Научная статья на тему 'Методологические вопросы медико-психологического обеспечения безопасности дорожного движения'

Методологические вопросы медико-психологического обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
217
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / СТРУКТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRUCTURAL MANAGEMENT / СИСТЕМНОСИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM-SITUATIONAL APPROACH / МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ROAD AND TRANSPORT INCIDENTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Носс И.Н., Шпорт С.В., Булыгина В.Г.

В обзоре представлено обоснование медико-психологической психопрофилактики дорожно-транспортных происшествий как единой управленческой системы обеспечения надежности водителей. Предлагаемая система психопрофилактики основана на системно-ситуативном подходе. На основе анализа нормативно-правовых документов и результатов эмпирических исследований факторов риска дорожнотранспортных происшествий обоснованы и сформулированы функционально-личностные требования к водителям. Авторы предлагают в рамках структурного управления проводить моделирование с точки зрения человеческого фактора системы психофизиологических требований к водителю. Эта система представляет собой комплекс требований к эталонному субъекту безаварийной эксплуатации. Разработанная предметно-содержательная модель является ориентиром для параметрического управления. Содержательно раскрыты этапы параметрического управления, включающего диагностику, отбор и подготовку водителей. В рамках медико-психологического сопровождения сформулированы некоторые организационно-процессуальные аспекты системы обеспечения надежности водителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological issues of medical and psychological support of road safety

The review presents a substantiation of medical and psychological psycho-prophylaxis of road accidents as a unified management system for ensuring the reliability of drivers. The proposed system of psycho-prophylaxis is based on the system-situational approach. Based on the analysis of regulatory documents and the results of empirical studies of road accident risk factors, functional and personal requirements for drivers have been substantiated and formulated. The authors propose, within the framework of the structural management, to produce a simulation from the point of view of the human factor of the system of psychophysiological requirements to the driver. This system is a set of requirements for a reference subject of accident-free operation. The developed subject-based model is a reference point for parametric control. The stages of parametric control, including diagnostics, selection and training of drivers, are disclosed in detail. Within the framework of medical and psychological support, certain organizational and procedural aspects of the driver's reliability assurance system are formulated.

Текст научной работы на тему «Методологические вопросы медико-психологического обеспечения безопасности дорожного движения»

МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2018 УДК 159.98

Для корреспонденции

Шпорт Светлана Вячеславовна - кандидат медицинских

наук, ученый секретарь ФГБУ «Национальный медицинский

исследовательский центр психиатрии и наркологии

им. В.П. Сербского» Минздрава России

Адрес: 119034, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23

Телефон: +7 (495) 637-51-35

E-mail: svshport@mail.ru

И.Н. Носс1, 2, С.В. Шпорт1, В.Г. Булыгина1

Методологические вопросы медико-психологического обеспечения безопасности дорожного движения

Научный обзор

1 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия

2 Московский государственный областной университет, Москва, Россия

В обзоре представлено обоснование медико-психологической психопрофилактики дорожно-транспортных происшествий как единой управленческой системы обеспечения надежности водителей. Предлагаемая система психопрофилактики основана на системно-ситуативном подходе. На основе анализа нормативно-правовых документов и результатов эмпирических исследований факторов риска дорожно-транспортных происшествий обоснованы и сформулированы функционально-личностные требования к водителям. Авторы предлагают в рамках структурного управления проводить моделирование с точки зрения человеческого фактора системы психофизиологических требований к водителю. Эта система представляет собой комплекс требований к эталонному субъекту безаварийной эксплуатации. Разработанная предметно-содержательная модель является ориентиром для параметрического управления. Содержательно раскрыты этапы параметрического управления, включающего диагностику, отбор и подготовку водителей. В рамках медико-психологического сопровождения сформулированы некоторые организационно-процессуальные аспекты системы обеспечения надежности водителей.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, структурное управление, системно-ситуативный подход, медико-психологическое сопровождение

I.N. Nossi 2, S.V. Shporti, V.G. Bulyginai

Methodological issues of medical and psychological support of road safety

Review

1 V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow, Russia

2 Moscow State Regional University, Moscow, Russia

The review presents a substantiation of medical and psychological psycho-prophylaxis of road accidents as a unified management system for ensuring the reliability of drivers. The proposed system of psycho-prophylaxis is based on the system-situational approach. Based on the analysis of regulatory documents and the results of empirical studies of road accident risk factors, functional and personal requirements for drivers have been substantiated and formulated. The authors propose, within the framework of the structural management, to produce a simulation from the point of view of the human factor of the system of psychophysiological requirements to the driver. This system is a set of requirements for a reference subject of accident-free operation. The developed subject-based model is a reference point for parametric control. The stages of parametric control, including diagnostics, selection and training of drivers, are disclosed in detail. Within the framework of medical and psychological support, certain organizational and procedural aspects of the driver's reliability assurance system are formulated.

Keywords: road and transport incidents, structural management, system-situational approach, medical and psychological support

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является повышение безопасности дорожного движения. Развитие системы профилактики дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) является одной из важных государственных задач. Согласно федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 г.», предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и профилактика детского ДТТ являются ведущими направлениями работы в целях повышения уровня безопасности дорожно-транспортной системы, снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), числа пострадавших и погибших.

Несмотря на снижение некоторых показателей дорожной аварийности за последние годы, количество ДТП и количество погибших по вине пьяных водителей увеличилось [1]. По данным ГИБДД, за 2016 г. на дорогах России произошло 173 694 ДТП. Из них по вине водителей - 150 860, в которых погибли 16 933 человек и 200 622 получили ранения, из них 20 655 детей были ранены и 812 -погибли. За 3 мес 2017 г. 7 из 8 ДТП (86,8%) произошли из-за нарушения Правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств. В I квартале 2017 г. из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств (ТС) произошло 27 521 ДТП, в котором погибли 2802 и получили ранения 37 273 человека.

С 2014 г. среди общего количества ДТП и числа пострадавших по вине водителей автотранспортных средств особенно негативную динамику имеют показатели аварийности из-за нарушения ПДД водителями грузового транспорта и автобусов. В I квартале 2017 г. отмечался рост количества ДТП, связанный с выездом на полосу встречного движения и несоблюдением очередности проезда перекрестков. В структуре показателей дорожной

аварийности растет количество ДТП, совершенных водителями возрастной группы старше 60 лет. Особую обеспокоенность вызывает аварийность с участием детей. Разрабатываемые в Российской Федерации мероприятия являются эффективными, но недостаточными. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2014 гг., подписанная Председателем Правительства Российской Федерации 08.01.2018, является гарантией выполнения обязательств различных служб и министерств по обеспечению безопасности дорожного движения в России. Следует отметить, что представленная к исполнению Стратегия, в основе которой лежит повышение качества жизни граждан Российской Федерации, имеет системный подход к решению проблемы дорожного травматизма. К ведущим направлениям реализации Стратегии отнесены следующие: изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения; совершенствования организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении; развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП.

Следовательно, обеспечение надежности профессиональной деятельности водителей транспортных средств в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда» является важным звеном в системе психопрофилактики ДТТ.

Мероприятия психопрофилактики ДТТ и в целом система профилактики ДТП представляет собой единую управленческую систему обеспечения надежности водителей (инфоблок 1) [2-4]. Данная система, основанная на системно-ситуативном подходе, разделена на предуправленческую и управленческую части [5].

Предуправление представляет собой подсистему проектирования структуры функционирования

Информационный блок 1. Управленческая система обеспечения надежности профессиональной деятельности водителей транспортных средств

ПРЕДУПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ

СТРУКТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (проектирование организации с точки зрения человеческого фактора) ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ (привлечение, подбор, отбор, обучение и расстановка персонала) ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИТУАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (решение задач управления транспортным средством в различных ситуациях)

ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (личностно-профессиональная диагностика, отбор) Реализация программ профилактики ДТТ, тренинговые и игровые методы адаптации к сложной ДТО начинающих водителей, мероприятия МПП водителям - участникам ДТП и др.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ АСПЕКТ (обучение, психологическая готовность)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

системы и ее внешних (для субъекта деятельности) условий, имеющих эргономический, функциональный и организационный аспекты, а также проектирование параметров человеческого фактора (субъективные условия): психофизиологических и компетентностных.

Собственно, управление с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения имеет функционально-ситуативный аспект, который, как следствие предуправленческих условий, реализуется в конкретных дорожно-транспортных ситуациях. Поэтому так называемое опасное вождение предполагает нарушение алгоритма типовых, оптимальных действий водителя ТС в реальных дорожно-транспортных ситуациях, несущих внешнюю и аутоугрозы.

Когда оптимально соблюдены основные требования и отработаны параметры, включенные в содержание предуправленческой или предде-ятельностной части, сами действия водителя на дороге перестают быть опасными, а сложные ситуации разрешаются более продуктивно и не ведут к ДТП. Функционально-ситуативная составляющая управления ТС представляет собой поведение и действия водителя в конкретных сложных, экстремальных и в целом стрессогенных ситуациях. На этом этапе реализуются программы профилактики ДТТ, тренинговые и игровые методы адаптации к сложной дорожно-транспортной обстановки (ДТО) начинающих водителей, мероприятия медико-психологической помощи (МПП) водителям - участникам ДТП и др. [6].

Структурное управление как часть предуправ-ленческого аспекта представляет собой проектирование внешних условий деятельности водителя. Оно состоит прежде всего из учета эргономического аспекта, к которому можно отнести: а) дорожные условия (скорость и плотность транспортного потока, технические условия дорожного покрытия, уклон дороги, изгибы и т.д.); б) конструкцию и техническое состояние ТС (неудобное размещение приборов, дисплея, панели, ее видимость, неотре-гулированность зеркал заднего вида и т.д.); в) погодные условия (плохая видимость, метель, гроза, ураганы, ветер и т.д.) и г) отвлекающие факторы (громкая музыка, активное взаимодействие между водителем и пассажирами, использование мобильного телефона, внешние события и т.д.). К функционально-организационному аспекту относятся: а) уровень организации и обеспечения безопасности дорожного движения (оптимальность разметки и схемы управления дорожным движением, размеры и место установки дорожных знаков и светофоров и т.д.) и б) особенности поведения и вождения ТС других водителей (агрессивность вождения, нарушение ПДД, несоблюдение установленной дистанции между ТС, неуверенность в процессе маневрирования ТС и т.д.).

Перечисленные факторы дают основание для проектирования функционально-личностных требований к водителям. Некоторые авторы называют их внутренними условиями безопасного вождения ТС, к которым относят «рискованное агрессивное поведение», «опасное поведение», «особенности стиля вождения» [7], а также личностные свойства водителя, которые могут повлиять на сам процесс управления ТС: возраст, гендерные особенности [8], общее состояние, особенности мотивации и эмоционального фона, употребление лекарств, алкоголя [9], наркотических средств и психотропных веществ, которые ухудшают психомоторные реакции, нарушение сенсорных анализаторов, неврологические и когнитивные нарушения и пр.

Обобщенные эмпирические данные, накопленные в различных источниках, позволяют сформулировать следующие психологические условия вождения ТС:

1. Сложность сенсорно-моторных действий водителя автомобиля, предполагающая при среднем потоке информации в 2000 дискретных важных раздражителей производить 7000 ответных действий.

2. Совмещение противоположных, отрицательно влияющих на продуктивность работы условий -монотонности и информационной перегрузки.

3. Выраженное нервно-психическое напряжение водителя как следствие управление автомобилем - транспортным средством повышенной опасности, детерминирующее преобладание отрицательных эмоций (страха, тревоги, сомнения, постоянного ожидания аварийных ситуаций, нарушения процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, увеличения времени реакции и нарушения координации движений).

4. Комплексное сочетание непрерывности управления ТС и дискретности, связанной со стремлением быстрее достичь цели поездки.

5. Условия навязанного темпа интенсивного движения и дефицита времени в сложных дорожных ситуациях.

6. Постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки, осложняющая процессы восприятия и внимания водителей.

7. Неравномерность и неопределенность поступающей информации о дорожной обстановке, предполагающие адекватную реакцию на неожиданные ее изменения. Водитель не может быть абсолютно уверен, что события на дороге будут развиваться так, как он предполагает.

8. Прогнозирование, т.е. предвидение вероятностного развития дорожной обстановки.

9. Активный поиск недостающей информации в условиях ограниченной видимости и пр.

Перечисленные условия в рамках структурного управления предполагают проводить моделирова-

ние с точки зрения человеческого фактора системы психофизиологических требований к водителю. Эта система требований к эталонному субъекту безаварийной эксплуатации ТС (СБЭ ТС) выполняет функцию предметно-содержательной модели. Эталон, как правило, отражает личностно-профес-сиональные требования к идеальному, беспрецедентному СБЭ ТС, к идеальному, прецедентному СБЭ ТС, к реальному СБЭ ТС или усредненному СБЭ ТС. В практике профессиографии на этапе структурного управления в качестве эталона чаще всего используют модель усредненного СБЭ ТС, основанную на нормальном распределении личност-но-профессиональных признаков специалистов. Разработанная предметно-содержательная модель СБЭ ТС является ориентиром для параметрического управления.

Параметрическое управление СБЭ ТС состоит в диагностике, отборе и подготовке водителей.

Диагностический и отборный блоки параметрического аспекта на базе адекватно выстроенной концептуально-теоретической и предметно-содержательной моделей предполагают последовательную разработку и реализацию инструментально-методической, формально-логической и интерпретационной моделей ассессмента водителей ТС. В данном пункте реализуется оптимальное соотношение требований и условий деятельности водителей с их личностно-профес-сиональными (деятельностными, поведенческими, психофизиологическими) качествами. Степень их соотнесения определяет уровень психофизиологической готовности (пригодности) субъекта к безаварийному вождению ТС.

Данная степень готовности, как правило, определяется по когнитивным, эмоционально-волевым, мотивационным и характерологическим критериям и нормативам. Критерии и нормативы задаются экспериментально в рамках статистического анализа соотношения психологических особенностей водителей - субъектов безаварийной эксплуатации ТС (СБЭ ТС) и объективных данных по ДТП или ДТТ (так называемый внешний критерий). Внешний критерий выполняет троякую функцию. С одной стороны, с его помощью проверяют адекватность модели пригодности водителей к безопасному управлению ТС, с другой стороны, он является точкой отсчета прогноза степени безаварийности вождения и, с третьей стороны, выступает критерием валидизации измерительных и оценивающих психофизиологических средств диагностики водителей. В настоящее время методическим аспектам профилактики профессио-логических проблем отводится значимое место. Инструментарий оценки СБЭ ТС не является исключением. Проблемы оценочного инструментария исходят из общего снижения валидности психофизиологических средств диагностики [10],

недостаточной изученности проблематики личност-но-профессиональной предрасположенности [11] и проблем, связанных с обработкой полученных эмпирических данных [12]. В связи с этим методики оценки СБЭ ТС необходимо разрабатывать как для конкретных направлений водительской и операторской деятельности, так и для анализа личностных причин ДТП.

Блок подготовки СБЭ ТС предполагает на основе выявленных позитивных особенностей и общей предрасположенности личности к безопасному, безаварийному поведению, элиминировав или компенсировав негативные черты, применение эффективных средств и методов углубленной подготовки людей, в целях формирования у них достаточного уровня соответствующих современным требованиям компетенций оптимального водителя ТС. Подготовка должна предполагать наряду с усвоением ПДД вождения ТС и знания его технических характеристик, также проведение комплексных практических (игровых, коучинговых форм) занятий по анализу типовых и экстремальных ситуаций на дороге, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также элементов психологической подготовки будущих СБЭ ТС.

Функционально-ситуативный аспект управления СБЭ ТС (непосредственное медико-психологическое сопровождение) предполагает создание медико-психологической системы элиминации и (или) компенсации организационно-психологических погрешностей предуправленческого этапа, хотя и диагностика предрасположенности к безаварийному поведению, и соответствующий отбор СБЭ ТС в рамках параметрического управления являются профилактическими средствами обеспечения дорожной безопасности.

Известно, что вероятностно-стохастические модели СБЭ ТС с учетом доверительного интервала прогноза безопасности вождения требуют контекстной адаптации и периодической коррекции. Это и есть система медико-психологического сопровождения или психологический аспект функционально-ситуативного управления СБЭ ТС. В рамках данной системы мониторинг проблем безаварийного вождения по крайней мере нацелен на адаптацию водителя к дорожной обстановке [13], профилактику так называемого опасного вождения, причиной которого наряду с объективными аспектами являются преднамеренные акты агрессии [14] на дороге, снижение когнитивных функций, измененное эмоциональное состояние, рискованное поведение [1] и др.

Опасное вождение при мониторинге исследуется в конкретных ситуациях дорожной обстановки и предполагает углубленное изучение внутренних клинических, психофизиологических, когнитивных, мотивационно-смысловых факторов, а также пси-

хологических особенностей лиц, склонных к зависимостям от алкоголя [9] и наркотиков [15].

В рамках психологического сопровождения можно сформулировать некоторые организационно-процессуальные аспекты, которые частично реализованы на практике следующим образом.

1. Психологические исследования в области профессионального отбора водителей и подготовки кандидатов в водители в автошколах (Программа дополнительного образования по психологии дорожного движения для специалистов, участвующих в подготовке водителей в автошколах).

2. Разработка методов психодиагностики (предложена компьютерная диагностическая программа для исследования психологических детерминант безопасности водителя) [16].

3. Система психопрофилактики ДТП. В рамках направления «Traffic Psychology» выделяется несколько основных исследовательских линий: процесс восприятия информации за рулем; установки водителя по отношению к другим участникам дорожного движения; общее психическое состояние водителя и уровень его подготовки; взаимодействие с представителями правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность движения.

4. Осуществление комплексной МПП водителям - участникам ДТП с симптомами острой реак-

ции на стресс, которая предполагает психотерапию, фармакотерапию, психологическое сопровождение.

В заключение следует отметить, что медико-психологическое обеспечение безопасности дорожного движения должно носить системный активный управленческий характер. Важна медицинская составляющая безопасности дорожного движения, которая заключается прежде всего в дифференцированном подходе определения показаний (противопоказаний) к управлению транспортным средством индивидом. Ее реализация предполагает прохождение двух основных стадий. Первая стадия - предуправле-ние, когда реализуются мероприятия выстраивания предварительных (до включения субъекта в процесс вождения ТС) внешних (психологический аспект структурного управления) и внутренних (психологический аспект параметрического управления) конститутивных условий безопасности вождения ТС. Вторая стадия - управление субъектом вождения (психологический аспект функционально-ситуативного управления), в рамках которого осуществляются медико-психологическая коррекция и устранение негативных субъективных проявлений в контексте актуальной дорожной обстановки.

Сведения об авторах

Носс Игорь Николаевич - доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики; профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Московского государственного областного университета (Москва) РИНЦ AuthorlD: 770306 E-mail: innoss2007@yandex.ru

Шпорт Светлана Вячеславовна - кандидат медицинских наук, ученый секретарь ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России РИНЦ AuthorlD: 565257 E-mail: svshport@mail.ru

Булыгина Вера Геннадьевна - доктор психологических наук, руководитель Лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», профессор кафедры судебной и клинической психологии ГБОУ «Московского государственного психолого-педагогического университета» (Москва) РИНЦ AuthorlD: 495275 E-mail: ver210@yandex.ru

Литература

1. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Шпорт С.В., Калинкин Д.С. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс]. Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 72-92. doi: 10.17759/psylaw.2016060206.

2. Крук В.М., Носс И.Н., Федотов А.Ю. Психодиагностическая оценка надежности сотрудника: учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. В.М. Крука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.143 с.

3. Крук В.М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста. Монография. М.: Изд-во НИИ радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2012. 376 с.

4. Крук В.М., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы: учебно-методическое пособие. М.: Научно-учебный комплекс «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2016. 120 с.

5. Шведин Б.Я. Онтология предприятия: экспириентологичнский подход: Технология построения онтологической модели предприятия. М.: Ленанд, 2010.

6. Булыгина В.Г., Шпорт С.В., Васильченко А.С., Калинкин Д.С. Кли-нико-психологические факторы высокорискового поведения у участников дорожного движения: Аналитический обзор. М.: ФГБУ «НМИЦПН им В.П. Сербского» Минздрава России, 2017. С. 27-54.

7. Голубихина Ю.Ю. Динамика показателей надежности профессиональной деятельности водителей-сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. психолог. наук. СПб.: СПбУМВД России, 2015. 278 с.

8. Васильченко А.С., Шпорт С.В., Булыгина В.Г. Медико-психологические факторы дорожно-транспортных происшествий (современное состояние проблемы) // Российский психиатрический журнал. 2016. № 4. С. 81-88.

9. Бурцев А.А. Медицинский и правовой аспекты профилактики автодорожного травматизма, связанного с опьянением водителя транспортного средства: монография. М.: Техполиграфцентр, 2017. 147 с.

10. Сугоняев К.В. Приключения зарубежных тестов в России // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Мат. XI межвуз. науч.-практ. конф. (Москва, 4.04.2013) / Под ред. А.В.Карасева, В.А.Собины. М.: ИНЭП. 2013. С. 173-189.

11. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. 688 с.

12. Смирнов Г.А. Об исходных понятиях формальной теории целостности // Системные исследования: Методол. проблемы: Ежегодник, 1978. М.: Наука, 1978. С. 53 -69.

13. Лобанова, Ю.И. Психология безопасного автовождения: монография. - СПбГАСУ. СПб., 2016. 326 с.

14. Агрессия и психические расстройства / Под. ред. акад. РАМН Т.Б. Дмитриевой, проф. Б.В. Шостаковича. М.: ГНЦС и СП им. В.П. Сербского, 2006. Т .2. 196 с.

15. Рохлина М.Л., Козлов А.А. Наркомании. Медицинские и социальные последствия. Лечение. М.: изд-во «Анахарсис», 2001. 208 с.

16. Обоймова С.М. Психологические детерминанты безопасности водителя: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. М.: УРАО, 2014.

References

1. Bulygina VG, Dubinskiy AA, Shport SV, Kalinkin DS. [Psychology of high risk driving (review of foreign studies)]. [Elektronnyy resurs]. Psikhologiia i pravo [Psychology and Law]. 2016;6(2):72-92. doi: 10.17759/psylaw.2016060206. Russian.

2. Kruk VM, Noss IN, Fedotov AYu. Psikhodiagnosticheskaya otsenka nadezhnosti sotrudnika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: YuNITI-DANA; 2017. 143 p. Russian.

3. Kruk VM. Psikhologiya obespecheniya lichnostnoy nadezhnosti spetsialista. Moscow: Izd-vo NII radioelektroniki i lazernoy tekhniki MGTU im. N.E.Baumana; 2012. 376 p. Russian.

4. Kruk VM, Fedotov AYu. Sistemno-situativnyy analiz v prakticheskoy deyatel'nosti dolzhnostnykh lits psikhologicheskoy sluzhby: uchebno-metodicheskoe posobie. Moscow; 2016. 120 p. Russian.

5. Shvedin BYa. Ontologiya predpriyatiya: ekspirientologichnskiy podkhod: Tekhnologiya postroeniya ontologicheskoy modeli predpriyatiya. Moscow: Lenand; 2010. Russian.

6. Bulygina VG, Shport SV, Vasil'chenko AS, Kalinkin DS. Kliniko-psikhologicheskie faktory vysokoriskovogo povedeniya u uchastnikov dorozhnogo dvizheniya: Analiticheskiy obzor. Moscow; 2017. p. 27-54. Russian.

7. Golubikhina YuYu. Dinamika pokazateley nadezhnosti professional'noy deyatel'nosti voditeley-sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii: dissertatsiya ... kandidata psikhologicheskikh nauk. St. Petersburg; 2015. 278 p. Russian.

8. Vasil'chenko AS, Shport SV, Bulygina VG. Mediko-psikhologicheskie faktory dorozhno-transportnykh proisshestviy (sovremennoe sostoyanie problemy). Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2016(4):81-8. Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Burtsev AA. Meditsinskiy i pravovoy aspekty profilaktiki avtodorozhnogo travmatizma, svyazannogo s op'yaneniem voditelya transportnogo sredstva. Moscow; 2017. 147 p. Russian.

10. Sugonyaev KV. Priklyucheniya zarubezhnykh testov v Rossii. In: Eds Karaseva AV, Sobiny VA. Zdorovyy obraz zhizni i fizicheskoe vospitanie studentov i slushateley vuzov: Mat. XI mezhvuz. nauch.-prakt. konf. (Moscow, 4.04.2013). Moscow; 2013. p. 173-89. Russian.

11. Anastazi A, Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. St. Petersburg: Piter; 2001. 688 p. Russian.

12. Smirnov GA. Ob iskhodnykh ponyatiyakh formal'noy teorii tselostnosti. Sistemnye issledovaniya: Metodol. problemy: Ezhegodnik, 1978. Moscow: Nauka; 1978. p. 53-69. Russian.

13. Lobanova YuI. Psikhologiya bezopasnogo avtovozhdeniya. St. Petersburg; SPbGASU; 2016. 326 p. Russian.

14. Eds Dmitrieva TB and Shostakovicha BV. Agressiya i psikhicheskie rasstroystva. Moscow; 2006. Vol. 2: 196 p. Russian.

15. Rokhlina ML, Kozlov AA. Narkomanii. Meditsinskie i sotsial'nye posledstviya. Lechenie. Moscow: Anakharsis; 2001. 208 p. Russian.

16. Oboymova SM. Psikhologicheskie determinanty bezopasnosti voditelya: avtoreferat dis. ... kandidata psikhologicheskikh nauk. Moscow: URAO. 2014. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.