Научная статья на тему 'Психологическая и психофизиологическая «готовность» совершеннолетних и несовершеннолетних кандидатов в водители к управлению транспортным средством'

Психологическая и психофизиологическая «готовность» совершеннолетних и несовершеннолетних кандидатов в водители к управлению транспортным средством Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психофизиологические особенности / совершеннолетний кандидат в водители / надежность водителя / кандидат в водители / не достигший восемнадцатилетнего возраста / безопасное управление транспортным средством / психологический портрет / профиль водителя / psychophysiological features / adult candidate for drivers / driver reliability / candidate for drivers under the age of eighteen / safe driving / psychological profile / driver profile

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Михайловна Кузнецова, Анна Махмутовна Прохорова

В статье раскрываются некоторые аспекты допуска к участию в дорожном движении кандидатов в водители, не достигших восемнадцатилетнего возраста, связанные с их психофизиологическими особенностями, влияющими на управление транспортным средством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наталья Михайловна Кузнецова, Анна Махмутовна Прохорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and psychophysiological «readiness» of adult and underage candidates for drivers to drive a vehicle

The article reveals some aspects of the admission of candidates for drivers under the age of eighteen to participate in road traffic, related to their psychophysiological characteristics that affect the driving of a vehicle.

Текст научной работы на тему «Психологическая и психофизиологическая «готовность» совершеннолетних и несовершеннолетних кандидатов в водители к управлению транспортным средством»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-63-68 NIION: 2018-0077-4/21-052 MOSURED: 77/27-024-2021-04-251

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Психологическая и психофизиологическая «готовность» совершеннолетних и несовершеннолетних кандидатов в водители к управлению транспортным средством

Наталья Михайловна Кузнецова1, Анна Махмутовна Прохорова2

1 2 Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России, Москва, Россия

1 natkuznecova@yandex.ru

2 anna_prohorova78@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты допуска к участию в дорожном движении кандидатов в водители, не достигших восемнадцатилетнего возраста, связанные с их психофизиологическими особенностями, влияющими на управление транспортным средством.

Ключевые слова: психофизиологические особенности, совершеннолетний кандидат в водители, надежность водителя, кандидат в водители, не достигший восемнадцатилетнего возраста, безопасное управление транспортным средством, психологический портрет, профиль водителя

Для цитирования: Кузнецова Н. М., Прохорова А. М. Психологическая и психофизиологическая «готовность» совершеннолетних и несовершеннолетних кандидатов в водители к управлению транспортным средством // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 63-68. https://doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2021-4-63 -68.

Original article

Psychological and psychophysiological «readiness» of adult and underage candidates for drivers to drive a vehicle

Natalia M. Kuznetsova1, Anna M. Prokhorova2

1 2 Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 natkuznecova@yandex.ru

2 anna_prohorova78@mail.ru

Abstract. The article reveals some aspects of the admission of candidates for drivers under the age of eighteen to participate in road traffic, related to their psychophysiological characteristics that affect the driving of a vehicle.

Keywords: psychophysiological features, adult candidate for drivers, driver reliability, candidate for drivers under the age of eighteen, safe driving, psychological profile, driver profile

For citation: Kuznetsova N. M., Prokhorova A. M. Psychological and psychophysiological «readiness» of adult and underage candidates for drivers to drive a vehicle // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):63-68. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-63-68.

Вопросы допуска к участию в дорожном движении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, можно рассматривать в двух аспек-

© Кузнецова Н. М., Прохорова А. М., 2021

тах: первый - это правовые основания допуска, и второй - особенности данного возрастного периода.

Что касается первого аспекта, то в настоящее время в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [5] лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «В» и «С», но российские национальные водительские удостоверения выдаются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста после прохождения в установленном порядке соответствующего профессионального обучения и успешной сдачи экзаменов.

Недостижение кандидатом в водители, успешно сдавшим экзамены на право управления транспортными средствами категорий «В» или «С», восемнадцатилетнего возраста является основанием для приостановления государственной услуги по выдаче водительского удостоверения. Таким образом в период времени от сдачи экзаменов до наступления возраста совершеннолетия возможность управления транспортным средством отсутствует.

В настоящее время разработан проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» по вопросам допуска к управлению транспортными средствами, в частности допуска кандидата в водители до достижении им восемнадцатилетнего возраста к самостоятельному управлению транспортным средством (далее - ТС) категории «В» с сопровождающим лицом (п. 3 ст. 26).

Основным аргументом в пользу данных изменений служит то, что за время, которое проходит от момента сдачи экзамена до момента фактического получения права управления и использования его для самостоятельного управления транспортным средством «теряются» навыки управления автомобилем.

Однако при этом существует второй, наиболее весомый на наш взгляд, аспект - это психологические и психофизиологические особенности возраста водителя. Кандидаты в водители, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, обладают совокупностью таких особенностей (личностных и психофизиологических), которые напрямую влияют на надежность и безопасность управления транспортным средством.

Управление транспортным средством является сложной комплексной деятельностью, требующей от водителя сформированности не только соответствующих двигательных навыков, но и развитости психофизиологических функций. Безопасное управление транспортным средством тесно связано с таким понятием как надежность водителя, то есть способность безошибочно управлять ТС в любых дорожных условиях в течение всего времени движения.

Надежность водителя - это комплексная характеристика, включающая психофизиологические параметры, такие как работоспособность, особенности функционирования нервной системы, ее свойства, психодинамические процессы (память, внимание, мышление и др.), недостатки в функционировании которых могут приводить к ошибкам в принятии решений, а их сформированность наоборот обеспечивает безопасность движения, социально-психологические качества личности (ответственность, нормативность поведения, дисциплинированность, культурность, ценностные установки и др.), определяющие характер поведения на дороге, профессиональный опыт, позволяющий реализовать наиболее рациональные приемы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе в опасных и критических ситуациях.

Как мы видим, надежность водителя напрямую обеспечивает безопасность управления транспортным средством (далее - ТС).

В рамках научного исследования, направленного на совершенствование процедур допуска водителей транспортных средств, не достигших восемнадцатилетнего возраста, к участию в дорожном движении, проведенного ФКУ «НЦ БДД МВД России» в 2020 году, разработаны психологические портреты совершеннолетних кандидатов в водители и кандидатов в водители, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

В качестве психодиагностического инструментария были использованы методики, направленные на определение особенностей кандидатов водители, влияющих и обеспечивающих безопасность/небезопасность управления транспортным средством (Р. Б. Кеттелл (16-ФЛО), Г. Айзенк (EPI), опросник Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина, А. Басса - А. Дар-ки,). Кроме того, изучались свойства нервной системы кандидатов в водители: сенсо-моторные реакции (ПЗМР, СЗМР), уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП), работоспособность головного мозга (РГМ), уравновешенность нервных процессов (РДО), а также свойств психических процессов (кратковременная память и объем внимания).

В исследовании приняли участие 528 кандидатов в водители, которые были разделены на 2 группы: в первую группу вошли несовершеннолетние кандидаты в возрасте 16-17 лет (108 человек - 20,5 %), во вторую совершеннолетние кандидаты в возрасте 18-49 лет (420 человек - 79,5 %).

Остановимся на некоторых аспектах исследования. Основные результаты психофизиологического исследования позволяют установить, что среди показателей нейродинамической сферы, непосредственно влияющих на надежность и эффективность

управления транспортном средством, наиболее ин- ции, работоспособность головного мозга, уравнове-формативными являются зрительно-моторные реак- шенность (табл. 1).

Таблица 1

Достоверные отличия по психофизиологическим и психологическим показателям между несовершеннолетними и совершеннолетними кандидатами в водители

Показатели Несовершеннолетние Совершеннолетние

Психофизиологические показатели

Нейродинамические особенности:

сложная зрительно-моторная реакция (м/сек) 451,59±8,49 509,39±3,47

работоспособность головного мозга (кол-во сигналов/5 минут) 481,28±19,24 539,48±2,81

реакция на движущийся объект (запаздывание) (кол-во) 12,7±0,49 14,7±0,21

Сложная зрительно-моторная реакция (СЗРМ) связана с аналитико-синтетической деятельностью, обработкой поступающей информации из дорожно-транспортной среды и включает не только ее восприятие (информации), но анализ, переработку и выполнение действия. У несовершеннолетних кандидатов в водители показатель зрительно-моторной реакции ниже и составляет 451,59±8,49, у совершеннолетних выше - 509,39±3,47.

Низкие значения по показателю «работоспособность головного мозга» проявляются в условиях дорожного движения быстрой утомляемостью, необходимостью в дополнительных перерывах для отдыха, резким снижением продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и напряженных (экстремальных) ситуаций, которые сопровождают управление ТС и провоцируют тревогу, неуверенность. Так, показатель работоспособности головного мозга у несовершеннолетних составил 481,28±19,24, совершеннолетних кандидатов в водители составил 539,48±2,8.

Функциональная подвижность нервных процессов характеризует наивысший уровень выполнения деятельности для водителя, предусматривающий наряду с положительными реакциями их дифферен-цировку, то есть экстренное переключение действий, быструю смену возбудительного и тормозного про-

цессов. Данное свойство отражает способность нервной системы к выполнению в единицу времени определенного количества рабочих циклов при действии возбудительных и тормозных сигналов.

Исследование уравновешенности нервной системы по реакции на движущийся объект позволяет оценить такое качество сложной сенсомотор-ной реакции, как точность реагирования и судить о соотношении (уравновешенности) возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Так, количество реакций запаздывания у несовершеннолетних несколько ниже чем у совершеннолетних кандидатов в водители.

Вместе с тем необходимо отметить, что надежность водителя, как звена в системе водитель-автомобиль-дорога-среда, обеспечивается не отдельными психофизиологическими функциями или суммой функций, а их значительно более сложным сочетанием, динамическим взаимодействием, без учета которого невозможно выявить водителя, готового обеспечить высокую безопасность и эффективность дорожного движения.

Результаты статистически значимых различий психологических показателей несовершеннолетних и совершеннолетних кандидатов в водители представлены в таблице 2.

Таблица 2

Достоверные отличия по психологическим показателям между несовершеннолетними и совершеннолетними кандидатами в водители

Показатели Несовершеннолетние Совершеннолетние

Психологические показатели

Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16PF-C)

Замкнутость - общительность (балл) 7,83±0,42 8,85±0,1

Эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность (балл) 5,83±0,5 9,28±0,08

Сдержанность - экспрессивность (балл) 6,96±0,46 5,23±0,09

Низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения (балл) 6,3±0,37 9,55±0,1

Спокойствие - тревожность (балл) 6,65±0,55 4,09±0,11

Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (балл) 6,91±0,4 8,47±0,08

Расслабленность - напряженность (балл) 6,13±0,38 3,72±0,09

Тест-опросник Г. Айзенка

Экстраверсия - интроверсия (балл) экстр 13,68±0,33 14,99±0,13

Эмоциональная неустойчивость - устойчивость (балл) 9,63±0,64 6,06±0,18

Опросник уровня агрессивности и враждебности А. Басс - А. Дарки

Физическая агрессия (балл) 6,23±0,28 4,49±0,08

Раздражение (балл) 5,74±0,32 2,72±0,1

Негативизм (балл) 3,06±0,19 1,37±0,06

Вербальная агрессия (балл) 7,89±0,35 6,15±0,11

Агрессивность (балл) 16,19±0,53 13±0,16

Враждебность (балл) 10,06±0,41 5,92±0,13

Опросник Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина

Ситуативная тревожность (балл) 25,25±1,26 38,06±3

Достоверные отличия по результатам диагностики Шестнадцатифакторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла (16PF-C) получены по 7 шкалам: «замкнутость - общительность» (А), «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (С), «сдержанность - экспрессивность» «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» «спокойствие - тревожность» (О), «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» ^3), «расслабленность - напряженность» ^4). Отметим, что для шкал А, С, G, Q3 действует прямая зависимость (чем выше показатель, тем развитее качество), для шкал F, О, Q4 обратная (чем ниже показатель, тем развитее качество).

Для совершеннолетних кандидатов в водители по сравнению с кандидатами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, характерны более выраженные показатели по всем указанным шкалам. Так, в условиях дорожного движения «взрослые водители» склонны к проявлению большей приспособляемости и ориентированности в потоке, готовности гибкому поведению, вниманию к другим участникам дорожного движения, обладают большей зрелостью эмоций, что при управлении транспортным средством проявляется как эмоциональная устойчивость, выдержанность, склонность к ответственности, разумному поведению, осознанному соблюдению общепринятых моральных норм и правил, нормативности поведения в условиях дорожного движения, тогда как несовершеннолетним свойственна изменчивость поведения, эмоциональная неустойчивость, смена настроения, фрустрированность, недостаточность развитости воли и самоконтроля, осознанности волевого поведения, что может проявиться как неупорядоченность и импульсивность в процессе управления ТС, склонность к ошибкам при принятии решений в дорожной ситуации, отсутствие четких принципов взаимодействия с другими участниками дорожного движения, объективности в оценки их и собственных действий. Указанные особенности могут рассматриваться как рискориентированный фактор

при управлении транспортным средством.

Показатели, полученные по результатам теста-опросника Г. Айзенка, коррелируют с результатами личностного опросника Р. Б. Кеттелла. Так, эмоциональная неустойчивость в большей степени характерна для подростков 9,63±0,64, чем для совершеннолетних кандидатов 6,06±0,18.

Высокий уровень проявления эмоциональной устойчивости характерен для 78 % совершеннолетних кандидатов, 50 % несовершеннолетних. Низкий уровень эмоциональной устойчивости проявляют лишь 3,3 % взрослых, тогда как подростки 26 % случаев.

Укажем, что надежность управления ТС во многом определяется безаварийностью и сниженным риском возникновения опасной ситуации, исключением создания помех для других участников дорожного движения, уважением и прогнозированием их поведения на дороге и др.

Агрессивность как системное свойство личности в совокупности с другими качествами также определяет надежность управления транспортным средством.

Под агрессивностью будем понимать свойство личности, которое характеризуется наличием деструктивных тенденций в области субъектно-объект-ных отношений в условиях дорожно-транспортной среды. Враждебность рассматривается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки относительно событий и людей как участников дорожного движения.

Общей тенденцией по результатам опросника уровня агрессивности и враждебности А. Басс -А. Дарки, является тот факт, что у несовершеннолетних водителей по шкалам «физическая агрессия», «раздражение», «негативизм», «вербальная агрессия», «агрессивность», «враждебность» показатели выше, чем у совершеннолетних кандидатов в водители, что характеризует несовершеннолетних кандидатов в водители как менее надежных по этому критерию.

По совокупным результатам был разработан психофизиологический профиль исследуемых групп (рис. 1; 2).

ст ЕР|-ЭкстЕР1_"Нейротнзм

БД4 ЕШ БД2

Рис. 1. Профиль несовершеннолетних кандидатов в водители

Рис. 2. Профиль совершеннолетних кандидатов в водители

Профиль совершеннолетних кандидатов в водители более «наполненный», устойчивых связей и взаимозависимостей внутри него гораздо больше, что указывает на сформированность функциональной системы. Так, например, показатели шкалы «нейротизм» связаны с показателями по шкалам «враждебность», «агрессивность», «негативизм», «раздражение», объем внимания связан с эмоциональной устойчивостью и интеллектом и т. д.

В связи с тем, что возраст несовершеннолетних кандидатов в водители характеризуется продолжающимся развитием головного мозга, структуры личности, формированием убеждений, ценностно-смысловых ориентаций и др., их профиль «неплотный», «незаполненный», устойчивых связей и взаимозависимостей в нем гораздо меньше. В перспективе по мере развития кандидатов, накопления ими практического опыта профиль будет «обрастать» и наполняться, приобретать устойчивые связи и взаимозависимости.

Разработанные профили легли в основу составления психологических портретов кандидатов в водители.

Так, для несовершеннолетнего кандидата в водители характерен более высокий объем внимания,

который измеряется количеством объектов, воспринимаемых одновременно в потоке движущегося транспорта, отслеживании изменений, происходящих на дороге. В тоже время для них свойственна сниженная работоспособность головного мозга, проявляющаяся в быстрой утомляемости, в необходимости частых перерывов на отдых, отвлекаемости, более медленной реакцией на движущийся объект, что в условиях дорожного движения проявляется как «запаздывание» восприятия, обработки и анализа поступающей информации из дорожно-транспортной среды, что повышает возможные риски на дороге.

Среди важных личностных характеристик, влияющих на управление транспортным средством, следует отметить ранимость, эмоциональную неустойчивость, импульсивность, подверженность влиянию чувств, фрустрации, страхам, недовольству собой, «гибкость» по отношению к социальным нормам, неприспособляемость к своим эмоциям и действиям, недостаточную развитость воли и самоконтроля, в большей степени конфликтный стиль взаимодействия. Указанные характеристики могут проявляться в условиях дорожного движения как слабая приспособляемость и ориентированность в потоке, соперничество и желание самоутвердиться в условиях дорожного движения, отсутствие четких принципов взаимодействия с другими участниками дорожного движения, объективности в оценки их и собственных действий.

В связи с тем, что у несовершеннолетних кандидатов показатели по шкалам «физическая агрессия», «раздражение», «негативизм», «вербальная агрессия», «агрессивность», «враждебность» выше, то при эмоциональной неустойчивости проявление агрессии, нарушающей внутреннее равновесие, в условиях дорожного движения является дополнительным фактором риска и снижает надежность водителя.

Для совершеннолетнего кандидата в водители характерна более высокая работоспособность головного мозга (по сравнению с несовершеннолетними кандидатами), большая продуктивность работы на фоне отвлекающих факторов, напряженных (экстремальных) ситуаций, провоцирующих тревогу и неуверенность, более быстрая реакция на движущийся объект, большая приспособляемость и ориентированность в потоке.

Что касается личностных качеств, то можно выделить гибкое поведение в стрессовых условиях, большую работоспособность, ответственность, осознанность в проявлении нормативности поведения в условиях дорожного движения, соблюдении общепринятых моральных норм и правил, большую эмоциональную зрелость, проявляющуюся в эмоциональной устойчивости, выдержанности, спокой-

ствии, готовности к сотрудничеству, избеганию конфликтных ситуаций на дороге.

Также отметим, что все показатели по шкалам, связанными с агрессивностью и враждебностью, у совершеннолетних кандидатов в водители ниже, чем у несовершеннолетних кандидатов, что характеризует их как более надежных водителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключении отметим, что результаты психофизиологического исследования кандидатов в водители, не достигших восемнадцатилетнего возраста, позволяют говорить о существенных различиях (статистически значимых) в психофизиологических и личностных характеристиках, влияющих на надежность управления ТС, и в целом на безопасное участие в дорожном движении.

Библиографический список

1. Карцев, И. Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям / И. Д. Карцев, Л. Ф. Халдеева, К. Э. Павлович. М. : Медицина, 2007. 176 с.

2. Макаренко Н. В. Высшая нервная деятельность человека и профессиональный труд / Н. В. Макаренко, В. С. Лизогуб // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2008. № 2(12). С. 56-62.

3. Мухин, Е. М. Влияние психофизиологических особенностей водителей со стажем вождения до трех лет на совершение ими нарушений правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий / [Е. М. Мухин и др.] // Вестник КемГУ. 2013. № 3 (55). Т. 1. С. 8-12.

4. Шатунова, О. В. Надежность водителя как фактор безопасности дорожного движения / О. В. Ша-тунова, Г. К. Искандарова // Транспорт. 2016. № 3. С. 116-118.

5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (ред. от 20.12.2019) (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»).

Bibliographic list

1. Kartsev, I. D. Physiological criteria of professional competence of adolescents to different professions / I. D. Kartsev, L. F. Khaldeeva, K. E. Pavlovich. M. : Medicine, 2007. 176 p.

2. Makarenko N. V. the Higher nervous activity of the person and professional work / N. V. Makarenko, V. S. Lizogub // Actual problems of transport medicine. 2008. No. 2(12). pp. 56-62.

3. Mukhin, E. M. Influence of psychophysiological characteristics of drivers with experience of driving up to three years for committing violations of traffic rules and road accidents / [E. M. Mukhin et al.] // Vestnik Kemgu. 2013. № 3 (55). Vol. 1. pp. 8-12.

4. Shatunova, O. V. the driver's Reliability as a factor in road safety / O. V. Shatunova, G. K. Iskandarova // Transport. 2016. No. 3. pp. 116-118.

5. Federal law of December 10, 1995, No. 96-FZ «On road safety».

6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1097 dated October 24, 2014 «On Admission to driving vehicles» (ed. dated December 20, 2019) (together with the «Rules for conducting examinations for the right to drive vehicles and issuing driver's li-censes»).

Информация об авторах

Н. М. Кузнецова - начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения, кандидат психологических наук;

А. М. Прохорова - заместитель начальника научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения, кандидат биологических наук.

Information about the authors N. M. Kuznetsova - Head of the Department of Scientific Support of Preventive Measures and activities for the formation of legal awareness of road users, Candidate of Psychological Sciences;

A. M. Prokhorova - Deputy Head of the Department of Scientific Support of Preventive Measures and activities for the formation of legal awareness of road users, Candidate of Biological Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.10.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 01.10.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.