенствование этой системы в дореволюционной России, развитие подготовки офицерских кадров в СССР. Эти периоды включают временной промежуток от VIII века до XX века (до 1990 года). Каждому периоду были свойственны как положительные, так и отрицательные тенденции. Уже во втором периоде появляются кадетские корпуса, высшие военные учебные заведения, курируемые императором России. С третьим периодом, совпавшим с развитием капиталистических отношений, связаны прогрессивные реформы (централизация разработай программ обучения, обязательность образования), однако не было научной основы планирования изменений системы подготовки военных кадров, осуществлявшихся лично императором. Имелась разобщенность системы гражданского и военного образования. В четвертом, советском периоде, из-за Гражданской и Великой Отечественной войн, войны в Афганистане, холодной войны, -оперативно восстанавливалась централизация подготовки военных кадров, в боях подтвердившая свою эффективность. Существенными историческими выводами для современности стали - непосредственность влияния внешней и внутренней политики государства на развитие системы военного образования, необходимость централизации управления, повышения мотивации учащихся, зависимость эффективности внешней политики государства от состояния системы подготовки военных кадров.

Военная служба предъявляет человеку высокие физические и психологические требования, по-

скольку выполнение служебных обязанностей в экстремальных условиях сопряжено с выраженными психоэмоциональными нагрузками [16]. В работах W. Cannon, R. Lazarus, Г. Селье - дана исчерпывающая (на тот период развития науки) характеристика общего адаптационного синдрома, стресса и его разновидностей (физиологического и психоэмоционального). Психологический стресс расценивался, как ответный на специфические взаимодействия индивида с окружающим миром, как состояние временно нарушенного гомеостаза (постоянства внутренней среды организма, по С. Bernard) [9].

На смену детерминистским и стохастическим подходам пришла развивающаяся в настоящее время постнеклассическая теория хаоса и самоорганизации сложных систем (complexity), позволившая адекватно трактовать понятие эмерджентности таких систем и предложившая соответствующий математический аппарат для их оценки [13,51]. Подготовка военных кадров на современном этапе развития общества должна интегрировать не только имеющиеся новации в различных видах вооружения, соответствующих им тренажерах, искусстве стратегии и тактики, но и последние достижения мировой науки в различных ее отраслях.

При этом воспитание мужества, самоотверженности, стойкости, активной жизненной позиции будущего воина сочетается с необходимостью формирования смирения как основы воинского служения, умения подчиняться приказам командиров, вплоть до самопожертвования [55]. Военная служба должна воспитывать в человеке - послушание, терпение, смирение, любовь к людям, сочувствие и участие. Будущий воин призван служить своему народу, защищать его и спасать во время опасности. С момента принятия присяги он должен посвятить себя служению нуждающимся в защите. Служение совершается вне зависимости от материальных расчетов и соображений. Воин - это сильная личность, у которой есть понятная шкала ценностей и готовый ответ на возникающие проблемы и вызовы. Поэтому смирение воина делает его сильнее, заставляет воздерживаться от вымогательства взяток и злоупотребления служебным положением для обид гражданского населения. Осуждается дезертирство, а также приобретение «лакомых» мест в тылу за взятки, величание своим званием, мародерство, грабежи и насилие над мирными людьми и военнопленными. Неизбежность находиться в опасной ситуации и принимать ответственность за совершаемые действия -приводит к возможности возникновения профессионального стресса, вплоть до психических нарушений (вьетнамский синдром, афганский синдром). По результатам исследования [55] высказано предположение, что для снижения стресса и предупреж-

101ЛШАЬ ОР ОТШ МЕБ1САЬ ТЕСЮГОЬОСга - 2020 - V. 27, № 2 - Р. 74-82

дения разочарования военных в выборе профессии, необходимо актуализировать роль образовательной среды как «питательной территории» стресса.

Важнейшая задача - психологическая подготовка курсантов в течение всего времени обучения. Так, в [49] изложены теоретические аспекты организации педагогического сопровождения копинг-поведения будущих офицеров. Копинг-стратегии -подразумевают действия человека, направленные на борьбу со стрессом. Под этим понимается целостная, управляемая, гибкая интегративная педагогическая система, обеспечивающая поиск информации о том, что делать и как удержать себя от импульсивных или поспешных действий. Эмоционально-

ориентированный копинг содержит в себе мысли и действия, направленные на снижение физического и психологического воздействия факторов стресса [35]. При этом учитывается специфика образовательного процесса в военном вузе, определяются системные характеристики копинг-системы, ее компонентный состав, внешний и внутренний системообразующие факторы. Это является условием успешной деятельности, которая у курсантов военных вузов представлена учебной, служебно-боевой и военно-профессиональной составляющими. Важно соблюдение координации применения деятелъност-ного и лшностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, направленном на создание условий, способствующих качественному обучению курсантов и выполнению ими военно-профессиональной и служебно-боевой деятельности, что обусловит выработку стрессоустойчивого поведения. Копинг осуществляет две функции: управление эмоциями и управление проблемами дистресса. Он может рассматриваться как проблемно-ориентированная, эмоциональная или поведенческая стратегия на основе самоэффективности (убежденности в возможности управлять своим целенаправленным поведением) [34].

Эмоциональный стресс (дистресс) и возникающие на его фоне нервно-психические и психосоматические расстройства отражают трансформацию механизмов адаптации в патологию. В исследовании [26] рассматриваются дополнительные стрессоген-ные факторы у курсантов, связанные с боевыми действиями на территории ДНР и ЛНР. Начало учебы студентов-первокурсников является этапом вхождения в новую макро- и микросреду, этап социализации и адаптации личности к новым условиям. При этом на студентов (курсантов) воздействуют эмоциональные и физические перегрузки учебного процесса и внеаудиторной деятельности, а также необходимость самообеспечения и самообслуживания, финансовые трудности участие родственников в боевых действиях. Определена целесообразность развертывания психологической службы или лаборатории психофизиологических исследований, проведение с первого курса психофизиологического

тестирования, формирования устойчивого динамического стереотипа.

В [30] исследованы стресс-факторы, провоцирующие появление конфликтов у курсантов и офицеров военного вуза. Наиболее распространенными являются межличностные конфликты, обусловленные неуравновешенностью индивидов, их недисциплинированностью, управленческой некомпетентностью, стрессовыми факторами в служебной деятельности. Среди офицеров и курсантов Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, военнослужащих-контрактников (78 человек) выявлены стресс-факторы. Среди офицеров отмечено следующее распределение факторов стресса: недостаточно высокое материальное положение - у 21% опрошенных, служебные перегрузки - у 14%, предвзятое отношение со стороны начальства - у14%, возложенная дополнительная ответственность - у 14%, неблагоприятные условия жизни. Среди контрактников выделены три ведущих стрессагента: низкое материальное положение, предвзятое отношение со стороны начальства и неблагоприятные условия жизни. Среди курсантов - перегрузки на службе - у 11%, плохое материальное положение - у 9%, предвзятое отношение со стороны начальства - у 9%. Наиболее конфликтными были курсанты, 66,1% которых имели высокую степень конфликтности. На возникновение конфликтов чаще всего выступали - бытовые и национальные обычаи и традиции, недостатки организации службы и быта, наличие неуставных отношений, недоверие начальника к подчиненным, предвзятое отношение командира, либо снисходительное отношения начальника к подчиненным, наличие в подразделениях неофициальных микрогрупп с отрицательной направленностью. Сделан вывод, что ведущей причиной конфликтов является нарушение уставных взаимоотношений.

Проведение тестирования показателей личностной и ситуативной тревожности, профессионального стресса при помощи опросников в исследовании [23] показало, что внедрение в подготовку курсантов вузов средств профессионально-прикладной физической подготовки - эффективно и достоверно влияет на их психологическую подготовку.

В [8] описана прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов вузов. Пограничные психические расстройства занимают первое место среди причин ограниченной годности и негодности военнослужащих всех категорий, поэтому клиника психиатрии и группа профотбора Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова осуществила анализ данных историй болезни 196 курсантов с диагнозами рубрики по МКБ-10, затем изучили результаты психологического профотбора с учетом показателей «Стандартизованного метода исследований личности» (СМИЛ), и показателей уровня интеллектуального развития по методике «КР-3-85» (контрольная группа из 434 здоровых курсантов). Описана клиническая характеристика невротических

101ЛШАЬ ОР ОТШ МЕБ1САЬ ТЕСЮГОЬОСга - 2020 - V. 27, № 2 - Р. 74-82

реакций (у 126 курсантов) преимущественно в адаптационном периоде, характеризовавшиеся эмоциональными и соматовегетативными проявлениями, снижением продуктивности в учебной и профессиональной деятельности, общесоматическими жалобами (головные боли, головокружения, диспепсические расстройства). Невротические состояния выявлены у 79 курсантов, характеризовались неврастенической симптоматикой в 85,7% случаев, у 10 человек (16,3%) установлены обсессивно-компульсивные расстройства. Дискриминантный анализ позволил установить прогностическую значимость разработанной модели. Определена значимость исследования для практики.

Была определена роль дисциплины «Медицинское обеспечение» при формировании оборонного сознания курсантов военных учебно-научных центров [32]. В работе констатируется уменьшение количества пригодных к военной службе (менее 70%), что затрудняет комплектование частей и подразделений. Ежегодно снижается мотивационная значимость воинских традиций, ритуалов и военной формы, причастности к защите Отечества. Поэтому в исследовании определены пути повышения эффективности обучения курсантов. Рекомендуется повышение требований к имитации боевых поражений, обеспечение психологической подготовки использованием имитации ожогов, ран, кровотечений, переломов, что обеспечивает наглядность. Необходима разработка учебно-методических материалов и ситуационных задач для отработки нормативов военно-медицинской подготовки в различной обстановке, создание специализированных классов с си-муляционным оборудованием в реальном масштабе времени, использование учебного полигона вуза для медицинского обеспечения тактических действий. Симуляционным оборудованием может быть компьютерная имитация, манекены-тренажеры в военной или гражданской форме одежды с модулями травм, концентратами крови. Должно увеличиваться количество часов полевых занятий. Преподавание дисциплины «Медицинской обеспечение» способствует развитию оборонного сознания моделированием реалистичных экстремальных ситуаций. Это способствует также формированию профессиональной стресстолерантности.

В исследованиях используются также данные индивидуально-психологических характеристик представителей высшего командного состава - участников боевых действий. Так, в [4] освещены данные 90 офицеров высшего командного состава в возрасте 45-60 лет. Сформирована экспериментальная группа (15 генералов и 30 полковников, всего 45 человек) принимавших участие в боевых действиях и точно такая же группа офицеров, не принимавших участия в боевых действиях - контрольная. Доказано, что в экспериментальной группе офицеры были более склонны к нервно-психическим срывам, к более выраженной социальной дизадаптации, к ис-

пользованию неконструктивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций.

Проведен анализ психофизиологических функций при стресс-тестировании курсантов военных вузов, используется гетеротренинг для повышения у них стресстолерантности, изучен стресс-менеджмент адаптивности курсантов, определена роль личностной саморегуляции при травматическом стрессе, теоретически обоснованы комплексные программы психопрофилактики у них, изучено формирование психологической защиты от стресса [1,12,17,31,38,42,46,50]. Определена роль экзаменационного стресса в физическом развитии курсантов, подтверждена значимость военно-

профессиональной деятельности, как источника стресса [10,47]. Установлена важность формирования субъектности курсантов в соответствии с установками военной психологи [2,3,54]. Определена специфика учебного процесса, психической адаптации и формирования стрессоустойчивости в военных вузах войск национальной гвардии России [9,11,20,48].

На примере зарубежных армий изучены социально-психологические факторы боевого поведения военнослужащих. Война в Ираке аккумулировала опыт военных контингентов из 40 стран, в Афганистане - из 48 стран. Ряд государств на протяжении 17 лет ведут боевые действия в разных регионах мира. При этом силы западной коалиции потеряли около 10 тысяч убитыми и 50 тысяч ранеными (около 20% участников боевых действий). Обследование афганских ветеранов подтвердили установленную американскими исследователями на ветеранах войны во Вьетнаме зависимость между тяжестью боевого опыта и развитием психологических стрессовых последствий. При этом для афганских ветеранов определена особенность травматических ситуаций, связанных с «неуставными отношениями» [14,19,24,39,40,45]. Во время военного конфликта в Донбассе выяснено, что ухудшение физического здоровья обусловлено дистрессом, сопровождающимся депрессивностью, навязчивыми размышлениями о здоровье. Психологический дистресс не связывается с продолжительностью пребывания в зоне военного конфликта [33,36,41]. Отмечено, что в военное время возрастает значимость факторов военной обстановки в формировании здоровья. Термин «боевой стресс» и «боевая психическая травма» были введены русскими психиатрами еще во время русско-японской войны 1904-1905 гг. В военный период констатировано снижение агрессивности, фрустрации, активизация доброты и гуманизма, увеличивается количество лиц с низкой ригидностью, что свидетельствует о приспособлении к военной обстановке. В то же время нарушается режим сна, кратность приема пищи, ухудшается самочувствие, развивается бессонница, неуверенность в себе, что обусловлено стрессом военного времени, в частности, на Донбассе [18].

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 2 - P. 74-82

Проанализированы психологические характеристики лиц, переживших военный стресс и возможности их реабилитации [5,6,28,29,42].

Были изучены копинг-стратегии, применявшиеся для нейтрализации стрессовых ситуаций у лиц, командированных на территорию Чеченской республики для поддержания порядка. Использовались такие методики, как SCL-90R, MSO, MASO, CAS-1, YSO, ТОРЗ с обработкой данных SPSS 15,0 for Windows и кластерного анализа. Была апробирована методика CAS-1, выявляющая сосредоточение внимания, как копинг-стратегия [53,56]. Изучено влияние боевого стресса на психическое здоровье участников военных действий в Чечне и определены факторы, влияющие на возникновение посттравматических стрессовых расстройств. Клиническими проявлениями психогенных расстройств определены - высокий уровень мышечного напряжения, нарушения сна, состояние хронической тревоги, тревожные воспоминания, раздражительность и вспышки гнева, алкоголизация. При этом необходимо осуществление соответствующих психопрофилактических мероприятий [7,44,52]. Изучены особенности развития стресса у летчиков военно-космических сил России и стратегий их преодоления - саморегуляции, профилактики и реабилитации [15,25,36,37,43], у женщин в период боевых действий [21,27].

Заключение. При проведении обзора осуществлен анализ выборки из 123 публикаций в научной библиотеке Elibrary, отражающих исследования стресса, связанного с военной службой. В 56% статей стресс изучался в смешанных группах военнослужащих. Проведены исторические параллели развития системы подготовки кадров для военной службы. Осуществлен экскурс в историю подготовки военнослужащих, охарактеризован психоэмоциональный стресс, показана роль эмерджентности сложных систем, установлена природа конфликтов у курсантов и офицеров вуза, определена роль дисциплины «Медицинское обеспечение» в подготовке военнослужащих, приведены возможности оптимизации ее преподавания. Изложены теоретические аспекты организации педагогического сопровождения копинг-поведения будущих офицеров, подразумевающих действия человека, направленные на борьбу со стрессом, деятельностный и личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, направленном на создание условий, способствующих качественному обучению курсантов и выполнению ими военно-профессиональной и служебно-боевой деятельности. Проведение тестирования показателей личностной и ситуативной тревожности, профессионального стресса при помощи опросников в исследовании показало, что внедрение в подготовку курсантов вузов средств профессионально-прикладной физической подготовки - эффективно и достоверно влияет на их психологическую подготовку. Доказано, что в экспериментальной группе офицеры более склонны к нервно-психическим срывам, к более выраженной социаль-

ной дизадаптации, к использованию неконструктивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Были изучены копинг-стратегии нейтрализации стрессовых ситуаций у лиц, командированных на территорию Чеченской республики для поддержания порядка. Была апробирована методика CAS-1, выявляющая сосредоточение внимания, как копинг-стратегия. Изучено влияние боевого стресса на психическое здоровье участников военных действий в Чечне и определены факторы, влияющие на возникновение посттравматических стрессовых расстройств. Клиническими проявлениями психогенных расстройств определены - высокий уровень мышечного напряжения, нарушения сна, состояние хронической тревоги, тревожные воспоминания, раздражительность и вспышки гнева, алкоголизация. Рекомендовано осуществление соответствующих психопрофилактических мероприятий. Изучены особенности развития стресса у летчиков военно-космических сил России и стратегий их преодоления - саморегуляции, профилактики и реабилитации, а также стресса у женщин в период боевых действий.

Литература / References

1. Абрамов В.А., Ряполова Т.Л., Голоденко О.Н. Роль личностной саморегуляции в формировании стратегий совладания в ситуации травматического стресса военного времени. В сборнике: Актуальные проблемы психиатрии и психотерапии материалы научно-практической конференции с международным участием, 2016. С. 14-17 / Abramov VA, Ryapolova TL, Golodenko ON. Rol' lichnostnoy samoregulyatsii v formirovanii strategiy sovladaniya v situatsii travmaticheskogo stressa voennogo vremeni. V sborni-ke: Aktual'nye problemy psikhiatrii i psikhoterapii materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [The role of personal self-regulation in the formation of coping strategies in the situation of traumatic stress of wartime. In the collection: Current problems of psychiatry and psychotherapy materials of a scientific and practical conference with international participation]; 2016. Russian.

2. Алиев У.С. Военная психология как составная часть военной науки в образовании. В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования сборник статей по материалам Х1Хмеждународной научно-практической конференции, 2019. С. 110-117 / Aliev US. Voennaya psikhologiya kak sostavnaya chast' voennoy nauki v obrazovanii. V sbornike: Pedagogika i psikhologiya v sovremennom mire: teoreticheskie i prakticheskie issledova-niya sbornik statey po materialam XlXmezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Military psychology as an integral part of military science in education. In the collection: Pedagogy and psychology in the modern world: theoretical and practical research collection of articles based on the materials of the XIX International scientific and practical conference]; 2019. Russian.

3. Алиев У.С. Военная психология как составная часть военной науки в образовании. В сборнике: Образовательная система: вопросы теории и практики сборник научных трудов. Казань, 2019. С. 109-114 / Aliev US. Voennaya psikhologiya kak sostavnaya chast' voennoy nauki v obrazovanii. V sbornike: Obrazovatel'naya sistema: voprosy teorii i praktiki sbornik nauchnykh trudov [Military psychology as an integral part of military science in education. In the collection: Educational system: questions of theory and practice collection of scientific papers]. Kazan'; 2019. Russian.

4. Алиев У.С. Индивидуально-психологические характеристики представителей высшего командного состава - участников боевых действий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 5765 / Aliev US. Individual'no-psikhologicheskie kharakteristiki predstaviteley vysshego komandnogo sostava - uchastnikov boe-vykh deystviy [Individual psychological characteristics of representatives of the highest command staff-participants of combat actions]. Vektor

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 2 - P. 74-82

nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2019;2(37):57-65. Russian.

5. Арпентьев Ю.Е., Арпентьева M.P. Проблемы реабилитации военного стресса. В сборнике: Экстремальные ситуации природного характера: проблемы, факторы, последствия сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции; 2016. С. 77-100 / Arpent'ev YuE, Arpent'eva MR. Problemy reabilitatsii voennogo stressa. V sbornike: Ekstremal'nye situatsii prirodnogo kharaktera: problemy, faktory, posledstviya sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii [Problems of rehabilitation of military stress. In the collection: Extreme situations of a natural nature: problems, factors, consequences collection of materials of the International scientific and practical Internet conference]; 2016. Russian.

6. Арпентьева M.P. Военный стресс и реабилитация // Инвалиды и общество. 2016. № 1 (19). С. 51-58 / Arpent'eva MR. Voennyy stress i reabilitatsiya [Military stress and rehabilitation]. Invalidy i obshchestvo. 2016;l(19):51-8. Russian.

7. Арпентьева M.P. Протравматический и посттравматический стресс: психологическая реабилитация жертв массового насилия // Вестник Калужского университета. 2017. №4. С. 5-14 / Arpent'eva MR. Protravmaticheskiy i posttravmaticheskiy stress: psikhologicheskaya reabilitatsiya zhertv massovogo nasiliya [Traumatic and post-traumatic stress: psychological rehabilitation of victims of mass violence]. Vestnik Kaluzhskogo universiteta. 2017;4:5-14. Russian.

8. Баурова H.H., Рудой И.С. Прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов военных ВУЗОВ // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 3. С. 76-78 / Baurova NN, Rudoy IS. Prognosticheskaya model' razvitiya nevroticheskikh rasstroystv u kursantov voennykh VUZOV [Prognostic model of development of neurotic disorders in cadets of military UNIVERSITIES]. Mediko-biologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychaynykh situatsiyakh. 2012;3:76-8. Russian.

9. Биденко P.A., Волошина Т.В. Роль психической адаптации в регуляции поведения курсантов военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. В сборнике: НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ сборник научных статей VIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием, 2017. С. 118-122 / Bidenko RA, Voloshina TV. Rol' psikhicheskoy adaptatsii v regulyatsii povedeniya kursantov voennogo instituta voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii. V sborni-ke: NAPRAVLENIYa I PERSPEKTIVY RAZVITIYa OBRAZOVANIYa V VOENNYKh INSTITUTAKh VOYSK NATsIONAL"NOY GVARDII ROSSIYSKOY FEDERATsII sbornik nauchnykh statey VIII Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [The role of mental adaptation in regulating the behavior of cadets of the military Institute of the national guard of the Russian Federation. In the collection: DIRECTIONS AND PROSPECTS of development of EDUCATION in MILITARY INSTITUTES of the national GUARD OF the RUSSIAN FEDERATION collection of scientific articles of the VIII Intercollegiate scientific and practical conference with international participation]; 2017. Russian.

10. Бочкарева E.B. Динамика параметров физического развития курсантов военного вуза под влиянием факторов экзаменационного стресса. В сборнике: Приоритетные направления развития системы военного образования Сборник научных трудов. Под общей редакцией В.Ф. Купавского. Пермь, 2018. С. 148-154 / Bochkareva EV. Dinamika parametrov fizicheskogo razvitiya kursantov voennogo vuza pod vliyaniem faktorov ekzamena-tsionnogo stressa. V sbornike: Prioritetnye napravleniya razvi-tiya sistemy voennogo obrazovaniya Sbornik nauchnykh trudov. Pod obshchey redaktsiey V.F. Kupavskogo [Dynamics of parameters of physical development of military University cadets under the influence of exam stress factors. In the collection: Priority directions of development of the system of military education Collection of scientific works. Under the General editorship of V. F. Kopanskogo]. Perm'; 2018. Russian.

11. Васечко Е.П., Кононова T.A. Специфика учебного процесса в условиях военного института войск национальной гвардии Российской Федерации// Сибирский учитель. 2018. № 6 (121). С. 1418 / Vasechko ЕР, Kononova ТА. Spetsifika uchebnogo protsessa v uslo-viyakh voennogo instituta voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii [Specifics of the educational process in the conditions of the

military Institute of the national guard of the Russian Federation]. Sibirskiy uchitel'. 2018;6(121):14-8. Russian.

12. Гаврилова E.A., Чурганов O.A. Гетеротренинг как средство повышения стресс-толерантности у курсантов военного института в период сессии // Военно-медицинский журнал. 2004. Т. 325, № 2. С. 95 / Gavrilova ЕА, Churganov OA. Geterotrening как sredstvo povysheniya stress-tolerantnosti u kursantov voennogo institu-ta v period sessii [Heterotraining as a means of improving stress tolerance in cadets of military Institute during the session]. Voenno-meditsinskiy zhurnal. 2004;325(2):95. Russian.

13. Еськов B.M., Хадарцев A.A., Филатова O.E., Филатов М.А. Живые системы (complexity) с позиций теории хаоса - самоорганизации // Вестник новых медицинских технологий. 2015. №3. С. 2532 / Es'kov VM, Khadartsev АА, Filatova ОЕ, Filatov MA. Zhivye sistemy (complexity) s pozitsiy teorii khaosa - samoorganizatsii [Living systems (complexity) from the point of chaos and self-organization theory]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2015;22(3):25-32. Russian.

14. Зеленова M.E. Военный стресс и его влияние на характер самовосприятия у афганских ветеранов. В книге: Посттравматический и поствоенный стресс. Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций Материалы IV научно-практической конференции, 1999. С. 6263 / Zelenova ME. Voennyy stress i ego vliyanie na kharakter samo-vospriyatiya u afganskikh veteranov. V knige: Posttravmaticheskiy i postvoennyy stress. Problemy reabilitatsii i sotsial'noy adaptatsii uchastnikov chrezvychaynykh situatsiy Materialy IV nauchno-prakticheskoy konferentsii [Military stress and its impact on the self-perception of Afghan veterans. In the book: Post-traumatic and postwar stress. Problems of rehabilitation and social adaptation of emergency participants Materials of the IV scientific and practical conference]; 1999. Russian.

15. Зеленова M.E., Лекалов A.A., Лим B.C., Костенко E.B. Исследование стратегий преодоления стресса у летчиков. В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Результаты и перспективы развития. Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. Москва, 2017. С. 21852194 / Zelenova ME, Lekalov АА, Lim VS, Kostenko EV. Issledovanie strategiy preodoleniya stressa u letchikov. V sborni-ke: FUNDAMENTAL"NYE I PRIKLADNYE ISSLEDOVANIYa SOVREMENNOY PSIKhOLOGII Rezul'taty i perspektivy razvi-tiya. Otv. red. A. L. Zhuravlev, V. A. Kol'tsova [Research of strategies for coping with stress in pilots. In the collection: FUNDAMENTAL and APPLIED RESEARCH of MODERN PSYCHOLOGY Results and prospects of development. Resp. edited by A. L. Zhuravlev, V. A. Koltsova]. Moscow; 2017. Russian.

16. Ибрагимова E.H., Хамзина A.A. Психологическое благополучие и жизнестойкость военных специалистов, как показатель успешности профессиональной деятельности. В сборнике: Pedagogical, psychological and sociological issues of profes-sionalization personality Materials of the IV international scientific conference, 2018. C. 29-34 / Ibragimova EN, Khamzina AA. Psikhologicheskoe blagopoluchie i zhiznestoykost' voennykh spetsialistov, kak pokazatel' uspeshnosti professional'noy deyatel'nosti. V sbornike: Pedagogical, psychological and sociological issues of profes-sionalization personality Materials of the IV international scientific conference [Psychological well-being and resilience of military specialists as an indicator of professional success. In the collection: Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality Materials of the IV international scientific conference]; 2018. Russian.

17. Каныгин Е.Б., Власова E.M., Блудова С.И. Стресс-менеджмент адаптивности старшеклассников и курсантов военных институтов (межрегиональные исследования в интересах силовых структур). В сборнике: Подготовка специалистов силовых структур: проблемы, перспективы, тенденции развития Сборник научных трудов. Пермь, 2016. С. 299-306 / Kanygin ЕВ, Vlasova ЕМ, Bludova SI. Stress-menedzhment adaptivnosti starsheklassnikov i kursantov voennykh institutov (mezhregional'nye issledovaniya v interesakh silovykh struktur). V sbornike: Podgotovka spetsialistov silovykh struktur: problemy, perspektivy, tendentsii razvitiya Sbornik nauchnykh trudov [Stress management of adaptability of high school students and cadets of military institutes (interregional research in the interests of law enforcement agencies). In the collection: Training of specialists of law enforcement agencies: problems, prospects, development trends Collection of scientific works]. Perm'; 2016. Russian.

18. Капранов С.В., Капранова Г.В. Профилактика ухудшения психического здоровья в условияхвоенного времени // Вестник

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 2 - P. 74-82

неотложной и восстановительной хирургии. 2019. Т. 4, № 3. С. 4046 / Kapranov SV, Kapranova GV. Profilaktika ukhudsheniya psikhicheskogo zdorov'ya v usloviyakhvoennogo vremeni [Prevention of mental health deterioration in wartime conditions]. Vestnik neotlozhnoy i vosstanovitel'noy khirurgii. 2019;4(3)40-6. Russian.

19. Караяни А.Г., Каширин В.П. Социально-психологические факторы боевого поведения военнослужащих (на примере зарубежных армий) // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 1. С. 6-14 / Karayani AG, Kashirin VP. Sotsial'no-psikhologicheskie faktory boevogo povedeniya voennosluzhashchikh (na primere zarubezhnykh armiy) [Socio-psychological factors of combat behavior of military personnel (on the example of foreign armies)]. Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovekv sovremennommire. 2018;1:6-14. Russian.

20. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Военная психология. Учебник для специалистов психологической работы вооруженных сил Российской Федерации. Москва, 2016 / Karayani AG, Syromyatnikov IV. Voennaya psikhologiya. Uchebnik dlya spetsialistov psikhologicheskoy raboty vooruzhennykh sil Rossiyskoy Federatsii [Military psychology. Textbook for specialists in psychological work of the armed forces of the Russian Federation]. Moscow; 2016. Russian.

21. Китаев-Смык Л.А. Психосоциальные болезни военного стресса у женщин Чечни // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3 (38). С. 22-29 / Kitaev-Smyk LA. Psikhosotsial'nye bolezni voennogo stressa u zhenshchin Chechni [Psychosocial diseases of military stress in Chechen women]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2009;3(38):22-9. Russian.

22. Козлова М.Г., Степанова В.В., Кочетова М.И. Подготовка военных кадров: история и современность// Olympus Plus. Гуманитарная версия. 2019. №1. С. 12-15 / Kozlova MG, Stepanova W, Kochetova MI. Podgotovka voennykh kadrov: istoriya i sovremennost' [The training of military personnel: history and modernity]. Olympus Plus. Gumanitarnaya versiya. 2019;1:12-5. Russian.

23. Коновалов И.Е., Елисеев C.A. Особенности психологической подготовки курсантов военных учебных заведений пограничного профиля средствами профессионально-прикладной физической подготовки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №4(170). С. 408-412 / Konovalov IE, Eliseev SA. Osobennosti psikhologicheskoy podgotovki kursantov voennykh uchebnykh zavedeniy pogranichnogo profilya sredstvami professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki Features of psychological training of cadets of military educational institutions of border profile by means of professionally applied physical training]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019;4(170):408-12. Russian.

24. Лазебная E.O. Преодоление психологических последствий военного травматического стресса участниками войны в Афганистане // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 1999. №4. С. 185-191 / Lazebnaya ЕО. Preodolenie psikhologicheskikh posledstviy voenno-go travmaticheskogo stressa uchastnikami voyny v Afganistane [Overcoming the psychological consequences of military traumatic stress by participants of the war in Afghanistan]. Vestnik Rossiyskogo fonda fundamental'nykh issledovaniy. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 1999;4:185-91. Russian.

25. Майсак H.B. Особенности совладания со стрессом летчиков военной авиации // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 3 (12). С. 56-59 / Maysak NV. Osobennosti sovladaniya so stressom letchikov voennoy aviatsii [Features of coping with stress of military aviation pilots]. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya. 2009;3(12):56-9. Russian.

26. Маховицкая Т.П. Проблема адаптации студентов к обучению в вузе в условиях военной ситуации // Гуманитарный вестник (Горловка). 2019. № 8. С. 65 - 69 / Makhovitskaya ТР. Problema adaptatsii studentov k obucheniyu v vuze v usloviyakh voennoy situatsii [The problem of students ' adaptation to higher education in a military situation]. Gumanitarnyy vestnik (Gorlovka). 2019;8:65-9. Russian.

27. Метляева E.B. Тендерные особенности профессионального стресса военнослужащих и его профилактика // Военная мысль. 2014. №8. С. 51-56 / Metlyaeva EV. Gendernye osobennosti professional'nogo stressa voennosluzhashchikh i ego profilaktika [Gender features of professional stress of military personnel and its prevention]. Voennaya mysl'. 2014;8:51-6. Russian.

28. Мороз C.M., Макарова И.И., Семенихина Е.В., Турищева Н.В., Хаитов Р.П. Возможности фитонейрорегуляции у пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами, обусловленными военным стрессом // Украинский медицинский журнал.

2015. №4(108). С. 60-62 / Moroz SM, Makarova II, Semenikhina EV, Turishcheva NV, Khaitov RP. Vozmozhnosti fitoneyroregulyatsii u patsientov s trevozhno-depressivnymi rasstroystvami, obuslovlennymi voennym stressom [The possibility of filenametemplate in patients with anxiety-depressive disorders attributable to military stress]. Ukrainskiy meditsinskiy zhurnal. 2015;4(108):60-2. Russian.

29. Наров М.Ю. Стресс-пунитивное адциктивное поведение у лиц с постравматическими стрессовыми расстройствами (феноменология военной адцикции) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. № 2 (45). С. 40-43 / Narov MYu. Stress-punitivnoe addiktivnoe povedenie u lits s postravmaticheskimi stressovymi rasstroystvami (fenome-nologiya voennoy addiktsii) [Stress-positive addictive behavior in individuals with post-traumatic stress disorders (phenomenology of military addiction)]. Sibirskiy vestnik psikhiatrii i narkologii. 2007;2(45):40-3. Russian.

30. Никифоров И.Г. Исследование стресс-факторов, провоцирующих возникновение конфликтов у курсантов и офицеров военного ВУЗА // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 3. С. 51-55 / Nikiforov IG. Issledovanie stress-faktorov, provotsiruyushchikh vozniknovenie konfliktov u kursantov i ofitserov voennogo VUZA [Research of stress factors that provoke conflicts among cadets and officers of a military UNIVERSITY]; Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2019;3:51-5. Russian.

31. Потанин С.П. Быть готовым к стрессу психологическая подготовка курсантов военных ВУЗОВ // Вестник военного образования. 2019. № 6(21). С. 30-32 / Potanin SP. Byt' gotovym k stressu psikhologicheskaya podgotovka kursantov voennykh VUZOV [Be prepared to stress the psychological preparation of cadets of military schools]. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2019;6(21):30-2. Russian.

32. Разгонов В.Л., Смирнов Н.П. Роль дисциплины "медицинское обеспечение" в контексте формирования оборонного сознания курсантов военных учебно-научных центров в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 15091512 / Razgonov VL, Smirnov NP. Rol' distsipliny "meditsinskoe obespechenie" v kontekste formirovaniya oboronnogo soznaniya kursantov voennykh uchebno-nauchnykh tsentrov v sovremennykh uslo-viyakh [The role of the discipline "medical support" in the context of the formation of defense consciousness of cadets of military training and research centers in modern conditions]. Fundamental'nye issledovaniya. 2014;6-7:1509-12. Russian.

33. Ряполова Т.Л., Абрамов A.B., Роговая Ю.В. Симптоматический психологический дистресс у лиц, подвергшихся воздействию экстремальных травматических событий военного времени // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2016. № 1 (35). С. 12-20 / Ryapolova TL, Abramov AV, Rogovaya YuV. Simptomaticheskiy psikhologicheskiy distress u lits, podvergshikhsya vozdeystviyu ekstremal'nykh travmaticheskikh sobytiy voennogo vremeni [Symptomatic psychological distress in individuals exposed to extreme traumatic events of wartime]. Zhurnal psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii. 2016;l(35):12-20. Russian.

34. Ряполова Т.Л., Тахташева Д.P. Копинг-стратегии и личностный потенциал в экстремальных жизненных ситуациях (часть I) //Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2016. № 1 (35). С. 40-47 / Ryapolova TL, Takhtasheva DR. Koping-strategii i lichnostnyy potentsial v ekstremal'nykh zhiznennykh situatsiyakh (chast' I) [Coping strategies and personal potential in extreme life situations (part I)]; Zhurnal psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii. 2016;l(35):40-7. Russian.

35. Сагалакова O.A., Труевцев Д.В. Метакогнитивные ко-пинг-стратегии при переживании военного стресса // Вестник алтайской науки. 2013. № 1. С. 140-145 / Sagalakova OA, Truevtsev DV. Metakognitivnye koping-strategii pri perezhivanii voennogo stressa [Metacognitive coping strategies for experiencing military stress]. Vestnik altayskoy nauki. 2013;1:140-5. Russian.

36. Стреленко A.A., Исаев A.B. Актуальные проблемы профилактики и реабилитации дезадаптации и стресса военных летчиков. В сборнике: Человек и транспорт. Эффективность. Безопасность. Эргономика Материалы секции международной научно-практической конференции, 2014. С. 71-73 / Strelenko АА, Isaev AV. Aktual'nye problemy profilaktiki i reabilitatsii dezadaptatsii i stressa voennykh letchikov. V sbornike: Chelovek i transport. Effektivnost'. Bezopasnost'. Ergonomika Materialy sektsii mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of prevention and rehabilitation of maladaptation and stress of military pilots. In the collection: People and transport. Efficiency. Security. Ergonomics Materials of the

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 2 - P. 74-82

section of the international scientific and practical conference]; 2014. Russian.

37. Стреленко A.A., Лоллини С.В. Актуальные проблемы профессионального стресса военных летчиков в условиях прохождения ими профилактического отдыха. В книге: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ Сборник тезисов докладов, 2014. С. 279 / Strelenko АА, Lollini SV. Aktual'nye problemy professional'nogo stressa voennykh letchikov v usloviyakh prokhozhdeniya imi profilakticheskogo otdykha. V knige: AKTUAL"NYE VOPROSY NAUKI I TEKhNIKI V SFERE RAZVITIYa AVIATsII Sbornik tezisov dokladov [Actual problems of professional stress of military pilots in the conditions of their preventive rest. In the book: CURRENT ISSUES of SCIENCE AND TECHNOLOGY in the field of AVIATION development Collection of abstracts]; 2014. Russian.

38. Субботина Л.Ю., Спирин A.B. Формирование психологической защиты в условиях стресса на примере военной профессии // Ярославский психологический вестник. 2017. №2(38). С. 65-68 / Subbotina LYu, Spirin AV. Formirovanie psikhologicheskoy zashchity v usloviyakh stressa na primere voennoy professii [Formation of psychological protection under stress on the example of the military profession]. Yaroslavskiy psikhologicheskiy vestnik. 2017;2(38):65-8. Russian.

39. Тарабрина H.B. Психологические и психофизиологические исследования посттравматических стрессовых состояний у лиц, переживших военный стресс. Отчет о НИР № 96-06-80622 (Российский фонд фундаментальных исследований) / Tarabrina NV. Psikhologicheskie i psikhofiziologicheskie issledovaniya posttravmaticheskikh stressovykh sostoyaniy u lits, perezhivshikh voennyy stress. Otchet о NIR № 96-06-80622 (Rossiyskiy fond fundamental'nykh issledovaniy) [Psychological and psychophysiological studies of post-traumatic stress States in individuals who have experienced military stress. Research report No. 96-06-80622 (Russian Foundation for basic research)]. Russian.

40. Тарабрина H.B., Агарков B.A., Зеленова M.E., Лазеб-ная Е.О., Миско Е.А., Химчян З.Г. Психологические и психофизиологические исследования посттравматических стрессовых состояний у лиц, переживших военный стресс. Отчет о НИР № 96-06-80622 (Российский фонд фундаментальных исследований) / Tarabrina NV, Agarkov VA, Zelenova ME, Lazebnaya EO, Misko EA, Khimchyan ZG. Psikhologicheskie i psikhofiziologicheskie issledovaniya posttravmaticheskikh stressovykh sostoyaniy u lits, perezhivshikh voennyy stress. Otchet о NIR № 96-06-80622 (Rossiyskiy fond fundamental'nykh issledovaniy) [Psychological and psychophysiological studies of post-traumatic stress States in individuals who have experienced military stress. Research report No. 96-06-80622 (Russian Foundation for basic research)]. Russian.

41. Тарабрина H.B., Лазебная E.O., Зеленова M.B., Агарков В.А., Миско Е.А. Психологические характеристики лиц, переживших военный стресс. В книге: Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы Тезисы докладов научной конференции Института психологии, 1997. С. 148-149 / Tarabrina NV, Lazebnaya EO, Zelenova MV, Agarkov VA, Misko EA. Psikhologicheskie kharakteristiki lits, perezhivshikh voennyy stress. V knige: Psikhologicheskaya nauka: traditsii, sovremennoe sostoyanie i perspektivy Tezisy dokladov nauchnoy konferentsii Instituta psikhologii [Psychological characteristics of persons who have experienced military stress. In the book: Psychological science: traditions, current state and prospects Abstracts of the scientific conference of the Institute of psychology]; 1997. Russian.

42. Тарабрина H.B., Лазебная E.O., Зеленова M.E. Психологические характеристики лиц, переживших военный стресс. В сборнике: Труды Института Психологии РАН Ответственные редакторы: Брушлинский А.В., Бодров В.А. Редакционная коллегия: Дружинин

B.Н., Дорофеев Е.Д., Боковиков А.К., Крылова Н.В.. Москва, 1997.

C. 254-262 / Tarabrina NV, Lazebnaya EO, Zelenova ME. Psikhologicheskie kharakteristiki lits, perezhivshikh voennyy stress. V sbor-nike: Trudy Instituta Psikhologii RAN Otvetstvennye redaktory: Brushlinskiy A.V., Bodrov V.A. Redaktsionnaya kollegiya: Druzhinin V.N., Dorofeev E.D., Bokovikov A.K., Krylova N.V. [Psychological characteristics of persons who have experienced military stress. In the collection: Proceedings of The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Responsible editors: Brushlinsky A.V., Bodrov V. A. Editorial Board: Druzhinin V. N., Dorofeev E. D., Bokovikov A. K., Krylova N. V.]. Moscow; 1997. Russian.

43. Терехина H.C. Исследование саморегуляции поведения в военной авиации как среде повышенного стресса. В сборни-

ке: Психология стресса и совладающего поведения Материалы III Международной научно-практической конференции: в 2 томах, 2013. С. 262 -264 / Terekhina NS. Issledovanie samoregulyatsii povedeniya v voennoy aviatsii kak srede povyshennogo stressa. V sbornike: Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 tomakh [Research of self-regulation of behavior in military aviation as an environment of increased stress. In the collection: psychology of stress and coping behavior Materials of the III International scientific and practical conference: in 2 volumes]; 2013. Russian.

44. Терехова T.A., Фонталова H.C. Влияние боевого стресса на состояние психического здоровья участников военных действий // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 71-75 / Terekhova ТА, Fontalova NS. Vliyanie boevogo stressa na sostoyanie psikhicheskogo zdorov'ya uchastnikov voennykh deystviy [Influence of combat stress on the state of mental health of participants in military operations]. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii. 2014;1:71-5. Russian.

45. Тимошенко A.A. Стратегии совладания со стресс - факторами в условиях военной службы через призму психосоциальных теорий. В сборнике: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА КАК ДРАЙВЕР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ сборник статей Международной научно-практической конференции, 2019. С. 205-208 /Timoshenko АА. Strategii sovladaniya so stress - faktorami v usloviyakh voennoy sluzhby cherez prizmu psikhosotsial'nykh teoriy. V sbornike: INTELLEKTUAL"NYY POTENTsIAL OBShchESTVA КАК DRAYVER INNOVATsIONNOGO RAZVITIYa NAUKI sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Strategies for coping with stress factors in military service through the prism of psychosocial theories. In the collection: INTELLECTUAL POTENTIAL of SOCIETY AS a DRIVER of INNOVATIVE development of SCIENCE collection of articles of the International scientific and practical conference]; 2019. Russian.

46. Тишакин Д.И., Джафарова О.А., Гребнева О.Л. Анализ психофизиологических реакций при стресс-тестировании курсантов военных ВУЗОВ // Бюллетень сибирской медицины. 2010. Т. 9, № 2. С. 73-77 / Tishakin DI, Dzhafarova OA, Grebneva OL. Analiz psikhofiziologicheskikh reaktsiy pri stress-testirovanii kur-santov voennykh VUZOV [Analysis of psychophysiological reactions during stress testing of military UNIVERSITY cadets]. Byulleten' sibirskoy meditsiny. 2010;9(2):73-7. Russina.

47. Тукачева Т.П. Военно-профессиональная деятельность как источник развития стресса курсантов военных ВУЗОВ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). С. 353-357 / Tukacheva ТР. Voenno-professional'naya deyatel'nost' kak istoch-nik razvitiya stressa kursantov voennykh VUZOV [Military professional activity as a source of stress development for cadets of military UNIVERSITIES]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019;5(171):353-7. Russian.

48. Тукачева Т.П. Методы формирования стрессоустойчиво-сти курсантов военных вузов войск национальной гвардии российской федерации. В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией В.Ф. Купавского, 2017. С. 146-151 /TukachevaТР. Metody formirovaniya stressoustoychivosti kursantov voennykh vuzov voysk natsional'noy gvardii rossiyskoy federatsii. V sbornike: AKTUAL"NYE VOPROSY PODGOTOVKI SPETsIALISTOV SILOVYKh STRUKTUR: SOVREMENNOE SOSTOYaNIE I PUTI RAZVITIYa Sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod obshchey redaktsiey V.F. Kupavskogo [Methods of forming the stress resistance of cadets of military universities of the national guard of the Russian Federation. In the collection: CURRENT ISSUES OF training specialists of LAW enforcement AGENCIES: CURRENT STATE AND WAYS of DEVELOPMENT Collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference. Under the General editorship of V. F. Kopanskogo]; 2017. Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Тукачева Т.П. Теоретические аспекты организации педагогического сопровождения формирования копинг-поведения будущих офицеров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 8 (141). С. 27-31 / Tukacheva ТР. Teoreticheskie aspekty organizatsii pedagogicheskogo soprovozhdeniya formirovaniya koping-povedeniya budushchikh ofitserov [Theoretical aspects of the organization of pedagogical support for the formation of coping behavior of future officers]. Izvestiya

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2020 - V. 27, № 2 - P. 74-82

Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019;8(141):27-31. Russian.

50. Тукачева Т.П. Теоретическое обоснование комплексной программы психопрофилактики стресса курсантов военных ВУЗОВ. В сборнике: СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сборник научных трудов. Под общ. ред. В.Ф. Купавского. Пермь, 2017. С. 279-284 / Tukacheva ТР. Teoreticheskoe obosnovanie kompleksnoy programmy psikhoprofilaktiki stressa kursantov voennykh VUZOV. V sbornike: SOVREMENNAYa SISTEMA VOENNOGO OBRAZOVANIYa I PERSPEKTIVNYE NAPRAVLENIYa RAZVITIYa VOYSK NATsIONAL"NOY GVARDII ROSSIYSKOY FEDERATsII Sbornik nauchnykh trudov. Pod obshch. red. V.F. Kupavskogo [. Theoretical justification of the complex program of psychoprophylaxis of stress of cadets of military UNIVERSITIES. In the collection: MODERN system of MILITARY EDUCATION AND PROMISING DIRECTIONS of development of the national GUARD OF the RUSSIAN FEDERATION Collection of scientific works. Under the General editorship of V. F. Kopanskogo]. Perm'; 2017. Russian.

51. Хадарцев А.А. Клеточные механизмы реконвалесценции при внебольничной пневмонии после воздействия низкоинтенсивного микроволнового излучения (литературный обзор) // Вестник новых медицинских технологий. 2019. №1. С. 95-103. DOI: 10.24411/1609-2163-2019-16334 / Khadartsev АА. Kletochnye mekhanizmy rekonvalestsentsii pri vnebol'nichnoy pnevmonii posle vozdeystviya nizkointensivnogo mikrovolnovogo izlucheniya (literaturnyy obzor) [Cellular mechanisms of convalescence in community-acquired pneumonia after exposure to low-intensity microwave radiation (literature review)]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2019;1:95-103. DOI: 10.24411/1609-2163-2019-16334. Russian.

52. Хажуев И.С. Личностные ресурсы преодоления психологических последствий интенсивного стресса комбатантов как основа военной безопасности // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2017. Т. 15, №2(18). С. 190-197 / Khazhuev IS. Lichnostnye resursy preodoleniya psikhologicheskikh posledstviy intensivnogo stressa kombatantov kak osnova voennoy bezopasnosti [Personal resources to overcome the psychological consequences of intense stress of combatants as the basis of military security].

Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2017;15(2(18)): 190-7. Russian.

53. Челнокова Т.П. Когнитивные схемы и копинг-стратегии у лиц, переживающих воздействие военного стресса // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2011. № 8. С. 342-3444 / Chelnokova ТР. Kognitivnye skhemy i koping-strategii u lits, perezhivayushchikh vozdeystvie voennogo stressa [Cognitive schemas, and coping strategies in persons experiencing the effects of military stress]. Trudy molodykh uchenykh Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011;8:342-4. Russian.

54. Шварева Л.В., Аджигитов П.Я. О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности // Педагогика высшей школы. 2016. №3(6). С. 28-30 / Shvareva LV, Adzhigitov PYa. О neobkhodimosti povorota па formirovanie sub"ektnosti kursanta kak pokazatelya ego tselostnosti [On the need to turn to the structures of the cadet's subjectivity as an indicator of the integrity of the ego]. Pedagogika vysshey shkoly. 2016;3(6):28-30. Russian.

55. Шварева Л.В., Яшкин А.Ю. Формирование смирения как основы воинского служения//Молодежь. Образование. Наука. 2017. Т. 1, № 1-1. С. 216-221 / Shvareva LV, Yashkin AYu. Formirovanie smireniya kak osnovy voinskogo sluzheniya [Formation of humility as the basis of military service]. Molodezh'. Obrazovanie. Nauka. 2017;1(1-1):216-21. Russian.

56. Mohan Dr.Ja. Effort-reward induced stress and coping behavior of recruits in indian paramilitary forces. В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие материалы V Международной научной конференции: в 2-х томах. Ответственные редакторы М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова, 2019. С. 196-200 / Mohan Drja. Effort-reward induced stress and coping behavior of recruits in indian paramilitary forces. V sbornike: Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: vyzovy, resursy, blagopoluchie materialy V Mezhdunarodnoy nauchnoy kon-ferentsii: v 2-kh tomakh. Otvetstvennye redaktory M.V. Saporovskaya, T.L. Kryukova, S.A. Khazova [Effort-reward induced stress and coping behavior of recruits in indian paramilitary forces. In the collection: psychology of stress and coping behavior: challenges, resources, well-being materials of the V International scientific conference: in 2 volumes. Responsible editors MV Zaporowska, TL Kryukova, SAKhazova]; 2019. Russian.

Библиографическая ссылка:

Хадарцев A.A., Стариков Н.Е., Грачев Р.В. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2020. №2. С. 74-82. DOI: 10.24411/1609-2163-2020-16677.

Bibliographic reference:

Khadartsev АА, Starikov NE, Grachev RV. Professional'nyy stress u voennosluzhashchikh (obzor literatury) [Professional stress in military service (literature review)]. Journal of New Medical Technologies. 2020;2:74-82. DOI: 10.24411/1609-2163-2020-16677. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.