Научная статья на тему 'Психофизиологические основы деятельности водителей и безопасность дорожного движения'

Психофизиологические основы деятельности водителей и безопасность дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1608
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАДЁЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ / ФАКТОРЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ROAD SAFETY / DRIVER''S SAFETY / FACTORS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FACTORS / COGNITIVE FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильченко А.С., Шпорт С.В., Булыгина В.Г.

В научном обзоре с целью обоснования модели медико-психологической профилактики дорожно-транспортного травматизма обобщены результаты зарубежных и отечественных эмпирических исследований, посвящённых проблеме обеспечения безопасности дорожного движения и оценки надёжности водителя. Описаны психофизиологические факторы безопасного и высокорискового поведения водителя. Сделан вывод о необходимости выделения предикторов склонности к декомпенсации и рискованному поведению на дорогах, ранней оценки состояния усталости водителя за рулём, разработки тренингов для развития навыков принятия решений в дорожно-транспортных ситуациях, обучающих программ по профилактике психоэмоциональной дисфункции у водителей, а также разработки и внедрения систем оценки текущего состояния водителя за рулём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological foundations of the activity of drivers and road safety

The scientific review summarizes the results of foreign and domestic empirical studies devoted to the problem of ensuring road safety and assessing the reliability of the driver to solve the problems of substantiating the model of medical and psychological prevention of road traffic injuries. Psychophysiological factors of safe and high-risk behavior of the driver are described. The conclusion has been made that there is a need to identify predictors of a propensity for decompensation and risky behavior on the roads of drivers, an early assessment of the driver's fatigue behind the wheel; to design the training programs aimed at developing the decision-making skills in road traffic situations, and training programs for the prevention of psychoemotional dysfunction among drivers of vehicles; to develop and implement the systems of assessment of the current state of the driver behind the wheel.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические основы деятельности водителей и безопасность дорожного движения»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2018 УДК 159.913

Для корреспонденции

Шпорт Светлана Вячеславовна - учёный секретарь

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр

психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России

Адрес: 119034, Москва, Кропоткинский пер., д. 23

Телефон: +7 (495) 637-51-35

E-mail: svshport@mail.ru

А.С. Васильченко, С.В. Шпорт, В.Г. Булыгина

Психофизиологические основы деятельности водителей и безопасность дорожного движения

Научный обзор

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия

В научном обзоре с целью обоснования модели медико-психологической профилактики дорожно-транспортного травматизма обобщены результаты зарубежных и отечественных эмпирических исследований, посвящённых проблеме обеспечения безопасности дорожного движения и оценки надёжности водителя. Описаны психофизиологические факторы безопасного и высокорискового поведения водителя. Сделан вывод о необходимости выделения предикторов склонности к декомпенсации и рискованному поведению на дорогах, ранней оценки состояния усталости водителя за рулём, разработки тренингов для развития навыков принятия решений в дорожно-транспортных ситуациях, обучающих программ по профилактике психоэмоциональной дисфункции у водителей, а также разработки и внедрения систем оценки текущего состояния водителя за рулём.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, надёжность водителя, факторы

дорожно-транспортного происшествия, психофизиологические факторы, когнитивные факторы

AS Vasilchenko, SV Shport, VG Bulygina

Psychophysiological foundations of the activity of drivers and road safety

Review

V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow, Russia

The scientific review summarizes the results of foreign and domestic empirical studies devoted to the problem of ensuring road safety and assessing the reliability of the driver to solve the problems of substantiating the model of medical and psychological prevention of road traffic injuries. Psychophysiological factors of safe and high-risk behavior of the driver are described. The conclusion has been made that there is a need to identify predictors of a propensity for decompensation and risky behavior on the roads of drivers, an early assessment of the driver's fatigue behind the wheel; to design the training programs aimed at developing the decision-making skills in road traffic situations, and training programs for the prevention of psychoemotional dysfunction among drivers of vehicles; to develop and implement the systems of assessment of the current state of the driver behind the wheel.

Keywords: road safety; driver's safety; factors of road traffic accidents; psychophysiological factors; cognitive factors

Актуальность исследования психофизиологических основ деятельности водителей обусловлена необходимостью развития системы профилактики дорожно-транспортного травматизма и повышения психопрофилактических мероприятий. Несмотря на снижение за последние годы в России некоторых показателей аварийности, количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), погибших и получивших ранения в них остаётся высоким. По данным Научного центра безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (https://нцбдд.мвд.рф/), за 6 месяцев 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 1,8%. Четыре из пяти (79,9%) таких ДТП (49 031; +0,4%) совершались из-за нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями легковых автомобилей: погибло 4633 (-9,3%) человека и 66 017 (-1,2%) получили ранения. Увеличились показатели аварийности из-за нарушения ПДД водителями грузовых автомобилей. В 4671 (+4,5%) таком ДТП погибло 710 (стабильно) человек и ранено 5716 (+1,7%). Доля погибших в таких ДТП составила 12,0%. Увеличилось количество ДТП и число раненых из-за нарушения ПДД водителями автобусов, находящихся в собственности физических лиц. Всего совершено 1074 (+0,7%) таких ДТП: погибло 45 (-8,2%) человек и ранено 1677 (+0,7%). Увеличились показатели аварийности из-за нарушения ПДД водителями стран СНГ. Одновременно зафиксирован рост количества ДТП и числа погибших из-за нарушения ПДД водителями - гражданами иностранных государств. В 2365 (+5,5%) таких ДТП погибло 246 (-2,0%) человек и ранено 3178 (+1,1%). Тяжесть последствий таких ДТП составила 7,2.

С 2016 г. среди общего количества происшествий, совершённых водителями всех возрастов, продолжают расти показатели аварийности из-за нарушений ПДД, допущенных водителями возрастной группы от 60 и старше. В 5278 (+4,6%) таких ДТП погибло 600 (+9,7%) человек и ранено 6852 (+4,8%).

Специфика концептуального подхода российских специалистов к разработке мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения заключается в переоценке значения факторов опыта и квалификации водителя при определении его безаварийности; в недостаточном учёте личностных факторов при анализе причин ДТП, а также в отсутствии дифференцированного подхода при разработке мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Для определения вектора научно-практических исследований по проблеме обеспечения безопасности дорожного движения проведён обзор зарубежных и отечественных эмпирических исследований, посвящённых оценке надёжности водителя, и соотнесение их с нормативно-правовыми актами, определяющими квалификационные требования к водителю транс-

портного средства. Это стало целью научного обзора.

Современные требования, предъявляемые к субъекту труда в профессиональной деятельности, в основном касаются показателей функциональной надёжности. Это предполагает способность к обеспечению динамической устойчивости выполнения профессиональных задач, а также соответствующий уровень развития психических функций и механизмов самоконтроля и саморегуляции. Надёжность профессиональной деятельности водителя определяется множеством факторов, включая психологические и физиологические параметры безопасного вождения, а также культуру поведения на дороге. Снижение профессиональной надёжности водителя создаёт основания для развития профессионального стресса и ухудшения работоспособности.

Согласно квалификационным требованиям, водитель должен прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению; своевременно принимать решения и действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях; контролировать своё эмоциональное состояние (приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», ред. от 2 марта 2017 г. № 76). Данные требования к водителям транспортного средства категорий «В», «ВЕ» определяют необходимость разработки и организации системы обучения основам безопасного вождения.

Следует отметить, что психофизиологические факторы отражаются на субъективных моделях дорожных ситуаций, возникающих у водителя, а также на формировании и активизации динамических стереотипов поведения [1]. Любой процесс принятия решений, связанный как с анализом риска, так и с переходом от автоматизма к контролируемой переработке информации или с её анализом на оперативном, тактическом или стратегическом уровне, включает в себя познавательные процессы. В связи с этим представляется перспективным комплексное исследование клинико-психологических факторов риска опасного вождения и участия в ДТП.

Психофизиологические особенности труда водителя и его надёжность в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда»

Проблема надёжности водителя разрабатывалась в рамках инженерной психологии. Эффективность работы системы «водитель-автомобиль-дорога-среда» зависит от надёжности водителя, которая определяется безотказностью его работы.

Различают психологическую надёжность, подразумевающую соответствие психологических качеств требованиям выполняемой деятельности, и физиологическую надёжность, зависящую от физических данных и состояния здоровья [2-4].

Водитель выполняет большой объём функций при управлении транспортным средством, решая различные задачи, в том числе обеспечение безопасности движения. В условиях экстренного реагирования для реализации функций управления необходима высокая степень функциональной надёжности, которая зависит от устойчивости организма к воздействию стресс-факторов [5].

Человек в системе управления - наиболее важное и одновременно наименее надёжное звено. Частота отказов в системах управления по вине человека арьирует от 20 до 95% [3, 4]. Такие отказы в системе управления «водитель-автомобиль-дорога-среда» представляют большую угрозу безопасности дорожного движения.

Для правильного понимания деятельности водителя и требований, которые она предъявляет к его психофизиологическим качествам, необходимо учитывать особенности труда водителя. К ним относят: монотонность деятельности и информационную перегрузку; неравномерность и неопределённость поступающей информации; выраженное нервно-психическое напряжение; работу в условиях навязанного темпа и дефицита времени; постоянную и высокую степень готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки; необходимость активного поиска недостающей информации в условиях ограниченной видимости [2, 3].

Учитывая вышеизложенные особенности труда, выделяют следующие профессионально значимые свойства личности водителя: оптимальное функциональное состояние, характеризующее уровень физиологической активности основных систем организма; динамические характеристики психической детальности, обусловленные скоростью протекания психических процессов; нервно-психическая устойчивость, определяющая способность справляться с информационными перегрузками, а также переносить длительные психоэмоциональное напряжение и монотонию; устойчивость к раздражителям, вызывающим иллюзии пространственного положения [5].

Психофизиологические факторы безопасного и высокорискового поведения водителя

По данным отечественных исследований, функциональная надёжность водителей зависит от типа нервной системы, особенностей ощущения и восприятия, скорости и точности сенсомотор-ных реакций, характеристик внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, а также от таких индивидуально-психологических свойств личности, как темперамент и характер, морально-нравствен-

ные качества [6-8]. Было выявлено, что типологические свойства нервной системы, а именно сила процессов возбуждения, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, оказывают положительное влияние на успешность деятельности водителя в экстремальных ситуациях. Вместе с тем слабость нервных процессов не препятствует адекватному поведению в сложных условиях [9]. К физиологической основе состояния психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях относят достаточно высокий функциональный уровень возбуждения коры и подкорки головного мозга.

Под действием негативных факторов внешней среды в организме человека происходят закономерные физиологические изменения, оказывающие влияние на его функциональное состояние. В экстремальных ситуациях организм человека подвергается сильному воздействию раздражителей различной природы, которые вызывают комплекс ответных реакций, часто выраженный в гипермобилизации защитных сил организма. Сама по себе мобилизация является естественным физиологическим ответом, способствующим адаптации организма к сложным условиям деятельности. Но если организм достигает своих предельных мобилизационных возможностей и выходит на уровень перенапряжения систем, обеспечивающих реализацию профессиональных действий, наступает состояние декомпенсации, снижающее функциональную надёжность водителя. Негативные изменения психофизиологического состояния, рассматриваемого как системный ответ организма на внешние и внутренние стимулы и факторы, направленный на достижение необходимого социально-биологического результата, проявляются в снижении уровня или срывах психической либо психофизиологической адаптации [10]. Это приводит к профессиональным ошибкам водителей, развитию и обострению психических и психосоматических расстройств, снижению уровня профессионального здоровья в целом [10].

Причиной совершения правонарушений на дороге могут стать как психологические, так и психофизиологические особенности человека. В частности, к ним можно отнести агрессивность, которую связывают с особенностями функционирования лим-бической системы [11]. Результаты исследований Г Pillmann и коллег (1999) показывают, что склонность к противоправному поведению может увеличиваться при ухудшении функционирования левого полушария [12]. Импульсивное агрессивное поведение, способствующее противоправным действиям, связывают со снижением функционального состояния отдельных участков коры левого полушария головного мозга и ослаблением их контролирующей функции. У нарушителей ПДД чаще наблюдается левосторонняя сенсорная асимме-

трия органа зрения на фоне ведущих правой руки и правого уха, и реже - левосторонняя сенсорная асимметрия органа слуха при доминантной правой руке и ведущем правом глазе. Надо отметить, что все правонарушители имели достоверно высокие значения индексов агрессивности и враждебности. Кроме того, низкая лабильность нервной системы - отличительная характеристика правонарушителей дорожного движения [13].

Целый пласт эмпирических исследований за рубежом выполняется в рамках когнитивного подхода. Авторы исходят из положения, что вождение предполагает использование навыков и автоматизированных действий, однако гибкость и развитость высших когнитивных функций (исполнительная обработка) необходимы, чтобы справиться с постоянно изменяющейся ситуацией на дороге. Из-за дефицита когнитивных функций потенциальная безопасность вождения может быть существенно снижена. К когнитивным нарушениям, способным оказать негативное влияние на безопасность управления транспортного средства, относят: снижение мнестических способностей (дефицит внимания, отвлекаемость, замедленность времени реакции, нарушение способности обобщения, пространственная дезориентация, нарушение восприятия глубины, фигуры-фона, снижение визуального сканирования, неумение отличать существенные детали от несущественных); нарушение процесса саморегуляции (нарушения инициации и осуществления действий, нарушение последовательности навыков, низкая способность оценивать результаты и последствия своих действий, неразвитость навыков разрешения проблем); нарушения эмоционально-волевой сферы (снижение толерантности к стрессам, рас-торможенность, импульсивность), обусловленные нейрофизиологическими и нейрогуморальными изменениями [14-16].

Существенным фактором, определяющим безопасность управления транспортным средством, является соответствие информационной загрузки дороги, динамической характеристики автомобиля и скорости переработки водителем информации. Как информационная перегрузка, так и дефицит информации имеют прямую связь с вероятностью совершения дорожно-транспортных нарушений. Это связано с возникновением усталости, сопровождающейся временным ухудшением показателей двигательной реакции, нарушением координации движений и работы зрительного анализатора, внимания, памяти, а также повышением артериального давления [2, 3].

В результате утомления ухудшаются характеристики зрительного восприятия, которые снижают контрастную чувствительность, точность оценки расстояний до объектов и скорости их движения, ухудшается организация управления транспортным

средством, особенно устойчивость переключения внимания на отдельные объекты. При утомлении ослабевает память, поэтому в конце длительной поездки наблюдается резкое увеличение средних значений не только времени обнаружения сигнала, но и скорости переработки информации, отмечается наибольший разброс величин времени реакции, то есть возможны нежелательные как чрезмерно замедленная, так и очень быстрая реакции [2, 3, 17].

Состояние усталости тесно связано с активностью головного мозга. S.K. Lal, A. Craig, P. Boord, L. Kirkup, H. Nguyen (2003) подчёркивают важность разработки программ профилактики и ранней диагностики состояния усталости у водителей на основе фиксации изменений параметров электрокардиограммы [18].

В.А. Василенко (2013), В.И. Коноплянко (2005, 2007) обращают внимание на то, что отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости движения, протекают в условиях дефицита времени [19-21]. Качество действий водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных реакций на различные раздражители. В.И. Коноплянко и соавт. (2005) выделяет следующие ошибки, связанные с дефицитом времени: ошибка в проведении ситуационного анализа, неверное принятие решения, ошибочность предпринимаемого действия [21].

Следует отметить, что надёжность водителя зависит и от состояния других звеньев системы «водитель-автомобиль-дорога-среда». От способности водителя воспринимать и своевременно реагировать на поступающую информацию во многом зависит безопасность движения. Скорость и точность реагирования находятся в прямой зависимости от информационных характеристик поступающих сигналов. Системный подход к решению проблем обеспечения надёжности водителя и безопасности дорожного движения предполагает учёт максимально возможного количества факторов, влияющих на возникновение ДТП, а также совершенствование системы подготовки кандидатов в водители [4, 22-24].

Необходимо добавить, что в зарубежной практике для решения этой задачи создаются специальные диагностические инструменты оценки водителей, например методика когнитивного поведения водителя (Cognitive Behavioural Driver Inventory - CBDI), нейропсихологический тест (Rev Auditory Verbal Learning Test - RAVLT) [14]. Внедрена ступенчатая система лицензирования водителя (GDLS). Она включает 3 этапа: 1) прохождение кандидатом в водители отбора для получения разрешения на обучение; 2) получение разрешения на управление транспортным средством с ограничением, временного или испытательного срока лицензии; 3) получение лицензии на полные водительские права. Лицензирование водителей,

как правило, ограничивает езду в ночное время, скоростной режим и возможность самостоятельного вождения на начальных этапах. Но эти ограничения снимаются со временем по итогам обучения и результатам комплексного тестирования кандидата в водители. В конечном счете кандидат получает полную лицензию водителя [25].

Таким образом, эффективность обеспечения функциональной надёжности водителя зависит от того, насколько результаты исследований интегрированы в систему подготовки кандидатов в водители. При этом особую роль приобретает практическая подготовка кандидата, включающая тренинги, направленные на развитие навыков саморегуляции и профессионально важных качеств водителей.

Заключение

Обзор современных эмпирических работ показал необходимость междисциплинарных исследований индивидуально-типологических личностных пре-диспозиций опасного поведения на дороге. Анализ накопленных теоретических и эмпирических данных позволяет наметить пути интегративного исследования особенностей самоконтроля, функционирования высших психических функций и состояния вегетатив-

ного обеспечения деятельности водителя, в том числе в экстремальных ситуациях. Новым является выделение индивидуально-типологических, когнитивных предикторов склонности к декомпенсации и рискованному поведению на дорогах у водителей, создание диагностического комплекс оценки риска склонности к опасному вождению. Практически востребованным представляется создание программ тренингов по развитию навыков принятия решений в дорожно-транспортных ситуациях и разработка обучающих программ по профилактике психоэмоциональной дисфункции у водителей транспортных средств.

Создание комплексов диагностических методов, технологий психопрофилактики и психокоррекции внесёт вклад в обеспечение безопасности дорожного движения и возможности своевременной оценки рисков, что является важной составляющей реализуемых мероприятий в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г.) национальных проектов: Концепции демографической политики на период до 2025 г.; Транспортной стратегии на период до 2030 г.; Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г.

Сведения об авторах

Васильченко Алеся Сергеевна - младший научный сотрудник лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва Индекс: ORCID 0000-0002-4942-7975 E-mail: vasilchenko.alesya@gmail.com

Шпорт Светлана Вячеславовна - кандидат медицинских наук, учёный секретарь ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва Индексы: РИНЦ AuthorlD: 565257; ORCID 0000-0003-0739-4121 E-mail: svshport@mail.ru

Булыгина Вера Геннадьевна - доктор медицинских наук, руководитель лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва Индексы: РИНЦ AuthorlD: 495275; ORCID 0000-0001-5584-1251 E-mail: ver210@yandex.ru

Литература

1. Лобанова Ю.И. Субъективные модели дорожных ситуаций как критерий адаптированности к участию в дорожном движении // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. № 2. С. 100-110.

2. Постовалова А.И. Основы автотранспортной психологии: учебное пособие / Под ред. З.А. Шакуровой. Челябинск: ЮУрГУ, 2006. 164 с.

3. Романов А.Н. Автотранспортная психология. М.: Академия, 2002. 224 с.

4. Бебинов С.Е., Сальников В.А. Особенности формирования профессиональных водительских навыков. Омск: СибАДИ, 2016. 174 с.

5. Пономаренко В.А. Методологическое пособие по подготовке человека летающего. М.: Когито-Центр, 2016. 227 с.

6. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления: хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991. С. 238-248.

7. Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993. 252 с.

8. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001. 360 с.

9. Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния водителя по делам о дорожно-транспортных происшествиях: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06 / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре РФ. М., 1998. 236 с.

Литература

10. Жуков И.Ю., Митин И.Н. Психологические индикаторы неблагоприятного прогноза безаварийной работы водителей // Медицина катастроф. 2011. № 3. С. 36-39.

11. Eichelman B. The limbic system and aggression in humans // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 1983. Vol. 7. P. 391-394.

12. Pillmann F., Ullrich S., Sannemuller U. et al. Violence, criminal behavior, and the EEG: Significance of left hemispheric focal abnormalities // Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences. 1999. Vol. 11, № 4. P. 454-457.

13. Равилов И.И., Хакимзянов Р.Н., Юнусова С.Г. Психофизиологические особенности правонарушителей дорожного движения // Вестник НЦБЖД. 2009. Т. 2, № 2. С. 51-52.

14. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Шпорт С.В. и др. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований) // Психология и право. 2016. Т. 6, № 2. С. 72-92.

15. Chan M., Singhal A. The emotional side of cognitive distraction: Implications for road safety // Accident Analysis and Prevention. 2013. Vol. 50. P. 147-154.

16. Dahlen E.R., Martin R.C., Ragan K. et al. Driving anger, sensation seeking, impulsiveness, and boredom proneness in the prediction of unsafe driving // Accident Analysis and Prevention. 2005. Vol. 37, № 2. P. 341-348.

17. Буйленко В.Я., Жанказиев С.В., Дементиенко В.В. и др. Психологические особенности человека при управлении автомобильным транспортом: учебное пособие. М.: МАДИ, 2017. 172 с.

18. Lal S.K.L., Craig A., Boord P. et al. Development of an algorithm for an EEG-based driver fatigue countermeasure // J Safety Res. 2003. Vol. 34, № 3. P. 321-328.

19. Василенко В.А. Психологические особенности водителя как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 309-312.

20. Коноплянко В.И. Организация и безопасность движения. М.: Высш. шк., 2007. 383 с.

21. Коноплянко В.И., Зырянов В.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения. М.: Высш. шк., 2005. 271 с.

22. Лобанова Ю.И. Психология безопасного автовождения. СПб., 2016. 326 с.

23. Митраков В.М. Психолого-акмеологические условия развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Шуйский государственный педагогический ун-т. Шуя, 2004. 235 c.

24. Грищенко Я.И., Таланов С.А. Повышать профессиональное мастерство водителей // Охрана труда и социальное страхование. 2018. № 2. С. 22-30.

25. Green J., Steinbach R., Christie N. Will Graduated Driving Licencing have mixed results for reducing road injury? A qualitative study in the UK // 12th World Conference on Injury Prevention and Safety Promotion "Safety 2016 - from research to implementation" (Tampere, 18-22 September 2016) / Eds Roderick J. McClure. London (United Kingdom): BMJ, 2016. 393 p.

References

1. Lobanova YI. Sub"ektivnye modeli dorozhnykh situatsiy kak kriteriy adaptirovannosti k uchastiyu v dorozhnom dvizhenii. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2016;(2):100-10. Russian.

2. Postovalova AI. Osnovy avtotransportnoy psikhologii: uchebnoe posobie. ed. ZA Shakurovoy. Chelyabinsk; 2006. 164 p. Russian.

3. Romanov AN Avtotransportnaya psikhologiya. Moscow; 2002. 224 p. Russian.

4. Bebinov SE, Sal'nikov VA. Osobennosti formirovaniya professional'nykh voditel'skikh navykov. Omsk; 2016. 174 p. Russian.

5. Ponomarenko VA. Metodologicheskoe posobie po podgotovke cheloveka letayushchego. Moscow; 2016. 227 p. Russian.

6. Nebylitsyn VD. Nadezhnost' raboty operatora v slozhnoy sisteme upravleniya. Khrestomatiya po inzhenernoy psikhologii. ed. BA Dushkov. Moscow; 1991. p. 238-48. Russian.

7. Kotik MA, Emel'yanov AM. Priroda oshibok cheloveka-operatora. Moscow; 1993. 252 p. Russian.

8. Strelkov YK. Inzhenernaya i professional'naya psikhologiya. Moscow; 2001. 360 p. Russian.

9. Shipshin SS. Sudebno-psikhologicheskaya ehkspertiza psikhicheskogo sostoyaniya voditelya po delam o dorozhno-transportnykh proisshestviyakh [PhD thesis]. [Moscow (Russia)]: NII problem ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka pri General'noy Prokurature RF; 1998. 236 p. Russian.

10. Zhukov IY, Mitin IN. Psikhologicheskie indikatory neblagopriyatnogo prognoza bezavariynoy raboty voditeley. Meditsina katastrof. 2011;(3):36-9. Russian.

11. Eichelman B. The limbic system and aggression in humans. Neurosci and Biobehav Rev. 1983;(7):391-4. PMID: 6199700

12. Pillmann F, Ullrich S, Sannemuller U, et al. Violence, criminal behavior, and the EEG: Significance of left hemispheric focal abnormalities. J Neuropsychiatry Clin Neurosci. 1999;11(4):454-7. PMID: 10570757 DOI: 10.1176/jnp.11.4.454

13. Ravilov II, Khakimzyanov RN, Yunusova SG. Psikhofiziologicheskie osobennosti pravonarushiteley dorozhnogo dvizheniya. Vestnik NTSBZHD. 2009;2(2):51 -2. Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Bulygina VG, Dubinskiy AA, Shport SV, et al. Psikhologiya vysokoriskovogo vozhdeniya (obzor zarubezhnykh issledovaniy). Psikhologiya i pravo [Psychology and Law]. 2016;6(2):72-92. Russian.

15. Chan M, Singhal A. The emotional side of cognitive distraction: Implications for road safety. Accid Anal Prev. 2013;50:147-54. PMID: 23200451 DOI: 10.1016/j.aap.2012.04.004

16. Dahlen ER, Martin RC, Ragan K, et al. Driving anger, sensation seeking, impulsiveness, and boredom proneness in the prediction of unsafe driving. Accid Anal Prev. 2005;37(2):341-8. PMID: 15667821 D0I:10.1016/j.aap.2004.10.006

17. Buylenko VY, Zhankaziev SV, Dementienko VV, et al. Psikhologicheskie osobennosti cheloveka pri upravlenii avtomobil'nym transportom: uchebnoe posobie. Moscow; 2017. 172 p. Russian.

18. Lal SKL, Craig A, Boord P, et al. Development of an algorithm for an EEG-based driver fatigue countermeasure. J Safety Res. 2003;34(3): 321-8. PMID: 12963079 D0I:10.1016/S0022-4375(03)00027-6

19. Vasilenko VA. Psikhologicheskie osobennosti voditelya kak faktor bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. Molodoy uchenyy. 2013;(2):309-12. Russian.

20. Konoplyanko VI. Organizatsiya i bezopasnost' dvizheniya. Moscow; 2007. 383 p. Russian.

21. Konoplyanko VI, Zyryanov VV, Vorob'ev YV. Osnovy upravleniya avtomobilem i bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. Moscow; 2005. 271 p. Russian.

22. Lobanova YI. Psikhologiya bezopasnogo avtovozhdeniya. Saint-Petersburg; 2016. 326 p. Russian.

23. Mitrakov VM. Psikhologo-akmeologicheskie usloviya razvitiya professional'noy gotovnosti voditeley avtotransporta k deystviyam v ehkstremal'nykh situatsiyakh [PhD thesis]. [Shuya (Russia)]: Shuyskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy un-t [Shuya state university of pedagogy]; 2004. 235 p. Russian.

24. Grishchenko YI, Talanov SA. Povyshat' professional'noe masterstvo voditeley. Okhrana truda i sotsial'noe strakhovanie. 2018;(2):22-30. Russian.

25. Green J, Steinbach R, Christie N. Will Graduated Driving Licencing have mixed results for reducing road injury? A qualitative study in the UK. Proceedings of the 12th World Conference on Injury Prevention and Safety Promotion "Safety 2016 - from research to implementation"; 2016 Sept 18-22; Tampere, Finland; London (United Kingdom): BMJ; 2016. 393 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.